Когда образовалось древнерусское государство у восточных славян. Восточные славяне в древности


Происхождение и расселение восточных славян.

Восточные славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье (ее основными группами в Европе являются: романские, германские и славянские языки). Славяне делятся на западных (поляки, чехи), южных (болгары, сербы) и восточных (русские, украинцы, белорусы).

Существует три основных концепции происхождения славян:

Первая концепция – славяне исконные жители Восточной Европы (автохтоны), с VI в. Они начали расселяться из Прикарпатья.
Вторая концепция – славяне выделились из арийской общности, арийцы же пришли из Индии.
Третья – славяне являются прямыми наследниками северной арийской цивилизации, самой древней и развитой в мире.

Первые письменные свидетельства о восточных славянах

Некоторые ученые считают, что их упоминал еще Геродот под именем скифов-пахарей,
в начале нашей эры появились упоминания о славянах под названием венеты и склавины,
первые бесспорные упоминания о восточных славянах находились в византийских и готских источниках периода “великого переселения народов” (IV–V вв.), где восточные славяне упоминаются под названием анты. Предположительно в 368 г. произошла гибель вождя антов Божа, который был пленен готами и распят вместе с 70 антскими вождями.
Расселение восточных славян к моменту образования государства известно по «Повести временных лет»:

На севере обитали словене
на северо-западе: дреговичи, кривичи
на юго-западе: дулебы, волыняне, бужане
около будущего Киева: поляне
на Верхней Оке: вятичи
Соседи восточных славян

На севере основными соседями являлись финно-угорские племена (чудь). Здесь имела место их мирная колонизация и ассимиляция.

На западе соседствовали с балтами (предки литовцев и латышей) и западными славянами
на востоке и юге располагались одна за другой кочевые волны: гунны, авары (“погибоша аки обры”), венгры, болгары, затем печенеги и половцы. Особое значение имели хазары. В момент возникновения государства восточные славяне платили дань хазарскому каганату. Имеет место идеологическая актуальность этого вопроса, т. к. предполагается, что хазары были предками евреев.
Экономическое и социальное развитие восточных славян

Производство восточных славян

В.О.Ключевский считал экономической основой Древней Руси торговлю. Сейчас большинство ученых считают основной отраслью экономики восточных славян земледелие, важное значение для которого имел процесс перехода от подсеки к перелогу. Природные условия давали возможности и для других важных отраслей: охота, рыболовство, бортничество (собирание меда диких пчел).

Торговля действительно имела очень большое значение (основными экспортными товарами являлись мед, воск, меха, рабы). Существовал “Путь из варяг в греки” (водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в IX-ХII вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией): долгое время оставался экономическим, политическим и культурным стержнем Древней Руси (“Скандовизантии”), вокруг которого формировались городские центры (в частности, на нем были расположены Новгород и Киев).

Социальные процессы восточных славян

Произошел переход к переложной системе земледелия (т.е. системе земледелия, при которой после нескольких урожаев землю оставляли без обработки на 8–15 лет для восстановления плодородия почвы), широкое применение плуга, вследствие чего рост производительности труда. При этом появилась возможность прокормиться одной семье, поэтому происходит постепенный переход от родовой общины к соседской (называлась вервь).

Имело место появление имущественного неравенства (доказательством чего являются клады, богатые, захоронения), произошло социальное расслоение:

Основной группой являются свободные общинники-воины (“мужи”, “люди”)
родоплеменная знать (князья, бояре)
несвободные (“холопы”, “челядь”).

В целом же длительное время существовал переходный характер общества: сохранение основ первобытного общества и в то же время зарождение элементов классовых отношений: это напоминало общественный строй гомеровской Греции.

Политический строй восточных славян

Постепенный переход от родоплеменной организации к государственной. Основной общественно-политическая структурой является союз племен (названия племен известны из «Повести временных лет»).

Военным предводитель является князь, он сосредоточивает в руках все больше власти, постепенно превращается в постоянного правителя, передающего свою власть по наследству.

Помимо всеобщего ополчения общинников появляются специальные военные формирования при князе – дружина.

В то время было ложное взаимодействие княжеской власти и собрания свободных общинников (вече). Ф.Энгельс определил такой переходный политический строй как “военную демократию”.

Смутные известия о формировании уже в VI-VIII вв. крупных объединений восточно-славянских племен (княжеств, протогосударственных образований): Куявия, Артания и Славия. В Киеве правила династия славянских князей – потомков Кия.

Духовная жизнь восточных славян

Господствовало язычество (“ведическая” религия). Вот два основных момента мировоззрения язычества:
поклонение силам природы. Формирование языческого пантеона. Даждьбог – бог солнца, Перун – грома и молнии, Стрибог – воздуха и ветра, Велес – покровитель скота, Сварог – неба и огня, низшие божества: лешие, русалки, водяные, рожаницы.

Культ предков, в том числе важная роль погребального обряда. Тризна.
Происходило постепенное проникновение христианства. Существует легенда, что здесь проповедовал апостол Андрей.

Выводы

Таким образом, экономические, социальные и духовные процессы во второй половине I тыс. н.э. вели к формированию предпосылок создания классового общества и государства.

Внимание! В данной теме немало спорных вопросов. Раскрывая их, следует говорить о существующих в науке гипотезах.

Происхождение и расселение восточных славян

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений, так как более или менее точные источники датируются V-VI вв. н.э.

Существует две наиболее распространенные точки зрения на происхожде-ние славян:

  1. славяне — коренное население Восточной Европы . Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей заруби-нецкой и Черняховской археологических культур.
  2. древнейшей прародиной славян является Центральная Европа , а конкретнее, район верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории они расселились по Европе. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Таким образом, ученые полагают, что предки славян (праславяне) выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. и жили на территории Центральной и Восточной Европы.

Возможно, о предках славян говорит Геродот, когда описывает племена среднего Поднепровья.

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), который пишет о прародине славян в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева.

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он называет полян.

Земля полян носила название "Русь ". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых учёными, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Сведения о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами (например, данные о различных формах женских украшений, полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов).

Хозяйство восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие.

Выращивались культуры:

  • зерновые (рожь, ячмень, просо);
  • огородные культурам (репа, капуста, морковь, свекла, редька);
  • технические (лен, конопля).

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось климатическими условиями и плодородием почвы.

Системы земледелия славянских племен:

    1. Перелог - ведущая система земледелия в южных районах. Участки земли засевались в течение нескольких лет, а после оскудения почвы люди переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом. Безусловно, плужное земледелие было более эффективным, так как давало более высокие и стабильные урожаи.
    2. Подсечно-огневая - применялась на севере, в районе густой тайги. В первый год на выбранном участке деревья подрубались, вследствие чего засыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигались, а в золу сеяли зерно. Впоследствии удобренный золой участок в течении нескольких лет давал высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Собирали урожай при помощи серпов, а размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

Необходимо понимать, что с земледелием тесно было связано скотоводство, однако животноводство для славян имело подсобное значение . Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали и лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Города восточных славян

Около VII-VIII вв. ремесло отделяется от земледелия, выделяются специалисты (кузнецы, литейщики, гончары). Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах, а также на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли — города , постепенно становившиеся резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали возле слияния рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центр города, окруженный валом и крепостной стеной, назывался кремлем . Со всех сторон кремль был окружен водой, что обеспечивало надёжную защиту от нападавших. К кремлю примыкали поселения ремесленников - слободы . Данная часть города называлась посадом .

Древнейшие города располагались и на главных торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки", окончательно сложившийся к IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали Днепра, по которому доходили до Черного моря, а значит, до Византии. Другим торговым путем был Волжский путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй восточных славян

В VII-IXвв. восточные славяне переживали раз-ложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской . Общинники жили в отдельных домах — полузем-лянках, рассчитанных на одну семью. уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще-ственного неравенства внутри общин еще не было.

Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян. Выделилась родоплеменная знать — князья и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не за-висящей от воли народного собрания и способной принудить ря-довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности .

Подробнее

Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез» - «вождь»). Одним из та-ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племе-ни полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называет его основателем Киева. Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно-гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали любые военные походы славян, отдельно стоит выделить походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя складывалась особая организация воинов — дружина, члены которой отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Большая роль соседской общины в жизни славянских племен, в первую очередь, объясняется коллективным выполнением трудоёмких работ, непосильных одному человеку. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Основные вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах .

Любая община имела в распоряжении определенные территории, на которых жили семьи.

Виды владений общины:

  1. общественные (пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы);
  2. личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь).

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками . На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты) :

    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет - первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.
При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. - Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.
Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.
Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья.
Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.
Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов - военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства).
Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.
Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI - VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения) .

Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской равнине.
Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.

2. Восточные славяне и их племенные княжества

Восточные славяне к VIII - IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке - средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.
Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.
Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.
Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками) .
Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг).

Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).
У восточных славян к VIII - IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга - бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье - хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру - тиверцы, а в Поднепровье южнее полян - уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) - радимичи, на верхней Оке - вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.
Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.
Так, установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.
В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне - радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.
Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным было замечено, что височные кольца - специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.
Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.

Височные украшения восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

Отмеченные особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными объединениями Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян.
Развитие этих территориально-политических союзов шло постепенно по пути превращения их в государства.

3. Занятия восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.
В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.
Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.
В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.
Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.
Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе - кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).
Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

4. Семья и род у восточных славян

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община - вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI - VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

5. Общественное устройство

Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать - дружину. Князья были и в более мелких общностях - племенных княжествах, входивших в союзы.
Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди.

С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества.
Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.
Византийский автор Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».
Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - «военных, предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.
Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).
Куяба - политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия - объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).
Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных - соратников князя.
В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. - на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.
В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.
Многие ученые считают, что именно в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства. Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства.
Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке.
Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) - из Южной Германии.

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства - ускорить или замедлить его.

6. Религия восточных славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.
Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.
Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род - плодородия, Стрибог - ветра, Велес - скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре - божествами солнца, Мокошь - богиней ткачества.
В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога - бога неба - и его сыновей - Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога - богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.
Перун - центральный образ индоевропейской мифологии - громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.

В языческий пантеон входили также Волос (Велес) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) - богиня плодородия, ткачества, и другие.
Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.
Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль играли языческие жрецы - волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах, богам приносились жертвы.

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

7. Формирование государства у славян

К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.
Так, временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века - время, когда появился путь «Из варяг в греки».
Нестор в своей Повести временных лет приводит описание этого маршрута.
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим (имеются в виду днепровские кручи у Киева), тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы, и далее на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю Варягов, а от Варяг до Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр впадает устьем в понтийское море; это море слывет Русским.».
Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов - Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия).

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям - язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое - представленное вечевым собранием народа.

Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины - к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI - середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Добрый день, дорогие друзья музы Клио. Кто это? Это одна из покровительниц искусств и наук у древних греков – муза Истории! А с Вами Коцарь Евгений Сергеевич, лучший учитель России, эксперт ЕГЭ. Сегодня мы начнем курс подготовки к ЕГЭ по истории с лучшим учителем России. Тема и вопрос занятия – как возникло государство восточных славян?

История России начинается с истории . Кто это? Это целая группа родственных друг другу племенных союзов, отколовшихся от славянского этнического пласта. К VIII-IX вв. , с которых и начнется наш разговор, они контролировали обширные пространства Восточно-Европейской (Русской) равнины, от Балтийского до Черного морей, от Карпатских гор до верхнего Поволжья.

Основным источником по истории Древней Руси для нас будут Это погодные исторические записи, рассказывавшие события произошедшие «от лета до лета», аналог европейских хроник.

«Откуда есть пошла земля русская». Нестор, ПВЛ.

Так начинается первая русская летопись. А если точнее – (ПВЛ). Это основной источник по ранней истории славян, написанный ок. 1116 года монахом Киево-Печерской лавры (монастыря) Нестором.

Мы заговорили об исторической карте. Давайте сразу условимся, что как только речь заходит о географических объектах, войнах, экономическом развитии и торговле, мы начинаем работать с картой. Именно работать, а не смотреть на нее. Самостоятельно наносить те события и факты, о которых мы говорим, на карту. Ту карту, которую Вы нарисовали собственноручно, Вы не забудете. А это очень пригодится Вам при работе к и для лучшего визуального закрепления материала.

Тенденции развития истории России

Итак, мы охарактеризовали восточных славян и их соседей. Какие важные выводы мы можем сделать? Открытый характер равнины, где расселились восточные славяне, диктовал две тенденции развития:

1. Постоянную военную угрозу. Через огромные степные ворота от Уральских гор до Каспийского моря в южные степи постоянно вторгались кочевники. Шел процесс из Азии в Европу, и Русь постоянно была в гуще этих событий.
2. Соседство с разноязыкими племенами могло развиваться и в духе хозяйственного взаимодействия, этнической и языковой ассимиляции. Земли было много, слабые племена просто отступали. Еще одна черта истории славян – расширение ареала своего обитания на восток и север, в сторону Волги и Северного Ледовитого океана.

Что в результате?

Как появилось государство у славян? Исторический спор

Мы видим, что и у словен, и у полян Нестор называет имена правителей – Это, как минимум, также, как и создание – укрупнение племен под общей властью, говорит о зачатках государственности у славян IX века. Мы подошли к первой ключевой дате русской истории.

862 год – начало истории России.

Словене призвали на княжение в Новгород Рюрика (с Синеусом и Трувором).

Этот факт стал основанием для написания (опирается на скандинавские саги), авторы немецкие историки XVIII века Баейрн, Миллер, Шлецер. В свою очередь, на этой теории во многом основывается русская история. Норманистами были все классики русской государственной школы истории XIX века – те люди, которые и написали ту историю России, которую мы изучаем в школе.

Каковы основные положении норманнской теории?

  • Рюрик – скандинав (викинг,
  • У новгородских словен не было власти
  • Рюрик основал государство славян
  • Славяне не были способны организовать государство в силу отсталости
  • Название страны Русь – от руссы, россы (этноним викингов Скандинавии)

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в .

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...