Когда появились скороговорки и для чего они. Что такое скороговорка? Скороговорки для детей для дикции

В настоящее время довольно часто на уроках в начальной школе учителя используют скороговорки. В некоторых учебных программах для данного жанра народного творчества отведено определённое количество часов. Несомненно, опытный педагог может доступно объяснить детям, что такое скороговорка, выявить её особенности, разъяснить различия и сходства с иными жанрами народного творчества. Но в учебной программе не учтён такой важный момент, как история возникновения скороговорок. Эта тема очень важна, но, к сожалению, исторических сведений по этой теме немного.

Произведения данного жанра представляют собой особенные увлекательные явления, которые можно встретить как в детской, так и во взрослой литературе. Тем не менее далеко не все могут доступно объяснить, что такое скороговорка. Наверняка многие вспомнят, как захватывала магия слов в текстах типа следующего: «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!». В данном случае представлена одна из вариаций данной скороговорки, которых можно встретить огромное количество.

Происхождение скороговорок

Если обратить внимание на сборники фольклорных произведений, то можно заметить, что скороговорок в них представлено немного. Особенно это заметно при сравнении с количеством, к загадок либо произведений иных жанров народного творчества. Даже не в каждом источнике можно найти само определение понятия "скороговорка". На основании некоторого количества текстов по поводу происхождения скороговорок можно сделать вывод, что появились они очень давно, но точное время не указано ни в одном источнике.

Первое собрание скороговорок

В 1862 году В. Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. В отдельном разделе он чётко объяснил, что такое скороговорка, и опубликовал целое собрание сочинений по данной тематике. Заслуга В. Даля заключалась ещё и в том, что он сделал первые попытки систематизации произведений данного жанра народного творчества. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Кстати, занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Количественные показатели существенно различаются, что сразу бросается в глаза. Интересно заметить, что большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, а, скорее, для взрослого по своему смысловому значению. Среди отмеченных сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории.

Определение скороговорки по В. Далю

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не только на темп произношения, но и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение. Очень часто смысловое значение скороговорки включает в себя пословицу. К примеру, в скороговорке «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» говорится о том, что всё делается не так, как следует, то есть неудачно и невпопад.

Разнообразие скороговорок

Если анализировать все скороговорки, которые собрал в своих трудах В. Даль, то сразу можно отметить, что их диапазон довольно широк. Классифицируются они по разным признакам. К примеру, по размеру они могут быть короткими и длинными. Отдельной группой отмечены произведения с повторами либо без них. Выделяют также смешные скороговорки. Для речи в зависимости от построения можно использовать произведения на одном звуке либо на нескольких. Такие тексты очень часто используют логопеды и воспитатели речевых групп дошкольных учреждений для проведения у которых необходимо отработать постановку определённого звука. В зависимости от возможностей восприятия разделяют произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки.

Схожесть скороговорок с прочими жанрами народного творчества

При изучении скороговорок как полноценного жанра народного творчества был сделан вывод, что по своему содержанию и строению они похожи на некоторые иные разновидности народного творчества. Например, в ходе анализа были выявлены общие признаки между скороговорками и пословицами. Также схожие черты были отмечены и с поговорками. При тщательном рассмотрении прибауток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются друг с другом. Описанные выше заключения были сделаны на основании сравнения трудов В. Даля и И. Снегирёва. Некоторые тексты из сборника И. Снегирёва похожи на скороговорки, которые представлены в работах В. Даля.

Издания оригинальных скороговорок

После того как В. Даль опубликовал свои труды, на протяжении довольно длительного времени никто не брался за подобную работу. И только в начале двадцатого века в некоторых изданиях постепенно начали появляться необычные произведения данного жанра народного творчества. К примеру, отдельно хотелось бы отметить ценный вклад в развитие данной области литературы крупнейшего знатока фольклора Прикамья дореволюционного времени В. Серебрянникова. Спустя ещё некоторое время, в 1964 году, более тридцати текстов этого жанра были собраны под одной обложкой. Если рассматривать вторую половину двадцатого века, то самыми значимыми фигурами в области данного жанра были В. Аникин, М. Булатов, А. Разумов, Н. Колпаков. Отдельно хотелось бы выделить среди прочих авторов Г. Науменко, который издал сборник большого формата по фольклору. В нем были собраны исключительно русские скороговорки. Плодотворной деятельностью в области скороговорок характеризуются труды таких авторов, как И. Фридрих, М. Новицкая и другие.

Авторские скороговорки

В двадцатом веке было отмечено весьма интересное явление - появились авторские русские скороговорки. Но стоит отметить, что изначально среди таковых было выявлено лишь одно произведение данного жанра Д. Хармса под названием «Иван Топорышкин». Среди многочисленных публикаций в детских книгах и журналах Детгиза большая часть скороговорок были отмечены как народные. Специалисты, которые занимались записывание фольклорных произведений данного жанра, фиксировали их как произведение народного творчества. Однако благодаря труду В. Лунина под названием «Загадки. Скороговорки», изданном в 1999 году, удалось подтвердить авторство многих скороговорок, которые до определённого времени считались достоянием народа. К примеру, автором всем известной скороговорки о кукушке, кукушонке и капюшоне является И. Демьянов. В. Лунин посвятил данной тематике отдельный раздел своей книги. Анализируя информацию, которая представлена в разделе, можно найти много народных скороговорок, которые полностью совпадают с авторскими текстами. В настоящее время некоторые скороговорки в сборниках представлены с указанием имени конкретного автора, а есть и такие, которые до сих пор публикуются как народные.

Значение скороговорок для развития речи

Очень нравятся детям скороговорки смешные. Но независимо от разновидности, все они полезны для всестороннего развития. Если выделять главную цель скороговорок, то это будет совершенствование речи. Для развития речи полезно использовать разные по характеристикам скороговорки. Для дикции, к примеру, прекрасно подойдут тексты на одном либо нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки для детей незаменимы в плане закрепления навыка правильного понимания смысла слов. Они учат детей запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок часто случаются ошибки в произношении, но не стоит воспринимать их с осуждением. Наоборот, можно вместе с ребёнком посмеяться над тем, как интересно у него получилось произнести слово.

Методика занятий по разучиванию скороговорок

После того как вы чётко уяснили, что такое скороговорка, можно приступать к планированию и организации серии занятий с использованием текстов этого жанра. Чтобы заучивание было максимально эффективным, необходимо придерживаться ряда определённых правил. Следует выработать у детей интерес к подобным занятиям и желание заниматься. В начале занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Потом нужно повторить скороговорку шёпотом, но так, чтобы все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит торопиться во время проговаривания. Следующим этапом будет громкое произношение. Обратите внимание на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и громко, можно постепенно приступать к произношению в быстром темпе. Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании конкретной скороговорки. Для дикции, например, полезно проговаривать произведения с разной интонацией. Тренировку необходимо продолжать до тех пор, пока все звуки не будут произнесены правильно и разборчиво. Последним этапом разучивания станет произношение текста без запинок.

Способы работы с детскими скороговорками

Существует множество интересных и занимательных форм организации деятельности детей по изучению и заучиванию скороговорок. К примеру, многим детям нравится учить скороговорки следующим образом: взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог или слово по желанию дети подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Этот способ интересен присутствием игрового элемента с использованием мяча. Как правило, дети довольно долго способны тренироваться таким образом. Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под похлопывание ритма в ладошки. При заучивании скороговорок можно предложить ребёнку выполнить определённое условие: «Проговори, не сбившись, 5 скороговорок подряд». Это научит его работать на результат. Через некоторое время можно попросить ребёнка повторить эти 5 скороговорок ещё раз, чтобы закрепить навык. Взрослым хотелось бы настоятельно порекомендовать проводить занятия с детьми по заучиванию скороговорок регулярно. Систематические упражнения в правильном произношении будут способствовать формированию речевого аппарата, а также всестороннему развитию детской личности.

У меня дочь,когда была маленькой,не выговаривала букву "Р".До 4 лет я это терпела,а затем,проштудировав кучу литературы в интернете,стала усиленно с ней заниматься.Месяца за 2 мы с ней все-таки стали выговаривать эту злополучную букву и конечно же я успокоилась.Но в последнее время мне стало казаться,что доча говорит букву"Р" невнятно,а иногда как-будто даже проглатывает.И мы с ней стали играть в скороговорки.Думаю это должно помочь.

Зачем нужны скороговорки детям?

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг - лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

А вот подборка скороговорок на букву "Р"

1. Дробью по перепелам да по тетеревам.

2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

7. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь

Двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

9. Курфюрст скопроментировал ландскнехта.

10. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

19. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

20. Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про

Прокоповича, про твоего.

20. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, пе-

Ревыколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать.

21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Про-

Копиевича.

23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

24. Корольчорел.

25. Курьера курьер обгоняет в карьер.

26. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

27. Гонец с галер сгорел.

28. Талер тарелка стоит.

29.. Идти на рать, так бердыш брать.

30. Интервьюер интервента интервьюировал.

31. Либретто "Риголетто".

32. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

33. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

34. Во мраке раки шумят в драке.

35. Жри во ржи, да не ржи.

36. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

37. Город Нерль на Нерли реке.

38. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

39. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря пе-

Репономарит, перевыпономарит.

40. Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,

Про крупу, да про подкрупки.

41. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

42. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

43. Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

44. Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

45. Вот так Ермак - посеял мак,
Расцвел мак. Вот так Ермак!
Пожал мак, смолотил мак,
Продал мак - вот так Ермак!

46. Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

47. Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

48. Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели не ели.
Сколько осталось в поле сорок?

49. Петр Петрович, по имени Перепелович
пошел погулять,
Поймал перепелку, пошел продавать.
Пронес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал и так!

50. Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Черезвычайно чисто!

Все учили скороговорки, но что такое скороговорка, знают немногие. Скороговорка - это синтаксически короткая правильная фраза, сказанная на любом языке со специально усложнённой артикуляцией. В скороговорках содержатся близкие по звучанию, но разные фонемы (к примеру, ш и c) и трудные для произношения сочетания звуков. Часто скороговорки содержат рифмы и аллитерации. Логопеды придерживаются иного названия этого вида речевого искусства – чистоговорка.

Для чего нужны скороговорки

Скороговорки используются для тренировки произношения и дикции. Скороговорки идеальны при дифференциации и тренировке автоматического произношения. Для большего развития речевого аппарата рекомендуют произносить скороговорки с изменением темпа речи и громкости, то есть тихо, громко или шепотом, медленно или быстро. Но главная задача при чтении скороговорок - делать это внятно и чисто, с глубокой, полноценной артикуляцией, независимо от громкости и скорости речи. Политикам, актерам, и другим публичным личностям хорошо знаком данный вид литературного творчества и чудо, которое происходит с их артикуляцией, дикцией и манерой речи после нескольких трудных занятий с хорошим логопедом.

Скороговорки бывают сложные и простые, в прозе и в стихах, без сюжета и с сюжетом, абсурдные и логичные, с повторениями и без них. Скороговорки могут быть рассчитанные на взрослое и на детское восприятие. Немного жанров литературы могут представить такое огромное многообразие, как жанр скороговорок. Скороговорки легко можно выучить, поэтому дети запоминают их без труда.

Примеры скороговорок:

  • Краля Клара кралась к Ларе.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.

    Скороговорка - это словосочетание или предложение, в которых используются сложные для произношения слова. Их цель - тренировка речи.

    Чтение в слух скороговорок - это полезно для развития речи ребенка и не только.

    Скороговорки существуют у всех народов мира.

    Само слово скороговорка говорит что нужно говорить скоро, то есть быстро.

    Скороговорка представляет собой небольшой правильно составленный текст, содержащий сложновыговариваемые слова. К тому же этот текст нужно проговорить быстро и четко, не запинаясь. Скороговорки - это отличное средство для тренировки дикции и произношения.

    Скороговорки-забавные сочитания слов,сложеные из слов, сложных для быстрово чтения.Иногда скороговорки еше называют чистоговоркой. Скороговорку надо сначала прочитать про себя, потом в слух медленно, а дальше-вс быстрее и быстрее. А ещ скороговорки называют спотыканками.

    Скороговорка короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложннной артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

    Так же во многих языках существуют слова и фразы, сложные для произношения людям, язык фразы для которых не родной. Такие слова и фразы называются Шибболет.

    скопипастил с Википедия =) - на такие случае нужно уметь пользоваться интернетом =)

    Скороговорка является одним из жанров устного народного творчества наравне с потешками, загадками, считалками.

    Если разбираться, что же такое скороговорка, то это небольшая фраза, которая стоит из труднопроизносимых слов, причем труднопроизносимых не в отдельности, а именно в таком сочетании. Скороговорки содержат сложные для произношения сочетания звуков. Сейчас скороговорки широко используются для постановки правильной артикуляции и дикции, а также логопедами.

    Скороговорка - это набор слов используемый для быстрого и четкого прочтения, чтобы речевой аппарат развить.

    Скороговорка - это фраза, которую сложно выговаривать, но нужно произносить быстро! Скороговорки могут состоять и из 2 слов, например: Сиреневенькая зубовыковыривательница. Многие скороговорки содержат большое количество одного звука или нескольких звуков, пример Шла Саша... знают все. Скоровоговорки произнести с первого раза удается не всем, многие спотыкаются, нужны тренировки. Но скороговорки очень полезны для развития речи, умения быстро говорить.

    Это как медленноговорка. Только наоборот.

    Скороговорка это фраза с усложненной артикуляцией, так чтобы трудно было выговорить ее, она обычно бывает рифмованной и сделана на определенный акцент на какую нибудь букву _р-, -ш- или -с- и другие(фонемы так их называют)

    Ее произносить надо быстро и это тоже затрудняет, но это и есть тренировка дикции и произношения.

    Скороговоркой принято называть достаточно короткую фразу, но произнеснную со специально искусственно усложннной артикуляцией. В скороговорках произносятся близкие по звучанию, но более сложные для произношения слова и фразы.

    Скороговорки относятся к народному фольклору и считаются особым жанром народного творчества.

    Фактически скороговорка - это фраза или стишок, который необходимо проговаривать вслух. Но это не обычная фраза, а специально построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков или слогов. Поэтому-то скороговорки и используют для развития дикции вообще или произношения каких-то конкретных звуков и букв.

    На слуху, как правило, не так много скороговорок, но когда начинаешь интересоваться, то выясняется, что скороговорок великое множество.

    Вот, например, известная скороговорка про трх китайцев.

    На мой взгляд, запомнить е наизусть нереально. 🙂

    Скороговорка это короткая фраза но сложная для произношения . В скороговорке сталкиваются звуки и становится трудно быстро говорить слова. Скороговорки полезно читать маленьким детям - такое чтение развивает речь.

    Скороговорка - это фраза, предложение, слоган, который направлен на развитие речи. Обычно в таких фразах используются сложные для выговаривания слова, очень близкие по звучанию друг к другу. Также в скороговорках могут использоваться такие приемы, как много согласных подряд, много одинаковых шипящих подряд или просто одинаковых букв.

Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Скороговорки тренируют дикцию, делая произношение правильным и чистым. Труднопроизносимые словосочетания невольно заставляют произносить фразы снова и снова: вначале меделенно и спотыкаясь, затем быстрее и почти без ошибок. Русские скороговорки не только помогают «оттачивать» свой язык, но и знакомят с богатством русского языка и поэтическими образами. Словесная игра становится увлекательным процессом, делает весёлым времяпрeпровождение. Одни скороговорки дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены во второй половине 20-ого века.

Прислать скороговорку

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Четыре чёрненьких
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными
Чернилами чертёж
Чрезвычайно чётко.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека - цап.

Пётр Петру пёк пироги.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.

На возу лоза, у воза коза.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Оса боса и без пояса.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

У Кондрата куртка коротковата.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Баран буян залез в бурьян.

У ежа и ёлки иголки колки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Проворонила ворона воронёнка.

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Огурцы-молодцы зеленобелогубы.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Сух сук нёс барсук.

Прислать скороговорку

Скороговорка является жанром устного народного творчества. Скороговоркой называют специально подобранную фразу с трудно выговариваемым подбором звуков, прибаутку или быстро произносимую шуточную поговорку. Еще в глубокую старину появились на Руси скороговорки. Они помогали детям в шутливой увлекательной форме постигать родную речь. В настоящее время логопеды специально составляют скороговорки для детей, содержащие трудно произносимую последовательность слов и букв. Быстрое произношение вслух таких скороговорок позволяет устранить большинство дефектов речи.

Актуальны скороговорки и для взрослых. Особой популярностью пользуются скороговорки у дикторов, ораторов, артистов, руководителей и певцов, поскольку по долгу службы им необходимо четкое произношение. Скороговорки помогают тренировать дикцию. Их чтение вырабатывает правильную артикуляцию и избавляет от оговорок.

Попробуйте прочитать скороговорку вслух, при этом отчетливо проговаривая каждый звук, затем начните постепенно увеличивать темп. Следует учесть, что в первую очередь обращать внимание стоит на четкое произношение, и лишь только потом на темп произношения. Если даже в привычном темпе у вас не получается правильно и без ошибок прочитать скороговорку, попробуйте осознать ее смысл и постройте в голове ясный видеоряд. Затем начинайте медленно читать скороговорку. Повторяйте ее до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. После постепенно наращивайте темп. Желаем вам удачи в постижении скороговорной науки!



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...