Классный час "зима и здоровье человека". Классный час на тему: «Белоснежная зима


Классный час.
ЗИМУШКА-ЗИМА.
Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.

Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме.

1. Вступительное слово учителя.
Вот север тучи, нагоняя,
Дохнул, завыл
И вот сама -
Идет волшебница зима.
О каком времени года говорится в этом четверостишье?

Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме. (Хотя за окном нет снега, пасмурно, грустно, но с помощью ваших ответов, рисунков, сообщений, картин мы попадем с вами в зимнюю сказку и как обещают нам синоптики в конце января установится настоящая морозная и снежная зима.)

Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?
(Стук в дверь)
Ребята, посмотрите, сколько писем пришло нашему классу.

1 письмо от Слоненка: Здравствуйте, ребята! Я живу в жаркой Африке. У нас никогда не бывает зимы. А мне очень хочется узнать о зиме, о зимних явлениях, о том, когда наступает у вас зима?

Ребята, чтобы вы рассказали о зиме слоненку?

1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов.

2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью.

3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга

До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь?
(Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января после декабря.)

Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются.

4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку:
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.)
- Каково птицам в это время года? (им трудно.)
- Что для них страшнее голод или холод?
- У кого есть кормушки?
Не забудьте покормить птиц зимой.

5 ученик:
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.

1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое

двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит.

2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

Учитель: Спасибо, ребята! Я считаю, что вы дали представление слоненку о зиме.
2 письмо нам прислал Медвежонок Мишутка.
"Ребята, я вам составил кроссворд, разгадайте его, по вертикали должно получиться зимнее слово."
1. Меньше тигра, больше кошки,
На ушах кисти-рожки.
С виду кролик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь:"брысь!"
Потому что это (рысь)

2. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

3. Кто осенью спать ложится,
А весной встает? (медведь)

4. Жил я посреди двора, Где играла детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

5. Что вниз головой растет? (сосулька)

6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер)

7. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка)

9. Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают. (снежинки)

10. Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Молодцы, ребята!
Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. И в письме, которое нам прислал ёжик есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл.
Много снега - много хлеба.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
В феврале два друга - мороз да вьюга.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается.

Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года.

И последнее письмо от зайчонка Коськи. Он хочет проверить вас. А знаете ли вы стихи о зиме?
Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения?
1. Белая береза
Под моим окном.
(С.Есенин "Береза")

2. Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи.
(Н.Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз-Красный нос")

3. Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.

(А.Пушкин "Зимний вечер")

5. Вот моя деревня
Вот мой дом родной.
(Иван Зах.Суриков "Вот моя деревня")

А кто из вас хочет прочитать стихи о зиме?
- Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.
Прочитаем их.
- Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра - к снегу или дождю.
- Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу.
- Курица стоит на одной ноге - к стуже.
- Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно.
- Зима морозная - лето жаркое.
- Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое.
- Февраль холодный и сухой - август жаркий.
- Если звезды блестят ярко - к морозу.
- Мало звезд на небе - к ненастью (метелям).
- Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу.
- Ворона ходит по дороге - к теплу.

Так что наблюдайте и запоминайте.

Выставка книг.

Задание: напишите слоненку письмо и расскажите ему о зимних играх, забавах, явлениях природы, можете в письме нарисовать снежинку, снеговика и т.д.

Зима в природе

Цель: Познакомить детей с приметами зимы, зимними явлениями в природе

Оборудование: цветные рисунки и репродукции с изображением зимней природы, рисунки снежинок.

План

    Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час на тему: «В гостях у матушки зимы» А для того чтобы хорошо работать мы разделились на три команды. Сейчас каждой команде раздадим буквы, из этих букв вы должны составить слово итогда мы узнаем названия каждой команды.

Итак команды: Декабрь, январь, февраль

II . Сообщение темы занятия .

- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, как зовут меня?... (Зима).

Зима.

Здравствуйте дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости в мой зимний лес. Сегодня мы с вами познакомимся с приметами зимы, периодами зимы, а также с природными явлениями зимой.

III . Основная часть. Новый материал.

Ход занятия.

Ребята, поднимите руки кто любит зиму? Чем она вам нравится? А теперь ответьте на вопрос: из-за чего к нам приходит зима? (Солнце опускается ниже, становится холоднее, т.к. лучи не прогревают землю как летом. Ветер становится холодным, появляется снег, вьюга).

Зима: А с такими изменениями в природе как мы одеваемся? Во что?

Ответ: Надеваем шапки, сапоги, дублёнки, шубы, варежки.

Зима: Правильно. А как готовятся провести зиму растения, деревья?

Ответ: Сбрасывают листья, как будто засыпают.

Зима: Ребята, назовите диких животных средней полосы.

Ответ: Белка, бур. медведь, заяц, лиса, волк.

слайд

слайд: Как они готовятся к зиме?

Ответ: Белка запасает грибы, орехи; медведь накапливает жир; белка и заяц меняют шубку; у лисы шубка становится более тёплой и пушистой.

Зима: Правильно. А теперь назовите животных Крайнего Севера.

Ответ: Олень, белый медведь, песец, полярная сова, куропатка.

слайд

Зима: А как они проводят зиму?

Ответ: Олени разрывают снег и едят ягель; белый медведь накапливает жир и впадает в спячку; песцы и лисы питаются леммингами и мышами, прячутся в своих норах; совы питаются леммингами и мышами; куропатки прячутся в сугробах от морозов.

Зима: Какие животные впадают в спячку зимой?

Ответ: Медведь, ёж, барсук, змея и лягушка.

Зима вывешивает рисунок со следами животных и птиц.(слайд)

Зима: Ребята, определите, каким животным принадлежат эти следы? (дети рассматривают рисунок и определяют). Как вы думаете, что можно узнать о животном по его следу?

Ответ: Направление животного, размер животного, состояние животного.

Зима: Скажите, каким образом человек может помочь животным и птицам перезимовать эту зиму?

Ответ: Повесить кормушки с зерном и хлебом, в лесу на деревья и под них положить куски хлеба и сала.

Задание:

- Давайте, ребята, вспомним зимние месяцы. Как они называются? А узнаете ли вы их в загадках?

- Назовите-ка ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год.

Декабрь.(слайд)

- «Декабрь год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом зимы. Всё ниже солнце, всё короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звёзд.

Древнерусское название декабря - лютень, студень - за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощённый тьмой и морозами. Это пора глубокого покоя живой природы.

Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. Но зима не отступает. Через несколько дней вновь валят пушистые снега, трещат морозы, и зима уже прочно занимает свои позиции. Замёрзли реки, по ним уже проложен первый санный путь. Солнца почти не видно. Если выдастся ясный денёк, то едва поднимется оно над лесом и снова опустится за горизонт. В народе о декабре говорят: «Декабрь - пора хмурого неба. Декабрь - лютень, снегами глаз тешит, да ухо морозом рвёт».

    Давайте вспомним ещё народные приметы декабря .

    Солнце в декабре светит, но не греет.

    Декабрь узоры на окнах расписывает.

    Наметут сугробов декабрьские метели.

    В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки, ёлку из лесу принёс.

Декабрь.

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть,

Ветер резвый уснул на пути,

Не проехать в лесу, не пройти.

    Прослушайте следующую загадку:

    Замело в лесу пригорки
    И овражки замело.

Заяц выскочил из лёжки -

Тихо. Холодно. Бело.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?

Январь.

    Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее. Солнце встаёт раньше и ярче светит. Сугробы становятся выше, снег глубже, лёд толще. Январь - месяц ярких звёзд, белых троп, вершина зимы. Снег от мороза скрипит под ногами.

    Вспомним народные приметы января :

    Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

    Январю - морозы, февралю - метели.

    Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.

    В январе много сосулек - урожай будет хороший.

Сияет солнце, но совсем не греет,

Искрится луч, сияет серебром.

Природа вся как будто леденеет

Перед суровым снежным январём.

    Ещё одна загадка:

    Ходит грозный вьюговей
    В снежной шапке до бровей.
    Даже хищник серый волк
    Испугался и примолк.

    Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
    То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

Февраль.

    Февраль - перелом зимы, последний зимний месяц. Значительно прибавился день. День ото дня становится светлее. День прибавился почти на 2 часа. Сильные морозы в феврале бывают только ночью, солнце греет всё заметнее. Из всех прозвищ февраля самое распространённое - «вьюговей». Сталкивающиеся тёплые и холодные воздушные массы порождают метели. Самые пушистые сугробы приходятся на конец зимы.

    Приметы февраля :

В феврале зима с весной встречаются впервой.

    В феврале сильные морозы - короткая зима.

    Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму.

    Февральский снег весною пахнет.

    Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет.

    Февраль - бокогрей.

- Февраль воду подпустит, а март подберёт.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле белая позёмка.

Крутой февральский вечер метёт, метёт пурга,

И, кажется, что вечно лежат снегов стога.


Зимы последние потёмки,

Февраль - наследник января.

Рекой текут, плывут позёмки,

Впадают в снежные моря.

И мне от радужного блеска

Не удержать весёлых слёз.

На южном склоне перелеска –

Воронки у корней берёз.

Явления природы зимой.

Любит народ зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать.

Снег, да снежные узоры, в поле вьюги, разговоры,

В пять часов уж тьма. День – коньки, снежки, салазки.

Вечер – бабушкины сказки. Вот она - зима.

А сколько о зиме придумано загадок!

Их у зимы множество. Загадает их нам (читаем хором на плакате) с негурочка.

И не просто загадает, а познакомит нас с природными явлениями зимой.

с

н

е

г

у

р

о

ч

9. с

к

а

Вопросы к кроссворду:

1. Большая куча снега. (Сугроб).

2. Я как песчинка мал,
А землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха летаю.

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу при солнечных лучах. (Снег).

3. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю и сугробы наметаю. (Метель).

4. Жил я посреди двора,
Меня слепила детвора,

Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик).

    Растёт она вниз головою,
    Не летом растёт, а зимою.
    Но солнце её припечёт,
    Заплачет она и умрёт. (Сосулька).

    Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).

7. На дороге скользкий лёд называют - (гололёд).

Во время оттепелей, когда тёплый воздух поднимает температуру до 0 градусов и выше, снег сверху начинает таять, становится мокрым и липким. Но вот мочью ударил мороз, и намокший в оттепель снег замёрз. Образовалась корка льда. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге. Водителям машин приходится быть особенно внимательными: ведь тяжёлая машина по льду, даже на тормозах, ещё 100 метров может проехать. Так что, ребята, будьте осторожны в это время!

8.Летит птица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).

9. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и нее кусают -

Просто так себе летают. (Снежинки).

10. Скачет по лесу то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга).

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и … (вьюга).

Иногда в народе метель называют вьюгой. Если прислушаться к метели, то можно услышать звук «вьюююуу».

Помните, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» как описана метель:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

  1. Закрепление.

Викторина «Знатоки природы».

    С 22 декабря. Чем примечателен этот день? (Это самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния).

    Вырос лес белый весь пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозные узоры на стекле).

    Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица – белокоса, белолица,

Как махнула рукавом – всё покрылось серебром. (Зима).

4. Он вошёл - никто не видел, он сказал - никто не слышал,

Дунул он в окно, исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)

5. Перечисли явления природы зимой. (Снег, лёд, изморозь, метели, мороз, морозные узоры и др.)

6. Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег.)

7. Бежит по снегу, а следу нету. (Ветер, позёмка).

8. Назови фенологические периоды зимы. (Первозимье, коренная зима, перелом зимы.)

9. В новой стене в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду за ночь затягивается.)

10. Что за звёздочки сквозные на пальто и рукаве

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинки).

11. Текло, текло и под стекло легло. (Река подо льдом).

12. Слышишь? Вьюги говорят:
"У зимы - хозяйки нашей, -
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше. (Иней).

13. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)

14. Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.
Закружила она всё.

Стало холодно. (Метель).

2. Разгадай ребус


Игры:

1. Собери снежинку

2. Закрытыми глазами нарисуй нос снеговику

IV . Итог.

С какими явлениями природы зимой вы познакомились?

Какие вы знаете периоды зимы?

Какие народные приметы вы запомнили?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

План - конспект внеурочного мероприятия

(экологическое направление)

в 1 и 2 классе

по теме: «Зимушка – зима!»

Учителя: Ирина Ивановна Чернышова

Светлана Александровна Громова

д. Перенка,2016г.

Форма мероприятия: устный журнал.

Технология мероприятия: игровая технология.

Образовательная цель : расширять знания обучающихся о природе родного края;

знать: природные явления, характерные для зимы, и их взаимосвязи; изменения в жизни птиц и диких зверей.

уметь : изготавливать кормушки и подкармливать птиц в самые холодные зимние месяцы.

Развивающая цель: формировать у детей коммуникативные навыки, творческие способности, навыки групповой работы.

Воспитательная цель: воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому, уважительное отношение к природе.

Формирование УУД:

Личностные результаты: принимать правила поведения, принятые в обществе; проявлять дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, учебно-познавательный интерес к материалу мероприятия, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные результаты : определять цель своей деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные результаты : уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, шифра, добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные результаты : уметь работать в группе, в паре, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: зимние явления, зимующие птицы, дикие животные, кормушка, «правила поведения в природе».

Планируемый результат воспитания: получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, работы учащихся, иллюстрации, проектор, презентация, ноутбук.

Подготовительная работа: чтение произведений о зиме, о жизни животных зимой; выпуск стенгазеты « Птицы зимой» , « Жизнь животных зимой», составление кроссвордов и ребусов, выполнение творческих работ на тему «Зима».

Ход мероприятия

1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята, гости!

Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем удачи во всём.

Упражнение «Пальчики » (дети выполняют упражнение в парах)

Желаю – большой палец

успеха – указательный палец

большого – средний палец

во всём – безымянный палец

и везде. – мизинец

Удачи тебе- соприкасаются целиком ладонью

2. Этап актуализации знаний

Тему нашего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрылось серебром.

Ребята, кто же это?

Молодцы! Зиму любят все, поэтому и называют её ласково зимушкой. И мы назвали свое занятие «Зимушка-зима» Но это не простое занятие, а устный журнал. Поэтому мы сегодня, как бы перелистывая странички журнала, будем знакомиться с зимушкой и её чудесами, читать стихи, отгадывать загадки, и, конечно же, узнаем много нового. Работать мы будем по командам, у каждой команды будет своё название, за правильные ответы вы будите получать снежинки. В конце мы с вами подведём итог. Итак, начнём.

Ребята, а какие месяца считаются зимними? (ответы детей )

Зима – самая холодная, но в то же время сказочная пора года. В это время мороз рисует узоры на окнах, деревья покрываются инеем, снег скрипит под ногами и блестит на солнце. Природа отдыхает под снежным покрывалом.

Про это время года собрано множество загадок, поговорок, былин, сказок. В ежедневном общении также часто используются народные пословицы про зиму. Они сочинялись на протяжении многих лет и дошли до наших дней. Зимние пословицы накопили в себе жизненный опыт многих поколений.

Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середина.

Вьюги да метели под февраль налетели.

Как зима не злится, а весне покорится .

Зима - не лето, в меха одета.

Чем отличается зима от других времён года?

3. Первая страница журнала «Поэтическая» (10 мин)

Первая страница нашего журнала называется «Поэтическая». Много стихов написали поэты про зиму. Давайте послушаем, как они воспевали красоту русской зимы. Ребята 1 класса подготовили стихи.

Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.
Днем с детьми на

коньках
Всё катается;
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается.

Вот зима, кругом бело:
Много снега намело,
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал.

А в саду у нас гора,
Все катаются с утра.
Крикнул Ваня:»Берегись!»
Покатился с горки вниз.

В лес примчался
Первый снег.
Попросился
Но ночлег…
Перепуганный
Не в шутку,
Примерять стал
Зайчик шубку!
Без иголки,
Без портного
Шубка новая готова

Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом

Я снежок в руках
Лелею
И своим дыханьем
Грею.

Посмотрите,
Мой снежок
Превратился в ручеёк!

Ах, не стойте
На пути!
Он спешит
Весну найти!

Снегопад,
Снегопад.
Шёл он день
И ночь подряд.
Шёл он полем,
Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он
На дома,
И мы поняли:
Зима.

Зимний вечер длинный, длинный,
За окном сугроб залёг.
А на кухне - чай с малиной,
Пахнет яблочный пирог.
В небе нет тепла и света,
Но тепло нам и светло:
Словно маленькое лето
К нам на кухню забрело.

В тёплых шубах и ушанках

Снежной зимнюю порой

Детвора на быстрых санках

Вихрем мчит с горы крутой

На ветру ребячьи лица

Разогрелись кумачом

Пусть колючий снег пылится,

Пусть мороз сердитый злится-

Всё ребятам нипочём!

4. Вторая страница журнала «Загадочная»

Давайте откроем вторую страничку. Наша вторая страничка «Загадочная». Сколько же о зиме придумано загадок, не счесть! Вот и мы сейчас будем отгадывать их.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне? (Мороз)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

У избы побывал –

Всё окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю речку мост мостил. (Мороз)

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь давайте немножко отдохнём.

5. Физкультминутка

Ребята, а вы хотели бы вместе с нами отправиться в зимний лес и узнать о том, как подготовились лесные жители к суровым холодам?

Мы пришли в зимний лес. (ходьба)

Сколько здесь вокруг чудес! (развести руками)

Справа берёзка в шубке стоит. (отводят правую руку)

Слева ёлка на нас глядит. (отводят левую руку)

Снежинки в небе кружатся (кружимся)

И на землю красиво ложатся. (руки на пояс)

Вот и зайка прискакал, (прыжки)

От лисы он убежал. (присесть)

Неподалёку серый волк рыщет, (руки на пояс, повороты)

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас, (присесть)

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

(имитируют сон)

Так всю зиму и проспит.

Прилетают снегири. (взмах руками)

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (развести руки)

А нам уже пора домой. (садятся на места)

6. Третья страница журнала «Познавательная»

Снег обычно называют белой книгой природы.

Сейчас мы эту книгу почитаем, и убедимся, что жизнь зимой не замирает, а вовсю продолжается. Какие – то животные оставили следы на снегу. Кто они? (Дети угадывают следы)

Ребята 2 класса вам расскажут о жизни животных зимой.

Сообщения 2 класс

Белки, мыши, бобры

Ведут активный образ жизни. Используют свои запасы или достают корм из-под снега.

Лоси, кабаны, зайцы

питаются ветками и корой деревьев.

Хищные звери – волки,

лисы – охотятся на мышей, зайцев.

Звери, которым трудно

найти себе привычный корм (ёж, барсук, медведь), перестают питаться и впадают в спячку.

А сейчас давайте прислушаемся...(звучит фонограмма звуков птиц)

О ком мы сейчас поведём разговор? (о птицах)

Послушаете загадки, которые подготовил для вас 2 класс.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...

(Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели

(Свиристели)

Эта птица сизокрылая любит семечки клевать

И тихонько ворковать.

Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

Давайте поиграем в игру «Верю - не верю». Если вы верите тому, что я скажу, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.

Клесты выводят птенцов зимой.

У синицы желтая грудка.

У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

У сороки длинный черный хвост.

У свиристеля на голове хохолок.

Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

Ворона питается остатками пищи.

Клесты любят семена шишек.

Назовите главную причину отлета птиц осенью. Как же можно помочь перенести птицам холодную зиму? (ответы детей)

А как мы с вами помогаем птицам? (ответы детей)

Стихотворение "Покормите птиц зимой!", А.Яшин

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

6. Четвертая страница журнала «Игровая» (20 мин)

Следующая страница нашего устного журнала «Игровая»

Первое задание « Собери картинку» (картинка птиц)

Второе задание «Отгадай ребус»


7. Пятая страница журнала «Творческая» (15 мин)

Осталась последняя страница нашего журнала, но она пустая. Вы многое узнали про зиму, а сейчас мы проверим, хорошо ли вы нас слушали, вам надо создать свои страницы журнала, поместите на них только те картинки, которые относятся к зиме. Внимание, мы подготовили для вас много картинок-ловушек, которые не относятся к теме нашего занятия. Будьте внимательны, работайте дружно, не шумите, уважайте друг друга. (Дети выполняют работу)

8. Рефлексия

Сегодня наш устный журнал был посвящён зиме. Что нового о зиме вы узнали? Мы с вами говорили о том, что труднее всего зимой птицам. А как мы с вами помогаем им? Молодцы! Мы приготовили для вас кормушку, а на столе у вас лежат птички. Давайте посмотрим, какие птицы прилетят к нам в гости. Если вам понравилось занятие и вы узнали что-то новое и интересное для себя, то раскрасьте грудку птицы красным цветом, а если вам было неинтересно, то жёлтым. Спасибо.

Тема: «Зимние забавы».

Цель классного часа : закрепить умения и навыки разгадывания ребусов, закрепить знания сказок; развивать коммуникативные навыки, внимательность, мышление, память; воспитывать интерес к зимним играм, умение работать в группе, активность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: рыбки с заданиями, удочки, снежинки, посылка, письмо, папка с принадлежностями(клей, цветная бумага, листки).

Ход классного часа

1.Организационный момент.

Приветствие.

Психологический настрой.

2.Основная часть.

Ребята, скажите какое время года у нас сейчас на улице? А какой самый главный праздник зимы?

А что у нас случается на новый год? Кто к нам приходит в гости и дарит подарки? (Дед Мороз).

И пока вы отдыхали, к нам в школу тоже приходил Дед Мороз и оставил для вас посылку. Давайте мы ее откроем и посмотрит что в ней. (Открывает коробку, в которой лежит письмо).

Посмотрите в ней лежит письмо.

Письмо:

«Здравствуйте, мои дорогие ребята! Поздравляю вас с наступившим новым годом! Вы все себя хорошо вели в прошедшем году. И уже начался новый год, а как говорится в пословице «Как новый год встретишь- так его и проведешь», поэтому я для вас приготовил много игр, чтобы вы как начали новый год с улыбкой и веселье и так провели весь год. А мои задания все записаны на снежинках. Выполнил которые, мы и увидим, кто будет самым веселым, быстрым и находчивым в новом году. Если вы готовы то можете приступать. Желаю все удачи! Ваш Дед Мороз»

И так ребята, готовы доказать Дедушки морозу что вы самые веселые и умные ученики? (Открывается доска на не помещены снежинки с заданиями).

Работать вы будете в командах, а для этого давайте поделимся на две команды. (С помощью жеребьевки учащиеся делятся на две команды, и выбирается капитан).

А оценивать вас будет наше жюри.

1 снежинка.

«Зимняя рыбалка».

Ребята, какие изменения происходят у нас в природе с наступления зимы?

Хотя и замерзаю, наши реки и озера, все многие люди любят ходить на рыбалку. И первое задание это «Зимняя рыбалка». У нас есть лунка в которой плавают рыбки, но это рыбки не простые, на каждой есть свое задание- ребус.

(От каждой команды по очереди выходит ученик ловит рыбку и отгадывает ребус).

1. (Зима)

2. (Мороз)

3. (Метель)

4. (Снег).

5. (Санки)

6. (Каток)

7. (Сосулька)

8. (Снеговик)

Молодцы! Справились с первым заданием!

2 Снежинка.

«Зимняя аппликация».

На второй снежинки написано «Зимняя аппликация».

Вам в группе необходимо на листках сделать зимнюю аппликацию.

(Учащиеся использую клей, цветную бумагу создают зимнюю аппликация на листках).

Презентация своих аппликаций.

3 снежинка.

«Зимние стихотворение».

Ребята, сейчас каждому из вас необходимо почитать стихотворение, но необычно.

Сейчас я вам радам стихотворение вы должны познакомится с его строчками.

«Все кругом белым-белом,
Дом наш снегом замело,
Выйду я во двор гулять,
Буду снег я убирать!»

4 Снежинка.

«Зимние сказки».

1.«Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников».

2. «– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали. Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь…» (Русская народная сказка «Морозко».)

3. « Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». («Снегурочка».)

4. «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому».(Заюшкина избушка).

5. « Герде пришлось опять присесть и отдохнуть. На снегу прямо перед ней прыгал большой ворон; долго-долго смотрел он на девочку, кивая головой, и, наконец, сказал:
- Карр-карр! Добррый день!

Лучше ворон не умел говорить, но от всей души желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька. Слово «одна» Герда хорошо поняла, она почувствовала, что это значит. Вот она и рассказала ворону о своей жизни и спросила, не видел ли он Кая.»
(Снежная Королева).

6.«Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят двенадцать братьев». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

Молодцы!

5 снежинка (Задание 5).

«Зимний рисунок».

Все команды выстраиваются друг за другом в 2 шеренги, последний ученик на спине впереди стоящему рисует рисунок, и так рисунок передается дальше и самый первый должен нарисовать его на доске. (1 команда рисует «Снеговика», 2 команда «Елку»).

6 снежинка (Задание 6).

«Зимняя игра».

Игра на свежим воздухе.

«Снежки».

Играют как же 2 команды.

3. Подведение итогов урока.

Ребята, вы все молодцы! Справились со всеми заданиями!

Жюри подводит итоги.

Награждение команд.

Я вам желаю, чтобы этот год у вас был веселым, удачным! И со всеми заданиями вы справляли как сегодня с улыбкой и весельем!

Классный час в начальной школе «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Суслова Наталья Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.
Описание материала: Материал мероприятия будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации зимнего досуга в начальной школе; на уроках - закреплениях окружающего мира, внеурочной деятельности. Классный час удобно провести в виде путешествия по станциям-этапам.
Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Задачи: - формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
- закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зима.

Этапы зимнего путешествия.
1. Братцы-месяцы.
Какое время года пришло на смену осени? (зима)

Чтение стихотворения.
Мы её говорим…. «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Назовите зимний триместр. (декабрь, январь, февраль)


Представим каждый месяц.




Назовите признаки неживой природы.

2. Частушки:
- Наконец-то в декабре
Двор стал белым на заре.
Снега много для снежков,
Угощу им всех дружков!
- Во дворе у нас стоит
Снеговик с метёлкой.
Ночью тёмной сторожит
Дом он наш от волка.
- Не хотят зимой стоять
Без одежды клёны.
Вместо листьев на ветвях
Воробьи, вороны.

3. Зимние гости.
С наступлением зимы появляются зимние гости. Кто это?
Давайте выясним – кто как зимует?



4. Загадки:
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь – не зевай,
Дружно, хором отвечай!
Бел, как сахар,
Нет ног, а идёт. (снег)
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (вьюга)
Старик-шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
В новой стене.
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
Ночью вставлено. (прорубь)


Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)


Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей.
Кто же этот чародей? (мороз)
У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (сосна)


Волшебные туфли наденешь на ноги –
И сразу помчишься по зимней дороге. (лыжи)
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (река)
Я – вода,
По воде и плаваю. (лёд)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает в поле, да не птица. (ветер, вьюга)
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)


Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички.
Зовут их … (рукавички)
Какая птица белеет на зиму? (куропатка)
Сколько лучей у снежинки? (6)
Какой год продолжается один день? (Новый)

5. Зимние пословицы, поговорки.


Зима не лето – в шубу одета.
Зимою шубка не шутка.
Зимою солнце, что мачеха,- светит, а не греет.
В зимний холод каждый молод.
На тот снег, что метёт, а тот, что идёт.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
В декабре мороз нарастает, зато день убывает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, вьюжит, рвёт, метёт, песню поёт.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
В январе растёт день, растёт и холод.
В январе снега надует – хлеба прибудет.
Январь подкладывает дров в печку.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да морозом ухо рвёт.
Февраль сшибает рог зиме.
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.

6. Новогодняя гостиная.
«Доскажи словечко!»
Бенгальские … (огни)


Карнавальный … (костюм)


Поздравительная... (открытка)
Ёлочная... (игрушка)


Бумажное... (конфетти)
Серебряный... (шар)
Разноцветная... (мишура)

То, чем ёлку наряжают, я ребятам назову.
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно.
Если мы вам скажем верно, говорите «Да!» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно, отвечайте смело «Нет!»


Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
И гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Звёздочки лучистые?

«Восстановить новогоднее меню»
ТРОТ – торт
РИЦАКУ – курица
ЛАСТА – салат
ЖОНОРЕМОРЕ – мороженое
БАРЫ – рыба
ПОТКОМ – компот
АПУСТАК – капуста
ОТКЛЕТКА – котлетка.

7. Давайте поиграем!
Игра «Доскажи!»
Что делал зимой,
Дай, дружок, мне ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет»!
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы собирали сами в лесу?
С горки на санках катались?
В деревне на речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядку копали?
И с Дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали ещё отвечать?
А через год ждёте зиму опять?

Конкурс песен. Спеть зимние, новогодние песни по очереди. Кто последний – победил.
«В лесу родилась ёлочка…»
«Маленькой ёлочке…»
«Раз морозною зимой…»
«Ой, мороз, мороз!...»
«Где-то на белом свете…»
«Расскажи, Снегурочка, где была?…»
«У леса на опушке…» и т.д.

Конкурс «Угадаешь – нарисуй!».
Мы из сказки,
Ты нас знаешь…
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж?!
Сказку заново прочтёшь!
1. Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга!
В царство льда умчался Кай…
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»)


2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)


3. Она, как снег, бела и светла…
Она, как снег, боится тепла!
Рады и дети, и курочка
Ему не рада только … (Снегурочка)


Конкурс «Снежинка» . Вырезать снежинку на время, красоту учитывать.
Конкурс «Шоколад». Кто быстрее съест шоколадку?
Конкурс «Донеси снежок в ладошке» .
Конкурс "Чьи следы?"

Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...