Карл роджерс и его учение. Карл Роджерс: основные теории

В детстве любимым занятием Карла Роджерса было чтение приключенческих романов. Герой одного из таких романов произвел на юного читателя сильное впечатление: в одной главе он сражался с индейцами, в другой - одерживал верх над морскими пиратами, в третьей - пересекал пустыню… Трудно было поверить, что одному человеку по силам совершить столь разнообразные подвиги во всех концах земли, на суше и на море. Судьба самого Роджерса сложилась так, что во многом напоминает историю героя полузабытого романа. Он исколесил полсвета и сумел своими трудами оказать влияние на столь разнообразные отрасли человеческой деятельности, что сегодня по праву считается одним из выдающихся авторитетов в психологии XX в.

Имя К. Роджерса часто упоминается в ряду других известных имен - Ф. Перлза, Ш. Бюлер, К. Хорни, Э. Фромма… В отличие от названных коллег, которых привели в Америку из Европы трагические потрясения XX в., Роджерс был стопроцентным американцем. История его семьи неразрывно связана с историей Соединенных Штатов. Еще до Гражданской войны его дед - Александр Гамильтон Роджерс, потомок выходцев из Англии, оставил родные места в штате Нью-Йорк и двинулся на Запад, чтобы в конце концов осесть в городке Вауватоша в штате Висконсин. В Вауватоше по сей день есть улица, названная в его честь Роджерс-авеню, на которой стоит старый дом, признанный историческим памятником. Здесь родились пятеро его сыновей, один из которых - Уолтер Александр Роджерс, отец Карла.

Семейство матери также имело давнюю историю. Англичанин Мэтью Кашинг пересек Атлантику еще в 1638 г. и поселился в Массачусетсе. Его потомки, как и Роджерсы, двинулись на Запад и осели в Висконсине. В этом штате, в городе Делафилд, сохранился памятник трем братьям Кашингам, погибшим в годы Гражданской войны.

Уолтер Роджерс и Джулия Кашинг, знавшие друг друга с детства, поженились в 1891 г. В семье родились шестеро детей. Четвертым был Карл Рэнсом Роджерс. Он родился 8 января 1902 г.

Карл рос застенчивым и чувствительным ребенком, тяжело переживавшим постоянные насмешки старших братьев и сестры. Отец часто бывал в деловых разъездах, поэтому более близкие отношения сложились у него с матерью. Любимым занятием было чтение, которому он предавался часами. Однако если чтение Библии его родители - люди глубоко религиозные - поощряли, то к чтению художественной литературы относились неодобрительно, как к пустой трате времени. (Много позднее, уже став профессором, он порой ловил себя на безотчетном ощущении вины, которое возникало, когда кто-то заставал его читающим.)

Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Кстати, в ту же школу ходил его сосед Эрнест Хемингуэй, а доктор Хемингуэй, отец Эрнеста, преподавал там естествознание. Способности Карла к чтению оказались столь впечатляющими, что с первого же урока он был отправлен во второй класс продемонстрировать навыки беглого и правильного чтения. В тот же день ему пришлось проделать это и в третьем, и даже в четвертом классах. Естественно, в первый класс он больше не вернулся, а начал свое обучение со второго.

Здесь он познакомился со своей сверстницей Хелен Эллиот, которая через пятнадцать лет стала его женой. (Роджерс иронично вспоминает: «Она была первой, кого я решился пригласить на свидание. Наверное, потому, что мы были уже давно знакомы. А я был так застенчив, что знакомиться ни с кем не осмеливался».)

Биографические источники упоминают, что детство Карла прошло на ферме. Однако фермерство для Уолтера Роджерса, преуспевающего промышленника, было своего рода хобби. Да и сама ферма скорее напоминала фешенебельный особняк (только ванных комнат там насчитывалось пять). Тем не менее сельскохозяйственные работы были поставлены весьма серьезно. В автобиографических заметках Роджерс вспоминает, что первыми книгами, оказавшими влияние на становление его научного мировоззрения, были, как это ни покажется странным, труды по сельскому хозяйству. «Я узнал, как трудно проверить гипотезу. Я получил знания о научных методах в практической деятельности и стал их уважать».

Эти занятия определили выбор профессии. В колледж Роджерс поступил с намерением изучать сельскохозяйственные науки. По прошествии двух лет он довольно неожиданно изменил свой выбор. Этот шаг был продиктован тем, что в студенческом городке он поселился в общежитии Молодежной христианской ассоциации (его старший брат Росс был одним из ее активистов). Насыщенное эмоциональное общение с товарищами побудило его избрать духовную стезю. В 1922 г. в составе немногочисленной делегации американских студентов он отправился в Китай на Международную христианскую конференцию. Хотя сама конференция длилась всего неделю, путешествие и сопутствующие мероприятия заняли целых полгода и явились важной вехой в становлении его личности.

На конференции Карл впервые столкнулся с представителями разных государств и народов. Он вспоминает: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды. В основном я в первый раз освободился от религиозной веры моих родителей и понял, что дальше я не могу идти вместе с ними. Из-за расхождений во взглядах наши отношения стали напряженными и причиняли нам душевную боль, но, оглядываясь назад, я думаю, что именно тогда я стал независимым человеком».

Свое образование Роджерс продолжил в теологической семинарии. Однако его взгляды в результате поездки на Восток претерпели серьезные изменения. «Со времени этой поездки мои цели, ценности, моя философия стали моими собственными, весьма отличными от тех взглядов, которых придерживались мои родители и которых я сам придерживался до этого времени». Все больше его внимание привлекала психология. Он начал понимать, что его главная жизненная цель - помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, - может быть достигнута и вне церкви. Он также убедился, что работа психолога - вполне достойное занятие, способное к тому же обеспечить достаточные средства к существованию.

Роджерс пожелал заочно пройти курс психологии в Висконсинском университете. Этот курс основывался главным образом на работах Уильяма Джемса, которые Роджерс, по собственному признанию, нашел скучноватыми. Это, однако, не ослабило его интереса к психологии, и он закончил свое образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Курс философии он прослушал у Килпатрика, которого нашел блестящим педагогом.

По окончании университета Роджерс поступил на работу в качестве клинического психолога в Центр помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Здесь он проработал 12 лет. Его практическая деятельность в известном смысле носила импровизационный характер. Роджерс не примыкал ни к какой психологической школе. Так, посетив двухдневный семинар Отто Ранка, он нашел много привлекательного в его терапевтических приемах, но не в теории. Собственная теория и метод сложились постепенно в годы его работы в Рочестере. От формального, директивного подхода, принятого в традиционной психотерапии, он перешел к иному, который позже назвал терапией, центрированной на клиенте.

До Роджерса психотерапевты работали с пациентами, с больными. Роджерс намеренно ввел в научный обиход понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии. Ибо пациент - это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу - психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния. А клиент - это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

Задача терапии - помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта. Роджерс определял терапию как «высвобождение уже наличной способности в потенциально компетентном индивидууме, а не квалифицированную манипуляцию более или менее пассивной личностью». Согласно Роджерсу, «индивидуум имеет в себе способность, по крайней мере латентную, понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы».

Работая в Рочестере, Роджерс написал книгу «Клиническая работа с трудным ребенком» (1939). Книга была встречена одобрительно, и автор получил приглашение занять должность профессора в Университете штата Огайо. Начав свою академическую карьеру с этой довольно высокой ступени, он избежал того излишнего давления, которое, по его мнению, часто мешает начинающим ученым творчески проявить себя. Опыт преподавательской работы, а главное, живой отклик студентов на его идеи вдохновили его на более полное и детальное рассмотрение проблем психотерапии в книге «Консультирование и психотерапия» (1942).

В 1945 г. Чикагский университет предоставил Роджерсу возможность создать собственный консультативный центр. Новаторской тенденцией центра было предоставление пациентам (точнее, клиентам) возможности свободного выбора направления терапии. На посту директора центра Роджерс работал до 1957 г.

В 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на клиенте», в которой его принципы нашли наиболее полное отражение. Книга была встречена массированной критикой со стороны терапевтов различных направлений, усмотревших в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Основные выводы из этой позиции, далеко выходящие за рамки терапевтической тематики, Роджерс изложил в своей наиболее известной книге «Становление личности» (1961), выдержавшей несколько изданий (русский перевод вышел в 1994 г.). Несмотря на настороженное отношение коллег, книга Роджерса привлекла широкий общественный интерес и, став бестселлером (что не так часто происходит с психологическими трудами), обеспечила автору неплохие гонорары.

С чикагским периодом деятельности Роджерса связано и одно серьезное затруднение личного порядка. Работая с одной клиенткой, страдавшей тяжелым расстройством, он настолько проникся ее состоянием, что почти впал в аналогичную патологию. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и понять необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

В 1957 г. Роджерс сменил место работы. Он стал преподавать психологию и психиатрию в Вискон-синском университете. В профессиональном плане это оказалось нелегким периодом. Возникли серьезные противоречия с руководством, весьма ограниченно понимавшим свободу студентов учиться, а преподавателей - учить. Недовольство Роджерс отразил в критической статье, в которой, в частности, писал: «Мы делаем неумную, неэффективную и бесполезную работу, обучая психологов в ущерб обществу». Представленная в журнал «Американский психолог», статья была первоначально отвергнута и напечатана лишь позднее, когда в виде списков обрела широкую известность в студенческих кругах.

Не приходится удивляться, что Роджерс оставил должность профессора. К преподаванию в университете (Сан-Диего, штат Калифорния) он ненадолго вернулся позднее, однако снова разошелся во мнениях с президентом университета относительно прав студентов.

С 1963 г. его деятельность была связана с Центром изучения личности (Ла Джолла, Калифорния). Здесь, без назойливой опеки администрации, он обрел покой и уверенность, много работал, писал.

Всего Карл Роджерс написал 16 книг и свыше 200 статей, его работы переведены на 60 иностранных языков. Свою позицию он подытожил, цитируя Лао Цзы:

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,
они заботятся сами о себе.
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,
они сами ведут себя правильно.
Если я удерживаюсь от проповедования людям,
они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой.

В беседе, состоявшейся в 1966 г., Роджерс так описывает свой статус: «У меня не слишком замечательная репутация в психологии как таковой, и это меня меньше всего заботит. Но в образовании, промышленности, групповой динамике и социальной работе, в философии, науке, теологической психологии, а также в других областях мои идеи распространились и оказали такое влияние, какого я никогда не мог себе представить».

Подлинный гуманист и демократ, Роджерс проявлял большой интерес к событиям, происходившим в России. Осенью 1986 г. он приехал в Москву, выступил перед многочисленной аудиторией психологов, провел терапевтические занятия. Этот уже очень пожилой человек был удивительно бодр и оптимистичен, преисполнен жизненной энергии. Те, кто встречался с ним в Москве, отказывались верить известию о его кончине, которое пришло из Америки год спустя.

Еще в конце семидесятых Карл Роджерс говорил:

«…В детстве я был болезненным ребенком, и отец как-то сказал, что я, наверное, умру молодым. В известном смысле он ошибся: ведь мне уже семьдесят пять. Но в каком-то смысле я готов признать его правоту. Я чувствую себя молодым и надеюсь никогда не стать стариком. Я и правда умру молодым…»

Примечание.
Статья публикуется c разрешения автора по книге
«Век психологии: имена и судьбы» - собрание научно-биографических очерков, посвященных жизненному пути и научным открытиям выдающихся психологов. Используя широкую палитру фактов и гипотез, автор стремится показать, из каких источников черпали вдохновение великие ученые, как перипетии их личной судьбы повлияли на становление их научных воззрений. Вы узнаете много интересного о жизни таких замечательных деятелей, как Э.Фромм, В.Райх, Э.Берн, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и многих других. Книга будет интересна специалистам-психологам, студентам психологических факультетов и всем, кто интересуется историей психологии.

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) - американский психолог, один из лидеров

гуманистической психологии.

Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим

изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии. Ибо пациент - это тот, кто болен и нуждается в

помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу - психотерапевту. Последний руководит им, направляет его,

указывает путь выхода из болезненного состояния. А клиент - это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы

сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его

проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея

равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

В детстве любимым занятием Карла Роджерса было чтение приключенческих романов. Герой одного из таких романов произвел
на юного читателя сильное впечатление: в одной главе он сражался с индейцами, в другой - одерживал верх над морскими
пиратами, в третьей - пересекал пустыню... Трудно было поверить, что одному человеку по силам совершить столь разнообразные
подвиги во всех концах земли, на суше и на море. Судьба самого Роджерса сложилась так, что во многом напоминает историю
героя полузабытого романа. Он исколесил полсвета и сумел своими трудами оказать влияние на столь разнообразные отрасли
человеческой деятельности, что сегодня по праву считается одним из выдающихся авторитетов в психологии XX в.

Имя К. Роджерса часто упоминается в ряду других известных имен - Ф. Перлза, Ш. Бюлер, К. Хорни, Э. Фромма...
В отличие от названных коллег, которых привели в Америку из Европы трагические потрясения XX в., Роджерс был стопроцентным
американцем. История его семьи неразрывно связана с историей Соединенных Штатов. Еще до Гражданской войны его дед -
Александр Гамильтон Роджерс, потомок выходцев из Англии, оставил родные места в штате Нью-Йорк и двинулся на Запад,
чтобы в конце концов осесть в городке Вауватоша в штате Висконсин. В Вауватоше по сей день есть улица, названная в его честь
Роджерс-авеню, на которой стоит старый дом, признанный историческим памятником. Здесь родились пятеро его сыновей,
один из которых - Уолтер Александр Роджерс, отец Карла.

Семейство матери также имело давнюю историю. Англичанин Мэтью Кашинг пересек Атлантику еще в 1638 г. и поселился
в Массачусетсе. Его потомки, как и Роджерсы, двинулись на Запад и осели в Висконсине. В этом штате, в городе Делафилд,
сохранился памятник трем братьям Кашингам, погибшим в годы Гражданской войны.

Уолтер Роджерс и Джулия Кашинг, знавшие друг друга с детства, поженились в 1891 г. В семье родились шестеро детей.
Четвертым был Карл Рэнсом Роджерс. Он родился 8 января 1902 г.

Карл рос застенчивым и чувствительным ребенком, тяжело переживавшим постоянные насмешки старших братьев
и сестры. Отец часто бывал в деловых разъездах, поэтому более близкие отношения сложились у него с матерью.
Любимым занятием было чтение, которому он предавался часами. Однако если чтение Библии его родители -
люди глубоко религиозные - поощряли, то к чтению художественной литературы относились неодобрительно,
как к пустой трате времени. (Много позднее, уже став профессором, он порой ловил себя на безотчетном ощущении вины,
которое возникало, когда кто-то заставал его читающим).

Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Кстати, в ту же школу ходил его сосед Эрнест Хемингуэй,
а доктор Хемингуэй, отец Эрнеста, преподавал там естествознание. Способности Карла к чтению оказались столь впечатляющими,
что с первого же урока он был отправлен во второй класс продемонстрировать навыки беглого и правильного чтения. В тот же день
ему пришлось проделать это и в третьем, и даже в четвертом классах. Естественно, в первый класс он больше не вернулся, а начал
свое обучение со второго.

Здесь он познакомился со своей сверстницей Хелен Эллиот, которая через пятнадцать лет стала его женой. (Роджерс иронично
вспоминает: «Она была первой, кого я решился пригласить на свидание. Наверное, потому, что мы были уже давно знакомы. А я был
так застенчив, что знакомиться ни с кем не осмеливался».)

Биографические источники упоминают, что детство Карла прошло на ферме. Однако фермерство для Уолтера Роджерса,
преуспевающего промышленника, было своего рода хобби. Да и сама ферма скорее напоминала фешенебельный особняк
(только ванных комнат там насчитывалось пять). Тем не менее сельскохозяйственные работы были поставлены весьма серьезно.
В автобиографических заметках Роджерс вспоминает, что первыми книгами, оказавшими влияние на становление его научного
мировоззрения, были, как это ни покажется странным, труды по сельскому хозяйству. «Я узнал, как трудно проверить гипотезу.
Я получил знания о научных методах в практической деятельности и стал их уважать».

Эти занятия определили выбор профессии. В колледж Роджерс поступил с намерением изучать сельскохозяйственные науки.
По прошествии двух лет он довольно неожиданно изменил свой выбор. Этот шаг был продиктован тем, что в студенческом
городке он поселился в общежитии Молодежной христианской ассоциации (его старший брат Росс был одним из ее активистов).
Насыщенное эмоциональное общение с товарищами побудило его избрать духовную стезю. В 1922 г. в составе
немногочисленной делегации американских студентов он отправился в Китай на Международную христианскую конференцию.
Хотя сама конференция длилась всего неделю, путешествие и сопутствующие мероприятия заняли целых полгода и явились
важной вехой в становлении его личности.

На конференции Карл впервые столкнулся с представителями разных государств и народов. Он вспоминает: «Я увидел,
как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило
меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные
взгляды. В основном я в первый раз освободился от религиозной веры моих родителей и понял, что дальше я не могу идти
вместе с ними. Из-за расхождений во взглядах наши отношения стали напряженными и причиняли нам душевную боль, но,
оглядываясь назад, я думаю, что именно тогда я стал независимым человеком».

Свое образование Роджерс продолжил в теологической семинарии. Однако его взгляды в результате поездки на Восток
претерпели серьезные изменения. «Со времени этой поездки мои цели, ценности, моя философия стали моими собственными,
весьма отличными от тех взглядов, которых придерживались мои родители и которых я сам придерживался до этого времени».
Все больше его внимание привлекала психология. Он начал понимать, что его главная жизненная цель - помогать людям,
нуждающимся в духовной поддержке, - может быть достигнута и вне церкви. Он также убедился, что работа психолога -
вполне достойное занятие, способное к тому же обеспечить достаточные средства к существованию.

Роджерс пожелал заочно пройти курс психологии в Висконсинском университете. Этот курс основывался главным образом
на работах Уильяма Джемса, которые Роджерс, по собственному признанию, нашел скучноватыми. Это, однако, не ослабило
его интереса к психологии, и он закончил свое образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета.
Курс философии он прослушал у Килпатрика, которого нашел блестящим педагогом.

По окончании университета Роджерс поступил на работу в качестве клинического психолога в Центр помощи детям в
г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Здесь он проработал 12 лет. Его практическая деятельность в известном смысле носила
импровизационный характер. Роджерс не примыкал ни к какой психологической школе. Так, посетив двухдневный
семинар Отто Ранка, он нашел много привлекательного в его терапевтических приемах, но не в теории. Собственная
теория и метод сложились постепенно в годы его работы в Рочестере. От формального, директивного подхода, принятого
в традиционной психотерапии, он перешел к иному, который позже назвал терапией, центрированной на клиенте.

До Роджерса психотерапевты работали с пациентами, с больными. Роджерс намеренно ввел в научный обиход
понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр
всей стратегии психотерапии. Ибо пациент - это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к
профессионалу - психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния.
А клиент - это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку
психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный
их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

Задача терапии - помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта.
Роджерс определял терапию как «высвобождение уже наличной способности в потенциально компетентном индивидууме,
а не квалифицированную манипуляцию более или менее пассивной личностью». Согласно Роджерсу, «индивидуум
имеет в себе способность, по крайней мере латентную, понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и
боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы».

Работая в Рочестере, Роджерс написал книгу «Клиническая работа с трудным ребенком» (1939). Книга была
встречена одобрительно, и автор получил приглашение занять должность профессора в Университете штата Огайо.
Начав свою академическую карьеру с этой довольно высокой ступени, он избежал того излишнего давления, которое,
по его мнению, часто мешает начинающим ученым творчески проявить себя. Опыт преподавательской работы,
а главное, живой отклик студентов на его идеи вдохновили его на более полное и детальное рассмотрение проблем
психотерапии в книге «Консультирование и психотерапия» (1942).

В 1945 г. Чикагский университет предоставил Роджерсу возможность создать собственный консультативный центр.
Новаторской тенденцией центра было предоставление пациентам (точнее, клиентам) возможности свободного выбора
направления терапии. На посту директора центра Роджерс работал до 1957 г.

В 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на клиенте», в которой его принципы нашли наиболее
полное отражение. Книга была встречена массированной критикой со стороны терапевтов различных направлений,
усмотревших в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Основные выводы из этой позиции,
далеко выходящие за рамки терапевтической тематики, Роджерс изложил в своей наиболее известной книге
(1961), выдержавшей несколько изданий (русский перевод вышел в 1994 г.). Несмотря на
настороженное отношение коллег, книга Роджерса привлекла широкий общественный интерес и, став бестселлером
(что не так часто происходит с психологическими трудами), обеспечила автору неплохие гонорары.

С чикагским периодом деятельности Роджерса связано и одно серьезное затруднение личного порядка.
Работая с одной клиенткой, страдавшей тяжелым расстройством, он настолько проникся ее состоянием,
что почти впал в аналогичную патологию. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег
позволили ему оправиться и понять необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

В 1957 г. Роджерс сменил место работы. Он стал преподавать психологию и психиатрию в Висконсинском
университете. В профессиональном плане это оказалось нелегким периодом. Возникли серьезные противоречия
с руководством, весьма ограниченно понимавшим свободу студентов учиться, а преподавателей - учить.
Недовольство Роджерс отразил в критической статье, в которой, в частности, писал: «Мы делаем неумную,
неэффективную и бесполезную работу, обучая психологов в ущерб обществу». Представленная в журнал
«Американский психолог», статья была первоначально отвергнута и напечатана лишь позднее, когда в виде
списков обрела широкую известность в студенческих кругах.

Не приходится удивляться, что Роджерс оставил должность профессора. К преподаванию в университете
(Сан-Диего, штат Калифорния) он ненадолго вернулся позднее, однако снова разошелся во мнениях с президентом
университета относительно прав студентов.

Всего Карл Роджерс написал 16 книг и свыше 200 статей, его работы переведены на 60 иностранных языков.
Свою позицию он подытожил, цитируя Лао Цзы:

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,
они заботятся сами о себе.
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,
они сами ведут себя правильно.
Если я удерживаюсь от проповедования людям,
они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой.

В беседе, состоявшейся в 1966 г., Роджерс так описывает свой статус: «У меня не слишком замечательная
репутация в психологии как таковой, и это меня меньше всего заботит. Но в образовании, промышленности,
групповой динамике и социальной работе, в философии, науке, теологической психологии, а также в других
областях мои идеи распространились и оказали такое влияние, какого я никогда не мог себе представить».

Подлинный гуманист и демократ, Роджерс проявлял большой интерес к событиям, происходившим в России.
Осенью 1986 г. он приехал в Москву, выступил перед многочисленной аудиторией психологов, провел терапевтические занятия.
Этот уже очень пожилой человек был удивительно бодр и оптимистичен, преисполнен жизненной энергии.
Те, кто встречался с ним в Москве, отказывались верить известию о его кончине, которое пришло из Америки год спустя.

Еще в конце семидесятых Карл Роджерс говорил:
«...В детстве я был болезненным ребенком, и отец как-то сказал, что я, наверное, умру молодым.
В известном смысле он ошибся: ведь мне уже семьдесят пять. Но в каком-то смысле я готов признать его правоту.
Я чувствую себя молодым и надеюсь никогда не стать стариком. Я и правда умру молодым...»

Карл Рэнсом Роджерс – американский психолог, ставший известным, благодаря разработанной «Я –концепции».

Разработки Роджерса уникальны тем, что подходят не только одной индивидуальной личности, но и могут быть применимы по отношению к целой группе людей (рабочий коллектив, группа подростков).

Также в 1947 году он возглавил психологическую ассоциацию Америки. Фундаментальные работы Роджерса остаются актуальными и пользуются интересом со стороны молодых учёных в настоящее время.

Детство

В семье Роджерсов было шестеро детей. Карл был четвёртым ребёнком, появившимся на свет в январе 1902 года. Местом рождения стал штат Иллинойс, Оук парк. Его отец был инженером, достаточно богатым и успешным человеком, поэтому семья не испытывала денежной нужды.

В 12 лет семейство решило сменить место жительства, остановив свой выбор на Чикаго. Там и прошла юность будущего психолога. Отец был ярым протестантом, что сказалось на воспитании детей. Атмосфера детства, по воспоминаниям Карла, связывалась у членов семьи со строгостью и религиозными воззрениями отца.

Несмотря на финансовую независимость, нельзя уверенно сказать, что семья была счастлива и дружна. Все испытывали некоторую зависимость. Родители любили и заботились о своих чадах, но, тем не менее, не желали отходить от религиозных принципов.

Интерес к знаниям

Карл плохо сходился с ровесниками, поэтому друзей не имел. Всё свободное время он посвящал изучению литературы различного рода, читал всё, что попадалось под руку, включая энциклопедии и словари. Школьные годы также прошло в одиночестве. Мальчику приходилось тратить много времени на дорогу, поэтому общение с одноклассниками сводилось до минимума.

Роджерс учился блестяще, особенно хорошо ему давались естественные науки и английский язык. В юношеские годы Карл много работал на ферме, что и стало следствием любви к природе. Он наблюдал за растениями, животными, письменно фиксируя сделанные выводы. Подросток читал много литературы, посвящённой сельскому хозяйству.

Зрелость

Учась в колледже, в числе 10 студентов отправился на Восток. В Пекине проходила конференция "Всемирная студенческая христианская федерация". После шестимесячного прибывания там, его взгляды на религию изменились.

Вернувшись домой, Карл получил степень бакалавра по истории. Окончив университет, женился на Хелен Элиот и отправился в свадебное путешествие в Нью-Йорк. В городе ему понравилось. Он учился в семинарии, но на втором году перешел в Учительский колледж Колумбийского Университета.

В 1928 г получил степень магистра, а в 1031г степень доктора клинической психологии. Сначала он увлекался проблемами детской психологии, писал книги, но потом заинтересовался психотерапией.

Теория личности, разработанная Роджерсом

Данная теория создана в рамках Гуманистической теории и обладает всеми её характерными признаками. Основополагающей мыслью является концепция о том, что каждый человек стремится реализовать себя и раскрыть свои потенциальные возможности. «Я-концепция» предполагает восприятие человеком себя сквозь призму отношений и взаимодействий с миром.

Концепция включает в себя не только оценку самого себя, но и представления о том, каким человек хотел бы себя видеть. Ключевым моментом в самореализации является внимание социума и его одобрение. Поэтому на пути к самосовершенствованию человек становится зависим от положительных и негативных оценок общества.

Первостепенную роль в развитии индивидуума играют родители, так как они являются авторитетом. Если родные люди уважают ребёнка, как личность, и всячески поддерживают, то развитие будет происходить в соответствии с заложенным потенциалом. Если же встречаются противоречия и недопонимание (например, «Я не буду к тебе хорошо относиться, если ты будешь плохо себя вести»), то ребёнок станет искать поддержки в социуме, всячески стараясь привлечь внимание и получить одобрение.

В зависимости от того, какое внимание человек получил от окружающих, Роджерс выделяет два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Первый тип характеризуется открытостью, доверием, позитивным мышлением. Второй, напротив, применяет защитные механизмы и не стремится пойти на контакт. Нарушение «Я-концепции» приводит к различным психическим расстройствам и не способствует гармоничному развитию личности.

Последние годы

Последние 10 лет Карл Роджерс применял свои идеи в политических вопросах. Умер 4.02.1987 года.

  • В юношеские годы Роджерс хотел стать фермером.
  • После конференции в Пекине, посвящённой христианству, Роджерс усомнился в божественности Христа, тем самым став независимым от религиозных воззрений родителей.
  • В юности психолог занимался разведением ночных бабочек.

Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно давило на него тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что-то выльется, пришлось довольно долго. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей.

Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разных сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, ?? писал он, ?? меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, к счастью, я не встречался тогда с психиатрами».

И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Карл Роджерс известен, прежде всего, благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете.

Личностно-ориентированная терапия?? подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом, отличается от других теорий прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки наиболее желательные. По его мнению, «мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего».

Карл Рэнсом Роджерс (1902- 1987 гг.) родился в городке Оук Парк, в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно довлело над ним тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разного рода сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. В возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности. Рождерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 г. в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе но предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 г. он начал академическую карьеру. Роджерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Основные положения учения Роджерса

Согласно К. Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием, наиболее важным является то, как человек воспринимает свой внутренний мир.

Самость - это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. Идеальная самость - представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. «Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

К. Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей - это, прежде всего, неправильный выбор условий ценности в отношениях со своими детьми.

Конгруэнтность. Опыт, который приобретает человек в течение жизни и который называется «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т.к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем более или менее совпадает между собой.

Социальные отношения. Только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Главное - умение найти в себе силы и возможность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту.

Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:
- постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом (партнерство-динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера по браку);
- выражение чувств (оказывающих позитивное воздействие на партнера);
- неприятии специфических ролей (искренность);
- способности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера (основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...