Кибальчич николай иванович. © Изобретения и изобретатели России Николай иванович кибальчич биография

    Кибальчич Николай Иванович - (1853—1881), революционер народник, изобретатель. В 1871—73 учился в Институте инженеров путей сообщения, с 1873 — в МХА в Петербурге. Участник «хождения в народ». В октябре 1875 арестован в Петербурге, после 2,5 лет одиночного… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский революционер, народоволец, изобретатель. Сын священника. С 1871 учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, с 1873 ‒ в Медико хирургической… … Большая советская энциклопедия

    - (1853 81) революционный народник, изобретатель. Член Земли и воли, агент Исполкома Народной воли, организатор типографий и динамитной мастерской, участник покушений на Александра II. В 1881, в заключении, разработал проект реактивного… … Большой Энциклопедический словарь

    Кибальчич, Николай Иванович революционер, член Народной Воли (1854 1881). Студентом медицинской академии арестован за разговоры с крестьянами киевской губернии и через три года предварительного заключения приговорен к месяцу тюремного заключения … Биографический словарь

    - (1853 1881), революционер народник, изобретатель. В 1871 73 учился в Институте инженеров путей сообщения, с 1873 в МХА в Петербурге. Участник «хождения в народ». В октябре 1875 арестован в Петербурге, после 2,5 лет одиночного заключения… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1854 3 апр. 1881) деятель народнич. движения и изобретатель. Родился в семье священника. В 1871 75 учился в Ин те путей сообщения и Медико хирургич. академии в Петербурге. В 1875 был арестован за хранение народнич. лит ры и около 3 лет пробыл в… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1853 1881), участник российского революционного движения, изобретатель. Член «Земли и воли», агент Исполкома «Народной воли», организатор типографий и динамитной мастерской, участник покушений на Александра II. В 1881, в заключении, разработал… … Энциклопедический словарь

Изобретатель, автор первого в России проекта ракетного летательного аппарата для полёта человека

При разборке секретного архива царской охранки в 1918 году в деле казненного народовольца Николая Ивановича Кибальчича был найден «Проект воздухоплавательного прибора». В этом же году проект был напечатан в журнале «Былое». На пяти страницах текста в проекте, снабженном двумя рисунками, был изложен гениальный прогноз развития техники и обоснована идея космического корабля с реактивным двигателем, который поможет человечеству выйти в космос.

Идея была предложена за 22 года до публикации К.Э. Циолковским его первой работы «Исследование мировых пространств реактивными снарядами» и за 80 лет до первого полета человека в космос. Автором проекта был 27-летний уроженец маленького украинского городка Короп Черниговской области. На «Проекте» была дата 23 марта 1881 г.

Итак: «Проект воздухоплавательного прибора» бывшего студента Института инженеров путей сообщения Николая Ивановича Кибальчича, члена русской социал–революционной партии:

«Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу огромную услугу Родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов пожертвовать своей жизнью. Поэтому я умоляю тех ученых, которые будут рассматривать мой проект, отнестись к нему как можно серьезней и добросовестней и дать мне на него ответ как можно скорее.

Прежде всего считаю нужным заметить, что будучи на свободе, я не имел достаточного времени, чтобы разработать свой проект в подробностях, и доказать его осуществимость математическими вычислениями. В настоящее же время я, конечно, не имею возможности достать нужные для этого материалы. Следовательно, эта задача – подкрепление моего проекта математическими вычислениями – должна быть сделана теми экспертами, в руки которых попадет мой проект. Насколько мне известно, моя идея еще не была предложена никем».

Всего в «Проекте воздухоплавательного прибора» пять исторических страничек (и два рисунка) выполненных сухим и конкретным языком, но на этих пяти страничках будущее человечества. Здесь логически изложена система прибора: сам прибор, его схематическая конструкция, найдено топливо, которое дает требуемую энергию, способ его постоянной подачи (автоматически), рассмотрены варианты движения прибора (в том числе в воздухоплавательном варианте) в пространстве, при маневрировании и зависании над определенной неподвижной точкой.

На третьей странице «Проекта» - схематическое изображение «летательного прибора», на пятой – чертежи, которые подтверждают маневренность прибора в пространстве, его возможность двигаться горизонтально и вертикально. На вопрос, какая сила приведет в движение и поднимет вверх воздухоплавательный аппарат, автор «Проект» отвечает: «Такой силой, по моему мнению, являются медленно горящие взрывчатые вещества», и добавляет, что таким веществом может служить спрессованный порох. Это новая страничка в использовании пороха и высказана она впервые в истории техники и космонавтики. Но автор шире смотрит на прессованный порох. Говоря о топливе для летательного аппарата, он отмечает, что ими могут быть взрывчатые вещества, в состав которых входит тоже селитра, сера, уголь, как и порох, но только в другой пропорции или с примесью еще других веществ. «Может быть, какой-нибудь из этих составов окажется еще удобнее прессованного пороха». Предвидения автора оправдались, несколько лет спустя во Франции был изобретен бездымный порох, который был в несколько раз эффективней, так как сгорал без остатка.

В размышлениях автора мы четко видим другой гениальный шаг на пути к многоступенчатой ракете. Такая ракета, если создать условия долгого горения топлива, сможет двигаться не только в воздушном пространстве, но и перемещаться в разряженном и даже космическом пространстве.

«… в цилиндре А, имеющем в нижнем дне отверстие С, устанавливается по оси ближе к верхнему дну пороховая свеча К (так я буду называть цилиндрики из спрессованного пороха). Цилиндр А посредством стоек N прикреплен к средней части платформы R, на которой должен стоять воздухоплаватель… Представим теперь, что свеча К зажжена. Через очень короткий промежуток времени цилиндр А наполнится горючими газами; часть которых давит на верхнее дно цилиндра, и если это давление превосходит вес цилиндра, платформы и воздухоплавателя, то прибор должен подняться вверх».

Описанное выше – классическая схема космического корабля. В «Проекте» разработаны конкретные способы подачи топлива в цилиндр, далее автор обосновывает возможность зависания аппарата над конкретным, заранее выбранным местом, осуществлять движение как вертикально, так и горизонтально и осуществлять посадку. Рисунок на пятой странице поясняет эти рассуждения.

Заканчивая свой «Проект», автор пишет: «Верна или не верна моя идея – может окончательно решить лишь опыт. Из опыта же можно лишь определить необходимые соотношения между размерами цилиндра, толщиной пороховых свечей и весом поднимаемого аппарата. Первоначальные опыты могут быть удобно произведены с небольшими цилиндриками даже в комнате». И далее – цитированные уже строчки: «Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не пропадет…».

Но судьба «Проекта» была столь же трагичной, как и судьба ее автора. Под проектом обозначена и дата: 1881 год 23 марта. 24 марта Николай Кибальчич вручил «Проект» своему адвокату Владимиру Николаевичу Герарду.

Из выступления Н. Кибальчича на суде: «Я написал «Проект» воздухоплавательного аппарата. Я полагаю, что этот аппарат вполне осуществим. Я представил подробное изложение этого проекта с рисунком и вычислениями. Может случиться так, что я не буду иметь возможности выслушать взгляды экспертов на этот проект и вообще не буду иметь возможности следить за его судьбой. Вполне допустима такая случайность, что кто-нибудь воспользуется этим моим проектом. И поэтому теперь я публично заявляю: проект мой и эскиз его, составленный мною, я передал господину Герарду с просьбой через него ознакомить с проектом компетентных ученых – экспертов. Совесть моя перед Россией чиста».

Но экспертиза проекта не проводилась. Об этом говорит резолюция на сопроводительной записке к проекту: «Приобщить к делу. Давать это на рассмотрение ученых теперь едва ли будет своевременным и может вызвать только неуместные толки».

После казни народовольцев «Проект» был отправлен в секретный архив, где он пролежал 37 лет в «Деле цареубийцы – Николая Ивановича Кибальчича».

Мир не узнал о гениальном проекте, который опередил развитие техники, про великую трагедию и величие духа великого изобретателя, сына Украины Николая Ивановича Кибальчича. Так кто же он – Николай Кибальчич?

Николай Иванович Кибальчич родился в семье священника в небольшом районном городке Короп (ныне Черниговской области). Умный, добрый, чуткий, он уже в детстве выделялся из своих сверстников. Начальное образование он получил дома, его учила мать. Духовное же начало у Николая – от деда, Максима Петровича Иванитского, который в свое время был хорунжим в Запорожском войске и дружил с самим Иваном Петровичем Котляревским. Характер у деда был твердый. Николай Кибальчич, по желанию отца, поступает в Черниговскую духовную семинарию, но через два года оставляет ее не закончив и поступает в Новгород–Северскую гимназию, которую блестяще заканчивает и восемнадцатилетним юношей поступает в Петербургский Институт инженеров путей сообщения. Проучившись там два года, он переходит в Медико-хирургическую академию.

Дальнейшие события в биографии Кибальчича хорошо охарактеризовал и сделал им оценку его адвокат Герард на процессе: «Справедливый приговор, помимо оценки содеянного подсудимым, обязан оценить личность последнего. Я обращаю ваше внимание, господа сенаторы и сословные представители, что в лице подсудимого, а в моем подзащитном Кибальчиче вы имеете перед собой личность выдающуюся. Семнадцати лет Кибальчич заканчивает гимназию с медалью, что указывает на человека, который был одарен от природы прилежанием и способностями, выходящими из ряда. Затем мы видим его студентом института путей сообщений. В 1873 году он переходит в Медико–хирургическую академию, где отмечен блестящими успехами. Но в 1875 году следует арест за хранение нелегальной литературы. Сколь незначительной была вина моего подзащитного, говорит приговор суда – один месяц лишения свободы. Но, дожидаясь этого приговора, Кибальчич просидел в тюрьмах Киева и Петербурга два года и восемь месяцев.

Вот там-то он и встретился с социалистами. Семена их учения попали на благодатную почву – Кибальчич был ожесточен несправедливым заключением. Так само общество толкнуло его на путь борьбы с правительством. После суда Кибальчич не смог вернуться в Медико-хирургическую академию – двум его прошениям о возврате было отказано. И, наконец, третье роковое обстоятельство. В августе1878 года в Петербурге было совершено убийство генерал-адъютанта Мезенцева. В ответ поступила странная административная мера: высылка из Петербурга всех лиц, который года либо привлекались в качестве обвиняемых по политическим процессам, независимо от того, были ли они обвинены или оправданы. Я не буду говорить о несправедливости этой меры, полагая, что она уже осуждена. И вот эта мера толкнула Кибальчича на путь нелегального положения. А отсюда всего один шаг до всяких крайних теорий, даже до террора. Так внешние обстоятельства действительности толкнули моего подзащитного в объятия социал-революционной партии. Когда я явился к Кибальчичу как назначенный ему защитник, меня, прежде всего, поразило, что он был занят совершенно иными делами, ничуть не касающимися настоящего процесса. Он был погружен в изыскание, которое делал о воздухоплавательном аппарате, он жаждал, чтобы ему дали возможность написать свои математические изыскания об этом изобретении. Вот с каким человеком вы имеете дело».

Из последнего выступления Николая Кибальчича в судебном заседании на процессе: «Теперь, пользуясь правом голоса, мне предоставленным, я скажу о своем нравственном отношении к происходящему, о том логическом пути, по которому я шел к известным выводам. Я в числе других социалистов признаю право каждого человека на жизнь, свободу, благосостояние и развитие всех нравственных и умственных сил человеческой природы. С этой точки зрения лишение человека жизни, и не только с этой, но вообще с человеческой точки зрения, является вещью ужасной…».

Но не блестящая речь адвоката Герарда, не образцовое поведение арестованных, наконец, тот факт, что пятеро из них даже не присутствовали при террористическом акте в день покушения на царя, - ничто не спасло подсудимых. Все они вместе с предавшим их Рысаковым, все шестеро были приговорены к смертной казни через повешение.

Третьего апреля в Петербурге на Семеновском плацу были казнены шестеро народовольцев. Среди них и Николай Кибальчич – гениальный изобретатель, автор «Проекта воздухоплавательного прибора», впервые обосновавший идею космического корабля с реактивным двигателем.

В. П. НИКОНОВ.

Николай Иванович Кибальчич был революционером, членом «Земли и воли», агентом Исполкома «Народной воли», участником покушений на Александра II. Будучи в заключении, Кибальчич разработал проект реактивного летательного аппарата.

Николай Иванович родился 31 (19) октября 1853 года в городе Короп Черниговской губернии в семье священника. Начальное образование он получил дома, мать была его первой учительницей.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в Новгород-Северскую гимназию. Но вскоре ему пришлось оставить ее, поступить в духовное училище, как требовал отец. Через некоторое время Николай был отправлен в Черниговскую духовную семинарию. Кибальчич совсем не хотел быть священнослужителем, он интересовался математикой и языками. Учеба в духовной семинарии не привлекала его. И в 1869 году юноша вернулся в гимназию, блестяще закончил получив серебряную медаль.

Николай Кибальчич стал прототипом литературного героя Мальчиша-Кибальчиша, созданного советским писателем А. П. Гайдаром.

Во время обучения Николай принимал участие в создании тайной библиотеки запрещенных книг при гимназии. У Николая были крайне напряженные отношения с отцом, и в возрасте 16 лет молодой человек совершенно прекратил с ним общаться.

В 1871 году юноша поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Он понимал важность железных дорог для России: «Покроется Россия частой и непрерывной сетью железных дорог, и мы процветем. Торговля, промышленность, техника обнаружат изумительный, еще небывалый у нас прогресс, а с ним вместе будут расти и развиваться просвещение и благосостояние народа. Цивилизация в России пойдет быстро вперед; и мы, хоть и не сразу, догоним передовые страны Западной Европы...».

Однако в самом скором времени его интерес к железным дорогам пропал. И поэтому в 1873 году он поступил в Медико-хирургическую академию. Молодой человек не оставался в стороне от общественной жизни и примкнул к народникам. Кибальчич размышлял над тем, как ему поступить: бросить академию и уйти в народ, занимаясь социалистической пропагандой, или же закончить учебу и в дальнейшем, став врачом, служить социалистическим идеалам. Но осенью 1875 года Николай Кибальчич был арестован за хранение запрещенной литературы. По приговору суда он должен был провести за решеткой 1 месяц. Однако ожидание приговора оказалось очень долгим. Молодой человек провел в тюрьмах Киева и Петербурга 2 года и 8 месяцев.

Именем Николая Ивановича Кибальчича в 1966 году был назван кратер на Луне.

В 1878 году Николая выпустили под надзор полиции. Но после освобождения молодой человек был лишен права завершить образование. К тому времени убеждения Кибальчича уже полностью сформировались. Он решил служить революции путем террора: «Даю слово, что все мое время, все мои силы я употреблю на служение революции посредством террора. Я займусь такой наукой, которая помогла бы мне и товарищам приложить свои силы самым выгодным для революции образом. Очень может быть, что целые годы придется работать над тем, чтобы добыть нужные знания, но я не брошу работы, пока не буду убежден в том, что достиг того, чего мне надо...».

В 1878 году Николай Иванович стал членом террористической группы «Свобода или смерть», входившей в организацию «Земля и воля». Он лично стал во главе группы, занимающейся производством взрывчатых веществ.

Народовольцы называли Кибальчича «главным техником», «агентом-исполнителем решений». Организация «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел». Николай Кибальчич остался в рядах «Народной воли». Он лично изготовил несколько десятков килограммов динамита, занимался изучением возможностей использования пороха для летательных аппаратов, руководил подпольной типографией.

Николай Иванович считал, что именно террор — это лучший способ борьбы за идеалы. В 1879 году Кибальчич и его соратники занимались подготовкой взрыва царского поезда в Одессе, однако покушение оказалось неудачным. После этого Кибальчич готовил взрыв в Зимнем дворце. В 1881 году, весной, Николай Иванович лично занимался обучением бомбистов, объяснял им действие нового снаряда для покушения на Александра II. Он сам был уверен, что взрыв, который планировался на 1 марта 1881 года, уничтожит «все живое в радиусе 15—18 саженей».

Через несколько дней после убийства царя Николая Кибальчича арестовали как соучастника. На допросах он всячески пропагандировал народовольческие идеи. Кибальчич говорил, что террористическая деятельность является прекрасным средством как для наказания начальствующих лиц за их преследования социалистов, так и для достижения политического и экономического освобождения народа. Председатель суда Э. Я. Фукс писал о Николае Ивановиче: «Кибальчич — замечательный ум, необыкновенная выдержка, адская энергия и поразительное спокойствие».

Когда Николай Иванович был в тюрьме, он работал над проектом создания реактивного ракетного двигателя с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения. Кибальчич сделал описание устройства порохового двигателя, расчет габаритов пороховых шашек и камеры сгорания ракетного двигателя. Он думал над тем, как можно осуществить управление полетом летательного аппарата, как обеспечить устойчивость аппарата, используя крылья-стабилизаторы. Кибальчич также размышлял над способами торможения трата в атмосфере при спуске.

Исследования Кибальчича были очень интересны. Но министр утренних дел был против того, чтобы отправить записи революционера на рассмотрение ученых. Однако о талантливом изобретателе все же узнал русский генералитет. Возникло предложение о том, чтобы изобретатель остался в тюрьме до конца своих дней, но при этом ему была бы предоставлена возможность заниматься техническими изобретениями. Тем не менее власти приняли решение казнить Кибальчича.

Перед казнью Николай Иванович написал письмо новому императору, Александру III. В письме он говорил о том, что настал необходимость реформ политической системы. Однако император не получил этого письма. 24 марта 1881 года Николай Иванович передал проект своему адвокату В. Н. Герарду с просьбой ознакомить с исследованием ученых-экспертов. Однако экспертиза проекта Кибальчича не проводилась. Проект отправили в секретный архив, там он находился долгие годы.

Много лет спустя, когда в 1918 году разбирали секретный архив царской охранки, был найден «Проект воздухоплавательного прибора Кибальчича. В том же году его опубликовали в журнале «Былое»: Николай Иванович предвидел возможность развития техники, высказал идею создания космического корабля, на котором человек сможет выйти в космос. Примечательно, что Кибальчич предложил эту идею за 22 года до появления работ К. Э. Циолковского. Изобретатель даже описал топливо, которое может быть использовано представил способ автоматической постоянной подачи топлива, исследовал варианты движения ракеты в пространстве. В документах было схематическое изображение летательного прибора и чертежу Создатель проекта считал, что медленно горящие взрывчатые вещества являются той самой силой, которая приведет в движений и поднимает воздухоплавательный аппарат в воздух.

Кибальчич предполагал, что таким веществом может быть прессованный порох. Также он высказывал предположение, что топливом для летательного аппарата могут быть такие взрывчатые вещества, в составе которых есть селитра, уголь, сера. И, по мнению изобретателя, какой-то из составов мог бы оказаться удобнее прессованного пороха. И действительно, много лет спустя появился бездымный порох. Он был более эффективен, чем обычный, к тому же сгорал без остатка.

Изобретатель так описывал принцип действия своего космическое корабля: в нижнем дне цилиндра А есть отверстие С. По оси ближе к верхнему дну цилиндра А устанавливается пороховая свеча К. Цилиндр А стойками прикрепляется к средней части платформы, на которой будет стоять воздухоплаватель. Если свеча К будет зажжена то через очень короткое время цилиндр А будет наполнен горючими газами. Часть этих газов начнет давить на верхнее дно цилиндра. Если давление превзойдет вес цилиндра, платформы и воздухоплавателя, то прибор должен будет подняться вверх.

Сам Николай Иванович писал: «Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу огромную услугу Родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов пожертвовать своей жизнью». Изобретатель признавал: «Верна или не верна моя идея — может окончательно решить лишь опыт».

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Кибальчич Николай Иванович - изобретатель, автор первого русского проекта реактивного двигателя и летательного аппарата для полетов людей. Николай Иванович родился 19 октября 1853 года в г.Короп Черниговской губ. в семье священника. В 1864 году поступил в Новгород-Северскую гимназию, но (по настоянию отца) был отправлен в духовное училище, затем в Черниговскую духовную семинарию, откуда в 1869 вновь вернулся в гимназию и окончил ее с серебряной медалью. С 1871 учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, с 1873 - в Медико-хирургической академии. Участник «хождения в народ».

С октября 1875 г. до июня 1878 г. содержался в тюрьме по обвинению в революционной пропаганде. После освобождения вошёл в группу «Свобода или смерть», образовавшуюся внутри «Земли и воли», в которой возглавил группу, ответственную за производство взрывчатых веществ (нитроглицерина, динамита), за что получил прозвище "главного техника", "агента-исполнителя решений" у товарищей-народовольцев. Затем Николай Иванович становится агентом Исполнительного комитета «Народной воли». Являясь «главным техником» организации, участвовал в подготовке покушений на Александра II - именно он изобрел и изготовил метательные снаряды, которые были использованы И. И. Гриневицким и Н. И. Рысаковым во время покушения на Екатерининском канале.

Спустя 17 дней после цареубийства, 17 марта 1881, был арестован как соучастник. Приговорён к смертной казни и повешен вместе с другими «первомартовцами».

Находясь в тюрьме, за несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект пилотируемого ракетного летательного аппарат. В проекте Кибальчич рассмотрел устройство порохового ракетного двигателя, управление полётом путём изменения угла наклона двигателя, программный режим горения, обеспечение устойчивости аппарата и др. Он также продолжал создавать описание устройства порохового двигателя, рассчитывал габариты пороховых шашек и камеры сгорания ракетного двигателя. Он размышлял над проблемами управления полетом летательного аппарата и обеспечения его устойчивости с помощью крыльев-стабилизаторов, анализировал способы торможения аппарата в атмосфере при спуске.

Кибальчич Н.И. был повешен 3 апреля 1881 в Петербурге. Материалы по разработке проекта его ракетного двигателя были опубликованы лишь в 1918 году. Задолго до Циолковского Кибальчич обосновал выбор рабочего тела и источника энергии космического летательного аппарата, высказал идею о возможности применения бронированных порохов для реактивного двигателя. Он также рассчитал способы обеспечения программированного режима горения пороха, разработал методы сжигания, топливоподающее и регулирующие устройства. Подачу пороховых шашек в камеру сгорания предполагал осуществлять с помощью автоматических часов.

Все мы стали свидетелями перехода человечества в космическую эру. Менее чем за 100 лет, благодаря научно-техническому прогрессу, совершён гигантский скачок от первых летательных аппаратов до выхода человека в открытый космос. К сожалению, не все знают имена первооткрывателей и историю этих великих свершений.

Условия, в которых они творили, по сравнению с нынешними, представляются адом. Но их увлечённость идеями, самопожертвование и непоколебимая вера в светлое будущее человечества, которому и были посвящены их работы, не должны остаться позабытыми на страницах истории.

Они и сейчас своим примером вдохновляют нас на творческие поиски и дают надежду на то, что человечество, преодолев распри и низменные чувства, сможет построить справедливое, равноправное общество.

Жизнь этого талантливого человека оборвалась в 27 лет. Уроженец маленького городка Коропец на Черниговщине, вопреки воле отца-священника, покидает духовную семинарию в Чернигове и блестяще заканчивает гимназию в Новгород-Северском.

Там он увлёкся химией и даже получил прозвище Коля-пиротехник. Затем было 3 года учёбы в Петербургском Институте инженеров путей сообщений и в Медико-хирургической академии.

Николая настолько волновало справедливое устройство общества, что он без колебаний вступил в ряды народовольцев. За хранение нелегальной литературы на 3 года его заключают в Лукьяновскую тюрьму, после чего ему запрещено продолжить обучение.

Кибальчич всю свою энергию и талант направляет на изготовление уникальной краски для подпольных типографий и взрывчатых веществ (нитроглицерина и динамита). Разработанный им состав даже превосходил по качеству динамит Нобеля.

Использовав его в теракте при покушении на императора Александра II в 1881 г., Н. Кибальчич подписал себе смертный приговор. Он был казнён вместе с другими известными народовольцами 3 апреля 1881 г.

Николай Иванович Кибальчич (1853–1881)

Но за несколько дней пребывания в одиночной камере Николай разрабатывает проект реактивного летательного аппарата с использованием пороховых двигателей, вычисляет размеры пороховых шашек и камер сгорания, предлагает решения по управлению полётами летательных аппаратов, обеспечению их устойчивости в полётах и способы торможения аппаратов при спуске в атмосфере.

Схему он нацарапал на стене каземата обломком пуговицы. 5 страниц текста с 2-мя рисунками он передаёт своему адвокату. Но, попав в руки охранки, этот уникальный документ «Проект воздухоплавательного прибора » с датой 23 марта 1881 г. 37 лет хранился в специальных архивах тайной канцелярии и только в 1918 г. был впервые опубликован в журнале «Былое» №4–5.

Вдумайтесь в слова, написанные 137 лет тому назад молодым человеком, талантливым изобретателем Николаем Кибальчичем накануне его казни и оцените этот человеческий подвиг, силу духа и трагичность его судьбы.

«Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моём ужасном положении.

Если же моя идея после тщательного обсуждения учёными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу огромную услугу Родине и человечеству.

Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов пожертвовать своей жизнью.

Поэтому я умоляю тех учёных, которые будут рассматривать мой проект, отнестись к нему как можно серьёзней и добросовестней и дать мне на него ответ как можно скорее.

Прежде всего считаю нужным заметить, что будучи на свободе, я не имел достаточного времени, чтобы разработать свой проект в подробностях, и доказать его осуществимость математическими вычислениями. В настоящее же время я, конечно, не имею возможности достать нужные для этого материалы.

Следовательно, эта задача – подкрепление моего проекта математическими вычислениями – должна быть сделана теми экспериментаторами, в руки которых попадёт мой проект. Насколько мне известно, моя идея ещё не была предложена никем».

Мир тогда так и не узнал о гениальном проекте, который опередил развитие техники. Идея Николая Ивановича Кибальчича была предложена за 22 года до публикации К.Э. Циолковским его первой работы «Исследование мировых пространств реактивными снарядами » и за 80 лет до первого полёта человека в космос.

Литература:
Никонов В.П. Пять страниц бессмертия .
Лазанська Т.І. . Енциклопедія історії України: Т.4 – К.: В-во "Наукова думка", 2007. - 528 с.
Черняк А.Я. Николай Кибальчич – революционер и учёный. – М., 1960.
Бражнин И.Я. Голубые листки. – Л., 1957.
Кибальчич Ф.А. Николай Кибальчич. – М., 1986.

Елена Громозова , доктор биологических наук



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...