Когнитивная психология таблица. Основные понятия и положения когнитивной психологии

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов.

Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов . Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы S - R и вводит в психологию понятие познания как важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане. Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания .

У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г. опубликовал книгу “Когнитивная психология ”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии.

Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов.

Основная цель этих концепций - объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований:

г) изучение построения когнитивной картины мира;


Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент . Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных - ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия направления: когнитивная организация - процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference - “понятийная рамка ”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля - взаимодействия организма и среды .

Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”.

Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного баланса Фрица Хайдера . Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р - О - Х, где Р - воспринимающий субъект, О - другой (воспринимающий субъект), Х - объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение - человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения - и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это - то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт - и все отлично!).

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса. Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры.

Основные положения теории : а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем - одновременно к обоим членам триады.

Когнитивная психология изучает и работает с познавательными процессами людской психики. Чаще всего психологи работают с памятью, вниманием, особенностями мышления, принятием решений и многим другим.

История возникновения

Когнитивная психология зародилась не в один момент. Этот раздел впервые появился в 60-х годах в ответ на ставшим популярным движением бихевиоризма. Родоначальником поведенческой психологии считают Ульрика Найссера. Его монография «Когнитивная психология» стала началом развития и популяризации этого раздела науки.

Огромным прорывом в сфере изучения познавательных процессов стала разработка голографической модели не просто человеческого мозга, а функционирования психики. Авторами ее стали нейрофизиолог Карл Прибрам и физиолог Карл Спенсер Лешли. Она является материальным доказательством того, что память индивидуума сохраняется даже после резекции отдельных участков мозга. С помощью этого изобретения ученые получили подтверждение того, что память и другие познавательные процессы не «закреплены» за отдельным участком.

В настоящее время когнитивная психология достаточно успешно практикуется клиническим психологом Яковом Кочетковым. Он организовал огромный психологический центр, в котором применяются методы когнитивной терапии для лечения многих расстройств. Он автор многих статей на тему рационального лечения панических атак, обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии и многих других проблем.

Когнитивная психология в современной науке тесно связана с нейробиологией. Многие познавательные процессы не представляется возможным изучить без понимания тончайших материй нейрофизиологии. Такая связь породила экспериментальную науку – когнитивную нейробиологию.

Основные задачи

Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации. Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия нередко используется в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний. Принято различать несколько целей:

  • Борьба с симптомами болезни (устранение или уменьшение проявлений);
  • Предупреждение возникновения рецидива;
  • Улучшение эффекта от назначенного медикаментозного лечения;
  • Помочь пациенту адаптироваться в обществе;
  • Изменение дезадаптивных психологических паттернов и неверных «якорей».

В процессе лечения врач старается объяснить пациенту силу влияния его собственных мыслей и суждений на поступки и поведение. В когнитивной терапии большую роль играет умение различать автоматические мысли, то есть те, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но могут сильно повлиять на реакцию и поступки. Чаще всего определенный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самым пациентом. Очень сильны аффирмации, которые вложились в самом детстве родителями или близкими людьми.

Пациент должен научиться не только выявлять такие негативные образы, но и научиться их анализировать. Некоторые могут быть полезны, особенно если их рассмотреть и оценить с другой стороны. Это в дальнейшем помогает заменить ошибочные суждения правильными и конструктивными.

Когнитивная психология выделяет два вида «схем» или мыслей: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению, и неадаптивные. Последние только мешают жить и приводят к возникновению когнитивных расстройств.

Взаимоотношения пациент-врач

Когнитивная терапия и ее методы эффективны только в тех случаях, когда устанавливаются корректные отношения между лечащим врачом и его пациентом. Они вместе должны определиться в той проблемой, которую хотят решить. Психотерапевт должен уметь не только правильно выстроить беседу, но и обладать определённой долей эмпатии.

Одним из самых распространённых упражнений для поиска проблематики является так называемый «сократический диалог». Врач задает пациенту ряд вопросов для того, чтобы выяснить проблему и помочь больному идентифицировать эмоции и ощущения. Психотерапевт таким образом определяет способ мышления больного и старается подобрать максимально эффективную тактику ведения дальнейших бесед.

Методики

Есть ряд основных методик, которые вывел и структурировал Аарон Бек.

  • Записывание мыслей. Регулярная запись помогает пациенту структурировать свои ощущения и выделять основное. Также с их помощью можно ретроспективно проследить за очередностью мыслей и соответствующих им поступков;
  • Ведение дневника. С его помощью можно выявить те события или ситуации, на которые пациент реагирует достаточно остро;
  • «Отдаление». С помощью этой методики пациент может посмотреть на свои мысли со стороны и постараться дать им объективную оценку. Становится легче отделить продуктивные мысли и порывы от неадаптивных, то есть тех, которые вызывают страх, тревогу и другие негативные эмоции;
  • Переоценка. Врач просит пациента найти альтернативные варианты развития той или иной ситуации;
  • Целенаправленное повторение. Пациента просят проиграть ситуацию много раз подряд, подыскивая новые варианты ее развития. Такое упражнение позволяет укрепить новые аффирмации в сознании пациента.

Когнитивно-бихевиориальная психотерапия

Этот вид терапии возник на основе когнитивной психологии и некоторых тезисах бихевиоризма. Когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-бихевиориальная основывается на мнении, что реакция на определенную ситуацию (ощущение и выбор поведения) зависит целиком и полностью от восприятия этой ситуации. То есть имеет значение только то, как индивидуум реагирует на проблема, а не сама проблема. Когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой определенную задачу: скорректировать мысли и восприятие пациента и направить их в правильное русло. Врачи стараются выявить негативные мысли и реакции. Важно то, какую оценку этим мыслям готов дать сам пациент и то, насколько объективными и реалистичными он их считает.

Помимо всего необходимо смоделировать ритм жизни пациента и постараться избавиться от негативных факторов. В первую очередь важна нормализация питания, отказ от негативных привычек (даже при внешней их привлекательности) и чрезмерной загруженности. Часто синдром хронической усталости приводит пациентов к неверному восприятию окружающей действительности.

Когнитивно-поведенческая терапия построена таким образом, что достаточно большую часть работы приходится выполнять самому пациенту. Психолог дает ему «домашние задания». Хорошие результаты приносит ведение подробных записей и последующий разбор их на психотерапевтическом сеансе.

Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина. Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму. Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств. Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания.

Когнитивная психология - основные положения

Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций. Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, интеллект человека.

Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач. Когнитивная психология личности изучает подобный случаи, и ставит перед собой и пациентом цель – определить, какие именно его суждения, мысли привели к столь болезненному состоянию. Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

Метод состоит из трех этапов:

  1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
  2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
  3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения. Цель ее – обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, разрешив, тем самым,его проблемы. Во время консультации психотерапевт вместе с пациентом находит вредящие ему модели поведения и предлагает взамен их новые. Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Название «когнитивная психология» происходит от англ, cognition - познание. Данный подход, сформировавшийся в 60-е гг. XX в. возвращает психологию к тематике ранних этапов, когда основной проблемой была проблема познания, а центральным понятием - понятие «разум» (или «высшие психические процессы») . Речь идет преимущественно об Античности и Новом времени, но с уверенностью можно сказать, что познавательные процессы были ключевой темой психологии на протяжении всей ее истории.

Предметом когнитивной психологии являются все познавательные процессы от ощущений и восприятий до внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Она изучает то, как люди получают информацию о мире, каковы представления человека об этой информации, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, и как эти знания влияют на поведение человека . Методы когнитивной психологии - это преимущественно эксперимент, наблюдение.

Значимыми предшественниками когнитивной психологии были: Вундт и структуралисты, экспериментально исследовавшие сенсорные процессы; американские функционалисты, искавшие ответы на вопрос о том, как психика помогает адаптироваться к реальности; гештальтисты, изучавшие структуру проблемного поля, проблемы восприятия и мышления; представители вюрцбургской школы, впервые начавшие экспериментальное иссле дование процесса мышления.

Рис. 10.19.

Наиболее важной фигурой в этом ряду является фигура швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-

1980). Пиаже, биолог по образованию, начал исследования детского мышления в 20-е гг. XX в.

Работая ассистентом в психологической лаборатории в Сорбонне под началом А. Вине и проводя тестирование интеллекта детей с помощью «метрической шкалы интеллектуального развития», молодой Пиаже (рис. 10.19) обратил внимание не на успешность, а на типичные ошибки, которые совершают дети определенного возраста, отвечая на вопросы теста.

Первые работы Пиаже касались исследования отдельных элементов детского мышления: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключение у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире» (1926), «Физическая причинность у ребенка» (1927). Они написаны по результатам исследований спонтанных речевых реакций детей в свободной беседе. Из наблюдений и последующих экспериментальных исследований детского мышления сформировалась Женевская школа генетической психологии, родились концепция интеллекта как инструмента поддержания равновесия индивида в среде и замечательная теория этапов когнитивного развития детей .

60-е гг. XX в. были периодом бурного развития вычислительной техники, на смену метафоре «часов», характерной для XVII в., в психологию пришла метафора «компьютера» . Возникает понятие «информация» и попытки описать познавательную деятельность человека с помощью компьютерной метафоры. Понятийный аппарат психологии наполнился новыми терминами, такими как «информационный вход» и «выход», «бит информации», «информационная емкость канала», «помехи при передаче информации», «человек как источник и получатель информации», «обратная связь», «искусственный интеллект» и др.

В атмосфере нового духовного климата рождаются теории, которые ставят целью изучить и описать познавательные процессы человека с использованием новой терминологии.

Одним из первых психологов-когнитивистов был американский психолог Ульрих Найссер (1928-2012), который первоначально выбрал предметом своего интереса физику. Под влиянием книги К. Коффки «Принципы гештальтпеихологии» он продолжил образование у В. Келера, а защитив докторскую диссертацию, начал работать под началом А Маслоу. В 1967 г. выпустил книгу под названием «Когнитивная психология», где дал определение нового подхода, и в один прекрасный момент обнаружил, что его называют «отцом когнитивной психологии» . Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. В 1976 г. выходит вторая крупная работа Найссера «Познание и реальность» (рус. перевод 1981), в которой автор подвергает серьезной критике увлеченность американской психологии бихевиоризмом и опасается, что в скором времени наука о поведении будет широкомасштабно использоваться в целях манипулирования людьми. В данной работе Найссер также обсуждает тему экологической валидности психологических экспериментов. Он пишет, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно используется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоятельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, которые приходится решать человеку в жизни, наводит Найссера на мысль об «экологической инвалидности» моделей современных экспериментов . Одно из основных понятий концепции У. Найссера - понятие «перцептивная схема». Под схемой понимается внутренняя структура, которая складывается у человека по мере накопления опыта, она средство избирательного извлечения информации из внешнего мира и сама меняется под влиянием получаемой информации. Найссер считает, что основным познавательным процессом является восприятие (перцепция), которое порождает другие виды психической активности (базовый тезис эмпирической психологии). С точки зрения биологии, схема - это часть нервной системы с ее периферическим и центральным звеньями. У организма много схем, связанных друг с другом сложным образом. Например, мотивы - это тоже схемы, которые принимают информацию и направляют действия в более крупном масштабе.

Другим представителем когнитивной психологии является Джордж Миллер (1920-2012), который начинал как специалист в области речевой коммуникации, а затем вместе с Джеромом Брунером создает цент когнитивных исследований при Гарвардском университете. Миллер занимался компьютерным моделированием процесса мышления, теорией информации и применением статистических методов для изучения процесса научения.

Джером Брунер (1915-2016) - один из видных представителей когнитивной психологии и последователь Ж. Пиаже. Получил образование и первоначально работал в США (Гарвардский университет), с 1972 г. - в Великобритании (Оксфордский университет). В ранних работах 1940-х гг. обобщил свой опыт исследования процесса восприятия у беженцев из фашистской Германии. Итогом этих исследований стал вывод, что восприятие людей, переживших сильный стресс, искажает реальность. В частности Брунер показал, что, чем большая субъективная ценность приписывается предмету, гем больше кажется его физическая величина, что стресс приводит к тому, что нейтральные слова воспринимаются как угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от личного опыта он вводит понятие «социальное восприятие». В работе «Исследование когнитивного роста» (1966) Брунер выделяет три формы знания, которые соответствуют трем этапам когнитивного развития и трем формам представления детьми реальности:

  • в возрасте до трех лет отображение реальности осуществляется в виде имитирующих действий. Например, ребенок не может объяснить, как птица машет крыльями при полете, но может показать, как она это делает;
  • в возрасте трех - семи лет ребенок способен создавать образы, которые могут отражаться в рисунках или храниться в воображении;
  • после семи - восьми лет дети способны пользоваться символами, которые предполагают наличие абстрактного мышления.

Брунер считает, что сущность образовательного процесса - это обеспечение инструментов и методов для перевода опыта человека в символы и упорядочивания их. В переведенной на русский язык книге «Психология познания» (1977) Брунер исследует процесс восприятия как акт категоризации, феномены неадекватного восприятия и культурные различия в восприятии (зрительное восприятие гарпунщиков рыбы, которые воспринимают цель через искажающую призму - толщу воды; сортировка шкур оленеводами по специфике узора и др.). Процесс мышления автор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования модифицирует известную экспериментальную процедуру Нарцисса Аха, широко известную в отечественной литературе как методика образования искусственных понятий.

Введение


Темой данной курсовой является когнитивная психология. Проблема развития когнитивной психологии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Когнитивная психология (cognitive psychology) - это психология познавательных процессов; особое когнитивно-ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология стояла у самых истоков когнитивной науки и обязана своим названием У. Найссеру, он назвал в 1967 г. свою известную книгу аналогичным образом.

В истории психологии как специальной дисциплины можно говорить о "когнитивной революции" конца 50-х годов - ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. Р.Л. Солсо называет "неудачу" бихевиоризма в числе важнейших факторов, обусловивших "когнитивную революцию".

Современная Когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения когнитивной психологии ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Когнитивная психология тесно связана с когнитивной антропологией и является одним из ее оснований. Их понятийный аппарат в значительной мере пересекается, хотя когнитивную психологию более всего интересует как, с помощью каких концепций и категорий можно объяснить усвоение, классификацию, запоминание знаний, а когнитивную антропологию то, как с помощью этих категорий и концепций можно объяснить культуру и связь между психикой и культурой.

Когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор).

Объект: когнитивная психология и процесс познания себя.

Предмет: анализ понятия когнитивной психологии. Методов познания себя.

Цель: проанализировать основные положения и примеры экспериментальных исследований когнитивной психологии и исследование методов самопознания личности.

  • рассмотреть понятие когнитивной психологии;
  • изучить сферу когнитивной психологии;
  • проанализировать когнитивные модели;
  • познакомиться с когнитивной психокорекцией.

1. Когнитивная психология


.1 Историческое возникновение когнитивной психологии


Когнитивная психология (сognitio (лат.) - знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи уже пытались заниматься проблемами познания.

Много лет назад уже были первые попытки изучать мышление как философскими, так и научными методами. Определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылилась в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У Канта разум - это структура, опыт - факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы. Было бы неправильно считать, что столпами когнитивной психологии являются только эти философы. Да, и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.

Когнитивная психология - изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий. Мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Когнитивная психология это психологическая концепция, основное внимание уделяющая процессу познания и активности сознания.

Еще древние мыслители пытались выяснить, где помещается память и мысль. Как свидетельствуют иероглифические записи из древнего Египта, их авторы полагали, что знания находятся в сердце - этот взгляд разделял греческий философ Аристотель, но вот Платон считал, что именно мозг есть средоточие мысли. Как и все подлинные новации, в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Её истоки можно проследить в более ранних концепциях. По словам некоторых исследователей, когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя в истории психология. Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в истории со дня её появления. Задолго до того как она стала наукой. Проблема сознания обсуждается в работах Платона и Аристотеля. Равно как и в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной школ.

Когда психология оформилась в самостоятельную дисциплину, интерес к проблеме сознания сохранился. Вильгельма Вунда можно считать одним из предтеч когнитивной психологии, поскольку он неоднократно подчеркивал творческий характер сознания. Структурализм и функционизм также имеют дело с сознанием: первый c его элементами, а второй с функционированием. И лишь бихевиоризм отошел от этой традиции, изгнав тему сознания из области психологии почти на 50 лет.

Возрождение интереса к этой теме можно проследить, начиная с 50-х. а при желании и с 30-х годов . Когнитивная психология продукт той поры, когда психология, антропология и лингвистика заново определили себя, а компьютерная наука и нейронаука только появились на свет. Психология не могла принять участие в когнитивной революции до тех пор, пока не освободилась от бихевиоризма и не отнеслась к проблеме познания с должным научным уважением. К тому времени для представителей нескольких дисциплин стало ясно, что решение ряда изучавшихся ими вопросов неизбежно зависит от разработки проблем, традиционно относимых к другим областям науки .

Предшественником когнитивного движения можно считать Э.С. Толмена. Этот исследователь признавал важность рассмотрения когнитивных переменных и в немалой степени способствовал отказу от подхода "стимул - реакция". Толмен ввел в употребление идею когнитивных карт, отстаивал применимость категории цели по отношению к действиям животных и подчеркивал необходимость использования промежуточных переменных для определения внутренних, ненаблюдаемых состояний.

Ж.Пиаже также провел ряд весьма значительных исследований по детской психологии с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка. Как только когнитивный подход начал распространятся в Америке, значение работ Пиаже сразу стало очевидным. Пиаже оказался первым европейским психологом, получившим награду "За выдающийся вклад в развитие науки". Даже то обстоятельство. Что работы Пиаже были посвящены преимущественно детской психологии, способствовало дальнейшему расширению спектра применимости когнитивного подхода .

Начиная с 1970 -х. годов когнитивная психология стала занимать видное место в качестве сферы исследования и терапевтической практики. Она энергично занимается центральными элементами сознания, подобно тому, как это делал У.Джеймс, когда создавал научную дисциплину, называемую психологией. Когнитивная психология не является теорией личности. Она не образует и какой-то единой, сцеметрированной системы, скорее объединяя в себе множество теорий и видов терапевтической практики, имеющих различные цели и использующих различные методы. Особенно релевантны пониманию человеческой личности две области когнитивной психологии. Одна связана с картографией структуры интеллекта. Другая с разработкой терапевтических приемов, с целью видоизменения влияния интеллекта на мышление, на эмоциональную жизнь и благополучие человека.

Все когнитивные психологи проявляют интерес к принципам и механизмам, которые управляют феноменом человеческого познания. Познание охватывает ментальные процессы, такие как восприятие, мышление, память, оценка, планирование и организация .


1.1.1 Теория Джорджа Келли

Когнитивная психология вторглась во многие области психологии. Включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим. Наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических направлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.

Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и подобно ученым - профессионалам.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивидыпостигают и интерпретируют явленияв своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

Главным понятием в этом направлении является "конструкт". Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения.

Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют личностными конструктами.

Конструкт - это своеобразный классификатор - шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, решает проблемы, пользуясь соответствующими конструктами. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт "умный - глупый" вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт "хороший - плохой" пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Например встретив какого-то человека, он оценивается с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом - добрым или злым, то конструкт "умный - глупый" является суперординатным, а конструкт "добрый - злой" - субординатным. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако, он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове.

В конечном итоге, по мнение когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Таким образом, согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархиятконструктов .


.1.2 Когнитивная теория Пиаже

Теория Ж.Пиаже является одной из наиболее заметных вех в развитии когнитивной психологии. Его теория противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и концептам, которые они уже имеют, конструируя знания реальности из собственного опыта. Постулируя предиспозиции когнитивных функций по организации и адаптации опыта, Пиаже считал, что обучение должно опираться на достигнутый уровень развития.

Согласно теории Пиаже, дети, по мере развития мозга и расширения опыта, проходят через четыре долговременные стадии, каждая из которых характеризуется качественно отличными способами мышления. На сенсомоторной стадии когнитивное развитие начинается с использования ребенком чувств и движений для исследования мира. Эти двигательные паттерны относятся к символическому, но не логическому, мышлению дошкольника на дооперационной стадии. Пиаже разработал специальные методы исследования способов мышления детей. В начале своей карьеры он тщательно изучал поведение трех своих детей младенческого возраста и ставил перед ними повседневные задачи, например, показывал привлекательный объект, который можно было схватить, засунуть в рот, кинуть, а потом поискать. Исходя из этих реакций Пиаже сформировал, представление о когнитивных изменениях, происходящих у детей в первые два года жизни. Несмотря на значительный вклад Пиаже, в последние годы его теория подверглась критике. Исследования показывают, что Пиаже недооценивал возможности младенцев и дошкольников. Когда маленьким детям предлагают задачи, ранжированные по степени трудности, их понимание проблемы кажется более близким к пониманию старшего ребенка или взрослого человека, чем полагал Пиаже. Это открытие привело многих исследователей к выводу, что зрелость мышления детей может зависеть от степени знакомства с задачей и от характера усвоенных знаний. Более того, многие исследования показывают, что в результате тренировок можно улучшить результаты, которые показывают дети при решении задач Пиаже. Эти данные ставят под вопрос предположения Пиаже, согласно которым обучение через открытие, а не обучение взрослыми, является самым лучшим способом содействия развитию.

В настоящее время исследователи детского развития разделились в соответствии с отношением к представлениям Пиаже. Те, кто продолжает видеть в подходе Пиаже прогрессивные моменты, придерживаются модифицированного взгляда на его когнитивные стадии, согласно которому качественные изменения мышления детей происходят постепенно, не так быстро, как полагал Пиаже. Другие склоняются к мнению, что изменения в когнитивной сфере детей происходят непрерывно, а не стадиально: теории информационной переработки. Некоторые исследователи придерживаются теорий, которые фокусируются на роли социальных и культурных контекстов в развитии детей .


1.2 Сфера когнитивной психологии


Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.


1.2.1 Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию известно о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой подчиняются определенным объективным законам.

Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно-кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем - обеспечить высокую точность и скорость восприятия.

Общая модель восприятия такова: рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).

Далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.

Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.

Исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

Таким образом, восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом и взаимозависимы.

Также необходимо отметить, что на восприятие влияет предшествующий опыт человека.


1.2.2 Распознавание образов

Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов.

Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем .

Распознавание образов - процесс перцептивной категоризации, отнесение воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе воспринимаемых признаков, т.е. процесс восприятия и идентификации форм и объектов. Например, для чтения необходимо помнить набор значимых паттернов (образов), состоящих из сочетаний линий и кривых.

Существует несколько теоретических подходов к объяснению способности человека идентифицировать и обрабатывать зрительные паттерны.

-По теории гештальтпсихологии предполагается, что восприятие зрительных паттернов организуется по принципам близости, сходства и спонтанной организации.

-Обработка информации происходит по принципу "от частного к общему" или "от общего к частному". Эксперименты показывают, что на восприятие объекта значительно влияют гипотезы, определяемые контекстом.

-Сравнение с эталоном предполагает, что распознавание паттерна происходит в случае точного совпадения сенсорного стимула с соответствующей внутренней формой.

-Принцип подетального анализа гласит, что распознавание паттернов происходит только после того, как стимулы будут проанализированы по их элементарным компонентам (имеет сходство с обработкой по принципу "от частного к общему").

-Согласно гипотезе формирования прототипов, восприятие паттерна происходит в результате сравнения стимулов с абстракциями, хранящимися в памяти и служащими в качестве идеальных форм.

Суть распознавания зрительных образов - зрительный анализ на входном этапе и хранение информации в долговременной памяти.


.2.3 Внимание

Внимание - процесс и состояние настройки (сосредоточенности) субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Р.Солсо дает более краткое определение: внимание - это концентрация мысленных усилий на сенсорных или мысленных событиях.

Способность к переработке информации, очевидно, ограничена на двух уровнях - сенсорном и когнитивном. Если одновременно навязывают слишком много сенсорных признаков, может возникнуть "перегрузка"; и если попытаться обработать слишком много событий в памяти, тоже возникает перегрузка. Последствием этого может оказаться сбой в работе.

Психологи изучают следующие аспекты внимания:

-Сознание, в смысле осознания внешней и внутренней информации. Различают несколько уровней сознания, соответствующие эпизодической, семантической и процедурной системам памяти.

-Пропускная способность и избирательное внимание. Исследования показали, что в структуре обработки информации существует "узкое место". Предполагается, что сигналы имеют различный порог активации. Избирательность внимания выделяет существенную информацию для дальнейшей ее обработки.

-Уровень возбуждения (интерес) - поддерживает способность к восприятию ощущений и напряжению умственных усилий. Необходимо обратить внимание на взаимосвязь между возбуждением и показателями работы. Усиление возбуждения до определенного уровня улучшает деятельность, дальнейшее его усиление приводит к ухудшению деятельность.

-Управление вниманием. Различают два типа управления вниманием: автоматическая и управляемая обработка информации.

-Одним из важных свойств внимания является его объем. Он измеряется количеством объектов, которые человек способен правильно воспринять при кратковременном одновременном предъявлении.

-Процесс внимания также характеризуют такие характеристики как переключаемость (способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям) и распределение внимания (способность удерживать внимание одновременно на нескольких объектах, минимум на двух)


.2.4 Память

Память - собственно информация, которая хранится и извлекается по мере необходимости. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память и восприятие работают вместе.

В памяти можно выделить четыре основных процесса:

1.Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Различают произвольное и непроизвольное, механическое и осмысленное запоминание.

2.Сохранение - это процесс активной переработки и систематизации полученного материала.

.Процессы узнавания и воспроизведения - это процессы идентификации, актуализации и экстериоризации воспринимаемого объекта. Говоря проще это процессы восстановления прежде воспринятой информации (умений).

.Забывание - процесс постепенного уменьшения возможности узнавания и воспроизведения прошлых сведений или умений.

В связи с тем, что память присутствует во всех жизненных процессах, ее исследование носит междисциплинарный характер.

Психологи выделяют произвольную и непроизвольную память, по характеру проявления различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную память, по типу восприятия - зрительную, слуховую, обонятельную и двигательную память. Одной из основных характеристик памяти является время, или длительность хранения информации. По времени хранения память делят на кратковременную и долговременную.

Несмотря на активное и всестороннее изучение памяти, нельзя сказать, что известно все об этом процессе. Но проведенные исследования дали возможность практического применения знаний о процессах памяти.


1.2.5 Язык

Язык играет важную роль во многих видах деятельности человека, таких как общение, мышление, восприятие и представление информации. Это одно из главных средств человеческого общения, обмена информацией.

Развитие языка у человека представляет собой уникальный вид мысленного выделения, механизм которого служит основой познания.

Язык влияет на восприятие, являющееся основополагающим аспектом познания. Некоторые ученые предполагают, что язык используется человеком для описания мира и непосредственно влияет на восприятие этого мира. Существует и обратная точка зрения, что именно развитие языка зависит от восприятия мира.

Для когнитивной психологи изучение человеческого языка интересно по следующим соображениям:

Развитие языка у homo sapiens представляет собой уникальный вид абстрагирования, механизм которого служит основой познания. У других видов (пчелы, птицы, дельфины, луговые собачки и др.) также есть сложные средства коммуникации, а обезьяны даже используют что-то вроде языковых абстракций, но степень абстрагирования человеческого языка гораздо выше.

Обработка языка - важный компонент обработки и хранения информации.

Язык участвует в различных видах человеческого мышления и решении задач. Многие, если не большинство, из видов мышления и решения задач происходят "внутренне" - при отсутствии внешних стимулов. Абстракции, выраженные вербальными символами, позволяют нам судить об этих событиях.

Язык - одно из главных средств человеческого общения, обмен информацией чаще всего происходит с его помощью.

Язык влияет на восприятие, являющееся фундаментальным аспектом познания. Некоторые ученые утверждают, что язык, используемый человеком для описания мира, влияет на то, как человек воспринимает этот мир. С другой стороны, развитие языка в значительной степени основано на восприятии мира. Поэтому составляющие перцептивно-языкового процесса взаимозависимы: одна их них существенно влияет на другую. Язык с этой точки зрения аналогичен окну в мир.

Обработка слов, речь и семантика, по-видимому, задействуют определенные области мозга и, таким образом, обеспечивает важную связь между нейроанатомическими структурами и языком. Кроме того, исследования патологии мозга часто обнаруживали явные изменения в функциях языка, как в случае афазии .


.2.6 Психология развития

Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры.

Процесс психологии развития формировался в течение длительного времени, но не получал должного признания вследствие того, что был слишком "физиологическим" для психологических теорий. Однако теперь мы признаем, что биологическое развитие мозга, и пренатальное и постнатальное, является неотъемлемой частью когнитивного развития. В дополнение к этому теоретическому доводу нейрокогнитивный подход к когнитивной психологии развития становится все более важным ввиду недавних открытий в области методов сканирования мозга, некоторые из которых уже обсуждались в других главах этого учебника .


1.2.7 Мышление

Мышление - это интеллектуальная деятельность, основанная на способности оперировать внешними и внутренними переживаниями и ощущениями. Другими словами, мышление - это обобщенное отражение окружающей действительности, опосредованное словом и прошлым опытом человека.

Успехи когнитивной психологии, особенно в течение последних 20 лет, привели к созданию огромного арсенала методов исследования и теоретических моделей, помогающих выявить и объяснить некоторые факты, касающиеся мышления, а также поместить их во вполне убедительную структуру логичной психологической теории .

Мышление можно охарактеризовать следующими основными моментами:

1.Мышление когнитивно, происходит "внутренне", в уме, но о нем судят по поведению субъекта.

2.Мышление - это процесс, при котором происходит некоторая манипуляция знаниями.

.Мышление направленно, его результаты проявляются в поведении, которое "решает" некоторую проблему или направлено на ее решение.

.Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация "своих" и "чужих" мыслей.

Многие особенности процесса мышления до конца еще не изучены.


1.2.8 Решение задач

Деятельность по решению задач пронизывает каждый нюанс человеческого поведения и служит общим знаменателем для самых разнообразных видов человеческой деятельности

Люди, человекообразные обезьяны и многие другие млекопитающие любопытны и по причинам, связанным с выживанием, в течение всей своей жизни ищут новой стимуляции и разрешают конфликты в процессе творческого решения задач.

Во многих ранних экспериментах по решению задач ставился вопрос: что происходит, когда человек решает задачу? Такой описательный подход помогал определить эти явления, однако он не способствовал получению новых сведений о том, какие когнитивные структуры и процессы лежат в их основе .

Решение задач- это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций.

В повседневной жизни мы встречаемся с бессчетным количеством задач, которые заставляют нас формировать стратегии ответов, выбирать возможные ответы и проверять ответные действия. Попробуйте, например, решить такую задачу: к шее собаки привязана шестифутовая веревка, а в десяти футах от нее находится кастрюля


1.2.9 Человеческий интеллект

Несмотря на широкое употребление слова интеллект,психологи не пришли к единому его определению. В качестве рабочего определения Р. Солсо рассматривает человеческий интеллекткак способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом .

Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления - одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее "высший цвет", возникающий "с железной необходимостью", заложенной "в самой природе материи". Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что человек - это результат единого закономерного мирового процесса, образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи .


1.2.10 Искусственный интеллект

Искусственный интеллект - область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество.

Наиболее продуктивные направления работ по искусственному интеллекту связаны с разработками:

) экспертных систем, (позволяющих работникам средней квалификации принимать решения, доступные узким специалистам),

) баз данных, (позволяющих разными способами анализировать информацию и выбирать варианты, оценивая последствия принятых решений),

) исследовательских моделей, позволяющих визуализировать реальность, недоступную непосредственному наблюдению.

Работы по искусственному интеллекту базируются на представлении об изоморфизме между мозгом и физическими устройствами, соответствующем единой структуре мира и единству законов природы, общества и мышления. Работы по искусственному интеллекту содействуют взаимообогащению технических и психологических знаний.

На первых этапах работ по искусственному интеллекту мышление человека принималось за образец, за некий идеал, созданный природой и обществом за миллионы лет эволюции и тысячелетия социального развития. В последующем, начиная с работ Марвина Минского и Сеймура Пейперта, компьютерные программы рассматриваются не только как инструмент объяснения процессов мышления, но и как средство изменения и совершенствования интеллектуальных процедур .

Работы по искусственному интеллекту открыли перспективы развития современного мышления, связанные с его уникальным характером. Под воздействием работ по искусственному интеллекту меняется понимание задач обучения: человек должен овладевать не столько способами решения задач, сколько способами их постановки, должен уметь выбирать стиль мышления, адекватный конкретной проблематике. Мышление человека должно приобрести эпистемологический характер, то есть быть направленным на осознание принципов работы своего интеллекта и познания его индивидуальных особенностей.


1.3 Когнитивные модели


Концептуальные науки, включая когнитивную психологию, имеют метафорический характер. Модели явлений природы, в частности, когнитивные модели - это служебные абстрактные идеи, полученные из умозаключений, основанных на наблюдениях. Строение элементов может быть представлено в виде периодической таблицы, как это сделал Менделеев, но важно не забывать, что эта классификационная схема является метафорой. И утверждение, что концептуальная наука является метафорической, нисколько не уменьшает ее полезность. Одна из задач построения моделей - это лучше постичь наблюдаемое. А концептуальная наука нужна для другого: она задает исследователю некую схему, в рамках которой можно испытывать конкретные гипотезы и которая позволяет ему предсказывать события на основе этой модели. Периодическая таблица очень изящно удовлетворяла обеим этим задачам. Исходя из расположения элементов в ней, ученые могли точно предсказывать химические законы соединения и замещения, вместо того, чтобы проводить бесконечные и беспорядочные эксперименты с химическими реакциями. Более того, стало возможным предсказывать еще не открытые элементы и их свойства при полном отсутствии физических доказательств их существования. И если заниматься когнитивными моделями, не стоит забывать аналогию с моделью Менделеева, поскольку когнитивные модели, как и модели в естественных науках, основаны на логике умозаключений и полезны для понимания когнитивной психологии.

Таким образом, модели основываются на выводах, сделанных из наблюдений. Их задача - обеспечить умопостигаемую репрезентацию характера наблюдаемого и помочь сделать предсказания при развитии гипотез. Рассмотрим несколько моделей, используемых в когнитивной психологии. Существует довольно грубая версия модели, делившей все когнитивные процессы на три части: обнаружение стимулов, хранение и преобразование стимулов и выработку ответных реакций (рис. 1):



Эта модель, часто использовалась в том или ином виде в прежних представлениях о психических процессах. И хотя она отражает основные этапы развития когнитивной психологии, но в ней так мало подробностей, что она едва ли способна обогатить "понимание" когнитивных процессов. Она также неспособна породить какие-либо новые гипотезы или предсказывать поведение.

Эта примитивная модель аналогична древним представлениям о вселенной как состоящей из земли, воды, огня и воздуха. Подобная система действительно представляет один из возможных взглядов на когнитивные явления, но она неверно передает их сложность.

Одна из первых и наиболее часто упоминаемых когнитивных моделей касается памяти. В 1890 году Джеймс расширил понятие памяти, разделив ее на "первичную" и "вторичную" память. Он предполагал, что первичная память имеет дело с происшедшими событиями, а вторичная память - с постоянными, "неразрушимыми" следами опыта. Эта модель выглядела так (рис. 2):



Позднее, в 1965 году Во и Норман предложили новую версию этой же модели и оказалось, что она во многом приемлема. Она понятна, она может служить источником гипотез и предсказаний,- но она также слишком упрощена. Можно ли с ее помощью описать все процессы человеческой памяти? Едва ли; и развитие более сложных моделей было неизбежно. Измененный и дополненный вариант модели Во и Нормана показан на Рис. 3. Заметим, что в нее была добавлена новая система хранения и несколько новых путей информации. Но даже эта модель является неполной и требует расширения.

За последнее десятилетие построение когнитивных моделей стало излюбленным времяпрепровождением психологов, и некоторые из их творений поистине великолепны. Обычно проблема излишне простых моделей решается добавлением еще одного "блока", еще одного информационного пути, еще одной системы хранения, еще одного элемента, который стоит проверить и проанализировать.

Теперь можно сделать вывод, что изобретение моделей в когнитивной психологии вышло из под контроля. Это не совсем верно, так как это настолько обширная задача - т.е. анализ того, как информация обнаруживается, представляется, преобразуется в знания, и как эти знания используются,- что как бы мы ни ограничивали наши концептуальные метафоры упрощенными моделями, нам все равно не удастся исчерпывающим образом разъяснить всю сложную сферу когнитивной психологии.



1.4 Когнитивная психокоррекция


Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание <#"justify">Заключение


Итак когнитивная психология - область психологии, изучающая процессы познания у человека. В англоязычной литературе более принят термин cognitive sciences, обозначающий комплекс направлений исследования познания и мышления, куда, помимо психологии, включаются кибернетика, информатика, некоторые области логики, а также ряд направлений философии сознания.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.


Список литературы


1.Айзенк М. , Брайнт. П. Психология: комплексный поход. Мн.: "Новое знание", 2002.-832 с.

2.Величковский Б.М.Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1. - М. : Смысл: Издательский центр "Академия", 2006. - 448с.

.Величковский, Б.М. Технологии, внимательные к вниманию человека: Успехи когнитивных наук. В мире науки, 2003, № 12, 86-93.

4.Дружинин В.Н. ,Ушаков Д.В. Когнитивная психология. М.:ПЕР СЭ, 2002. -480 с.

5.Корнилова Т.В. Методологические основы психологии/ Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с., ил.

6.Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. СПб. "Питер"., 2007.- 944с.

.Ломов Б.Ф. Вопросы психологии. №6. 2005.

.Магазов С.С. "Когнитивные процессы и модели" - М.: Издательство ЛКИ, 2007.-248 с.

.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. "Питер", 2005. -583 с.

10.Максимов, Л.В. Когнитивизм как парадигма субъективной философии и гуманитарных наук. - М.: Росспен. 2003.-160 с.

11.Медушевская, О.М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГТУ, 2008. - 358 с.

.Осипова А.А., Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

13.Петровский А.В. Введение в психологию. М., Академия, 2008.-512 с.

14.Психологический журнал №1 . 2008.

15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер, 2009.-720 с.

.Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: "Либерея", 2002.-600с

17.Щедровикий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. 1997. № 1-2. - С.108-127

.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: "Евразия", 2002. -532с.

.Фрейджер Р.,Фрейдимен Дж. Личность, теории, упражнения, эксперименты. СПб.: "Прайм - ЕВРОЗНАК", 2008.- 704 с.

20.Юнг К. Г. Аналитическая психология. - СПб.; Кентавр, 2004.- 475с.

21.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...