Китаев смык психология стресса психологическая антропология. Психология стресса психологическая антропология стресса китаев-смык ла

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

6. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Напсихология стресса: психологическая антропология стресса»

Китаев-Смык Л.А.

«Психология стресса: психологическая антропология стресса »

Волкова Н.В. Copingstrategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2Тема: Копинг – стратегии как способ реализации совладающегоповедения.

1.1. Стресс: понятие и виды.

1.2. Профессиональный стресс: специфика, динамика, стадии.

1.3. Копинг – стратегии.

1.1 Понятие стресса

В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс . Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стрессВ Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения -- все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

Категория «стресс» является одной из таких сложных для изучения категорий науки, которая (как адаптация и др.) обслуживает комплекс различных наук о человеке. Поэтому вхождение этого понятия в оборот психологической науки сопровождалось адаптационным подходом к стрессу. Затем психологи выделили отдельно психологический, эмоциональный и информационный стресс.

Стрессом в науке (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия – стрессоры .



Основополагающую теорию стресса, с которой начался «стрессовый» бум, выработал Г. Селье. Под стрессом Г. Селье понимает неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило ученому говорить об общем адаптационном синдроме . По данным Г. Селье, продолжительные стрессы отмечаются при сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий. Г. Сельеопределил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) .

Г. Селье и отечественными авторами, развивающими адаптационный подход к стрессу и регуляции стрессовых состояний показано, что существуют стрессовые ситуации, которые мобилизуют организм и способствуют успешной социально-психологической адаптации индивида. Но существуют, отмечает В. А. Бодров, стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации..дистрессу» . Дистресс – это крайне отрицательное проявление стресса. Превращение стресса в дистресс происходит при очень интенсивном воздействии факторов среды и деятельности, при которых истощаются резервы организма и нарушается механизм психической регуляции. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (Лазарус). Р. Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической стрессовой реакции на вредность, является реак­цией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами . Р. Лазарус считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. По Р. Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции .



Е.С. Кузьмин к стресс-факторам относит: нарушение чувства комфорта и безопасности труда; дефицит времени для завершения плановых заданий; трудные и ранее незнакомые производственные задачи; чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи; конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив; длительная работа без отдыха, переутомление; несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения [цит. по:19].

Стрессоры могут быть различные. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. Личностные особенности, отмечает А. Г. Маклаков, - «самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий».

Большинство отечественных авторов отделяют психический, эмоциональный стресс от физиологического и выделяют психический, эмоциональный и информационный стресс . В словаре под ред. А. В. Петровского различаются: физиологический и психологический стресс, последний делится на стресс эмоциональный и информационный .

А. Г. Маклаков, рассуждая о проблеме выделения психического, эмоционального и информационного стрессов, замечает, что данное деление условно, поскольку трудно разделить стрессоры. «На практике, - пишет он, - очень редко удается разделить эмоциональные и информационные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации..информационный стресс сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации» . Хотя стрессорами могут быть разные раздражители, но, отмечает А. Г. Маклаков, «чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции» . Психический стресс данный автор определяет как «состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида со средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальной адаптивной реакции оказывается недостаточно» .

По определению В. А. Бодрова «..психологический стресс понимается как реакция субъекта на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию..» .

А.В. Морозов, ориентируясь на исследования Ф.Б. Березина, указывает в пособии по управленческой психологии основные черты психического стресса: «стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна» [, с.115]. Как отмечают Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Исследованиях психического стресса свидетельствуют и об общности физиологических изменений, которые возникают при физиологическом и психическом стрессе, и о различиях в механизме его формирования. При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров или стрессогенной ситуации опосредуется через психические процессы, которые обеспечивают оценку стимула в связи с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате его переработки возникает ощущение угрозы, обычно в случае, когда психологическая оценка обнаруживает несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей . Указанные авторы подчеркивают роль индивидуальной оценки стрессовой ситуации. «Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия - пишут они, - обусловливает роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса весьма широк .

Характеризуя психический (эмоциональный) стресс, отмечают, что он вызывает такие же (негативные, вегетативные) изменения, что и физиологический стресс, но имеются важные различия в его сущности. Так, В, А. Бодров пишет: «..Параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Однако важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высокостереотипизированные реакции посредством нервных и гуморальных механизмов. Психологический же стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности» . По мнению Р. Лазаруса, опосредующим процессом в первом случае является гомеостатический механизм, активизируемый вредным воздействием, а во втором случае – психологические процессы оценки предполагаемой угрозы личности и поиска адекватного ответа на эту угрозу [цит.по:6].

Эмоциональный стресс, по данным отечественных психологов, возникает в ситуации обиды, опасности, угрозы . Формы эмоционального стресса: импульсивная, тормозная, генерализованная. При эмоциональном стресс е отмечаются изменения в психической сфере, в том числе изменения в протекании психических процессов, эмоциональной сфере, мотивации и структуре деятельности. Также в содержании психического (эмоционального) стресса психологи особо выделяют тревожность. Тревога – это « эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» . Тревога, в отличие от страха, который несет в себе реальную угрозу, представляет диффузный страх . Тревога является сигналом напряжения, нарушения адаптации. По направленности своего проявления тревога может выполнять как мобилизующие, так и дезорганизующие функции. Когда уровень тревоги слишком высок, поведение становится неадекватным ситуации, его регуляция нарушается. Роль тревоги в адаптационном процессе может изменяться, при перенапряжении организма ощутима ее роль в формировании эмоционального стресса.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности.

Проблема преодоления стресса и роли особенностей личности как опосредующего фактора стрессоустойчивости человека начала проявляться сразу в ходе изучения стресса. Многие авторы, занимающиеся изучением форм стресса, делают акцент на личностных особенностях, детерминантах совладания со стрессом. Исследователи называют их «личностными ресурсами», «личностной выносливостью», «личностным адаптационным потенциалом» . Р. Лазарус считает, что в силу «индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной» . Так, Соколова Е. Д. и коллеги пишут: «Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным факторам, «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения» . А. В. Морозов также указывает: «Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности» . Исследователями отмечается, что специфичность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъектаПоскольку, - рассуждает В. А. Бодров, - «..Сущностью психологического стресса является эмоциональное состояние, развивающееся на негативно оцениваемую ситуацию (воздействие), то анализ причинных факторов, порождающих стресс, возможен только с учетом личностных установок данного субъекта» .

Подводя итог, отметим, что сегодня в отечественной психологии используют понятия «психический стресс», «эмоциональный стресс», «информационный стресс». В самом общем виде можно различать психический и физиологический стресс, а, говоря о собственно психологическом содержании стресса, использовать понятия «эмоциональный стресс», «информационный стресс», понимая, что данное деление условно и стрессоры могут быть общими для обоих видов стресса.Разделение довольно условно, так как физиологический стресс всегда включает элементы психического (эмоционального), а в психический стресс вызывает физиологические изменения.

в каждом возрасте наряду с активным формированием механизмов преодоления стресса происходит развитие личностно-средовых копинг-ресурсов , которые являются основной составляющей резистентности встрессу и учавствуют в процессе адаптации.

Сирота H.A., Ялтонский В.М.

Леонид Александрович Китаев-Смык (18.05.1931, Москва) - старший научный сотрудник Российского института культурологии, заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России.

После учебы в средней школе и в Первом Московском Медицинском Институте (там он получил диплом врача с отличием) он работал практикующим врачом с 1955 года.

В 1956 году, как врач, отличившийся при лечении и изучении эпидемии гриппа, Л.Китаев-Смык был переведен на научную работу в Академию Медицинских Наук.

В раннем детстве (Леониду было пять лет) отец рассказывал ему о космосе, и после этого он всегда мечтал о полетах на другие планеты. Когда отец тяжело заболел, Леонид Китаев-Смык думал о будущей космической медицине и о лечении невесомостью. Поэтому он оставил удачно начавшуюся научную карьеру и в 1960 году перешел в секретный тогда Летно-Исследовательский Институт.

В 1961 году Л.Китаев-Смык начал изучат действие невесомости на людей и животных в авиационных полетах по параболе. Было получено много очень интересных практических результатов и теоретических концепций. Кандидатская диссертация Л.Китаева-Смыка «Функции зрения при кратковременной невесомости» была защищена на закрытом заседании Ученого совета.

Д-р Л. Китаев-Смык участвовал в подготовке первых советских астронавтов: Юрия Гагарина и других.

1963 году Д-р Л.Китаев-Смык выступил с инициативой изучения влияния на людей искусственной силы тяжести во время полетов на другие планеты. Результаты этих исследований отражены в многочисленных научных публикациях и обобщены в монографии: Психология стресса. М.: Наука, 1983. (Представлена как докторская диссертация).

В 1973 году Д-р Л.Китаев-Смык оставил престижную работу в астронавтике и перешел в только что созданный Институт психологии АН СССР и начал теоретическое обобщение полученных им ранее - результатов экспериментального изучения стресса. Им была создана и опубликована генеральная концепция стресса. Она объясняет его вегетативные и соматические проявления, когнитивные проявления при стрессе и нарушения общения людей при экстраординарных влияниях.

С 1987 года он изучал психологический и социологический стресс в «горячих точках» в СССР. Сам присутствовал там, где были или могли быть массовые беспорядки или боевые действия внутри СССР: в Дальневосточном регионе, в Таджикистане, на Кавказе, в Прибалтике.

С 1993 года Д-р Л.Китаев-Смык работает в Российском институте культурологии, над темой: «Культурология глобальной безопасности». Им сделано ранее боле 300 научных публикаций, семь монографий, двенадцать изобретений. Он работает над монографиями: «Психологическая антропология стресса», «Психология чеченской войны».

Книги (2)

Психология стресса. Психологическая антропология стресса

В монографии описаны индивидуальные особенности долгой жизни при стрессе и реакции во время стресса, краткого, как удар.

Представлены генеральные (общие) закономерности изменений эмоций, восприятия, памяти, мышления, работоспособности и общения в экстремальных ситуациях. Изложены результаты исследований «стресса жизни» и «стресса смерти», отражены многочисленные исследования автора: стресс творчества и вдохновения, восторг и ужас властителей, ускользание из-под гнета жестокостей и гибель под ними, стресс в боях под пулями врагов и посттравматические болезни ветеранов, длительный стресс в экспериментах при подготовке полета людей на Марс и многое другое.

Стресс-войны. Фронтовые записки врача-психолога

Книга не просто о войне. Ее автор Л. А. Китаев-Смык изучал не только психологию войны, но и психологию нашей не всегда мирной жизни, проявленную войной. Жизненные проблемы легче рассмотреть и понять, сравнивая их с военными опасностями.

Книга эта во многом уникальна, в ней многое описано впервые. Ее автору впервые удалось проводить психологические исследования по обе стороны линии фронта.

Впервые эти исследования делались там, где зарождается военный стресс — в окопах под пулями, на блокпостах, под прицелом вражеских снайперов, на «броне» танков, ехавших по минированным дорогам, в отрядах чеченских боевиков под российскими бомбами

И, главное, впервые известный психолог-ученый, академик Всемирной экологической академии, автор более250-тинаучных публикаций о проблемах стресса, применил свои знания, чтобы разобраться в наиболее актуальных психологических проблемах современной войны.

Природа, 1989, 7, 98-105.

СЕГОДНЯ с особой остротой ставится вопрос об
удовлетворении потребностей людей в нормальных, т. е. не
вредящих, условиях жизни. К ним относятся не только потребности
в нормальных пище, воде, воздухе, жилище и т.п., но и
потребность в нормальном духовном климате. Пренебрежение
экологией "вещественной" ведет к ухудшению телесного здоровья.
Игнорирование законов и требований экологии "психической" -- к
моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации.
Уже с зачатия на зародыш влияет окружающая среда. И это не
только физические и химические воздействия (помня об этом,
женщина задолго до зачатия не должна употреблять алкоголь,
никотин и т. п.), но и -- психологические. "Симфония Бетховена
слышна в лоне матери, как за тонкой стеной панельного дома",--
пишет один из сторонников психологической экологии чешский
писатель М. Черноушек. Это обстоятельство до сих пор не
учитывается и в обыденной жизни, и в научных рекомендациях для
беременных женщин. У многих народов существуют обычаи ограждать
беременных от неприятных чувств, нервных потрясений. Считается,
что плоду может быть причинен ущерб, он способен испытать
стресс, если мать увидит что-нибудь страшное, уродливое.
Результаты исследований указывают, что ребенок в утробе матери
реагирует на внешние звуки, в частности на ее пение.
Предполагают, что на последних месяцах беременности происходит
подготовка плода к овладению после рождения речью. По-видимому,
нервную систему плода "готовят" звуки голоса материй
И после появления на свет новорожденный большую часть
времени нуждается в материнской близости: ее тепле, запахе,
звуках ее голоса и, главное, как обнаружили исследователи, ее
прикосновениях. Младенцы, особенно недоношенные, растут тем
быстрее, чем чаще и дольше они соприкасаются с матерью, чем
больше она трогает их, гладит, держит на руках, ласкает.
Размещение новорожденных отдельно от матери, тем более их
кормление в первые дни не материнским молоком, а искусственными
смесями,-- "ошибки роста" нашей медицинской науки.
Наилучшая среда для младенца -- около матери с ее заботой
и любовью. Существует много научных подтверждений мысли
Черноушека о том, что ранняя оторванность ребенка от матери
"прорастает в психопатологические явления, оказывающие большое
влияние на формирование у личности эмоционально обедненного
сознания, которое не может найти среду обитания, так как не
встретило ее в момент возникновения основных эмоциональных
координат отношения ребенок -- мать".
Однако не только материнская защита и поддержка, но и
собственная активность необходимы для нормального развития.
Активное познание пространства начинается со знакомства ребенка
со своими возможностями. Он кричит, агукает и при этом слышит
себя. Его губы и язык ощущают друг друга. В эту игру вступают
руки и ноги. Изучая "географию" своего тела, его выпуклости и
углубления, он получает самые первые сведения для создания в
последующем представления о себе как о некотором центре
переживаний.
Взрослея, ребенок осваивает мир игрушек. Их можно увидеть,
ухватить, полизать, отбросить. Но отбросить не навсегда. Мама
возвратит "убежавшую" игрушку и улыбнется, что-то скажет. С
помощью игрушек ребенок знакомится с чувствами взрослых к нему,
проверяет их доброту и свою защищенность. А его чувства и
мысли, обращенные к взрослым, укрепляются и разнообразятся
"общением" с игрушками. Формируется "мир фантазии". Это как бы
идеальное внутреннее пространство, которое потом разовьется в
пространство идей, представлений, переживаний, мечтаний. И,
вероятно, не за горами время, когда проблемы "экологии" этого
идеального мира, борьбы с разрушением морали, потерей идеалов,
влечением к недостойному окажутся для нас не менее важными, чем
проблемы охраны среды обитания.

    ПРОСТРАНСТВО ОБИТАНИЯ

Мы изменяемся и телом, и душой, ежедневно взрослеем,
проходя то легким, то трудным путем по жизненному пространству.
Это и реальное пространство города или села, и "пространство"
раздумий, печалей, веселья, обид и любви. Внешний мир действует
на человека разными способами.
Человечество не может далеко оторваться от естественной,
первозданной природы, в лоне которой оно возникло и
существовало тысячелетия. В отпуск мы хоть ненадолго стремимся
из городов в леса и поля, на морские пляжи или к заснеженным
вершинам гор. Не довольствуясь этим, мы "внедряем" природу в
свой повседневный быт. Это и цветы на окнах, и собака или кошка
в доме.
Природа в доме -- хорошо. Но в домах с людьми живут другие
люди, а также вещи. Пространство квартиры, как только в нее
вселяется семья, начинает влиять на ее членов. Ее мебель и
интерьер оказывают на них психологическое воздействие в то
время, когда они особенно восприимчивы к этому. После трудового
дня, обязательного общения с сослуживцами, уличной толчеи,
вернувшись домой, мы расслабляемся, "отключая" психологическую
защиту. Пространство дома, семьи -- близкое, доброе, родное --
оказывает не всегда заметное, но мощное восстановительное
влияние. Если же интерьер квартиры сделан не "по душе", если
взаимоотношения в семье сухие или, хуже того, нервозные,
грубые, каждый из нас оказывается в западне: все плохое
действует на незащищенную психику, терзая и еще больше ослабляя
ее. Беспорядок в квартире -- это и показатель, и причина
беспорядка в жизни. У многих народов главное в семейной жизни
-- чистота в доме.
Даже для людей, не выезжающих из города или сельской
местности, мир стал доступным благодаря кино и телевидению. Но
у экрана человек, как правило, обречен на пассивность
созерцателя. Свобода его действий простирается не дальше ручки
выключателя (сейчас много пишут и говорят о деформации психики
из-за чрезмерного времени, проводимого у телевизоров).
Активная сиюминутная сопричастность жизни, удаленной на
тысячи километров, стала возможной благодаря телевизионным
мостам. Участвуя в организации первых мостов и опрашивая многих
присутствовавших на них, автор обнаружил у большинства сильный
стресс. Это был приятный стресс, с интенсивными,
"пронизывающими" переживаниями -- своего рода эмоциональное
потрясение. Оно усиливалось непринужденностью. "Эй, толстяк в
красной рубахе! -- кричал парень с экрана. -- Ты на самом деле
есть? Или мне дурят голову видеоклипом?" И толстяк в краской
рубахе и с красным от волнения лицом, чувствуя, что происходит
нечто ранее невообразимое, улыбался, размахивая руками и орал в
ответ: "Да! Я -- есть! Вот -- я". Во время первого моста у
опытного телеоператора по щекам текли слезы. "Это самый
счастливый день моей жизни!" -- говорил он. Ничего подобного не
ощущается, если смотреть запись телемоста по домашнему
телевизору. Но и тогда, даже в случаях, когда аудитории на
обоих "концах" специально подобраны (ученые, дети или
женщины),-- наверное, многие испытали новое ощущение
целостности пространства нашей планеты и единения ее жителей.

    ЗВУКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ШУМ

Почти у каждого крик ребенка вызовет острое желание
помочь. Монотонный звук дождя усыпляет. А если его усилить до
уровня гула станков в цехе или вереницы несущихся самосвалов?
Это уже может стать причиной стресса и заболевания. Громкий
постоянный шум неминуемо вызывает нежелательные физиологические
и психологические реакции. Среди первых наиболее неприятно
ускорение старения организма. Людям среднего и старшего
возраста хорошо знакомы чувства утомления, душевного
опустошения, разбитости, довольно скоро возникающие в шумной
обстановке. Эти чувства не только результат утомления,
невротизации, но и предвестники дряхления. Исследователи
обнаружили, что длительный шум -- одна из основных причин
равнодушия, ослабления сопереживания в беде.
Внезапный громкий, как выстрел, выхлоп или скрежет
тормозов автомобиля, громоподобные звуки от самолетов в момент
превышения ими скорости звука особенно опасны для детей.
Неожиданный сильный звук может на многие годы вызвать заикание,
эпилепсию, нарушить интеллектуальное развитие.
"Звуковой удар" у всякого человека вызывает испуг. Одни в
страхе напрягаются, бегут, не понимая куда, другие, напротив,
обмякают, ощущая слабость в ногах и руках, покрываются
испариной. И чем сильнее звуковой удар, тем больше "обмякших".
На это, в частности, рассчитана артиллерийская подготовка перед
боем.

    ПРОСТРАНСТВО РАБОТЫ

Первые шаги на пути к тому, чтобы стать Человеком, наш
далекий предок сделал, начав использовать орудия труда. Палкой
с копалкой удобнее, чем руками, было ковырять землю в поисках
съедобных корней.
Орудия труда стали своеобразными искусственными органами,
не только увеличивающими возможности человека, но и отделяющими
его во время работы от непосредственного соприкосновения с
природой. Искусственная "прослойка", которую образуют
сложнейшие современные орудия производства, почти закрыла от
нас естественную среду. Возможно, в этом одна из причин нашего
отчуждения от природы и равнодушия к ее разрушению.
Мы затронем здесь лишь один аспект этого отчуждения,
который связан с "компьютерным стрессом", ибо компьютер скоро
станет неотъемлемым атрибутом рабочей и домашней среды нашего
обитания. Каков путь совершенствования рабочего пространства,
приведший нас на порог компьютеризации человеческого общества,
есть ли опасности на этом пути?
У многих имеющих дело с компьютерами возникает своего рода
влечение к ним. Оно появляется в связи с тем, что человек
сначала вводит в компьютерную память результаты своей
мыслительной деятельности, а затем, "общаясь" с компьютером,
ведет диалог как бы с самим собой, но воссозданным в
электронной памяти и логике, ощущает себя и творцом, и
властителем, и игроком. Это увлекает и радует, создает чувство
удовлетворения. Такие переживания от "общения" с компьютером
снимают утомление, улучшают запоминание, ускоряют обучение.
У отдельных лиц может возникать своего рода "компьютерное
сладострастие", когда, забыв обо всем на свете, они
ограничиваются работой с компьютером, иногда полезной, но
подчас в ущерб своим обязанностям и здоровью. Немало владельцев
персональных компьютеров жалуются на непонятные тревожные
чувства, возникшие с тех пор, как у них в доме появился этот
неоценимый помощник. Тревожность особенно сильна у тех, чей
компьютер связан с другими и банками данных вычислительных
центров и компьютеризированных библиотек. Это чувство может
переходить в стресс, в частности, из-за опасения, что результат
твоих интенсивных интеллектуальных усилий, заложенный в памяти
компьютера, "высосет" некий безликий сверхразум, что продукт
твоего интеллекта использует неизвестно кто и как.
Да и на службе также люди нередко боятся кражи их
интеллектуальных сокровищ, хранящихся в компьютере. И не
напрасно -- в ряде стран уже действуют преступные синдикаты,
специализирующиеся на воровстве идей и денежных вкладов,
доверенных компьютеризированным хранилищам.

    ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА

Наше индивидуальное внутреннее пространство -- сложнейшая
система физиологических и прочих механизмов и процессов,
огромный мир, заключенный в теле. Некоторые национальные
традиции ряда стран Востока, например Индии, помогают людям
лучше ощущать свое тело и внутренние органы. Это способствует
управлению физиологическими процессами, казалось бы, не
подвластными нашей воле, помогает излечению от некоторых
заболеваний.
Есть еще одно "внутреннее пространство", которое ощущает в
себе каждый человек. Это "пространство" чувств, мыслей,
духовных устремлений, т. е. всего того, что позволяет каждому
из нас считать себя личностью, ощущать и осознавать свое "я". В
этом -- психологическом -- пространстве обитают радость и горе,
любовь, сочувствие и неприязнь, упрямство и расхлябанность, и
многое-многое другое. Внутренний мир каждого человека во многом
уникален. Но есть качества, позволяющие различать типы людей по
способностям, по характеру. Это типологические, точнее,
индивидуальные различия. Многочисленные особенности человека
могут как бы "наслаиваться" одна на другую, создавая сложную
неповторимую личность.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СТРЕСС

В наше время эмоциональный стресс все чаще становится
причиной тягостных переживаний, нарушений общения людей и
заболеваний, получивших название "болезни стресса".
Много сил и средств тратится на защиту природы от
неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе
научно-технического прогресса. Но и сам человек должен
рассматриваться как важнейший элемент природы, который надо
защищать.
В прошлые тысячелетия люди боролись с дикой природой --
хищниками, стихийными бедствиями, эпидемиями. Для защиты от нее
человечество окружило себя искусственной средой с городами и
заводами, университетами и больницами, автомобилями и
телевидением, зонами отдыха и многим другим. И тут
обнаружилось, казалось бы, странное явление. Искусственная
среда сама стала наносить удары по людям. Особенно болезненные
удары, приводящие людей к стрессу, наносит нерационально
организованная психологическая среда. Причиной стресса могут
стать излишне интенсивный или монотонный ритм работы и жизни,
лишающий людей радостей многодневных празднеств, карнавалов,
фестивалей. А они необходимы для полного восстановления
работоспособности и жизнеспособности после тяжелой работы, не
оставляющей сил для общения, учебы, творчества. Тягостен стресс
из-за отсутствия условий для свободного волеизъявления, без
чего невозможно развитие многих лучших способностей человека, и
многое другое. Проблемы психологической экологии с каждым днем
становятся все злободневнее, так как неблагоприятные влияния на
психику со стороны пространства, где живут и работают люди, все
усиливаются.
Эмоциональный стресс проявляется в двух обличиях. Как
кратковременная вспышка эмоций, под внешним проявлением которых
скрываются сложные физиологические, биохимические процессы. И
как длительное напряжение со сложными изменениями поведения,
мышления, взглядов на жизнь и т. п. Распространена
классификация людей по их поведению в критических ситуациях. У
одних при сильном эмоциональном напряжении в кровь выделяется
много гормона норадреналина. Такие люди при стрессе отличаются
уверенностью, решительностью, смелостью. При встрече с
опасностью они могут быть гневными, яростными. Психолог М.
Франкенхойзер предложила называть их "львами". У других в
экстремальных условиях в кровь выделяется адреналин. При
стрессе они не уверены в себе, а иногда боязливы и даже
плаксивы. В критические моменты они легко поддаются панике или
впадают в депрессию. Такие люди названы "кроликами" ,
Знание этих различий полезно для выбора правильного
поведения в стрессовой ситуации. Возьмем такой случай:
назревает бытовой конфликт, а уйти от него не позволяет
обстановка. Например, вы едете в битком набитом автобусе.
Взглянув на того, кто затевает скандал, постарайтесь
определить, "свирепый лев" это или "разбушевавшийся кролик".
Если "лев", посадите его в "клетку" юмора, постарайтесь доброй
шуткой остудить его гнев, не обидев, рассмешить его;
если "кролик" -- дайте ему "морковку доброты", скажите
что-нибудь любезное спокойно и доброжелательно. Он утихомирится
и будет рад простить все своим обидчикам. Старайтесь не
ошибиться, определяя тактику "психотерапии". "Лев", когда он
озлоблен, не оценит доброты, а шутка, даже добродушная, может
расстроить "кролика". А если "кролик" -- женщина, то тут и до
слез будет недалеко.

    ДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И "СТРЕСС ЖИЗНИ"

Неприятности нередко бывают долгими. Они создают, по
выражению канадского физиолога Г. Селье, "стресс жизни". Как
говорится, "пришла беда -- открывай ворота". Тягостные события
наслаиваются одно на другое и бывает трудно понять, какая
невзгода больше действует на человека, от чего в первую очередь
надо его спасать. Длительный стресс из-за нескончаемой череды
неприятностей, даже если они приходят "малыми порциями",
значительно хуже для человека, чем однократное, пусть даже
сильное, но быстро проходящее переживание. При таком стрессе,
рождающем чувство безысходности и беспомощности, возникают
многочисленные "болезни стресса". Многие западные авторы
называют их "болезнями цивилизации". Но это название неточно.
Не всякие цивилизации несут с собой "болезни стресса". Древние
цивилизации Индии, Китая, американских индейцев и коренных
жителей Африки имели высокую культуру и сложные социальные
отношения. Но для этих цивилизаций "болезни стресса" не были
характерны. Только во второй половине нашего столетия эти
болезни стали распространяться в странах с развитой
индустриальной цивилизацией. Сейчас уже говорят об "эпидемии
болезней стресса". Какие это болезни? Наиболее часты инсульт,
инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной
диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче
возникает простуда, хуже заживают раны. Стало известно, что
раком чаще заболевают люди, страдающие от неисправимой беды:
краха жизни, гибели супруга, банкротства. Стресс бывает важной
причиной психических болезней.

    СОЦИАЛЬНОЕ "ПРОСТРАНСТВО"

Изменение человеческих взаимоотношений автор исследовал в
различных экстремальных условиях. При длительном стрессе
изменения в общении людей друг с другом могут и резко
ухудшаться, и, напротив, стать лучше. Можно выделить три вида
дезорганизующих особенностей общения -- так сказать,
"трехглавую гидру раздоров". У человека, изнуренного стрессом,
легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам.
Даже в мелочах. Например, кто-либо обращается к нему с
вопросом. При стрессе он отвечает неприязненно, у него может
мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за
стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По
малейшему поводу и без него в душе человека, пораженного
стрессом, загорается обида. Вокруг ему чудятся
несправедливости, среди соседей и сослуживцев многие видятся
недостойными людьми или просто дураками, подчас без всяких
оснований. Приказы часто воспринимаются как неверные,
начальники как пройдохи или глупцы. Это первая неблагоприятная
особенность общения при стрессе.
Вторая проявляется в том, что человеку становится
неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное
дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от
обязанностей, перекладывает их на кого угодно, старается
доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.
Третья особенность связана с чувством отчужденности от
других людей, в том числе членов семьи и коллег. Иной человек
месяцы, годы находится в состоянии стресса из-за жизненных
невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не
нужен никто -- постоянные его спутники. Но если уменьшится
давление стресса и жизнь улыбнется человеку, его связь с людьми
окрепнет.
Но при стрессе возможны не только неблагополучные,
разрушающие общение омрачающие жизнь изменения личности.
Нередко в экстремальных ситуациях "трехглавую гидру раздоров"
затмевают возвышающие личность проявления.
Первая благоприятная особенность стрессового поведения --
желание поддерживать лидера, доверять ему, следовать за ним в
трудной ситуации. Не только за народным трибуном, вождем. При
стрессе может возрастать доброжелательность к каждому
инициативному человеку. Наверно, именно такие положительные
психологические явления побуждают нас поддерживать человека в
беде, толкают на самопожертвование. "Заслонить грудью
командира!" -- подобные решения приходят в состоянии
максимального эмоционального напряжения. Они, как правило, не
оставляют места для сомнений и кажутся потом непроизвольными.
Нередко люди скромные, ничем в спокойной обстановке не
выделявшиеся, в экстремальной ситуации становятся лидерами.
Привлекая людей своей решимостью к действию, проснувшейся
властностью, они берут на себя ответственность за них, вселяют
в них надежду на успешный выход из критической, опасной
ситуации. Это второе благоприятное проявление особенностей
личности при стрессе.
Третья такая особенность -- усиление чувства взаимной
симпатии, дружественности, "чувство локтя", уверенности, что
сосед поддержит, не подведет в трудную минуту. Такие
переживания рождаются прежде всего в экстремальных, опасных
условиях. Пережившие эти ощущения братского единения и
душевного подъема на всю жизнь сохраняют родственное отношение
друг к другу.
Обращаясь к экологической психологии, надо иметь в виду,
что для каждого человека, где бы он ни находился и какое бы
"пространство" ни выходило на первый план, самое главное, как к
нему относятся и влияют на него люди из этого пространства
(члены семьи, соседи, сослуживцы, сограждане). Эти влияния
суммируются, образуя "социальное пространство". Каждый на
личном опыте знает, как сложны, многогранны, а -иногда и тяжелы
такие влияния.

    "ВЫГОРАНИЕ"

Только ли экстремальные условия могут менять отношения
между людьми? Несколько лет назад американские психологи
обратили внимание на то, что у некоторых людей во время,
казалось бы, спокойной работы стиль общения меняется как при
стрессе. Началось с того, что стали поступать жалобы на
работников службы психологической и социальной поддержки. т е
на психологов и социологов, рабочая обязанность которых --
облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в
беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной
беседой. Анализ работы этой службы выявил особую форму
"болезней стресса", своего рода "болезнь общения". Ее назвали
впечатляюще: "выгорание персонала", "выгорание личности" или
короче -- "выгорание". Главная причина -- психологическое,
душевное переутомление. Особенно быстро и заметно оно наступает
при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны
"дарить" клиентам тепло своей души. Жертвами "выгорания" в
первую очередь оказываются психотерапевты (!), учителя, врачи и
продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные
вежливо и душевно обслуживать других людей. "Выгорание -- плата
за сочувствие" назвала американский психолог К. Маслах свою
книгу, где представлены результаты обширных исследований ею
этого печального явления. Многочисленные проявления "выгорания"
можно свести к трем типам.
Первый -- "уплощение", "притухание" эмоций, когда исчезает
острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все нормально,
но... скучно и просто на душе. Не волнуют ни пламя заката, ни
переливы птичьего щебета. Ослабли чувства к самым дорогим и
близким людям. Даже любимая пища стала грубой и пресной.
Второй -- возникновение конфликтов с клиентами. Сначала
они скрытые. В кругу своих коллег начавший "выгорать"
профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о
некоторых своих клиентах. Далее он начинает чувствовать
неприязнь к ним. Сначала он сдерживает ее, затем ему с трудом
удается скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит взрыв и
он выплескивает из себя озлобленность. Ее жертвой, как правило,
становится ни в чем не повинный человек, который ждал от
профессионала помощи или хотя бы участия,
Третий тип наиболее социально и экономически опасен для
общества -- это утрата представлений о ценностях жизни, т. е.
состояние, в котором "на все наплевать". Человек по привычке
может сохранять и апломб, и респектабельность, но приглядитесь
к нему. У него пустой взгляд и ледяное сердце. Мир для него
безразличен.
Разрабатываемые за рубежом многочисленные методы
профилактики "выгорания" направлены на ликвидацию "стресса
жизни". Но они не учитывают, что в экстремальных условиях
стрессовые отношения в общении возможны в обе стороны. Наряду с
"выгоранием" встречается поразительный энтузиазм, питающийся
сознанием того, что общество нуждается именно в тебе.
"Выгорания" обычно удается избежать, если коллектив и семья
поддерживают в человеке убежденность в том, что, несмотря на
трудные условия жизни и работы, он сможет проявить себя
достойно. Но главное, конечно, "выгорающему" необходимо
отдохнуть душой и телом.

    СТАРОСТЬ -- ОСЛАБЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ С "СОЦИАЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ"

Почему на Земле жизнь рассредоточена в отдельных деревьях,
животных, людях, а не воплощена, к примеру, в сложнейшем
организме, расплывшемся по планете, как живой океан в
"Солярисе" С. Лема. Возможно потому, что непрерывные физические
воздействия на биосферу из космоса и недр планеты изменяются
настолько быстро, что единая планетарная биомасса не успевала
бы приспосабливаться к этим изменениям. Механизмы,
приспособления, необходимые "вчера", но ненужные "завтра",
должны быть отброшены "сегодня". В этом смысле смерть от
старости -- это "механизм популяционной селекции", позволяющий
  • Добавлен пользователем Сергей Васильевич , дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 28.10.2010 14:27

Научное издание . М.: Академический Проект, 2009. — 943 с. - ISBN 978-5-8291-1023-9.Рецензенты: М. И. Марьин, доктор психологических наук, профессор А. В. Окороков, доктор исторических наук, действительный член Академии военных наукАннотация:
В монографии описаны индивидуальные особенности долгой жизни при стрессе и реакции во время стресса, краткого, как удар Представлены генеральные (общие) закономерности изменений эмоций, восприятия, памяти, мышления, работоспособности и общения в экстремальных ситуациях Изложены результаты исследований «стресса жизни» и «стресса смерти», отражены многочисленные исследования автора: стресс творчества и вдохновения, восторг и ужас властителей, ускользание из-под гнета жестокостей и гибель под ними, стресс в боях под пулями врагов и посттравматические болезни ветеранов, длительный стресс в экспериментах при подготовке полета людей на Марс и многое другое. Доступно рассмотрены телесные (соматические) и душевные (психические) болезни стресса и способы их предотвращения Проанализированы психологические факторы, позволяющие нормализовать стресс, являющийся естественным следствием динамической и сложной жизни. Кроме того, показаны способы и приемы восстановления и поддержания здоровья в стрессовых ситуациях. Книга ведущего российского специалиста по проблемам стресса написана для всех, кого затронул стресс, кто его использует или с ним борется, для политиков и психологов, для медиков и социологов, для работников силовых структур, для учащихся и профессионалов, может быть, даже для философов. Пусть читателя не отпугивает энциклопедичность этой книги — каждый найдет в ней свое.Содержание:
Методология изучения стресса .
Концепция стресса Ганса Селье — «общий адаптационный синдром».
Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса (Основные положения концепции Г. Селье. Стадии мобилизации адаптационных резервов по Г. Селье).
Развитие концепции стресса (Многозначность понятия «стресс». Субсиндромы стресса. Изменение баланса (пропорции) соматических, психических и социально-психологических реализаций стресса (дистресса). Кризисные ранги стресса (ступенчатые изменения проявлений стресса) при чрезмерном нарастании экстремальных воздействий).
Методология исследований стресса (Этические принципы исследования стресса. Организационно-методические принципы исследования стресса. Экстремальные воздействия и стрессоры. «Загадочность» некоторых стрессоров. «Стресс жизни» и «стресс смерти»).
Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса.
Генеральные (общие) закономерности эмоций и поведения при стрессе (Эмоции и поведение при кратковременном стрессе (при стрессовом кризисе первого ранга, в «аларм-стадии»). Активное эмоционально-поведенческое реагирование при кратковременном стрессе. Микроструктура эмоционально-поведенческой активности при кратковременном стрессе. Первичное пассивное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе. Конструктивное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе. Конструктивное эмоционально-поведенческое реагирование в процессе профессиональной деятельности, жестко регламентированной смертельной опасностью. Двигательная буря или мнимая смерть при боевом стрессе (стрессовый кризис первого ранга). Активность и пассивность в начале жизни. Эмоции и поведение при длительном стрессе, при стрессовом кризисе второго ранга. Вторичная стрессовая пассивность. Работоспособность при стрессе. О ранжировании интенсивности боевого стресса. Эмоционально-поведенческое (квазисуицидальное) реагирование при стрессовом кризисе третьего ранга (боевой стресс у солдат во время кровопролитнейших боев в Чечне в январе-апреле 1994 г.). Трагедия невольной жертвы. Зооантропологическая интерпретация боевого (квазисуицидального) стрессового кризиса третьего ранга. Современная медико-психологическая оценка психологических расстройств на войне. Стресс умирания. Стрессовый кризис четвертого ранга).Различия эмоций и поведения людей при кратковременном (гравитационном) стрессе (О классификации стрессовых реакций. Поведенческие реакции людей при кратковременном стрессе (в невесомости). Стрессовая реакция «Что такое? Как быть?! ». Стрессово-активные (первая группа). Стрессово-пассивные (вторая группа). «Невероятная катастрофа вокруг» — у одних пассивных, другие пассивны из-за «кошмара в их телах». «Конструктивные» и не вовлеченные в стресс (третья группа). Инверсия активности при стрессе (четвертая группа). Происхождение иллюзий «ударного» стресса. Сенсомоторные реакции людей при кратковременных линейных ускорениях).Эмоционально-поведенческие феномены при повторяющемся стрессе (Синдром «я — не я». При стрессе у одних — потребность «разделить радость с другом», у других — «закрытость души». Стрессовые «мания величия» и чувство сопричастности большому, правильному делу. Ретроградная амнезия при стрессе. Поведение при невесомости профессионалов и непрофессионалов летного дела. В невесомости женщины. Как определить стрессовую устойчивость группы. О панических расстройствах («панических атаках») и о «критической массе психической травмы».Феномен стрессового «расщепления» («удвоения») эмоций («Расщепление»
(«удвоение») эмоций в невесомости.
Феномен «нигилирования» эмоциональных проявлений. «Всеобщее раздвоение» эмоций в невесомости. «Хорошая мина» при плохой игре. Неуместный смех. «Нерасщепленные» эмоции лидера. Криминальное «расщепление» радости общения).«Бессловесность чувств» (алекситимия) после гравитационного стресса
и «смертельный дискомфорт» при стрессе-кинетозе
(Исследования эмоций и поведения людей: (а) в невесомости при подготовке первых орбитальных полетов и (б) во время многонедельного непрерывного вращения при подготовке полета на планету Марс. Поведенческие реакции людей при кратковременном стрессе (в невесомости). Алекситимия после «ударов» невесомостью. Об алекситимии — «бессловесности чувств». Еще об алекситимии при моделировании космических стрессоров. Алекситимия и баланс полушарий головного мозга. Поведенческие реакции, алекситимия и «смертельный дискомфорт» у людей при изнурительном дистрессе-кинетозе. Межполушарная асимметрия головного мозга и альтернативные стрессовые расстройства).Эмоции и поведение людей при звуковом стрессе «ударного» типа
акустический стресс при стрельбе «чужого» АК-47
(Акустический стресс «ударного» типа. Стрессовые влияния на солдат звуков стрельбы «чужого» автомата М. Т. Калашникова (АК-47) во время «атаки» в помещении бункерного типа и при «укрытии» в нем. Стрессовые влияния звуков стрельбы «чужого» автомата АК-47 на неподвижных солдат. Стрессовые влияния звуков стрельбы «чужого» автомата АК-47 на атакующих солдат. Зооантропологическая сущность «активности» и «пассивности» при «звуковых ударах». Восторг при акустическом стрессе — это «перевернутый» ужас. Воздействие сильного звукового хлопка (акустического удара). Психологические аспекты акустического стресса. Психофизиологические аспекты акустического стресса. Медико-психологические аспекты акустического стресса. «Электрика» головного мозга (физиологические аспекты) при акустическом стрессе).Активность или пассивность? (Представления древних ученых Греции, Средней Азии и Дальнего Востока об активности и пассивности. Источники активности и пассивности при стрессе. Нет обреченности на активность либо пассивность при стрессе. «Ценность» активности либо пассивности при стрессе.Вегетативный субсиндром стресса . Генеральные (общие) закономерности изменения вегетативной активности при стрессе (Стрессовый кризис первого ранга — вегетативные системы организма обслуживают психику. Защитная активизация физиологических вегетативных функций при стрессовом кризисе второго ранга. Тотальные и локальные стрессовые физиологические вегетативные реакции. Превентивно-защитные вегетативные (физиологические) реакции — предшественники телесных (соматических) болезней стресса Стрессовый кризис третьего ранга. Почему люди типа А чаще умирают при стрессе, чем люди типа Б. Культурно-континентальные, этнические и тендерные различия смертности от «болезней стресса». Онкологические болезни «сексуального стресса». Проблемы ранжирования вегетативного субсиндрома стресса. Стрессовый кризис четвертого ранга — умирание).Экспериментальное исследование вегетативного субсиндрома стресса при подготовке первых орбитальных и межпланетных полетов (Вегетативные реакции при многократном повторении кратковременного гравитационного стресса. A. Индивидуальные различия вегетативных реакций при многократных воздействиях кратких режимов невесомости. Пути адаптирования к ним. Б. Тяжелейшие случаи кинетоза («болезни
укачивания») в кратких режимах невесомости. B. Сравнения переносимости людьми качания на качелях и на «горках» (параболах) невесомости. Вегетативные реакции (кинетоз) при непрерывном длительном гравиинерционном стрессе. Стрессоры при эротико-вербальной рекреации («матерной речи») и сексуальных инвективах («матерных ругательствах»). A. Эротические стрессоры. Психофизиология матерщины. Б. Матерная речь в космосе? .B. Больничный мат. Г. Матерные частушки после боя. Музыка В. Высоцкого. Beatles и дистресс. Цвета как «эмоциональная ткань» и дистресс. Пищеварительная система при кинетозе. Аппетит и дистресс).Основные принципы борьбы с болезнями стресса .
О субъективной вероятности, субъективной «невозможности» и субъективной экстремальности изменения среды («математическая» модель «включения» вегетативного субсиндрома стресса).
Анализ стрессового «болезневидного состояния» — кинетоза («болезни
передвижения», «болезни укачивания», «морской» и «спутниковой болезни, и т. п.) (Значимость проблемы кинетоза. Подходы к пониманию проблем кинетоза («болезни укачиванияГенеральные (общие) закономерности изменения познавательных процессов при интенсификации стресса (Мышление при кратковременном и в начале
длительного стресса.Четыре вида «ужаса смерти» (О страхах и ужасах. «Индивидуальный ужас смерти». «Ужас гибели престижа». «Ужас боязни за близких людей». «Ужас дистресса». Дистресс как механизм популяционной селекции. Четыре «основные формы страха» по Фрицу Риману. Ужас перед своим безумием. Подходы к проблеме «ужаса смерти». Предсмертный транс чеченских смертниц-террористок («шахидок»). О смелости.Восприятие при стрессе (Изменение зрительного восприятия при кратковременном гравитационном стрессе. Реакции зрения в полетах по параболе. Восприятие при многосуточном стрессе. Зрительные иллюзии при кратковременном гравиинерционном стрессе. Взаимная экспансия сознания и подсознания при беспрецедентности стрессогенного состояния. Пространственная ориентация при гравиинерционных стрессорах, имитирующих турбулентные влияния атмосферы во время вхождения в нее космического корабля. A. Индивидуальные различия субъективного представления о пространстве и вертикальном направлении на основании гравирецепции без визуального контроля. Б. Способность (и неспособность) учитывать крен при операторской деятельности в имитаторе космического корабля, при воздействии на него турбулентных потоков при входе в плотные слои атмосферы. B. Феномен деструкции («отключения»)
концептуальной модели пространства при длительном пребывании в динамически
измененной пространственной среде. Функциональная асимметрия при стрессе).Память при стрессе (Стрессовые «извержения» затаившейся эмоциональной памяти и фрагментарная «ампутация» памяти о дистрессе. Осознание и запоминание информации при коротком стрессе. Особенности памяти при длительном стрессе. Микрострессовые влияния для «насильственного» создания «собственного мнения» о действительности. Эмоциогенная информация и «насильственные» вербальные реакции).Посттравматические стрессовые расстройства — они из-за неудовлетворяемой жажды мщения либо из-за неутоляемой жажды любви ? Подходы к пониманию посттравматического стрессового расстройства. Разные пути посттравматического стрессового расстройства. Симптоматика посттравматического стрессового расстройства. Боевой посттравматический стресс. Латентный (переходный) период посттравматического стрессового расстройства. Посттравматическое стрессовое расстройство при ожоговой болезни. Посттравматические стрессовые расстройствапосле массовых психотравм при чрезвычайных ситуациях).Сон и стресс .
Типологизации людей при стрессе (Типология пьяниц. Стрессовые различия в отношении «к себе» и «к другим». Психосоциальный субсиндром стресса общение при стрессе.Генеральные (общие) закономерности изменения общения в экстремальных условиях (Общение при начавшемся умеренном стрессе. Социально-психологическая активность, консолидирующая тюремное сообщество. B. Социально-психологическая гиперактивность, разрушающая тюремное сообщество. Г. Стрессовое «угасание» эффективности социально-психологического взаимодействия. Д. Сколько стрессово-активных и стрессово-пассивных узников в российской тюрьме в конце XX в. Е. Интенсивность стресса в начале долгого действия экстремальных факторов и перед ожидаемой их отменой. Ж. Психосоциальный феномен — «кентавр тюремного дистресса». Психосоциальный дистресс, разрушающий сообщество («социальная смерть» группы). О влиянии чувства свободы воли и несвободы на устойчивость перед смертью. О стрессе власти (экстаз и ужас властвования). A. О двух периодах в жизни животных и людей. Б. Экстаз власти.B. Сексуальный нескончаемый оргазм властителя. Г. Страх властвующих.Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души (Три формы-фазы «выгорания». А. Сложность синдрома профессиональной деформации сотрудника ОВД. Б. Продолжительность службы в ОВД и вероятность деформации личности сотрудника. В. О гипертрофированном чувстве права на насилие. Г. Профилактика и устранение профессиональной деформации личности сотрудника «силовых» структур).Стресс и окружающее пространство (Проксимические переменные при стрессе. Стресс при неожиданном «вторжении» в личное пространство. «Межличностная территория» при хроническом дистрессе.Синдромы «свободы» и «несвободы» («Синдром заложника». «Концлагерный синдром». Пять необходимых и достаточных условий активизации революционно-стрессовой ситуации и пять других условий ее ликвидации. О синдроме «счастья свободного общества» и «сила духовности»).Мирное население и стресс войны («Синдром мирного населения в начале гражданской войны» (Расстрел парламента России в 1993 г.). Стресс мирного населения при введении на его территорию «ограниченного воинского контингента» (Чечня 1994-1996 гг.). Конверсионные расстройства детей и женщин в Чечне (декабрь 2005 г. — январь 2006 г.). «Эпидемия» индуцированных болезней или массовая истерия? Ментальные трансформации при долгом массовом стрессе. Роль средств массовой информации в возникновении «посттеррористического синдрома»).Психосоциальные влияния сексуальной лексики (Побуждения и пути к матерной лексике. Эмоциональная активизация матерщиной. Скабрезная брань как этнический феномен общения. Антистрессовое действие сексуальных инвектив. Гендерные различия сексуальных инвектив. Матерщина как средство активизации общения. Эпохально-цивилизационные «пробуждения» матерной лексики. Сакральность матерщины).
Социально-психологические исследования стресса.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Узнайте сколько стоит уникальная работа конкретно по Вашей теме:

Смотри также

  • Раздел: Психологические дисциплины → Психология стресса

СПб.: Речь, 2004. - 165 с. В книге детально описаны теоретические подходы к изучению проблем стресса, типы и факторы стресса, механизмы адаптации к стрессовым ситуациям, принципы предупреждения и сопротивления; подробно проанализирован коппинг-механизмы. В приложении приведены методики для оценки стресса и копинга.

  • 798,44 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 09.02.2011 11:19
  • Раздел: Психология стресса → Психологический стресс

М.: Пер Сэ, 2006. - 528 с. - ISBN 5-9292-0146-3. В книге представлены материалы экспериментально-теоретического изучения развития и преодоления психологического стресса. Приводятся основные положения учения о психологическом стрессе (понятия, история, теории и модели, методология изучения стресса), особенности его развития (причины возникновения и показатели проявления, механизмы...

  • 780,06 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 26.02.2018 03:19

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса.
Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СТРЕСС — «ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ»
1.1. Концепция стресса Г. Селье
Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса (5). Основные положения концепции Г. Селье и их развитие (10).
1.2. Психология и концепции стресса
Корреляция физиологических и психологических показателей стресса (24). Психологические исследования стресса (28). Рефлекторно-эмоциональный стресс (41).
1.3. Методолого-методические основания исследований стресса
Методические принципы исследовании стресса (44). Экстремальные воздействия и стрессоры (49).
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА 57
2.1. Общие закономерности эмоционально-поведенческих реакций при стрессе
Индивидуальные различия эмоционально-поведенческой активности при стрессе (58). Микроструктура активной формы эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса (59). Пассивная форма эмоционально-поведенческого реагирования пристрессе (62). Активность или пассивность? (G9). Феномен "активной гуманизации" (74).
2.2. Эмоции и поведение людей при кратковременном гравитационном стрессе
О классификации реакций в невесомости (76). Поведенческие реакций людей при кратковременной невесомости (77). Особенности реагирования людей с профессиональным летным опытом на кратковременное невесомость (87). Сопоставление индивидуальных различий реакций в начале действия невесомости в авиационном и в космическом полетах (88).
2.3. Операторская деятельность при гравитационном стрессе
Об органах управления полетом (89). Скорость движений (91). Координация движений (92). Сила движений (105). Сенсомоторные реакции при воздействии на человека кратковременных линейных ускорений (108), Рекомендации к конструированию тренажеров для сохранения навыков ручного управления при действии гравитационных стрессоров (110).
2.4. Поведение людей при кратковременном акустическом стрессе
Акустический стресс «ударного» типа (114). Психологические аспекты акустического стресса (124). Психофизиологические аспекты акустического стресса (128).Клинико-психологические аспекты акустического стресса (130).
ВЕГЕТАТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
3.1. Общие закономерности усиления превентивно-защитной вегетативной активности при стрессе
3.2. Вегетативные реакции при кратковременном гравиинерционном стрессе
3.3. Вегетативные реакции при длительном гравиинерционном стрессе 172
3.4. Системный подход к решению проблемы «болезни укачивания» . 184
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СТРЕССЕ. КОГНИТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
41. Общие закономерности изменения познавательных процессов при длительном стрессе
«Эмоциональность» мышлении при стрессе (203). Активизация мышления при стрессе (204). «Уход» от решения стрессогенных проблем (207). Сон и стресс (209). Восприятие и стресс (210).
4.2. Изменение зрительного восприятия при кратковременном гравиинерционном стрессе
4.3. Пространственная ориентация человека при длительном гравиинерционном стрессе
4.4. Особенности памяти при длительном гравиинерционном стрессе. 246
4.5. Влияние эмоционального стресса на осознание и запечатление информации и па формирование поведения
4.6. Отражение в сознании эмоциональных факторов
Критика концепции «ужаса смерти» (253). О некоторых стрессовых эмоциональных состояниях (2(50).
5 ОБЩЕНИЕ ПРИ СТРЕССЕ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
5.1. Социально-психологические исследования стресса
5.2. Общая структура изменений общения в экстремальных условиях 280
5.3. Проксимические переменные при стрессе
5.4. Стресс при неожиданном «вторжении» в личное пространство. . 305
5.5. «Межличностная территория» при хроническом дистрессе
«Вторжение» на межличностную территорию при хроническом дистрессе (316). «Совместимость» членов изолированной группы (320).
6 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЛ СТРЕССА
6.1. О роли генотипа в организации поведения при стрессе
Экскреторная и двигательная активность при стрессе (32(5). Генетическая обусловленность экскреторной и двигательной активности при стрессе (327). Двигательная и экскреторная активное» при адаптировании к экстремальному фактору (329).
6.2. Поведение при стрессе в эволюционном аспекте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...