Конкистадор первым вступил на филиппинскую землю. Соединяющий миры


В XVI веке испанские завоеватели отправились в Америку в поисках новых земель и несметных богатств. В литературных произведениях сложился образ конкистадора – безжалостного колонизатора, варварскими методами истребляющего коренное население. Навязанные сюжеты породили множество мифов относительно действий испанских конкистадоров. О некоторых из этих заблуждений – далее в обзоре.

Миф 1: Конкистадоры истребили миллионы людей



Этот миф в большей степени создан теми, кто занимался антикатолической пропагандой. Нельзя отвергать тот факт, что испанцы были очень безжалостными в отношении коренного населения Нового Света, но из-за своей малочисленности они физически не могли истребить миллионы индейцев.

Решающую роль в катастрофическом уменьшении численности индейцев сыграли эпидемии и каторжный труд на золотых рудниках. Конкистадоры, которые прибыли в Новый Свет, стали разносчиками новых болезней, к которым у индейцев попросту не было иммунитета. До прибытия испанцев в Мексику численность ацтеков составляла 20 млн человек. От эпидемии оспы, вспыхнувшей в Теночтитлане (современный Мехико) в 1521 году, погибло 10 % жителей. В следующие 50 лет эпидемии тифа и оспы унесли жизни еще 40 % ацтеков, тем самым сократив население почти вдвое.

Францисканский монах Хуан де Торквемада описывал происходившие события так: «Ужасным и всеобъемлющим было нашествие мора на Мексику. Не было ни одного дома или очага, на которые не излился бы гнев Господень. Когда скрылась, истаяла за горизонтом черная беда, страна стала пустыней – ни петушиного крика, ни человечьего голоса, ни огня, ни борозды». Судьба инков оказалась еще более плачевной. Из-за эпидемии оспы в течение 15 лет от 30 млн индейцев осталось только 3 млн.

Миф 2: Конкистадоры разрушали целые города



Испанцам не зачем было разрушать города, т. к. они сами нуждались в местах для расселения и для укрепления своих позиций. Конкистадоры разрушали храмы индейских богов. Те же остатки городов, которые найдены в джунглях, пришли в упадок еще в Х веке, задолго до прихода испанцев.

Миф 3: Победа конкистадоров объяснялась только наличием огнестрельного оружия



Огнестрельное оружие, конечно же, сыграло немалую роль в завоевании индейцев, но не основополагающую. Фанатичный ужас местного населения перед блестящими доспехами и аркебузами (гладкоствольное фитильное дульнозарядное ружье) улетучился довольно быстро. Против нескольких тысяч конкистадоров выступали сотни тысяч ацтеков.

Причиной поражения индейцев можно назвать отсутствие тактики во время ведения боя. К тому же, междоусобицы между племенами только играли на руку испанцам. Так, во время осады Теночтитлана конкистадору Эрнану Кортесу помогали десятки тысяч индейцев из племен, враждебных ацтекам.

Миф 4: В сравнении с фанатиками католической церкви индейцы были очень добрыми



Традиционное представление об угнетенных народах: злобные завоеватели из Старого Света свирепствуют и противопоставляются наивным аборигенам. В самом же деле, индейцы были гораздо кровожаднее испанцев, что подтверждает множество свидетельств тех лет. Первооткрыватель Америки Христофор Колумб в своих отчетах писал о свирепом коренном населении, которое ест человеческое мясо.
Каждый ритуальный праздник ацтеков сопровождался изощренными жертвоприношениями. Жрецы оправляли несчастных в огонь, а затем вытаскивали их обратно еще живыми, вспарывали грудину и доставали сердце, которое подносили своему идолу. Не менее зверскими были жертвоприношения женщин и детей, связанные с сезонными праздниками.

Миф 5: До появления испанцев индейцы не знали, что такое рабство



В действительности в любом индейском племени (даже самом миролюбивом) имелись рабы. Вот только попадали в рабство свои же соплеменники, потому что военные пленники предназначались для ритуальных жертвоприношений. Невольниками становились за кражу, долговые обязательства и прочие бытовые проступки.

Конкистадоры использовали попавших в рабство индейцев для своих нужд. За испанцами закреплялись наделы земли с индейцами, которые выполняли трудовую повинность: работали на рудниках, обрабатывали поля и т. д. Эта форма владения получила название энкомьенда. Первоначально испанская корона предписывала конкистадорам обращать подчиненных индейцев в католичество, знакомить с европейской культурой, но на практике колонисты просто превратили индейцев в рабов без какого-либо просвещения.

Таким образом, с приходом испанских завоевателей прекратила существование

Испанцы, являющиеся выходцами с Карибских островов, установили контроль над отдаленными частями Америки, разрушая при этом империи и цивилизации.

Начало колонизации Америки

В 1492 году Христофор Колумб достиг Америки. В последующие 12 лет он открыл многочисленные острова в Карибском море, в том числе Кубу и Эспаньолу, и пришвартовался на Южноамериканском континенте в районе современной Венесуэлы. Открытия Колумба и португальцев, которые в 1500 году натолкнулись на Бразилию, многих подвигли к тому, чтобы отправиться на поиски счастья в новые земли.

До 1518 года испанские исследования ограничивались районами Карибского моря и Мексиканским заливом. Их попытки создать торговые пункты в регионе не удавались, так как местная экономика была слишком слаба. Основным занятием испанцев было разграбление местных ресурсов и принуждение туземцев к работе в сельском хозяйстве и на рудниках. Тяжелые условия труда и занесенные болезни сильно сократили численность местной рабочей силы, и вскоре испанцы ощутили нехватку рабочих рук, необходимых для поддержания их колоний. Теперь их интересы были направлены только на материк.

Конкистадоры

Первоначально испанские конкистадоры были вооруженными искателями приключений, которые отправлялись в Центральную и Южную Америку как завоеватели, чтобы от имени Испании разыскивать земли и сокровища. При этом они действовали маленькими группами, которые усиливали завербованными туземцами. Зачастую они читали проповеди о превосходстве христианства, и многие из них были вдохновлены примером Колумба.

Одним из первых и наиболее известных конкистадоров был Эрнан Кортес, родившийся в 1485 году. В 1518 году кубинский наместник дал ему поручение исследовать полуостров Юкатан. Однако после прибытия на Юкатан Кортес действовал совершенно самостоятельно и признавал лишь авторитет испанского короля. Кортес основал город Веракрус и произвел акт символического сожжения своих кораблей. Его небольшая команда совершила марш вглубь материка, где он воссоединился с племенем тлакскальтеков, которые принадлежали к одному из многих народов, порабощенных ацтеками.

Кортес и его союзники в 1519 году прибыли в столицу ацтеков Теночтитлан. Однако вскоре Кортесу пришлось вернуться на побережье, чтобы перед дипломатической миссией с Кубы оправдать свой поход. Испанцы остались в городе, и их грубое поведение спровоцировало новое восстание ацтеков. После возвращения Кортеса они были выдворены из города, и царь ацтеков Моитесума в ходе беспорядков погиб. Возможность того, что Кортес станет олицетворением их богов, повлияла на ацтеков, вселив в них неуверенность при осуществлении обороны. В 1521 году при нападении Кортеса и его союзников город пал и все входившие в империю земли автоматически перешли под контроль Испании.

Ранг, которым Кортеса удостоило правительство Испании, наглядно демонстрирует оценку конкистадоров с политической точки зрения. Его ценили, но, одновременно с этим, его стремление к власти вызывало недоверие, и просьба о присвоении ему должности наместника Новой Испании была отклонена. Завоевание империи инков, осуществленное конкистадорами во имя их предводителя Франсиско Писарро, было актом, требующим отваги и хитрости. Франсиско Писарро, родившийся в Испании в 1476 году, был членом экспедиции, которая в 1513 году пересекла Панаму и дошла до побережья Тихого океана. Здесь был заложена база для дальнейших экспедиций вдоль перуанского побережья.

Писарро высадился в Перу, имея в команде лишь 177 человек. Между 1531 и 1533 годом ему удалось завоевать крупные города империи инков благодаря некоторым хитрым трюкам. Король инков Атаху-альпа был взят в плен и, несмотря на попытки дать большой выкуп, казнен. На его место был посажен марионеточный король. Ситуация в Перу была гораздо запутаннее, чем в Мексике. В обоих лагерях началась внутренняя борьба. Конкистадоры боролись друг с другом, а инки бунтовали против марионеточного правителя Манко.

Сам Писарро пал жертвой кровной мести. Он был убит в 1541 году в Лиме сыном одного из своих людей, который, в свою очередь, был убит братом Писарро.

Миф об Эльдорадо

Как первый европеец Христофор Колумб не мог не слышать об Эльдорадо. В 1530 году, когда новые первооткрыватели, вдохновленные успехами Кортеса и Колумба, продвигались дальше в Южную Америку и, прежде всего, на территорию сегодняшней Колумбии, популярность этого мифа резко возросла.

Аборигены рассказывали конкистадорам о золотом или позолоченном человеке следующее: «Существует племя, которое своего правителя при его инаугурации будто бы покрыло тонким слоем золотой пыли и с "позолоченным" вождем на плоту из тростника уплыло на озеро Гуатавита. На плоту были другие вожди и огромное количество золота. Согласно легенде, перед тем, как погрузиться в воду для смывания золотой пыли, новый вождь бросил сокровища в озеро». Золото, найденное на берегу озера, придало этой истории оттенок вероятности. (Более поздние попытки осушить озеро ни к чему не привели).

Вскоре после появления легенды она видоизменилась, и Эльдорадо превратилось в гигантский город, выстроенный из золота где-то в Южной Америке. Такое представление о «золотом» городе было невероятно притягательным для испанцев, которые все еще находились под впечатлением сокровищ, найденных ранними первооткрывателями. Как и следовало ожидать, определить местонахождение города Эльдорадо не удалось, даже если предположить, что он находился где-то по течению реки Ориноко. Другие нации тоже не избежали влияния мифа об Эльдорадо. Искатель приключений из Англии сэр Вальтер Ралей в течение двух экспедиций по Ориноко (1595 и 1597 гг.) искал этот город.

Товары из Нового Света

Наряду с пользующимися спросом благородными металлами испанцы из Америки привозили в Европу продукты, которые нам сегодня кажутся совершенно и обыденными, а тогда были неизвестны. Это неизвестные виды древесины, новые красители для текстиля и другие материалы. В течение долгого времени большое значение имели привозимые продукты питания. Особенно важным продуктом был картофель, открытый в Андах, который с 1570 года начали выращивать в Европе. В испанских колониях картофель равным образом использовался как для питания рабов, так и для пациентов в госпиталях.

Шоколад, который сегодня распространен повсеместно, тоже был привезен из Америки. Название «шоколад» происходит от слова племени майя «ксокоатль».

Кустарник какао, из плодов которого готовят шоколад, ацтеки считали пищей богов. Они пили шоколадный напиток, чтобы через него обрести знания и мудрость. По возвращении в Европу в 1528 году Кортес привез с собой шоколад. До 1606 года лишь испанцы знали рецепт его приготовления и тем самым обеспечивали себе монополию в торговле.

Испанцы импортировали из Америки и новое «лекарство» - табак. Предполагают, что выращивание табака началось в Америке уже около 6000 г. до н.э., в древнем мире он был одним из неизвестных растений. Коренные жители использовали табак для многих целей. Североамериканские индейцы курили табак; южноамериканские - жевали и нюхали. Индейцы верили, что табак - это подарок богини, и курение было общим ритуалом. Когда Колумб прибыл в Америку, в качестве приветствия ему вручили высушенные табачные листья.

В последующие 50 лет табак постепенно входил в моду, и испанцы были его первыми официальными импортерами. Около 1570 года испанские врачи прописывали табак как лекарство от более чем 30 болезней. Среди прочего, табак служил средством для дезинфекции при оспе, его использовали при зубной боли, коликах и лечении подагры и столбняка.

Последствия новых открытий для Испании и Португалии

В течение относительного короткого времени Испания и Португалия лидировали как страны-первооткрыватели, а Иберийский полуостров стал центром торговли в Европе. Немыслимое количество золота и серебра поступало из Нового Света и превратило обе страны в мощные экономические державы. Однако приток богатства из новых колоний был связан с риском, и вскоре экономика полуострова начала страдать от набирающей силу инфляции. Взвинченные цены изменили экономическую ситуацию. Даже представители силы и власти вынуждены были признать, что цена их имущества падает с каждым днем. Быть землевладельцем стало невыгодно, в то время как ранее зачастую презираемое занятие торговлей обещало большие выгоды. Старая феодальная хозяйственная система, основанная на земельных владениях, разваливалась, и ей на смену пришла современная система, основанная на торговле.


Франсиско Писарро за короткий срок завоевал Перу. Он был убит в 1541 году в городе Лима, который он основал и назвал Сьюдад-де-лос-Рейес, что в переводе с испанского означает «королевский город».

Английский писатель Хэммонд Иннес родился в 1913 году и написал около 36 книг, переведенных более чем на 30 языков мира. Советские читатели знакомы с девятью приключенческими романами Иннеса (в основном по публикациям в «Вокруг света» и «Искателе»). Писатель всегда много путешествовал: на борту транспортного самолета или пограничном катере, на случайном джипе и просто пешком. Он старается сам пройти тем путем, которым странствуют его герои.

«Конкистадоры» — новая работа X. Иннеса, которая увидит свет в издательстве «Мысль» предлагаем читателям «ВС» несколько глав из этой книги.

Конкистадоры — испанцы, которые в начале XVI века исследовали Новый Свет и подчиняли его себе во славу Христа и ради собственной выгоды. За плечами у них были долгие века непрерывной борьбы за освобождение Иберийского полуострова от мавританских завоевателей. Эти люди, поднаторевшие в военном искусстве и отдававшие ему все время и все силы, шаг за шагом теснили «неверных», создавая по ходу наступления карликовые королевства и княжества. В итоге те из них, кто занял верхние ступени на иерархической лестнице, ненамного превзошли по уровню умственного развития заурядных рыцарей-воинов, вооруженных до зубов и сидящих в своих замках.

Борьба эта завершилась в 1492 году падением последней мавританской крепости. Крестовый поход, длившийся 800 лет, окончился, и знать, рожденная для того, чтобы сидеть в седле и орудовать мечом, пылающая необузданным религиозным рвением, вдруг осталась не у дел. Какой-то кратковременный выход ее энергии, правда, дали итальянские войны, однако вся жизнь в стране, обращенной к Атлантике, подсказывала — следующим этапом должен стать Запад, недавно открытый Колумбом новый мир.

Воины, только что завершившие последнюю битву с маврами, превратились в солдат удачи и следом за мореходами отправились за океан искать новых «неверных».

Конкистадоры... Их жажда злата была беспредельной, а религиозный пыл — вполне искренним. Странное сочетание побуждений, сказочное мужество, проявленное в ужасающе суровых условиях дальних стран при заведомо проигрышном раскладе, способность хитростью и силой проложить себе путь, пробиваясь сквозь ряды армий, в двести раз (!) превосходивших их численностью,— все это требует объяснения, иначе то, что рассказано здесь о конкистадорах, покажется совершенно невероятным.

В 711 году из-за Гибралтара пришли исламские орды. За семь лет — мавры — то были главным образом североафриканские берберы — завоевали почти всю визиготскую Испанию и убили короля Родриго. Затем, перевалив через Пиренеи, они вторглись на земли франков. Только северные и северо-западные районы Атлантического побережья, защищенные горными бастионами, остались в неприкосновенности и образовали впоследствии ядро более поздних христианских государств.

Свободные христиане, жившие в неприступных горах, начали пробиваться на равнины в поисках лучшей доли. Они ненавидели «неверных», занявших самые плодородные земли их родины, и из этой ненависти рождался религиозный пыл, не уступавший тому, который привел в Испанию мавров.

Другие европейские страны могли участвовать в крестовых походах и освобождать Святую Землю от сарацинов; испанцы, отрезанные от остальной Европы огромным барьером Пиренеев, тоже вели свой крестовый поход, но только на пороге собственного дома. Их боевым кличем было: «Крест и святой Яго». Все мужчины, хоть как-то претендующие на благородное происхождение, считали ратоборство главным делом жизни. Война была их поприщем, неотъемлемой частью веры.

К середине XV века затянувшийся крестовый поход привел к тому, что мавров загнали на юг, в город-крепость Гранаду, а мелкие государства христианской Испании объединились в три королевства: Португалию, Кастилию и Леон с Арагоном. Маленькое, отрезанное от моря королевство Наварра по-прежнему сохраняло независимость в неприступных Пиренеях. Испанская нация была на пороге своего рождения, наступала новая эпоха, в которую родилась великая колониальная империя.

Пионерами золотого века открытий стали португальцы. Захватив в 1415 году мавританский город Сеуту, они начали долгие и дорогостоящие поиски путей к Молуккским островам пряностей. Из устья Тежу один за другим выходили корабли. Они исследовали Атлантический океан, воды которого, по представлениям тех времен, ревущим каскадом низвергались в бездну с края Земли.

Родилось судно нового типа — каравелла. «Потомков» этих кораблей и сегодня можно увидеть на реке Тахо: широкие, с малой осадкой посудины для перевозки вина,— фрагатас.

Каравелла с ее латинским парусом, заимствованным у арабского доу, была первым океанским судном, способным идти против ветра без помощи весел. Ей обязаны португальцы своими открытиями, а первым человеком, пустившимся в плавание на каравелле, стал сын португальского короля Жуана I, принц Энрике, прозванный Генрихом Мореплавателем (X. Иннес пошел на поводу у распространенного и ошибочного представления о том, что Генрих был мореплавателем, на самом деле он не участвовал ни в одном морском походе (прим. ред.)) .

Шаг за шагом португальские мореходы продвигались на юг вдоль африканских берегов. Но, бросив все силы на морскую экспансию, Португалия, по сути дела, самоустранилась от участия в жизни Иберийского полуострова, и в этот период значительно возвысились два других крупных королевства — Кастилия и Арагон.

19 октября 1469 года Фердинанд, восемнадцатилетний король Сицилии и наследник арагонского трона, сочетался браком с девятнадцатилетней Изабеллой, сестрой короля Кастилии Генриха IV.

Все значение этого союза стало очевидным десять лет спустя, когда после смерти отца Фердинанда под властью этой деятельной четы Кастилия и Арагон объединились. Родилась Испания...

Рождение империи

Таким был мир, в котором родились конкистадоры,— мир религиозной и расовой нетерпимости, мир рыцарей-крестоносцев и армий на марше, мир войн, разрушений, мир перемен. «Святой Яго и святая дева» — что еще нужно для поддержания духа человеку, в дыме разрывов врывающемуся на коне в ряды неприятеля?

Двое знаменитых конкистадоров были родом из Эстремадуры (Юго-западная провинция Испании, граничащая с Португалией.) . Эрнан Кортес появился на свет в 1485 году в городке Медельин; Франсиско Писарро — десятью или двенадцатью годами раньше в Трухильо. Между ними существовала и родственная связь: Кортес был сыном Мартина Кортеса де Монроя и донны Каталины Писарро Альтамарино. Кортес, Мокрой, Писарро, Альтамарино — древние знатные фамилии, поэтому отец и мать Кортеса принадлежали к сословию идальго. Писарро же был сыном Гонсало Писарро, полковника пехоты, которому еще предстояло отличиться в Италии.

Кортес и Писарро встречались один или два раза в жизни. Обоих отличала незаурядная смелость, оба были прирожденными лидерами, искателями приключений в век, когда единственным достойным благородного человека занятием считалось ратное дело. Более того, оба набирали своих лучших людей именно в Эстремадуре, суровой высокогорной стране.

Скудость жизни и бескрайнее небо над головой будили дух странствий, звали людей заглянуть за стену гор, а там... там перед ними открывались новые дали, новые, похожие на острова, вершины. И люди шли на север, пока не добрались до Тахо, несущей свои воды на запад, в сторону Лиссабона, в океан... Тахо, Гвадиана, Гвадалквивир — по этим рекам к людям приходили известия из внешнего мира. Сначала — об открытиях португальцев в Африке, потом — об открытиях испанцев за океаном.

После падения мусульманской Гранады прекратились и крестовые походы, военная машина кабальерос застопорилась. И тут настало время сказать о Христофоре Колумбе.

Этот генуэзский мореплаватель (Национальная принадлежность Кристобаля Колона до сих пор не выяснена.) оставил морскую службу в возрасте тридцати лет и поселился в Лиссабоне. Он был женат на португальской женщине, получившей в наследство от своего родственника, морского капитана, все его бумаги и, вероятно, даже судовые журналы (Имеются и другие версии о приобретении Колумбом знаний об Атлантике.). Используя их, Колумб не только чертил и продавал карты, но и пришел к выводу, что опытный мореход может стать первопроходцем кратчайшего пути в «Индии», если поплывет на запад. У него даже зародилась мысль, что по ту сторону Западного Океана могут лежать какие-то доселе неизвестные земли. Вряд ли можно поверить, что мечты Колумба основывались лишь на слухах и туманных свидетельствах, почерпнутых из записок умершего капитана. В это время португальцы уже были вооружены почти столетним опытом мореплавания. Однако их звали в путь не золотые россыпи, а специи — в особенности перец,— пользовавшиеся в те дни громадным спросом: по осени, перед зимней бескормицей, забивали много скота, и мясо надо было сохранить. Молуккские острова находятся в Восточных Индиях, и перец в Европу везли через Малайзию, Индию, Египет, а потом посуху до Средиземного моря. На пути купцов подстерегали пираты, маршрут пролегал через многочисленные восточные царства и, чтобы преодолеть его, приходилось платить огромные пошлины, а зачастую расплачиваться жизнью, поэтому тюк перца, купленный на Молуккских островах за один дукат, в Европе стоил 105 дукатов. Вскоре после смерти Генриха Мореплавателя Португалия утратила интерес к африканскому побережью.

За два года до того, как Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды, унаследовавший от Генриха португальский престол король Жуан отказал Колумбу в денежной поддержке, заявив, что он якобы располагает «более определенными сведениями о западных землях, чем мечты этого генуэзца». Может быть, португальцы уже успели обследовать американское побережье? Вполне вероятно. Тем более что мы до сих пор толком не знаем, на каких данных зиждилась его вера в успех своего предприятия. Мы знаем лишь, что он был полностью во власти этой идеи. Ведь, не получив поддержки в Лиссабоне, Колумб отправился за помощью к Фердинанду и Изабелле. 17 апреля 1472 года в Санта-Фе монархи подписали с мореходом взаимовыгодный договор.

С Колумбом отплыло в общей сложности около ста человек — матросов и искателей приключений. 12 октября Колумб увидел Багамские острова, затем посетил Кубу и Гаити (Эспаньола), где высадил часть людей, которые должны были основать первую испанскую колонию в Новом Свете. Поскольку флагманский корабль потерпел крушение, адмирал вернулся домой на борту «Ниньи», достигнув Палоса 15 марта 1493 года, после краткой якорной стоянки в устье Тахо. Он привез Фердинанду и Изабелле доказательства своих открытий — грубо выделанные золотые украшения, образчики растений, чучела и птиц, шестерых островитян.

То был лишь пролог к будущему «открытию» сокровищ Нового Света.

Открытия Колумба пробудили такие большие надежды, что в Севилье учредили нечто вроде управления делами «Индий», во главе которого был поставлен хитрый делец Хуан де Фонсека. В Кадисе создали специальную таможню, в Рим подали прошение, и папа издал три буллы, которыми закрепил за Испанией все земли, открытые к западу от линии, проведенной между полюсами в ста лигах от Канар и островов Зеленого Мыса. Все, что открыто к востоку от этой линии, принадлежало Португалии. Однако Португалия выдвинула возражения, и по договору 1494 года линия раздела была проведена уже на расстоянии 370 лиг к западу от островов Зеленого Мыса. Это позволило португальцам на законном основании закрепиться в Бразилии.

Тем временем 25 сентября 1493 года Колумб опять пускается в плавание, на сей раз — из маленькой речной бухты Пуэрто-де-Санта-Мария, расположенной против Кадиса на другом берегу залива. Теперь флотилия была куда крупнее — три карраки (Суда, напоминающие плавсредства древних ирландских мореходов.) и семнадцать каравелл,— а число экипажа и пассажиров достигло полутора тысяч. После сорокадневного перехода через океан Колумб застал свое поселение на Эспаньоле покинутым. Ее колонизировали вторично. А потом, как водится, начались распри.

Колумб, в котором причудливым образом уживались такие разные свойства натуры, как шарлатанство, приспособленчество и фанатичная любовь к морю, вряд ли был лучшей кандидатурой на роль мудрого мирского судьи в ссорах горячей и буйной ватаги поселенцев. Более того, хоть испанцы и называли его Кристобалем Колоном, он оставался для них чужеземцем. К тому же искатели приключений не умели ничего делать, не знали, как обрабатывать землю, не ведали ремесел. Индейцы, разозленные поведением этих людей, которых долгий ратный опыт приучил разорять захваченные нивы и прибирать к рукам все, что попадалось, взбунтовались. В итоге часть населения оказалась перебитой, а неудачный сев привел к голоду.

Вернувшегося Колумба приняли с прежней теплотой, но епископ Фонсека встретил его куда менее радушно. И только в начале 1498 года была снаряжена третья экспедиция из шести кораблей.

Отплыв из Санлукар-де-Баррамеда 30 мая, Колумб избрал на этот раз маршрут южнее, открыл остров Тринидад и высадился на побережье Южноамериканского материка.

Позже он предпринял еще одно большое путешествие, отплыв из Испании в марте 1502 года с приказом обойти колонию в Эспаньоле стороной. Однако состояние кораблей вынудило Колумба искать там укрытия. В гавани в то время стояла флотилия из 18 судов, готовых отплыть домой в Испанию. Колумб предупредил губернатора о надвигавшемся урагане. Тем не менее тот наиглупейшим образом игнорировал его и, отправив флотилию, приказал Колумбу покинуть гавань Санто-Доминго. Колумб переждал шторм с подветренной стороны острова, а из восемнадцати кораблей, направлявшихся в Испанию, уцелело всего три.

Колумб, продолжая изучать Карибское море от Гондураса до Дарьена, два долгих года отыскивал проход в Азию. Он умер в Вальядолиде в 1506 году, спустя два года после возвращения в Испанию. Ему почти удалось достигнуть своей цели — оставалось каких-то несколько шагов...

Поход на Теночтитлан — Мехико

В первые три дня похода Кортеса на Теночтитлан его армия продвигалась по территории, население которой было настроено дружественно по отношению к испанцам, но тем не менее Кортес выслал вперед разведчиков, а в авангарде войска шел отборный отряд.

К вечеру второго дня, хлюпая по грязи под проливным дождем, воинство достигло Халапы — довольно крупного города, как бы распластанного по склону горы. Наконец-то конкистадоры очутились в «Теплой земле», на высоте более четырех с половиной тысяч футов (1 фут — 0,3048 метра.) , где воздух был относительно прохладным. Но теперь перед ними громоздился первый из великих горных кряжей, и испанцы находились на самой границе дружественной страны тотонаков.

На четвертый день отряд наконец вошел в горы. Начался крутой подъем к укрепленному городу, который Берналь Диас (Участник похода Кортеса, написавший книгу «Правдивая история завоевания Новой Испании».) называет Сокочима. К нему вели две тропы, вырубленные в скале в виде лестниц и очень удобные для обороны. Однако местный касик получил от Монтесумы (Монтесума (1390—ок. 1469) — последний правитель ацтеков, казненный Э. Кортесом.) приказ пропустить испанцев.

Следующие три дня испанцы шли по «пустынной местности, необитаемой по причине ее скудости, недостатка воды и сильных холодов». Гомара (Гомара — конкистадор, хронист, участник похода Э. Кортеса в Мексику.) пишет, что это была «безлюдная солончаковая пустыня, на южном крае которой были соленые болота и озера с солоноватой водой». Для армии, которой и без того уже не хватало воды и пищи, пустыня должна была стать серьезной преградой.

Теперь у испанцев был выбор: либо пересечь пустыню, либо повернуть на север, обратно в горы, к самым подножиям с их глубокими ущельями, ведущими к далекой прибрежной равнине. Кортес избрал маршрут через пустыню — разумное решение, поскольку идти на север к городу Тепуитлану означало бы сделать большой крюк по гористой местности, между тем как впереди лежала плоская равнина, по которой легко шагать, а на дальнем ее краю виднелась гряда лесистых холмов. Даже здесь, в этой пустыне, испанцы были на высоте восьми тысяч футов, и ночи стояли холодные.

Перейдя пустыню, испанцы добрались до цепочки низких холмов. На это им понадобился весь день. Здесь, на перевале, стояло маленькое хранилище идолов, «похожее на придорожную часовню», обложенную аккуратно собранными в штабеля вязанками дров. Кортес назвал это место Пуэрто-де-ла-Ленья (Порт хвороста). Примерно в двух лигах дальше за перевалом «земля опять стала бедной и бесплодной». Но армия уже приближалась к реке Апулько, а вскоре добралась и до крупного города, каменные дома которого, выбеленные известью, были отполированы и сверкали на солнце так ярко, что чужеземцам вспомнился юг их родной Испании. Берналь Диас пишет, что они нарекли город Кастильбланко (Белая крепость), а индейское его имя было Хокотлан. Теперь он называется Саулта. И брат Бартоломео — глава священников отряда, сделавший все, что можно, для распространения веры в городах и деревнях тотонакских индейцев, не позволил установить тут крест: его совершенно обескуражил широкий размах жертвоприношений. Здесь было тринадцать теокалли (жертвенник ацтеков) с непременными грудами черепов в каждом. Берналь Диас оценил количество принесенных здесь в жертву людей в сто с лишним тысяч.

Кортесу были нужны союзники, а поскольку семпоальцы заверили его в дружеских намерениях тласкаланцев, чьи земли лежали впереди, Кортес выслал четырех индейцев вперед в качестве послов, а сам выступил в город Ихтакамахчитлан.

Главные укрепления Ихтакамахчитлана были расположены «будто гнездо на высоком кряже»; дома на пять тысяч жителей были окружены «стеной, рвом и башнями». Вдоль долины на три или четыре лиги растянулись многочисленные подчиненные городу поселения; они стояли так близко друг к другу, что напоминали жилую полосу вдоль реки. Здесь Кортес задержался еще на трое суток, дожидаясь возвращения послов из Тласканы. Предстояло выбрать маршрут. Возможных пути было два: более легкий шел по краю уже пересеченной пустыни, мимо болот и озер, которые испанцы заметили с высоты гор. Но тогда бы пришлось сделать большой крюк к югу, в сторону культового города Чолула.

Выбор был не из легких. Кортес ушел далеко от своей базы. Он не доверял индейцам и, разумеется, не верил Монтесуме. Он по-прежнему не имел вестей из Тласкалы, однако, поскольку тласкаланцы были в состоянии вечной войны с Кулуа, второй путь показался Кортесу меньшим из двух зол. Поэтому он пренебрег легким маршрутом и двинулся через долину в горы.

Преодолев перевал, конкистадоры вступили на земли враждебно настроенных племен. Последующие события Берналь Диас описывает так:
«Две армии, числом тысяч около шести, вышли нам навстречу с громкими кличами и барабанным боем. Дуя в трубы, они пускали стрелы, метали копья и бились с незаурядной отвагой». Редкая битва у туземцев начиналась без противостояния — и у Кортеса было время выказать знаками свои мирные намерения и даже объясниться с индейцами через переводчика. Но в конце концов те бросились в атаку, и на сей раз сам Кортес первым выкрикнул старый боевой клич «Сантьяго!». Во время первого натиска было убито много индейцев, включая трех вождей. Затем они отступили в лес, где военачальник тласкаланцев Хикотенкатль ждал в засаде с сорока тысячами воинов. Местность была слишком пересеченной, чтобы с пользой применить кавалерию, но когда испанцы выбили индейцев на открытый участок, положение изменилось, и Кортес смог ввести в бой шесть своих пушек. Но даже и с пушками сражение длилось до заката солнца, и, хотя утверждение Кортеса, что число индейцев доходило до ста тысяч, вероятно, грешит преувеличениями, нет сомнений в том, что они во много раз превосходили численностью испанцев и их союзников, поскольку, как известно, под началом Хикотенкатля было пятеро вождей, каждый из которых командовал десятью тысячами воинов.

Гомара утверждает, что общая численность армии индейцев достигала 150 тысяч воинов, и приводит следующее описание наступавших боевым порядком отрядов:
«Люди были великолепно вооружены на свой лад, а их лица были раскрашены красной биксой, что придавало им дьявольское обличье. Они носили плюмажи и на диво умело маневрировали. Вооружение их состояло из пращей, пик, мечей и копий, деревянных шлемов, поножей и лат на руках, золоченых или покрытых перьями либо кожей. Нагрудники были из хлопка; обычные и особые маленькие круглые щиты, очень изящные, но совсем не хрупкие, были сделаны из твердого дерева и кожи, с узором из меди или перьев. Мечи — деревянные, с вделанными в них кусочками кремня,— наносили страшные раны. Войско шло поэскадронно, и каждый эскадрон имел множество труб, раковин и барабанов. Это было достойное зрелище».

Индейцы наступали под знаменем Тласкалы, на котором был изображен золотой журавль с распростертыми крыльями. Знамя несли в арьергарде, где ему надлежало быть во время сражения.

По Берналю Диасу, первое столкновение с главными силами Тласкалы произошло 2 сентября 1519 года. Он пишет, что в какой-то миг сражения тласкаланцы предприняли решительную попытку захватить лошадь, на которой ехал один из капитанов Педро де Моран. «Несколько человек вцепились в его копье, и он не мог им воспользоваться; другие принялись рубить его кобылу мечами и отсекли голову от шеи так, что она висела только на коже». Отступая, индейцы забрали мертвую лошадь с собой и «расчленили, дабы выставить на обозрение во всех тласкаланских городах. Они принесли в дар идолам ее копыта, красную фламандскую шапку и два письма с просьбами о мире, которые мы им прежде посылали». Как в этом, так и в последующих боях любая оценка числа убитых тласкаланцев, вероятно, может основываться только на догадках, поскольку индейцы неизменно уносили своих павших с поля битвы. Однако впоследствии выяснилось, что было убито восемь их военных вождей.

Следующее крупное сражение разыгралось 5 сентября. «Мы вышли из лагеря под развернутым знаменем, четверо наших охраняли знаменосца,— пишет Диас.— Не пройдя и полумили, мы увидели в полях полчища воинов в высоких плюмажах и с кокардами и услышали пронзительные звуки рожков и труб». Кортес утверждал в своих письмах королю, что индейцев было 139 тысяч. Битва развернулась на равнине длиной около шести миль, где и конница, и артиллерия представляли смертельную опасность. Бездарно предводительствуемые тласкаланцы атаковали гуртом, и артиллерия косила их, как траву, а получившие боевую закалку испанские солдаты врывались в бестолковую толпу неприятеля подобно римским легионерам. Мощная закованная в броню конница особенно сокрушительна, когда она преследует противника, однако у испанцев осталось всего дюжина лошадей, и победу Кортесу принесли острые клинки пехотинцев. Кроме того, на этот раз в стане тласкаланцев произошел раскол: двое военачальников Хокотенкатля отказались выступить вместе с ним. В итоге четырехчасовая битва завершилась полным разгромом. Однако к концу ее были ранены все лошади испанцев.

«Мы вознесли благодарность всевышнему»,— пишет Берналь Диас. И неудивительно, коль скоро испанцы потеряли всего одного солдата, хотя шестьдесят было ранено. Но раны не волновали конкистадоров.

Тласкаланцы тоже быстро постигали науку. Впоследствии они нападали небольшими отрядами, которые состязались между собой за честь пленить живого испанца. Но окрестные вожди уже начинали приходить в лагерь с мирными предложениями. Спустя два дня после битвы в лагере появились пятьдесят индейцев. Они смешались с солдатами и стали предлагать им в дар пищу — в основном плоские лепешки из кукурузной муки, индеек и вишни. Кортеса предупредили, что это шпионы, да он и сам заметил, сколь живо эти люди интересуются расположением оборонительных постов, и приказал схватить их. На допросе они признались, что пришли на разведку с целью подготовить ночное нападение. Отрубив им кисти рук, Кортес отправил всех до единого обратно в Тласкалу и стал готовиться к отражению атаки. Ночью лагерь штурмовали примерно десять тысяч воинов, начавших на закате солнца спускаться с близлежащих холмов. Жрецы убедили Хикотенкатля, что по ночам доблесть оставляет испанцев. На его беду это не соответствовало действительности: Кортес вывел свое войско на простор кукурузных полей, где и встретил индейцев. Луна уже успела подняться, и тласкаланцы, непривычные к ночному бою, были быстро разгромлены.

Тласкаланская кампания завершилась, поскольку вождь не только заверил испанцев в вечной дружбе, пригласив их вступить в город; но и с горечью пожаловался им на постоянный гнет Монтесумы.

Ничего лучшего Кортес и желать не мог, потому что в его лагерь как раз явилось еще одно посольство от Монтесумы — шесть вождей со свитой из двухсот человек, которые принесли в подарок Кортесу золото, поздравления с победой и, что куда важнее, весть о том, что Монтесума готов не только стать вассалом испанского короля, но и платить ежегодную дань при условии, что испанцы не вступят в Мехико. Это была одновременно и взятка, и сделка. Таким образом, Кортес получил возможность вести тонкую игру. Он все еще не доверял тласкаланцам и признавал, что «продолжал обхаживать и тех и других, тайком благодаря каждую сторону за совет и делая вид, будто испытывает к Монтесуме более теплые чувства, нежели к тласкаланцам и наоборот».

Вступив в Тласкалу, Кортес не только завоевал город с приблизительно тридцатитысячным населением, но и весь округ, «девяносто лиг в окружности», поскольку Тласкала была столицей страны, которую, используя политическую терминологию, можно было назвать республикой. Сам город, по словам Кортеса, «более крупный, чем Гранада, и гораздо лучше укрепленный», лежал в низине среди холмов, а некоторые храмы стояли в окружавших столицу горах. Город кишел людьми: на «теулес» — так индейцы называли конкистадоров — пришли смотреть со всей округи. Дабы заручиться дружбой испанцев, вожди предложили им заложников, а для ее укрепления — пятерых девственниц, своих дочерей. Но низвергнуть своих идолов или положить конец жертвоприношениям они не пожелали.

В Тласкале Кортес собрал немало сведений о мексиканской столице и о самих мексиканцам. Тласкаланцы могли сообщить ему, сколько подъемных мостов на дамбах и даже какова глубина озера. Более того, они оценили численность мексиканских армий одного только Монтесумы в 150 тысяч воинов. Тласкаланцы были уверены в том, что испанцы — их единственная надежда в борьбе против Монтесумы, и Кортес получил поддержку всей страны. А это был действительно сильный союзник, который ухитрялся долгие годы сохранять независимость. За спиной Кортеса до самой базы на побережье теперь простиралась дружественная территория.

Солдаты хорошо это понимали, но и они наслушались рассказов о могуществе Монтесумы. Они видели клетки, насквозь пропитавшиеся кровью принесенных в жертву, и хорошо представляли себе свою участь в том случае, если их захватят врасплох. А после схваток с индейцами у них не осталось никаких иллюзий относительно того, что произойдет, если тласкаланцы окажутся изменниками или если их бросят другие союзники.

Во всех имеющихся письменных источниках победы Кортеса относят на счет всевышнего и мощи испанского оружия, и это естественно. Однако, судя по общему настрою тех, кто силой и наглостью проложил себе путь от побережья в глубь страны, видно, что они понимали: стоит остаться без поддержки союзников, и их тотчас же уничтожат. Многие испанцы уже испили свою чашу и хотели только одного — вернуться в Веракрус, где можно построить корабль и отправиться за подкреплением на Кубу. Выдвигаемый ими довод звучал весьма разумно: их слишком мало, и столкновение с военной мощью Монтесумы — задача непосильная для небольшого отряда.

Неизвестно, какие мысли и сомнения терзали самого Кортеса: он всегда тщательно скрывал свои чувства. Но известно, что он непременно учитывал желания людей и не предпринимал никаких важных шагов, если не располагал их добровольной поддержкой. Умение быть вожаком по общему согласию, уходящее корнями в испанскую историю, в историю путешествий и саму атмосферу Нового Света, было одним из тех качеств Кортеса, которые делали его выдающейся личностью.

Пристыдив солдат и добившись готовности следовать за ним, Кортес опять оказался перед выбором пути. Теночтитлан лежал точно на западе. Пойти напрямик или отправиться через Чолулу, как советовали послы Монтесумы? Тласкаланцы мрачно предрекли ему западню в Чолуле, предупредили, что Монтесуме доверять нельзя и что его войско будет караулить испанцев в засаде, чтобы уничтожить. Пока Кортес ломал голову, пришло еще одно посольство от Монтесумы, четыре вождя с дарами — золотыми украшениями на две тысячи песо. Они, в свою очередь, предупредили Кортеса, что тласкаланцы выжидают удобного момента, чтобы перебить и ограбить испанцев. Это была столь очевидная попытка вбить клин между ним и его новыми союзниками, что Кортес оставил предостережение без внимания.

Но это побудило его снарядить собственное посольство к Монтесуме, и капитаны Педро де Альварадо вместе с Бернардино Васкесом де Тапиа отправились в столицу. Четверку вождей задержали в качестве заложников до тех пор, пока испанцы не вернутся целыми и невредимыми. Но потом Кортес передумал и отозвал посланников. Отправленные в Чолулу гонцы возвратились, приведя с собой четверых вождей рангом пониже, которые сообщили, что из-за болезни их касики не могут явиться лично и принести присягу на верность. Предлог был более чем прозрачный, и Кортес отправил четверых своих семпоальцев с ультиматумом: либо касики явятся в течение трех дней, либо он станет считать жителей Чолулы бунтовщиками. В ответ касики сообщили, что у них недостает смелости прибыть к нему, поскольку тласкаланцы — их враги, но если Кортес покинет Тласкалу и приедет к ним, ему окажут радушный прием. Такое объяснение представлялось не лишенным разумных оснований, и, хотя Кортес выступил в Чолулу в сопровождении примерно ста тысяч тласкаланцев, ему с некоторым трудом все же удалось уговорить большую их часть вернуться домой. Это было примерно в пяти милях от Чолулы, а поскольку день клонился к вечеру, Кортес стал на ночь лагерем в пересохшем русле реки. Из лагеря был прекрасно виден перевал, разделяющий вершины, и по сей день известный под названием Перевал Кортеса, хотя почти все, что имеет отношение к испанским конкистадорам, в современной Мексике вымарано из истории.

На другой день, рано утром, испанцы выступили в поход, на этот раз в сопровождении своих «верных» семпоальцев и только пяти-шести тысяч тласкаланцев. На дороге их встретили вожди Чолулы «с великим шумом от труб и барабанов, и многие из их так называемых священников, одетых в ризы, какие они носят в храмах, и распевающих на церковный лад». За двадцать дней, проведенных в Тласкале, испанцы хорошо отдохнули, но если сбросить со счетов союзников, это был маленький отряд, какие-то четыре сотни решительных людей, готовых вступить в город, который состоял в союзнических отношениях с почти сказочно могущественным индейским императором. Это была отчаянная азартная игра, и Кортес, вероятно, задавался вопросом: почему ему позволили зайти столь далеко, почему его ублажали красивыми речами? Чего же боялся Монтесума? Или он просто тянул время, безжалостно откладывая миг убийства, чтобы принести испанцев в жертву своим богам?

Перевел с английского А. Шаров

Общие сведения

Официальное название - Республика Филиппи́ны . Государство расположено в Юго-Восточной Азии. Площадь составляет 299 764 км 2 . Численность населения - 105 720 644 чел. (на 2013 год). Государственный язык - английский, тагальский. Столица - г. Манила. Денежная единица - филиппинское песо.

Государство расположено на Филиппинских островах Малайского архипелага (западная часть Тихого океана). Самые крупные из более чем 7 100 островов, принадлежащих Филиппинам, Лусон, Минданао, Самар, Панай, Палаван, Негрос, Миндоро, Лейте. На западе острова омываются Южно-Китайским морем, на востоке - Филиппинским морем, на юге - морем Сулавеси, на севере Филиппинские острова отделяет от острова пролив Баши. Длина береговой линии 36 289 км.

Климат тропический, морской, на юге переходящий в субэкваториальный. Среднегодовая температура около +27°С, в горных районах климат прохладнее. Сезон дождей длится с ноября по апрель, когда дует северо-восточный муссон, и с мая по октябрь (юго-западный муссон). На северные районы страны часто обрушиваются тайфуны. Количество выпадающих в год осадков колеблется от 1 000 до 4 000 мм.


История

Филиппинские острова были об­наружены благодаря... ошибке. В 1519 г мореплаватель Фернан Ма­геллан (1480-1521) со своей командой отправился на поиски Молуккских ост­ровов. В 1521 г., отклонившись от кур­са, экспедиция достигла Филиппинско­го архипелага. Ко времени прибытия мореплавателя острова Филиппины принадлежали различным индо-малайским морским королевствам.

В 1542 г конкистадор Руис Лопес де Вильялобос назвал два острова в честь испанского принца, будущего короля Филиппа II, а несколько позже это название закрепилось уже за всем архипелагом. Другой конкистадор, Мигель Лопес де Лагаспи, в 1565 г во главе вооруженного отряда при­ был в Себу. Там и возникло первое испанское поселение на архипелаге. К 1572 г подчинила себе большую часть Филиппин, за исклю­чением их южных окраин. С 1565 по 1821 г. Филиппины подчинялись вице-королевству Новая Испания (), а после Мексиканской ре­волюции управлялись уже непосред­ственно Мадридом. Испанцы распро­странили на островах католичество, после чего довольно быстро устано­вили, по существу, феодальный прин­цип отношений с местными жителями. Те были обязаны не только работать на испанскую корону, но и исправно выплачивать своим хозяевам налоги и обеспечивать их провизией. Жес­токая эксплуатация жителей архипе­лага привела Филиппины на грань катастрофы: люди умирали буквально сотнями, будучи не в силах вынести голод в условиях каторжного труда. Нехватка рабочей силы сильно удари­ла по кошелькам испанцев, поэтому они были вынуждены ослабить свою хватку, сохранив из всех рычагов дав­ления на филиппинцев лишь денеж­ный налог.

У крестьян появились собственные на­делы земли, позволявшие уже не только вести натуральное хозяйство, но и по­немногу приторговывать. А вот выво­зить плоды своего труда в другие госу­дарства не очень получалось. Тут опять же распоряжались испанцы.

В XVIII-XIX вв. на Филиппинах не­довольство испанской колониальной политикой приобрело уже характер пожара. И полыхнуло как следует. В 1896-1898 гг тайное революционное общество «Катипунан» подняло восста­ние, впоследствии названное Филип­пинской революцией. В 1897 г была провозглашена независимая респуб­лика Филиппин, но первый ее прези­дент Агинальдо (1869-1964) в обмен на амнистию и денежное вознаграж­дение прекратил военные действия против испанцев. В результате Испа­но-американской войны 1898 г по Па­рижскому договору контроль над Фи­липпинами получили . Но уже в 1901 г вновь напомнил о себе Аги­нальдо, и боевые действия между его сторонниками и американцами шли вплоть до 1913 г Постепенно США начали вводить на Филиппинах эле­менты самоуправления. И тут грянула Вторая мировая война. Филиппины были оккупированы японцами. Неза­висимым государством они стали в 1946 г. Но США оставили Филиппины на короткой привязи торговых взаимо­отношений, к тому же, согласно «про­щальным» договорам, американцы оста­вили на островах военные базы, не подконтрольные филиппинским вла­стям. Только в 1970-х гг в отношениях двух государств было достигнуто рав­ноправие, впрочем, весьма зыбкое на фоне экономической зависимости.


Достопримечательности Филиппин

Самым древним культовым сооружением Филиппин является церковь Святого Августина . Эта достопримечательность находится в самом центре Манилы - древнейшем историческом районе столице Интрамуросе. Церковь Святого Августина знаменита не только своей датой основания, но и тем, что является одной из 4-х филиппинских церквей в стиле барокко внесенных в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Это событие произошло в 1993 году и добавило популярности этой старинной церкви, из которой пошло христианство на Филиппинах.

Церковь Святого Августина была построена в 1607 году. Но это не является первой церковью на этом месте. В 1571 году здесь была построена бамбуковая церковь, на скорую руку, для того, чтобы можно было проводить службы и крестить местное население. Спустя 3 года бамбуковая церковь сгорела во время войн с местным населением. В новом, 1575 году, была построена уже деревянная церковь, которая снова сгорела, не простояв и 10 лет. Это случилось в 1583 году, во время похорон губернатора Гонсало Пеналоса, когда свечи подожгли занавески во время отпевания тела.

Снова прошло 3 года, и монахи-августинцы решили возродить церковь, в качестве материала был выбран камень. В 1586 году приступили к постройке, строительство продвигалось очень долго. Всему виной было отсутствие поблизости стройки походящего материала. Камень пришлось везти издалека, что существенно затянуло время строительства. Кроме церкви было решено построить и монастырь, который был полностью готов к 1604 году. А в 1607 году официально объявили об открытии церкви Святого Августина.

Всю историю существования церковь Святого Августина периодически подвергалась каким-либо разрушениям. В 1762 году она была разрушена, а предварительно разграблена английскими войсками, вторгшимися в Манилу. Также несколько крупных землетрясений периодически подвергали церковь разрушениям. Но благодаря фундаменту особой эллиптической формы собор выдержал все толчки, получив лишь незначительные трещины. Церковь построена по подобию августинской церкви в Мексике, она имеет скромное наружное оснащение. Внутреннее убранство храма выглядит намного богаче. Для росписи стен и потолка были специально приглашены из художники, специализирующиеся на храмах.

Старинная крепость, известная под именем форт Сан-Педро находится в городе Себу. Крепость является старейшим сооружением подобного рода на всех Филиппинах.

Основана крепость еще самим Легаспи - испанским конкистадором, который руководил колонизаторской деятельностью Испании на новых землях. Произошло это в 1565 году, в самом начале испанской экспансии на Филиппинах. Роль форта изначально была огромной и заключалась в защите гарнизона и небольшого количества штатских жителей Себу. Местные племена никак не хотели мириться с присутствием на их родных землях чужестранцев. Частые набеги пиратов и просто недовольных новым режимом вынудили Легаспи строить защитное сооружение. Форт стал ядром для города Себу, его сердцевиной, на основе которой и вырос второй по величине город на Филиппинах.

Среди природных достопримечательностей Филиппин первое место занимают, конечно, Шоколадные холмы , расположенные на острове Бохол. Холмы - это один из самых загадочных феноменов не только на Филиппинах, но и во всем мире. Точного объяснения этому явлению ученые дать не могут. В многочисленных рейтингах о нахождении новых чудес света Шоколадные холмы неизменно входят в первую десятку претендентов. Холмы расположены на площади в 50 квадратных километров в центре острова Бохол. Их общее количество точно не указывают, но последние подтвержденные данные говорят о 1268 холмах, а недавно проведенные исследования уже насчитывают 1776 возвышенностей. Высота холмов колеблется от 30 до 100 метров.

Холмы имеют правильную округлую форму и покрыты густой зеленой травой, которая выгорает на солнце и уже в начале сухого сезона холмы оказываются покрытыми бурой массой. Кстати, от цвета выгоревшей травы, которая резко контрастирует с окружающими зелеными джунглями, и пошло название Шоколадные холмы.

Парк Ризаль находится в Маниле и является одной из наиболее знаменитых достопримечательностей города и страны в целом. Свое имя парк получил в честь национального героя Филиппин Хосе Ризаля - выдающегося филиппинского писателя и поэта, борца за независимость страны. Ризаля испанские власти казнили на территории парка, который вскоре и был назван в честь патриота.

Сам парк появился в начале XVIII века, правда, под другим названием. История его появления довольно необычна - изначально парк, вернее небольшая площадка, была полностью очищена от всякой растительности в целях защиты южных подступов к Интрамуросу от туземцев. Парк получил название Лунита, благодаря своей форме. Парк в XIX веке имел нехорошую славу как место казней, здесь же был казнен и Хосе Ризаль. Это произошло в 1896 году, вскоре перед революцией. Также парк Ризаль являлся местом провозглашения многих знаковых для Филиппин документов. В частности, в 1946 году здесь была провозглашена Декларация о независимости Филиппин от США. А в 1986 году проводились политические митинги под руководством Маркоса и Акино.

Парк Ризаль имеет немалую площадь - около 60 гектар, и по этому показателю занимает одно из первых мест в Азии. Центральным ансамблем парка является монумент, выполненный из гранита и бронзы в честь Ризаля, а также мавзолей с прахом национального героя. Кстати, памятник является "нулевым километром" - своеобразной точкой отсчета всех расстояний на Филиппинах. Также в парке расположена трибуна имени Кирино, на которой происходит принятие присяги филиппинскими президентами.


Филиппинская Кухня

На формирование вкусовых пристрастий филиппинцев повлияли многие народности. Первыми оказались китайцы, с которыми у Филиппин были налажены торговые отношения. Многие из них, приезжая на Филиппины, оставались здесь навсегда. И так как они готовили преимущественно свои национальные блюда, естественно, используя местные ингредиенты, то на свет появилась филиппино-китайская кухня.

Когда в XIX веке на Филиппинах стали появляться первые рестораны, китайская еда стала главным продуктом, подаваемым в этих заведениях, хотя для удобства клиентов многие китайские названия были заменены на испанские.

При испанской колонизации в кухне Филиппин появились блюда из Мексики и, конечно же, самой Испании. Филипинно-испанские блюда получили новые ингредиенты и ароматы - оливковое масло, паприку, шафран, ветчину, сыр, консервированные колбаски.

Американцы также внесли свою лепту в формирование кухни Филиппин, добавив в нее удобства: готовка под паром, заморозка, сандвичи и салаты, гамбургеры, жаренные цыплята и стейки.

Кроме того, свой след в филиппинской кухне оставили французы, итальянцы, арабы, японцы, тайцы и вьетнамцы.

Сегодня на Филиппинах можно отведать, например, kinilaw na tanguingue, макрель, приправленную уксусом, имбирем, луком, жгучим перцем, возможно, кокосовым молоком, также можно попробовать тигровых креветок, приготовленных на гриле. Вы спросите: а где же настоящая кухня филиппинцев? Настоящая кухня Филиппин - это все, что произрастает в лесах, полях и садах и вылавливается из моря, и конечно, приправлено ароматами , Испании, Мексики, США...

Утром и днем популярны такие блюда, как "мерьенда" и "пулутан", подаваемые с алкогольными напитками. Запеченное на огне мясо или рыбу обычно едят по вечерам.

Повседневная еда, с гарниром из риса, включает в себя мясо и овощи, приготовленные с уксусом и чесноком, запеченного окуня, мясные бульоны и большое количество супов: рисовый, вермишелевый, говяжий, куриный, печеночный, костный и из требухи, овощной. Вместе с этим подают ломтики недозрелого папайи, маринованную рыбу или пасту из креветок, и удобного для еды размера кусочки свиной кожи.

Популярны маринованные плоды манго, помидоры, жареные кабачки, тертый кокосовый орех.

Для приготовления всех блюд используется острый перец. Пищу готовят на пальмовом масле. Из напитков распространены кофе и чай.

Десерт "хало-хало" представляет собой смесь толченого льда со сладостями и фруктами с добавлением сгущенного молока.

Филиппины на карте

4 161

Конкистой (а раньше конквистой - от испанского La Conquista - "завоевание") называется покорение Нового Света или колонизация Америки Испанией, длившаяся с 1492 по 1898 год, когда США, победив Испанию, забрали у нее Кубу, Пуэрто-Рико. Значит, конкистадор - это испанский или португальский завоеватель Америки, участник конкисты.

Объективные предпосылки

Открытая в 1492 году Колумбом Америка, которую испанцы считали частью Азии, стала «землей обетованной» для многих обедневших испанских дворян, младших сынов, которым из отцовского наследства по испанским законам не перепадало ни гроша, устремились в Новый Свет. С ним были связаны безумные надежды на обогащение. Легенды о сказочных Эльдорадо (страна из золота и драгоценных камней) и Пайтити (мифический затерянный золотой город инков) кружили не одну голову. Много предпосылок сложилось к тому времени на Пиренейском полуострове, способствовавших тому, чтобы тысячи (600 тыс. только испанцев) его жителей переселились в Америку. Вновь прибывшие европейцы захватили бесконечные просторы от Калифорнии до эстуария Ла-Платы (протянувшееся на 290 км воронкообразное углубление, получившееся в результате слияния могучих и Параны, представляет собой обширную, уникальную водную систему на юго-востоке Южной Америки).

Шеренга великих завоевателей

В результате Конкисты была захвачена почти вся и часть Северной, включая Мексику. Конкистадор - это первопроходец, который безо всякого содействия со стороны государства присоединил к Испании и Португалии огромные, необозримые территории. Самый известный испанский конкистадор, маркиз (титул он получил от короля в знак благодарности) Эрнан Кортес (1485-1547), покоривший Мексику, создавший плацдарм для дальнейшего захвата всего континента от Аляски до Огненной земли, по праву входит в шеренгу величайших завоевателей, наряду с Тамерланом, Александром Македонским, Наполеоном, Суворовым и Аттилой. Конкистадор - это в первую очередь воин. В Испании в XV веке закончилась реконкиста (отвоевание) - очень длительный процесс, продолжавшийся почти восемь веков, освобождения Пиренейского полуострова от арабских захватчиков. Не у дел осталось много воинов, не умевших жить мирной жизнью.

Авантюрная составляющая конкисты

Среди них было достаточно авантюристов, привыкших жить за счет ограбления арабского населения. К тому же наступило время великих географических открытий.

В дальних странах поехавшие на их завоевание люди освобождались от церковной (еще сильна была инквизиция) и королевской власти (в пользу короны существовали непомерные выплаты). Публика, хлынувшая в Новый Свет, была очень разношерстной. И многие считали, что конкистадор - это в большинстве случаев авантюрист. Очень хорошо все, что касается конкисты, как причины, ее побудившие, так и характеры людей, решившихся на поездку или вынужденных ее осуществить, описаны в историческом романе аргентинского писателя Энрико Ларетты «Слава дона Рамиро».

Вообще, этой великой странице истории посвящено много литературных произведений, одни из которых романтизировали образы конкистадоров, считая их миссионерами, другие преподносили их сущими дьяволами. К последним относится очень популярный приключенческо-исторический роман «Дочь Монтесумы» Генри Райдера Хоггарда.

Герои конкисты

Лидер или главный португальский или испанский конкистадор назывался аделантадо. К их числу относятся такие предводители, как уже упомянутый Эрнан Кортес. Весь был покорен Франсиско де Монтехо. Тихоокеанское побережье всей Южной Америки было завоевано Васко Нуньесом де Бальбоа. Империю инков, раннеклассовое государство Тауантинсуйу, крупнейшее по площади и населению индейцев, уничтожил Франсиско Писсаро. Испанский конкистадор Диего де Альмагро присоединил к короне Перу, Чили и Панамский перешеек. Диего Веласкес де Куэльяр, Педро де Вальдевия, Педро Альварадо, Г. Х. Кесада тоже оставили о себе память в истории завоевания Нового Света.

Негативные последствия

Конкистадоров часто обвиняют в уничтожении И хотя прямого геноцида не было, в первую очередь из-за малочисленности европейцев, болезни, завезенные ими на материк, и последовавшие эпидемии сделали свое черное дело. А недуги авантюристы завезли самые разные. Туберкулез и корь, тиф, чума и оспа, инфлюэнца и золотуха - это совсем не полный список даров цивилизации. Если до Конкисты насчитывало 20 млн человек, то последовавшие одна за другой эпидемии чумы и оспы выкосили большую часть аборигенов. Страшный мор потряс Мексику. Так что завоевания конкистадоров, охватившие большую часть Америки, принесли покоренным народам не только просвещение, христианство и феодальное устройство общества. Они привезли наивным аборигенам ящик Пандоры, в котором были заключены все грехи и болезни человеческого общества.

Золота и драгоценных камней, да еще и городов, возведенных из таких строительных материалов, испанские и португальские завоеватели не нашли. Сокровища конкистадоров - это новые страны и обширнейшие плодородные площади, рабы в неограниченном количестве для обработки этих земель и древнейшие цивилизации, тайны которых не раскрыты до сих пор.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...