Конфликт между армянами и азербайджанцами причины. Азербайджанские армяне, прошлое, настоящее и будущее

Мало кто понимает, что в карабахском конфликте самая пострадавшая сторона, которая стала заложником армянских националистов и шовинистов – это жители Нагорного Карабаха, которые формально относятся к «армянам».

Однако почти все без исключения беспристрастные люди, которые приезжают в Нагорный Карабах, отмечают, что местное население резко отличается от армян в Ереване и других регионах республики Армения. Причем как внешне, так и ментально.

Также практически все наблюдатели отмечают фактически полную внешнюю идентичность карабахских «армян» с соседями-азербайджанцами. Как будто речь идет о родных братьях. В принципе это так и есть. Парадокс, но по крови и генетически и армяне, и азербайджанцы Нагорного Карабаха — это практически один и тот же народ.

По мнению ученых, большинство жителей Карабаха – потомки древнего населения Кавказской Албании. Просто одни из них стали мусульманами и полностью перешли на тюркский язык (распространенный и в албанские времена), а вторые из-за осуществленной армянской плутократией политики духовного порабощения христиан Азербайджана и арменизации перешли на армянский язык, изначально населению Карабаха чуждый.

Доказательством того, что армяне Карабаха и армяне республики Армения разные народы, служит также то, что среди армян Нагорного Карабаха абсолютно не распространены те генетические заболевания, которые распространены среди армян республики Армения и характерны для жителей востока Средиземноморья и юга Балканского полуострова (то есть тех областей, откуда на Южный Кавказ и переселились потомки армян — хаев).

Все это говорит о том, что мы имеем дело не с генетическими армянами в Карабахе, а с арменизированным населением, которое, в принципе, особо ничего общего с большинством армян республики Армения по крови не имеет.
Более того, исторически известная воинственность карабахских армян (совершенно несвойственная основной массе армянского этноса) только подтверждает их иное происхождение по сравнению с основной массой армян.

В чем-то такой характер жителей карабахских гор роднит их с народами горного Дагестана, которые, как известно, генетически и по языку более близки к древним кавказским албанцам (язык потомков древних албанцев – удин – относится к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы кавказских языков).

Между тем история того, как столетиями шаг за шагом происходила арменизация албанского населения Карабаха и стирание даже исторической памяти о древнем народе, и самобытной культуре заслуживает отдельного исследования.

Изначально Кавказская Албания не имела ни этнически, ни культурно, ни даже религиозно с Арменией ничего общего. Древняя Албанская церковь вместе с Грузинской церковью старалась держаться Православия, в отличие от Армянской церкви, уклонившейся в монофизитство.

Однако армяне, чтобы начать процесс духовного порабощения Албанской церкви, прибегли к интриге. Они, по сути, заставили еще в начале 7-го столетия власти Сасанидского Ирана, под чьим управлением находились и Армения и Албания, объявить вне закона православное вероисповедание и разрешить только «армянскую версию» монофизитского вероисповедания.

Если в Грузии, сперва благодаря католикосу Кириону, а затем тюркам-хазарам и византийскому императору Ираклию, удалось избавиться от армянского духовного ига и восстановить православие (для этого хазарам пришлось взять штурмом Тбилиси и истребить персидских наместников), то судьба Албанской церкви сложилась более трагично. Албанская церковь не была подобно Грузинской церкви освобождена от монофизитства и духовного гнета армян, которые начали шаг за шагом распространять свое влияние в Кавказской Албании, используя «единоверие».

Впоследствии, с арабским завоеванием и началом процесса исламизации Азербайджана, вновь появился шанс на то, чтобы Албанская церковь стала самостоятельной и вышла из под армянского влияния. Но армянская верхушка подкупом и лестью привлекла на свою сторону уже мусульманских правителей, и продолжилось шаг за шагом духовное подчинение албанского католикосата армянскому духовенству. При этом вся албанская православная духовная литература и книги уничтожались и заменялись армянскими богослужебными книгами.

После того, как армянской торговой верхушке удалось заручиться поддержкой азербайджанских правителей (Кара Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидов), предоставившим армянскому торговому капиталу огромные привилегии, армянская духовная экспансия на территорию Албанского каталикосата и его арменизация продолжалась с новой силой. Противостоять сверхбогатым армянским купцам, зарабатывающими сверхдоходы на внешней торговле державы Сефевидов, и «спонсируемому» ими армянскому духовенству бедные крестьяне из малоземельного Нагорного Карабаха, понятное дело, не могли. Древние албанские храмы один за другим перешли под контроль армянского духовенства и ими весьма специфически «реставрировались».

Есть масса фактов, что старые албанские надписи на храмах Карабаха были сознательно заменены на более поздние армянские. Даже если в новых арменизированных надписях сохранялись тюркские и албанские слова – эти надписи уничтожали и «переписывали» по-новой, чтобы сделать их «чисто армянскими».

Тем не менее, свой язык и свое этническое самосознание албанцы-христиане сохраняли очень долго. Даже в 18-м столетии иностранцы отмечали особости карабахских христиан, которых хоть и называли «армянами» (по вероисповеданию), но их отличием от других армян. При этом нужно учесть, что между албанской церковью и армянской долгое время был своеобразный «буфер» — Сюникская митрополия на территории нынешнего Зангезура, который также исторически никогда не имел армянское население. Местные «армяне» — это потомки арменизированных албанцев и тюрков.

Окончательно арменизировано было христианское население древней Албании – Нагорного Карабаха в 19 столетии после того, как армянам удалось убедить власти Российской империи, что древние христиане Азербайджана тоже «армяне» и то, что их традиционно нужно подчинить армянкой церкви. В итоге Албанский каталикосат был упразднен и подчинен Эчмиадзинскому католикосату. А поскольку все верующие армянской церкви в Российской империи считались армянами, то к ним причислили и албанское население Карабаха.

Тогда же начали массово переселяться в Карабах армяне из Персии и Турции. Но примесь армянской крови среди коренных карабахцев все равно незначительная. Дело в том, что значительную часть переселявшихся в Карабах армян составляли купцы. Они образовали местную торгово-ростовщическую верхушку, жившую достаточно обособлено и даже особо не вступали в браки с «простым» карабахским населением албанского происхождения, представленным в основном крестьянами, к торговле никакого отношения не имеющим. При первой же возможности, поселившиеся в Карабахе армяне переселялись дальше – в крупные города Российской империи. Поэтому у большинства карабахских армян если и армянская примесь, то она очень несущественно и это даже видно по их внешности.

Удалось сохранить свою идентичность лишь части древнего албанского населения – удинам, которые сохранили язык и этническое самосознание просто чудом, несмотря на усилия армянского духовенства по искоренению любой памяти о древних албанских наречиях и переходу к общению христиан Азербайджана на армянский язык.

При этом армянское духовенство действовало изощренно. Священниками в приходы Албанского каталикосата захватавшие в нем власть армянские иерархи старались назначать представителей исключительно пришлых армян. У потомков древних албанских христианин не стало фактически духовенства, родственного им по крови. После того, как Албанский каталикосат был полностью подчинен духовному гнету армян, на территории Азербайджана из местного духовенства почти все представители коренного населения были шаг за шагом «вытеснены» армянами из Турции.

При этом нужно учесть, что арменизация проходила не только по духовной линии, но и по политической. Особенно она усилилась с появлением армянской террористической организации Дашнакцутюн. Дашнаки, в первую очередь, обращали внимание насаждению националистического армянского духа среди населения, которое они причислили к «армянам». Поэтому люди, которые в чем-то сумели сомневаться в своем армянском происхождении, подвергались преследованию, а иногда прямому террору. Известно, что дашнакскими террористами собственно в Карабахе сознательно уничтожались те армяне, которые не хотели работать на организацию и не хотели ее финансировать.

Конечно же, упущением властей советского Азербайджана было то, что они в годы СССР попались на армянские заявления о «дружбе армянского и азербайджанского народа, которая будет отныне всегда» и не стали возрождать уникальной албанской нации и албанской культуры. Даже сохранившаяся чудом удинская община была лишена в советские времена особой поддержки своей идентичности. Лишь то, что удинское население не подчинялись властям арменизированной Нагорно-Карабахской автономной области, спасло этот народ от принудительной ассимиляции.

Таким образом, армяне Карабаха по крови и по происхождению и культурным корням – никакие ни армяне. По крови они – древние албанцы со значительным тюркским компонентом. То, что они сегодня говорят по-армянски, ничего не значит. Большинство ирландцев свой язык забыли и говорят на английском языке, но четко осознают ирландское происхождение и свою ирландскую идентичность.

К счастью, находятся смелые люди из числа карабахцев-христиан, которые начинают бороться за свою албанскую идентичность. Делать это им трудно и опасно – тем большее значение имеет распространенное недавно в социальных сетях обращение Артура Агаджанова – бакинского армянина, выходца из Карабаха, который уже многие годы пытается бороться с армянской пропагандой и историческими фальсификациями. Из этого обращения многие впервые смогли узнать о трагедии подвергшегося жесточайшей ассимиляции и «промывке мозгов» в армянском националистическом духе христианского населения Карабаха, которое изначально армянам было абсолютно чуждо. Вот это обращение:

«В течение многих веков земля Карабаха остается ареной для различных войн и столкновений. В результате этих процессов страдает ее древняя культура, храмы, архитектурные памятники и наследие народов, которые являлись частью древнего государства Кавказская Албания. У этого древнего государства была своя особая культура, история и архитектура. Была Автокефальная Албанская Церковь – одна из старейших в христианском мире. Однако ныне все это древнее наследие или уничтожено, или же приписано к армянской культуре и истории.

Дело в том, что издревле людей делили по религиозному признаку, а не по этническому. Вплоть до 19 века именно по религиозной и конфессиональной принадлежности людей называли иудеями, христианами, магометанами, буддистами, гебрами (огнепоклонниками), армянами и др. Под этими названиями объединяли представителей разных народов, исповедовавших ту или иную веру. Уже после стала стираться разница между разными народами, которых начали объединять под общим самоназванием. Таким образом, понятие армяне превратилось из религиозного термина в этнический и под «армян» начали записывать кипчаков, татов, курдов, удин и представителей других кавказских народов, исповедовавших монофизитское христианство. Трагедия заключается в том, что всех, кого записали «армянами», подчинили Эчмиадзинской церкви, которая изначально было духовным центром гайканского (хайского) народа. В результате, всех армян насильно превратили в гайкан, лишив своего этнического самосознания, культуры и истории.

Уже два века, как армянские переселенцы (представители хайского или гайканского народа) из Турции, Ирана, стран Ближнего Востока осваивают древние земли Карабаха. В течение этих двух веков эти переселенцы при поддержке Эчмиадзинской церкви смогли упразднить древнюю Автокефальную Албанскую Церковь. В результате упразднения Гандзасарского и Амарасского и других патриарших престолов Албанской церкви в Карабахе и на всем Южном Кавказе, многочисленные народы, их культура, храмы, книги и наследие перешли в руки армянской церкви Эчмиадзина. Часть этих народов исповедовали армянское григорианство, но не имели ничего общего с армяно-хайским (гайканским) народом и Эчмиадзином. Однако эти народы насильно были деэтнизированы и арменизированы.

Карабахские христиане биологически близки к азербайджанскому и другим народам Кавказкой Албании. Однако на фоне молчаливого согласия и пособничества различных политических центров и стран, в течение двух веков армянское наследие разных народов, стран и культур были приписаны и переписаны в угоду армяно-хайскому народу и армянкой церкви Эчмиадзина. Эта вопиющая несправедливость стала причиной ряда кровавых межнациональных конфликтов, самым жестоким и кровоточащим из которых является армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт.

Мы понимаем, что любое высказывание или выступление против армянской националистической концепции по истории и судьбе Карабаха опасно для жизни. За последние 25-30 лет убито и терроризировано большое количество армянских политиков, общественных деятелей и активистов, которые выступали против постулатов армянского национализма. Любой, кто выступал с тем, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, частью истории древней Кавказской Албании и ее христианской культуры — сталкивался с прямой угрозой для своей жизни. Но мы считаем, что не надо бояться говорить правду и бороться за нее, следует решить Карабахскую проблему, иначе она достанется нашим детям и будет литься уже их кровь. Люди гибли и гибнут из-за фальшивой истории, разработанной и претворяемой армянскими националистами. Именно в такой исторической концепции кроется все зло, которое обрушилось на наши народы – мы должны сделать все, чтобы разоблачить фальшивую историю и остановить кровопролитие. Нас, карабахских армян из-за этнической разницы с гайканами в Армении считали и продолжают считать людьми «второго сорта», презрительно называя «шуртвацами» (перевертышами, оборотнями). Это еще раз подтверждает, что сами же гайкане признают нас другим народом, отличным этнически, духовно и исторически.

Призываем мировую общественность, международные организации – ООН, ЮНЕСКО и другие принять все меры для сохранения и изучения крупиц древнего наследия различных народов армянского вероисповедания. Мы со своей стороны, готовы внести свой вклад в борьбу за сохранение, изучение и популяризацию наследия народов армянского вероисповедания и восстановления Автокефальной Албанской Церкви – одной из старейших в христианском мире. Мы с радостью восприняли информацию о возрождении в Азербайджане Албанской церкви и восстановлении службы в храмах. Это является большим стимулом для нас и поводом объединиться вокруг албанского духовного наследия. С этой целью в ближайшее время мы создадим организацию, в ряды которой смогут войти все, кому не равнодушна судьба и история Карабаха.

Призываю всех помочь в распространении этого обращения!»

Борьбе за возрождение фактически уничтоженной идентичности древнего и уникального народа – кавказских албанцев – нужно помочь.

Также необходимо, чтобы в Азербайджане, особенно после деокупации Карабаха, среди местного армянского населения шаг за шагом возродилось свое албанское самосознание и эти люди влились в единое азербайджанское государство как уникальная, не имеющая аналогов в мире этнокультурная общность. Для Азербайджана то, что среди потомков древних албанцев начнется движение за возрождение своих духовных и культурных корней очень важно, поскольку это будет способствовать самобытности и развитию страны.

Усиление этнического сепаратизма эксперты считают одним из основных факторов, негативно влияющих на обеспечение региональной и международной безопасности. Ярким тому примером на постсоветском пространстве уже почти три десятилетия остается конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Изначально конфликт между Арменией и Азербайджаном был искусственно спровоцирован извне, причем рычаги давления на ситуацию находились в разных руках, которым противостояние было необходимо сначала для развала СССР, а потом для прихода к власти карабахского клана. Кроме того, разгорающийся конфликт сыграл на руку тем крупным игрокам, которые намеревались упрочить свое присутствие в регионе. И, наконец, противостояние позволяло давить на Баку для заключения с ним более выгодных нефтяных контрактов. По разработанному сценарию, события начались в НКАО и в Ереване - азербайджанцев увольняли с работы, и люди были вынуждены уезжать в Азербайджан. Затем начались погромы в армянских кварталах Сумгаита и в Баку, который, к слову, был самым интернациональным городом Закавказья.

Политолог Сергей Кургинян рассказывал, что когда зверски убивали армян вначале в Сумгаите, издеваясь над ними и совершая некие ритуальные действия, то делали это не азербайджанцы, а люди со стороны, нанятые представители международных частных структур. "Мы этих представителей знаем по именам, знаем, к каким структурам они принадлежали тогда, к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключали к этому делу азербайджанцев, потом убивали азербайджанцев, подключали к этому делу армян. Потом сталкивали армян и азербайджанцев, и начиналась эта управляемая напряженность. Мы это все видели, мы видели, что за этим стоит", - рассказывало политолог.

По данным Кургиняна, в то время "не имеющие никакого к этому отношения демакратоидные и либероидные мифы уже воспринимались как истина в последней инстанции, как нечто самоочевидное, как нечто абсолютно правильное, они уже управляли сознанием. Все эти вирусы уже вгрызались в сознание, и толпы бежали в нужном направлении, в направлении к собственному концу, к собственной беде, к собственному предельному неблагополучию, в котором они и оказались в последствии". Позднее такая тактика была использована для разжигания и других конфликтов.

Пути урегулирования конфликта ищет обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.

Карабахская война стала одной из самых кровопролитных на постсоветском пространстве. Народы близкими языками и культурой, веками жившие рядом, оказались разделены на два враждующих лагеря. За многолетний период конфликта погибло более 18 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет.

Население с обеих сторон живет в постоянным напряжении в связи с частыми перестрелками, и опасность возобновления крупномасштабный войны сохраняется до сих пор. Причем речь идет не только о войне с применением огнестрельного оружия. Конфликт проявляется в разделе общего исторического и культурного наследия, в том числе национальной музыки, архитектуры, литературы, кухни.

С момента заключения перемирия в Карабахе прошло уже 25 лет, и азербайджанскому руководству с каждым годом все труднее и труднее объяснять своему обществу, по какой причине самая богатая страна региона продолжает испытывать трудности в решении вопроса восстановления территориальной целостности. Сегодня в регионе разворачивается настоящая информационная война. Хотя полномасштабные военные действия уже не ведутся (за исключением эскалации в апреле 2016), война стала явлением ментальным. Армения и Карабах живут в напряжении, которое поддерживается силами, заинтересованными в дестабилизации региона. Атмосфера милитаризации заметна на примере воспитательных программ школьных и дошкольных учреждений Армении и непризнанной "Нагорно-Карабахской Республики". СМИ не перестают заявлять об угрозе, которую они усматривают в заявлениях азербайджанских политиков.

В Армении карабахский вопрос разделяет общество на два лагеря: тех, кто настаивает на принятии ситуации де-факто без каких-либо уступок, и тех, кто соглашается на необходимость принятия болезненных компромиссов, благодаря которым удастся преодолеть кризисные послевоенные последствия, в том числе экономическую блокаду Армении. Стоит заметить, что ветераны карабахской войны, которые сейчас находятся у власти в Ереване и "НКР", не рассматривают условие сдачи занятых районов. Правящие элиты страны понимают, что попытка передать под прямой контроль Баку хотя бы часть спорных территорий приведет к митингам в армянской столице, а, может, и к гражданскому противостоянию в стране. Тем более, многие ветераны категорически отказываются возвращать "трофейные" территории, которые им удалось отвоевать в 1990-е годы.

Несмотря на очевидный кризис в отношениях, и в Армении, и в Азербайджане существует общее осознание негативных последствий происходящего. До 1987 года мирное сосуществование поддерживалось межнациональными браками. Не может быть и речи о "вечной войне" армян и азербайджанцев, так как за всю историю в самом Карабахе не существовало условий, из-за которых азербайджанское население могло покидать НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область

Между тем, представители армянской диаспоры, которые родились и выросли в Баку не льют негатива на своих друзей и знакомых из Азербайджана. "Народ врагом быть не может", - часто можно услышать из уст старшего поколения азербайджанцев, когда речь идет о Карабахе.

Тем не менее карабахский вопрос остается рычагом давления на Армению и Азербайджан. Проблема накладывает отпечаток на ментальном восприятии армян и азербайджанцев, которые живут за пределами Закавказья, что, в свою очередь, служит поводом для складывания негативного стереотипа взаимоотношений двух народов. Проще говоря, карабахская проблема мешает жить, мешает вплотную заняться проблемами энергетической безопасности региона, а также реализовывать выгодные для всего Закавказья совместные транспортные проекты. Но совершить первый шаг к урегулированию не решается ни одна власть, опасаясь конца своей политической карьеры в случае уступок в карабахском вопросе.

В понимании Баку начало мирного процесса - это конкретные шаги по освобождению части земель, которые в данный момент отторгнуты. Эти территории Азербайджан считает оккупированными, ссылаясь на резолюции Совета безопасности ООН времен карабахской войны 1992-1993 годов. В Армении перспектива возврата земель - крайне болезненная тема. Это связано с вопросом безопасности местного гражданского населения. За послевоенные годы, занятые территории превратились в "пояс безопасности", потому сдача стратегических высот и территорий для армянских полевых командиров немыслима. Но именно после захвата территорий, которые не входили в состав НКАО, произошло самое массовое изгнание мирного населения. Почти 45% азербайджанских беженцев происходят из Агдамского и Физулинского районов, а сам Агдам и сегодня остается городом-призраком.

Чья это территория? Прямо ответить на этот вопрос невозможно, так как археология, памятники архитектуры дают все основания полагать, что и армянское и тюркское присутствие в регионе исчисляется веками. Это общая земля и общий дом многих народов, включая и тех, которые сегодня конфликтуют. Карабах для азербайджанцев - вопрос национальной важности, так как было осуществлено изгнание и отторжение. Карабах для армян - идея борьбы народа за право на землю. В Карабахе сложно найти человека, готового согласиться на возвращение прилегающих территорий, ведь эта тема увязана с вопросом безопасности. В регионе не устранена межнациональная напряженность, преодолев которую будет возможно говорить, что карабахский вопрос в скором времени будет разрешен.

Ариф ЮНУСОВ
кандидат исторических наук, руководитель департамента конфликтологии и миграции Института Мира и Демократии Азербайджана.

Вместо предисловия

В феврале нынешнего года исполнилось 10 лет армяно-азербайджанскому конфликту, больше известному миру как "карабахская война". Это противостояние двух соседних народов, веками живущих бок о бок, положило начало этническим конфликтам на территории бывшей СССР и ныне расценивается не только как самый затяжной, но и сложный в регионе, решение которого будет найдено явно не скоро.

Об этом конфликте написано и рассказано очень много. Но в основном статьи и исследования посвящены истории и характеру происходящих событий. Цель настоящей работы иная - определить цену этого конфликта, выявить изменения, произошедшие за 10 лет в судьбе народов Азербайджана и Армении.

Для лучшего понимания тех или иных данных, а также миграционных и демографических процессов, анализ потерь сторон и произошедших изменений даются в хронологическом порядке. При этом учитывается, что далеко не каждой цифре, приведенной в разное время конфликта, особенно на официальном уровне, можно верить.

Источники

В основу настоящего исследования положен разнообразный круг источников. Это и многочисленные материалы и документы, полученные мною еще в 1988-1990 гг. из Прокуратуры и МВД СССР в связи с депортациями и погромами в обеих республиках, а также личные встречи и беседы с беженцами в тот период. Широко использованы материалы Государственных комитетов по статистике (Госкомстат) Азербайджана и Армении в 1989-1998 гг. и другие официальные документы конфликтующих сторон. В большом количестве использованы также материалы правозащитных и международных организаций ("Хельсинки вотч", "Эмнести Интенашнл", "Мемориал", ООН, Международная организация по миграции, Красный крест и др.) и, конечно, сведения прессы и исследования по этому конфликту, появлявшиеся за эти годы.

Предварительная статистика

Судя по последней советской переписи, проводившейся 12 января 1989 г., тогда в Азербайджане проживало 7 млн. 21 тыс. чел., из них азербайджанцев - 5 млн. 805 тыс. чел. (83% населения), а армян - 391 тыс. (5,6%). При этом в НКАО по переписи было зарегистрировано 189 тыс. чел. (около 3% населения республики), из них армян - 145 тыс. (77% населения области), а азербайджанцев - 41 тыс. (22 % населения области).

В Армении же проживало по переписи 1989 г. 3 млн. 305 тыс. чел., из них армян - 3 млн. 84 тыс. чел (93% населения республики), а азербайджанцев всего 85 тыс. чел. (около 3 %).

Однако достоверность этих цифр уже тогда вызывало большие сомнения, поскольку перепись проводилась в экстремальных условиях через год после начала конфликта. За это время в обеих республиках уже имели место погромы и депортации, что естественно сказалось на итогах переписи. Так, в Армении в 1989 г. по переписи азербайджанцев было около 85 тыс. чел. Между тем перепись 1979 г. зафиксировала иную цифру - 161 тыс. (5% населения республики). Поэтому реальнее взять за основу данные Госкомстата Азербайджана, зарегистрировавшего 186 тыс. азербайджанцев, изгнанных из Армении.

Заметно сократилось и количество армян в Азербайджане по переписи 1989 г., поэтому за основу, вероятно, следует брать данные 1979 г. - 475 тыс. чел. (8% населения республики), либо количество зарегистрированных беженцев. И уж тем более подозрительны цифры по НКАО. Переписи 1939, 1959, 1970 и 1979 гг. четко фиксируют сокращение количества армян в области в процентном отношении с 88% до 76% соответственно. А перепись 1989 г. увеличивает количество армян здесь до 77%. Вот почему в Азербайджане, не доверяя данным переписи 1989 г., в октябре 1990 г. провели в 51 населенном азербайджанцами городах и селах НКАО повторную перепись. Выявилось, что азербайджанцев в области не 41, а 46 тыс. чел. (24%), а с учетом представителей других национальностей в НКАО не-армян проживало 47 тыс. чел.

Начало конфликта

Официально начало карабахского конфликта датируется 20 февраля 1988 г., когда сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение о присоединение области к Армении. Но фактически противоборство началось с весны 1986 г., когда в Армении и НКАО среди армянского населения стали собирать подписи и организовывать посылку в Москву сотен писем и телеграмм с просьбой рассмотреть проблему Нагорного Карабаха. А в октябре 1987 г. в Ереване прошли и первые демонстрации.

По мере развития событий в Армении, здесь заметно стало ухудшаться положение азербайджанцев. В конце 1987 г., на втором году "перестройки" Азербайджан первым среди бывших советских республик столкнулся с проблемой беженцев и миграции населения - сюда из Армении, в основном из Кафанского, а также Сисианского и Мегринского районов республики бежали первые сотни азербайджанцев. К 25 январю 1988 г. их количество перевалило за 4 тыс. чел.

По указанию из Москвы власти Азербайджана скрыли этот факт от общественности и постарались поскорее разместить прибывших беженцев под Сумгаитом, в основном в селах Фатмаи и Сарай.

14 февраля в Степанакерте начались первые митинги и уже 18 сентября в Баку появилась новая волна беженцев-азербайджанцев, теперь из НКАО, в основном из Степанакерта. А 22 февраля пролилась и первая кровь: в районе пос. Аскеран произошло столкновение сторон, в результате которого погибло двое азербайджанцев - Али Гаджиев и Бахтияр Гулиев. Они открыли счет жертвам карабахского конфликта.

Вечером 27 февраля в Сумгаите начались избиения армян, которые 28-29 февраля переросли в погромы, остановленные спецназом и милицией лишь к 1 марта. Итог: убито 26 армян и 6 азербайджанцев, ранено около 130 жителей (из них 54 азербайджанца и 34 армянина) и 275 военнослужащих и милиционеров.

После этих событий обе тогда еще советские республики захлестнули волны беженцев, которые, спасаясь от реального или ожидаемого насилия, спешно покидали родные места. Считается, что события во многом носили неуправляемый характер и развивались спонтанно. На насилие следовало ответное насилие и все руками самих беженцев. Однако это было не совсем так, о чем есть немало свидетельств. Достаточно привести такой пример: на митинге 4 ноября 1988 г. в Ереване активист карабахского движения Р. Казарян прямо призывал "с помощью отрядов", которые были созданы заранее "всячески обеспечить эмиграцию. Впервые за эти десятилетия нам предоставлена уникальная возможность очистить (так в тексте! - А. Ю.) Армению. Я считаю это самым большим достижением нашей борьбы за эти десять месяцев".

В Армении основные события развернулись с 27 ноября 1988 г., когда произошли организованные нападения на села азербайджанцев и курдов-мусульман, приведшие к многочисленным жертвам. Даже страшное землетрясение 7 декабря не остановило в Армении погромы. Последний азербайджанец в том году был убит 12 декабря. Немало азербайджанцев погибло при бегстве из Армении по заснеженным перевалам. Всего в 1988 г. в Армении погибло 188 азербайджанцев и курдов.

А в Азербайджане наиболее серьезный инцидент произошел в Гяндже, где 24 ноября толпа азербайджанцев прорвалась в армянский район города и немало армян (официально один) погибло и было ранено. В других населенных пунктах Азербайджана также были отмечены многочисленные случаи нападений на армян, но о смертельных случаях не сообщалось.

В 1989 г. эпицентр столкновений переместился в НКАО, где отмечены нападения обеих сторон друг против друга, многие со смертельным исходом, а также террористические акты. И все это на фоне продолжавшейся депортации населения из обеих республик.

В том же 1989 г. в Азербайджане появились первые тысячи месхетинских турок, которые, спасаясь от погромов, бежали из Узбекистана. К середине 1992 г. Госкомстат Азербайджана зарегистрировал в качестве беженцев около 52 тыс. месхетинских турок, в подавляющем большинстве осевших в сельских районах республики.

В начале января 1990 г. сначала в Ханларском районе Азербайджана, а затем практически вдоль всей армяно-азербайджанской границы начались столкновения противоборствующих сторон с применением огнестрельного оружия. А 13-15 января произошли погромы армян в Баку, в результате которого погибло 66 армян и 2 азербайджанца. Еще 20 армян, судя по армянской прессе, позже скончались от ран в ереванских больницах. Ранено около 300 армян.

Результат всего вышеизложенного по данным Госкомстатов Азербайджана и Армении того периода: к началу февраля 1990 г. все 186 тыс. азербайджанцев, а также 11 тыс. курдов и 3,5 тыс. русских бежали из Армении в Азербайджан, а чуть позже некоторые из них, в основном русские и часть курдов, перебрались в Россию. В середине 1990 г. Госкомстат Азербайджана зарегистрировал в республике 233 тыс. беженцев из Армении и Узбекистана.

В свою очередь, за тот же период 229 тыс. армян бежали из Азербайджана в Армению, а около 100 тыс. переехали в другие регионы СССР, в основном в Россию. После январских событий 1990 г. 108 тыс. русских покинуло Азербайджан. При этом, в ходе погромов в 1988-1990 гг. в обеих республиках было убито 216 азербайджанцев и 119 армян. А в НКАО и вокруг него в те же годы погибли 91 азербайджанец и 85 армян.

Армяно-азербайджанская война в 1991-1994 гг.

Распад СССР и объявление о независимости в 1991 г. Азербайджана и Армении перевели карабахский конфликт в стадию международной конфронтации двух государств. Осенью 1991 г. армянские вооруженные силы начали наступление и к лету 1992 г. изгнали из Нагорного Карабаха и прилегающего Лачинского района все местное азербайджанское и курдское население, которые пополнили армию беженцев, но уже в качестве вынужденных переселенцев. Количество последних не было стабильным и в 1992 г. по данным республиканского Госкомстата колебалось в пределах 212-220 тыс. чел.

В свою очередь в ходе летнего наступления в 1992 г. азербайджанских войск почти все армянское население Ханларского и бывшего Шаумяновского районов (исключение - смешанные семьи), а также Нагорного Карабаха (всего - около 40 тыс. чел.) пополнили в Армении армию беженцев из Азербайджана. К ним добавились в тот период около 50 тыс. армян - вынужденных переселенцев из приграничных с Азербайджаном районов, оказавшихся в зоне боевых действий.

1992 год вошел в историю армяно-азербайджанской войны как год массового применения обеими сторонами сотен бронемашин, а также авиации и артиллерии, что резко увеличило количество потерь сторон. При этом подавляющее большинство потерь в тот год пало на военнослужащих. В тот год Азербайджан потерял убитыми 3.300 чел., из них более 2 тыс. это военнослужащие, а армяне потеряли около 1 тыс. солдат и офицеров и 1,5 тыс. мирных жителей.

Ситуация с беженцами и миграцией населения в результате конфликта кардинально изменилась в 1993 г. Почти беспрерывное наступление армянских войск и хаос в политической жизни Азербайджана привели к оккупации к концу 1993 г. еще 6 районов вне территории бывшей НКАО. Как следствие, из оккупированных районов в глубь территории Азербайджана хлынул массовый поток вынужденных переселенцев. Этот людской поток из внутренних районов Азербайджана был столь лавинообразным и беспрерывным, что резко обострил социально-экономическую ситуацию в республике. Особенно много вынужденных переселенцев скопилось на юге страны, в основном вдоль границы с Ираном в районе городов Имишли, Сабирабад и Саатлы. Опасаясь социального взрыва, азербайджанские власти в августе 1993 г. даже перекрыли все дороги из зоны боевых действий на Баку и другие крупные города страны. В свою очередь, появление значительного количества беженцев у северной границы Ирана, где проживают преимущественно азербайджанцы, очень встревожило официальный Тегеран. Тогда же власти Ирана быстро дали согласие на обустройство палаточных лагерей на 100 тыс. чел. вокруг Имишли, Саатлы и Сабирабада.

Турция, а вслед за ними и Саудовская Аравия не замедлили последовать примеру Ирана и осенью 1993 г. уже близ городов Барда и Агджабеди появились лагеря беженцев. Так появились первые лагеря, пока палаточные для вынужденных переселенцев Азербайджана, построенные иранцами, турками и арабами. Но вскоре инициативу перехватили международные, в основном западные гуманитарные организации, которые построили в 1994-1997 гг. не только многочисленные лагеря, но уже и поселки для вынужденных переселенцев.

Здесь следует сказать также, что поток беженцев из внутренних районов республики в 1993 г. очень сильно осложнил работу Госкомстата и других органов власти по работе с беженцами. Постоянные миграции по всем районам республики, их регистрация сразу в нескольких местах, а также хаос и кризис власти в тот период сказались на учете вынужденных переселенцев. Если после оккупации Кельбаджарского района в начале апреля 1993 г. официально было зарегистрировано 243 тыс. вынужденных переселенцев, то к началу декабря того же года Госкомстат зафиксировал уже почти 779 тыс. вынужденных переселенцев. То есть, за 7 месяцев количество вынужденных переселенцев возросло более чем на 535 тыс. чел. На основании этих данных правительство Азербайджана тогда же заявило о оккупации 20% территории республики и наличии в стране более 1 млн. беженцев и вынужденных переселенцев.

Подписание в мае 1994 г. перемирия позволило азербайджанским властям стабилизировать положение в республике и в целом взять ситуацию с вынужденными переселенцами под контроль, что сразу же сказалось на учете последних. Количество вынужденных переселенцев все время падало и на 1 января 1998 г. Госкомстат привел новые цифры вынужденных переселенцев - 620 тыс. чел. Таким образом, по официальным данным на сегодня в Азербайджане всего, с учетом ранее прибывших из Армении и Узбекистана зарегистрировано 853 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев (11% населения республики). Однако и эти данные вызывают у многих международных гуманитарных и общественных организаций сомнения, ибо даже по официальным данным на 1 января 1992 г. в бывшем НКАО и на территории 7 оккупированных районов проживало или числилось около 480 тыс. чел. С учетом части населения вдоль границы с Армении, также покинувших свои дома, реально количество вынужденных переселенцев должно быть не более 520 тыс. чел.

Расселение и национальный состав вынужденных переселенцев

Официально зарегистрированные в Азербайджане 620 тыс. вынужденных переселенцев (8% населения республики) подразделяются на тех, кто живет в 28 лагерях и поселках (более 90 тыс. чел.); кто устроился в общественных зданиях (около 300 тыс. чел.) и тех, кто распределен в обычные жилищные условия (около 230 тыс. чел.).

Территориально 53% вынужденных переселенцев живут в городах, в основном в Баку, Сумгаите, Гяндже и Мингечауре. Регионально они расселились в основном в двух зонах: в столице и вокруг нее, а также в центре страны вдоль линии армяно-азербайджанского фронта от г. Гянджа до г. Саатлы.

Подавляющее большинство вынужденных переселенцев (99%) - это азербайджанцы. Далее по численности идут курды - более 5 тыс. чел. При этом в 1993-1994 гг. почти 45% курдов бежало из Нагорного Карабаха в Баку. Однако по мере стабилизации ситуации значительная часть курдов, особенно из Лачинского района, переехало в Карабах в Агджабединский район, где ныне проживает 73% всех курдов-беженцев.

Доля остальных народов (русские, месхетинские турки и др.) среди вынужденных переселенцев Азербайджана очень мала.

Жизнь беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане

За всеми вышеуказанными цифрами - боль и страдания огромной массы людей вне зависимости от национальности, веры и нынешнего места проживания. Излишне говорить, что сегодня беженцы наиболее уязвимая группа населения, имеющая свои специфические проблемы. Практически все они - жертвы, либо свидетели насилия в ходе боевых действий, вынужденные под страхом смерти покинуть свои дома. Все это наложило серьезный отпечаток на их психику и даже по прошествии нескольких лет многие из них страдают психическими заболеваниями, либо нуждаются в помощи врачей.

Особые условия жизни у тех беженцев, которые сегодня живут в лагерях. Жизнь за счет гуманитарной помощи привела к появлению у них синдрома зависимости и любая информация о прекращении этой помощи вызывает у них панику и может спровоцировать даже волнения. Подобные факты уже имели место в конце 1996 г., когда ряд гуманитарных организаций прекратили свою деятельность в Азербайджане. К тому же лагерная жизнь имеет свою специфику. Во-первых, имеет место социальная и культурно-бытовая неустроенность. В лагерях, очень часто построенных без учета менталитета и прежних условий жизни беженцев, поселены люди, отличающиеся, порой очень сильно друг от друга по уровню образования, традициям, профессиональной подготовке. В условиях сильной зависимости от внешней помощи это нередко приводит к конфликтам и столкновениям интересов. Особенно тяжело приходится женщинам и девушкам, чьи проблемы практически не учитываются как властями, так и гуманитарными организациями при строительстве лагерей и раздаче помощи. Все это вызвало серьезный кризис во многих семьях беженцев: мужчины заняты безуспешными поисками работы и месяцами живут вне дома, часть женщин негласно добывает средства к существованию за счет проституции, а дети не всегда посещают школы из-за дороговизны учебников и школьной одежды. Вышесказанное уже сегодня привело к тому, что сложившиеся условия сделали беженцев и вынужденных переселенцев питательной средой для преступности в Азербайджане и создали угрозу генофонду нации.

О этих и других проблемах беженцев и их нуждах в целом написано достаточно много. Гораздо меньше известно о реакции на их появление в азербайджанском обществе, что также повлияло на психику и менталитет беженцев.

На первом этапе, в 1988-1990 гг. население с симпатией отнеслось к беженцам. Особенно это касалось месхетинских турок. Будучи по природе сельчанами, турки и в Азербайджане поселились в удаленных от столицы сельских районах, где они при поддержке и доброжелательном отношении местного населения быстро приноровились к новым условиям жизни, сохранив при этом свой прежний быт.

Отношение к беженцам из Армении было несколько иным, особенно властей. Более зависимое и практически всецело полагавшееся на Москву, тогдашнее руководство Азербайджана стремилось вернуть беженцев из Армении в места их прежнего проживания. В 1988 г. у азербайджанских беженцев было немало конфликтов с местными органами власти, особенно полицией.

К концу 1989 г. у беженцев из Армении появились трения и с местным населением, в первую очередь в Баку. Дело в том, что подавляющее большинство беженцев из Армении - это жители сельских районов. Но в отличие от месхетинских турок и несмотря на препятствия властей, большинство беженцев из Армении осело в столице, а также Сумгаите и Гяндже. Здесь у них постоянно стали возникать конфликты с местными армянами, вылившиеся впоследствии при попустительстве властей в погромы в этих городах.

Вслед за этим у беженцев из Армении стали появляться проблемы и с азербайджанцами-горожами. Будучи представителями сельской культуры, беженцам из Армении требовалось время для адаптации в новых городских условиях. Но у них не было времени, к тому же остро стоял жилищный вопрос и почти постоянно происходили конфликты с властями. Эмоциальное состояние беженцев было объяснимо. Но их агрессивность, стремление навязать свои правила и привычки горожанам очень скоро вызвали у последних неприязнь, особенно заметную в столице, где отныне к беженцам из Армении приклеилось негативное прозвище "ераз" (ереванские азербайджанцы).

Отрицательное отношение к беженцам в обществе было столь сильным, что по сути автоматически перешло и на вынужденных переселенцев из Карабаха. Во многом это объясняется тем, что вынужденные переселенцы в условиях острого социально-экономического кризиса в республике, хоть и невольно, но стали конкурентами местному населению, также занятому поисками средств к существованию. Даже месхетинских турок это коснулось. В 1997 г. отмечены несколько конфликтов уже вынужденных переселенцев с месхетинскими турками. Отнюдь не случайно сократилось количество месхетинских турок-беженцев из Узбекистана. По данным Госкомстата Азербайджана на июнь 1997 г., в республике ныне проживает 29 тыс. турок-беженцев, то есть 44% от числа ранее прибывших в Азербайджан из Узбекистана, в 1993-1997 гг. покинуло страну.

Миграционный процесс в 1993-1997 гг.

Перемирие на армяно-азербайджанском фронте остановило поток беженцев из зоны боевых действий внутри республики, но теперь заметно увеличило вне республики.

Собственно, этот процесс шел и ранее. Наряду с армянами в 1988-1990 гг. республику покинуло большое количество граждан нетитульной национальности. Особенно сильные изменения произошли со славянскими народами, в первую очередь русскими. По официальным данным властей Азербайджана, после 1989 г. республику покинуло 169 тыс. русских, 15 тыс. украинцев и 3 тыс. белорусов. Правда, российская сторона, в частности посольство РФ в Азербайджане, считает, что на самом деле из Азербайджана уехало более 220 тыс. русских, а осталось около 180 тыс. чел. При этом основное количество русских уехало в 1990-1992 гг. в связи с нестабильной политической ситуацией в республике. Впоследствии отток русских отсюда заметно сократился и теперь ежегодно, по данным посольства РФ в Азербайджане, из республики на постоянное жительство в Россию выезжает до 10 тыс. чел. и не все из них русские по происхождению. При этом, в основе миграции русских и других граждан не титульной национальности из Азербайджана ныне лежат социально-экономические причины.

После прекращения боевых действий среди выезжающих за пределы республики стало заметным преобладание азербайджанцев. Собственно, отъезд азербайджанцев за пределы страны с начала карабахского конфликта был и ранее: в 1988-1990 гг. десятки тысяч так называемых "русскоязычных" азербайджанцев, в основном жителей Баку, эмигрировали в Россию (официально Миграционная служба России в 1993 г. зарегистрировала всего 8 тыс. азербайджанцев в качестве беженцев). Основной причиной их отъезда была нестабильная политическая ситуация, страх за свое будущее по мере усиления позиций радикально настроенных национал-патриотических сил и увеличивающегося количества беженцев-сельчан.

По мере усиления боевых действий в 1992-1993 гг. за пределы республики стали выезжать уже не только "русскоязычные" азербайджанцы.

После перемирия 1994 г. поток выезжающих за пределы азербайджанцев стал просто-таки угрожающим. При этом среди мигрантов теперь заметно стало возрастать количество беженцев и вынужденных переселенцев. Это была самая настоящая трудовая миграция. Не имея возможности найти работу в Азербайджане, они стали отправляться на заработки, в основном в Россию, а также в другие республики СНГ. Немало беженцев и вынужденных переселенцев выехало в Турцию и Иран.

При этом, в Турцию вначале направились представители национальной интеллигенции, деятели науки и культуры. Но впоследствии, особенно в последние годы среди мигрантов в Турцию стало заметно больше выходцев из Нахчеванской АР и проживающих там беженцев. В Иран же как правило уезжают жители из приграничных южных районов. Работают азербайджанцы в этих странах как правило в сфере услуг, на стройках, а также носильщиками и пастухами.

Тот факт, что при выезде из страны в поисках средств к существованию из всех стран мира, в том числе республик СНГ, азербайджанцы отдают предпочтение России - легко объяснимо. Причин много: страна соседняя и хорошо знакомая, по числу смешанных браков русские находятся на первом месте, нет языкового барьера - практически все северные азербайджанцы знают русский язык. Немалую роль сыграл и экономический фактор: ведь к концу 70 - началу 80-х гг., то есть накануне падения СССР азербайджанцы негласно контролировали почти 80% советского цветочного бизнеса, что приносило ежегодно гигантский по тем временам доход в 2 млрд. рублей. В результате расцвета цветочного бизнеса в Азербайджане тогда сформировалась достаточно влиятельная и стабильная прослойка предпринимателей (в основном жителей Баку и Апшеронского полуострова), ориентированных на российский рынок.

Даже ухудшение отношения русских к азербайджанцам после распада СССР и дискриминационные действия властей России, в первую очередь Москвы, не остановили поток прибывающих сюда граждан Азербайджана. При этом выезд подавляющего большинства граждан властями республики практически не фиксируется, ибо многие из них уезжают, не снявшись с учета и живут они в России, а также в странах СНГ нелегально. При этом сегодня в большинстве своем выезжают беженцы и вынужденные переселенцы, в основном мужчины в возрасте 20-40 лет, которые месяцами, а многие годами нелегально подрабатывают. Это обстоятельство очень мешает вести точный учет эмигрировавших из Азербайджана в Россию и другие республики СНГ. Поэтому приводимые в прессе данные достаточно приблизительны.

По данным азербайджанской прессы, в 1991-1997 гг. в Россию из республики выехало более 1,5 млн. чел., а сегодня в этой стране по неофициальным данным живет и работает от 2 до 3 млн. азербайджанских граждан - это 30-40% от общей численности населения Азербайджана. При этом, по данным МВД России и прессы, сегодня в Москве пребывает как прописанных, так и без прописки около 400 тыс. азербайджанцев, а с учетом Московской области эта цифра возрастает до 1 млн. чел. В Санкт-Петербурге количество азербайджанцев достигло 200 тыс. чел. Зафиксированы азербайджанцы практически во всех регионах России. Немало азербайджанцев даже в далекой и холодной для южан Сибири и на Дальнем Востоке. В Тюменской области официально прописано 23 тыс. азербайджанцев, а фактически последних здесь до 100 тыс. чел. В Омской области - до 20 тыс., в Томской - более 50 тыс. чел. В южносибирских городах число азербайджанцев приблизилось сегодня к отметке 150 тыс. чел. А на Дальнем Востоке больше всего азербайджанцев в Приморье, только в г. Владивосток проживает около 70 тыс. азербайджанцев.

Интересно, что азербайджанцы стараются селиться в России по местническому признаку. Так, уроженцы городов Казах и Акстафа оседают в городах Когалым, Сургут и Тюмень, а бакинцы и жители Апшерона вначале предпочитали селиться в основном в столице России, а ныне после упадка цветочного бизнеса начали осваивать Дальний Восток, оседая во Владивостоке, Хабаровске и на полуострове Сахалин. Как ни удивительно, но жители субтропических южных районов (Ленкорань, Масаллы и др.), не пугаясь суровых холодов российского севера, успешно осваивают этот регион и сегодня их немало в Мурманске, Архангельске и других населенных пунктах Заполярья.

Уроженцы Карабаха еще недавно оседали в основном в Самаре и Нижнем Новгороде, а шамкирцы и гянджинцы - в Москве, Подмосковье и в Санкт-Петербурге. Однако сегодня здесь произошли некоторые изменения: часть карабахцев, в основном беженцы из Агдама и Физули, а также жители Нахчевана все активнее осваивают Москву и некоторые столичные рынки контролируют уже они.

Сфера деятельности азербайджанцев в России достаточно обширна. Те из них, кто родился в России, либо приехал сюда еще в советское время на учебу и являются гражданами этой страны, ныне работают в сфере науки и искусства, либо крупного бизнеса. Как правило, они же возглавляют азербайджанские общины в российских городах и регионах.

Те же жители Азербайджана, кто прибывал в Россию в годы карабахского конфликта и распада СССР, устроились по-разному: от среднего и крупного бизнеса до сезонных работ на стройках, в промышленности и транспорте. Немало их в сфере услуги и в системе правоохранительных органов.

Раньше азербайджанцы отдавали предпочтение проживанию в городах России, что было закономерно, ибо в советский период из республики уезжали представители интеллигенции или студенты на учебу, то есть горожане. Сейчас же среди эмигрантов из Азербайджана резко возросло число беженцев и выходцев из сельских районов республики, что связано с колоссальной безработицей. В городах, особенно крупных, они чувствуют себя не столь уютно и привычно. К тому же в городах, особенно Москве и Санкт-Петербурге они слишком часто становились жертвами погромов и националистических выступлений части россиян, постоянных нападений милиции и ОМОНа. И потому не случайно большинство азербайджанских эмигрантов ныне предпочитают селиться в России подальше от крупных городов, а в последнее время в селах, где занимаются сельским хозяйством, организуют кооперативы, фермерские хозяйства.

В целом, успешно интегрировав в российское общество, азербайджанцы привозят, по неофициальным данным прессы, в республику до 1 млрд. долларов ежегодно, которые затем расходуются на местном рынке. Фактически немалая часть населения республики, особенно сельских районов и беженцы, живут за счет доходов от трудовой миграции в Россию.

В тоже время следует указать, что отъезд, пусть и временный, такого количества населения республики грозит новыми серьезными осложнениями, но уже в отношении азербайджанцев. Ведь уезжают в основном представители мужского населения, в подавляющем большинстве неженатые. Тем самым сегодня в очередной раз нарушился демографический баланс в республике, но уже в отношении полов. С учетом значительного числа погибших, раненых и искалеченных, а также эмигрировавших немалая часть девушек и женщин Азербайджана обречена на одиночество, что обязательно скажется впоследствии.

ИТОГИ

Таким образом, 10-летний карабахский конфликт внес существенные изменения в демографическую и конфессиональную ситуацию в Азербайджане. До начала конфликта, в 1988 г. в Азербайджане проживало чуть более 7 млн. чел., из них 83% составляли азербайджанцы. В конфессиональном отношении 87% населения составляли мусульмане, 12,5% - христиане и 0,5% - иудеи.

В результате конфликта обе стороны понесли следующие потери: у азербайджанцев погибло II тыс. чел. и около 30 тыс. были ранены, а у армян соответственно погибло 6 тыс. и ранено - до 20 тыс. чел.

За годы конфликта обе республики захлестнули миграционные потоки: по официальным данным, на момент заключения перемирия в 1994 г. в Армении было зарегистрировано 304 тыс. армянских беженцев из Азербайджана. После заключения перемирия 35 тыс. армян вернулось в Азербайджан в Нагорный Карабах. Еще 72 тыс. чел. из приграничных с Азербайджаном населенных пунктов Армении, вынужденных переселиться в безопасные районы из-за боевых действий, зарегистрировано в качестве лиц, перемещенных внутри страны. Наконец, по неофициальным данным, около 540 тыс. чел. (по другим данным - от 600 до 800 тыс. чел.) эмигрировали из страны в поисках средств к существованию.

У Азербайджана эти показатели еще более удручающие: по официальным данным, на январь 1998 г. в республике имеется 233 тыс. беженцев из Армении и Узбекистана и 620 тыс. вынужденных переселенцев, всего 853 тыс. чел. По данным же независимых экспертов, на деле в Азербайджане 210 тыс. беженцев (часть месхетинских турок покинуло республику) и около 520 тыс. вынужденных переселенцев, то есть всего более 730 тыс. чел., пострадавших от конфликта. При этом, после перемирия в 1995-1997 гг. около 40 тыс. вынужденных переселенцев вернулись в освобожденные села Физулинского района.

В общей сложности за годы карабахского конфликта Азербайджан покинуло не менее 600 тыс. граждан нетитульной национальности, в основном христианского вероисповедания, а осталось, без учета карабахских армян, ориентировочно 800 тыс. чел. В результате этих миграционных процессов сегодня более 90% из 7,6 млн. жителей республики составляют азербайджанцы. Заметно изменился и состав этнических меньшинств: если прежде после азербайджанцев в республике доминировали русские и армяне, то теперь их места заняли лезгины, талыши и курды. Резко ныне изменился и религиозный состав: более 95% -мусульмане и около 4% - христиане. То есть сегодня Азербайджан практически моноконфессиональная республика.

Но на этом миграционные процессы в Азербайджане не прекратились. Ныне огромную роль играет трудовая миграция, в первую очередь в Россию. В общей сложности более 2 млн. азербайджанцев практически проживает вне пределов республики, добывая средства к существованию.

Таковы печальные итоги длящегося уже 10 лет армяно-азербайджанского конфликта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ариф Юнусов. Погромы в Армении в 1988-1989 годах. - "Экспресс-Хроника" (Москва), №9,1991.
2. Ариф Юнусов. Погромы в Азербайджане в 1988-1990 годах. - "Экспресс-Хроника" (Москва), №21,1991.
3. Ариф Юнусов. Статистика карабахской войны. - "Содружество" (Баку), 1995, №1,3.
4. Ариф Юнусов. Азербайджан в постсоветский период: проблемы и возможные пути развития. - Сборник "Северный Кавказ - Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития ". Москва, 1997.
5. Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации. Москва, 1997.
6. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Москва, 1997.
7. Материалы Государственного комитета по статистике Азербайджана о беженцах и вынужденных переселенцах, 1991-1998. Баку.
8. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. Москва, 1996.
9. Население Азербайджана в 1993 г. Баку, 1994.
10. Население Азербайджанской Республики. Статистический сборник. Баку, 1991.
11. Национальный состав населения СССР. Перепись население 1989 г. Москва, 1991.
12. Численность и естественное движение населения Азербайджанской Республики в 1991 г. Баку, 1992.
13.Arif Yunusov. Demographic disaster.-Index on Censorship (London), Vol.26, №4, July/August 1996.
14. Azerbaijan Human Development Report, 1996. UNDP. Baku, 1996.
15. Azerbaijan Human Development Report, 1997. UNDP. Baku, 1997.
16. CIS Migration Report, 1996. IOM. Geneva, 1997.
17. Deported peoples of the former Soviet Union: the Case of the Meskhetians. IOM. Geneva, 1998.
18.Frelick Bill. Faultlines of Nationality Conflict. Refugees and Displaced Persons from Armenia and Azerbaijan. USA Committee for Refugees. March 1994.
19. Gevork Pogosian. Conditions of Refugees in Armenia. Yerevan, 1996.
20. Human Rights Watch. Seven Years of Conflict in Nagorno-Karabakh. New York, December, 1994.

Предыстория Армяно-Азербайджанской войны. 1905 год

Конфликт между армянами христианами и азербайджанцами мусульманами имеет глубокие корни. Здесь не только религиозные, но и более широкие, культурные различия. К началу XX века не было чётких границ между армянскими территориями и азербайджанскими. Всё принадлежало одной империи. Два народа селились «внутри территорий» другого народа, то есть складывалась ситуация, когда, например, сначала идёт селение азербайджанцев, затем армян, затем снова азербайджанцев. «Внутри территорий» употреблено в кавычках, так как эти территории до конца 1917 года принадлежали Российской империи. Никто просто не заботился о мирном разделении земель, чтобы у каждого была своя страна. В итоге межевание происходит до сих пор, хоть и не с таким жаром. Типичная история на территориях бывших колоний: империи важна «эффективность», а не жизнь народов. Тут уместно в некоторой степени вспомнить Ближний Восток: неадекватное проведение границ как символ «эффективного управления» империей. Дальше — больше сходств.

Казачий патруль возле сожжённых нефтепромыслов в Баку, 1905

Первые столкновения в XX веке произошли как раз, когда имперский центр дрогнул — в 1905 году. В феврале 1905 года резня в Баку и в Нахичевани (приграничная с нынешней Арменией территория). Тогда в бакинских чайханах распространился слух, что армяне хотят напасть на мусульман в шиитский праздник, любые похороны жертв заказных убийств превращались в демонстрации. Обстановка была накалена. Затем группа армян расстреляла рабочего-азербайджанца. Тут-то и вспыхнули погромы.

Зачатки конфликта в конце XIX века

Если ещё углубиться в предысторию, то мы обнаружим несколько причин конфликта в последних десятилетиях XIX века. После того, как Россия присоединила Закавказье, империя применила к этим территориям те же практики, что и к своим европейским владениям. В частности, нехристиане могли занимать не более трети мест в органах местного самоуправления. Изначально, эта мера была направлена против евреев, но в Закавказье обернулась против мусульман. Как итог, большинство мест в собраниях заняли армяне.

Далее, Российская империя старалась опираться на армян как проводников своей власти в регионе (христиане же). Однако это только развило чувство исключительности у армянской знати, что шло вразрез с целями империи. Всё больше армянами вспоминается великое Армянское царство. О нём станут чаще не только думать, но и писать, когда наместник и политика в Закавказье сменятся. Григорий Голицын, назначенный в 1886 году, будет поддерживать мусульман: сильно сократит число чиновников-армян, а на их место придут азербайджанцы. Голицын будет видеть в армянах опасность, так как они те же евреи — так писалось в донесениях в Петербург. Будут закрываться армянские школы, образование дети будут получать по русскому образцу, история и география Армении будут исключены из школьных программ. Армянские националисты, в частности партия «Дашнакцутюн», встанут на тропу террора.

Примечательно, что представители империи, в общем-то бездействовали. Большевики позднее видели причину резни в том, что имперские власти намеренно стравливали более лояльное мусульманское азербайджанское население и революционно-настроенное армянское.

Армяно-азербайджанская война 1918−1920 года


Азербайджан и Армения в 1919—1920

Как уже было отмечено, история вокруг армяно-азербайджанского конфликта напоминает то, как воевали на Ближнем Востоке. Только на меньших пространствах, совсем близко и не менее запутанно. Азербайджан стремился выйти к границам дружественной Турции и взять территории, населённые азербайджанцами, под свой контроль. Основные действия разворачивались на Карабахе, Зангезуре и в Нахичеване. Всё по направлению от Азербайджана к границе с Турцией. Армяне также хотели взять под контроль все территории, населённые армянами.


Азербайджанский артиллерист в Карабахе

Во время войны взаимная ненависть соседей дошла до такой степени, что обе стороны уничтожали поселения врагов. Местность в зонах боевых действий, по свидетельствам иностранцев, не просто обезлюдела — там просто ничего не осталось. Обе стороны изгоняли вражеские народы, расстреливали, уничтожали сёла, превращали полученные территории в чисто армянские или азербайджанские территории.

Населенные армянами территории в Азербайджане опустели или были заселены азербайджанцами и курдами. В Шемахинском уезде были убиты 17 тысяч армян в 24 селах, в Нухинском уезде — 20 тысяч армян в 20 сёлах. Аналогичная картина наблюдалась в Агдаме и Гяндже. В Армении населенные азербайджанцами районы также остались без своих исконных жителей. Дашнаки, члены партии «Дашнакцутюн» и подконтрольные войска, «очистили» от азербайджанцев Новобаязетский, Эриваньский, Эчмиадзинский и Шаруро-Даралагезский уезды.


Карабахская комиссия по перемирию, 1918

Антанта что-то делает (победили большевики)

Ввиду бездействия по понятным причинам российских властей на этом направлении урегулировать ситуацию вокруг конфликта у самых границ Османской империи ввязались англичане с американцами. И поначалу всё шло благоприятно для армян, те даже называли британцев союзниками. Победители в Великой войне смогли отбить на бумагах Западную Армению — в 1920 был подписан Севрский договор, обозначавший раздел Турции. Воплощению в реальность бумаг помешали приход к власти кемалистов в Турции. Те не стали ратифицировать договор, подписанный султанским правительством.


Британцы в Баку

Кроме Севрского договора и прошедшей за год до Севра Парижской конференции (там, например, США был отдан мандат на Закавказье в духе тех, что были установлены на Ближнем Востоке), нужно отметить постоянное посредничество англичан в переговорах, их попытки замирить стороны. Но, видимо, из-за каких-то целей в Париже, англичане проводили более проазербайджанскую политику, чем вызвали негодование армян. Последние считали себя «маленьким союзником» Британии. В целом же старания Антанты установить мир в регионе прошли даром. И даже не из-за того, что пришли большевики и всех замирили силой РККА. Просто, видимо, такая глубокая ненависть бумагами и дипломатами не сглаживается. Это видно и сегодня.

Кавказ является одним из немногих регионов мира, где на сравнительно небольшой территории сосредоточено огромное количество разнообразнейших этносов. Неискушенному в местных реалиях человеку порой трудно разобраться во всем многообразии здешних культур, языков или религий. Попробуем на примере двух крупнейших кавказских народов разобраться в проблеме. Итак, чем отличаются азербайджанцы от армян? Отличия будем рассматривать по нескольким аспектам:

  • лингвистическому;
  • религиозному;
  • историческому;
  • культурному.

Языки

Армянский язык по современной лингвистической классификации принадлежит к индоевропейской семье. Ближайшим его родственником из ныне существующих языков предположительно является греческий, а из мертвых языков – фригийский. Среди индоевропейских языков армянский входит в группу, единственным представителем которой и признан, в то время как многие другие группы (славянская, германская, кельтская, романская) дали большое количество «потомков» в виде национальных языков, на которых говорит большая часть населения мира. Кстати, в этом отношении у армянского много общего с греческим: последний также является единственным представителем отдельной индоевропейской ветки, хотя некоторые лингвисты и выделяют ряд греческих диалектов, на которых говорят греки диаспоры.

Отличие азербайджанцев от армян в том, что их язык, принадлежа к огузской ветви тюркских языков, не имеет ничего общего с индоевропейскими. Согласно одной из гипотез, индоевропейские и алтайские языки (в числе которых – и тюркские) являются «родственниками» на более высоком таксономическом уровне, входя в так называемую ностратическую макросемью. Разделение праиндоевропейского языка и предка алтайских языков произошло предположительно 12 тысяч лет назад. Естественно, прямых доказательств этому быть не может, гипотеза выдвинута на основе данных глоттохронологии, изучающей порядок и скорость изменения языков под воздействием времени и при взаимодействии с другими языками. Азербайджанский язык настолько похож на турецкий, что многие даже считают его диалектом последнего.

Сравнение

По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия – 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.

Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.

Исторические различия

Не углубляясь в исторические нюансы, касающиеся азербайджанского и армянского народов, стоит все же отметить некоторые особенности. Проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. А вот насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной (базирующейся на сочинениях Геродота), армяне – это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения – предмет научных споров. Известно, что древнее государство Урарту, частично располагавшееся на месте современной Армении, населял неиндоевропейский народ, следовательно, армяне не являются его прямыми потомками.

В чем разница между азербайджанцами и армянами по части освоения занимаемых ими сегодня территорий? Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры. Несколько волн пришлых кочевников (турок-сельджуков, чей язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков) в корне изменили этнографическую карту региона, где ранее проживали народы кавказской языковой семьи или иранцы. Постепенно этнографические различия между разными группами огузов-пришельцев сгладились, а местное население было ассимилировано и вошло в состав молодого азербайджанского этноса.

Культура и диаспора

Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.

Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай – геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.

Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего – в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.

Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), – лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, – бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo – существующего в данный момент положения вещей.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...