Конфликты между детьми и их разрешение. Кинопедагогика – диалог между учителем и учениками

УПРАЖНЕНИЕ. Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Иванов, что ты вчера натворил?

Вчера после занятий?

Вы затеяли скандал и драку.

Имейте виду для вас это плохо кончится?

А где же вы были?

Затем повторите этот диалог так же как и впервые. С теми же словесными воздействиями.

Органическое творчество рождения слова происходит не через память, а через сердце. Поэтому ваш текст должен выражать не только цель, но и чувство, при этом не забывать про художественность. А если через сердце то одна и та же сцена не может быть повторена дважды без всяких изменений, как точно не была она простроена. Здесь и появляется место актёрской настоящей импровизации.

УПРАЖНЕНИЕ

Надо сделать событие. Естественно оно должно состоять из действия и противодействия. Работают двое. Затем научиться отыгрывать событие. Затем учимся выражать отношение к событию. Например: резкое осуждение, мягкий упрёк, наставление, отчуждённость, сожаление, строгость, сочувствие. Каждое изменение ведёт к изменению логики действия поведения и появлению новых окрасок в действии.

Надо знать что активность нападения в действии определяет и активность обороны или контрнападения, а это в свою очередь меняет тактику нападающего. Как говорил Гоголь, - Тон вопроса, даёт тон ответа». Действие станет тем активнее, чем больше вызовет сопротивление.

Также не забывать что речь актёра зависит ещё и от окружающей среды, от обстоятельств, которые идут либо как шлейф либо сопровождают речь.

УПРАЖНЕНИЕ

Двое сочиняют диалог. А потом выдают этот же диалог под разными обстоятельствами: первое любовное знакомство, любовное объяснение, расставание перед долгой разлукой, примирение после ссоры, первый выход на улицу после болезни, неожиданная встреча на дороге.

Тема : ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ. СОЗДАНИЕ КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ

Словесное действие вытекает из физических действий и не отрывается от него. Они работают одновременно. Допустим нельзя скомандовать вперёд при это пятиться назад.

Если текст идёт с одной целью, а физика не соответствует цели то это ложь, если конечно это делается не специально по роли.

Словесное действие всегда опирается на физическое, более того физическое действие предшествует словесному, т.е. идёт раньше слов. И если вдруг на сцене слова опережают действия физические происходит нарушение органичности и тогда речь превращается в механичность, т.е. демонстрацию выученного текста.

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Занятие для подростков

Цель: развивать умение понимать причины конфликтов и способы их разрешения.

Материал: анкеты для каждого ученика, тетрадные листы и ручки.

Ход занятия

Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
- Кирилл, почему ты ударил его?
- Он первый ударил меня.
- А он говорит, ты ударил его первым.
- Нет, не я. Он первый ударил меня.
- Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
- Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
- И поэтому ты его ударил?
- Он первый меня ударил...
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Учащиеся:
- Ой, ну зачем они нужны?
- Да, без них невозможно найти истину.
- Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
- Конфликты причиняют боль и страдание людям.
- Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.

Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты.
Детям раздается анкета.

Учитель. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта - поставьте цифру «3»; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда - «2»; если редко или никогда - «1».
Учащиеся работают с анкетой (анкета и бланк для ответов приведены в приложении).
Учитель. Перенесите в бланк для ответов соответствующие каждому вопросу баллы. Подсчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

А - трезвый подход - вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что «можно», а что «нельзя».

В - проблемно-разрешающий подход - вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.

С - компромиссный подход - вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что «немножко» лучше, чем «ничего».

D - затушевывающий (сглаживающий) подход - вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимания.

Е - игнорирование - вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.

Учитель. Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленных выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт?
Учащиеся. Сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего.
Учитель. Да, чтобы конфликт принес пользу, надо узнать сначала, из-за чего он возник. Существует три вида конфликтов. К первому виду можно отнести конфликты из-за того, что не удалось что-то приобрести или получить. Приведите примеры.
Учащиеся:
- Когда я была маленькой, я часто капризничала, если мне что-то не покупали.
- А я совсем недавно устроил родителям скандал, когда они не захотели купить мне компьютер. Сказал, что учиться не буду.
- А я не отдал своему другу диск (уж очень игра мне понравилась), мы даже поссорились и «раздружились».

Учитель. Можно ли эти конфликты уладить?
Учащиеся. Да, их очень легко уладить.
Учитель. Второй вид конфликтов - это конфликты потребностей: сталкиваются различные интересы людей. Приведите примеры.
Учащиеся:
- Я помню, как переживала, что ко мне ребята из класса относились хуже, чем к той девочке, которая училась намного хуже меня. Я считала, что она недостойна такого отношения ребят к ней.
- А я до сих пор не могу понять, почему меня в том классе невзлюбили. Я и дискотеки устраивал, и к себе домой водил ребят, чтобы на компьютере позаниматься, и палатку приносил на турслет. А ребята в классе все равно меня не уважали, даже били, часто издевались, совсем на переменках не общались со мной.

Учитель. Такой конфликт сложнее, так как причины не так просто выяснить. Третий вид конфликтов - это конфликт ценностей, то есть когда человек видит угрозу своему благополучию и поэтому с особым жаром отстаивает свои позиции.
Все мы преследуем те или иные цели, а степень упорства при этом свидетельствует о том, какую ценность представляет для нас каждая из наших целей.
Как вы думаете, к какому типу относится следующий конфликт: двое ребят смотрят и не могут решить, чья очередь кинуть мяч.

Учащиеся. Потребность во власти, в силе, оба претендуют на ограниченные ресурсы.
Учитель. Скорее всего - и то, и другое. Различия иногда очень трудно обнаружить. Но если мы обозначим вид конфликта (то есть найдем причину его возникновения), то нам это поможет выбрать подходящие способы его разрешения.
А вот еще пример: Коля, весьма популярный ученик, подозревает Мишу, не пользующегося среди ребят симпатией, в том, что...
(послушаем их разговор).
Ребята читают диалог.
К. Ты взял мои деньги на завтрак!
М. Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К. Да.
М. Почему ты думаешь, что это я?
К. Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М. Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К. Но ты же был возле моей парты?
М. Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К. Надо обыскать тебя.
М. А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К. Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М. Почему бы не поискать деньги еще раз?
(Коля ищет и находит у себя деньги.)
М. Так, что теперь ты должен делать?
К. Прости меня, Миша.
М. Хорошо, но ты обвинил меня перед всем классом.
Учитель. Итак, здесь уже конфликт потребностей перерос в конфликт ценностей. Почему?
Учащиеся. Была затронута честь, доброе имя
Учитель. Конфликт завершится на этом? У мальчика и так неважный авторитет. Что должен еще сделать Коля?
Учащиеся. Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка.
Учитель. Как вы думаете, а в этой песне есть конфликт?

М. Исаковский

И КТО ЕГО ЗНАЕТ

На закате ходит парень
Возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Чего он моргает.

Как приду я на гулянье,
Он танцует и поет,
А простимся у калитки -
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает,
Чего он вздыхает.

Я спросила: Что не весел?
Иль не радует житье?
Потерял я, - отвечает, -
Сердце бедное свое.
И кто его знает,
Зачем он теряет.

А вчера пришло по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке -
только точки, -
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает
На что намекает.

Я разгадывать не стала, -
Не надейся и не жди, -
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает
Чего оно тает.

Учащиеся:
- Мальчик любит, а она им играет.
- У нее есть другой.
- Да нет. Он ей тоже нравится.
- Они не могут высказать словами свои чувства, это бессловесная игра, а конфликта нет.
- Раз мальчик не может сказать, то девочка могла бы сказать, что понимает его.

Учитель. Это тоже своеобразный конфликт, но отличается от других тем, что происходит внутри человека и называется внутриличностным конфликтом. Молодой человек не находит в себе смелости произнести нужные слова и написать их тоже не решается. Девушка, может быть, очень гордая или самолюбивая и не хочет первая помочь парню. А может быть, ей нравится видеть терзания другого человека. Как может закончиться эта история?
Учащиеся. Никуда не денутся, будут вместе. Но если девочка гордячка, а парень стеснительный, будут только намеками говорить, то их отношения «затормозятся» и ничего не будет. А потом будут всю жизнь жалеть об этом.
Учитель. А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминания, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти записи исчезают. А теперь зачеркните их. Удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?
Учащиеся. Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.
Учитель. Иногда можно уменьшить свои переживания следующим способом. Нужно написать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку сжечь или разорвать. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь, я злюсь...» И постепенно (а иногда вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Все это глупости. Я уже успокоился и внимания больше обращать на это не буду». На следующих занятиях мы попробуем найти другие способы улучшения своего состояния.Хотелось бы вам узнать о приемах разрешения конфликтов? Почему?
Учащиеся:
-
Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.
- Нам это поможет в любой жизненной ситуации.
- Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями, с родителями.
Учитель. Знания о приемах разрешения конфликтов укажут нам на безопасный путь смягчения отрицательных эмоций.
Наше занятие мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Тема: «Организация учебного диалога на уроке»
Л.С. Выготский говорил: «Наш ребенок бы и знал, и умел, и мог, но главное, что он прежде всего не хочет». Нет мотивации ничего не получится. Поэтому мотивацию развития личности ставят во главу всего понимания новых образовательных стандартов. Ученик будет иметь положительную мотивацию если на уроке ему будет интересно.

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества».

Для достижения данных целей незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Обучение учащихся ведению диалога в начальной школе включает в себя 3 этапа:
- Обучение учащихся постановке вопросов:
- Обучение учащихся работе в группе, парах;
- Обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Организация данной работы начинается на кружках внеурочной деятельности, где детей учат работать в паре, группах, умению задавать вопросы, вести беседу и т.д «Я учусь в школе», «Маленький исследователь».

Практическая работа.
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?) (слайд)
- Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1.
Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет... Нужно задать к нему как можно больше разных вопросов.) (слайды)
Задание 2.
Найди загаданное слово.
Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».
Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.
Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово - это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Правила работы в диалоге:
. Отвечать на поставленный вопрос
. Каждый имеет право на свою гипотезу
. Каждый имеет право критиковать гипотезу другого
. Каждый имеет право поддерживать гипотезу другого

Учебный диалог имеет свои особенности:
. наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
. наличие двух и более собеседников;
. возможности свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;
. наличие обратной связи;
. наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом,учителем и учеником.

Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях:
. Он ставит учебную задачу
. Он является активным участником диалога
. Он помогает детям в формулировке ответа.

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

Учитель-класс (вопросно-ответный диалог) - характерен для беседы.

Он имеет следующую структуру:
1. Сообщение темы.
2. Постановка учебной задачи.
3. Совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка.
4. Получение совместного окончательного решения.
5. Обобщение.

Постановка учебной задачи (Фрагмент урока Бегишевой Галины Николаевны)

Учитель: Один ученик придумал задачу и утверждает, что ее можно внести в «Сборник задач». Прочитайте ее. Стоит ли вносить эту задачу в «Сборник»? Ответ покажите сигнальными карточками («да» - зеленый цвет, «нет» - красный цвет, сомневаюсь - желтый цвет.)
У каждого ученика на парте имеется карточка с текстом.

Текст задачи. Выехали одновременно две машины. Одна красная, а другая зеленая, одна машина - маленькая, другая большая. Красная машина ехала со скоростью 600 км/ч, а большая зеленая машина со скоростью 800 км/ч. Пассажиры ехали, весело разговаривали и не заметили, как проехали 4 часа. Куда приехали пассажиры, и сколько их было?
Учитель: Я вижу, что среди вас много сомневающихся. Почему?
Ученики: Вряд ли это задача - ее текст очень длинный.
И в нем много лишних слов.
Какая разница, какого цвета машины!
И почему нужно знать, что пассажиры весело разговаривали!
И скорости у машин ненастоящие: с такими скоростями летают только самолеты.
И вопрос задачи какой-то странный…

Учитель: У многих из вас возникли сомнения. Давайте внимательно исследуем текст задачи. (Дети соглашаются.)
Учитель: Что должно быть в любой задаче?
Ученики: Условие и вопрос, на который надо найти ответ.
Учитель: Данный текст похож на задачу на движение?
Ученики (неуверенно): Наверное, похож, ведь в тексте говорится о скорости, о времени…
Но ничего не говорится о расстоянии, которое прошли машины…
Учитель: Что еще вы заметили в условии задачи?
Ученики: В условии есть лишние данные - цвет и размер машин. А от этого ведь решение задачи не зависит.
Есть и недостающее данное - не сказано, в каких направлениях движутся машины.
Еще - странные скорости машин.
Учитель: Что скажете о вопросе задачи?
Ученики: На такой вопрос по данным условия нельзя ответить.
Вопрос не соответствует условию задачи.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Такую задачу в «Сборник» записать нельзя.
Ее надо исправить.

Ученик - класс. Ученик обобщает, систематизирует полученные на предыдущих уроках знания и выступает как носитель информации (дискуссия, групповой диалог).

Пример организации учебного диалога.
- Дайте характеристику слова стекло!
- Все ли согласны с данной характеристикой? Коллизия (Стекло имя сущ., стекло глагол)

Задание для работы в группе.
Придумайте еще слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное грамматическое значение. (пила - пила)

Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) - применяется при работе в парах, группах, коллективном диалоге, споре.

Учебное задание для коллективного диалога в группах.

Даны картинки с животными: Белый медведь, бурый медведь, заяц, мышь, чайка, пингвин.
Распределите данных животных по природным зонам.

Что произойдет если мышь поселить в арктическую пустыню, а пингвина на берег Азовского моря?

Распределите в группе кто будет отвечать на первый вопрос, кто на второй.
Постарайтесь, чтобы ответ был кратким, но доказательным.

Учитель-ученик - беседа, дискуссия.
Люди говорят: «Там, где есть вода, есть жизнь».
Почему? (Потому, что без воды не будут расти растения, не будет животных и людей)
Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные.
А почему же встречаются растения в горах, на лугах, в пустынях, в местах далеких от водоемов?
(потому, что растения растут везде, потому, что в земле есть вода, от дождей).

Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.
Раньше в природе все было одушевленно. Болото имело своих духов Идешь по лесу никого … и вдруг тебе кажется, что кто-то окликает тебя, зовет - уж не леший ли? Леший - лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.
Самые переувлажненные участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью.
Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды.
- Почему так происходило? (ответы детей)
- Если люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, Слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с болотами?
С одной стороны болото беда, а с другой кладезь добра.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Выделяют еще один вид диалога ученик-учебный материал - встреча субъекта и учебного материала. «Мне это известно…», «Мне это знакомо … интересно или неинтересно»

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

Помогите пожалуйста ответить на вопросы 1. Какова численность людей говорящих на русском языке 2. В каких формах существует современный национальный

русский язык? 3. Назовите периоды в истории русского языка 4. Назовите источники формирования и пополнения литературного языка и его нормы? 5. Назовите пути пополнения русской лексики?

Расставить знаки препинания и начертить схему предложения Когда например мы считаем что русский язык красив когда мы называем его богаты

м великим то наше право на это основывается не на том будто русский дательный величественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в других языках а только на том что формы и слова русского языка это формы и слова великого народа корифеев русской литературы создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры.

написать сочинение по тексту НЕ НАШ РУССКИЙ За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона,

искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры. И если это - великий, могучий русский язык, о нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов? («Аргументы и факты», 25 июня 2003 г.)

Определить главную мысль каждого абзаца и коротко записать. В наши дни русский язык, несомненно, активизирует

свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

нужно будет два тезиса: " русский язык очень богат глаголами " и " Глаголы придают речи выразительность". Подумай и запиши аргументы к каждому из тезису.

Диалог это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Обратите внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое единство в следующем примере, где вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой. (Отрывок из книги «Домашняя лаборатория»):

Мысль об оборудовании домашней химической лаборатории Род и постарался высказать самым решительным образом.

- Только этого нам в квартире не хватало,- строго сказала мама. После небольшой паузы пояснила: - Химия - это вонючие газы, взрывы, пожары и ядохимикаты.

Рут, младшая сестренка, смекнув, что «химия» - вещь интересная, радостно захлопала в ладоши.

Папа, как всегда, занял нейтральную позицию и уткнулся в газету. Правда, через минуту он выглянул из-за листа и изрек;

- Твое предложение, Род, надо хорошенько продумать и обсудить.

Рода поддержал Пал, студент химико-биологического факультета педагогического университета:

- Настоящую химическую лабораторию оборудовать дома довольно сложно. Для этого необходимы отдельная комната, сложное оборудование, посуда, химические реактивы и многое другое. Однако устроить небольшой уголок юного химика несложно.

- Если мама разрешит,- продолжал Пал,- мы сделаем рабочее место на балконе. На стене повесим старый кухонный шкафчик для реактивов и посуды. Вместо химического стола можно поставить тумбочку.

В этом примере мы можем выделить несколько диалогических единиц, объединенных общей темой. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие).

Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.

Первый пример– диалог учителя и ученика во время проверки домашнего задания:

Учитель вызывает ученика (как выясняется потом, невыучившего урок) к доске:

- Коля, иди к доске, запиши уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты.

- Я сегодня не выучил уроки.

- Когда уже ты, Сидоров, возьмешься за ум? Садись два!

Второй пример–разговор двух педагогов – пример диалога по типу сотрудничества (оба учителя обеспокоены слабыми результатами в учебе ученика Сидорова и стремятся разрешить проблему совместными усилиями):

- Сидоров сегодня опять отказался отвечать у доски. Как заставить его учиться нормально?


- Можно поговорить с его родителями.

- А, мне кажется, надо его заинтересовать небольшим творческим проектом. Потом после завершения проекта похвалить при всех и настроить на дальнейшую учебу в нужном русле.

Третий пример диалога представляет диалог-равенство, когда участники диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):

- Какие опыты лучше всего использовать при изучении скорости химической реакции?

- Здесь можно показать, какие факторы влияют на скорость.

- Да, но у меня нет всех реактивов, которые рекомендованы в методической литературе.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также в школьной, научной, публицистической, художественной и официально-деловой речи.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Однако для развития речи учащихся в школе следует все же учителю использовать полные предложения, а от учеников требовать по возможности полные ответы на поставленные вопросы.

Основными формами диалога в школе являются различного вида беседы.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен, прежде всего, учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

К разновидностям информационной речи относят объяснение учителя, лекции, сообщения, доклады.

Приведем пример информационной речи учителя при изучении темы «Аммиак». Учитель : И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат сложный ион - катион аммония NН 4 + , играющий роль катиона металла. Он получается вследствие того, что атом азота, имея свободную (неподеленную) электронную пару, может образовывать еще одну дополнительную ковалентную связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды. Такая связь называется донорно-акцепторной связи.

Запишите схему образования донорно-акцепторной связи на примере иона аммония (слайд):

Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. В качестве примера приведу вступительное слово учителя при изучении темы «Аммиак».

Учитель: Ребята, вы, вероятно, знаете, что стратегические запасы продовольствия государства на случай чрезвычайных ситуаций хранятся на огромных складах-холодильниках. В качестве хладагента там применяется аммиак. Аммиак – важнейшее соединение азота, имеющее широкое практическое применение и в других отраслях производства, в медицине и даже в быту. Поэтому знать свойства этого вещества, уметь применять его на практике должен каждый грамотный человек. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония".

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. В школе этот вид речи имеет особое значение, так как педагоги практически на всех этапах учебно-воспитательного процесса побуждают учащихся к определенным действиям.

В качестве примера привожу фразы учителя при подведении итогов объяснения и закрепления знанийна уроке.

Учитель: -Запишите формулы следующих веществ: сульфат аммония, фосфат аммония, гидрофосфат аммония, дигидрофосфат аммония.

- Запишите уравнения реакций следующих превращений: Азот → аммиак → монооксид азота → диоксид азота → азотная кислота → нитрат аммония.

Монолог учителя на уроке – это форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может повысить коммуникативную активность учащихся, вызвать их ответную реакцию, активизировать мышление и внимание.

Рассмотрим особенности построения монологической речи учителя химии при объяснении нового материала на конкретном примере (предполагаемые ответы учащихся даны в скобках, подчеркнуты).

Учитель: Прежде всего, изучим строение молекулы аммиака NH 3 , которая состоит из атомов азота и водорода.

Еще раз рассмотрите схемы строения атома и молекулы азота (в тетради зарисовали на прошлом уроке).

- Какое число электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома азота? (Пять ).

- Назовите число валентных электронов, принимающих участие в образовании химической связи в молекуле азота. (Три электрона ).

Рассмотрим электронное строение молекулы аммиака (слайд ).

Запишите схему в тетради:

- Каков вид химической связи в молекуле аммиака? (Ковалентная полярная связь ).

- К какому атому в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему? (Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, в результате смещения электронных пар возникает полярная ковалентная связь ).

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...