Конспект на тему дыхательная система. Мотивация учебной деятельности учащихся

Тема урока: Дыхание. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Провести аналогию: дыхание – жизнь;

Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух, кислород)

Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)

2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

1) Учитель формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы

Учитель формулирует цель урока:

    изучить особенности строения органов дыхания;

    раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?

Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?

Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)

Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?

Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.

Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

    обмен газов между воздушной средой и легкими;

    обмен газов между легкими и кровью;

    транспорт газов кровью;

    газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.

Дыхательные пути : носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.

Органы газообмена : легкие.

2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.

Органы дыхания человека

Где расположен

Особенности строения

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.

Носоглотка

Соединяет носовую полость и гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки

Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух

В грудной полости

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол

Орган газообмена

4. Закрепление.

    Почему нужно дышать через нос, а не через рот?

    Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?

    Как возникает и формируется звук?

    Задание 138 стр. 91 в рабочей тетради.

    Задание 142 стр. 93 в рабочей тетради.

5. Домашнее задание:

1. Изучить текст и рисунки учебника на стр. 158-161.

Марианна Головчиц
Конспект занятия «Органы дыхания» в старшей группе

Программное содержание :

Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания .

Закрепить с детьми представления об органах дыхания и отметить важное значение их для человека;

Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка , грудная клетка, рёбра, лёгкие)

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование : картины-схемы : лёгких; органов дыхания ; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки (на каждого ребёнка, зеркало.

Ход занятия

Звучит запись письма от Доктор Пилюлькина

Доргие дети старшей группы , хочу пригласить вас ко мне в лабораторию

Воспитатель входит в группу с детьми и приветствует гостей.

Доктор Пилюлькин приглашает детей к себе лабораторию и предлагает надеть белые халаты. Обращает внимание детей на специальное оборудование в его лаборатории.

Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы считаете, для чего так много цветов?

Ответы детей. Чтобы было красиво, приятно пахло…

Доктор Пилюлькин. Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем , а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания .

Мы рассмотрим органы дыхания по порядку .

Доктор Пилюлькин. Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха?

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой и рот и нос.

Почему не смогли долго быть без воздуха?

Ответы детей. Нечем будет дышать, человек задохнётся …

Доктор Пилюлькин. Действительно человек без воздуха жить не может

Это очевидно!

Вывод : Человек не может жить без воздуха.

Ребёнок :

Правильно ребята :

Без дыханья жизни нет ,

Без дыханья меркнет свет .

Дышат птицы и цветы

Дышим я, и он, и ты.

Доктор Пилюлькин. Действительно, без воздуха человек не может прожить, мы дышим постоянно и днём и ночью. Вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.

А чем мы вдыхаем воздух , каким органом ?

Отгадайте загадку :

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (НОС)

Доктор Пилюлькин. Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании . Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Ответы детей. В нос.

Скажите, а может ли воздух попасть в рот?

Для этого сделайте вдох - ртом, а выдох- носом.

Ответы детей. Можем?

Доктор Пилюлькин. Да можно, но хочу вам сказать, что в воздухе летают мелкие частицы пыли,и если мы будем так дышать, то эта пыль окажется внутри нас. (В наших лёгких) .

Опыт 2 (Исследование)

Доктор Пилюлькин. Я приглашаю вас рассмотреть свой нос.

Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос.

Загляните внутрь. Что вы там видите?

Ответы детей. Нос и ноздри.

Доктор Пилюлькин. В носу есть два канала, как они называются?

Ответы детей. Ноздри. В носу воздух согревается.

Доктор Пилюлькин. Какого цвета стенка носа внутри?

Ответы детей. Розовые.

Доктор Пилюлькин. А знаете почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов) .

Доктор Пилюлькин. Что вы ещё заметили?

Ответы детей. Волоски.

Как думаете, зачем они нужны?

Ответы детей. Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы.

Вывод : Наш нос находится на лице. Нос состоит из ноздрей, внутри он разовый и имеются волоски, которые задерживают пыль.

Доктор Пилюлькин. Давайте возьмём в руки «контейнер» откройте его и определите, чем пахнет.

Ответы детей. Чесноком, лимоном, апельсином, духами …

Доктор Пилюлькин. Если бы не наш нос, как бы мы могли наслаждаться приятными запахами.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом воздухе (газ, химические запахи, дым)

Влад знает хорошее стихотворение про нос, и вам его прочитает.

Э. Мошковская «Мой замечательный нос»

Я ничего не знаю.

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то у кого-то,

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю.

Это нос доложил :

Кто-то купил апельсины,

И во-он туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит :

«Погуляем, я очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь,

Он говорит со мной.

Он говорит :

«А знаешь пахнет уже листвой»

Вывод : Да ребята наш нос очень важный и нужный орган , он наш помощник

в определении запаха.

Доктор Пилюлькин. Ребята, вы немного устали, давайте мы отдохнём.

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)

Всех детишек приласкало

Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди) .

Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз) .

Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)

Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам) .

Гладит ушки, (Растирать ладонями уши) .

Гладит ручки, (Растирать ладони) .

Вот. (Поднять руки вверх) .

Доктор Пилюлькин. Предлагаю подойти к доске и рассмотреть схему попадания воздуха в наш организм .

Куда воздух бежит из дыхательной трубки ?

Ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, похожие на воздушные шарики.

Они расширяются когда мы вдыхаем и сжимаются когда выдыхаем

Опыт 4 (Исследование)

Доктор Пилюлькин. Давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая) .

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в лёкгие. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки .

Доктор Пилюлькин. Нос, рот, дыхательную трубку , рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри и защищены ребрами. Давайте рассмотрим легкие на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит.

Схема вдоха и выдоха (вдох- синими магнитами, выдох-жёлтыми)

Вывод : Под грудной клеткой расположены два лёгких.

Мультимедиа (Ноутбук) видео идущего человека с нормальным, ровным дыханием , и бегущего человека, который после того как остановился –дышит тяжело, глубоко через рот.

Доктор Пилюлькин. Как вы думаете, почему так по-разному дышат люди?

Ответы детей. Бегущий человек напрягается, прилагает больше усилий. А человек который просто идёт, он не напрягается, дыхание ровное , спокойное.

Доктор Пилюлькин. Очень важно тренировать свой организм и легкие , чтобы при небольших нагрузках не задыхаться .

Что мы с вами делаем, чтобы наши лёгкие были тренированные?

Ответы детей. Делать гимнастику, быть на свежем воздухе, прыгать на скакалке и заниматься спортом

Доктор Пилюлькин. Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

Опыт 5 «Шарики»

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи выдоха.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Вывод : Так работают и ваши лёгкие, вдыхают воздух - расширяются, выдыхают воздух- сужаются .

Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы думаете, а что вредно для наших лёгких?

Ответы детей. Курение, грязный воздух.

Доктор Пилюлькин. Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух.

Ответы детей. От неприятного воздуха человек начинает кашлять.

Доктор Пилюлькин. Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути , даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы , а что вредно?"

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое : вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки на двух мольбертах и объясняют.)

Доктор Пилюлькин. Ребята назовите органы дыхания ,заполняя картину. (Дети называют и показывают на картине (правильно прикладывая органы дыхания ) : нос, рот, дыхательная трубка , легкие).

Из всех опытов и исследований мы можем вывести правила здоровья

итак какие правила для сохранения здоровья мы с вами запишем?

1. – Заниматься спортом.

2. – Делать зарядку каждый день.

3. - Гуляйте на свежем воздухе.

4. Закаляться.

5. – Ежедневно употреблять в пищу полезные продукты,

овощи и фрукты.

6. – Дышать чистым свежим воздухом.

7. – Личная гигиена.

Доктор Пилюлькин. Всё что вы мне сказали, я записал и хочу подарить вам эти «Правила здоровья» и пожелать вам :

Чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.

Всегда иметь здоровый вид,

Вовек не знать, где что болит.

Вы очень хорошо сегодня потрудились и я для вас приготовил сюрприз

(отдаёт воспитателю поднос Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, с сюрпризом).

1 Открытый урок по биологии 8 класс
«Значение дыхания. Органы дыхания»
Цели: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.Развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов.Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; выполнять несложные практические задания.
Задачи урока:
Познавательные:

    дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Развивающие:
    развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.
Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;- проблемного обучения;- самостоятельная работа;- ИКТ – технологии (сопровождение урока презентацией, слайдами диска «ОК»)
Методы:
    Объяснительно – иллюстративный; Проблемный, частично – поисковый; Самостоятельная работа.
Средства:
Предметные : презентации «Кто как дышит?»; « Эмоциональный фон к уроку», «Дыхательная система». Диск «ОК»; учебные таблицы; влажный материал « Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань».Практические: выполнение заданий «Наблюдение», самостоятельной работы.Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.Эмоциональные: интерес.
Формы: Индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, учебные таблицы, Диск «ОК», влажный материал «Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань». Портрет Гиппократа.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
Приветствие, фиксация отсутствующих.Проверка готовности учащихся к уроку.Организация внимания школьников.
Презентация учащихся.
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идём по тропинке мимо стройных сосен и величавых елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчёлы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.
2.Изучение нового материала
СЛАЙД №1 - о «Дыхательной системе»
СЛАЙД №2 – Цель урока
Эпиграф к уроку: «ПОКА ДЫШУ – НАДЕЮСЬ» - римский поэт Овидий.

Решение биологических задач:

    Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Почему?
(Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти).
    Используя знания, полученные при изучении курса «Зоологии», давайте вспомним и расскажем, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?
Презентация учащихся с комментариями.
(* беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;* у большинства насекомых появляется дыхательная система – трахейная;* рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;* с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:Земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение;* лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
    Проблемный вопрос:
Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?
Беседа:
Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.Вопрос: Вспомните, откуда добывают энергию растения?(Растения используют Е солнечного света.)Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?(Она используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды).Вопрос: А откуда получают энергию животные?(Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей.
Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.Различают несколько видов окисления:
    Быстрое окисление – горение. Медленное окисление. Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.
Во всех этих процессах окисления участвует кислород и входе процесса выделяется тепловая энергия.Вопрос: много ли кислорода в нашем организме? Давайте решим небольшую задачку.
Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме. (Учащиеся дают свои ответы).
Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления.
Вопрос: Откуда животные и человек берут кислород? (из воздуха; воды).
Учитель. Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.
СЛАЙД №3- о сущности дыхания
ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Поступление кислорода происходит через органы дыхания
Слайд № 5 – о видах дыхания
Дыхание бывает:* легочное (вдох и выдох)* тканевое (клеточное дыхание)
ПОКАЗ ДИСКА – ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ

СЛАЙД № 6- О значении дыхания
Значение дыхания:

    Обеспечение организма кислородом
2) Удаление углекислого газа 3)Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности 4)Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и др.)
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена или дыхательная часть.
СЛАЙД №7- дыхательная система. СЛАЙД №9- верхние дыхательные пути ДИСК ОК- носовая полость
Проблемный вопрос:
«Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)
- А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у предков – человекообразных обезьян, его не было! (записан на доске)
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой. Лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
СЛАЙД № 10 – Гигиена носового дыхания.
    Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании в лёгкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции
СЛАЙД № 11 Наблюдения «Проверь проходимость воздуха через носовые ходы»
Закроем один носовой ход, а к другому поднесём кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
СЛАЙД № 12 - гортань и МОДЕЛЬ
ДИСК «ОК» - гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
СЛАЙД № 13 . Наблюдение
1.Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх .
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательные движения. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2.Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать ещё одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
СЛАЙД № 14. –Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.
ЗАДАНИЕ В РТ №83: На рисунках изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто молчит, кто поёт. (Ученики дают ответы).У мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин -18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (Ответ: при выдохе).
СЛАЙД № 15 – Фонограмма слова мама, на которой чётко видно слово МАМА, на которой чётко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
СЛАЙД № 16. Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь вызывают негативное влияние на голосовой аппарат.
СЛАЙД № 17 – Трахея и бронхи.
ДИСК «ОК».
Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких.
В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – глотка – гортань образуют верхние дыхательные пути
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
ВЫВОД ПОУРОКУ (Делают учащиеся)
    Закрепление изученного материала.
СЛАЙД № 26. Проверь себя. По предложенным рисункам задаются вопросы классу.
    Домашнее задание: 23. РТ №
Творческие задания:
    В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Познание мира

ТЕМА: «Органы дыхания. Лёгкие и их работа».

ЦЕЛИ: формировать понятие об органах дыхания, их функции и о значении дыхания для организма; познакомить с правилами гигиены дыхания, объяснить необходимость выполнения этих правил; развивать мышление, память, внимание, любознательность, содействовать воспитанию сотрудничества, самоконтроля.

Оборудование: таблица по теме, модель органов человека.

ХОД УРОКА

    Орг.момент. Сообщение темы урока.

    Проверка домашнего задания. Кроссворд.

        1. Самый крупный кровеносный сосуд, идущий от сердца. (аорта)

          Сосуды, несущие кровь от сердца ко всем органам и тканям. (артерии)

          Что кровь уносит из организма (забирает в лёгких)? (углекислый газ)

          По каким сосудам тёмная кровь возвращается в сердце? (вены)

          Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, несущие кислород и питательные вещества в каждую клетку нашего организма? (капилляры)

          Этот мышечный мешок находится в левой части грудной клетки и действует как насос. (сердце)

          Что несёт артериальная кровь каждой клеточке? (кислород)

          Эта жидкость снабжает все органы в организме человека кислородом, питательными веществами и витаминами. (кровь)

9-10 Это наносит огромный вред работе сердца. (курение, алкоголь)

Ключевое слово: Что необходимо для хорошей работы сердца? (тренировка )

    Усвоение нового материала.

1. Предположение.

Как кровь получает кислород?

Работа в группах.

2. Формулирование темы и целей урока.

3. Наблюдение.

Понаблюдайте за своим дыханием.

Сделайте вдох и выдох.

— Что происходит при вдыхании?

— Что происходит при выдыхании?

— Какой воздух мы вдыхаем, а какой выдыхаем?

4. Объяснение учителя.

Когда мы дышим, в наш организм поступает кислород, который нужен нам как важнейший для жизни газ. Наш мозг может жить без него не более 5 минут. Все клетки, из которых состоит тело, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Наш дыхательный аппарат состоит из двух лёгких. Проходя из носа и рта в лёгкие, воздух проходит в них по каналам, постепенно уменьшающимся в размерах. Эта система каналов похожа на дерево вверх ногами (ствол, ветви, листья), где ствол - это трахеи, ветви - бронхи, листья - альвеолы. Благодаря дыханию мы можем говорить, так как оно заставляет вибрировать голосовые связки, как струны гитары, и производить звуки.

Мы делаете вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он быстро проходит через носовую полость и попадает в дыхательное горло - трахею. Она устроена довольно хитро. Когда мы что-нибудь глотаем, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала ненароком в лёгкие. А когда мы делаем вдох - закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в лёгкие.

Но если мы вздумаем закричать или захохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка или капля попадёт в трахею, и нам придётся долго кашлять, пока она оттуда не вылетит.

Дыхание

Лёгкие (1) похожи на воздушный насос, который приводится в действие мышцами груди. Лёгкие раздуваются, впуская воздух, и сокращаются, выпуская его, как воздушный шарик. Когда мы делаем вдох, воздух проходит изо рта и носа в трахею (2), потом в две широкие трубки — бронхи (3), которые разветвляются на более мелкие бронхи (4). Изнутри бронхи покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В лёгкие должен поступать совершенно чистый воздух. Бронхи выполняют роль фильтра. Самые маленькие бронхи оканчиваются альвеолами, похожими на миллионы воздушных пузырьков. Рядом с альвеолами проходят маленькие кровеносные сосуды. Кровь забирает кислород и выбрасывает в альвеолу углекислый газ, который мы выдыхаем.

Вдох и выдох.

Дыхательное движение не подчиняется воле человека. мы дышим, не думая об этом. Но можно вдыхать и выдыхать сильнее или ненадолго задерживать дыхание. Когда мы делаем вдох (А), мышцы груди раздвигают рёбра, грудная клетка и лёгкие расширяются и вбирают в себя воздух. Когда мы делаем выдох (Б), мышцы расслабляются, рёбра сдвигаются, лёгкие сжимаются и воздух выходит.

Наблюдение.

ВЫПОЛНИТЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ВДОХОВ И ВЫДЫХОВ ЗА 1 МИН

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД

5. Загадка.

ВОТ ГОРА, А У ГОРЫ

ДВЕ ГЛУБОКИЕ НОРЫ.

В ЭТИХ НОРАХ ВОЗДУХ БРОДИТ,

ТО ЗАХОДИТ, ТО ВЫХОДИТ. (Нос)

6. Предположение.

— Почему носовую полость можно назвать фильтром, печкой, контролёром, сторожевым постом организма?

Кровеносные сосуды слизистой оболочки носовой полости выполняют как бы роль водяного отопления, подогревая вдыхаемый воздух до температуры тела. Соприкасаясь со слизистой, вдыхаемый воздух увлажняется и очищается от частиц пыли, которая оседает на тонкий слой слизи, покрывающий эту оболочку. Нервные окончания обонятельных нервов осуществляют «контроль» химического состава вдыхаемого воздуха, это единственный орган, способный воспринимать запахи.

Объясните смысл следующего гигиенического правила:

Нельзя человека

Закупорить в ящик.

Жилище проветривай

Лучше и чаще. (Маяковский)

7. Составление правил гигиены дыхания и мер по предупреждению заболеваний органов дыхания.

Работа в группах.

Составить слово из букв:

Что наносит сильный вред органам дыхания?

Ируекне (курение)

Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживёт и несколько минут. В помещении, где собирается много людей, трудно дышать, в воздухе становится меньше кислорода. Портит воздух, делает его непригодным для дыхания и табачный дым. В воздухе помещения всегда есть пыль. При разговоре, кашле и чихании больных людей в воздух попадают микробы, поэтому не забывайте чаще проветривать свою комнату и класс. Больше гуляйте в лесу, на полях и лугах. в парках и скверах и других местах, где много зелени. Там воздух особенно чистый и свежий, содержит больше кислорода.

Находясь в помещении, запомните основные правила:

Обязательно проветривайте свою комнату, открывайте форточку перед сном.

Не чистите в помещении одежду и обувь. Чаще мойте полы и стирайте пыль с предметов влажной тряпкой.

Перед входом в комнату тщательно вытирайте ноги.

При кашле, и чихании закрывайте рот платком.

    Закрепление.

1. Чтение текста учебника с пометками.

— Что узнали нового?

2. Загадка.

ДВА ВОЗДУШНЫХ ЛЕПЕСТКА,

РОЗОВЫХ СЛЕГКА,

ВАЖНУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЮТ

И ДЫШАТЬ НАМ ПОМОГАЮТ. (Лёгкие)

    Итог урока.

Назовите и покажите органы дыхания.

    Домашнее задание.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути,

Цель:раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие

понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить

функциональную связь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с некоторыми

гигиеническими правилами.

Оборудование:таблицы с изображением органов дыхательной системы.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

2. Проверка знаний

Биологический диктант

1.Сосуд, несущий кровь в капилляры (артерия )

2.Омертвление ткани участка сердца (инфаркт )

3.Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены (сердце )

4.Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям (желудочек )

5.Кровоизлияние в мозг (инсульт)

6.Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности (жгут)

7.Омертвление участка ткани (некроз)

8.Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нём самом

(автоматизм)

9.Сосуд, в котором происходит обмен газов (капилляр)

10.Сосуд, по которому кровь возвращается к сердцу (вена)

11.Мышечный слой сердечной стенки (миокард)

12.Прибор для измерения давления (тонометр)

13.Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения (предсердие)

14.Магистральная артерия, большого круга кровообращения (аорта)

15.Заболевание, связанное со стойким повышением давления (гипертония)

16.В левой части сердца находится богатая кислородом и бедная углекислым газом

(артериальная кровь)

17.Берёт начало в левом желудочке, доставляет артериальную кровь, обогащенную

кислородом ко всем тканям организма и заканчивается в правом предсердии. (Большой

круг системы кровообращения)

18.Непрерывный ток крови по сосудам называется (кровообращением) .

19.Полый мышечный орган, расположенный в грудной клетки (сердце)

20.Мощные толстостенные камеры, изгоняющие кровь в сосуды во время сокращения

(желудочки)

21.Клапаны, препятствующие движению крови из аорты обратно в предсердия (полулунные

22.Период от одного сокращения до другого называют (сердечным циклом) .

23.Заполненные кровью предсердия сокращаются и проталкивают кровь в желудочки. Эта

стадия сокращения называется (систолой предсердия)

24.Систолы предсердий приводят к попаданию крови в желудочки, которые в этой момент

расслаблены. Это состояние желудочков называют (диастолой желудочков.)

25.Давление крови внутри артерий (артериальное давление)

26.Наибольшее давление в момент систолы сердца называется (систолическим) .

27.Истечение крови из кровеносных сосудов вследствие повреждения их целостности

(кровотечения)

28.Кровотечения, при которых кожные покровы остаются целыми, и кровь изливается в

полости организма (внутренние)

29.Кровотечение, возникающее при повреждении вен (венозное)

30.Мелкие артерии (артериолы)

3. Введение в тему.

Воздух (точнее, кислород) –основа всех жизненных процессов нашего организма, построенных

на окислении. Значит, без кислорода невозможна и сама жизнь.

На этом уроке вы узнаете, как устроена дыхательная система, поставляющая кислород в наш

организм. Кроме того, вы познакомитесь с механизмом образования голоса

4. Изучение нового материала.

КИСЛОРОД –ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

Живые клетки организмов, как правило, получают энергию в результате окисления и распада

органических веществ, поэтомук ним постоянно должен поступать кислород. Например, из

имеющейся в организме глюкозы под действием кислорода образуется углекислый газ и вода и

выделяется энергия. Этот процесс происходит в митохондриях . (органеллы животных и

растительных клеток)

Таким образом, нормальная жизнедеятельность клеток возможна лишь при условии постоянного

поступления кислорода и удаления углекислого газа. Кислород расходуется, а углекислый газ

расходуется так быстро, что необходимо постоянное накопление одного и удаление накоплений

другого.

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ

Обмен газами между клетками и окружающей средой называется дыханием . (совокупность

процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа)

Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам, где он вступает в обмен веществ, и удаление

углекислого газа можно разделить на 4 этапа.

Первый этап –вентиляция лёгких . (поступление из окружающей среды в лёгкие воздуха, богатого

кислородом и удаление из лёгких во внешнюю среду воздуха, богатого углекислым газом)

Второй этап –газообмен между воздухом легких и кровью. Это происходит в капиллярной сети

Третий этап –транспорт газов кровью к тканям и от них.

Первый и второй этапы –называются лёгочным дыханием . (газообмен между воздухом в лёгких и

СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Система дыхания состоит из лёгких (органы дыхания человека, наземных позвоночных и

некоторых рыб. В лёгких кислород воздуха переходит в кровь, а диоксид углерода из крови в

воздух.), которые находятся в грудной полости, воздухоносных путей – носовой полости

(полость, в которой у человека находятся органы обоняния) , носоглотки (отдел дыхательных

путей, верхняя часть глотки) , глотки, гортани (начальный хрящевой отдел дыхательной

системы, расположен между глоткой и трахеей, проводит воздух в трахею и обратно. Участвует в

гортанью и бронхами впереди пищевода), бронхов (ответвление трахеи в лёгких) и бронхиол

(мельчайшие бронхи).

Воздухоносные пути подводят воздух к альвеолам легких - мельчайшим воздушным мешочкам,

где собственно происходит и газообмен. Кислород, попадая в альвеолы, переносится в капилляры

и разносится кровью к клеткам организма.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

Воздухоносные пути(каналы, по которым осуществляется транспортировка вдыхаемого воздуха

из окружающей среды в лёгкие, а выдыхаемого –в обратном направлении) разделят на верхние и

нижниедыхательные пути.

Рассмотрим строение верхних дыхательных путей.

Через ноздри воздух поступает в носовую полость. Она разделена хрящевой перегородкой на

правую и левую половину. В каждой из них идут извилистые ходы. Они увеличивают

внутреннюю поверхность носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная

кровь движется по этим сосудам навстречу холодному вдыхаемому воздуху и согревает его,

предохраняя лёгкие от переохлаждения.

Как вы уже знаете, в задней части носовой полости находится орган обоняния. Появление резкого

запаха ведёт к непроизвольной задержке дыхания.

ФУНКЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ

При прохождении через носовую полость воздух увлажняется и очищается. Слизистая оболочка

сильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Благодаря этому она улавливает мелкие частицы, пыль, бактерии. Слизь содержит вещества,

губительно влияющие на микроорганизмы. Одно из них –лизоцим. Кроме того, вслизистой

оболочке носовой полости много лимфоцитов.

Люди, постоянно дышащие через рот, более подвержены воспалительным заболеваниям

дыхательных путей, так как вдыхаемый воздух минует одну из стадий эффективной очистки.

МИНДАЛИНЫ

Из носовой полости воздухпоступает в носоглотку через внутренние ноздри – хоаны . Затем

воздух поступает в гортань. Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (органы

лимфатической системы, участвуют в защите организма от болезнетворных микроорганизмов, в

выработке иммунитета). Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в

лимфатических узлах.

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Спереди и боков

гортань образована щитовидным хрящом. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя

кадык. Вход в гортань может закрываться хрящевым надгортанником (хрящ, закрывающий вход в

гортань при глотании пищи).

Вход в гортань находится рядом с пищеводом. Иногда (при разговоре во время еды) надгортанник

не успевает прикрытьвход в гортань, и частицы пищи могут попасть в дыхательное горло. При

воздержаться от разговоров во время еды.

В узкой части гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара связок участвует в

правому и левому –черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут

сближаться и натягиваться.

Приспокойном дыхании связки разведены. При усиленном дыхании они разводятся ещё шире,

чтобы не мешать движению воздуха. Когда человек разговаривает, связки смыкаются, оставляя

лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издаютзвук.

повредиться и от частых воспалений дыхательных путей, курения, злоупотребления алкоголем.

РЕЗОНАТОРЫ ЗВУКА

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются воздушными полостями костей черепа. Эти полости

называются пазухами . В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной кости –

гайморова пазуха. Они служат резонаторами –усиливают звук и придают ему дополнительные

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ

формируются в ротовой и носовой полостях. Они зависят от положения языка, зубов, губ,

челюстей и распределения воздушных потоков между ними. Процесс формирования речи

называется артикуляцией .

Из гортани воздух попадает в трахею. Очевидно, что трахея всегда должна быть открыта для тока

воздуха. Для того, чтобы стенки трахеи не спадались, она укреплена хрящевыми полукольцами.

Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона расположена к пищеводу. При

прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...