Колизей италия краткое описание. Почему Колизей разрушен

> >

Колизей (Colosseo ), или амфитеатр Флавиев , pacположен на одноимeнной piazza del Colosseo (пьяцца дель Колоссео). Это самый бoльшой и извecтный из римских амфитеатров, символ Древнего Рима, а также один из наиболее хopoшо сохpaнившихся памятников Античности.

Посетить Колизей в Риме:

Колизей - один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!

Время работы колизея:

  • Открытие - 8:30
  • Закрытие:
  • с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30 и выход 16:30,
  • с 16 февраля по 15 марта: последний вход 16:00 и выход 17:00;
  • с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
  • с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
  • с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
  • Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря

Билеты в Колизей Рима:

Билет можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение и .

  • Полный тариф: 12,00 €
  • Льготный тариф: 7,50€, для резидентов ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;

Бронирование билетов онлайн:

Строительство Колизея

Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.

Архитектура Колизея

В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн - 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних - аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом - ионический, на тpeтьем - коринфский.

Трибуны , кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум , крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.

В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей . Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.

История Колизея в Риме

В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV-XV вeках - шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке - мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.

Невероятные факты

Забытый и оставшийся без должного внимания 2000-летний римский Колизей таит множество секретов , и существует много интересных фактов, связанных с ним.

Древний Колизей в Риме

1. Его настоящее имя - амфитеатр Флавиев.

Строительство Колизея началось в 72 году н. э. по приказу императора Веспасиана. В 80 году н. э., при императоре Тите (сыне Веспасиана), строительство было завершено. Вместе с Титом, с 81 по 96 год страной правил Домициан (брат Тито). Все трое были династией Флавиев, и на латыни Колизей назывался Amphitheatrum Flavium.


2. Было время, когда рядом с Колизеем была гигантская статуя Нерона - Колосс Нерона.

Печально известный император Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую, высотой 35 метров.


Изначально эта статуя находилась в вестибюле Золотого дома Нерона, но при императоре Адриане было решено передвинуть статую ближе к амфитеатру. Некоторые считают, Колизей переименовали в честь Колосса Нерона.

3. Колизей был построен на месте бывшего озера.

Золотой дом Нерона был построен после Великого пожара 64-го года, и на его территории находилось искусственное озеро. После смерти Нерона в 68-м году и череды гражданских войн, в 69-м году императором стал Веспасиан.


Он национализировал дворец Нерона, после чего полностью разрушил его, а землю, на которой тот стоял, передал в общественное пользование народу Рима. Все дорогие орнаменты дворца были сняты и зарыты в грязь, а позже (в 104-109 гг ) на этом месте были построены Термы Траяна. Римляне использовали сложную подземную ирригационную систему для осушения о зера возле дома Нерона, после чего его засыпали и, по приказу императора, началось строительство амфитеатра, предназначенного для развлечений народа Рима.

4. Колизей был построен за 8 лет.


После Осады Иерусалима в 70-м году н.э. император Веспасиан полностью разрушил Иерусалимский Храм, от которого осталась только "стена плача", которая стоит и по сей день. После этого он начал строительство Колизея, используя материалы, оставшиеся после разрушения Золотого Дома.

5. Это самый большой античный амфитеатр, когда-либо построенный.


Колизей можно назвать "двойным амфитеатром" (два полукольца, соединенные в виде овала). Он сделан из цемента и камня. Длина наружного эллипса Колизея - 524 метров, большая ось имеет длину 187,77 метров, а малая ось - 155,64 метров. Арена Колизея имеет длину 85,75 м, и ширину 53,62 м, а стены возвышаются на 48 - 50 метров.

Самое главное в данном строении это то, что оно полностью построено из монолитного бетона, в отличие от других строений, сделанных из кирпичей и каменных блоков.

6. В Колизее были 5 ярусов и отдельные ложи.

Строение было спроектировано так, чтобы в нем были места и для бедных и для богатых. Все зрители были разделены по ярусам в зависимости от их социального статуса и материального положения. Члены сената, например, сидели ближе к арене, а остальные жители на других ярусах, которые отличались более низкой ценой. На самом последнем - 5-ом ярусе - сидели бедняки. Все ярусы были пронумерованы I-LXXVI (т.е. от 1 до 76). Для Людей разного статуса были разные входы и лестницы, а также были стены, которые разделяли их.

7. Колизей вмещал 50 000 зрителей.


На каждого человека выделялось сиденье шириной всего 35 см. Сегодня далеко не все футбольные стадионы могут похвастаться той посещаемостью, которую имел Колизей.

Арена Колизея

8. Битвы между гладиаторами были организованы с невероятной тщательностью.


На протяжении 400 лет на арене бились волонтеры, бывшие военные, военные заключенные, рабы и преступники, и все это служило развлечением для римлян. Но бойцов выбирали не просто так. Для выхода на арену Колизея, соревнующихся гладиаторов подбирали по их весу, размеру, опыту, боевому навыку и стилю борьбы.

Читайте также:

9. Колизей стал кладбищем огромного количества животных.


Кроме боев между гладиаторами, римляне устраивали битвы между животными и показательную охоту. На арене можно было увидеть львов, слонов, тигров, медведей, гиппопотамов и других экзотических животных, которые убивали или которые были сильно ранены.

Бои с животными можно увидеть и по сей день - это коррида ("тавромахия" - т.е. "бой быков"). Бои с животными назывались "утренними играми", а бои гладиаторов - "вечерние игры". Победителям вручались награды в виде медалей (костяных или металлических), а также велась статистика - количество боев, побед и поражений.

Конечно были и смертельные случаи или же гладиаторы получали травмы, которые не позволяли им выступать дальше. После карьеры гладиатора, бывший воин получал пожизненную пенсию.

Во время открытия арены погибло более 9 000 животных и еще 11 000 были убиты во время 123-дневного фестиваля, устроенного императором Траяном. По скромным оценкам, за все свое существование, на арене Колизея погибло около 400 000 людей и более 1 миллиона животных.

10. Грандиозные битвы на кораблях.


Удивительно, но арену Колизея специально затапливали примерно на 1 метр, чтобы можно было устраивать корабельные битвы. На арене устанавливали реконструкции военных кораблей, чтобы можно было праздновать великие морские победы. Вода поступала по специальным акведукам прямо на арену. Все это можно было видеть до императора Домициана, во время которого в Колизее сделали подвал, где были комнаты, проходы, ловушки и животные.

11. Колизей был в запустении много веков.


Когда кровавые бои гладиаторов потеряли свою зрелищность и в 5-м веке Римская империя начала разрушаться, Колизей перестал быть местом проведения больших общественных мероприятий. Более того, землетрясения, удары молний и другие природные явления существенно повлияли на строение.

Только в 18-м веке католическая церковь и множество священников решили, что место строительства Колизея должно быть сохранено.

12. Колизей был разобран на стройматериалы.


Красивый камень и мрамор, из которого был сделан Колизей, привлекал внимание многих людей. После землетрясения 847-го года, Римские священники и аристократы стали собирать прекрасный мрамор, украшавший фасад Колизея, и использовать его для строительства церквей и домов. Также для строительства разных городских зданий использовался бутовой камень и щебень в городских постройках.

Стоит отметить, что Колизей был использован, как источник стройматериалов для таких строений как Палаццо Венеция и Латеранская базилика. Также мрамор Колизея использовался для строительства Собора Святого Петра - самого крупного здания Ватикана, и самой большой исторической христианской церкви в мире.

13. Один священник хотел превратить Колизей в суконную фабрику.


Подземная часть Колизея, в конце концов, заполнилась грязью, и в течение нескольких веков римляне выращивали овощи и хранили их внутри здания, в то время как кузнецы и торговцы занимали верхние ярусы.

Папа римский Сикст V, который помогал отстраивать Рим в конце 16-го века, попытался переделать Колизей под суконную фабрику, с жилыми помещениями на верхних ярусах и рабочим местом на арене. Но в 1590-м году он скончался, и проект не был осуществлен.

Самая популярная достопримечательность Рима

14. Колизей - самая посещаемая достопримечательность Рима.


Наряду с Ватиканом и его святыми местами, Колизей - вторая по популярности достопримечательность Италии и самый посещаемый памятник Рима. Каждый год его посещают 6 миллионов туристов.

15. Колизей, наконец, будет обновлен.


Для начала планируется потратить 20 миллионов евро на обустройства арены. Также миллиардер Диего Делла Валле планирует вложить 33 миллиона долларов для восстановления Колизея, которое началось в 2013-м году и включает в себя восстановление арок, чистку мрамора, восстановление кирпичных стен, замену металлических перил, а также строительство нового туристического центра и кафе.

Министерство культуры Италии планирует сделать Колизей таким, каким он был в 19-м веке. Кроме этого, на арене хотят сделать сцену по изображениям Колизея 1800-х годов, которая накроет подземные тоннели, которые на данный момент открыты.

Пожалуй, история и культура не знала ничего грандиознее, чем Колизей (лат. Colosseus - «громадный»; итал. Colosseo), также известный под названием Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium). Построенный во время масштабной реконструкции Рима, Колизей, на протяжении 4-х веков являлся наиболее престижным местом для развлечения жителей столицы и империи. Колоссальная арена, на которой плененные солдаты и рабы показывали свою боевую доблесть, со временем стала визитной карточкой Рима.

Примечателен тот факт, что идея построить столь колоссальное строение возникла у императора Веспасиана (лат. Titus Flavius Vespasianus) на фоне архитектурных излишеств его предшественника. Властитель Нерон (лат. Nero Clavdius Caesar), свергнутый в 68 году нашей эры, оставил после себя неприлично роскошный Золотой дворец (« » Нерона (лат. Domus Aurea)) и ряд не менее дорогих строений. Веспасиан и его соратники потратили несколько лет на то, чтобы навести в имперских землях порядок и наполнить казну, опустошенную сумасбродным Нероном.

Строительство

Помимо дел государственных, новый император не упустил из виду потребности римлян в культурных развлечениях. Обширный сад, с прудом, расположенный в столице, Веспасиан приказал превратить в новый центр общественно жизни - амфитеатр. Началом строительных работ считается конец 71 - начало 72 г. н.э. Плоская территория между Рима: Кайлием (Celio), Эсквилином (Esquilino) и Палатином (Palatino) идеально подошла для этих целей.

Столь масштабная стройка требовала колоссальных затрат: материальных и человеческих. Недавно окончившаяся война с иудеями принесла Веспасиану более 100 тысяч пленных рабов, а также необходимые средства. Невольники работали на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под (Tivoli), а также тяжко трудились, доставляя материалы в столицу.

Амфитеатр был возведен в восточной части (лат. Roman Forum) к 80 году н.э. К этом моменту император Веспасиан умер, передав бразды правления своему сыну, Титу (лат. Titus Flavius Vespasianus). Приемник не только построил Колизей в Риме, но отметил окончание строительства пышной церемонией, и освятил его родовым именем - Амфитеатр Флавиев. Постройка вмещала в себя от 50 до 80 тысяч зрителей, имея в своем активе средний показатель - 65 тысяч посетителей. «Репертуар» Колизея составляли гладиаторские бои, морские сражения, бои с участием диких животных, казни, воссоздание исторических баталий и даже театрализованные представления по мотивам древних мифов.

Ранние века

Колизей быстро стал местом достопримечательности, поэтому Тит, его брат Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus) и последующие регулярно занимались улучшением сооружения. В 3 веке н.э. амфитеатр чересчур сильно пострадала от пожара, поэтому Александр Север (лат. Marcus Aurelius Severus Alexandrus) фактически реставрировал строение.

В 5 веке нашей эры великий Рим отрекся от пантеона языческих богов, чтобы окончательно обратиться к христианству. Незамедлительно император Гонорий Август (лат. Flavius Honorius Augustus) издал запрет на проведение гладиаторских боев, как противоречащих заповедям новой религии. Однако Колизей сохраняет за собой статус развлекательного заведения, предлагая зрителям травлю диких животных. В 5 веке Италия попадает под господство вест-готов, что привело к постепенному разрушению амфитеатра Флавиева.

Средневековье

В конце 6 столетия внутри Колизея было построено небольшое святилище, арена стала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра расположись торговые лавки и мастерские. В 1200 аристократическая семья Франджипани (Frangipane) получила сооружение в свое полное владение и занялась его фортификацией.

В середине 14 века Рим сотрясло мощное , которое привело к разрушению внешней южной стены Колизея. Начавшее рушиться здание стали активно использовать для строительства средневековых церквей, замков, вилл, госпиталей и пр. Особое рвение проявили средневековые зодчие, выламывая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительного усиления, стены исполинского амфитеатра стали рушиться в разы активнее.

Новое время

Начиная с 16 столетия церковь получила большое влияние над Колизеем. Папа Сикст V планировал построить на территории древнего памятника завод по переработке шерсти. А в 17 веке в амфитеатре появилось новое развлечение - бои быков. В середине 18 века папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней.

Впоследствии понтификат предпринимал неоднократные попытки отреставрировать исторический памятник. На протяжении 19 века велись масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и укреплению пострадавшего фасада. Сооружения приобрели современный вид во время правления дуче Муссолини (Benito Mussolini).

Наши дни

В наши дни Колизей превратился одну из самых знаменитых . Ежедневно древнеримский амфитеатр и его окрестности посещают тысячи туристов, а годовой поток посетителей составляет несколько миллионов.

Совет: насладиться всем великолепием Колизея, можно встретив рассвет во время необычной команды GID.сайт – искренне рекомендуем влюбляться в Рим в правильной компании.

Внешний вид Колизея был позаимствован у театров, типичных для времен позднего Рима. В плане амфитеатр имеет эллипс, размеры которого: 189 м на 156 м, с площадью основания порядка 24 тысяч м 2 . Высота внешней стены в былые времена достигала 48-50 м, а периметр - 545 м. Непосредственно арена представлена овалом с шириной 55 м и длиной 87 м. От зрителей арена была огорожена стеной пятиметровой высоты.

Внешний вид

На строительство внешней стены ушло около 100 тысяч м 3 травертина. Уложенные без цемента камни были скреплены металлическими сваями общим весом - 300 т. Прошедшие столетия и сильное землетрясение лишили Колизей былого блеска. От оригинальной постройки уцелел только северный сегмент. Все остальное разошлось на стройматериалы для средневековых жителей Рима. И только в 19 веке власти столицы взялись за восстановление памятника истории.

Уцелевшую часть Колизея составляют 3 яруса арок, установленных друг на друга. Всю конструкцию венчает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. Во времена Древнего Рима каждая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, изображающую одного из божественных покровителей латинян.

Внутренний вид

Перед архитекторами древности встала непростая задача: обеспечить легкий доступ к внушительного размера трибунам амфитеатра. С этой целью было реализовано 80 входов в подземном этаже постройки. 76 из них были предназначены для простых смертных - остальные 4 - для августейших особ. Главный северный выход был зарезервирован для императора и его свиты. Четыре «элитных» входа имели художественное оформление из искусственного мрамора и выгодно отличались от обыкновенных порталов.

Античные зрители для посещения амфитеатра покупали билеты, на которых были выгравированы номер ряда и места. Добраться до своего места посетители могли по вомиториям (лат. vomitorium) - проходам, расположенным под трибунами. Также при помощи вомиториев обеспечивалась экстренная эвакуация зрителей из Колизея.

Согласно историческим записям 4 века н.э., амфитеатр вмещал в себя до 87 тысяч зрителей. Посетители рассаживались с учетом своего социального статуса. Отдельные ложи были предусмотрены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея соответственно. Из этих лож открывался наилучший обзор арены.

Чуть выше располагались ложи знати, в которых были созданы именные места. Еще выше находились трибуны римских воителей - maenianum primum. Следующий уровень, maenianum secundum, отводился для состоятельных римлян, затем следовали места для обычных людей. Отдельные места предусматривались для различных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, зарубежных гостей, жрецов и т.п.

Во времена Домициана на крыше Колизея была добавлена галерея, в которую допускали: рабов, женщин и самых бедных зрителей. Там предполагались исключительно стоячие места.

Арена

Основу арены составлял плотный деревянный помост 83 на 43 метра, поверху щедро присыпанный песком, что по латыни называлось «harena». Этот настил скрывал под собой глубокое подземелье, носящее название «hypogeum» . В современные дни мало что осталось от оригинальной римской арены, зато гипогеум можно рассмотреть в подробностях. Он состоит из системы двух-уровневых тоннелей и клетей, расположенных под массивом арены. Именно в этом месте содержались гладиаторы и дикие животные, до того, как их выпускали в бой.

80 вертикальных подъемников обеспечивали доставку животных, в том числе и слонов на арену Колизея. Столь непростые механизмы требовали постоянного ремонта и обновления. Гипогеум был связан цепью подземных тоннелей с различными точками амфитеатра и имел ходы за его пределы. Воины и живность доставлялись к месту представления из близлежащих бараков и хлевов. Также в подземелье был выделен особый ход для нужд императора и весталок.

Множество механизмов различного типа были расположены в подземелье. Например, предтечи лифтов и структуры, открывающие клети особенно опасных хищников. Также ученые обнаружили остатки античной гидравлической системы, которая позволяла быстро опустить или поднять весь массив арены!

Неподалеку Колизея существовало несколько вспомогательных учреждений. Как, например, Ludus Magnus («Большой полигон»), иначе - школа гладиаторов. Одна из 4-х великих гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище при помощи специального подземного тоннеля. Также рядом располагалась школа Ludus Matutinus, где тренировались воины, специализирующиеся на битвах с животными.

Внутреннее наполнение Колизея сильно пострадало от времени, на сегодняшний день в рабочем виде около 1500 зрительских мест. Тем не менее, некоторые звезды мировой величины предпочитают для своих выступлений именно эту площадку. К таким знаменитостям относятся: Рей Чарльз (Ray Charles), май 2002 г., Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), май 2003 г., Элтон Джон (Sir Elton John), сентябрь 2005 г., Билли Джоел (Billy Joel), июль 2006 г.

Образ Колизея много раз был использован в искусстве: в литературе, кинематографе, компьютерных играх, музыке. Наиболее яркие тому примеры:

  • стратегические игры серий - Age of Empires, Civilization, Assassins’s Creed;
  • в качестве декораций к - «Римские каникулы» (Roman Holiday), 1953 г., «Гладиатор» (Gladiator), 2000 г.;
  • основной образ в песнях: Боба Дилана Bob Dylan — «When I Paint My Masterpiece» и российской рок-группы «Ария» — «Колизей».

Отель с видом на Колизей

Наиболее удачным вариантом размещения в непосредственной близости от Колизея является отель Mercure Roma Centro Colosseo о котором мы писали в этом . 4-х звездная гостиница, отреставрированная в 2013 году, предлагает своим гостям комфортабельные номера, с учетом личных предпочтений (для курящих, не курящих, с детьми, инвалидам). Одной из главных «фишек» заведения является терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. Приятным дополнением к ней идет купальный бассейн на крыше здания!

  • Адрес: Via Labicana 144
  • Телефоны: (+39)06/770021 — Факс: (+39)06/77250198
  • Стоимость номера : от 100 евро.
  • Сайт: www.booking.com

Посещение Колизея

Ежегодно на нашей планете появляются архитектурные шедевры, поражающие сложностью, оригинальностью, красотой. Сверкая новейшими материалами, строительными конструкциями, собранными с помощью современной техники, они вызывают восхищение. Однако, среди величественных достопримечательностей, созданных обычными руками человека, есть те, которые стали вечной ценностью, памятью истории планеты, например, Колизей в Риме.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 апреля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000Paphos - промокод на 2 000 руб. для туров на Кипр (Пафос) от 90 000 руб. от TUI, отели 4 и 5* (HV1 и HV2). Даты туров с 25.05- 26.10.2019. Промокод действует до 15 апреля
  • AFT2000guruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб. Промокод действует до 15 апреля

До 31 мая предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

На протяжении 8 лет днем и ночью адским трудом рабов реализовывался проект архитектора Квинтия Атерия по созданию величественного амфитеатра античности. Основной целью создания архитектурного чуда явилось желание увековечить мощь династии Флавиев, величие Рима. На основании предсказаний прорицателей 77 живых рабов были закопаны в фундамент строения, которое должно простоять не менее 77 веков.

Начало стройки связывают с именем императора Веспасиана в 72 году современной эры. Освящение амфитеатра, возведённого в месте знаменитого озера Золотого дома Нерона, производилось императором Титом через 8 лет. Это был триумф победы подавления бунта иудеев, вошедших в списки 100 000 пленных человек, задействованных на строительстве. Это они возводили строение, которое еще в I веке внес в перечень семи известных чудес света, поэт Марциал.

Древний Колизей может рассказать о разных моментах своей длительной истории, например, пожаре 217 года. О празднике, проводимом в честь тысячелетия Рима, жестоких гладиаторских боях, землетрясении 1349 года, разрушительных ранах нашествия варваров, многочисленных реставрациях амфитеатра. Любые моменты жизни публичного строения отражали исторические события Рима. Не зря пилигримы VII столетия говорили, что «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим. Когда падёт Рим, падёт мир».

Цель строительства

Славный и скорбный памятник жестокой империи Рима возводился в роли театра, дающего «хлеб и зрелища», главного политического способа сохранения власти могущественными правителями страны. Исторический, культовый символ Рима, творение высочайшей инженерной мысли предназначалось для проведения масштабных праздников, зрелищ, мистерий. В стране во многих местах производилось строительство сооружений древних театров. Эти мероприятия надёжно отвлекали жителей города от недовольства политикой императоров.

Посещать зрелища в Колизее можно было без оплаты, получив при входе муку для приготовления хлеба. Огромные финансовые вложения во все мероприятия, проводимые в Колизее, подчеркивали богатство, могущество действующего властелина. Тем более, что они проходили на месте земель, переданных народу после смерти ненавистного Нерона. В честь открытия Колизея был организован праздник, длящийся 97 дней. Около двух тысяч отважных гладиаторов, трёх тысяч разных животных погибли в период его проведения.

Глубокие колодцы, находящиеся в подземельях Колизея, приняли тела умерших. Существует легенда, по которой в этот момент стало известно имя чудовища, жившего в подземельях Колизея, жаждущего крови, боли. Это же чувство необычной жестокости, бесчеловечного отношения к живым существам доставляли зрителям амфитеатра необыкновенное наслаждение.

Огромные размеры амфитеатра не были первыми в истории Древнего Рима. К сожалению, самая грандиозная постройка, называемая Большой Цирк, не сохранилась. Известно, что центр представлял ипподром, где проходили скачки на колесницах в присутствии около 300 тысяч зрителей.

Происхождение названия

Существует несколько версий происхождения названия Колизея. Первоначально архитектурная достопримечательность называлась «Амфитеатр Флавиев», подтверждая основную цель его постройки. В дальнейшем его называли амфитеатром Цезаря, Ареной. Гораздо позже величественные размеры постройки дали ему название Колизей, означающее «колоссальный» (сolosseum). По другой версии это связывают со статуей Нерона, стоявшей рядом. Она была изготовлена из бронзы, покрытой золотом. Высота статуи равнялась 12 этажному современному дому. Её местонахождение сейчас неизвестно.

Существует гипотеза, основанная на значения слова Collis Iseum или названия холма, на котором стол храм богини Изиды. А ещё одним значением этого слова является вопрос «Ты ему поклоняешься?». Его задавали в ритуалах черной магии сатанистов, проходящих здесь по ночам во времена позднего Ренессанса. Какая бы версия существования названия удивительного места не была принята, Колизей носит его около 2 тысяч лет.

Почему Колизей разрушен

Вместе с падением Римской империи начался период разрушения знаменитого амфитеатра. Нашествие варваров в 410 годах нашей эры нанесло огромный ущерб постройке, спровоцировало огромный финансовый кризис империи. Расходы на содержание амфитеатра резко сократились. Зарождающее христианство запретило убивать людей, животных Последнее кровавое зрелище проводилось в 523 году. Потребность в развлекательных шоу исчезла. Изменилось предназначение Колизея.

Постоянные разрушения амфитеатра привели к исчезновению большой части строений. По оценкам специалистов только в каменном веке погибли две третьих части строения. Навсегда забыт проход к подземному морю, где в темноте и мраке жило страшное чудовище Нерона, оставшееся в мифах, легендах. Средневековье использовало Колизей в роли замка, крепости. Правила жизни эпохи Возрождения, землетрясение, разрушившее южную часть амфитеатра, позволили местным жителям безнаказанно забирать строительные блоки, кирпичи, мрамор для личных целей.

Дворец канцелярии, Венецианский дворец, палаццо Фарнезе, соборы святых Петра, Иоанна Крестителя на Лютеранском холме построены из строительного материала, взятого из стен Колизея. Среди руин Колизея, напоминающих тень от его прошлого, находили приют бездомные, проходили мероприятия церкви в память о пролитой крови. Конец разрушения Колизея связан с именем папы Бенедикта XIV в XVIII веке.

До сих пор каждую Страстную пятницу свершается Крестный ход верующими христианами. Сохранившаяся часть здания стала постепенно восстанавливаться. В XVIII веке Колизей отнесли к памятникам истории, архитектуры. Для туристов он открылся 19 июля 2000 года, а 2007 год сделал его элементом списков ЮНЕСКО в роли памятника мирового наследия.

Архитектура

До сих пор инженерные решения, применяемые при строительстве Колизея, используются при возведении современных стадионов, арен. Вряд ли когда-нибудь исчезнет удивление от приёмов создания стока воды амфитеатра, необычной прочности арочной конструкции, позволяющей удерживать тысячи зрителей, обеспечивая их безопасность, в том числе и от пожаров.

Амфитеатр в каждом месте имел оптимальный наклон сидений, простой способ нахождения конкретного места, свободный вход, выход. Массивное строение, благодаря идеям зодчих древнего Рима, применивших сотовую структуру, приобрело необычную легкость, красоту каменных кружев.

Фасад

Глядя на сохранившиеся стены Колизея, нельзя увидеть элементы классических моделей греческих храмов в виде прямоугольных рядов из колонн, украшенных фронтонами. Ближе всего внешний вид Колизея напоминает соты из многочисленных арок, соединённых по законам эллипса с размерами 83х48 м. такая форма запрещала гладиатором вести борьбу в углах, не просматриваемых некоторым зрителям. Этот приём до сих пор используется при проектировании спортивных зданий.

Все 80 входов были украшены статуями известных личностей страны, богов. Входы выполнены из травертина, мрамора, красного кирпича, туфа. Четыре из них использовались лицами из высшей знати. Они вели в нижний ряд амфитеатра. Для размещения зрителей использовались четыре яруса. Нижние устройства состояли из аркад (по 80 арок). К карнизу четвёртого яруса был пристроен оранжевый, полотняный тент, защищавший зрителей от яркого солнца, дождя. В период правления Домициана к амфитеатру был построен ещё один уровень со стоячими местами для бедных, рабов, женщин.

Вход на представления запрещался актёрам, бывшим гладиаторам, могильщикам. Равномерное распределение входов по периметру амфитеатра позволяло заполнить арену за 15 минут, освободить в случае необходимости всего за 5 минут. Такое конструктивное решение получило название «vomitoria» («vomere», что означает «извергать»). Оно используется и сейчас. Система ступенек, коридоров позволяла зрителям, не мешая друг другу, быстро подниматься на свои места.

До сих пор на стенах Колизея можно увидеть написанные в далёкие времена номера мести. На внешней стороне Колизея находились входы в подвальные помещения, где ожидали своего выхода на арену гладиаторы. В огромных клетках содержались животные, Оборудованы комнаты для раненых, умерших. Все помещения соединялись системой из 38 лифтов, работающих на тросах, цепях.

Размеры Колизея

Самый известный амфитеатр древности имеет длину внешнего эллипса 524 м. Его большая ось равна 188 м, Длина малой составляет 156 м. Арена выполнена в форме эллипса меньшего размера. Её длина 85,5 м, ширина 53, 5 м. Колизей стоит на фундаменте с шириной 13 м. Высота строения достигает 50 м. В конструкции здания использовались 80 стен, направленных по радиусу. Большое число столбов (около 240 шт.), облегчающих давление несущих сводов. Все здание было обнесено дорожкой, шириной 17,5 м, покрытой травертином.

Внутреннее устройство

Внутри амфитеатра находилась арена, места для зрителей на разных ярусах. Чем значительнее положение человека, тем ниже место ему предоставлялось. Система социального подчинения выдерживалась строго. Внизу на каменных ступеньках лежали подушки, можно было принести с собой собственный стул. Арена из деревянных досок отделялась от зрителей металлической решеткой. Под ней располагались служебные ходы для перемещения людей, декораций.

Существовала возможность заполнения арены водой для проведения знаменитых морских сражений. Наклон пола арены регулировался. Он тщательно засыпался слоем песка для эффективного впитывания крови. Вокруг арены устанавливались кадки с благовониями для нейтрализации запаха крови.

Общее количество мест (50.000) распределялось по ярусам, соответствующим ярусам фасада. Нижний ряд (подий) принадлежал императору, его семье, сенаторам. В первом ярусе находилось 20 рядов, во втором 16, для представителей среднего сословия. Между вторым и третьим ярусами находилась стена. Сиденья третьего яруса имели больший наклон. На них сидели представители низших сословий. Внутренние части Колизея выполнены из кирпича, туфа, мрамора, крупных каменных, блоков, кусков, дерева.

Во время представлений разрешалось торговцам предлагать свой товар зрителям. Это были сувениры в форме костюма гладиатора, фигурок знаменитых воинов, вкусная еда. При входе в Колизей предъявлялось приглашение (тессер), представляющего собой мраморную пластинку или кубик с указанием места. Зрители должны были соблюдать предписания по выбору одежды. При этом мужчины должны быть в тоге.

Предназначение амфитеатра

В Колизее бурлила жизнь, это считалось популярным местом общения представителей разных сословий. Жестокие сражения, убийства были естественной потребностью населения тех времён. Современным туристам иногда кажется, что реки крови, боли пропитали древнюю землю. А страшное чудовище ожидает своего расцвета, затаившись в глубоких недрах. Чем же так восхищались Римляне? Это были venationes (охота на животных), munera (гладиаторские бои), naumachia (морские сражения).

Гладиаторские бои

Чуть больше четырёх столетий на арене ровно в полдень открывалось, запланированное ранее, зрелище. Гладиаторские бои проводились по заказу влиятельных лиц в честь празднеств, увековечивания памяти знаменитых предков. Начало игр планировалось на утро, но первыми выходили на арену гладиаторы вместе с музыкантами, актёрами, мимами, жрецами. Начальный бой проводился прегенарием, сражавшимся деревянным мечом, создавая публике эмоциональную атмосферу.

В зависимости от вида оружия, одежды профессиональные гладиаторы назывались ретиарий, мурмиллон, самнит, фракией, димахер, скиссер, т.д. Профессиональные качества, правила ведения боя вырабатывались в специальных школах, называемых лудусы. Только в самом начале организации зрелищ роль гладиаторов выполняли пленные, преступники, которые сражались, как умели. Потом их воспитывали из числа рабов, обыкновенных жителей, считавших сражение на арене престижной, высокооплачиваемой службой. В конце периода власти Римской империи почти половина из общего числа гладиаторов состояла из свободных граждан.

Подготовка настоящего гладиатора считалась длительным, сложным делом и проводилась под клятвой «терпеть наказания кнутом, клеймом, принять смерть от меча». Слабеющий гладиатор, имел право попросить пощаду. Он поднимал вверх, указательный и безымянный пальцы. Только император своим жестом (большим пальцем вверх или вниз) решал судьбу бойца. Восторг, мнение толпы отражалось на судьбе гладиатора. Ему вручался специальный венок, рабу дарили свободу и деревянный меч (рудий) с выгравированным именем бойца.

Правила ведения боя были тщательно продуманы. Им обучались в школах, нарушать правила запрещалось. Первые сражения бойцы начинали в возрасте около 17 лет. Средняя продолжительность жизни до гибели не превышала 5 лет. Больше 50 боёв проводили немногие. До 75% гладиаторов погибали во время первых 10 поединков. Жизнь рабов не ценилась, их тела после смерти выбрасывались для съедения бродячими собаками.

Судьба участвующих в гладиаторских боях, была другой. Тела сбрасывали в глубокие шахты, ведущие к подземному морю, где обитало чудовище. Это было своего рода оправданием всесильных людей империи (смерть для продолжения жизни). Знаменитое восстание рабов под руководством Спартака подтверждает непростые условия жизни в школах. Последний бой гладиаторов прошёл в 404 году. Возникшее христианство прекратило традицию убийства людей.

Охота на животных

Часто в качестве прелюдии перед выступлением гладиаторов в Колизее организовывалась охота на разных диких животных. Тигры, слоны, львы, питоны, крокодилы, быки, медведи заранее отлавливались на всей площади империи, доставлялись на место. Использовались два варианты борьбы: человека с животным и пар животных. При этом можно было увидеть не только природное сочетание враждующих сторон, например лев с тигром, бык с медведем, но и неравные или невозможные в естественных условиях нападения.

Иногда несчастное животное приковывали цепями к полу арены, лишая его возможности маневра для защиты. Говорят, что только во время открытия Колизея погибло около 9 000 животных. Существуют исторические подтверждения, что во время правления Суллы на арене дрались 100 львов, при Юлии Цезаре их число увеличилось до 400 единиц. В честь победы Трояна погибли 11 тыс. разных животных.

Морские сражения

Дорогостоящие морские бои, называемые Навмахия, появились в третьем веке до нашей эры. Их проводили только в исключительных случаях, и подтверждающие факты, существуют о пяти сражениях. Первым морским боем, прошедшим в Колизее, считается сражение, посвященное триумфу Цезаря в победоносной войне 46 г. до н. э. На арене, заполненной водой, плавали настоящие боевые корабли (биремы, квадриремы). На их палубах проходили настоящие сражения. До сих пор изучены не все секреты поступления воды к арене.

Часто во время навмахии воспроизводились реальные исторические битвы. Например, сражение при Саламине, разгром афинской флотилии. После строительства подземных туннелей под ареной (во времена правления Домициана) морские сражения не проводятся. Для подобных развлечений приняли решение построить площадки на природных водоёмах.

Колизей в наши дни

Древняя достопримечательность, которой гордится Италия, весь мир, пользуется повышенной популярностью у туристов. История сложного этапа жизни планеты не исчезла. Для экскурсий, походов сохранили все оставшиеся обломки, установив их на первоначальное место. Археологические раскопки открыли доступ к осмотру подземелий Колизея, где гладиаторы ожидали выхода на бой. На величественных стенах восстановлен третий ярус Колизея, деревянная дорожка, ведущая к зрительским рядам.

Арена, стены пропитаны современным водоотталкивающим средством, защищающим от влаги. Даже оставшиеся руины Колизея производят запоминающееся впечатление. Иногда рядом с ними проходят богослужения Папы Римского, концерты известных певцов, музыкантов. Вокруг стен прохаживаются актеры в форме гладиаторов, римских легионеров, приглашая для интересных съёмок на память.

Время работы и стоимость билетов

Чтобы попасть в зону арены через древний вход, надо заранее приобрести входной билет, принять участие в организованной экскурсии. Один входной билет стоит 12 €. Открывается Колизей в 8.30, работает до 18.30. Время закрытия определяется началом заката солнца.

Где находится и как добраться

Находится знаменитая достопримечательность в центральной части Рима. В окружении трёх холмов (Целиевским, Палатинским, Эсквилинским). Сейчас на месте дворца Нерона проходит участок улицы Императорских Форумов, проходящей рядом с Капитолийским холмом, Римским Форумом. В её конце расположен Колизей. Приехать в это место можно автобусами маршрутов 850, 810, 186, 85, 75, 60. На трамвае №3, такси. Недалеко от достопримечательности находится остановка голубой линии метро «Colloseo».

Колизей или амфитеатр Флавиев – грандиозное сооружение в виде амфитеатра, построенное в центре Рима представителями династии Флавиев в 72-80 годах н. э. Главной целью этого строительного шедевра было общение императора с народом. Сопровождалось оно величественными и кровавыми зрелищами гладиаторских сражений. Первое из них было проведено в 80 году, и арена использовалась для различных соревнований вплоть до 523 года. После этого зрелищные мероприятия по инициативе римского сенатора и патриция Аниция Максимуса были запрещены из-за их высокой стоимости.

Колизей в наши дни

Строительство Колизея

Строительству амфитеатра Флавиев предшествовало 14-летнее деспотичное правление императора Нерона. Закончилось оно в 68 году. Император покончил с собой, и после этого разразилась гражданская война. Она продолжалась полтора года, а её кульминацией стал приход к власти императора Веспасиана, положившего начало династии Флавиев.

Новому властителю нужна была поддержка народа, а поэтому требовались популярные меры, способные вызвать восторг и почитание. В то время центр Рима занимал огромный дворец Нерона, который называли Золотым домом. В него входили недостроенный дворец, парк, искусственное озеро. На этой территории решили воздвигнуть государственные учреждения, а озеро засыпать и построить на его месте амфитеатр. По задумке, он должен был служить для развлечений свободных граждан Рима. Таким образом, Веспасиан хотел подчеркнуть, что он не узурпатор, а правитель, радеющей о благе своих подданных.

Следует заметить, что все амфитеатры в Древнем Риме строились на окраинах городов. А Колизей был единственным в своём роде, который воздвигли в самом центре столицы. В результате этого он приобрёл особый статус, и стал считаться местом встреч императоров со своими гражданами.

Грандиозному строительству предшествовали военные действия в Иудее. Там были взяты богатые трофеи в иудейском храме. Именно они и стали источником финансирования строительных работ. Рабочую силу составили рабы. Их число доходило до 100 тыс. человек. Они выполняли всю тяжёлую ручную работу. А руководили ими профессиональные строители из граждан Рима. Помимо этого, в работах принимали участие художники, декораторы, скульпторы.

Все работы начались в 72 году, и к 79 году были возведены 3 этажа. Четвёртый этаж или уровень был закончен при императоре Тите в 80 году. При следующем императоре Домициане было построено подземелье. Представляло оно собой ряды подземных помещений, в которых содержались рабы и животные. На арену их поднимали с помощью специальных подъёмников. И они появлялись как бы из-под земли, что создавало дополнительный эффект. Была также добавлена верхняя галерея для увеличения вместимости.

Так выглядел Колизей при Флавиях

Архитектурные особенности

Колизей представлял собой свободно стоящую конструкцию и имел форму эллипса. В длину этот эллипс равнялся 189 метрам, а в ширину составлял 156 метров. Первоначальный периметр достигал 545 метров. Центральная арена в длину равнялась 87 метрам, а в ширину, соответственно, 55 метрам. Арену окружала стена высотой 5 метров. Выше неё находились сиденья для зрителей. Высота наружной стены амфитеатра равнялась 48 метрам.

За раз амфитеатр мог вместить 65 тыс. человек, хотя сами древние римляне называли количество, равное 87 тыс. человек. Поэтому по периметру были предусмотрены многочисленные входы. Всего их было 80. Каждый вход имел свой номер. Граждане Рима покупали билеты в виде черепков, на каждом из них был указан номер входа. Благодаря этому, места заполнялись всего за 30 минут.

Имелся главный северный вход для императора и его окружения. Помимо этого, существовало ещё 3 входа для знати. Все они были богато украшены расписными лепными барельефами. Остальные входы предназначались для обычной римской публики. Большинство входов исчезло с распадом периметра стены. В наше время сохранились 23-й и 54-й подъезды.

Вся строительная конструкция покоилась на фундаменте толщиной 13 метров. Наружная стена была выполнена из травертиновых камней. Они были скреплены не раствором, а железными скобами. В целом строительный объект обладал сравнительно небольшим весом, так как основную его долю занимали арки, украшенные внутри статуями.

Колизей в разрезе с подземными сооружениями

Арена представляла собой деревянный пол, покрытый песком. Под ареной находилась сложная подземная структура, состоящая из 2-х уровней. Это сеть туннелей и клетки под ареной. В клетки помещали гладиаторов и животных перед началом соревнований. Имелось 80 подъёмников. Благодаря им, животные и декорации мгновенно доставлялись наверх. В подземные клетки животные попадали по подземным туннелям, соединённым с помещениями, находящимися за пределами Колизея. Подъёмники представляли собой специальные лифты, которые приводились в действие целой системой шкивов.

Существуют доказательства существования больших гидравлических механизмов, связанных с сетью водопровода. С их помощью можно было быстро затопить арену водой и имитировать морские сражения.

Сиденья для зрителей были каменными. Подразделялись они на ярусы. А каждый ярус предназначался для конкретного сословия. В первом ярусе насчитывалось 20 рядов скамей. На них сидели представители городской власти и сословие всадников. Во втором ярусе насчитывалось 16 рядов. Там усаживались обеспеченные римские граждане.

Далее шла высокая стена, отделяющая второй ярус от третьего. Сиденья третьего яруса располагались более круто, чтобы улучшить обзор арены. Предназначались эти места тоже для римских граждан, но только низшего сословия. Четвёртый ярус был построен при Домициане. Туда поднимались приезжие, рабы и самые бедные граждане Рима, так как за четвёртый ярус плата не бралась. Но и места там были в основном стоячие. Существовали группы людей, которых не допускали в Колизей. К ним относились бывшие гладиаторы, работники погребальных служб и актёры.

Поверженного гладиатора приговаривают к смерти

Краткая история Колизея после строительства

После строительства амфитеатр Флавиев служил местом ярких и кровавых зрелищ. Включали они в себя бои гладиаторов, поединки со львами и другими крупными хищниками, морские сражения. Свободные граждане Рима с удовольствием ходили на такие мероприятия. К тому же, там постоянно присутствовал император. В конце гладиаторских боёв именно он решал, оставаться жить побеждённым противникам или нет. Но при этом глава империи всегда ориентировался на мнение зрителей. Приняв решение, он либо поднимал большой палец руки вверх, что означало жизнь, либо опускал его вниз, что означало смерть.

В 217 году Колизей был повреждён в результате большого пожара, вызванного молнией. Тот уничтожил деревянные верхние уровни. Ремонтные работы продолжались до 240 года. Гладиаторские битвы проходили в амфитеатре вплоть до 435 года, но потом были запрещены, так как не соответствовали духу христианской морали. В 443 году произошло сильное землетрясение, и амфитеатр сильно пострадал. Большие восстановительные работы проводились в нём в 484 и 508 годах. Последняя охота на животных датируется 523 годом.

После нашествия варваров амфитеатр Флавиев постепенно начал приходить в запустение и разрушаться. В конце VI века на его территории была построена небольшая часовня. Арену преобразовали в кладбище. Ярусы, где располагались сиденья, преобразовали в жилые помещения и начали сдавать их в аренду. В конце XI века Колизей превратила в свой замок богатая семья Франгипани (римский клан).

Так выглядел бой гладиаторов с верхнего яруса

В 1349 году амфитеатру были нанесены большие повреждения сильным землетрясением. У него обрушилась вся южная сторона. Из этих камней впоследствии построили церкви, больницы, иные здания в других районах Рима. После этого огромную конструкцию начали постепенно растаскивать на строительные материалы. Только северная часть Колизея оставалась нетронутой, так как она считалась собственностью католической церкви.

В 1749 году римский папа Бенедикт XIV заявил, что амфитеатр Флавиев является священным местом, так как здесь были замучены первые христиане. Но нет никаких свидетельств, чтобы кто-то поддержал заявление Бенедикта XIV. Видимо у людей была большая заинтересованность в строительных материалах. Но папу никто ослушиваться не посмел. Поэтому посередине арены разместили большой крест и алтари. Всё это было удалено только в 1874 году. Следующие римские папы также продолжали заботиться о Колизее. И по их приказу время от времени проводились капитальные ремонты оставшихся конструкций.

Внутри Колизея в наше время

В настоящее время величественное сооружение древности считается символом Рима. Его ежегодно посещает огромное количество туристов. Возле стен регулярно проводятся концерты, используя сохранившуюся стену амфитеатра как фон. К сожалению, окружающая атмосфера, загрязнённая выхлопными газами, негативно воздействует на древнюю конструкцию. Последние работы по восстановлению проходили с 1993 по 2000 годы. Обошлись они в 40 млрд. итальянский лир. Сумма большая, но деваться некуда, ведь нынешние поколения не должны забывать историю человеческой цивилизации.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...