Классификация растений и животных линнея. Краткая биография карла линнея К линней и его труды

Карл Линней (1707-1778). Шведский ученый-естествоиспытатель, впервые систематизировал организмы. Впервые предложил систематизировать растения и животных на классы, отряды, роды, виды. Ввел в биологию свыше 1000 терминов. Предложил принцип двойных латинских названий: рода и вида в систематике растений и животных (бинарную номенклатуру). Его труд "Система природы" переиздавался 12 раз.

Лучшая искусственная система органического мира принадлежит шведскому ученому-натуралисту XVIII в. К. Линнею (1707-1778) . Во время учебы в г. Лунд на становление К. Линнея как естествоиспытателя оказало влияние посещение музея в доме профессора Стобеуса, известного ученого и натуралиста. Линнея в музее сильно заинтересовали гербарии растений, чучела птиц, ракушки, коллекция минералов. В свободное время он сам занимался сбором и засушиванием растений. Его неустанный труд положил начало систематике организмов. В систематике растений за единицу классификации он принял вид. Им было описано свыше 8 тыс. растений и 4 200 животных. К. Линней распределил все растения по числу и строению тычинок и пестиков на 24 класса. Классы разделил на отряды, отряды - на роды, роды - на виды. Каждому растению К. Линней дал видовое и родовое названия на латинском языке. Такой способ обозначения называется бинарной (двойной) наменклатурой. К. Линней ввел в части цветка названия: лепесток, пыльник, тычиночные нити, нектарник, завязь и рыльце пестика, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Животный мир Линней классифицировал по строению органов кровообращения и дыхания на шесть классов:

1) млекопитающие;

2) птицы;

3) амфибии;

4) рыбы;

5) насекомые;

6) черви.

Млекопитающих он разделил на 17 отрядов. Объединение класса млекопитающих только по молочным железам привело к тому, что в этот класс попали яйцекладущие млекопитающие (ехидна, утконос), ластоногие и китообразные животные. Созданная К. Линнеем система была искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала полностью их родственных связей. При классификации по 1-2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения оказывались иногда в одном классе, а родственные - в разных. Например, подсчитывая число тычинок у моркови и льна, Линней поместил их в одну группу на том основании, что у них по пять тычинок в цветке. На самом деле эти растения принадлежат к разным родам и семействам: морковь из семейства зонтичных, лен - семейства льновых.
По сходству и форме клюва курица и страус попали в один отряд, тогда как курицы относятся к килегрудным, а страусы - к бескилевым.
Несмотря на допущенные ошибки, К. Линней, составив первую систематику, внес много нового в развитие органического мира. К. Линней провел анализ систематик растений, составленных учеными- предшественниками. При этом он заметил, что сначала ученые пытались объединять растения по алфавиту, по форме венчика, числу семян, их полезности и вредности. Поэтому для обозначения видов он разработал свою систематику, отличную от предыдущих систем. Его работа "Система природы" переиздавалась 12 раз. К. Линней закрепил использование в науке двойных названий - родового и видового, что сохраняется, широко используется в науке в настоящее время.
Из систематизированных им 17 отрядов млекопитающих он дал полное описание отрядов хищников и приматов. Линней правильно поместил человека и человекообразную обезьяну в один отряд приматов. К. Линней является создателем научной систематики животных и растений.
После систематики организмов К. Линнеем в течение десятков лет в различных точках земного шара было исследовано и описано около 100 тыс. растений. Система деления организмов К. Линнея заинтересовала многих ученых, однако его утверждение о неизменности первоначального вида в дальнейшем оказало влияние на метафизические взгляды того времени.
К. Линней, признавая искусственность своей системы, писал, что "искусственная система будет существовать до создания естественной".
Систематика. Искусственная система.

  1. К. Линней - основатель первой систематики растений и животных.
  2. К. Линней дал полное описание отрядов хищников и приматов.
  3. Что принял К. Линней в своей системе за самую крупную и за самую мелкую систематическую единицу?
  4. Как вы понимаете двойное название растений и животных? Приведите примеры.
  5. Г1о каким признакам и как разделил К. Линней животный мир?
  6. Какие понятия К. Линней ввел в части цветка?
  7. Почему система К. Линнея является искусственной?
  8. Каковы недостатки системы К. Линнея?

Проанализируйте научные открытия К. Линнея и напишите краткий реферат. Сравните систематику животных Линнея, состоящую из шести классов, с современной систематикой, заполните таблицу. Докажите, что система К. Линнея является искусственной.

Классы

Систематика животных по системе К. Линнея

Современная систематика животных

Млекопитающие

Насекомые

Примечание: чтобы не испортить учебник, таблицу зарисуйте отдельно в тетради, правильность проверьте у учителя.

Все живые существа можно классифицировать с помощью иерархической системы, в основе которой лежат категории рода и вида.

Карл Линней, шведский физиолог, был профессором медицины в университете города Упсала. Он заведовал большим ботаническим садом, который был нужен университету для проведения научных исследований. Люди присылали ему растения и семена со всего света для выращивания в ботаническом саду. Именно благодаря интенсивному изучению этой огромной коллекции растений Карл Линней сумел решить задачу систематизации всех живых существ — сегодня ее назвали бы задачей таксономии (систематики). Можно сказать, что он придумал категории для популярной в Америке викторины «Двадцать вопросов», в которой первым делом спрашивают, относится ли предмет к животным, растениям или минералам. В системе Линнея действительно все относится либо к животным, либо к растениям, либо к неживой природе (минералам).

Чтобы легче понять принцип систематизации, представьте, что вы хотите классифицировать все дома в мире. Можно начать с того, что дома в Европе, например, больше похожи друг на друга, чем на дома в Северной Америке, поэтому на первом, самом грубом уровне классификации необходимо указать континент, где расположено здание. На уровне каждого континента можно пойти дальше, отметив, что дома в одной стране (например, во Франции) больше похожи друг на друга, чем на дома в другой стране (например, в Норвегии). Таким образом, вторым уровнем классификации будет страна. Можно продолжать в том же роде, рассматривая последовательно уровень страны, уровень города и уровень улицы. Номер дома на конкретной улице будет той конечной ячейкой, куда можно поместить искомый объект. Значит, каждый дом будет полностью классифицирован, если для него будут указаны континент, страна, город, улица и номер дома.

Линней заметил, что подобным образом можно классифицировать живые существа в соответствии с их характеристиками. Человек, например, больше похож на белку, чем на гремучую змею, и больше похож на гремучую змею, чем на сосну. Проделав те же рассуждения, что и в случае домов, можно построить систему классификации, в которой каждое живое существо получит свое уникальное место.

Именно так и сделали последователи Карла Линнея. На начальном уровне все живые существа делятся на пять царств — растения, животные, грибы и два царства одноклеточных организмов (безъядерных и содержащих в ядре ДНК). Далее каждое царство делится на типы . Например, в нервную систему человека входит длинный спиной мозг, образующийся из хорды. Это относит нас к типу хордовых. У большинства животных, обладающих спинным мозгом, он расположен внутри позвоночника. Эта большая группа хордовых называется подтипом позвоночных. Человек относится к этому подтипу. Наличие позвоночника — критерий, по которому позвоночные животные отличаются от беспозвоночных, то есть не имеющих позвоночного хребта (к ним относятся, например, крабы).

Следующая категория классификации — класс . Человек является представителем класса млекопитающих — теплокровных животных с шерстью, живородящих и выкармливающих своих детенышей молоком. Этот уровень различает человека и таких животных, как пресмыкающиеся и птицы. Следующая категория — отряд. Мы относимся к отряду приматов — животных с бинокулярным зрением и руками и ногами, приспособленными для хватания. Классификация человека как относящегося к приматам отличает нас от других млекопитающих — таких, например, как собаки и жирафы.

Следующие две категории классификации — семейство и род . Мы относимся к семейству гоминид и роду Homo. Впрочем, это разграничение мало что значит для нас, поскольку других представителей нашего семейства и нашего рода больше нет (хотя в прошлом они существовали). У большинства животных каждый род содержит несколько представителей. Например, белый медведь — это Ursus maritimis , а медведь гризли — Ursus horibilis . Оба эти медведя относятся к одному роду (Ursus ), но к разным видам — они не скрещиваются.

При описании животных принято указывать род и вид. Поэтому человек классифицируется как Homo sapiens («Человек разумный»). Это не означает, что другие категории классификации не важны — они просто подразумеваются, когда говорят о роде и виде. Главный вклад Линнея в науку состоит в том, что он применил и ввел в употребление так называемую бинарную номенклатуру , согласно которой каждый объект классификации обозначается двумя латинскими названиями — родовым и видовым.

Классифицируя таким способом живую природу, система Линнея определяет каждому организму свое собственное уникальное место в мире живых существ. Но успех зависит в первую очередь от того, насколько правильно систематик выделит важные физические характеристики, и здесь возможны неверные суждения и даже ошибки — Линней, к примеру, отнес бегемота к отряду грызунов! В настоящее время при систематизации все больше учитывается генетический код отдельных организмов или история их эволюции — генеалогическое древо (этот подход называется кладистикой) .

Карл Линней (швед. Carl Linnaeus, 1707-1778) - выдающийся шведский ученый, естествоиспытатель и медик, профессор Упсальского университета. Он заложил принципы классификации природы, разделив ее на три царства. Заслугами великого ученого стали оставленные им подробные описания растений и одна из наиболее удачных искусственных классификаций растений и животных. Он ввел в науку понятие таксоны и предложил метод бинарной номенклатуры, а также построил систему органического мира на основе иерархического принципа.

Детство и юность

Карл Линней родился 23 мая 1707 года в шведском городе Росхульте в семье сельского пастора Николаса Линнеуса. Он был настолько увлеченным цветоводом, что поменял свою прежнюю фамилию Ингемарсон на латинизированный вариант Линнеус от названия огромной липы (по шведски Lind), которая росла неподалеку от дома. Несмотря на большое желание родителей видеть своего первенца священником, его с юных лет привлекали естественные науки, а в особенности ботаника.

Когда сыну было два года, семья перебралась в соседний город Стенброхульт, но учился будущий ученый в городке Векше - сначала в местной грамматической школе, а затем в гимназии. Основные предметы - древние языки и богословие ─ давались Карлу нелегко. Зато молодой человек с головой был увлечен математикой и ботаникой. Ради последней он нередко прогуливал занятия, чтобы в естественных условиях изучать растения. Латынь он также освоил с большим трудом, и то ради возможности прочесть в оригинале «Естественную историю» Плиния. По совету доктора Ротмана, преподававшего у Карла логику и медицину, родители решились отдать учиться сына на врача.

Учеба в университете

В 1727 году Линней успешно сдал экзамены в Лундский университет. Здесь наибольшие впечатления на него произвели лекции профессора К. Стобеуса, который помог пополнить и систематизировать знания Карла. В течение первого года обучения он скрупулезно изучал флору окрестностей Лунда и создал каталог редких растений. Однако проучился в Лунде Линней недолго: по совету Ротмана он перевелся в Упсальский университет, имевший больший медицинский уклон. Впрочем, уровень преподавания в обоих учебных заведениях был ниже возможностей студента Линнея, поэтому большую часть времени он занимался самообразованием. В 1730 году он начал преподавать в ботаническом саду в качестве демонстратора и имел среди слушателей большой успех.

Однако польза от пребывания в Упсале все же была. В стенах университета Линней знакомится с профессором О. Цельсием, иногда помогавшему бедному студенту деньгами и профессором У. Рудбеком-младшим, по совету которого отправился в путешествие по Лапландии. Кроме того, судьба его свела со студентом П. Артеди, в соавторстве с которым будет пересмотрена естественно-историческая классификация.

В 1732 году Карл побывал в Лапландии с целью детального изучения трех царств природы - растений, животных и минералов. Также он собрал большой этнографический материал, в том числе о быте аборигенов. По итогам поездки Линней написал краткую обзорную работу, которая в 1737 году вышла в развернутом варианте под названием «Flora Lapponica». Свою исследовательскую деятельность начинающий ученый продолжил в 1734 году, когда по приглашению местного губернатора отправился в Делекарлию. После этого он переехал в Фалун, где занимался пробирным делом и изучением минералов.

Голландский период

В 1735 году Линней отправляется на берега Северного моря как соискатель диплома доктора медицины. Эта поездка состоялась в том числе по настоянию его будущего тестя. Защитив диссертацию в университете Гардервейка, Карл с упоением изучал естественнонаучные кабинеты Амстердама, а затем отправился в Лейден, где увидел свет один из его фундаментальных трудов «Systema naturae». В нем автор представил распределение растений по 24 классам, заложив основу классификации по количеству, величине, расположению тычинок и пестиков. Позднее работа будет постоянно дополняться, и при жизни Линнея будет выпущено 12 изданий.

Созданная система оказалась очень доступной даже для непрофессионалов, позволяя без труда идентифицировать растения и животных. Ее автор осознавал свое особенное предназначение, называя себя избранником Творца, призванного дать толкование его планов. Кроме того, в Голландии он пишет «Bibliotheca Botanica», в которой систематизирует литературу по ботанике, «Genera plantraum»с описанием родов растений, «Classes plantraum» - сопоставление различных классификаций растений с системой самого автора и ряд других произведений.

Возвращение на родину

Вернувшись в Швецию, Линней занялся медицинской практикой в Стокгольме и довольно быстро вошел в королевский двор. Причиной стало излечение нескольких фрейлин отваром тысячелистника. Он широко использовал в своей деятельности целебные растения, в частности, ягодами земляники лечил подагру. Ученый приложил немало усилий для создания Королевской академии наук (1739), стал первым ее президентом и был удостоен звания «королевского ботаника».

В 1742 году Линней осуществляет давнюю мечту и становится профессором ботаники в своей альма-матер. При нем кафедра ботаники в Упсальском университете (Карл возглавлял ее более 30 лет) приобрела огромное уважение и авторитет. Важную роль в проводимых им занятиях играл Ботанический сад, где произрастали несколько тысяч растений, собранных буквально со всего света. «В естественных науках принципы должны подтверждаться наблюдениями» , - говорил Линней. В это время к ученому пришли настоящий успех и известность: Карлом восхищались многие выдающиеся современники, в том числе Руссо. В век Просвещения ученые, подобные Линнею, были в моде.

Поселившись в своем имении Гаммарба вблизи Упсала, Карл отошел от медицинской практики и с головой окунулся в науку. Ему удалось описать все известные на тот момент лекарственные растения и изучить воздействие на человека произведенных из них лекарств. В 1753 году он публикует свой главный труд «Система растений», над которым работал четверть века.

Научный вклад Линнея

Линнею удалось исправить существующие недостатки ботаники и зоологии, чья миссия ранее сводилась к простому описанию объектов. Ученый заставил всех по-новому взглянуть на цели этих наук, проведя классификацию объектов и разработав систему их распознавания. Главная заслуга Линнея связана с областью методологии - он не открыл новых законов природы, зато смог упорядочить уже накопленные знания. Ученый предложил метод бинарной номенклатуры, в соответствии с которым животным и растениям присваивались названия. Он разделил природу на три царства и применил четыре ранга для ее систематизации - классы, отряды, виды и роды.

Линней распределил все растения на 24 класса в соответствии с особенностями их строения и выделил их род и вид. Во втором издании книги «Виды растений» он представил описание 1260 родов и 7540 видов растений. Ученый был убежден, что у растений есть пол и положил в основу классификации выделенные им особенности строения тычинок и пестиков. При употреблении названия растений и животных было необходимо использовать родовое и видовое наименование. Такой подход положил конец хаосу в классификации флоры и фауны, а со временем стал важным инструментом определения родства отдельных видов. Чтобы новая номенклатура была удобна в использовании и не вызывала двусмысленности, автор подробнейшим образом описал каждый вид, введя в науку точный терминологический язык, который подробно изложил в работе «Фундаментальная ботаника».

В конце жизни Линней попытался применить свой принцип систематизации для всей природы, в том числе горных пород и минералов. Он стал первым, кто отнес человека и обезьян к общей группе приматов. При этом шведский ученый никогда не был сторонником эволюционного направления и считал, что первые организмы были созданы в некоем райском уголке. Он резко критиковал сторонников идеи изменчивости видов, называя это отступлением от библейских традиций. «Природа не делает скачка», - не раз повторял ученый.

В 1761 году после четырехлетних ожиданий Линней получил дворянский титул. Это позволило ему несколько видоизменить фамилию на французский манер (von Linne) и создать собственный герб, центральными элементами которого стали три символа царств природы. Линнею принадлежит идея изготовления термометра, для создания которого он применил шкалу Цельсия. За свои многочисленные заслуги в 1762 году ученый был принят в ряды Парижской Академии наук.

В последние годы жизни Карл тяжело болел и перенес несколько инсультов. Он скончался в собственном доме в Упсале 10 января 1778 года и был захоронен в местном кафедральном соборе.

Научное наследство ученого было представлено в виде огромной коллекции, включающей в себя собрание раковин, минералов и насекомых, два гербария и огромную библиотеку. Несмотря на возникшие семейные споры, она досталась старшему сыну Линнея и его полному тезке, который продолжил дело отца и сделал все, чтобы сохранить эту коллекцию. После его преждевременной смерти она попала к английскому натуралисту Джону Смиту, основавшему в британской столице «Лондонское Линнеевское общество».

Личная жизнь

Ученый был женат на Саре Лизе Морене, с которой познакомился в 1734 году, дочерью городского врача Фалуна. Роман протекал очень бурно, и через две недели Карл решился сделать ей предложение. Весной 1735 года они довольно скромно обручились, после чего Карл уехал в Голландию защищать диссертацию. В силу разных обстоятельств их свадьба состоялась только спустя 4 года в фамильном хуторе семьи невесты. Линней стал многодетным отцом: у него родилось два сына и пять дочерей, из которых двое детей умерли во младенчестве. В честь своей супруги и тестя ученый назвал Moraea род многолетних растений из семейства Ирисовых, произрастающих в Южной Африке.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Шаблон:Картина Немецкий ботаник и врач Рудольф Камерариус (1665-1721) был первым, кто научно обосновал наличие половых различий у растений и разработал методику описания этих различий . Линней - один из немногих учёных XVIII века - оценил и развил это учение . При создании собственной системы классификации Линней использовал также идеи французского ботаника Себастьяна Вайяна (1669-1722), который на основании своих исследований высказывался об основополагающей роли в размножении растений тычинок и пестиков .

    История создания

    Шаблон:Картина С идеями Себастьяна Вайяна об «истинном назначении» различных частей цветка Линней был, по всей видимости, знаком ещё в Векшё , в период обучения в гимназии: в библиотеке доктора Ротмана , готовившего Линнея к поступлению в университет, была книга Вайяна. В письменном виде основы будущей половой системы классификации появились в конце 1729 года, на втором году обучения Линнея в Уппсальском университете , в небольшом рукописном сочинении Praeludia sponsaliorum plantarum ?! («Введение в половую жизнь растений», «Введение к помолвкам растений»), написанном на шведском языке . Первая часть сочинения представляла собой обзор мнений по вопросу о поле у растений, при этом Линней начинал с авторитетов древности, Теофраста и Плиния Старшего , и заканчивал ботаниками, исследовавшими этот вопрос в начале XVIII века, - Турнефором и Вайяном. Затем Линней излагал назначение различных частей цветка в соответствии с идеями Вайяна - он писал о вспомогательной роли лепестков , выступающих в качестве «брачного ложа», и об основополагающей роли в размножении растений тычинок («женихов») и пестиков («невест») .

    Свою рукопись Линней преподнёс в качестве новогоднего подарка профессору Улофу Цельсию (1670-1756) - теологу и увлечённому ботанику. В предисловии Линней писал о «великой аналогии, которая должна быть обнаружена между растениями и животными в размножении их семей сходным образом». Сочинение вызвало большой интерес в академических кругах Уппсалы, его высоко оценил наиболее известный ботаник того времени в Уппсальском университете - профессор Улоф Рудбек-младший (1660-1740) . Шаблон:Картина В 1731 году разработка половой системы классификации растений была Линнеем по существу завершена . В 1732 году в Acta Litteraria Sueciae («Трудах Уппсальского королевского научного общества») была опубликована первая работа, в которой использовалась новая система, - Florula Lapponica («Краткая Лапландская флора»): каталог растений, собранных Линнеем во время своей экспедиции в Лапландию .

    Описание системы

    Описание системы классификации растений по половым признакам было опубликовано в первом издании «Системы природы », вышедшем в 1735 году в Лейдене . Издавна существовавшее разделение растительного царства на травы и деревья было им отвергнуто (в системе Турнефора , активно использовавшейся в то время, такое разделение имелось). Линней, как и Вайян, считал, что наиболее существенными и неизменяемыми (слабо зависящими от условий произрастания) частями растений являются их органы размножения. Исходя из этого, он построил свою классификацию на основании числа, размеров и расположения половых органов растений (пестиков и тычинок), а также на особенностях разделения полов (однодомность , двудомность и многодомность) .

    Система состоит из трёх частей: ключа, признаков классов, а также перечня родов, распределённых по классам .

    Ключ системы

    Ключ системы (являющийся по сути деревом Порфирия - древовидной структурой для иллюстрации шагов последовательного дедуктивного дихотомического деления понятий от высших к низшим) из второго тома 12-го издания «Системы природы» (1767) :

    Браки растений…
    …публичные

    Сростность

    Классы XVI, XVII, XVIII, XIX, XX



    Раздельнополые

    Классы XXI, XXII, XXIII



    …тайные

    Признаки классов

    Всего Линнеем было выделено 24 класса растений. В первые 23 класса он поместил растения, которые имеют видимые цветки; в последний, XXIV класс, были помещены все растения, цветков не имеющие (как писал русский ботаник Иван Мартынов в изложении Системы Линнея в 1821 году, цветки «едва видимые и совсем сокрытые» или «заключающиеся в плоде» ) - так называемые тайнобрачные растения . Первые 23 класса Линнеем были разделены на две части: в классы с I по XX были помещены растения с обоеполыми (гермафродитными, одноложными - то есть имеющими одно «ложе для брака») цветками, то есть такими, у которых имеются как пестики, так и тычинки; следующие три класса включали растения с однополыми (двуложными - то есть имеющими два «ложе для брака») цветками - находящимися на одном растении (XXI), на разных растениях (XXII) или такие растения, у которых могут быть как однополые цветки, так и обоеполые (XXIII). Классы с I по XIII были основаны на числе тычинок, при этом все тычинки были раздельными и имели равную длину; следующие два класса (XIV, XV) выделялись по признаку неравной длины тычинок, следующие три (XVI, XVII, XVIII) - по признаку срастания тычинок. К XIX классу Линней отнёс растения, в цветках которых нити тычинок остались свободными, а пыльники срослись; к XX классу - растения, у которых нити тычинок срослись со столбиком пестика .

    Список классов

    Класс Название класса Русский перевод названия Особенности цветков , дополнительная информация Примеры растений
    I Monandriae Однотычинковые
    Одномужие
    Цветки с одной тычинкой
    Канна , Куркума
    II Diandriae Двутычинковые
    Двумужие
    Цветки с двумя тычинками
    Три порядка (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia
    Сирень , Маслина
    III Triandriae Трёхтычинковые
    Тримужие
    Цветки с тремя тычинками
    Три порядка (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia
    Камыш , Пшеница
    IV Tetrandriae Четырёхтычинковые
    Четыремужие
    Цветки с четырьмя тычинками
    Подорожник , Падуб
    V Pentandriae Пятитычинковые
    Пятимужие
    Цветки с пятью тычинками
    Семь порядков (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia, Tetragynia, Pentagynia, Decagynia, Polygynia
    Крушина , Свёкла , Зонтичные
    VI Hexandriae Шеститычинковые
    Шестимужие
    Цветки с шестью тычинками
    Шесть порядков (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia, Tetragynia, Hexagynia, Polygynia
    Нарцисс , Рис
    VII Heptandriae Семитычинковые
    Седмимужие
    Цветки с семью тычинками
    Четыре порядка (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Tetragynia, Heptagynia
    Седмичник
    VIII Octandriae Восьмитычинковые
    Осьмимужие
    Цветки с восьмью тычинками
    Четыре порядка (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia, Tetragynia
    Вакциниум , Гречиха
    IX Enneandriae Девятитычинковые
    Девятимужие
    Цветки с девятью тычинками
    Три порядка (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Hexagynia
    Лавр , Ревень
    X Decandriae Десятитычинковые
    Десятимужие
    Цветки с десятью тычинками
    Шесть порядков (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia, Tetragynia, Pentagynia, Decagynia
    Камнеломка , Мальпигия
    XI Dodecandriae Двенадцатитычинковые
    Двенадцатимужие
    Цветки с числом тычинок от 12 до 19
    Семь порядков (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia, Tetragynia, Pentagynia, Hexagynia, Dodecagynia
    Копытень , Молочай
    XII Icosandriae Двадцатитычинковые
    Двадцатимужие
    Число тычинок - 20 и более, при этом они прикреплены к чашечке
    Пять порядков (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia, Pentagynia, Polygynia
    Слива , Шиповник
    XIII Poliandriae Многотычинковые
    Многомужие
    Тычинки многочисленные, прикреплены к цветоложу
    Семь порядков (по числу пестиков): Monogynia, Digynia, Trigynia, Tetragynia, Pentagynia, Hexagynia, Polygynia
    Лютик , Мак
    XIV Didynamiae Двусильные
    Двоесилие
    Две тычинки длиннее остальных
    Три порядка: Gymnospermia, Angiospermia, Polypetala
    Норичниковые , Яснотковые
    XV Tetradynamiae Четырёхсильные
    Четыресилие
    Четыре тычинки длиннее остальных
    Два порядка: Siliculosa, Siliquosa
    Капустные
    XVI Monodelphiae Однобратственные
    Однобратство
    Тычинки срослись в один пучок (трубку)
    Три порядка: Pentandria, Decandria, Polyandria
    Камелия , Страстоцвет
    XVII Diadelphiae Двубратственные
    Двоебратство
    Тычинки срослись в два пучка
    Три порядка: Hexandria, Octandria, Decandria
    Дымянка , Фасоль
    XVIII Polyadelphiae Многобратственные
    Многобратство
    Тычинки срослись в несколько пучков
    Три порядка: Pentandria, Icosandria, Polyandria
    Зверобой , Цитрус
    XIX Syngenesiae Сростнопыльниковые
    Сродство
    Пыльники срослись, а нити тычинок остались свободными
    Пять порядков: Polygamia aequalis, Polygamia superflua, Polygamia frustranea, Polygamia necessaria, Monogamia
    Астровые
    XX Gynandriae Сростнопыльникопестичные
    Сростнопестичнотычинковые
    Женомужие
    Нити тычинок срослись со столбиком пестика
    Семь порядков: Diandria, Triandria, Tetrandia, Pentandria, Hexandria, Decandria, Polyandria
    Кирказон , Ятрышник
    XXI Monoeciae Однодомные
    Однодомство
    Цветки однополые, при этом мужские и женские цветки находятся на одном и том же растении
    Девять порядков: Monandria, Triandria, Tetrandia, Pentandria, Hexandria, Polyandria, Monadelphia, Polyadelphia, Syngenesia
    Берёза , Дуб
    XXII Dioeciae Двудомные
    Двоедомство
    Цветки однополые, при этом мужские и женские цветки находятся на разных растениях
    13 порядков: Didandria, Triandria, Tetrandia, Pentandria, Hexandria, Octandria, Enneandria, Decandria, Icosandria, Polyandria, Monadelphia, Syngenesia, Gynandria
    Ива , Тополь
    XXIII Polygamiae Многобрачные
    Многобрачие
    У растения имеются как обоеполые, так и однополые цветки
    Три порядка: Monoecia, Dioecia, Trioecia
    Хурма , Ясень
    XXIV Cryptogamae Тайнобрачные
    Тайнобрачие
    Отсутствие цветков
    Шесть порядков: Plantae, Filices, Musci, Algae, Fungi, Lithophyta
    Водоросли , Высшие споровые растения , Грибы

    Развитие системы

    Со временем система Линнея менялась - небольшие изменения в неё вносил сам Линней в течение жизни, другие изменения были внесены в систему после его смерти. Так, в первой версии системы (1735) в XXIV классе имелся порядок Lithophyta, в который входили различные морские организмы, ведущие неподвижный образ жизни, однако довольно быстро этот порядок был из системы исключён.

    Формулировки характеристик уточнялись Линнеем от издания к изданию. Текст, опубликованный во втором томе 12-го издания «Системы природы» (1767), считается наиболее совершенным. От издания к изданию увеличивалось также число родов, перечисленных в системе классификации растений - в указанном издании список «Роды классов» занимал 22 страницы .

    Оценка системы

    Недостатком системы, который осознавал и сам Линней, был её искусственный характер - таковыми, впрочем, являлись и все другие системы классификации, известные к тому времени , включая систему Чезальпино (основанную на признаках и строении плодов и семян), систему Рэя (учитывающую различные признаки растений, в том числе строение плодов и околоцветника, а также жизненную форму) и систему Турнефора (построенную на строении околоцветника). Во всех этих системах, включая систему Линнея, учёт ключевых для данной системы признаков оказывался недостаточным для того, чтобы установить естественные связи между систематическими группами растений. Однако ключевой признак системы Линнея - особенности половых органов растения - оказался более существенным по сравнению с ключевыми признаками предшествующих систем, а также более наглядным и удобным при практическом использовании , причём разобраться в терминологии и методологии её применения было доступно даже непрофессиональным натуралистам . В условиях имеющейся в XVIII веке острой надобности в описательных работах по инвентаризации объектов растительного мира такая система выгодно отличалась от предшествующих, особенно в условиях появившейся более точной терминологии и более простой (начиная со второй половины XVIII века) биноминальной ботанической номенклатуры .

    Реформаторская деятельность Линнея была воспринята в ботаническом мире неоднозначно. Как писал Эмиль Винклер в своей « Истории ботаники » (1854) о периоде, предшествовавшем появлению системы, в то время о двух полах у растений говорили многие учёные, тем более, что после Себастьяна Вайяна имелось убеждение в правильности теории оплодотворения, «но чтобы ботаник, и притом такой молодой человек, каким был тогда Линней, осмелился со строгой последовательностью различать мужской и женский пол у растений и на этом различии строить новую систему - это было нечто совершено неслыханное» . Споры вокруг системы Линнея продолжалась долгие годы и в них были вовлечены многие авторитетные учёные разных стран. Вызывало сомнения само учение о половом процессе у растений; кроме того, находились ботаники, которые высказывались относительно того, что новое учение безнравственно, а потому должно быть отброшено . Иоганн Сигизбек , директор Ботанического сада в Санкт-Петербурге , писал в 1737 году, что «Бог никогда не допустил бы в растительном царстве такого безнравственного факта, как то, что несколько мужей (тычинок) имеют одну жену (пестик). Не следует преподносить учащейся молодёжи подобной нецеломудренной системы» . По мнению австрийского историка науки Йозефа Шультеса , наиболее основательным и, одновременно, наиболее грубым врагом Линнея был немецкий ботаник и медик Фридрих Медикус (1736-1808); работая над созданием собственной системы классификации растений, в которой одновременно были признаки и искусственной (как у Линнея), и естественной систем, Медикус, по мнению Шультеса, каждую возможность улучшить Линнея использовал для его порицания . Остро критиковал Линнея известный швейцарский ботаник, медик и поэт Альбрехт Галлер (1708-1777) . Также критиковавший Линнея Кристиан Готтлиб Людвиг (1709-1773) занимался разработкой своей системы, в которой пытался соединить системы Линнея и Ривинуса . Другие ботаники высказывали различные соображения относительно того, как следует улучшить систему Линнея, свои варианты усовершенствования предлагали ученики и соратники Линнея - в частности, Карл Тунберг и Иоганн Гледич .

    В целом новая система классификации растений быстро завоевала признание и распространилась во всём мире, став во второй половине XVIII века почти общепризнанной . По сравнению с теми классификациями, которые использовались до неё, система Линнея представляла собой существенный шаг вперёд; именно с её помощью в науке были преодолены хаос и неопределённость, царившие в систематике растений в начале XVIII века . Исследования Йозефа Кёльрейтера по гибридизации у растений, проводившиеся во второй половине XVIII века, казалось бы, окончательно закрыли вопрос о существовании пола у растений и значении для процесса размножения различных частей растительного организма, однако в начале XIX века снова стали появляться работы с критикой половой системы Линнея, при этом ставился под сомнение сам факт существования пола у растений. Немецкие ботаники Франц Шельфер (1778-1832) и Август Хеншель (1790-1856) доказывали, что для образования семян в растениях требуется не пыльца, а различные природные силы, а потому нет никаких оснований говорить про сходство процессов размножения у растений и животных. Из факта существования растений, у которых имеются как цветки только с пестиками, так и цветки только с тычинками, Шефлер делал вывод о ненужности тычинок для плодоношения, причём преподносил эту идею как очевидную. По мнению советского ботаника Евгения Вульфа , идеи работы Шельфера «Критика учения о поле у растений» отбрасывали учение о поле у растений к началу XVII столетия . Николай Вавилов называл их критику легкомысленной, однако отмечал, что под их влияние попал даже великий Иоганн Вольфганг Гёте .

    Сам Линней воспринимал свою систему в первую очередь как служебную, имеющую практическое значение , предназначенную «для диагноза» . Стремление же к построению естественной системы (системы, построенной по «естественному методу») Линней считал «первым и последним, к чему стремится ботаника», объясняя это тем, что «природа не делает скачков», а все растения «проявляют друг к другу сродство» . Линней выделял естественные группы в своих работах (например, 67 групп, приведённых в «Философии ботаники »), однако при этом замечал, что это лишь «фрагменты» естественного метода и они «требуют изучения» . По мнению историка Доннемана, ученики и последователи Линнея стали, к сожалению, рассматривать систему классификации Линнея как венец естествознания, не учитывая мнения самого создателя этой системы и видя основной целью своей деятельности познание как можно большего числа видов. В результате система Линнея со временем стала служить тормозом на пути развития науки - и такое положение наблюдалось до момента признания научным миром естественной системы классификации растений, разработанной Огюстеном Декандолем в 1820-е и 1830-е годы на основе систем Бернара Жюссьё и Антуана Жюссьё .

    Использование системы Линнея продолжалось и в первой половине XIX века , но к середине XIX века она уже стала пережитком . В России в научной ботанической литературе эта система применялась со второй половины XVIII века до 1830-х годов , а в учебной и научно-популярной литературе - до конца XIX века .

    Ботаник Иван Мартынов в своём сочинении «Три ботаника», вышедшем в 1821 году, писал, что в растительном царстве «сияют, как три великие светила, три систематика -

    Карл Линней – ученый, академик и профессор с мировым именем, который сделал огромный вклад в науку. Ботаники считают его создателем своей науки, но на самом деле научное творчество Линнея гораздо шире. Мужчину ценят и как создателя литературного шведского языка в его нынешнем виде. Кроме того, ученый поспособствовал введению преподавания естественных наук в систему университетского образования.

    Детство и юность

    Карл родился в 1707 году в небольшой швейцарской деревне Росхульт. Николаус Линнеус - отец мальчика, работал священником. Поскольку он был сыном крестьян, денег на его учебу у родителей не хватало. Некоторое время учился в Лундском университете, но так и не получив ученой степени, был вынужден вернуться домой. Там молодой человек устраивается помощником к местному пастору, а вскоре принимает духовный сан и работает помощником в церкви для прихожан.

    Мать Карла - дочь священника. Карл стал первым ребенком пары, после него в семье родились еще четверо детей. Отец матери, пастор Бродерсониус, умирает в год рождения первого внука. А через 2 года Николауса назначают священником, и семья переезжает в дом, в котором жил дед.

    Устраиваясь на новом месте, глава семейства разбивает вокруг дома сад, сажает овощи, фрукты и цветы. Карл с раннего детства был любознательным, интересовался окружающим миром, а в особенности растительностью. В 8 лет мальчик знал большинство растений своей местности. Николаус выделил сыну небольшой участок рядом с домом, где Карл высаживал различные семена, выращивал цветы и травы.


    Начальные знания Карл получал в низшей грамматической школе в городе Векше, в той же, где учился и его отец, а через 8 лет поступил в гимназию. Поскольку этот город располагался далеко от дома, часто бывать с семьей у Карла не получалось, поэтому с отцом и матерью он виделся только на каникулах. В школе мальчик учился плохо, единственный предмет, с которым юноша справлялся – математика, но и биологией он не переставал увлекаться.

    Учеба настолько не давалась юноше, что учителя даже предлагали родителям перевести сына обучаться ремеслу. В то время уроки по логике и медицинским предметам в школе преподавал врач, который убедил школьное руководство оставить ученика, чтобы тот выучился на доктора. Для этого Карлу пришлось поселиться у учителя, он индивидуально преподавал для мальчика. Помимо основных занятий, в программу входила и любимая будущим ученым ботаника.

    Наука

    Окончив школу, в 1727 году Линней поступает в университет в Лунде. Там он заводит знакомство с профессором Стобеусом. В дальнейшем мужчина помогает ему с жильем и поселяет в своем доме. Молодому человеку открывается доступ к библиотеке профессора. Вместе с тем он знакомится с личной коллекцией морских и речных жителей и гербарием растений, собранных преподавателем в Лунде. Лекции Стобеуса сыграли важную роль в становлении Линнея как ботаника.


    В 1728 году Линней переходит в университет в Уппсале. Данный вуз предоставлял больше возможностей изучать медицину под началом талантливых профессоров. Студенты старались получить как можно больше знаний и в свободное от занятий время самостоятельно изучали интересующие науки.

    Там Карл сдружился со студентом, его тоже интересовала биология, и вместе молодые люди стали работать над пересмотром естественноисторических классификаций, существовавших на тот момент. Карл сосредоточился на изучении растений. Немаловажным этапом в жизни Линнея стало знакомство с Улофом Цельсием, учителем теологии. Это произошло в конце 1720-х годов, мужчина предоставил юноше доступ к библиотеке и позволил жить у себя в доме, так как Карл пребывал в сложном финансовом положении.


    Вскоре молодой человек написал первую научно-исследовательскую работу, в которую включил главные идеи будущей половой классификации растений. Среди университетских преподавателей публикация вызвала немалый интерес. Научную работу студента оценил и Рудбек-младший, являющийся профессором в университете, и позволил Карлу преподавать в качестве демонстратора в ботаническом саду университета.

    Экспедиционная поезда в Лапландию состоялась у Линнея в 1732 году. Поскольку он не имел возможности самостоятельно финансировать ее, оплату экспедиции взял на себя университет. Мужчина отправился на Скандинавский полуостров, за 6 месяцев экспедиции изучил минералы, животных и растения, а также узнавал жизнь местных саамов. Чтобы не пропустить важных открытий, почти весь путь он шел пешком и только некоторые участки преодолевал на лошади. Помимо богатого собрания образцов естественной науки, мужчина привез в Швецию и предметы быта коренного народа этой страны.


    Отчет об экспедиции Карл передает в Уппсальское королевское научное общество, рассчитывая на то, что его записи полностью опубликуют. Но этого не случилось, и в 1732 году в издании напечатали только короткий отчет о лапландской флоре. Это был каталог разных видов растений.

    Статья под названием Florula Lapponica стала первой опубликованной работой ученого, где он рассказывает о половой системе классификации растений. Ученый их делил на классы, утверждал о наличии у растений пола, который определяется пестиками и тычинками. Также Карл делил классы на отряды, основываясь на особенностях строения пестиков. При изучении этой темы у Линнея нередко возникали ошибки, но, несмотря на это, созданная профессором система вызывала интерес и сыграла значимую роль в развитии науки.

    Интересным фактом является то, что только в 1811 году впервые опубликовали записи из дневника мужчины, где он описывал свои наблюдения за жизнью саамов. Другой информации об образе жизни коренных народов той эпохи практически нет, поэтому для современников его записи представляют большую ценность в области этнографии.

    В 1735 году Карл отправляется в Голландию, там он защищает диссертацию и получает медицинскую докторскую степень. Оттуда устремляется в Лейден, где публикует сочинение на тему «Система природы». За 2 года жизни в голландском городе у профессора рождаются много гениальных идей, которые тот описывает в изданных публикациях. Классы животных ученый делит на виды: это птицы и млекопитающие, амфибии и рыбы, черви и насекомые. Примечательно и то, что человека он относит к млекопитающим, известные в его время беспозвоночные попадают в класс червей, а земноводные и пресмыкающиеся к амфибиям.


    За это время биолог описал и классифицировал огромную коллекцию растений, привозимых со всего мира. Одновременно с этим в биографии Линнея появляются публикации, впоследствии изменившие биологическую науку и прославившие мужчину среди ученых.

    Годы, проведенные в этой стране, стали самыми продуктивными в научной карьере Карла. В этот период он публикует основные сочинения. Помимо научных работ, мужчина писал и автобиографию, где описывал жизнь и делился с читателями интересными фактами и историями из экспедиций.


    После возвращения в Швецию Линней не покидал ее пределов, сначала мужчина жил в Стокгольме, а потом переехал в Уппсалу. Карл работал врачом, возглавлял кафедру ботаники, ездил в экспедиции и передавал свои знания молодому поколению.

    Карл Линней сделал множество открытий в области биологии и ботаники. Количество опубликованных статей велико, сочинения издавали при жизни и уже после смерти ученого. Заслуги профессора признаны государством, а его достижения стали известны далеко за пределами родной страны.

    Личная жизнь

    С будущей женой Сарой Лизой Мореей Линней познакомился в Фалуне. На тот момент девушке было 18 лет, ее отцом являлся местный врач, мужчина был образован и имел внушительное состояние. Спустя 2 недели после знакомства Карл делает Лизе предложение, она сразу же соглашается, а на следующий день молодые получают благословение отца Лизы.


    Свадьбу решили отложить на 3 года, уехали за границу, и сразу после возвращения пара обручилась официально. Правда, свадьбу сыграли только на следующий год, торжество прошло в фамильном хуторе девушки.

    У Линнеев было 7 детей. Первый сын родился в 1741 году, мальчика тоже назвали Карлом, а уже будучи взрослым, мужчина получил известность как Карл Линней-младший. Двое детей семьи умерли еще в младенчестве.


    Личная жизнь ученого сложилась успешно, он любил супругу, и чувства были взаимны. Мужчина даже назвал фамилией жены и ее отца красивые цветы из семейства ирисовых, растущих на юге Африки.

    Смерть

    С 1758 года Линней с женой и детьми жил в поместье в 10 км от Уппсалы, там он отдыхал и работал.


    В 1774-м у Линнея случился удар (кровоизлияние в мозг). Тогда врачи спасли мужчину, но здоровье полностью не восстановилось. Его частично парализовало, и профессор прекратил читать лекции. Эту работу он поручил старшему сыну, а сам жил в поместье.

    Следующий удар случился зимой, в период с 1776 по 1777 годы. После второго приступа Карл потерял память, не узнавал близких родственников и даже пытался уйти из дома. Умер мужчина в 1778 году в Уппсале в 71 год.

    Поскольку при жизни ученого признали почетным гражданином города, его похоронили в Уппсальском кафедральном соборе.


    После смерти Линней оставил огромную коллекцию, в которую в том числе входили гербарии, а также обширную библиотеку. Все это унаследовал его сын Карл-младший, но после того, как мужчина внезапно скончался от сердечного приступа, вдова Линнея решила продать коллекцию. Несмотря на возражения представителей научного мира родной страны ученого, собрание все-таки продали и вывезли. Швеция потеряла труды Линнея, которые имели ценность для развития науки.

    Библиография

    • 1735 – «Система природы»
    • 1736 – «Ботаническая библиотека»
    • 1736 – «Основы ботаники»
    • 1737 – «Флора Лапландии»
    • 1737 – «Роды растений»
    • 1738 – «Классы растений»
    • 1745 – «Флора Швеции»
    • 1749 – «Шведский Пан»
    • 1751 – «Философия ботаники»
    • 1753 – «Виды растений»


Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...