Классный час "традиции суворовского братства".

На полях Италии

В конце 1798 года Россия вступила в составившуюся антифранцузскую коалицию (Англия, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство).
Русский флот под командой адмирала Ф.Ф. Ушакова отплыл в Средиземное море и занял Ионические острова. Одновременно было приказано снарядить двадцатитысячный корпус под начальством генерала Розенберга и двинуть его в Вену для присоединения к австрийской армии.
Встал вопрос, кого назначить главнокомандующим соединенными русско-австрийскими силами? Глава английского правительства Питт выдвинул кандидатуру Суворова. Австрийцы поддержали это предложение и обратились к Павлу, прося послать полководца, «коего мужество и подвиги служили бы ручательством в успехе великого дела».
Польщенный просьбой иностранных правительств, Павел I послал ссыльному фельдмаршалу упомянутый выше официальный рескрипт, приложив к нему частное письмо с просьбой забыть обиду и принять предложение.
Суворов немедленно выехал в Петербург. Там он был встречен с почетом императором и с энтузиазмом всей армией. В начале марта он уже был на пути в Вену.
Павел
I обещал, что над Суворовым не будет на этот раз никакой опеки. Престарелый полководец решил с самого начала отстаивать обещанную ему независимость в ведение военных операций. Приехав в Вену, он отказался сообщить австрийцам свой план кампании, а получив план австрийского командования, просто перечеркнул его. Он всячески подчеркивал желание сохранить полную самостоятельность, игнорируя настойчивые поползновения австрийского командования навязать ему свой бездарный план.
Разработанный самим Суворовым план кампании против могущественного противника отличался исключительной глубиной и целеустремленностью и может служить прекрасным образцом его стратегии. Австрийский император ставил перед ним задачу обезопасить австрийские владения в Италии и территорию самой Австрии. Но Суворов смотрел на эту задачу иначе: как на необходимый первый этап борьбы, как на подготовку решительного удара, который должен перенести военные действия к берегам Сены. Суворов имел в виду в дальнейшем организовать общее наступление на Францию. -22-
Наступление в Италии должно было отвлечь силы неприятеля из Швейцарии и из долины Рейна и тем содействовать активности союзников на этих театрах войны.
Первое сражение с французской армией, во главе которой стоял генерал Шерер, произошло в конце апреля 1799 года на берегу реки Адды. Суворов, форсируя реку на широком фронте, приказал наводить мосты на флангах, а затем неожиданно для неприятеля были наведены мосты в центре, и, прежде чем французы, оттянувшие свои силы на фланги, успели опомниться, русская конница форсировала реку.
К этому времени стало известно, что Шерер заменен французским генералом Моро. Противником Суворова оказался энергичный и талантливый полководец.
– Мало славы было бы разбить шарлатана, – сказал Суворов, имея в виду Шерера. – Лавры, которые мы похитим у Моро, будут лучше цвести и зеленеть.
Не давая времени Моро стянуть к месту главной переправ вы русско-австрийских войск свои распыленные силы, Суворов вслед за конницей переправил на противоположный берег реки пехотные полки. Одновременно с этим по приказанию Суворова была начата переправа войск и на других участках. Это привело к тому, что французы не только вынуждены были отступить, но целая дивизия их была отрезана и сложила оружие. Армия Суворова заняла Турин и Милан.
В июне французы предприняли решительное контрнаступление. Армия Макдональда шла к Модене, угрожая австрийскому корпусу, осаждавшему Мантую. В Тортоне она должна была соединиться с другой армией, которой командовал Моро.
Обе эти армии насчитывали свыше 50 тысяч человек.
Суворов же мог использовать для активных действий всего 25-27 тысяч, так как, несмотря на его требование, австрийцы отказались снять хотя бы один полк из-под Мантуи. Неравенство сил Суворова не испугало. Стремясь разбить неприятельские армии поодиночке, он пошел навстречу Макдональду.
Однако еще до появления русских войск французы атаковали авангардный австрийский отряд генерала Отта, расположенный подле Сан-Джиовано. Несмотря на упорное сопротивление, отряд Отта находился на краю гибели.
Но в критический момент на поле боя примчался Суворов, приведший с собой четыре казачьих полка. Начался встречный -23- бой (эта форма боя была дотоле неизвестна). Французы были оттеснены. За ночь подоспела русская пехота, сделав необыкновенный переход: 82 километра за 36 часов. Суворов расстроил планы Макдональда. В 10 часов утра 18 июня – на берегах высохшей речки Треббии – завязалось кровопролитное сражение. Макдональд имел (считая подошедшие к нему 19 июня подкрепления) 35 тысяч человек. Суворов – около 22 тысяч. Был момент, когда даже такой бесстрашный генерал, как Багратион, докладывал, что держаться больше нельзя. Но Суворов сам примчался к угрожаемому пункту, и дрогнувшие войска снова устремились вперед.
К исходу третьего дня боя было получено сообщение, что армия Моро подходит с тыла и ее разъезды появились уже в близком тылу. По общему мнению, оставалось только уйти, пока кольцо еще не сомкнулось. Но Суворов заявил, что не уйдет. «Мы разобьем, – сказал он, – в конце концов Макдональда, а затем возьмемся за Моро». Он полагал, что Моро не успеет подойти вовремя к армии Макдональда. Его расчет оправдался. Макдональд, не выдержав огромного напряжения трехдневной битвы, стал отступать. Отступление перешло в бегство и обошлось армии дороже, чем сражение: за один день отступления французы потеряли 12 тысяч человек.
Армия Макдональда как реальная военная сила перестала существовать. Суворов двинулся против Моро. Но тот, узнав, что ему придется сражаться один на один с Суворовым, не решился на это и также отступил.
В августе французы предприняли новое наступление. Неприятельскими войсками командовал теперь генерал Жубер, яркий представитель наступательной тактики. На этот раз Суворов обладал численным превосходством.
В самом начале сражения Жубер был убит.
Русские повели атаки против неприятельского центра, чтобы заставить французов израсходовать последние резервы. Добившись этого, Суворов бросил на правое крыло неприятеля свои резервы и опрокинул его. Моро пытался организованно отвести свои войска, но было уже поздно – армия его оказалась разгромленной.
Победой у Нови кампания в Италии была окончена. И вот здесь-то, когда перед Суворовым открывалась перспектива перенесения войны на французскую территорию и он уже деятельно вел приготовления к походу на Париж (через Геную – -24- Ниццу), вдруг прибыло извещение, что австрийцы договорились с Павлом
I о переброске суворовской армии в Швейцарию, а свои войска намерены вывести оттуда.

В Швейцарии сложилась трудная обстановка. После эвакуации главных сил австрийцев там оставались 27-тысячный русский корпус Римского-Корсакова и три разбросанных австрийских группировки общей численностью до 22 тысяч, которым угрожала 80-тысячная армия французов, возглавляемая опытным и энергичным генералом Массена.
Для того чтобы спасти оставленные в Швейцарии войска, Суворову нужно было, дорожа каждым часом, перевалить через Альпийский хребет.
Между тем русская армия не была готова в трудному горному походу, особенно тяжелому в связи с приближением осени. Не было горной артиллерии, специальной обуви и снаряжения, не было даже хорошей карты нового театра действий.
Суворов избрал трудный, но кратчайший путь через высокогорный перевал Сен-Готард. Он разделил свои войска, насчитывавшие всего 20 тысяч человек, на две колонны. Одна была направлена в обход, другая, при которой остался сам полководец, пошла прямо на Сен-Готард.
На вершине перевала Суворова встретили французы. Обрывистые обледенелые скалы, глубокие пропасти – этот рельеф местности представлял значительные трудности даже для простого восхождения армии (с обозом и артиллерией). В условиях же яростного сопротивления противника, отлично изучившего местность и использовавшего каждую складку ее для обороны, – эта задача делалась неимоверно трудной.
Ценой героических усилий русские солдаты два раза выбивали противника с укрепленных рубежей, но всякий pa з французы переходили на новую, еще более сильную позицию.
Неожиданно над головами французов появились батальоны Багратиона, посланные Суворовым в обход. Французы поспешно отступили. Победа досталась дорого, но вход в Швейцарию был открыт.
Суворов повел армию к Альторфу (город на берегу Люцернского озера). Теперь предстояло самое трудное: пробиться через Урзернское ущелье и Чортов мост. -25-
Недалеко от Сен-Готарда дорога из Урзернской котловины замыкается огромными скалами. Через эти скалы пробит длинный узкий туннель («Урзернская дыра»). По выходе из туннеля тропинка вьется у подножия каменных громад и обрывается у берега реки Рейссы. Здесь-то и находился Чортов мост
– узкая, шаткая арка, перекинутая через пропасть, – единственный путь на другой берег Рейссы.
Трудно придумать более удобную для обороны, более неприступную позицию.
Передовая колонна русских ворвалась в туннель, но, встреченная картечью и пулями, отступила.
Тогда два отряда егерей были отправлены по скалам в обход неприятельскому отряду, занимавшему выход из «Урзернской дыры». Карабкаясь по совершенно неприступной на вид крутизне, они проделали сложный путь и появились над головами опешивших французов. Воспользовавшись возникшей в рядах противника паникой, русские батальоны вновь устремились в туннель и на этот раз прорвались. Французы были переколоты или сброшены в реку. Развивая успех, русские войска устремились к Чортову мосту, но тотчас отхлынули обратно, встреченные сильным огнем.
Тогда Суворов разместил лучших стрелков вдоль берега реки. Укрывшись за камнями, они вступили в ожесточенную перестрелку с противником. В то же время несколько батальонов были опять двинуты в обход. Преодолев неимоверные трудности, они перебрались через бурлящие воды Рейссы и вышли в тыл французам. В это время началось наступление с фронта. Солдаты разобрали стоявший на берегу деревянный сарай, притащили доски, связали их кушаками, перебросили этот импровизированный мостик через пролом Чортова моста и под сильным обстрелом стали перебираться над бездной на другой берег.
Вечером 26 сентября авангард Суворова вступил в Альторф. Отсюда, как утверждали австрийцы, была проложена вдоль Люцернского озера дорога в Швиц
– к ближайшей цели похода. Но, прибыв в Альторф, Суворов установил, что дороги в Швиц не существовало. Сообщение поддерживалось только водным путем, но на озере крейсировали неприятельские военные катеры.
Швейцарцы сообщили, что в Швиц можно проникнуть через дикий горный хребет Росшток, но в это время года через него никто не осмеливается пробираться. -26-
Суворов не колебался. Армия пройдет через Росшток!
27 сентября начался беспримерный переход армии с обозом и артиллерией по горной тропе, по которой карабкались; лишь самые отважные охотники за сернами. Солдаты дрожали от холода, ежеминутно рисковали оступиться и упасть в бездонные ледяные провалы. Обувь изорвалась, и многие солдаты шли по снегу босыми. Даже у некоторых генералов подметки были подвязаны бечевкой. К тому же люди шли голодные, потому что вьюки с провизией остались далеко позади.
И все-таки армия преодолела все трудности на пути к Швицу и спустилась в Муттенскую долину. Здесь фельдмаршала ожидало новое тяжелое известие: Массена атаковал Римского-Корсакова и разбил его наголову. Муттенская долина окружена неприятелем.
У Суворова осталось немногим больше 15 тысяч человек. Изголодавшиеся, изнеможенные, в изодранной одежде и обуви, без пищи, без патронов, без надежды на чью бы то ни было помощь, они должны были устоять против 80-тысячной свежей армии Массены, в изобилии снабженной всем необходимым.
Французский командующий не сомневался, что Суворов капитулирует, но он не знал львиной храбрости русского полководца.
– Не дам костей моих врагам,
– твердо сказал Суворов. Семидесятилетний фельдмаршал был болен, едва держался на ногах, но переносил все тяготы похода наравне с солдатами.
Вдохновленные Суворовым, русские воины удесятерили свои усилия. Французы тщетно пытались преградить им путь. Голодные, разутые, окруженные врагом, суворовские чудо-богатыри, действуя одними штыками, проложили себе дорогу, несмотря на почти восьмикратное численное превосходство французов. Отбрасывая неприятеля и нанося ему тяжелый урон, они вышли из окружения, перевалили по занесенным снегом тропинкам через горный хребет Панике и спустились в долину Рейна.
«Этот переход был самым выдающимся из всех современных альпийских переходов»,
– сказал Энгельс{1}. -27-
Швейцарский поход явился венцом военной славы Суворова и торжеством русского оружия.
Русская армия, очутившаяся в столь тяжелом положении, от вождя до последнего солдата проявила несокрушимую силу, презрение к опасности и верность своему знамени.
Сам полководец в донесении Павлу
I в следующих словах характеризовал Швейцарский поход: «Я был отрезан и окружен, ночь и день мы били противника с фронта и тыла, захватывали у него его орудия... и он понес потери в четыре раза больше, чем мы. Мы прорвались повсюду, как победители».
Едва вырвавшись из каменного мешка, Суворов начал лихорадочно готовиться к новой кампании, но в это время Павел
I расторг союз с Австрией и приказал Суворову двигаться со своими войсками обратно на родину.
Суворову было присвоено звание генералиссимуса. Но когда он, тяжело больной, ехал в Петербург, его постигла новая, вдвойне тяжелая вследствие своей неожиданности, опала.
Болезненно ревнивый к своей власти, Павел не желал переносить рядом с собой человека, обладавшего таким авторитетом и такой славой, какие приобрел Суворов после Швейцарского похода. Кроме того, Павел хотел отделаться от него, чтобы без помех проводить свои пруссификаторские реформы.
Больной семидесятилетний полководец не мог вынести этого удара,
– 18 мая 1800 года Суворов скончался.
В официальных кругах смерть великого полководца постарались обойти молчанием, но армия и с нею все лучшее в России были потрясены ею.

Что ты заводишь песню военну,
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиенну?
Где теперь вождь наш, где богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы во гробе лежат...

– с тоскою восклицал Державин.
24 мая состоялось погребение Суворова. Тело его похоронено в Александро-Невской лавре. На каменной плите, под которой покоится прах великого полководца, вырезаны три простых слова:

ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ СУВОРОВ. -28-

Суворов сыграл очень большую роль в истории русского военного искусства. Созданная им военная система была крупным шагом вперед по сравнению с господствовавшими тогда воззрениями и как нельзя лучше отвечала отличительным чертам русской армии XVIII века. Построенная по принципу национальной однородности, что обеспечивало ей высокую моральную устойчивость, располагавшая многочисленными кадрами солдат, чьи исключительные боевые качества были признаны всем миром, эта армия была пригодна для гораздо более решительной стратегии, нежели та, которая создалась на базе использования наемных солдат. Такая именно армия могла отвечать требованиям, которые предъявлял к ней Суворов: совершать «молниелётные» переходы, прямо с марша вступая в бой; атаковать с сокрушительной энергией преобладающие силы неприятеля и т. д. Она отвечала и требованиям, вытекавшим из реформ Суворова в области тактики (применение рассыпного строя, широкое применение колонн, гибкое маневрирование на поле боя и пр.). Опираясь на превосходные кадры русской армии, умея реализовать все скрытые в ней возможности, Суворов и добился своих замечательных побед.
Каковы были исторические обстоятельства, способствовавшие появлению этого замечательного полководца в крепостнической екатерининской России?
В русском крепостном крестьянстве, из среды которого рекрутировалась армия, искони жила любовь к своей родной земле, к отечеству. Века борьбы за национальную независимость воспитали в массе русского народа мощное националы но-патриотическое чувство. Высокий моральный уровень, наряду с великолепными боевыми качествами русского солдата, делал русскую армию очень сильной.
Превосходные боевые качества русских солдат приобретали особую силу в связи с тем, что в часто воевавшей армии накоплялся большой военный опыт и в среде дворянского офицерства сформировались многочисленные кадры опытных и умелых командиров.
Общий промышленный и культурный подъем в России, имевший место в XVIII веке, – и в особенности интенсивное развитие металлургии – подводил под развитие вооруженной мощи империи материальную базу. -29-
Наконец, нужно учесть большую численность русской армии и ее хорошее в общем вооружение (особенно артиллерию).
Все эти исторические условия в их совокупности создавали почву для появления в екатерининской России победоносного полководца, каким и стал Суворов.
В развитии военного искусства Суворов оставил неизгладимый след. Он четко сформулировал значение решительности, быстроты, внезапности, владения инициативой, свежести и гибкости методов ведения боя и блестяще доказал на практике жизненность этих принципов.
Его полководческое искусство не терпело никакого шаблона, оно было всегда оригинально. Суворов умел выделять в обстановке каждого боя то своеобразное, что в ней имелось, и соответственно строить свою тактику.
Подобно Петру I и Румянцеву – и еще в большей мере, чем они, – Суворов был неукротимым новатором, прокладывавшим новые пути в военном искусстве.
При этом в своем военном творчестве он всегда учитывал конкретные особенности русской армии как армии, проникнутой национальным духом великого народа. Эти особенности позволили Суворову коренным образом пересмотреть общепринятые для того времени взгляды на теорию и практику военного дела. Военное искусство Суворова покоится на прочной национальной основе.
Превосходный стратег, замечательный тактик, Суворов был одновременно замечательным военным воспитателем. Его методика обучения войск сохраняет в некоторых частях свою актуальность и поныне.
Значение Суворова для русского военного искусства не исчерпывается победами, одержанными им при жизни. В продолжение своей многолетней военной деятельности он воспитал первоклассные кадры высшего офицерства. Воспитанные им полководцы заняли крупнейшее место в истории Отечественной войны 1812 года (Багратион, Милорадович, Платов и другие). Под сильным влиянием Суворова сформировалось и замечательное военное дарование Кутузова.
Суворов был горячим патриотом, самоотверженно отдававшим родине все свои силы. «Горжусь, что я россиянин», – неоднократно говорил он. Нередко он приводил слова Петра I : «Природа произвела Россию только одну. Она соперницы не имеет». -30-
Суворов твердо верил в то, что при умелом руководстве русские солдаты являются лучшими в мире. Он был убежден, что ни одна армия не может сравниться с русской по своим боевым качествам. Задачи, которые он ставил перед своими войсками, были исключительно трудны, но всякий раз они бывали блестяще разрешены. Армия отвечала своему полководцу такой же безграничной верой в него, в его воинское дарование и горячую, самоотверженную любовь к родине. Солдаты знали, что Суворов всегда заботится о них, что в бою он ведет их кратчайшим путем к победе, что ради этой победы он готов без колебаний отдать свою жизнь – и это сознание укрепляло их храбрость и мужество, вселяло в них уверенность в собственных силах.
Эти качества Суворова были особенно ценны в век крепостничества, когда многие дворяне-офицеры склонны были помыкать солдатами. Суворов видел в солдате патриота, он требовал, чтобы в солдате уважали человека и воина, – эти взгляды он завещал своим последователям (в первую очередь М.И. Кутузову), и они являются его великой исторической заслугой.

Военные заветы Суворова представляют собою кладезь богатейших идей, развитых на практике рукою великого мастера. Многие из них сохраняют свое значение и по настоящее время.
Недаром, когда в 1918 году была издана – за подписями В.И. Ленина и Я.М. Свердлова – первая служебная книжка красноармейца, в ней были помещены отдельные положения из суворовской «Науки побеждать». Например:
Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.
Всякий воин должен понимать свой маневр.
Тяжело в ученье – легко в походе, легко в ученье – тяжело в походе.
Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко.
Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
Три военных искусства: первое – глазомер, второе – быстрота, третье – натиск. -31-
Ученье – свет, неученье – тьма. Дело мастера боится.
Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – победа!
Негоден тот солдат, кто отвечает «не могу знать», проклятое «не могу знать», от немогузнайки много-много беды.
Руководители Советского государства хранили суворовские традиции еще на заре строительства Красной Армии. Образ Суворова, как олицетворение мужества и русского воинского искусства, высоко чтим в памяти советского народа. В 1942 году Президиум Верховного Совета СССР постановил учредить орден Суворова трех степеней, являющийся одной из самых высоких наград за боевые подвиги генералов и офицеров. В августе 1943 года было вынесено постановление об организации закрытых военных училищ, имеющих целью дать воспитанникам общее среднее образование и вместе с тем подготовить их к военной службе в офицерском звании. То обстоятельство, что этим училищам присвоено имя великого русского полководца, имеет глубокий смысл. Оно подчеркивает, каr чтит Советская Армия суворовские военные традиции.
Разумеется, машинный характер современной войны значительно отличается от того характера, который носила война в мануфактурный период, в XVIII веке. С другой стороны, и советское полководческое искусство, основывающееся на глубоком марксистско-ленинском понимании политических и стратегических закономерностей, имеет перед собою неизмеримо большие возможности, чем 150 лет назад, в суворовскую эпоху.
Как указал товарищ Булганин, «...советская военная наука впитала все лучшее, что дало военное искусство в прошлом...»{2}. Она преемственно заимствует все лучшее и, критически перерабатывая, включает в единую систему советского военного творчества.
В особенности это относится к Суворову – самому выдающемуся среди замечательных русских полководцев. Несмотря на совершенно иные условия современной войны, многое в суворовском наследии поныне сохранило свою актуальность, достойно тщательного изучения и подражания. Живут в военных преданиях и гордые суворовские традиции.
Высшим признанием этого служат слова, произнесенные товарищем Сталиным в речи 7 ноября 1941 года на военном параде в Москве: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков...», и среди них товарищ Сталин назвал Александра Суворова.
Отечественное военное искусство, для которого так много сделал Суворов, в наши дни поднято до сияющих высот гением великого Сталина. Товарищ Сталин, обобщив и критически переработав все накопленное военным искусством, создал передовую советскую военную науку - сталинскую науку побеждать.
Во всем своем блеске советская военная наука предстала в сражениях победоносной Великой Отечественной войны под водительством величайшего полководца Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина. -32-

1. Происхождение А.В. Суворова. Детские и юношеские годы. Характеристика русской армии XVIII века. Ее преимущества перед западноевропейскими армиями.
2. Семилетняя война. В Новой Ладоге. «Полковое учреждение».
3. Первая польская война. Гуманность Суворова. Перевод на Дунай. Туртукай и Козлуджи.
4. Период с 1774 до 1787 года. Война с Турцией. Кинбурн, Фокшаны, Рымник, Измаил.
5. В Финляндии и Новороссии. Снова в Польше. Штурм Праги. Производство в фельдмаршалы. Суворов как правитель Польши. Причины конфликта Суворова с правящей верхушкой.
6. В Тульчине. «Наука побеждать». Ее связь и отличие от «Полкового учреждения». Оппозиция Суворова Павлу I . Опала. В Кончанском.
7. Выезд в армию. Итальянская кампания. План Суворова. Взаимоотношения с австрийцами. Адда. Треббия. Нови.
8. Швейцарский поход. Предательский уход из Швейцарии главных австрийских сил. Трудности похода для суворовской армии. Сен-Готард. Чортов мост. Критическое положение Суворова. Прорыв из окружения. Возвращение в Россию. Новая опала. Смерть Суворова.
9. Соответствие суворовской военной системы отличительным особенностям русской армии XVIII века. Исторические обстоятельства, подготовившие почву для деятельности Суворова. Значение Суворова для современного военного искусства.
10. Суворовские традиции в Советской Армии. И.В. Сталин о Суворове. Сталинская наука побеждать – вершина современной военной науки. -34-

Имя Суворова по справедливости является символом доблести русских солдат и величия русского военного искусства. Соответственно этому и должна строиться лекция об этом замечательном полководце.
Наряду с этим лектор должен четко формулировать, что Розданная товарищем Сталиным советская военная наука, вооруженная методами марксистско-ленинского анализа политических и социальных закономерностей, гораздо шире и глубже, чем суворовское военное творчество; но она хранит суворовское наследие, изучает его и берет из него, критически перерабатывая, все лучшее.
В свете этих общих установок и должна быть изложена биография великого русского полководца. Нет надобности вдаваться в специально военные вопросы. Однако полководческая деятельность Суворова должна быть изложена четко и вполне грамотно с военно-исторической точки зрения.
Что касается конкретных задач, встающих перед лектором по ходу его лекции, то они таковы:
В разделе 1 надо нарисовать картину состояния русской армии в момент появления в ней Суворова. Указать на значение: а) отказа от найма иноземных солдат, б) введения рекрутской повинности. Наряду с этим – вскрыть органические пороки, вытекавшие из социально-политического строя крепостнической России, а также недостатки в организации тогдашней армии.
В разделе 2 надо кратко рассказать об участии Суворова в Семилетней войне. При этом следует избегать допускаемой некоторыми лекторами ошибки, сводящейся к преувеличению -35- роли Суворова в этот период. У слушателя должно создаться впечатление, что Суворов не сразу стал великим мастером военного дела, что его дарование совершенствовалось постепенно и в результате упорной работы.
Характеризуя обучение Суздальского полка, надо выделить новаторские идеи Суворова, показав их в связи с начавшими складываться общими его военными взглядами.
В разделе 3 следует оттенить великодушие и гуманность Суворова по отношению к полякам.
В разделе 4 надо дать краткий анализ причин и значения войн с Турцией, как этапа в давней борьбе за северное Черноморское побережье. Рассказать о замечательных победах Суворова в этой кампании, особенно при Рымнике и Измаиле.
В разделе 5 следует сосредоточить внимание на военно-административной деятельности Суворова в Польше, рисующей его как гуманного и просвещенного политического деятеля. Раскрыть причину его конфликтов с придворным окружением.
В разделе 6 изложить сущность «Науки побеждать». Показать, что в основе своей она близка к «Полковому учреждению», но представляет собою превосходное развитие такового. Четко обрисовать глубоко принципиальную позицию Суворова в споре с Павлом I . Подчеркнуть, что старый фельдмаршал, в сущности единственный в империи, открыто воспротивился распоряжениям деспотического самодержца.
В разделе 7 подчеркнуть, что в намерения Суворова не входило удовольствоваться вытеснением французов из Италии: он замышлял удар в сердце противника – занятие Парижа.
Показать политическое двурушничество и циничное корыстолюбие австрийцев.
Кратко, но четко изложить военную сторону кампании – самой трудной, ответственной и самой славной из всех суворовских кампаний.
В разделе 8 пояснить нелепость использования суворовской армии в Швейцарии (на частном театре войны) вместо того, чтобы дать ей возможность осуществить вторжение во Францию.
Красочно рассказать о героическом Швейцарском походе. -36-
Указать причины новой опалы Суворова, вытекавшие из сохранившихся глубоких разногласий между императором и генералиссимусом.
Показать несправедливость дворянской верхушки павловской России к своему лучшему полководцу.
В разделе 9 отметить, что суворовская военная система в целом наилучшим образом отвечала конкретным особенностям русской армии той эпохи;
что появление Суворова не было случайностью, а было подготовлено рядом исторических обстоятельств;
показать значение Суворова как одного из величайших полководцев, известных в истории человечества.
В разделе 10 указать, что советская военная наука преемственно берет все лучшее из исторического наследия русской армии. К Суворову обращались В.И. Ленин и И.В. Сталин. Его заветы не забыты. Память о нем живет в советском народе. Отечественное военное искусство, для развития которого так много сделал А.В. Суворов, нашло свое высшее завершение в современной советской военной науке, созданной гением великого Сталина. -37-

Примечания

1. Маркс и Энгельс, соч., т. XI , ч. II . стр. 13

2. См. доклад Н.А. Булганина «30 лет Советских Вооруженных Сил».


if (!defined("_SAPE_USER")){ define("_SAPE_USER", "d0dddf0d3dec2c742fd908b6021431b2"); } require_once($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/"._SAPE_USER."/sape.php"); $o["host"] = "regiment.ru"; $sape = new SAPE_client($o); unset($o); echo $sape->return_links();?>

Заключительный этап Всекубанских Суворовских чтений под таким названием был подведен в Кубанском государственном технологическом университете 21 ноября. Им присвоено имя генералиссимуса А. В. Суворова, ставшего победителем Всероссийского конкурса «Имя Победы».

Председатель ККОО «Кадетский суворовско-нахимовский союз» С. А. Третьяков представил собравшимся почетных гостей. В их числе: Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик Г. П. Хаустов, Герой России, полковник запаса, войсковой старшина ККВ С. В. Палагин, Председатель комитета городской Думы Краснодара, полковник запаса Н. Я. Хиль, генерал-майор, почетный председатель ККОО «Кадетский суворовско-нахимовский союз» М. С. Косаренко, начальник отдела образования департамента по делам казачества и работе с военнослужащими администрации Краснодарского края А. В. Бороденко, заместитель начальника управления по связям с общественностью администрации города Краснодар П. М. Абрамчик, заместитель начальника Краснодарского президентского кадетского училища А. Н. Криштопа. Также присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, военной службы, локальных войн и вооруженных конфликтов, представители общеобразовательных учебных заведений, именных школ Краснодара, Анапы, Армавира, Геленджика, Динского, Ейского, Славянского, Крымского, Тимашевского, Кореновского и Калининского районов и др.

С приветственным словом к участникам обратилась проректор по международной деятельности и молодежной политике технологического университета профессор Т. В. Бархатова. «Сегодня в зале собрались неравнодушные люди, чьи патриотические чувства нашли выражение в творческих работах. Свои начинания они посвятили Александру Васильевичу Суворову, с именем которого связана слава России - великой страны с великой историей. Примечательно, что суворовские чтения проходят в КубГТУ - в вузе, занявшем первое место в номинации «Лучшее образовательное учреждение высшего профессионального образования» среди вузов краевого центра в Месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы . Желаю, чтобы вы гордились историей своей страны, огонек вашего сердца не угасал и стали теми звездочками, которые будут гореть в ваших коллективах», - сказала она.

Адмирал флота, командующий Тихоокеанским флотом ВМФ России в 2001 - 2007 годах В. Д. Федоров выступил с темой «Суворовские традиции и их значение для становления современной российской Армии и молодежи». «Мы чтим подвиг великого полководца, опираемся на его пример. Любите Россию, в ней наша жизнь: прошлое, настоящее и будущее», - добавил он.

«Александр Васильевич Суворов и Кубань. Взгляд из XXI века» - с такой темой выступил профессор КубГТУ И. Я. Куценко. Он провел параллели сквозь время и судьбы.

О суворовских традициях в воспитании современных кадетов рассказала заместитель директора Кропоткинского кадетского казачьего корпуса имени Героя России Г. Н. Трошева Е. И. Карпова.

Духовный наставник Боевого Братства Кубани Протоиерей Свято-Преображенского храма Геленджика Отец Виталий выступил с докладом «Духовный облик А. В. Суворова и современность».

«Кавалер ордена Мужества старший лейтенант Дмитрий Крайнюков - мой папа, Герой» - так называлось выступление студентки третьего курса КубГТУ Екатерины Крайнюковой, которая с гордостью рассказала о жизненном и боевом пути своего отца.

Суворовские традиции в воспитании защитников Отечества рассмотрела А. М. Кваша - призер муниципального этапа конкурса «Учитель года по кубановедению» г. Краснодара, учитель кубановедения МБОУ СОШ № 73 имени гвардейца-десантника Александра Молчанова.

С докладом «А. В. Суворов, Русская Армия и Крым. История повторяется» выступил военный историк, член совета Боевого Братства Кубани, автор и ведущий программы «Казачий вестник» И. А. Харитонов.

Преподаватель английского языка Краснодарского президентского кадетского училища, ветеран войск специального назначения, старший лейтенант запаса И. В. Тарасюк раскрыл тему «Суворовские традиции их роль и значение в воспитании современной элиты России».

Неповторимую атмосферу мероприятию создали стихотворения, прозвучавшие в исполнении студентов КубГТУ - Виктории Кирий, Александра Гарькавого и Сюзаны Агабабян. Они были посвящены великому русскому полководцу.

Финальным аккордом стало награждение победителей Всекубанских Суворовских чтений 2014 года, а также вручение уменьшенных копий бюста генералиссимуса, памятных медалей и почетных грамот.

* * *

Всекубанские Суворовские чтения были приурочены к 100-летию начала Первой мировой войны, 25-летию завершения вывода советских войск из Афганистана, 20-летию начала антитеррористической операции в Чеченской Республике, 15-летию разгрома сил международных террористов в Дагестане, а также подвигам соотечественников.

В лицее помнят свою историю и гордятся ею. Первоначально Киевское СВУ размещалось в городе Чугуеве Харьковской области. Из 500 человек первого набора 39 воевали с фашистами, 9 были награждены орденами и медалями, 57 будущих суворовцев были неграмотными и только трое окончили шесть классов. В 1947 г. училище переехало в Киев. В 1955-м было реорганизовано в Киевское суворовское офицерское училище и 3 года выпускало лейтенантов, а в

1958 г. опять стало суворовским военным. Срок обучения не раз менялся и ныне составляет два года. Киевский - единственный военный лицей, находящийся на бюджете Минобороны Украины. Как сообщало «Зеркало недели», обходится он в немалые деньги - около 6 млн. гривен ежегодно. Большая часть выпускников лицея идет в вооруженные силы, МВД, налоговую, пограничную службы и другие силовые структуры Украины.

В прежние времена училище давало отличные знания и прекрасные возможности для дальнейшего выбора профессии. В мое время, вспоминал выпускник СВУ 1974 г. Анатолий Гриценко, например, из шести суворовцев, попавших во Дворец пионеров на киевскую олимпиаду по астрономии, все шестеро заняли первые места. Конкурс на поступление в суворовское училище был восемь человек на место. Его выпускники, как правило, без проблем поступали в любой вуз. Летом мы месяц жили в учебных лагерях под Белой Церковью: марш-броски на 15-20 км, учения, стрельба. Практически каждый кадет имел спортивный разряд.

После гибели родителей в автокатастрофе четырнадцатилетний Игорь Плосконос остался один. Он, выпускник КСВУ 1976 г., считает, что училищу обязан всем, говорит, что в юности учеба в училище уберегла его от многих ошибок. Сейчас в лицее учится его сын Артем.

Много лет прошло, но понятие «суворовец», «кадет» - человек, обладающий определенными моральными качествами и закалкой, - осталось по сей день.

В 1992 г. постановлением кабинета министров и приказом министра обороны Украины на базе КСВУ был создан Киевский военный лицей, а в 1998 г. ему присвоено имя Ивана Богуна.

Памятник Богуну пока еще не поставили. Перед фасадом по-прежнему стоит памятник великому русскому полководцу Суворову работы офицера-воспитателя майора И. Заречного. О дальнейшей его судьбе ходили разные слухи. Поговаривали, что памятник с нетерпением ожидают в Санкт-Петербургском суворовском. Но начальник лицея генерал-майор Леонид Кравчук заметил, что официальных обращений к нему по этому поводу на этот счет не было. Вообще в лицее считают, что неплохо иметь два памятника, утверждают: они помирятся. Ведь сколько воспитанников принимали присягу у памятника Суворову. А на памятник Богуну проектная документация уже утверждена архитектурным советом Киева. Скорее всего стоять он будет у КПП.

Хотя в лицее и стремятся сохранить лучшие традиции суворовских училищ, дух нынешнего Киевского военного лицея им. И. Богуна, конечно, несколько иной. На стенах - портреты поэта Т.Г. Шевченко и кобза, украинская национальная символика. Преподавание - на украинском языке, система воспитания построена на национальных традициях. В суворовских училищах, воспитывавших офицерский состав многонациональной армии, язык преподавания был единым - русским. Кроме того, условия «холодной войны» накладывали отпечаток на систему формирования будущего офицера. Ныне условия, включая идеологию, другие. Отношение украинского общества к армии, ее реформирование и сокращение оказывают влияние и на престиж лицея. Он не столь высок, как раньше. Конкурс при поступлении - три человека на место против прежних восьми. Опытные преподаватели идут сюда неохотно. Был случай, когда в вуз не смог поступить даже золотой медалист лицея.

«Хоть мы постоянно говорим о том, что готовим элиту нового столетия для новой армии - Вооруженных сил Украины, - получается так не всегда, - с горечью отмечает генерал Кравчук. - Лицей имеет социальную направленность. Почти половина лицеистов - дети социально не защищенные: из многодетных семей, сироты или те, кто остался без родительской опеки. Нередко эти дети в смысле знаний несколько запущены.

Суворовские традиции мы стараемся не ломать. Например, для богунцев, как раньше для суворовцев, очень почетно открывать парад. Несмотря на то, что происходит это во время каникул, дети готовятся к событию очень ответственно. Эти мальчишки немного старше, чем их ровесники-школьники. Условия уставной жизни лицея заставляют их более взвешенно, самостоятельно принимать решения и учиться многому из того, что они не делали дома».

Обоснование выбора темы:

19 декабря 1943 года первым суворовским военным училищам были вручены Боевые Знамёна. Эта дата стала официальным днём открытия суворовских военных училищ, которые отмечают свои 70-летние юбилеи. В октябре 2014 года 70летний юбилей отметит и Московское суворовское военное училище .

В 1943-м, когда Красная Армия освободила большую часть территории СССР, мир ужаснулся: сколько детей-сирот осталось! Они выживали случайно, выживали без родителей, часто в нечеловеческих условиях. Поэтому 21 августа 1943 года принимается Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации». На основании этого важнейшего документа были созданы суворовские военные училища (СВУ) «по типу старых кадетских корпусов». В эти суворовские училища принимались дети-сироты, дети-участники боевых действий, «сыновья полков». Государство предоставило им все условия для жизни и учебы, дало путевку в жизнь.
Выпускники этих суворовских военных училищ стали Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, видными учёными, писателями, государственными и общественными деятелями. А ещё – стали просто офицерами великой армии великой страны.
«Жизнь – Родине, честь – никому!» – девиз суворовских училищ и выпускники-суворовцы всегда следовали этому девизу в своей жизни. Их сыновья, внуки, правнуки и суворовцы, обучающиеся в училище сегодня достойны славных традиций суворовцев и нахимовцев.

Классный час гражданско-патриотической направленности с использованием Презентации .

Форма проведения: интерактивная беседа с элементами дискуссии.

Цель:

  • Воспитание патриотизма и любви к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга.
  • Формирование устойчивого желания знать, соблюдать, хранить и приумножать традиции суворовского училища, воспитание гордости за звание суворовца.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме.

План:

  • «Наследники русской славы» (из истории суворовских училищ)
  • «Ты стал суворовцем, что это значит для тебя?» Откровенный разговор.
  • «Большая семья». Из воспоминаний суворовцев.
  • Дискуссия «Знать, хранить и соблюдать традиции суворовского братства».
  • Заключение. Подведение итогов классного часа.

Информационные ресурсы:

  1. «Юность в алых погонах», издательство Либерия, 2001.
  2. http://www.redstar.ru/ статья «Возвращаемся к традициям суворовской школы» А. Колотило, «Красная звезда» от 04.10.2013

«Традиции суворовского братства»

1. «Наследники русской славы» (из истории суворовских училищ)

Слайд 1. Тема классного часа.

В армии всегда относились с уважением к офицерам, которые носили на кителе знак об окончании Суворовского или Нахимовского училища. И это закономерно, ведь военную карьеру они выбрали еще в детстве.
Из истории кадетских корпусов. Первое кадетское училище (кадетский корпус) появилось в России в бытность императора Петра I, создавшего бомбардирскую школу при Преображенском полку. Он руководствовался пониманием того, что юношей, решивших стать офицерами, целесообразно готовить к этому важному шагу в их жизни еще со школьной семьи. Кадетские корпуса с этими задачами просуществовали до Октябрьской революции. Тогда кадетские корпуса решали следующие задачи: во-первых, оказывали помощь в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отлившихся при защите Отечества или на службе ему; во-вторых, давали детям, предназначенным к военной службе в офицерском звании, «общее образование и соответствующее предназначению воспитание»
В Советском Союзе с 1937 года в системе Наркомата просвещения были созданы специальные школы – средние учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к поступлению в военные училища. Эти «спецшколы» можно рассматривать как продолжение кадетских корпусов и прообраз будущих суворовских училищ. Учились в таких школах 3 года, кроме общеобразовательных дисциплин в учебные планы входили такие предметы как основы военного дела, воинские уставы, строевая и физическая подготовка. Летом проводились двухмесячные лагерные сборы.
В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Появилась необходимость и в создании учебных заведений в духе традиций кадетских корпусов.

Слайд 2 . 21 августа 1943 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В нем предусматривалось создать «для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и детских приемников-распределителей».
Училища предписывалось сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года
Также к 1 октября разработать и издать штаты и Положение о СВУ, учебные программы и планы, укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным составом.
К 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения.
К 15 сентября представить образцы формы одежды воспитанников суворовских училищ.
Любопытно, что суворовские училища должны были создаваться по типу старых кадетских корпусов (это было подчеркнуто в постановлении). Всего планировалось открыть 9 училищ по 500 человек в каждом, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников.

Слайд 3 . Генеральный штаб Красной армии издал Директиву, в которой были определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения, к 1 декабря 1943 года планировалось начать занятия. Директива требовала: «отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической и воспитательной деятельности и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии. При наличии всех этих качеств, преимущество отдавать офицерам, имеющим боевой опыт»
Суворовские училища получили подробную инструкцию о наборе воспитанников, именно так называли первых суворовцев. Только через два года воспитанников стали называть «суворовцами». В ноябре в училища стали пребывать их первые воспитанники. Среди ребят были те, кто имел опыт участия в боях. В условиях разорительной войны занятия в училищах начались вовремя, хотя полного набора не было. Остальные ребята прибывали в течение учебного года из действующей армии, из партизанских отрядов, их разрушенных городов и деревень, из госпиталей… (Слайд 4)

Слайд 6 . Принимали в суворовские училища в первую очередь сирот, чьи отцы погибли на войне. Так, в первом наборе Горьковского (затем оно стало Московским) училища у 236 мальчишек отцы погибли на фронте, у 165 – находились в действующей армии; 19 были сыновьями инвалидов войны, 13 – сыновьями партизан.

Слайд 7 . Воспитанники Горьковского училища 40х годов.

Слайд 8 . За период своего существования с 1944 по 1956 год Горьковское СВУ сделало 8 выпусков. Многие выпускники стали видными государственными деятелями, военачальниками, деятелями науки и культуры. 210 воспитанников Горьковского СВУ приняли участие в Параде Победы на Красной площади в июне 1945 года.
30.08.1956 года Горьковское суворовское училище было передислоцировано в город Москву (Фили) и переименовано в Московское суворовское военное училище .
За годы своего существования Московское суворовское дало путевку в жизнь более чем 11 тыс воспитанников. Гордостью суворовцев всех поколений является многочисленный состав генералов, представителей высшего командования ВС, космонавты Ю. Глазков и В. Джанибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О. Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист Г. Васильев, штангист Ю. Власов и многие другие.
8 воспитанников московского суворовского училища за проявленные при выполнении воинского долга мужество и героизм удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России.

Слайд 9 Среди них Щетнев Роман Николаевич, выпускник 1994 года, Бочаров Андрей Иванович, выпускник 1987 года. Они частые гости в училище.

2. Ты стал суворовцем, что это значит для тебя? Откровенный разговор

Вы стали суворовцами – учащимися Московского суворовского военного училища. Для кого-то из вас это событие произошло 3, а для кого-то 4 года назад. Каждый из вас поступал сюда по разным причинам – кого-то привели родители, кто-то принимал решение сам. Давайте поговорим о том, чем стало для вас ваше училище, что значит для вас звание суворовца.

Слайд 9 . Вопросы для разговора:

– Как ты принял решение о поступлении в училище? Когда это произошло?
– Что ты ожидал от учебы в нашем училище? Какими были твои первые впечатления?
– Звание «суворовца» – это особое звание?
– Какими качествами должен обладать суворовец? А какие качества есть у тебя? Какие ты бы хотел у себя воспитать?
– Быть суворовцем МсСВУ – это престижно?
– Как относятся твои бывшие одноклассники, друзья к твоему обучению в училище?
– Собираешься ли ты связать свою жизнь с армией? Как тебе в этом поможет учеба в МсСВУ? (ответы/рассказы воспитанников )

Приведем один из рассказов. Суворовец П.

«Когда я еще учился в начальной школе, мы с бабушкой увидели объявление о наборе в суворовское училище. Стало сначала просто интересно– что это за училище и кого туда берут. Когда узнали подробнее, бабушка сказала, что мне можно попробовать туда поступить. В школе я учился я хорошо, только с физподготовкой были проблемы. Но это не помешало мне поступить. Военных в нашем роду нет, но меня взяли в училище, т.к. брали ребят, у кого нет родителей, вне конкурса. Мои друзья до сих пор меня не понимают, когда приезжаю на выходные. Они после школы гуляют, а у меня самоподготовка. Если получу плохую оценку, лишусь увольнения. Мне учиться здесь нравится. С ребятами во взводе отношения уже наладились, хотя сначала было не очень. Быть военным я пока не собираюсь, но если мне вдруг придется идти в армию, то я уже многое знаю и умею. Думаю, что мне будет легче, чем остальным…»

3. «Большая семья». Из воспоминаний суворовцев

Бывшие суворовцы всегда ощущают себя особым братством. Эта традиция идет еще из старых кадетских корпусов, среди выпускников которых было принято обращаться друг к другу во внеслужебной обстановке на «ты». В литературе можно встретить упоминания, как седой генерал прерывает представляющегося прапорщика: «А дальше изволь братец на ты, как никак одну альма-матер кончали».

Слайд 10 (стихотворение читает суворовец)

Ты помнишь юности далекой
Вход в храм с парадного крыльца,
Когда над Волгою широкой
Звенели наши голоса?!

В ответ нам лип склонялись кроны,
Спадая золотом цветов
На алые, как кровь, погоны,
В дань павших на фронтах отцов.

Форсили мы своей одеждой,
С самой фортуной егозя,
Сияли удали надеждой
Лихих суворовцев глаза.

Мы не случайно память эту
Храним до старческих седин.
Ведь жизнь военных пор кадетов
Достойна песен и былин.(Геннадий Дроздов «Другу»)

Суворовец берет книгу «Юность в алых погонах» и читает .

Из воспоминаний суворовца Станислава Волкова.

«В спортивном зале, превращенном на неопределенное время в спальню, стоит полумрак и слышится легкое посапывание спящих безмятежным сном нескольких десятков мальчишек. Между рядами коек неслышно проходит высокий, сутуловатый офицер с погонами старшего лейтенанта, множеством орденских планок на груди и ленточками ранений. Он по-отцовски поправляет сползающие одеяла, подушки и с грустной улыбкой замечает, что часть мальчишек, впервые покинувших родительский дом, никак не может заснуть. Вот чей-то лукавый глаз приоткрылся и следит за офицером; вот в дальнем углу кто-то жалобно всхлипнул в подушку, а за спиной офицера прошелестел осторожный смешок.
Еще вчера 8-9-летние мальчишки находились в привычной домашней обстановке, всем своим существом ощущая близость своих матерей. А сегодня? Сегодня они вступили на нелегкий путь своих отцов, большинство из которых уже никогда не увидят своих пацанов в этом новом качестве. Офицер безмолвно грозит пальцем расшалившемуся мальчишке, укоризненно качает головой подглядывающему за ним озорному глазу, ласково кладет тяжелую руку, больше привыкшую к оружию, чем к ласке, на белокурую голову расплакавшегося пацана. Сон входит в свои права.

…Мало-помалу во дворе начал обозначаться определенный воинский порядок. Мальчишек распределили по возрастам, офицеры и старшины пытались их построить на воинский манер. У старших ребят это уже как-то получилось, а младшие еще по школьной привычке построились парами, причем так, чтобы обязательно держать за руку то ли земляка, то ли нового товарища. Так и у нас. Мы уже не самые младшие, но и до старших ребят нам довольно далеко.
В Суворовское училище съехались в основном дети войны. Кое-кто уже познал горечь утраты родных, другие пережили голод, холод, а некоторые и ленинградскую блокаду, третьи сами были на фронте, отлично знали, что такое война.
А с утра пятиэтажное здание училища загудело, как растревоженный улей. Нет еще в училище той силы, которая моментально навела бы порядок среди многоликой мальчишеской толпы. Успокоение возбужденных голов пришло постепенно, по мере изменения внешнего облика мальчишек. Всех переодели в форму суворовцев: черная гимнастерка с алыми погонами, черные брюки с алыми лампасами.
С этого дня в моей жизни вместе с алыми погонами произошли большие перемены. Появились новые друзья, я влился в новую семью, не менее для меня дорогую, чем материнский кров».

С какой теплотой вспоминают бывшие суворовцы свои суворовские годы! Как говорят сами ребята, главное, что они приобрели в училище – это легендарное суворовское братство. На протяжении всей жизни суворовцы помогают друг другу и никогда не бросают товарищей в беде.
Бывших суворовцев не бывает. Союзы на основе общего суворовского прошлого создаются вне времени. Желание быть рядом присуще военному человеку. Общее детство в стенах Суворовского училища учит милосердию – свидетельство тому множество благотворительных организаций для оказания помощи инвалидам и ветеранам войны. «Суворовское братство - это святое. И хотя нам сейчас под семьдесят, но при первых звуках трубы суворовцы пойдут на встречу со своими братьями» – так говорят ветераны, бывшие суворовцы.

4. Дискуссия «Знать, хранить и соблюдать традиции суворовского братства»

Слайд 11. Зачисленные в суворовское училище кандидаты принимают в торжественной обстановке торжественное обещание суворовца. Кто из вас помнит слова этого обещания? (суворовцы вспоминают слова «Обещания»)

«Я, суворовец Московского суворовского военного училища, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:
– твердо знать, умело и добросовестно выполнять свои обязанности в повседневной жизни, руководствоваться требованиями общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации;
– упорно овладевать знаниями, настойчиво готовить себя к воинской службе и служению Отечеству;
– быть дисциплинированным, честным, правдивым;
– укреплять дружбу в коллективе, помогать товарищам словом и делом;
– дорожить славой и боевыми традициями российского воинства, честью училища, своей роты».

Воспитатель: что значат слова этого «Обещания»? (обсуждение )

Слайд 12 . Это одна из главных традиций суворовского училища – посвящение в суворовцы, которое проходит на Поклонной горе в Зале воинской славы, где суворовцы произносят торжественно обещание.

Вопрос для обсуждения: что значит для вас выполнять это обещание? (ответы суворовцев )

Слайд 13. Еще одна традиция – участие в парадах на Красной площади.
После 6-летнего перерыва суворовцы приняли участие в Параде Победы 9 мая 2013 года. Вот что говорят суворовцы о своем участии в Параде:

«А ещё парад запомнился, – добавляет Григорий Минеев. – Знаете, после прохождения по Красной площади 9 мая в День Победы я минут 15 не мог от волнения сказать ни одного слова. Такое было чувство. Ведь мы после перерыва в несколько лет вновь прошли по Красной площади. Такая была радость, такое вдохновение!» (из интервью корреспонденту «Красной звезды»)

Вопрос для обсуждения: какие впечатления оставило для вас участие в параде, поделитесь своими впечатлениями (рассуждения суворовцев – участников Парада)

Вспомним еще об одно суворовской традиции. Это даже не традиция, а то, без чего трудно представить суворовца – давайте поговорим о дружбе, чувстве товарищества. О том, что всегда отличало и отличает суворовцев любого поколения. Актуален ли этот вопрос для вас, нынешних суворовцев? (ответы ). На чем держится ваша дружба? Считаете ли вы свой взвод дружным? Нужна ли вообще дружба в наше время? Чем отличается дружба от товарищества? Понятие товарищества себя изжило? Есть ли у вас друг или товарищ? Поделитесь своими мыслями

Примеры рассказов суворовцев:

«Наш взвод я бы не назвал дружным. Например, когда надо помочь с подготовкой к занятиям тут любого попроси. А вот заступиться за товарища в иных обстоятельствах никто не захочет. Командиры отделений не очень авторитетны, многие не хотят им подчиняться. Получается, что кто-то здесь не случайно, а кто-то лишь бы образование получить. Есть такие, кто не только нагрубит, но и в драку может полезть, словами не получается. У меня есть друг, вернее скорее товарищ, но мы только в училище общаемся, а в увольнение порознь ходим – дома у нас разные компании. Думаю, что после окончания училища буду вспоминать товарищей и, наверное, буду общаться…»

«Я дружил с суворовцем, которого перевели в другой взвод, мы продолжаем общаться, ведь мы одна рота. В нашем взводе у меня нет друга, только товарищи. Товарищами я всех могу назвать, наверное. Не знаю, бывает ли настоящая дружба. Мне кажется, что нынешние суворовцы отличаются от предыдущих, но общаться и встречаться после училища мы, конечно, будем. Вспоминать про нашу жизнь в училище…И если нужно будет, конечно, поможем друг другу в трудную минуту.»

Слайд 14

Приведу отрывок из интервью наших суворовцев корреспонденту «Красной звезды»:

«Есть у нас суворовцы, которые живут далеко. Поэтому мы порой вместе ходим в увольнение, приглашаем их к себе домой. Вот у нас учится Дима Б. Сирота. Его воспитывали дедушка и бабушка. Родом он из Орехово-Зуево. Так вот я приглашал его к себе, – рассказывает Алексей. – Нормальный парень. Хоть и сирота, а от других ребят ничем не отличается. Приятно с ним пообщаться, поговорить.
– А я часто хожу в увольнение с Колей З. Он из Калуги, – продолжает разговор Григорий. – У нас есть ребята и из отдалённых областей. Дима М., например, приехал с Курильских островов. Поэтому мы здесь держимся все вместе. Помогаем друг другу, не бросаем ребят в трудную минуту.
– И не бывает никаких конфликтов во взводе?
– Почему? Случается всякое. Но всё это несерьёзно и по мелочам. У нас ведь дисциплина такая. Вот даже как-то выпускника отчислили за то, что он закурил сигарету. А если драка, то это уже очень серьёзно. Да и вообще, делить нам нечего. В таком дружном коллективе, как наш, всё решается быстро и на словах. И без взаимных обид»

Еще одна традиция суворовцев – хранить свои суворовские погоны всю жизнь. При взгляде на алые погоны воспитанников в сердце появляется какое-то особое чувство. Многие из тех, кто отслужил не одно десятилетие в офицерских званиях и уже уволился в запас, до сих пор хранят свои суворовские погоны. Думаю, такой традиции будете следовать и вы, нынешние воспитанники. Ведь гордое имя суворовца для каждого из вас – это на всю оставшуюся жизнь.

5. Заключение. Подведение итогов классного часа

Дорогие суворовцы. В суворовском училище вы учитесь самому главному в жизни – служить Родине!
Здесь, в училище, некогда расслабляться и лениться. Упорно стремитесь к знаниям, неукоснительно выполняйте требования педагогов. Любите свое Отечество, уважайте старших, следуйте принципам чести и достоинства. Это высокие нравственные ценности, которыми должны отличаться московские суворовцы.
Каждый день посвящайте тому, чтобы стать лучше, умнее, сильнее. К этому вас обязывает звание суворовца Московского суворовского военного училища.

Слайд 15 (читает суворовец)

Помни суворовцев вечно,
Милых, веселых, беспечных.
Жаль, что годов быстротечных
Больше уж нам не вернуть.
Так же, как в бывших свершеньях,
В мыслях своих и стремленьях –
Всюду суворовцем будь!

Слайд 16 Вы не заметите, как быстро пролетят эти оставшиеся три года учёбы в СВУ. А впереди ещё целая жизнь. Интересная, насыщенная различными событиями жизнь офицера. Вот только главное – выбрать правильно военную специальность. И я уверена, что вы сделаете правильный выбор.

Суворовские традиции в наши дни .

В Советской армии многое взяли на вооружение от суворовского метода обучения воинов. Своеоб­разным аналогом духовно-нравственного воспита­ния было здесь идейно-политическое воспитание, которое стояло впереди воинского, нравственного, правового и физического.

Конечно, оно не могло быть в полной мере та­ким, как у Суворова, поскольку исключало основу основ суворовской школы - веру. Но отдельные задачи идейно-политического и духовно-нравствен­ного воспитания имели общий корень: они форми­ровали мировоззрение и воспитывали любовь к Отечеству. Но если в суворовской школе мировоз­зрение воинов было православным (и никаким иным быть не могло), то в Советской армии форми­ровалось так называемое «научно-атеистическое» мировоззрение.

Оно само вступило в противоречие с жизнью, когда в Великую Отечественную войну множество побед было одержано благодаря явной помощи Божией. Тогда даже яростным противникам Церкви пришлось обратиться за помощью к Православию. Тогда те же командиры, которым вменялось воспи­тывать «научное» мировоззрение, проводили молеб­ны перед боями...

«Великая победа над сильнейшим демоничес­ким врагом началась с победы духовной, - ска­зано в книге «Православие. Армия. Держава». - С благословения Русской Православной Церкви на разгром врага в первый же день войны, 22 июня 1941 года. С горячих молитв наших отцов и матерей. С благословения сыновей, идущих на фронт, крестами и иконами, которые воины и военачальники носили с собой. Так, маршал Борис Михайлович Шапошников, бывший начальником Генерального штаба, носил финифтевый образок святителя и чудотворца Николая и каждый день молился: «Господи, спаси Россию и мой народ».

Контрнаступление под Москвой, которое нача­лось 5 декабря 1941 года, на следующий день пос­ле праздника Введения во храм Пресвятой Богоро­дицы, а закончилось к Рождеству Христову, повер­нуло ход всей мировой войны.

Не перечесть случаев, когда на фронте и в тылу совершались чудеса, являлась Сама Царица Небес­ная и избавляла от неминуемой гибели. Мы сами слышали от фронтовиков, как перед смертоносным сражением они давали обеты Богу и оставались живы. Как матери всю войну строго соблюдали постные дни, ничего не вкушая в среду и пятницу, вымаливая своих сыновей и дочерей, и их дети воз­вращались целы и невредимы.

Основные боевые действия великой войны были закончены 6 мая 1945 года, в день великомученика и победоносца Георгия. Капитуляцию принял маршал Георгий Жуков, возивший в войну под кры­шей своего автомобиля образ Казанской иконы Божией Матери.

До сих пор нашему народу не сказано во всеус­лышание о том, как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне... О том, что митрополиту Гор Ливанских Илие была при­суждена Сталинская премия - от которой он, ког­да приехал в 1947 году в нашу страну, отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. «Пусть они пойдут на нужды вашей страны, - прибавил пра­вославный митрополит. - Мы сами решили пере­дать России двести тысяч долларов для помощи детям-сиротам , чьи родители погибли на войне».

За что же богоборческое государство так почти­ло молитвенника? По слову митрополита, которому после молитвенного бдения явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия, передавшая определе­ние Божие для страны и народа Российского, по­всеместно были открыты храмы (около 20 тысяч), монастыри, духовные академии и семинарии, свя­щенники возвращены с фронтов и из тюрем и на­чали служить, Казанскую икону Божией Матери обнесли крестным ходом вокруг осажденного Ле­нинграда, перед этой святыней был отслужен моле­бен в Москве и Сталинграде, которые только чудом Божиим были спасены...

Сегодня мы все больше убеждаемся в том, что наше прошлое, особенно связанное с воспитанием воина - защитника Отечества, - уникально и не име­ет аналогов в мире. Не мы должны учиться у Запа­да тому, как надо воспитывать личный состав Вооруженных Сил, а они у нас, исследуя богатый во­енно-исторический опыт воспитания солдат генера­лиссимуса, адмирала, адмирала, фельдмаршала М. И. Ку­тузова, генерала и других полко­водцев.

Опыт религиозно-нравственного воспитания вои­нов Русской армии, который за прошедшие столе­тия сложился в определенную систему, нельзя вы­черкнуть из нашей истории. «Ее важнейшими эле­ментами, - говорится в учебном пособии по об­щественно-государственной подготовке для офице­ров и прапорщиков Вооруженных Сил РФ, - были Священное Писание, институт военного духо­венства, богословские идеи о вероучении , госу­дарстве, морали, армии, воспитательная рабо­та церковно-приходских школ, церковных биб­лиотек и пр.

Важно было и то, что в российской армии с древних времен нравственные идеалы, основанные на религиозных чувствах, находились на должной высоте, что соответствовало духовному складу рус­ского человека, который не стремился порабощать и угнетать другие народы, не носил в своей душе месть врагу. Христианское учение, совпадающее во многом с общечеловеческими идеалами и ценностя­ми, с конкретным указанием «положить душу за други своя» поднимало воина на подвиг, на герои­ческие поступки и жертвенность в бою. Воины рос­сийской армии были доступны прежде всего христианско-православному учению».

И это вполне объяснимо. Сам строй народной православной жизни с раннего детства формировал будущего воина. Русские люди во всех делах жиз­ни старались уповать на мудрое, многообещающее изречение Господа: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хра­нить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания виногра­да, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу...и меч не пройдет по земле вашей; и буде­те прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча...» (Левит. 26, 3-8).

И история назидательно свидетельствует нам о беспримерных подвигах христолюбивого воинства, живущего по заповедям Божиим. Воины под руко­водством провели более двухсот боев и сражений и все выиграли! Адмирал, как и, был благочестивым человеком. На его кораблях был установлен монастырский порядок. Корабли носили имена святых и христиан­ских праздников. Адмирал был глубоко верующим человеком. Как отца родного любили его моряки. Перед боем адмирал напутствовал своих моряков:

«Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» Вот потому-то и не имел легендарный адмирал ни одного поражения за всю свою боевую блистательную военную карьеру. По завещанию, его похоронили в Санаксарском монастыре, рядом с могилой его род­ного дяди - ныне прославленного местночтимого святого Саранской епархии - иеросхимонаха Феодора (Ушакова). В 1949 году могила адмирала была вскрыта. Мундир и кости адмирала оказались нетленными. Так отметил Господь большие заслуги адмирала перед Россией.

Есть у нас в Вооруженных Силах и в настоящее время наследники традиций святых русских воинов и православных полководцев. Начинают склады­ваться православные традиции в армии.

«, полковой священник из Сатиса, где располагается воинская часть МЧС, рассказывает, что во время войны в Чеч­не более полугода находилась направленная туда бригада спасателей, и все вернулись жи­вые, - пишет в брошюре «Право­славие и армия сегодня». - Никто не получил даже царапины. Дело в том, что перед отправ­кой в Чечню командир части полковник принял меры молитвенной за­щиты личного состава. Испросил благословения игумении Серафимо-Дивеевского монастыря м. Сергии. Отслужили молебен о путешествующих, каждый воин был окроплен святой водой с про­изнесением имени христианского. Результат превзошел все ожидания. И полковник Ковалев положил на свое сердце построить храм. Его поддержали митрополит Нижегородский и Арза­масский Николай и МЧС. Средства собирали всем миром, ни одной копейки не взяли из «сол­датского котелка». Храм получился небольшой, 7х7 метров. 23 октября 1997 года митрополит Николай освятил его в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» - небесной по­кровительницы воинов-спасателей».

Сейчас таких православных храмов в воинских частях и училищах 83!

Не забыта верующими солдатскими матерями и женами и святая традиция зашивать в одежду сво­им сыновьям, уходящим на войну, записки с тек­стом девяностого Псалма «Живый в помощи Вышняго...» - и те воины, которые читали этот Пса­лом, защищающий от вражьих нападений, остава­лись невредимы. Благодаря этой традиции многие ребята живыми вернулись из Афганистана и Чечни.

Православный воин чувствует себя более защи­щенным в любой ситуации, он легче справляется с кризисами, чем его не знающие Бога сослуживцы. «У православных воинов духовные слабости пре­одолеваются в богослужениях и молитвах, в то время как у неправославных - используются приемы психологического и психофизиологическо­го насилия над личностью перед боем и в бою, а после боя наблюдаются устойчивые депрессив­ные проявления и психозы. Для разрешения пси­хологического разлада пытаются использовать водку, табак, наркотики, т. е. средства, ускоря­ющие деградацию личности» (. «Православие и армия сегодня»).

Так что во всем, даже в здоровье воинов, мы ви­дим преимущество православно-нравственного вос­питания в армии...

И нынешнее поколение офицеров кровно заинте­ресовано в том, чтобы восстанавливать армию на православных традициях. Помогает этому духовное образование и просвещение военнослужащих и ра­ботников правоохранительных органов . По инициа­тиве Общероссийского общественного движения «Россия Православная», в рамках сотрудничества с министерством обороны и МВД РФ, совместно с заведующим сектором духовного просвещения и образования иереем Константином Татаринцевым, разработаны и реализуются просветительные и об­разовательные программы. Только в 1999 году в системе общественно-государственной подготовки офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил РФ и профессиональной подготовки сотрудников МВД было проведено около ста лекций.

С военнослужащими и членами их семей прово­дится цикл духовно-просветительских бесед «Воин­ская доблесть и полководческий гений святых рус­ских воинов», а также «Героизм и мужество хрис­толюбивого воинства, проявленные в Дни Воинской славы России». Беседы проводятся в День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 18 апреля 1242 г.), в День освобождения Москвы силами народного ополчения под руковод­ством Минина и Пожарского от польских интервен­тов (7 ноября 1612 г.), в День победы русской эс­кадры под командованием над турец­кой эскадрой у мыса Тендра (11 сентября 1790 г.) и в другие знаменательные даты славы русского оружия. С большим воодушевлением, иногда со слезами на глазах встречают российские офицеры эти беседы.

Большой успех имела выставка «Христолюбивое воинство» в Центральном музее Вооруженных Сил. Немалую пользу приносят и беседы на острые, «проблемные» темы - «Взгляд православия на духовное и физическое здоровье военнослужащих», «Духовная экспансия в России и ее влияние на боеспособность армии и флота», «Современные восточные мистичес­кие учения и культы, их вред и опасность для воен­нослужащих и членов их семей».

Движение «Россия Православная» активно уча­ствует в восстановлении и строительстве Право­славных храмов в воинских гарнизонах, освящении боевой техники и оружия. Начиная с октября 1999 года, делегация Движения во главе с его председа­телем дважды побывала в Чечне, в районе боевых действий, чтобы морально поддер­жать военнослужащих, участвующих в боях с бандформированиями, раненых и больных, находящих­ся на лечении в гарнизонных госпиталях. Желаю­щих принять святое крещение солдат, прапорщиков и офицеров священники и катехизаторы знакомили с основами Православной веры. В части специаль­ного назначения из Новосибирска под командовани­ем полковника и в 21-й Софринской бригаде спецназа под командованием полковника воинам были вручены Памятные знаки Движения, нательные крестики и подарки. Наиболее отличившиеся в боях с бандитами, по представлению командиров и начальников, награж­дались Памятным знаком-медалью «Защитник Оте­чества». Трудно переоценить значение сердечных бесед в блиндажах и на пунктах управления, где шла речь об истинных истоках мужества. Солдаты и офицеры Софринской бригады рассказали, что после того, как командование пригласило в часть священника, который совершил водосвятный моле­бен, освятил боевое оружие и окропил воинов свя­той водой, в двухмесячных боях с бандитами поте­ри личного состава были минимальными. Именно с благословением на сражение с бандитами связыва­ют воины и тот факт, что в батальоне, ведущем военные действия на стыке с 200-м парашютно-десантным полком, на 29 октября потерь не было вообще... Командующий внутренними войсками группировки внутренних войск Северо-Кавказского региона генерал-лейтенант в беседе с нашей делегацией поддержал идею создания поход­ного храма...

Как мы видим, у нашей армии и сегодня есть неисчерпаемый благодатный источник крепости воинского духа: вера святоотеческая. Боятся недо­брожелатели наши возрождения духовных и исто­рических традиций в Вооруженных Силах, потому что знают об этих неиссякаемых источниках муже­ства и героизма русского воинства. Поэтому и ве­дут целенаправленную духовную экспансию в Рос­сию, стремясь отвратить нас от Веры Отеческой, Православной. И средств для этого не жалеют. Только в 1994 году для этих целей ЦРУ было вы­делено более 150 млн. долларов. Но русский народ не сломить. В трудные для своего Отечества време­на он объединяется, мобилизуется и показывает образцы мужества, героизма и стойкости. И, с Божией помощью, побеждает врагов своего Право­славного Отечества.

В. КУРЫЛЕВ, православный катехизатор в Вооруженных Силах и правоохранительных учреждениях Российской Федерации, кандидат военных наук, полковник запаса.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...