Князь всеволод. Изгнание из Новгорода

Благоверный князь Всеволод Мстиславович был старшим внуком доблестного великого князя Владимира Мономаха, выступил в жизни общественной в 1117 году в Новгороде, а скончался в 1138 году в Пскове, где нетленные мощи его почивают и доныне.

О первоначальном его воспитании точных сведений не сохранилось; по древнему же преданию Святая Церковь воспевает князя Гавриила как измлада наученному благочестию христианскому, как наследника добродетелей своего родителя князя Мстислава. Благочестивый, храбрый и рассудительный Мстислав Владимирович долгое время княжил в Великом Новгороде и заслужил преданность граждан, которые не хотели иметь у себя другого князя кроме Мстислава, «ими вскормленнаго».

Детство святого Всеволода протекало в Великом Новгороде. Здесь же прошла впрочем и большая часть его жизни.

В 1117 году великий князь Владимир Мономах отозвал своего сына Мстислава из Новгорода в Переяславль, подготовляя в нем себе преемника. Молодой Всеволод заступил вместо отца в Новгороде. Первые годы его правления ознаменовались благоустроением церковных учреждений, чтобы Церковь имела более способов для благотворного действия на нравы новокрещеного народа Новгородского края. В 1119 году князь Всеволод с игуменом Кириаком заложил каменную церковь в трех верстах от Новгорода во имя святого великомученика Георгия, докончил эту постройку и при храме учредил монастырь. Со своей стороны великий князь Мстислав вполне поддерживал благочестивые стремления своего сына. Сохранилась до нашего времени жалованная грамота Юрьеву монастырю, писанная около 1130 года и данная от имени обоих князей. Великий князь Мстислав приказывает своему сыну Всеволоду отдать монастырю святого Георгия село Буйце со всеми податями. В конце же жалованной грамоты написано: «...а я, Всеволод, дал блюдо серебряное в 30 гривен серебра святому же Георгию, повелел бить в это блюдо на обеде, когда обедает игумен». Из других грамот видно, что святой Всеволод снабдил Юрьевский монастырь угодьями.

В 1123 году князь Всеволод женился на дочери черниговского князя святого Николая Святоши, из дома Ольговичей. И когда родился у него сын — первенец Иоанн, князь построил в 1127 году в честь его Ангела церковь святого Иоанна Предтечи на Опоках с приделом во имя святого пророка Захарии. На имя этой церкви благочестивый князь около 1135 года дал особую уставную грамоту, сохранившуюся до наших дней. В грамоте читается: «Вот, я, князь Всеволод, нареченный во святом крещении Гавриил, сын Мстиславов, внук Володимира Мономаха, благоволением Божиим поставил церковь святаго Иоанна Великаго на Петрятине дворище, и снабдил ее иконами многоценными и всеми книгами, и устроил попов и дьякона, и дьяка в соборной церкви». Новопостроенная церковь назначается быть приходской церковью особого торгового товарищества, которое называлось по ее имени «купечеством Иванским». Для заведения делами церкви и всего товарищества избиралось из среды его пять старост. Главный доход церкви составлялся из торговых пошлин, именно — из платы за употребление весов и мер, которые хранились в церковном притворе. Пошлины эти служили главным источником содержания церкви и служившего при ней духовенства. Из тех же доходов платилось и духовенству, приглашенному совершать богослужение в храмовые праздники. На праздник Рождества св. Иоанна Предтечи здесь служит Новгородский владыка, на другой день — архимандрит юрьевский, на третий — игумен из Антониева монастыря. Грамота точно исчисляет, сколько кому из высшего духовен-ства следует дать вознаграждения за эти службы и какие вообще выдачи следует производить по случаю праздника.

Богобоязненный князь Всеволод был вместе с тем и мужествен. Преданный своему долгу, он высоко ценил чувство чести и не оставлял безнаказанным дерзких врагов его удела. Сохранился доселе огромный меч святого Всеволода с надписью: «Чести моей не уступлю никому». С этим мечом изображается он и на иконе.

Великим постом 1123 года князь Всеволод вынужден был предпринять поход против северных соседей Новгорода — ями. Враги были побеждены.
Но возвращение войска в Новгород было очень затруднительно. Снег растаял и дороги испортились, не хватало продовольствия. Тем не менее поход окончился счастливо.

В 1130 году Всеволод с двумя своими братьями Изяславом и Ростиславом ходил на финское племя эстов. Враги были жестоко наказаны: многих перебили, жилища сожгли, детей и женщин забрали в плен и привели на Русь.
Но в следующем году потребовался новый поход под предводительством уже одного Всеволода. Эстонцы сражались храбро, побили многих новгородцев. Еще ранее, в 1127 году, святому князю Всеволоду пришлось идти по воле отца на непокорного князя полоцкого Давида Всеславича, который и лишен был стола. Полоцкие князья с их женами и детьми взяты были в плен великим князем Мстиславом и отправлены в Царьград к византийскому императору. Так протекло 15 лет княжения Всеволода в Новгороде.

В 1132 году умер отец его великий князь Мстислав, и для Всеволода начался ряд тяжелых испытаний, которые почти не прекращались до самой его кончины. Причинами этого были общие в нашей земле тогдашние неустройства и усобицы князей. Вступив на великокняжеский престол после своего брата Мстислава, князь Ярополк немедленно, в том же 1132 году, вызвал князя Всеволода из Новгорода в Переяславль, считавшийся старшим после Киева. Новгородцы отпустили князя с неудовольствием. Между тем младшие сыновья Мономаха, Георгий и Андрей, не захотели, чтобы в преемники великому князю Ярополку предназначался племянник их Всеволод и решили изгнать его из Переяславля. Утром Всеволод въехал в Переяславль, а к обеду оставил его, избегая междоусобия, и отправился опять в Новгород. Но здесь встретили его недоброжелательно. На вече в Новгород пришли псковичи и ладожане. Вече сильно волновалось и не приняло князя Всеволода. Всеволод оставил Новгород. Однако граждане скоро одумались, вернули князя Всеволода, но, по-видимому, ограничили его в правах и власти.

Тем временем Новгородские пригороды подверглись нападению чуди, и по возвращении в Новгород святой Всеволод в 1133 году ходил в Эстонию, ограждая границы Новгородские, и взял город Юрьев, или Дерпет.

В следующем году в Новгород прибыл брат Всеволода Изяслав, прогнанный дядей Георгием Суздальским из Турова, и просил себе помощи. Новгородцы зашумели, вызываясь на поход против властолюбивого Георгия. Вече было бурное: одни хотели защищать Мстиславичей, достать им волость, другие — нет. Большинство оказалось на стороне Мстиславичей, и положено было идти в поход. Князь Всеволод с братом и новгородским посадником пошли в Суздальскую землю. Но дорогой несогласия веча повторились в полках; противники Мстиславичей пересилили и заставили войско вернуться назад в Новгород. Однако вече вольного города не одобрило этого, выбрало нового посадника,
и князь Всеволод вместе с новгородцами отравился в Ростовскую землю. В то время прибыл в Новгород митрополит Киевский Михаил. Он уговаривал новгородцев не проливать братской крови: «Не ходите, меня Бог послушает!» Но безуспешно. Новгородцы задержали святителя и отправили войско против князя Георгия под предводительством Всеволода. Стоял конец декабря. Метели и жестокий мороз преследовали новгородское войско и очень обессилили его. 26 января 1135 года произошло кровопролитное сражение на Ждановой горе. Суздальцев побито было не менее, чем новгородцев, но победы не было и продолжать войну не приходилось. Заключили мир, и новгородцы повернули домой.

Эта неудача имела неприятные последствия для святого Всеволода. Новгородцы от него отвернулись. Они начали склоняться на сторону враждебных Мономаховичам князей Ольговичей Черниговских, которые в то время вели успешную борьбу против великого князя Ярополка Мстиславича. Призвав псковичей и ладожан, новгородцы думали с ними о том, как бы изгнать святого Всеволода. 28 мая 1136 года посадили его на епископском дворе под стражу вместе с женой, детьми и тещей. День и ночь стерегли князя 30 вооруженных сторожей. И так держали его до 15 июля. Князя обвиняли в следующих преступлениях: не заботился о смердах, т. е. крестьянах; хотел, оставив Новгород, сесть в Переяславле; в сражении на Ждановой горе не обнаружил храбрости — первый отступил; вмешивает Новгород в усобицы: сначала велел приступить к Ольговичам, теперь отступить. Говорили, будто князь больше развлекается играми и охотой, чем управляет людьми и судит их. Так обвиняли князя люди враждебной ему стороны, которые взяли верх в вольном городе. На место святого князя новгородцы призвали к себе Святослава Ольговича. Когда приехал Святослав, то Всеволод отправился к великому князю в Киев, и Ярополк дал изгнаннику Вышгород.

Но у князя Всеволода были в Новгороде и Пскове люди, которые к нему были привязаны и по-другому ценили его деятельность в управлении вольным городом. Они тайно прислали к нему в Вышгород сказать: «Иди, князь, опять тебя хотят».

И действительно, псковичи из уважения к высоким душевным качествам князя Всеволода с радостью приняли его. По дороге в Псков он имел случай убедиться, что даже те, кто мог считать его в числе своих врагов, исполнены к нему располо-жения. Полоцкий князь Василий Рогволодович принял едущего в Псков Всеволода с истинно братской любовью. Он с дарами вышел к нему навстречу, ради заповеди Божией забыл все зло, которое сделал отец Всеволода Мстислав всему роду его, целовал с ним крест и с честью проводил святого Все-волода.

Господь не судил князю Всеволоду долго управлять Псковом. По своему пониманию долга на новом месте благоверный князь обратил главное свое внимание на внутреннюю жизнь горожан. Справедливый суд и управа, призрение странных и нищих, попечение о больных — вот ежедневные занятия князя. Почитая каждый день последним в своей жизни, он строгим воздержанием и молитвой приготовлял себе путь к вечности. Как раньше в Новгороде, так и теперь в Пскове святой Всеволод явил себя усердным храмоздателем. Он по-строил каменный соборный храм во имя Пресвятой Троицы.

Прошло около года пребывания его в Пскове. Новгородцы были смущены появлением их изгнанника в Пскове, а вместе чувствовали боязнь и раскаяние. Восторжествовали в них чувства недобрые, и князь их Святослав в союзе с курянами и половцами пошел на Псков, чтобы прогнать Всеволода. Псковичи засекли в непроходимых лесах своих все дороги. Видя эту решительность псковичей, новгородцы со своим князем не захотели вести трудной войны со своими братьями. Между тем скоро не стало того, кто служил невольной причиной вражды. 11 февраля 1137 года, в четверг сырной недели, князь Всеволод почувствовал приближение смерти, причастился Святых Таин, простился с народом и мирно отошел ко Господу. Весь город, духовенство и миряне, старцы и дети, а особенно сирые и немощные, горько оплакивали общего доб-родетеля. Когда весть о смерти его пришла в Новгород, то возбудило во всех искреннее раскаяние, что не умели беречь у себя добродетельного князя. Тогда они решили, по крайней мере, останки его хранить у себя. Было снаряжено посольство в Псков во главе с протопопом Полюдом и лучшими людьми, чтобы взять и привезти тело в Новгород. Псковичи не смели противиться, но посланные из Новгорода никак не могли тронуть с места раку с телом почившего князя. Было ясно, что почившему неугодно было оставить свое тело тем, кто изгнал его при жизни. Новгородцы плакали и просили перед гробом прощения в своей самонадеянности и были утешены тем, что могли взять с собою ноготь, отпавший с перста почившего князя.

Согласно завещанию, тело святого князя было погребено в храме святого Димитрия Солунского. Прошло немного времени по преставлении благоверного князя и от его честных мощей начали истекать знамения и чудеса для приходящих с верою слепых, хромых, сухоруких, расслабленных, бесноватых
и разных больных. Все они по вере своей и по молитвам святого князя получили исцеление. Прошло 55 лет. Память о князе Гаврииле-Всеволоде сохранялась псковичами свято, ибо он положил основание самостоятельности Пскова, дотоле считавшегося только пригородом Новгорода. В 1193 году святой князь явился в сонном видении одному богобоязненному мужу и сказал: «Объяви всему священному собору, князю, посаднику и всему христолюбивому народу псковскому, чтобы перенесли мощи мои от святого Димитрия в храм Пресвятыя Троицы; ибо там хочу я возлечь».

Благочестивый муж осмелился спросить: «Кто ты, владыко мой, пришедший ко мне, смиренному, воспомянуть грехи мои? От светлости лица твоего трепещет душа моя; открой мне имя твое святое». «Имя мое князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, — отвечал явившийся, — Господь Иисус Христос предал мне град мой Псков, чтобы хранить его и соблюдать от безбожных немцев, и в нем хочу пребывать до скончания века сего. Не медли исполнить волю мою».

Обрадовались псковитяне и поспешили целым городом, в предшествии духовенства в церковь великомученика; там подняли раку чудотворца и понесли ее, но когда подошли к вратам города, которые назывались Смердиевыми, стала неподвижно рака. После многих напрасных усилий, слез и молитв принуждены были отнести мощи на прежнее место. В следующую ночь святой Всеволод явился тому же благоговейному мужу и сказал ему: «Не хочу идти во врата Смердии, но скажи князю и всему собору и посадникам: пусть пробьют ворота от реки Псковы на северную сторону и тут пронесут мощи мои в храм Пресвятыя Троицы».

Немедленно пробили городскую стену и сделали новые ворота, чрез которые внесли чудотворные мощи святого князя и поставили их открыто в возобновленном им соборном храме. Это перенесение мощей совершилось 27 ноября 1192 г.

В 1284 году при раке благоверного князя Всеволода совершилось чудо над бывшим псковским посадником Елисеем. Старый посадник лежал расслабленный всем телом, так что не мог двинуть ни рукой, ни ногой. По вере в благодатную силу святого Всеволода он велел отнести себя к его мощам. Когда священник, совершив молебствие, окропил больного святою водою, расслабленный встал и без посторонней помощи возвратился домой.

Ночью на 30 июля 1363 года святой князь явился соборному пономарю и сказал: «Поспеши передать соборянам Пресвятой Троицы и посадникам, чтобы вынесли из соборной церкви иконы и сосуды, ибо Господу угодно явить чудо над мощами моими в следующую ночь».

Наутро из церкви все было вынесено, а в самую полночь обрушился церковный свод, пробил раку святого князя и отшиб малую часть честной главы его (челюсть). Часть эта сохраняется в особом серебряном ковчеге. Мощи были тогда поставлены в придельном храме Благовещения. Чудесных исцелений от болезней по молитвам у гроба святого князя записано до половины XVI века двадцать одно. Из получив-ших исцелений более других оставили о себе память богатый муж Иоанн Зайцев и две его дочери. По чувству благодарности они положили на честную раку дорогой покров с изображением святого князя, вышитый золотом и шелками. Покров сохраняется доселе. Местное празднование благоверному князю Всеволоду началось или со времени открытия мощей в 1192 году, или со времени первого чуда в 1284 году. Общецерковное празднование установлено на Соборе в 1549 году. Псковский летописец повествует, что сам царь Иоанн Грозный во время пребывания в Пскове в 1569 году с великим благоговением слушал молебное пение святому князю. Поклоняясь раке благоверного князя, царь удивлялся «величествию» меча его. Святой князь Всеволод стал для Пскова защитником, нерушимой стеной его. В неравной борьбе с ливонцами, поляками и другими врагами они уповают на молитвы святого Всеволода и отражают врагов. Его молитвам приписывали преложение ярости Грозного царя на милость, когда он приехал в Псков в 1569 году, после разгрома Новгорода. Ими же объясняли умирение внутренних междоусобий
в Пскове. Особенно трогательно сказалась вера псковитян в небесную защиту своего покровителя в 1581 году. Когда Пскову угрожала великая опасность от польского короля Стефана Батория и враги заняли уже часть города Полонище, псковичи получили спасение единственно по молитвам к своим небесным покровителям. Они так и понимали тогда свое положение, ниоткуда не ожидая иного спасения. В продолжение двух недель они носили мощи святого Всеволода по городу к тем местам, каким наиболее угрожали осаждающие. И враг был принужден снять осаду и удалиться. Событие изнесения мощей святого Всеволода на место битвы в 1581 году изображено на одной из сторон серебряной раки, которая изготовлена в 1834 году, ко времени, когда по повелению императора Николая I святые мощи были перенесены в главный собор.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.

Четвертый (по летописи) сын великого князя Ярослава Владимировича Мудрого (1054) и Ирины-Ингигерд (1051), дочери шведского конунга Олава Шётконунга. Летопись называет его любимым сыном Ярослава: Всеволод большей частью пребывает в Киеве при отце, «бе бо любим отцем паче всее братьи».

По завещанию отца (1054) получает Переяславль-Южный, а к нему также Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволожье. Переяславль находился на южной границе Руси, а потому в большей степени, чем другие города, подвергался нападениям кочевников - сначала печенегов и торков, а затем половцев. Соответственно, Всеволоду приходилось много воевать с торками и половцами - то в одиночку, а то вместе с братьями. Зимой 1054 г. он совершает поход против торков к Воиню и побеждает их; в том же году заключает мир с половецким князем Болушем. В 1060 г. русские князья, и среди них Всеволод, совершают большой поход на торков, закончившийся выдающейся победой и изгнанием торков из русских пределов. Зимой 1061/62 г. половцы впервые совершают набег на русские земли; Всеволод со своей дружиной выступает против них и 2 февраля 1062 г. терпит поражение от половецкого князя Искала (Сокала).

Вместе со своими старшими братьями Изяславом Киевским и Святославом Черниговским Всеволод участвует во всех общерусских делах. Историки называют период тесного сотрудничества трех братьев (1054-1068, 1069-1073) «триумвиратом» Ярославичей. Князья совместно принимают новую редакцию «Русской Правды» (так называемую «Правду Ярославичей»), совместно делят уделы своих умерших младших братьев Вячеслава и Игоря, совместно воюют с торками и половцами, а также с полоцким князем Всеславом Брячиславовичем, втроем принимают участие в торжественном перенесении мощей новыз русских чудотворцев - святых братьев Бориса и Глеба - в новую церковь в Вышгороде в 1072 г.

В 1068 г. Всеволод со своей дружиной участвует вместе с братьями в битве на р. Альте, в которой русские войска терпят сокрушительное поражение от половцев. Вместе с Изяславом Всеволод бежит в Киев (Святослав со своей дружиной отступает к Чернигову), а затем, после вспыхнувшего в Киеве восстания, - в один из своих городов. Когда в следующем, 1069 г. Изяслав при поддержке поляков возвращается на Русь, Всеволод вместе с братом Святославом выступает защитником киевлян, отвращая старшего брата от «погубления» города.

«Триумвират» Ярославичей окончательно распался в марте 1073 г., когда Святослав и Всеволод изгоняют Изяслава из Киева и заставляют его покинуть Русь. Вину за это летописец возлагает главным образом на Святослава, который якобы обманом «прельстил» Всеволода.

В первый раз Всеволод занимает киевский престол 1 января 1077 г., после смерти Святослава. Вскоре, однако, Изяслав возвращается на Русь, и Всеволод добровольно уступает Киев старшему брату (15 июля), а сам переходит на княжение в Чернигов.

Это приводит его к войне с племянниками, Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем, которые приводят против него половцев. 25 августа в битве на р. Сожице войско Всеволода терпит поражение; сам князь вынужден бежать в Киев к Изяславу, а его противники занимают Чернигов. 3 октября 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве (недалеко от Чернигова) войска Изяслава и Всеволода, а также их сыновей Ярополка Изяславича и Владимира Мономаха наносят поражение соединенному войску племянников. В этой битве погибли два князя - Борис Вячеславич и великий князь Киевский Изяслав Ярославич. Всеволод как старший в роду занимает Киев. При этом он сохраняет за собой и Чернигов, где княжит его сын Владимир Мономах, и Переяславль, куда сажает на княжение своего младшего сына Ростислава. В 1079 г. Всеволод заключает мир с половцами, которых привел на Русь из Тьмуторокани (на Тамани) еще один его племянник, Роман Святославич, причем на обратном пути (2 августа) Роман был убит. В том же году Всеволод сажает в Тьмуторокань своего посадника Ратибора, а наиболее опасный его противник, Олег Святославич, попадает в заточение в Византию.

В годы 15-летнего киевского княжения Всеволода ему много досаждают его многочисленные племянники, которые воюют как против него, так и между собой, и Всеволоду приходится прилагать много сил для того, чтобы умирить их. «Печаль бысть ему от сыновець (племянников. - А. К.) своих, - пишет по этому поводу летописец, - яко начаша ему стужати, хотя власти… сеи же омиряя их, раздавая власти (волости. - А. К.) им».

В 1060 году Всеволод вместе со старшими братьями Изяславом и Святославом ходил на торков. В 1061 году половецкий хан Искал победил Всеволода и опустошил Переяславскую область. В 1067 году вместе с Изяславом Всеволод ходил на Всеслава Брячиславича Полоцкого, а в 1068 году все три Ярославича были разбиты половцами на Альте. Всеволод укрылся в Киеве, а затем, после восстания киевлян, бежал в свой Переяславль.

В 1073 году, поддавшись уговорам Святослава, Всеволод вместе с ним выступил против старшего брата Изяслава и прогнал его из Киева. Святослав стал княжить в Киеве, а Всеволоду отдал Чернигов. В 1076 году, после смерти Святослава, Всеволод сел на Киевский престол. Услышав об этом, Изяслав в 1077 году пришел на Русь с поляками. Всеволод вышел ему навстречу, и на Волыни они заключили мир. Изяслав, вернувшись, сел в Киеве, а Всеволоду отдал вновь Чернигов. В том же году по указке старшего брата Всеволод ходил на Полоцк, но не добился успеха.

В 1078 году у Всеволода начались распри с племянником Олегом Святославичем, который, лишенный всех волостей, праздно жил в Чернигове. Олег, как видно, потребовал у Всеволода Чернигова, но, не получив ничего, в великом гневе бежал от дяди в Тмутаракань.Там вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем стал он злоумышлять против Всеволода и собирать половцев. Изготовившись, в том же году Олег и Борис пришли с половцами на Русь и двинулись против Всеволода к Чернигову. Всеволод вышел им навстречу на Сожицу и 26 августа сразился с половцами на берегу реки. Половцы одолели русских, побили многих знатных восвод и принялись повсюду разорять русскую землю. Олег же с Борисом вошли в Чернигов. Всеволод побежал к брату Изяславу в Киев. Изяслав принял его приветливо и, не помня старых обид, обещал помочь. Оба князя выступили в поход вместе со своими сыновьями. Когда они подступили к Чернигову, горожане затворились от них в городе, а Борис с Олегом отправились собирать войско для борьбы против дядей.

Изяслав и Всеволод осадили Чернигов. Сын Всеволода, Владимир Мономах, пробился сквозь восточные ворота в город и запер черниговцев в кремле. Вскоре подошли Олег с Борисом. У села Нежатая Нива произошло решительное сражение. С немалым трудом дядья одолели племянников. Борис Вячеславич пал в начале битвы, а в конце погиб великий князь Изяслав.

Схоронив брата, Всеволод начал княжить в Киеве, а Чернигов отдал сыну Владимиру. Имея, как видно по всему, мирный и спокойный нрав, Всеволод поручил своему сыну все войны. Пятнадцать лет, по смерти братьев, сидел он в Киеве, управляя всей русскою землей. За эти годы много неприятностей доставляли ему племянники, стремившиеся получить ту или иную волость. Среди этих огорчений пришли к нему недуги, а затем приспела и старость. В эти последние годы своего правления стал он, по словам летописца, любить разум молодых, устраивая советы с ними. Они настраивали его против старой дружины, так что люди не могли добиться княжеского суда. Слуги княжеские грабили и продавали людей, а князь того не знал из-за своих болезней. Когда же Всеволод совсем разболелся, то послал за сыном Владимиром в Чернигов. Владимир приехал в Киев и, увидев, что отец его совсем болен, заплакал.

К концу жизни, по словам летописца, князь из-за своих болезней отошел от дел и всё больше стал доверять советам приближенных, «юных», т. е. младших (в социальном смысле); и не могли люди добиться правды княжей, а «юные» «начаша… грабити люди и продавати; сему (Всеволоду. - А. К.) не сведуще в болезнех своих». В то же время летописец дает высокую оценку личным качествам Всеволода Ярославича, особенно подчеркивая его набожность, заботу о нищих и о духовенстве и аскетизм в личной жизни: «Сии бо благоверныи князь Всеволод бе издетьска боголюбив, любя правду, набдя убогыя, въздая честь епископом и презвутером, излиха же любяше черноризци и подаяше требованье им; бе же и сам въздержася от пьяньства и от похоти…» Князь был высокообразованным человеком и, по словам его сына князя Владимира Мономаха, «дома седя», изучил пять языков.

Всеволод Ярославич скончался 13 апреля 1093 г. и был похоронен на следующий день в киевском Софийском соборе. В надписи-граффити о погребении князя, сохранившейся на стене собора, Всеволод назван, по своему крестильному имени, «Андреем, русским князем благим».

Первой супругой Всеволода была греческая принцесса, дочь (или какая-то другая близкая родственница) императора Константина IX Мономаха (источники по-разному называют ее имя - Анна, Анастасия, возможно, Мария); после ее кончины князь женился еще раз, на некой Анне (7 октября 1111). Он имел двух сыновей - Владимира Мономаха (род. 1053) и Ростислава (род. 1070), а также дочерей Анну (Янку), Ирину и Евпраксию.

Годы правления 1078-1093

Князь Всеволод Всеволод Ярославович – князь из рода Рюриковичей. Его отцом был Ярослав I Мудрый, а матерью шведская королевна Ингигерда. Появился на свет в 1030 году. За жизнь значился как Князь Переяславский 1054-1073 года, Князь Черниговский 1073-1078 года и Великий князь Киевский 1077, 1078-1093 года. Был дважды женат. Первый раз женился в 1046 году на греческой царевне Липе (в некоторых источниках – Мария). Второй раз – в 1067 году на половецкой княжне Анне. В одном из браков у него родилась дочь Евпраксия Всеволодовна, ставшая в будущем германской императрицей (1093 год).

В 1060 году князь Всеволод объединившись с братьями напал на торков. В 1061 году армия Всеволода была разбита ханом Искалом, опустошившим затем земли Переяславской области. В 1067 году князь вместе с братьями напал на полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, а в 1068 году армии всех братьев были разбиты половцами на Альте. Всеволод спасался бегством и затаился в Киеве, однако во время восстания киевлян был выдворен в Переяславль.

В 1073 году послушав брата Святослава, князь помогает ему отбить Киев у брата Изяслава. Во главу города стал Святослав, а Всеволоду достался Чернигов. В 1076 году, когда умер Святослав, его место занимает Всеволод. Изяслав, узнав об этом, собрал армию и, попросив помощи у поляков, пришел на Русь. Князь Всеволод вышел ему на встречу, и возле Волыни было заключено мирное соглашение. Изяслав занял свой, некогда отбитый, престол в Киеве, а Всеволод вернулся в Чернигов. В этом же году по совету брата Всеволод напал на Полоцк, однако успеха никакого не добился.

В 1078 году у князя начинаются проблемы с одним из племянников – Олегом Святославовичем. Не имея волостей тот потребовал от князя дарования ему Чернигова, однако получив отказ, бежал в Тмутаракань. Там отдохнув, уговорил своего двоюродного брата Бориса Вячеславовича, разработать план по нападению на Всеволода. Собрав армию половцев, в этом же году они пришли на Русь и вышли против Всеволода. 26 августа возле реки Сожица было сражение. Половцы разбили русских, избили множество высокопоставленных особ и стали грабить земли. Братья же вошли в Чернигов. Всеволод сбегает в Киев к брату Изяславу. Был принят очень радужно, не смотря на былые разногласия между ними, и получил обещание об оказании помощи. Через некоторое время, два князя, совместно с сыновьями организовали поход. Когда они подошли к Чернигову, жители закрылись в городе, а Олег и Борис поспешили собирать армию.

Всеволод и Изяслав захватили город. Сын Всеволода – Владимир Мономах, с боем пробился через восточные ворота и запер черниговцев в замке. К этому времени подошел Борис и Олег. Армии столкнулись в решительном бою недалеко от села Нежатая Нива. Бой был выигран, однако цена его была очень высока. Борис Вячеславович погиб в начале сражения, а на заключительном этапе был убит Великий Князь Изяслав.

После похорон, управление Киевом взял на себя Всеволод, а Чернигов достался Владимиру Мономаху. Зная возможности и стремления своего сына и, будучи спокойным и уравновешенным человеком, все последующие битвы он доверял своему сыну. Следующие пятнадцать лет он оставался Великим Князем Киевской Руси. Эти годы прошли в войнах с племянниками, желавших завладеть волостями. Всеволод очень переживал по этому поводу, отсюда стали появляться разные недуги. В последние годы своего правления он стал уважать молодых правителей, и часто обращался к ним за советом. Они же, пользуясь этим, настроили его против своей дружины, убрав и княжеский суд. Слуги князя стали грабить и продавать людей в рабство. Всеволод не был в курсе событий, так как угасал от многочисленных болезней. Когда же Велики Князь понял, что дальше не сможет руководить Киевской Русью в должной мере, послал за своим сыном в Чернигов. Владимир вошел в комнату к отцу, и, увидав исхудавшего родителя, заплакал. В этот же день, в присутствии своего старшего сына Владимира и младшего – Ростислава, Всеволод тихо и быстро ушел из жизни. Погребен в храме Святой Софии.

Всеволод запомнился также тем, что участвовал в разработке «Правды Ярославичей». Киеву подарил церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре, женский Андреевский монастырь, где жила его дочь Анна. Изучающие личность Всеволода Ярославовича летописцы говорили, что это был боголюбивый человек, уважающий правду и помогающий убогим, редко употреблял спиртное. Всеволод всегда превозносил священнослужителей и всячески помогал им. Сын Великого Князя – Владимир Мономах писал, что его отец хорошо владел пятью иностранными языками.

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха. Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. "Поучаясь в заповедях Господних всегда", он имел "душу милостиву". Начав управлять Новгородской областью с 1117 года, он в 1123 году победоносно ходил на Ям; в 1132 году совершил поход на Чудь и взял Юрьев.

Благоверный князь Всеволод Псковский

Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных.

С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранению бед отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был "друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник" и вообще истинным отцом своих подчиненных. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

Меч благоверного князя Всеволода Псковского, XV век

Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще остатками язычества новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца "пустиша из города". Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46 лет от роду, в 1138 году.

Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод - 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.

Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".

В 1192 г. он явился одному боголюбцу и сказал ему: "Объяви, чтобы тело мое перенесли в храм Святой Троицы. Там хочу возлечь. Господь Иисус Христос передал мне город Псков, чтобы я хранил его". 27 ноября 1192 года были обретены нетленными мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.

В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления.

Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, "претерпевшего изгнание от своих", а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего святого князя.

Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.

Канонизирован Русской церковью на Макарьевском соборе 1549 года как святой благоверный князь Всеволод Псковский.

Всеволод I Ярославич

Всеволод I Ярославич (колено 6). Из рода Рюриковнчей. Сын Ярослава I Мудрого и шведской королевны Ингигерды. Родился в 1030 г. Князь Переяславский в 1054-1073 гг. Князь Черниговский в 1073-1078 гг. Великий князь Киевский в 1077, 1078-1093 гг.

Жены: 1) с 1046 г. греческая царевна Липа (по другим сведениям - Мария) (+ ноябрь 1067 г.); 2) половецкая княжна Анна (+ 7 окт. 1111 г.).

  • Владимир Мономах (1053-1125+);
  • Евпраксия (1109+), жена императора Римской империи Генриха IV;
  • Екатерина (1108+);
  • Мария;
  • Янка (1112+);

Смерть Изяслава вновь доставила ему великокняжеский стол, на котором он и оставался до своей смерти в 1093 г, а в Чернигове посадил сына Владимира. Олег не успокоился после поражения: в 1079 г., наняв половцев, вместе с братом Романом он подошел к Переяславлю, - но половцы, подкупленные Всеволодом, изменили братьям: Роман был убит ими, а Олега отправили в Грецию; в Тмутаракань великий князь послал своего посадника.

Примечание

Летописец очень тепло отзывается о Всеволоде, хотя и делает ему упрек за предпочтение своей младшей дружины старшей киевской. В последние годы своей жизни Всеволод не принимал активного участия в правлении и делал только распоряжения, которые приводил в исполнение знаменитый сын его Владимир Мономах. Набожный христианин, трезвый и целомудренный человек, знавший пять чужих языков, но слабый, как государь, Всеволод скончался в 1093 году.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

Далее читайте:

Ратибор (+ 1113), боярин князя Всеволода Ярославича.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...