Конспект классного часа "курская дуга". Стихотворения о курской битве

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА :

    познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне;

    развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма;

    воспитывать гордость за своих героев, любовь к Родине, своему народу;

    воспитывать учащихся в духе благодарности к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью;

    развивать исследовательскую и творческую деятельность учащихся с использование информационных компьютерных технологий.

УЧАСТНИКИ:

классный руководитель, учащиеся 9 «Б» класса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер с устройством чтения USB -накопителей, видеопроектор с экраном, презентация учащихся «Курская битва», презентация – опросник «Курская битва», видеофильм “Курская дуга”, записи песен «Священная война», «Исаак Левитан – Начало Великой Отечественной Войны».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(Звучит запись «Исаак Левитан – Начало Великой Отечественной Войны»).

Классный руководитель.

Война… Великая Отечественная, ставшая испытанием человеческого духа и плоти, как много и как мало мы о ней знаем. 27 млн. погибших – это 27 млн. историй, которые судьба не успела дописать…Историю Великой Отечественной войны должен знать каждый уважающий себя человек, это история нашей Родины, история ваших близких: бабушек, дедушек, прошагавших во имя жизни по трудным, полным скорби, горя и потерь фронтовым дорогам.

Россия всегда стояла на пути тех, кто стремился к мировому господству. Гитлер, захвативший полмира, готовясь к войне с Россией, заявил: “Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…”

1-ый ученик:

Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг,
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля ее спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось…

Классный руководитель:

Битва на Курской дуге - одна из ярчайших вех мужества и стойкости нашего народа на пути к победе Великой Отечественной войне. Именно она стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны.

2-ой ученик:

Мы потеряли родных и друзей,

Страдавших за нашу свободу.

Мы потеряли многих людей,

Не видевших белые своды.

Курская битва была хоть давно,

Но знает каждый ребенок,

Что помнить людей нужно тех все равно

И выстрел огня раскаленный.

Ты должен ценить все, что сделали те,

Кто жизнь сохранил и надежду,

Кто нас не бросал в этой страшной беде

И не оставит нас прежде.

(Просмотр фрагмента документального фильма «Курская дуга»).

Классный руководитель:

Белгородский край, благодатная земля с живописными природными пейзажами, как магнитом притягивала недругов, желающих поживиться богатой добычей. Именно здесь в июле-августе 1943 года разыгралось одно из крупнейших сражений второй мировой войны – Курская битва. Здесь, под Прохоровкой, 12 июля 1943 года произошло беспримерное в истории войн встречное танковое сражение. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков, значительное число артиллерии и крупные силы авиации. Только за один день потери с обеих сторон составили свыше 700 танков.

Поселок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нем знают не только у нас в стране, но и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с Куликовым и Бородинским полями.

Тяжкие испытания выпали на долю прохоровцев в годы Великой Отечественной войны.

(Презентация учеников «Курская битва» (дети ведут рассказ по своей презентации)).

З-ий ученик (Читает стихотворение «Яковлево», автор Н. Молчан):

Двадцатый век - год сорок третий.

Июль, в разгаре знойном лето.

И третий год войны кровавой,

Овеянной недоброй славой.

На Курской огненной дуге

Горит земля и небо в мгле.

И Яковлево - русское село -

В дни битвы в сводках часто шло.

Весь мир запомнил, где тогда

Витала смерть, была беда.

  1. О том осталась на века

В истории заглавная строка,

У всех людей нашей планеты,

Желавших нам в войне победы.

И память четко вобрала название села.

4-ый ученик:

Он был молод. Герой Курской битвы. Ему было 21 год. Всего 21 год.

Мой друг! Ты Прохоровку помнишь.

Когда кипел жестокий бой.

Тогда по двадцать лет неполных

Всего лишь было нам с тобой.

Классный руководитель.

Под Яковлево и под Ивней,

Где хлеб дымится на корню,

Сломали гитлеровцы бивни

О нашу русскую броню

Вечною пребудет та минута

Светлый тот последний взмах крыла.

Когда залпы первого салюта

Над Москвой Родина зажгла.

Пусть потом их много прозвучало

В те лихие грозные года.

Но Орел и Белгород – начало,

А начало помнится всегда.

5-ый ученик:

Семь дней длилась страшная битва. Более четырех миллионов человек участвовало в сражении, почти семьдесят тысяч орудий. 12 июля на ржаном Прохоровском поле под Белгородом в жестоком бою сошлись тысячи танков. И дрогнул воздух на бескрайнем поле золотого хлеба.

Классный руководитель:

Цикл стихов посвятил Курской битве лауреат литературной премии «Прохоровское поле» Игорь Чернухин. Самым сильным впечатлением его детства является вид огромного поля под Прохоровкой, на котором стояли мертвые танки.

Игорь Чернухин

На Прохоровском направлении

Мертвые танки стоят.

На Прохоровском направлении

Не видно нигде солдат.

Как будто в литавры – в железо

Бьет ветер горячий с полей

С той Курской дуги, что разрезана

Стальною Россией моей.

Земля здесь дымилась рекою

И стала по праву равна

Победной земле Куликова

И мужеству Бородина.

6-ой ученик:

Меня очень тронуло стихотворение Николая Истомина «Прохоровка». Читаешь его и живо представляешь тот страшный бой. А сердце наполняется гордостью за бойцов-защитников земли русской.

Вокруг нее земля фугасом взрыта,

Шли самолеты за звеном звено.

Она в России стала знаменита,

Как подмосковное Бородино.

Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким

К нам двигалась фашистская орда,

Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,

На наши села, нивы, города.

Но хлынула советских танков лава,

Сметая все с пути, как ураган,

За Белгород, за Харьков, за Полтаву

Погнали наши воины врага.

Со счету сбившись, смерть врагов косила,

Дымилась необъятнейшая ширь.

Вот так тряхнул своей бывалой силой

Под Прохоровкой русский богатырь.

Классный руководитель:

Всему русскому народу имя маршала Победы Г.К.Жукова помнят и стар, и млад. Он был грозой для фашистов, его боялся Гитлер. В Курской битве Жуков руководил всеми фронтами. В городах и сёлах России его именем названы улицы, стоят памятники.

Существует множество воспоминаний героев той войны, той Великой битвы. Читая их, мы может ярко и четко нарисовать в своем воображении картины произошедшего тогда. Из них мы получили представление о событиях: о потерях, о переломном моменте Битвы на Курской дуге и каких усилий и эмоций эта победа стоила героям русской армии.

7-ой ученик:

В ходе всех оборонительных и наступательных сражений российских солдат, благодаря их мужеству и отваге, 12 июля1943 года наступил перелом в Курской битве, враг прекратил наступление, а 18 июля начал отводить все свои силы в исходное положение. Войска Воронежского, а с 19 июля и Степного фронтов перешли к преследованию и к 23 июля отбросили противника на рубеж, который он занимал накануне своего наступления.

Перейдя в наступление, Красная Армия 5 августа в ходе ожесточенных боев освободила города Орел и Белгород.

5 августа в Москве был дан первый за всю войну салют. Из приказа Верховного главнокомандующего от 5 августа 1943 года: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати орудий.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины! Смерть немецким оккупантам!»

4-ый ученик:

А. Твардовский «Героям Орла и Белгорода»

В привычных сумерках суровых

Полночным залпом торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала древняя Москва.

Родные воины, столицей

Прославит ваши имена

И благодарная Россия,

И благодарная Москва.

В сердцах взволнованных людей

Был громом ваших батарей.

И каждый дом и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах-

Орел и Белгород слова.

(Звучит песня «Священная война»).

Классный руководитель:

Это был «праздник со слезами на глазах…» ведь самой невосполнимой утратой была гибель людей. Так, в январе 1943г. В здании Гусек-Погореловской школы было заживо сожжено 615 советских военнопленных из Чернянского концлагеря, 600 человек расстреляны в разных селах, 307 угнаны в Германию. 6 февраля 1943г. поселок был освобожден. После 15 месяцев оккупации он оказался совершенно разрушенным.

Освобождала Прохоровку 183-я стрелковая дивизия А.С. Костицина. Прохоровка стала свидетелем величайшего танкового сражения.

5-ый ученик:

Кровью тысяч патриотов Отчизны полита земля от Орла до Харькова Живые никогда не забудут погибших. Память о героях увековечена в мемориальных комплексах, памятниках, в отблесках вечного огня.

Приложение: Презентация – опросник по событиям Курской битвы (ученики вместе с учителем обсуждают каждый вопрос, может быть узнают для себя что-то новое, и в тоже время закрепляют свои знания).

5-ый ученик:

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это нужно – не мертвым! Это надо живым!

Минута молчания!

Классный руководитель:

Победа под Курском была обусловлена титаническим трудом народа в тылу, боевым мастерством и героизмом воинов на фронте. 132 соединения и части получили гвардейские звания, а 26 соединений и частей удостоены почетных наименований. За проявленные в этой битве мужество и отвагу более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, а свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Курская битва стала еще одной страницей русской ратной истории.

Выступление учеников на Митинге,

1.Рисуют мальчики войну
Рисуют танки и катюши
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши.

2 Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну:

3 Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово - ВОЙНА
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города?
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.

4 Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.

5 Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.

6 В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала матушка-Москва.
И говор праздничный орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском грозных буден,
Был громом ваших батарей.
И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этих гулах -
Орел и Белгород - слова.

7 Он был в аду, в плену два года
И кровью жаркой изошел,
Но силой русского народа
Освобожден Орел.
Теперь восстанет он из пепла,
Уйдет в лазурь горючий дым,
Чтоб небо никогда не слепло
Над городом твоим.

8 Проносят знамя боевое,
И от серебряной Оки
На запад, в даль идут герои,
Летят штурмовики.
И вечер вражьей кровью дышит,
В дыму созвездия встают,
А в полночь родина услышит
Торжественный салют!

9 Отгремели салюта раскаты,
Над Орлом, над Окой тишина.
Не проснулись, не встали солдаты,
Те, кого усыпила война.
В Книге Памяти все поименно
На поверке бессрочно стоят,
С благодарностью, медленно, скорбно
По фамилиям движется взгляд.

10 Грустно звезды горят
В невесомой дали.
Это парни глядят,
Что с войны не пришли.
Что в последний тот бой
Вспоминали до слез
Край Орловский родной,
Край лугов и берез.
За Россию в ответе,
Будут помнить солдаты
И Орел в сорок третьем,
И Берлин в сорок пятом.

11 Дождь весенний в тиши
Напоил зеленя,
До Победы дошли
Твои дети, земля!
А планета цвела,
Май улыбчивый шел.
Распрямил два крыла
Славный град наш - Орел!

12 В этот день мы поздравляем ветеранов, защитников Отечества,
отстоявших право народов мира быть свободными.
Вечная слава всем павшим и выжившим, в той страшной войне!

13 Мы воинам-мужчинам поклоняемся,
А фронтовичкам-женщинам - вдвойне,
По ним сверяем жизнь, на них равняемся,
Они святыми стали на войне.

14 Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений, -
Принес победную весну, -
Поклон и память поколений!

15 Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

16 Пусть наше небо ясным будет,
Пусть светит радости звезда,
И грохот танковых орудий
Уйдёт из жизни навсегда.
Течению лет не прекословя,
Мы Вам желаем всей душой
Здоровья и опять здоровья,
Любви и радости большой!

17 Вся Ваша грудь сияет, орденами,
Геройски Вы прошли сквозь дым войны.
Пусть голова уже давно седая,
Но мыслями и духом вы сильны.
Так пусть не сломят Вас невзгоды жизни.
Здоровья, счастья Вам на долгий век.
Благополучия от всей души желаем,
Любимый, дорогой наш человек!

Ученики дарят цветы ветеранам

Вдоль дороги травы -
И хлебов стена,
Поле русской славы -
Наша сторона.

Танковое поле
Дней кромешных ад,
Здесь народам волю
Отстоял солдат.

И в сраженье новом
Русь была сильна
Полем Куликовым
Днем Бородина.

Дружно зреют вишни,
Близится июль,
И давно не слышно
Свиста мин и пуль.

Но шумят дубравы
И цветут луга,
Поле русской славы -
Курская дуга.

I ведущий: После ожесточенных сражений, длившихся непрерывно в течение десяти месяцев, на Советско-Германском фронте наступило затишье.

(Звучит песня "Соловьи")

В начале апреля 1943г. "Правда" писала: "Красной армии предстоит тяжелая борьба против коварного и жестокого врага. Нас ждут дни суровых боев и тяжелых испытаний".

Советское Верховное Главнокомандование готовилось к развертыванию стратегического наступления летом 1943 году, исходя из того, что Красная Армия владеет после победы под Сталинградом инициативой и превосходит вермахт в силах и средствах. Однако вскоре в эти замыслы были внесены изменения.

II ведущий: Поражение под Сталинградом потрясло фашистскую Германию, однако оно мало чему научило гитлеровцев. Весной 1943г. они были полны решимости изменить ход войны в свою пользу, восстановить пошатнувшийся престиж Германии среди ее союзников и укрепить моральное состояние армии и населения. Для проведения нового крупного наступления гитлеровцы выбрали Курское направление.

Чтец: Оперативный приказ ставки вермахта №6. 15 апреля 1943 года "Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление "Цитадель": Этому наступлению придается решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом: Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира. Гитлер".

I ведущий: Своевременно узнав о замыслах врага и правильно оценив обстановку, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о переходе к преднамеренной обороне на Курском выступе.

Чтец: Каждый советский воин - участник битвы понимал свою ответственность за судьбу Родины.

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен.

Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнет, -
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.

Пусть ускорит он походку
Среди выжженной травы,
Пропотевшую пилотку
Не снимая с головы.

И, зажав винтовку твердо,
Отомстит за смерть мою,
За страдания народа
И за родину свою.

Чтец:

Канунной ночью,
Краткой и тревожной,
Мы чуяли:
Они сейчас не спят.
Казалось им,
Что все исправить можно,
Исправить можно
Даже Сталинград.

Внести огнем и кровью исправленья
в словари и буквари,
В решающих ударить направленьях:
На Прохоровку и на Паныре.
Стратеги с самомнением ничтожеств
Не поняли в надменности своей,
Что никакой победы
быть не может,
Не будет и гроссмейстерской ничьей.

Перемешалось грохотом гуденье,
Шли по земле,
как по воде, круги,
Но было их паденьем
нападенье
На двух концах
пружинящей дуги.
Николай Корнев "Слово о битве"

II ведущий: Сосредоточив на узких участках фронта огромные массы танков, гитлеровцы начали наступление на рассвете 5 июля 1943 года.

Встретив упорное сопротивление, враг перегруппировал танковые соединения и начал яростные атаки на Паныри.

Чтец:

Завыли бомбы. Черный вихрь
Засыпал не один блиндаж
Приземистые танки "тигр"
Передний край прорвали наш.

Но все ж никто не побежал,
Не дрогнули порядки рот.
И каждый мертвый здесь лежал,
Лицом к врагу, лицом вперед.

Стояли пушки на холмах
Почти у самых Понырей,
Остались на своих местах
Лежать

Я позже видел их тела
На окровавленной земле.
Пусть в землю гаубица вросла -
Снаряд последний был в стволе.

И вот остановился враг
В огне, в крови, в дыму, в пыли.
На поле танковых атак -
Столбы металла и земли:

Пройдя на станцию, на шлях,
Где страшный след сражений свеж,
Какая сила в Понырях
Железным сделала рубеж?

Здесь не было ни гор, ни скал.
Здесь не было ни рвов, ни рек.
Здесь русский человек стоял
Советский человек.

(Звучит песня "На безымянной высоте")

II ведущий: Одновременно с наступлением из района Орла враг начал наступление на Курск и со стороны Белгорода. В первый день противник ввел в сражение до 700 танков и штурмовых орудий. Утром 6 июля гитлеровцы предприняли массированный танковый удар на Обоянском направлении. В борьбу вступили основные силы нашей первой танковой армии.

I ведущий: Из воспоминаний маршала бронетанковых войск А.Х.Бабаджаняна: "На степном просторе, на холмах, в балках и оврагах, в населенных пунктах завязались танковые сражения, ожесточенные и невиданные: Полчища Манштейна на весь этот железный "зверинец", задрав длинные хоботы своих пушек, медленно наползают на наш передний край: тигры и пантеры ползут с опаской, побаиваются приблизиться к нашим "тридцать четверкам", чтобы не угодить под снаряд бортом.

В течение нескольких часов сотни танков превратились в металлический дом. Земля стонала от разрывов снарядов, авиационных бомб и грохота танков. В небе непрерывно находились сотни самолетов, шли ожесточенные воздушные бои. От черных туч пыли, поднятой танками, взрывами артиллерийских снарядов, авиационных бомб и копоти горевших машин, земля и небо стали серыми и мрачными. Исчезла линия горизонта, скрылось солнце, его раскаленный диск еле пробивался сквозь мглу".

Удар огромной силы приняли на себя первая гвардейская танковая бригада. Ей было приказано остановить продвижение танков противника вдоль шоссе, ведущего на Обоянь, и гвардейцы-танкисты стояли насмерть. Более 4 часов они сдерживали фашистов, превращая немецкие танки в горящие костры. Лейтенант Шаландин поджег два "тигра" и два средних танка. Его танк был подожжен бомбой, но 19-летний комсомолец не бросил машину, до последнего мгновения вел огонь по врагу. Родина не забыла подвиг своего отважного сына. Герой Советского Союза В.С.Шаландин навечно зачислен в списки Тагипского высшего танкового командного училища.

Чтец:

Бронебойным снарядом
Разбитый в упор Лобовик,
Длинноствольная пушка
Глядит немигающим взглядом
В синеву беспредельного неба:

Почувствуй на миг,
Как огонь полыхал,
Как патроны рвались и снаряды,
Как руками без кожи
Защелку искал командир,
Как механик упал,
Рычаги обнимая,
И радист из "ДТ"
По угрюмому лесу пунктир прочертил
Даже мертвый крючок пулемета сжимая:

Люк открой и взгляни в эту башню,
Где пусто, черно -
Здесь погодки мои
За великую правду
В огне умирали.

I ведущий: 12 июля 1943 года советские войска нанесли наступающему противнику мощный контрудар. В этот день у села Прохоровка произошло самое крупное во время второй мировой войны танковое сражение, в котором с обоих сторон участвовало 1200 танков; части 5-ой гвардейской танковой армии вступили в бой с дивизиями танкового корпуса СС.

Чтец:

Случалось в тех
сраженьях даже так,
Что, загораясь
ненавистью страшной,
Покинув навсегда
горящий танк,
Танкисты бились
насмерть в рукопашный
Пускались в ход ножи и кулаки,
И пламя боль
в сердцах не заглушало,
Хваленые фашистские полки
Святая ярость наша сокрушала,
За горло цепко
взяли мы врага,
Вовек ему такое и не снилось:
Тогда Орловско-Курская дуга,
В боях пружинив
К славе распрямилась!

(Просмотр фрагмента документального кинофильма "Маршал Жуков")

I ведущий: 12 июля 1943г. стало днем кризиса фашистского наступления. Острие танкового клина противника, надломленное в районе Обоянского шоссе, было окончательно сломлено под Прохоровкой. За день фашисты потеряли здесь до 400 танков и 10 тысяч солдат и офицеров убитыми. К 23 июля гитлеровские войска были отброшены на рубеж, с которого начали наступление. В ожесточенных сражениях на Курской дуге советская авиация завоевала господство в воздухе и прочно удерживала его до конца войны. Отвагу, волю к победе и высокое летное мастерство показали в воздушных боях летчики-истребители: А.П.Мересьев, вернувшийся в строй после тяжелого ранения, И.К.Кожедуб, А.К.Горобец и многие другие. Боевыми делами прославились в Курской битве летчики французской эскадрильи "Нормандия".

II ведущий: Во время Курской битвы французские летчики сбили 33 самолета противника. Но и сама эскадрилья понесла тяжелые потери. Среди погибших - ее первый командир Жан Луи Тюлян.

В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.

I ведущий: Остановив врага, советские войска перешли в контрнаступление, которое вылилось в две крупные наступательные операции: Орловскую - "операция Кутузов", Белгородско-Харьковскую операцию, полководец Румянцев.

В ночь на 4 августа передовые части Красной Армии подошли к Орлу. Перед решающими атаками Военный Совет Брянского фронта обратился к солдатам и офицерам с воззванием: "Бойцы и командиры. На ваших глазах уничтожается гитлеровскими бандами Орел: Вперед на скорейшее его освобождение!"

На рассвете 5 августа Орел был очищен от немецко-фашистских захватчиков. В тот же день воинами Степного фронта был освобожден Белгород. Вечером 5 августа в столице Советского Союза Москве впервые прогремел артиллерийский салют в честь доблестных войск, освободивших Орел и Белгород.

(Кадры д/ф "От Волги до Одера")

Чтец:

В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества
Рукоплеща победе новой
Внимала матушка Москва

И говор праздничных орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском грозных буден,
Был громом ваших батарей.

И каждый дом и переулок
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этих гулах -
Орел и Белгород - слова.
А.Твардовский. "Героям Орла и Белгорода"

II ведущий: Во второй половине 22 августа немецкое командование было вынуждено начать отход из района Харькова. Чтобы не дать противнику возможности вывести из под ударов наших соединений свои войска и не допустить полного разрушения Харькова советским войскам был дан приказ о ночном штурме города.

Утром 23 августа Харьков был полностью освобожден от захватчиков. Так победоносно завершилось грандиозное сражение на Курской дуге.

(Фонозапись: Василевский А.М. Итоги и значение Курской битвы. Фонохрестоматия по истории СССР, выпуск 3)

"В течение месяца гигантских боев наши вооруженные силы своим мастерством, своей самоотверженностью и своим упорством не только остановили давно замышлявшееся германское наступление, но и начали успешное наступление".

ГЕРОЯМ ОРЛА И БЕЛГОРОДА

В привычных сумерках суровых
Полночным залпам торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала матушка – Москва.

И говор праздничный орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском грозных буден,
Был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этих гулах –
Орел и Белгород – слова.

Этот год Советский Союз встретил новыми успехами как на фронте, так и в тылу. За два с половиной года войны нашему государству удалось то, чего никто в мире не смог сделать – мы остановили победоносное шествие фашистов по нашей земле. Только в период с середины 1942 года по начало 1944 советские войска прошли с боями от 500 до 1300 км и освободили почти половину оккупированной немцами территории государства. В ходе боевых операций зимой и весной 1944 года врагу были нанесены новые поражения. За это время было разгромлено 170 вражеских дивизий. Подвиг советских воинов, их победы привлекли к участию в войне 45 государств. Военные действия Второй мировой войны приняли небывалый размах, однако основные события по прежнему разворачивались на территории Советского Союза. 10 августа 1944 года была снята 900-дневная блокада Ленинграда. Город был осажден немецкими войсками еще в 1941 году и лишь победа под Москвой помешала им перейти к штурму. Невозможно до конца понять то, с чем сражались ленинградцы. В городе не хватало топлива, почти полностью закончилось продовольствие, каждый день наносились артиллерийские и авиационные удары врага. За зиму 1941–42 годов погибли от голода 264 тысячи человек. Ребенок мог получить лишь 125 грамм хлеба в день. Истощенные люди каждый день шли на свои рабочие места и зачастую встречали смерть именно там. Весь город был усеян телами умерших от голода и холода – у людей не было сил даже на то, чтобы похоронить родных.

В музее хранитсядневник маленькой ленинградки Тани Савичевой. Всего несколько страничек неровного детского почерка – маленькая хроника большого горя:

Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.50 утра.
Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня.
Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.
Дядя Коля умер 13 апреля 1942 года в 2 часа.
Дядя Леша умер 10 мая 1942 года в 4 часа дня.
Мама умерла 13 мая 1942 года в 7.30 утра.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.
Умерли все.

1944 год принес победу в Белоруссию, были освобождены часть Литвы и Латвии, восточные районы Польши, Крайний Север. Советские войска начинали освободительную борьбу в странах Европы и военные песни на русском языке зазвучали как гимн победы.

Звучит песня “Темная ночь”.


К началу 1945 года антигитлеровская коалиция добилась значительных успехов в борьбе с Германией. Победы советских войск в сражениях 1944 года привели к распаду фашистского блока в Европе: Италия, Венгрия, Румыния, Болгария и Финляндия объявили об изменении своего политического курса и продолжении войны на стороне Советского Союза. В феврале 1945 года количество стран – участников антигитлеровской коалиции возросло до 56. В 1944 и 1945 годах руководство Германии пыталось договориться с представителями других государств об их участии в войне на стороне Гитлера, однако эти переговоры не принесли желаемых результатов и немцы начали готовиться к последним боям – уже на территориях, граничащих с ними.

В начале февраля 1945 года в Крыму состоялась конференция руководителей трех ведущих держав – Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Было принято решение о совместных операциях в конечной фазе войны против нацистской Германии.

Середина января стала началом двух наступательных операций советских фронтов – Висло-Одерская и Восточно-Прусская. Уже к 8 февраля силами войск коалиции был нанесен окончательный удар по войскам противника, после чего можно было говорить лишь о единичных выступлениях со стороны гитлеровцев. В этот момент войска США и Великобритании, удостоверившись в победе советских войск, начали предпринимать попытки с целью ускорения продвижения на территорию Германии и захвата большей ее части. Европейские государства и Америка были напуганы силой и мощью Советского оружия. Им не нужна была фашистская Германия, но ещё меньше им нравилась перспектива дальнейшего усиления нашего государства. В свое время правительства этих стран долго обсуждали вопрос об открытии второго фронта и помощи СССР, однако решение об участии в дележе они приняли в кратчайшие сроки. Они были готовы забыть решения Крымской конференции и захватить Берлин, Вену, Прагу самостоятельно. Единственное, что им мешало – это нехватка необходимых человеческих и технических ресурсов. Боевой опыт советских воинов невозможно было заменить лишь численным превосходством. Попытка переписать историю и объявить СССР лишь одним из победителей оказалась неудачной.

В условиях политических переговоров Германии и стран коалиции руководство Советского Союза приняло единственно правильное решение – ускорить наступление по всем фронтам и предпринять все для стремительного взятия Берлина.

На тихой станции сойди,
С названьем Поныри.
Музей вокзальный обойди,
И в нем все осмотри.

Увидишь многое, кто здесь,
На Огненной стоял,
Отвагой, мужеством своим,
Фашистов побеждал.

И над могилой помолчишь,
Где воин наш лежит.
Фамилий сотни разглядишь,
Увидишь, как горит.

Тот огонек, что нам сполна,
О битве говорит,
Какая страшная она.
Кто здесь так долго спит.

Все славные все шестьдесят,
Храним мы их покой,
Пускай они спокойно спят.
Под мраморной плитой.

Две тысячи шестьсот лежит,
Еще тринадцать к ним,
Красивый памятник стоит,
Родным сынам своим.

Положишь с нежностью цветы,
И молча постоишь.
И вспомнишь жизнь свою, мечты.
И память возродишь.

Как бились Рябов и Седов,
Держались до конца,
Студенников и Сапунов,
Не прячась от свинца.

Тут каждый биться был готов.
Стоял кромешный ад.
А до войны без лишних слов,
Здесь цвел красивый сад.

И пробегали поезда,
На юг и на Кавказ.
Поселок был готов всегда,
Быть матерью для нас.

При въезде с юга вновь она,
Без вечного огня.
На плитах снова имена,
Как будто ждут меня.

Солдата Огненной Дуги,
Что рядом с ними был,
Пусть помнят лютые враги,
Кто здесь их крепко бил.

Сегодня каждый, кто идет,
Ведь сердце так велит,
Цветы на памятник кладет,
И с трепетом стоит.

Лежат здесь Жуков, Козьяков,
Сапер бесстрашный – Джим,
За Родину кто был готов
Сражаться одержим.

И это могила - ее не пройдешь,
И снова цветами приветишь,
Ты мимо погибших связистов идешь -
Своею им скорбью ответишь.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...