Картины посвященные вов. Картины о великой отечественной войне

Великая Отечественная война не остановила развития советского искусства. Обостренность патриотических чувств, гражданская страстность пронизывают искусство этого времени. Вместе со всем народом участвовали художники в борьбе против фашистских захватчиков. Одни из них находились на передовых позициях, запечатлевая в рисунках с натуры боевые эпизоды, другие трудились в редакциях военных газет, в мастерских "Окон ТАСС".

Плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"

Огромную роль в годы Великой Отечественной войны сыграло искусство плаката. Уже на следующий день после вероломного нападения фашистских захватчиков на Советский Союз появился плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Во многих городах стали выходить "Окна ТАСС". Они повествовали о ходе военных событий, призывали к защите социалистической Родины, прославляли подвиги бойцов. В блокированном Ленинграде к плакату обратились многие мастера - графики, скульпторы, живописцы. Регулярно выходили работы коллектива "Боевой карандаш". Широкую известность получили плакаты В. Серова, А. Казанцева, И. Серебряного, В. Пинчука, листы В. Курдова, Г. Петрова, Н. Тырсы, В. Лебедева и многих других художников, работавших в осажденном Ленинграде. Драматические, проникнутые пафосом героики плакаты создавали в это время В. Иванов, А. Кокорекин, Д. Шмаринов, В. Корецкий и другие художники.

П. Корин, "Александр Невский"

В военные и послевоенные годы возникли такие выдающиеся произведения станкового искусства, как "Мать партизана" С. Герасимова, "Фашист пролетел" А. Пластова, триптих "Александр Невский" П. Корина, "Оборона Севастополя" А. Дейнеки, Воин-освободитель" Е. Вучетича, "Конец" Кукрыниксов, литографии А. Пахомова, посвященные героическим защитника Ленинграда, картины В. Серова, И. Серебряного, Ю. Непринцева, А. Лактионова, А. Мыльникова, скульптурные портреты героев войны работы В. Мухиной, Е. Вучетича. Н. Томского.

Патриотический подъем советского народа, уверенность в победе над врагом нашли своеобразное отражение в картинах, воспевающих героическое прошлое России.

А. Пластов, "Ужин трактористов"

Победоносное окончание Великой Отечественной войны поставило перед художниками новые задачи. Уже в первое послевоенное десятилетие сделано немало ценного во всех жанрах и видах изобразительного искусства. В основном достижения связаны с жанровой картиной. Появились замечательные полотна А. Пластова на темы колхозной жизни ("Ужин трактористов", "Сенокос", "Жатва"), работы С. Чуйкова (картины "Киргизской сюиты"). Однако в этот период в творчестве некоторых художников появились парадная помпезность, приверженность штампам.

Тэг: Изобразительное искусство

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
КАРТИНЫ ВОЕННОГО ЛИХОЛЕТЬя И ТРУДНЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ В ЖИВОПИСИ Бери шинель, пошли домой Булат Окуджава А мы с тобой, брат, из пехоты, А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счёты, Бери шинель, пошли домой! Война нас гнула и косила, Пришёл конец и ей самой. Четыре года мать без сына, Бери шинель, пошли домой! К золе и к пеплу наших улиц Опять, опять, товарищ мой, Скворцы пропавшие вернулись, Бери шинель, пошли домой! А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Бери шинель пошли домой! Что я скажу твоим домашним, Как встану я перед вдовой? Неужто клясться днем вчерашним, Бери шинель пошли домой! Мы все - войны шальные дети, И генерал, и рядовой. Опять весна на белом свете, Бери шинель, пошли домой! ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИБулат ОкуджаваАх, война, что ж ты сделала, подлая:стали тихими наши дворы,наши мальчики головы подняли -повзрослели они до поры,на пороге едва помаячилии ушли, за солдатом - солдат...До свидания, мальчики!Мальчики,постарайтесь вернуться назад.Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,не жалейте ни пуль, ни гранати себя не щадите,и все-такипостарайтесь вернуться назад.Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:вместо свадеб - разлуки и дым,наши девочки платьица белыераздарили сестренкам своим.Сапоги - ну куда от них денешься?Да зеленые крылья погон...Вы наплюйте на сплетников, девочки.Мы сведем с ними счеты потом.Пусть болтают, что верить вам не во что,что идете войной наугад...До свидания, девочки!Девочки,постарайтесь вернуться назад. Бьется в тесной печурке огонь...Алексей СурковБьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза,И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза.О тебе мне шептали кустыВ белоснежных полях под Москвой.Я хочу, чтоб услышала ты,Как тоскует мой голос живой.Ты сейчас далеко-далеко.Между нами снега и снега.До тебя мне дайти не легко,А до сметри - четыре шага.Пой, гармоника, вьюге назло,Заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке теплоОт твой негасимой любви. Братские могилыВысоцкийНа братских могилах не ставят крестов,И вдовы на них не рыдают,К ним кто-то приносит букеты цветов,И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы,А нынче - гранитные плиты.Здесь нет ни одной персональной судьбы -Все судьбы в единую слиты.А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,Горящие русские хаты,Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,Горящее сердце солдата.У братских могил нет заплаканных вдов -Сюда ходят люди покрепче.На братских могилах не ставят крестов,Но разве от этого легче?.. Н.НекрасовВнимая ужасам войныВнимая ужасам войны,При каждой новой жертве бояМне жаль не друга, не жены,Мне жаль не самого героя…Увы! утешится жена,И друга лучший друг забудет;Но где-то есть душа одна -Она до гроба помнить будет!Средь лицемерных наших делИ всякой пошлости и прозыОдни я в мир подсмотрелСвятые, искренние слезы -То слезы бедных матерей!Им не забыть своих детей,Погибших на кровавой ниве,Как не поднять плакучей ивеСвоих поникнувших ветвей… «Хотят ли русские войны?» Е.ЕвтушенкоХотят ли русские войны?Спросите вы у тишины,Над ширью пашен и полей,И у берез, и тополей,Спросите вы у тех солдат,Что под березами лежат,И вам ответят их сыныХотят ли русские, хотят ли русские,Хотят ли русские войны.Не только за свою странуСолдаты гибли в ту войну,А чтобы люди всей землиСпокойно ночью спать могли.Спросите тех, кто воевал,Кто вас на Эльбе обнимал,Мы этой памяти верны.Хотят ли русские, хотят ли русскиеХотят ли русские войны?Да, мы умеем воевать,Но не хотим, чтобы опятьСолдаты падали в боюНа землю грустную свою.Спросите вы у матерей,Спросите у жены моей,И вы тогда понять должныХотят ли русские, хотят ли русскиеХотят ли русские войны. От героев былых временЕ.АграновичОт героев былых временНе осталось порой имен.Те, кто приняли смертный бой,Стали просто землей и травой...Только грозная доблесть ихПоселилась в сердцах живых.Этот вечный огонь, нам завещанный одним,Мы в груди храним.Погляди на моих бойцов -Целый свет помнит их в лицо.Вот застыл батальон в строю...Снова старых друзей узнаю.Хоть им нет двадцати пяти,Трудный путь им пришлось пройти,Это те, кто в штыки поднимался как один,Те, кто брал Берлин!Нет в России семьи такой,Где не памятен был свой герой.И глаза молодых солдатС фотографий увядших глядят...Этот взгляд, словно высший суд,Для ребят, что сейчас растут.И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,Ни с пути свернуть! ЖУРАВЛИРасул ГамзатовМне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю эту полегли когда-то,А превратились в белых журавлей.Они до сей поры с времен тех дальнихЛетят и подают нам голоса.Не потому ль так часто и печальноМы замолкаем, глядя в небеса?Сегодня, предвечернею порою,Я вижу, как в тумане журавлиЛетят своим определенным строем,Как по полям людьми они брели.Они летят, свершают путь свой длинныйИ выкликают чьи-то имена.Не потому ли с кличем журавлинымОт века речь аварская сходна?Летит, летит по небу клин усталый -Летит в тумане на исходе дня,И в том строю есть промежуток малый -Быть может, это место для меня!Настанет день, и с журавлиной стаейЯ поплыву в такой же сизой мгле,Из-под небес по-птичьи окликаяВсех вас, кого оставил на земле. МужествоАнна АхматоваМы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки! МЫ ПОМНИМ О ВАШЕЙ ВОЙНЕ!Петр ДавыдовСегодня звучат над планетойВоенные песни с утра.И в праздник особенный этотМы вспомним про горечь утрат.Про нашего юного деда.Про тяжкие годы войны,Про то, как однажды ПобедаПришла к нам в объятьях Весны.Ложатся на плиты гвоздики,Слеза на реснице дрожит…- Спасибо за подвиг великий,За эту спокойную жизнь… - Мы помним! Мы мысленно с вами,Мы к вам приезжаем опять.И мы никогда не устанемО Вашей войне вспоминать!..… Знамена взлетают от ветра,Идет человек по Земле.Красивая эта планетаСолдатом подарена мне…

Подвиги во имя освобождения Родины от фашизма не могут и не должны быть забыты. Кто не знает имен Александра Матросова и Зои Космодемьянской, кто не слыхал о беспримерном мужестве защитников Москвы, о героизме осажденного Ленинграда, о победном шествии Советской Армии через Европу до Берлина?

Замечательные произведения искусства, в том числе картины о Великой Отечественной войне , помогают понять героическую атмосферу того времени. Напряженно и самоотверженно трудились мастера искусства, внося свой вклад в общенародное дело. И будь то песня или плакат, картина или симфония, фронтовой очерк или скульптурный портрет - они становились грозным оружием борьбы с врагом.

Перед нами две живописные картины , созданные в период Великой Отечественной войны, художников Сергея Васильевича Герасимова и Аркадия Александровича Пластова.

Картина «Мать партизана» (С. В. Герасимов): описание

«Мать партизана» - картина на тему войны , написанная в 1943 году. Ее автор - народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов. Один из зачинателей советского искусства, живописец высокой культуры, крупнейший пейзажист, с необычайной тонкостью воспевший природу родного Подмосковья, талантливый иллюстратор Пушкина, Некрасова, Островского, М. Горького, общественный деятель и педагог, С. В. Герасимов чутко понимал горе и гнев советских людей, оказавшихся на временно оккупированной гитлеровцами территории. Народ не покорился, народ борется, народ победит - такие мысли вызывает картина «Мать партизана».

Трагический конфликт, лежащий в основе сюжета картины, понятен с первого взгляда: гитлеровцы схватили партизана, проникшего в родное село. К месту допроса сына привели мать, надеясь с ее помощью заставить заговорить партизанского разведчика. Почему же этот, казалось бы, совсем не новый сюжет так волнует нас в произведении Герасимова, в чем сила картины, властно влекущая нас к себе, заставляющая и через 70 лет пристально вглядываться в происходящее и поражаться, и восхищаться, и переживать вместе с героями? Эта сила - волшебство искусства, вызывающее к жизни образы, неподвластные времени. В картине все просто, но простота эта глубоко продумана художником.

Описание картины. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю. Он написан, можно сказать, изучен, прослежен художником внимательно, правдиво, без гротеска - представитель «нового порядка», насаждаемого огнем и мечом, экземпляр из породы палачей, выведенной фашизмом. Он чуть подался к женщине, и, не видя, мы чувствуем, какой звериной злобой искажено его лицо. И переводим взгляд на нее, на мать. И поражаемся и восхищаемся ею. Чувствуется, что она - центр происходящего, более того - хозяйка положения. За ее спиной рвется к ней из рук конвоиров сын, совсем еще мальчик. Но не на него смотрит она, и не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Мать стоит босая, с опущенными вдоль тела руками, ее фигура, осанка полны достоинства, неповторимо выражение лица, на котором сдерживаемое горе смешано со спокойным презрением. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Она противопоставлена фашисту. Их конфликт воспринимается скорее в моральном плане.

Раздражению, гневу немца противостоит спокойная уверенность матери, его угловатой, в резком движении фигуре - ее неподвижная, какая-то спокойно-монументальная фигура. И понимаешь, что вооруженный фашист бессилен перед безоружной женщиной, и в этом огромный человеческий смысл замечательного произведения С. В. Герасимова.

Картина «Фашист пролетел» (А. А. Пластов): описание

Второе полотно - «Фашист пролетел» - написал Аркадий Александрович Пластов, крупный советский живописец, пришедший в искусство от крестьянского труда. Решив посвятить себя искусству, А. А. Пластов упорно работает, пишет этюды, разрабатывает эскизы будущих картин. Его первые работы на колхозную тему стали заметным явлением в советском искусстве 30-х годов. Они подкупали глубоким знанием изображаемого, богатством цвета.

А. А. Пластов - автор широко известных и любимых зрителем полотен «Купание коней», «Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов». Среди них написанная в 1942 году и показанная на выставке «Великая Отечественная война» картина «Фашист пролетел» . Это одно из самых проникновенных произведений советского искусства.

Описание картины. К военной теме художник обратился не впервые. В начале войны он создал картины «Немцы пришли», «Защита родного очага», отличающиеся активным, боевым духом и изображающие крестьян, готовых дать отпор врагу.

По-иному воспринимается картина «Фашист пролетел». Она решена в лирическом плане, и если в полотне «Мать партизана» нас захватывает глубина конфликта, то у Пластова действие минимально. Уже при первом взгляде на картину мы ощущаем грусть - изображен хмурый день русской осени, опушка березовой рощи со взъерошенными ветром деревцами, желто-бурый косогор, уходящее вдаль темно-зеленое озимое поле. И вот чувство лирической грусти уступает место щемящей тоске, готовой выплеснуться в ненависть, когда замечаешь справа уткнувшегося в землю убитого мальчика и воющую возле тела собаку, а чуть поодаль - разбредшееся стадо и несколько убитых животных. Далеко на горизонте виден уходящий самолет. Фашист пролетел…

Полотно Пластова, в котором так много места уделено пейзажу - не вспомогательному, а активному средству создания образа, воспринимается как философское раздумье о жизни, только начавшейся и безвременно прерванной, о бесчеловечности врага, и действенная сила этого произведения, вызывающего чувства ненависти и отвращения к фашизму, огромна.

Метки: сочинение на тему «Фашист пролетел», сочинение по картине «Мать партизана» художника Герасимова, картины про войну, Отечественная война картинах, картины на тему «Война».

По материалам старого советского журнала…


Когда началась война? 22 июня 1941 года прозвучали слова бьющие прямо в сердце. «Внимание! Говорит Москва Передаём важное правительственное сообщение. Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы нашего государства».



А мы не стали памяти перечить И, вспомнив дни далёкие, когда Упала нам на маленькие плечи Огромная не детская беда Была земля и жесткой и метельной Была судьба у всех людей одна У нас и детства не было отдельно, А были вместе – детство и война… Что вы знаете от детях войны?






В конце 1941-го меня с семьёй отправили в эвакуацию. Мне было 12. Затолкали нас в изрешеченную пулями теплушку. Это был последний эшелон. Я всю жизнь переживал, что меня не взяли на фронт из-за возраста. Практически все мой друзья воевали, а я мины на заводе собирал. Осознание того, что я мог бы сделать для Победы больше, родись хотя на пару месяцев раньше, до сих пор вызывает у меня чувство стыда и неловкости. Анатолий Адоскин




Мне было 13 лет, когда грянула война. Я уезжал в эвакуацию московским буржуйским мальчиком, а вернулся взрослым пацаном. Дело даже не в том, что я многому научился. Главное – я увидел войну воочию, ощутил на себе, что такое беда. Помню, оказались в городе Бугульма. Там располагались госпитали с тяжелоранеными: чем дальше от линии фронта базировался госпиталь, тем более тяжёлых раненых туда свозили. В госпиталях Бугульмы лежали просто останки солдат. Глядя на этих бедолаг, и я, и мои сверстники понимали: этот дядя без половины лица и без рук, он не вообще где-то за что-то пострадал. Он пострадал за каждого из нас. И я стою на двух ногах именно потому, что этот дядя отдал свои ноги за меня. Я помню, как раненые, изможденные солдаты пытались отдавать свои пайки нам, вечно голодным детям Алексей Баталов


…Кто не слышал как звонят колокола Хатыни?... Дети на оккупированной врагом территории Они вынуждены были уйти из своих домов в землянки, умирали от голода и холода. Они могут рассказать, о том, как гитлеровцы вешали, расстреливали, сжигали заживо целыми деревнями по поводу и без повода. Как это случилось с деревней Хатынь.








Погиб Марат в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою. Марат Казей. Марату не пришлось идти в школу в пятый класс. За связь с партизанами была повешена его мать. Вместе с сестрой Марат ушел к партизанам. Он стал разведчиком.


ЛЕНЯ ГОЛИКОВ Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза


Валя Котик Валя Котик Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.




Маленькие герои большой войны До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.


Информационные источники Дети войны. Снова бомбежка Фото Б.Ярославцева. Дети войны. Снова бомбежка Фото Б.Ярославцева Дети Светлана Николаева. Дети Светлана Николаева Дети в концлагере в Ясеноваце. Дети в концлагере в Ясеноваце День победы.jpg. День победы.jpg. Плакат "Родина-мать зовет!". И. Тоидзе. Плакат "Родина-мать зовет!". И. Тоидзе Энциклопедия Кирилл и Мифодий Энциклопедия Кирилл и Мифодий



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...