Классный час на тему "познай самого себя". Классный час «Познай себя - кто я, какой я

Классный час.

Тема. Познай самого себя.

Класc 7

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  1. акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  1. познакомить детей с приемами самопознания;
  2. дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  3. научить определять свои личные особенности;
  4. развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  5. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  6. побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию;

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой.

Подготовка.

Перед классным часом дети объединяются в группы.

Оборудование.

На парту для каждого ученика: листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета; листы бумаги для тестов, ключ к тесту, фигурки для оценки встречи. Во время самостоятельной работы (автопортрета и теста) включать музыкальные отрывки (детская песня «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» и спокойная мелодия).

План:

  1. определение темы встречи.
  2. беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. осознание своей уникальности через творческое задание
  4. как оценить себя
  5. информация к размышлению
  6. ваше мнение о теме встречи (подведение итогов)

Ход классного часа.

Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни.


Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
1. Нужно ли человеку познавать себя? Нужно.

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.
2. Для чего человеку нужно познавать себя?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».

Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать.

Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно. Можно познавать себя, полагаясь на собственный разум? Только одного разума не будет достаточно.

Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих ? Окружающие не могут правильно оценить.

Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.


Что лучше: переоценить себя или недооценить?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» , «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

(дети высказывают свое мнение)

Как вы думаете, знаете вы себя? Какая у вас память? (пригласить к доске ученика уверенного, что у него плохая память) Проверим, как вы себя оценили.

У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам:

Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (ребенок у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (записаны на доске ):

1.Самообладание.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности (под песню «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» дети работают).

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всему классу? (зачитываются несколько работ )

Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них туфигуру, глядя на которую можно сказать: «Скорее всего, это я».

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности.

Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1.

И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставилбукву в середине, имеют правильную самооценку. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь тебе в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи.

Солнце - понравился классный час

Туча - совсем не понравилось

Приложение №1.

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Неологичность

Раскованность

Непрактичность

Приложение № 2.


побуждать учащихся к самосовершенствованию;

способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;

Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.

Подготовка: написать изречения на доске.

Ход мероприятия

1 орг момент

Круг радости «Волшебное зеркало»

Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце

Посмотрите в него!......

Кого вы в нем увидели?

Каждый из нас - единственный каждый из нас неповторим

Повторяйте за мной

Солнце небо и земля!

Хорошо, что с вами я!

Всему миру прокричу

Очень я себя люблю

Я- самый хороший

Я- самый красивый

Я- самый умный

Я -самый –самый- самый

Я- очень себя люблю!!Каждому из вас родители дали имена. Каждое имя по-своему красиво и еще красивее, когда вас эти именем называют ласково давайте поиграем в игру

Игра «Ласковое имя» с одной стороны помогает войти в контакт с детьми и создать атмосферу доброжелательности, а с другой продолжить знакомство друг с другом. Дети стоят в кругу. Учитель предлагает вспомнить, как их лаково называют дома. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того кому бросается мяч.

Классный руководитель . В Древней Греции есть храм. Построен он был в честь бога Апполона (бог света и искусств). До наших дней от этого храма дошли только обломки. На стенах храма написано 7 изречений:

Познай себя самого.

Ничего сверх меры.

Мера – важнее всего.

Всему своё время.

Главное в жизни – конец.

В многолюдстве нет добра.

Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих дельфийских изречений любил повторять великий философ Сократ: «Познай себя самого».

Как вы думаете, что значит выражение «Познать (понять) самого себя»?

(Ответы детей)

Классный руководитель. Познать себя – значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?

Для того чтоб узнать себя мы протестируемся

7. А теперь - внимание! Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится

7.А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.

Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко, когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

А как вы думаете, что такое характер???

Характер - это слово древнегреческого происхождения. Означает «печать», «чеканка». Это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Он представляет собой отпечаток воспитания и деятельности. Характер накладывает отпечаток на мысли и чувства человека. Очень важным качеством характера является воля.

А бывает ли характеры схожи??? А люди бывают ли одинаковые характером??

А давайте поиграем игру зеркало

Учитель предлагает игру «Зеркало».

Дети делятся на пары и встают против друг друга. Один из них - зеркало которое отображает жесты движения мимику своего напарника который смотрится в «зеркало». Задача зеркала заключается в том чтобы в точности повторить движения. Затем дети меняются ролями

Что такое воля?
Как можно воспитать волю?

Задание

Задание предполагает составление рассказа о себе как человеке, отличающемся от других своими умениями и способностями. Ученик рассказывает о себе.

III. Рефлексия.

Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее: Готовые раздать

Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

Средний палец – мне совсем не понравилось

Безымянный палец – психологическая атмосфера

Мизинец – мне здесь не хватило

Форма проведения : час самопознания.

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  • акцентировать внимание учащихся на собственной лично-сти с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  • познакомить детей с приемами самопознания;
  • дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  • научить определять свои личные особенности;
  • развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  • способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;

побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию

(Автор клипаКоровина И.Н. Сайт http://www.proshkolu.ru/club/opk/file2/3559236/ .
Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова, исполнитель Аурика Мгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта

Учитель:

Однажды ученик подошел к мастеру с задумчивым видом и задал вопрос: «Учитель, ты говорил, что если я познаю кто я, то стану мудрым. Но как это сделать?»

— Для начала забери у людей право решать кто ты.

— Как это, Мастер?

— Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают.

Пока у них есть право решать кто ты, или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право!

И у меня тоже.

Кл.руководитель: Ребята, тема сегодняшнего классного часа - «Познай тайны собственного «Я»».

Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего.

Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Вот некоторые высказывания древних мыслителей :

  • Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

  • Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя.

Р. Декарт

  • Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклий

Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по - своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с вопросов.

  • Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
  • Что лучше: переоценить себя или недооценить себя?
  • Как вы думаете, знаете вы себя?

Ответы :Познать себя просто необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми. Потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет себя чувствовать успешным, счастливым.

Познать себя - значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание . «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя - означает познавать себя.
2. Трудные пути

Познание — великая страна,

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит,

Пусть долог путь, но ищущий дойдет —

В страну познанья дух его ведет.

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание - это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске) :

  1. Самонаблюдение
  2. Самоанализ
  3. Самоиспытание
  4. Самооценка

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

-это яркий, талантливый, незаурядный человек

-человек, который отличается от других

-необычный человек, странный, чудак

-это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Упражнение № 1 “Учимся ценить индивидуальность”.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем- кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
Вывод: у каждого из учащихся получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек-это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.
Все мы разные. А какие мы, мы узнаем в ходе нашего общения.

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности.

Упражнение №2 “ Вот я какой!”.
Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: “ Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы «. Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас”.
Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным “путеводителем”.
Учащимся предлагается анкета “ Вот я какой!”. Вопросы могут быть следующими:

1. Меня зовут…
2. Мне… лет.
3. Лучше всего я умею…
4. Меня огорчает…
5. Меня радует…
6. Больше всего мне нравится в людях…
7. Самая главная моя цель…

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Для начала мы напишем слева в столбик 10 раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?, Какой я?» Это могут быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

(в течение 3-5 минут дети работают)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так. Чтобы получился активный рассказ.

(дети в группах рассказывают о себе)

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет себя всему классу?

(представитель от группы рассказывает о себе)

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

(Ответыдетей)

Образ «Я» многогранен.

Психологи говорят:

  • В каждом из нас множество «Я»
  • Внутреннее «Я» - это то, что человек о себе думает
  • Внешнее «Я» - то, что видят люди

Человек по-разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах. Возникает впечатление, что внутри нас спорят разные «Я».

Подобно героине Л. Керролла Алисе: «Видите ли, сэр, конечно, примерно я знаю, кто я сейчас такая. Нет, конечно, я примерно знаю, кто я такая была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая-то не такая….Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу.

Случалось ли с вами такое?

  • Дома, в кругу семьи, вы можете быть одними?
  • В школе другими?
  • В компании друзей - совсем иными?

Подготовленная инсценированная беседа юноши и девушки. У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий 1: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрит в зеркало и повторяет:

Ведущая 2: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал. На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах.

Упражнение №4 «Волшебная рука»

Учащимся предлагается обвести на листе свою руку. На пальцах предлагается написать 5 своих хороших качеств, на ладошке - то, что бы вы хотели изменить в себе (зачитывают по желанию). На доске одна большая ладошка, предлагается прикрепить все ладошки на неё

Упражнение №5 «Три горячих стула»

Это необычные стулья. Приглашаются три человека. Первый стул - это стул только с хорошими качествами человека. Второй стул - это стул, где сидящему на этом стуле нужно посоветовать, что-то исправить. Третий стул - это стул, где сидящий открывает для всех новое свое качество «никто из вас не знает, что я…»

Рефлексия

Что чувствовали вы, когда сидели на стуле?

Просто ли найти свои достоинства?

Чем полезно для тебя данное упражнение?

Ведущий: Устраняя свои недостатки, осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказывать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны.

Но иногда ребята скрывают в себе что-то хорошее, но могут проявить плохое. И эти «три горячих стула» помогут нам узнать еще лучше самих себя и своих одноклассников. Вот следующее упражнение поможет вам еще раз оценить ваши хорошие качества и помочь устранить

Упражнение№6. «Узнавание и знакомство с собой» С согласия всех один из учащихся выходит из класса, остальные договариваются, о ком будут говорить. Входит отсутствующий. Класс характеризует загаданного несколькими словами. Задача водящего - отгадать, о ком говорят. Все убеждаются, насколько это трудно.

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее»

  1. Чем полезен для каждого из вас был сегодняшний разговор.

Этот разговор мне был полезен тем, что…

После нашего разговора я…
Возможные выводы:

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это необходимо нам самим.

2. Взаимопонимание, общение с друзьями будет не в тягость, а в радость и т.д.

Слово учителя :

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

На доске у нас находится солнышко. Но у него почему - то нет лучиков, давайте лучами для него сделаем те хорошие качества, которые вы записали на пальчиках, и они будут освещать нам дорогу в жизни. Вам нужно каждому подойти к доске и прикрепить к солнышку свою нарисованную руку.

А сейчас посмотрите на доску, на ней записаны высказывания психологов, педагогов о личности каждого человека и правила, которые мы с вами должны соблюдать:

  1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это, прежде всего, необходимо нам самим.
  2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.
  3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.
  4. При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.
  5. Не критикуйте людей, это бесполезно.
  6. Будьте внимательны к людям.

Следуйте, ребята, этим правилам, и вас полюбит весь мир!

Заповедь. (стихотворение читает ученик)

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятения всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК !

Р.Киплинг.

Итак, наша встреча подходит к концу, и мне хотелось бы сказать, что все мы - маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. А что для этого нужно?

Послушайте китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго- видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. То взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение . И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И мира тоже.

Понравилась вам притча? Так какие три слова были написаны стариком?

Давайте никогда об этом не будем забывать! И будем стараться делать так, чтобы положительных качеств у нас становилось больше, а отрицательных - как можно меньше.

Мультфильм- притча о познании мира и себя.

Психологический классный час для 3 класса

Классный час на тему «Познай сам себя», 3класс

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай сам себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

вопроса

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

Итого

В первом столбике записать числа от 1 до 32 - это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

- «очень часто» - 4 балла;

- «часто» - 3;

- «редко» - 2;

- «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

Инструкция

А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.


Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.

Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.

Результаты теста

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямоугольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Легковерность

Настрой на свое

Наивность

Чувствительность

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Низкая самооценка

Смелость

Безрассудство

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Фигура

Положительные

Отрицательные

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и разбросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдержанность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Нелогичность

Раскованность

Непрактичность


- Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я? Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно...

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Цели и задачи: рассмотреть вместе с учащимися различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных отношений с окружающими; акцентировать внимание учащихся на их собственных человеческих качествах.

Ход занятия

Учащимся предлагалось заранее подумать над следующими вопросами (они могут быть распечатаны на листках каждому индивидуально) и после этих размышлений записать (на обратной стороне листа) свои ответы в произвольном порядке:

Каким человеком вы хотите стать?

Кем бы вам хотелось быть в глазах других?

Совершаете ли вы иногда неправильные поступки, зная об этом заранее, из опасения, что другие будут смеяться над вами или хуже относиться к вам?

Вообразите, что вы стали тем, кем вы хотите быть. Каким вы видите себя?

Обращение к учащимся:

Подумайте о человеке, которым вы восхищаетесь и которого больше всего уважаете.

Запишите качества этого человека, пронумеровав их и разместив по одному на каждой строке. (По желанию это можно сделать на доске.)

Например:

1. Честность.

2. Надежность.

3. Чистосердечность.

4. Ясность мышления.

5. Уверенность.

6. Верность.

7. Доброта.

8. Отсутствие эгоистичности.

Нарисуйте на доске таблицу из четырех колонок, озаглавив их «Всегда», «Обычно», «Иногда», «Никогда». Предложите учащимся сделать то же самое на листочках.

Предложите ученикам подумать о том, обладают ли они перечисленными качествами, и отметить эти качества звездочкой (*), учитывая то, как часто они их проявляют. Например, если учащийся считает, что он всегда добр, необходимо поставить звездочку под заголовком «Всегда», если оп считает, что он лишь иногда проявляет верность, надо поставить звездочку под заголовком «Иногда».

Далее учащиеся могут подготовить диаграмму в виде круга, показывая, какие качества они больше всего ценят и хотят иметь. Эта диаграмма должна показывать, насколько то или иное качество важно для них (степень важности качеств должна быть пропорциональна размеру секторов).

Если позволяет время, вы можете пригласить нескольких учащихся к доске и попросить их изобразить свои диаграммы. Постарайтесь разместить на доске как можно больше диаграмм, чтобы учащиеся имели возможность сравнить их.

Учитель. Как вы думаете, для чего нам нужно было выяснять и обсуждать качества и вообще черты своего характера?

На этот вопрос ответить нетрудно: для познания себя и других и в конечном счете для самовоспитания и умения правильно строить отношения с другими.

Знания черт характера, качеств личности необходимо, чтобы понимать, какое поведение и какие ситуации скрываются за ними.

Например, имея дело с обидчивым или упрямым человеком, необходимо поступать иначе, чем с человеком открытым и гибким. Кроме того, эти знания важны в работе по воспитанию, когда нужно знать, каких результатов добиваться, что необходимо в себе вырабатывать для достижения жизненных целей

Тестовое задание «Самооценка»

У каждого из нас есть собственные представления о своих личностных качествах, об уровне их сформированное™ и развития. Но мы часто заблуждаемся и неверно оцениваем себя. Данное задание поможет определить, насколько правильно (адекватно) вы оцениваете свои качества.

Ниже перечислены в алфавитном порядке слова, характеризующие различные черты личности (можно заранее подготовить на отдельных листках и раздать учащимся):

аккуратность, активность, альтруизм, апатия, артистичность, агрессивность, авантюризм;

бдительность, балагурство, безволие, беззаботность, безответственность, бережливость, беспечность, бесстрашие, благожелательность, благородство, болтливость, бескорыстие, благоразумие, бесхитростность, беспокойность;

вдумчивость, вежливость, великодушие, верность, властность внимательность, впечатлительность, вспыльчивость, выдержка, выносливость, высокомерие, восторженность;

гордость, грубость, гуманность, горячность, гибкость;

дальновидность, деликатность, деловитость, деспотичность, дисциплинированность, добродушие, доброта, доверчивость, дерзость;

жизнерадостность, жадность, жестокость, живость; заботливость, завистливость, замкнутость, заносчивость, застенчивость, злопамятность;

инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность, изысканность, избалованность, индивидуализм;

капризность, корректность, критичность, коллективизм, культурность;

лаконичность, легковерие, легкомысленность, леность, лживость, лиричность, любознательность, либеральность;

медлительность, мечтательность, мнительность, молчаливость, мстительность, мудрость, мужество, мягкость;

наивность, настойчивость, находчивость, небрежность, невозмутимость, нежность, независимость, неподкупность, непрактичность, неприхотливость, нетерпеливость, непринужденность, нервозность, нежность, нерешительность, несдержанность;

обаяние, обидчивость, общительность, объективность, организованность, осторожность, остроумие, отзывчивость, откровенность, обязательность;

пассивность, пессимизм, педантичность, патриотизм, подозрительность, практичность, предприимчивость, приветливость, придирчивость, принципиальность, порывистость, пунктуальность;

радушие, раздражительность, резкость, рассудочность, расчетливость, решительность, разумность, реализм;

самоконтроль, самокритичность, самообладание, сдержанность, скромность, скрытность, смелость, собранность, совестливость, сообразительность, сострадательность, чувство справедливости; тактичность, терпимость, требовательность, трудолюбие; увлеченность, упорство, усидчивость, уступчивость, угодливость, уравновешенность, утонченность; флегматичность;

хвастливость, хитрость, холодность, храбрость;

целеустремленность;

честность, чувствительность;

шутливость;

щедрость;

эгоистичность, энтузиазм, эрудированность, энергичность; чувство юмора.

Если, на ваш взгляд, этот список неполный, добавьте в него недостающие слова, характеризующие черты личности. Затем внимательно просмотрите весь список еще раз и составьте из него два столбца по 20 слов в каждом. Лучше делать это на двух отдельных листах бумаги.

В первый столбец включите те слова, которые, как вы, считаете, характеризуют положительные черты вашего идеала личности. Это будет положительный эталон. Во второй столбец - слова, характеризующие те качества, которыми ваш идеал обладать не должен. Назовем этот список «антиэталон». А теперь выберите из них (сначала из первого столбца, а затем из второго) те черты, которыми вы сами, по вашему мнению, обладаете. При этом вы должны ориентироваться не на степень выраженности той или иной черты, а только па ее наличие по принципу «да» или «нет».

Обработка результатов

Подсчитайте количество черт, характерных для вас по эталону и антиэталону. Разделите каждую сумму на 20. Полученные коэффициенты сравните с таблицей интерпретации результатов.

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

Для тех, у кого завышенная самооценка

То, что вы цените себя, свои способности и возможности, прекрасно. Именно это помогает вам добиваться значительных успехов во многих интересных и нужных делах. Но вместе с тем ваша самооценка может и мешать, привести к ошибкам или досадным сбоям. Поэтому время от времени говорите себе: «А все-таки... (на месте многоточия должны быть фамилия и имя очень авторитетного для вас человека, особенно в той области, которой вы занимаетесь)... делает это лучше, чем я». Например: «А все-таки А. С. Пушкин писал стихи лучше, чем я», - может сказать себе юный гениальный поэт. А почему бы и нет? Если уж считать себя..., то сравнивать нужно именно с гениями. Желаем успехов!

Для тех, у кого заниженная самооценка

Вам следует понять и запомнить очень важную мысль: «Вы - уникальная и неповторимая личность». И все, что вы делаете, получается не гак уж плохо. Повторяйте про себя несколько раз в день: «Я подарок для своих родителей (они так меня ждали и любят), для своих друзей (им так приятно каждый раз, когда мы видимся), для своих знакомых (они постоянно обращаются ко мне с различными просьбами)...» и т. д. Приводите свои аргументы. Вас любят животные, вашему появлению радуется солнце, вас ласкает ветерок. Все это для вас, ведь вы - подарок!

Итак, запомните и повторяйте: «Я - подарок для...» Перечень постоянно расширяйте. И удачи вам!

Комментарий. Предлагаемый в тексте теста перечень качеств не является исчерпывающим, то есть его можно добавлять в зависимости от уровня развития ребят, с которыми проводится тестирование. Но также можно и исключить из предлагаемого перечня без особого ущерба для результатов тестирования тс качества, названия которых не понятны учащимся. Это сделает тестовую процедуру более доступной и легкой в проведении.

Возможен вариант проведения этого теста, когда перечень, с которым будут в дальнейшем работать ребята, составляется самими детьми. В этом случае каждый из них имеет право предложить любое качество, а класс большинством голосов решает, включать ли это предложение в общий перечень или нет. Когда будет составлен перечень примерно из 30 названий, начинается обычная процедура самоанализа по схеме, которая приведена выше.

Если результаты получатся противоречивыми, например по «эталону» - 0,8 (явная переоценка себя) и по «антиэталопу» - 0,8 (чрезмерная самокритичность), то предложите такому школьнику еще раз заполнить данный тест. Значит, он что-то не понял в инструкции.

Возможные выводы и итоги.

Каждый человек - личность, неповторимая индивидуальность. Самый неприметный на первый взгляд человек похож, образно говоря, на древнеримскую виллу. Эти дворцы богачей обычно имели гладкие фасады, создававшие ощущение стандартности, однообразия. Но за фасадами, внутри помещений, царили роскошное убранство, богатство и неповторимость. Так и в людях за внешней неприметностью скрывается богатый душевный мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть все это. Для того чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видеть в людях добро, относиться к ним с симпатией.

Созидание своей личности.

Итак, вопрос заключается в том, какую именно личность вы хотите создать? Какие люди больше всего восхищают вас? Каких друзей вы хотели бы иметь?

Из всех хороших качеств, которые мы ценим в других людях, очевидно, самые главные - это надежность, честность и верность своему слову. Например, мы уверены, что если человеку можно доверять, то он хороший друг. Мы можем прощать другу многие ошибки, но если он обманывает нас, это вредит дружбе больше всего.

Естественно, нас привлекают люди, живущие в соответствии со своими идеалами. Каждый народ бережно хранит память о людях, живших в соответствии с принципами, которые они исповедовали.

Человеком с цельным характером обычно считается тот, у кого слово не расходится с делом, кто живет согласно своим принципам, кто следует велениям совести, воплощает в жизнь высшие идеалы. Такая жизнь говорит о единстве духа и помыслов человека. Таково определение гармоничного характера. И в самом деле, наша совесть признает цельный характер за норму для каждого из нас.

Чтобы быть человеком с цельным, гармоничным характером, нужно держать свои обещания перед другими людьми и перед собой. Это означает выполнять свои обязательства, хранить верность тому, что мы считаем правильным. Этот принцип цельности настолько присущ нам, что иногда мешает признать, что мы совершили ошибку. Мы можем даже попытаться сделать вид, что никакой ошибки не совершали. Так происходит потому, что нам не хочется нарушать своей внутренней цельности.

Дополнение. Если вам трудно, попробуйте вести дневник (это не обязательно, но можно попробовать): вы сможете доверять дневнику свои самые сокровенные мысли и чувства. Начав с общения с собой, вы постепенно разовьете в себе способность общаться с другими. Откровенность с собой открывает путь для большей откровенности с другими людьми.

Как и всегда в жизни, чем больше вы вкладываете в ведение дневника, тем больше вы из этого извлечете. В любом случае, не ограничивайтесь заданными упражнениями. Свободно исследуйте и экспериментируйте, как хотите и когда хотите. Помните, что нет никаких твердо заданных правил. Создавайте их сами!

Если вы считаете, что у вас нет творческих способностей, не бойтесь. Вам вовсе не нужно иметь талант или учиться писать и рисовать, чтобы делать эти упражнения. Ведь речь идет не о занятиях литературой или искусством, а о вашем внутреннем мире. Вы будете рисовать или писать не ради чьего-то удовольствия или одобрения. Помните, этот дневник - ваш и предназначен только для вас. Пусть он станет одним из ваших лучших друзей.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (можно поместить на вывешенном плакате)

Учитесь (тренируйтесь):

Выражать свои чувства и мысли;

Более осмысленно делать нравственный выбор и принимать решения;

Определять те черты, которые вы бы хотели изменить в себе, и осуществлять эти изменения;

Четче представлять себе свои творческие возможности и пути их применения;

Изменять отрицательные модели мышления и поведения;

Развивать и улучшать отношения с собой и с другими;

Открывать новые и разнообразные стороны своего «я» и учиться приводить их в согласие друг с другом.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...