Какую форму жизни представляет ларра. История персонажа

Ларра образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Ларра - один из персонажей рассказа М. Горького "Старуха Изергиль ".

Старая цыганка рассказывает о нем предание. Ларра родился от союза земной женщины и орла, поэтому считал себя выше людей.

Племя наказало Ларру бессмертием, ставшим для него самой страшной казнью.

2. Значение имени . Ларра переводится с цыганского языка как "отверженный".

3. Внешний вид. В начале предания Ларра - двадцатилетний красивый и сильный юноша. Он ничем не отличается от соплеменников, лишь глаза его "холодны и горды".

Ко времени разговора рассказчика и Изергиль (через тысячу лет) Ларра превратился в бесплотную, темную и густую тень.

4. Сын орла . От отца Ларра унаследовал невероятную гордость и презрение к людям и их законам. Вернувшись с матерью в племя, он сразу же повел себя вызывающе: "отвечал, если хотел, или молчал".

В патриархальном обществе непререкаемым авторитетом пользовались старейшины. Они потребовали от Ларры повиновения, на что он ответил оскорблением и заявил, что никогда не подчиниться им. Старейшины разгневались и прогнали гордеца из племени.

Ларру это нисколько не смутило. Он тут же подошел к понравившейся ему дочери одного из старейшин и обнял ее. Когда девушка оттолкнула наглеца, он убил ее. Все люди в племени были поражены безжалостностью и бессмысленностью убийства. Ларра нисколько не раскаивался и не делал попыток убежать. Он просто стоял и с гордостью смотрел на окружающих.

Какое-то время люди были в шоке. Придя в себя, они схватили сына орла и стали думать, как его наказать. Трудно было придумать наказание за столь чудовищное преступление. Племя перебрало несколько вариантов казни, но не один их не удовлетворил. Тогда люди решили попытаться понять, почему Ларра без видимой причины убил девушку.

Ларра потребовал, чтобы его развязали. Только после этого он объяснил, что совершил убийство, так как девушка отказалась принадлежать ему. Ему сказали, что за право обладания чем-либо человек должен платить "умом и силой, иногда - жизнью". Ларра заявил, что "хочет сохранить себя целым".

Всему племени стало страшно, когда оно поняло сущность Ларры. Это был человек с орлиной душой. Он считал себя центром мира и ни к чему не испытывал привязанности. Ларра стремился лишь к удовлетворению собственных эгоистических желаний.

5. Страшная кара. Самый мудрый человек в племени придумал достойное наказание для гордеца. Он повелел людям освободить Ларру и предоставить ему право делать все, что пожелает. Грянувший гром подтвердил слова старейшины: вместе со свободой сын орла обретал бессмертие. Ларре показалось смешным такое решение. Он ушел и стал жить, как его отец.

Несколько десятков лет Ларра приходил в племя и похищал все, что хотел. Бессмертие сделало его неуязвимым для оружия. Сила и ловкость позволяли скрываться незамеченным. Наконец, Ларра устал жить. Он пришел в племя, надеясь, что его убьют за все преступления. Однако люди догадались, что сын орла тяготится бессмертием и хочет умереть. Они не стали его трогать и со смехом наблюдали за страданиями отверженного.

На глазах всего племени Ларра пытался совершить самоубийство, но ничего не добился. С этого времени он в одиночестве бродит по земле и ждет смерти. От истлевшего за тысячу лет тела осталась одна тень, обреченная на вечную муку.


Легенда о Ларре раскрывается в первой главе рассказа Горького «Старуха Изергиль». Через героя Ларры автор раскрывает тему гордости и смирения. Гордость – это проявление чувства собственного достоинства, нередко обретающая негативное значение, становясь гордыней, душевным пороком. Человек с гордыней не сможет обрести признание в обществе, вместе с тем душевное спокойствие и счастье. По Максиму Горькому он обрекает себя на отчаяние.

Ларра – сын женщины и орла. Он отличался гордостью, презрением к людям, считает себя первым на земле. Своё имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени. Он совершает преступление: убивает красивую девушку за то, что она оттолкнула его.

В этом сюжете раскрывается индивидуальность Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен, отвергает и то, что за всё человеку приходится жертвовать своим умом и силой, а иногда – жизнью. Желание «сохранить себя целым», уверенность в своих суждениях и отрицание мысли и оценки племени становятся главными чертами его гордыни. Не смерившись с поведением и натурой Ларры, племя изгоняет героя из их общества.

Ларра во всём проявляет свою гордость, со смехом принимая своё наказание. Он становится подобным своему отцу. Но наказание для Ларры - его свобода. Гордость обрекает героя на полное одиночество. Жизнь без других людей оказывается невыносимой. Герой жаждет смерти, но не может умереть. Его каменная плоть символизирует эгоистичную душу, которая так и не сможет найти своё место среди людей. Главный герой не способен познать дружбу, любовь, жертву во благо. Гордыня Ларры и есть его истинное наказание, с которым герой обречён существовать вечно в образе тени, мелькающей в степях.

Максиму Горькому удалось передать индивидуальное своеобразие Ларры, изображение чувств главного героя. Благодаря легенде о Ларре понимаешь, что «каменное сердце», высокомерие и эгоистичность – это черты антиидеала, которые осуждает автор. Горький обращает наше внимание на то, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Обновлено: 2019-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Место человека в обществе на примере 2-х произведений М.Горький рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне» Ларра, Данко, Сатин, Лука

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Главный герой первой главы рассказа Горького «Старуха Изергиль», сын орла и женщины, которую он похитил из племени. Этот внешне ничем не отличающийся от других людей юноша, показывается автором, как символ, противостоящий самой жизни. Изначально присущие герою качества: красота и гордость полностью обесцениваются в его бездушном следовании инстинкту, стремлению достичь своей цели­ любыми путями, в самом его существовании, которое лишено как прошлого, так и будущего.

Герой легенды Ларра -­ это яркое воплощение бездуховности­ человека. Он мнит себя абсолютно совершенным, пытаясь даже убить всех неугодных ему людей, этими действиями он нарушает все законы человеческого бытия. Ларра, лишённый человеческой судьбы, не может даже умереть. Ему остается только просто существовать отверженным всеми людьми его племени, которые определили его такую судьбу.

По характеру этот юноша очень себялюбивый и эта черта переходит все мыслимые границы, она переходит в индивидуализм и крайней степени эгоизм. Его чувство прихоти раздуто просто до огромнейших размеров. В создании образа этого юноши автором использовалась не прямая авторская характеристика или психологический его портрет. Для этого он использовал описание характеристики своего героя через совершенные им поступки.

В произведении есть символ-деталь, им являются глаза юноши, они очень колкие и холодные, в них мы можем увидеть исполненный­ чувством собственного человеческого достоинства взгляд этого человека. Горький в своей легенде использует прием характеристики,­ так называемый несобственно-прямой. Он предоставлен­ в виде рассказчика и сопоставления с другим персонажем -

Максим Горький вошел в литературу и как автор романтических рассказов. В их числе было произведение «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. В нем автор пытается дать оценку человеку, основываясь на анализе его поступков. Мерилом их становится польза для других людей. Таким образом реализовалось свойственное романтизму понятие идеала и антиидеала.

В центре внимания писателя оказываются три героя: Изергиль, выступающая в роли рассказчицы, осужденный на вечное бессмертие Ларра и отдавший свою жизнь ради спасения племени Данко. всех трех историй (легенды удачно переплетаются с судьбой самой старухи) является ключом к пониманию ответа на вопрос, никогда не теряющий своей актуальности: в чем смысл существования человека на земле? Интересно в связи с этим порассуждать над тем, за что был наказан Ларра. И только ли он виноват во всем случившемся?

Предыстория легенды о Ларре

Действие рассказа разворачивается в вечернее время на берегу моря - типичный фон для романтического произведения. Величественная свободная природа, окружающая повествователя и старую молдаванку, живет по своим законам и в то же время отражает устремления человека, помогает понять его внутренний мир.

Легенду, рассказывающую о том, кто такой Ларра, старуха Изергиль вспоминает не случайно. Она указывает своему собеседнику на плывущие по бескрайнему небу тени. Одна из них была «темней и гуще», да и двигалась быстрее остальных. «Он живет тысячи лет… Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» - эти слова стали началом сказки о невероятной гордыне человека-орла, ставшей причиной его проклятья и бессмертия.

История рождения героя

Понимание того, за что был наказан Ларра, начинается с его происхождения. Однажды могучий орел украл в сильном и могучем племени девушку. Она вернулась лишь спустя двадцать лет, а рядом с ней был прекрасный юноша - сын, родившийся от орла. Начавший слабеть царь птиц поднялся ввысь и, сложив крылья, бросился на острые скалы.

Теперь его потомок стоял перед людьми - внешне казавшийся таким, как они, но все же отличавшийся гордыми и холодными глазами. И все его поступки подчеркивали, что он чувствует превосходство над остальными - даже со старейшинами юноша разговаривал, как равный им. Причина проста. Юноша от рождения отличался иной психологией, делающей его непохожим на людей, потому ему нет места среди них. Такова первая характеристика Ларры - сына могучего и свободолюбивого орла и земной женщины.

Убийство девушки

Сразу же противопоставив себя всему племени, Ларра хладнокровно расправляется с дочерью одного из старейшин. Та сначала завлекла его взглядом, а затем оттолкнула, испугавшись отца. Всех вокруг сковал страх - впервые на их глазах так жестоко убивали женщину. А сын орла гордо стоял над своей жертвой, не опуская головы и чувствуя свое превосходство над остальными, за что был наказан.

Ларра смутил своим поведением старейшин. Долго пытались они понять поступок юноши. Не найдя ответа на свои вопросы, обратились к нему самому. А для Ларры все было просто: «Я убил ее потому …, что меня оттолкнула она». Так причиной противостояния одного человека толпе, характерной для романтического произведения, стали непомерная гордыня и индивидуализм, унаследованные от царской птицы.

Отчуждение от людей

Долго думали старейшины, какого наказания заслуживает Ларра. Старуха Изергиль рассказывала, что много вариантов они перебрали, пока сам юноша своими речами не подсказал им ответ. Он считал себя первым на земле, а потому, как заметил один из старейшин, самым страшным наказанием для него станет свобода. Неожиданно грянувший в этот момент «гром с небес» убедил их в правильности решения. Ларру отпустили, и с тех пор он стал «отверженным» - такое значение имеет его имя.

Прошло более тысячи лет, а его тень все так же одиноко бродит по земле. Сначала он жил вольно, как птица, делал все, что хотел. Никто не обращал на него внимания. Но однажды гордый сын орла сам пришел к людям: долго стоял и не трогался с места. Кто-то догадался, что он ищет смерти. Однако все помнили, за что был наказан Ларра, и потому только смеялись, глядя на него. Тогда Ларра схватил нож и ударил им себя в грудь. Но тот отскочил от его тела, как от камня.

Давно уже плоть его иссохла, а он, превратившись в тень, все ищет смерти, которой никогда не обретет.

Образ Ларры: оценка и значение

Автор осуждает своего героя за его крайний индивидуализм, за то, что посмел противопоставить себя всему племени. По мысли М. Горького, главная цель человеческого существования - служение людям. Именно таким представлен в рассказе Данко. Ларра же - антиидеал, поведению и поступку которого нет оправдания.

Однако не стоит забывать, что Ларра - не простой человек. Он сын орла, выросший вдали от людей и не приученный к человеским законам. Но его беда и в том, что он не птица, как его отец. Поэтому Ларры заслуживает не только осуждения, но и сочувствия. Его трагедия была предопределена уже при рождении.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...