Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце — источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста. «Солнце — друг или враг?» Беседа в подготовительной группе

Конспект НОД

По ознакомлению с окружающим и экологии

«Беседа о солнце»

Старшая группа

Воспитатель Колчева Светлана Владимировна

МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Цель:

Воспитывать:

Интерес и любовь к природе.

Учить:

Познакомить детей с солнцем, как с источником тепла и света;

Дать доступное их пониманию представление, что солнце-звезда, огненный шар, газообразный шар;

Развивать:

Речевую активность;

Эмоциональную отзывчивость;

Сенсорные способности;

Образное мышление, творческие способности, умение оживотворять смысл через движения и жесты;

Оборудование: иллюстрация с изображением с телескопа 5 кругов (малиновый, красный, оранжевый, желтый, лимонный), иллюстрация к сказке К. Чуковского «Краденное солнце», картина В.М.Васнецова «Аленушка», шапочки с изображением животных,насекомых, растений.

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату, останавливаются около окна. Рассматривают небо. Воспитатель загадывает загадку о солнце «Девица круглолица всему свету светлица?» Что это?

Что такое солнце, как вы думаете?

Почему говорят « солнце большое, а я вижу его маленьким?»

Действительно ли солнце движется?

Нужно ли лететь к солнцу?

Почему?

Радуетесь ли вы когда увидите солнце?

А как радуетесь? (показать)

А без солнца можно ли жить? Почему?

Как называю ученых, которые изучают звезды и планеты?

А прибор, который помогает наблюдать?

Кто его изобрел?

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом.

Вспомните и выложите по оттенкам весь световой день, начиная с восхода солнца? Дети выполняют.

Малиновый, красный, оранжевый, желтый, лимонный.

Воспитатель: Вот мы и убедились, как плавно переходит один цвет в другой при восходе солнца.

А в каких произведениях говориться о солнце?

Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Краденое солнце»

Почему все звери забеспокоились когда крокодил солнце проглотил?

Почему художник изобразил все в темных, холодных тонах?

Показ картины «Аленушка» В.М. Васнецова

Какое время суток на картине?

Какое настроение у Аленушки?

Воспитатель: Представьте, как бы изменилось настроение, если бы появилось на картине солнце?

А теперь представьте ребята, что вы попали в зимний лес и вам холодно. (дети изображаю).

И вдруг появилось солнце, вам жарко, как вам жарко?

Воспитатель: А вот представьте художник рисовал эту картину (показывает иллюстрацию к сказке «Зимовье зверей») и появилось бы солнце?

Какие краски он взял бы?

Как обрадовался появлению солнышка петух? Кто хочет показать как бы он это сделал?

А кот? (показывают)

А свинья? (показ детей)

Бык и баран остались наверное бы в избушке, да?

Представьте что мог бы сказать бык барану?

Как бы они это делали? (показ)

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете загадки, пословиц, приметы о солнце? (дети рассказывают).

Воспитатель: В древности люди думали, что солнце- могущественное существо. И они очень боялись его. Древние люди совершенно не представляли, что такое солнце. Они думали, что солнце наказывает их тем, что палит изо дня в день, засушивая и сжигая все на полях. И что бы задобрить солнце, они строили в дар ему пирамиды (показывают). Как это люди часто собирались около них и на коленях молили солнце пощадить их, сжалиться над ними и дать им дождя.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем (надевает шапочки с изображением птиц, животных, насекомых и т.д.)

Представьте ночь в лесу! Все животные спят, природа замерла, но быстро проходит ночь, появляется солнце,(ребенок с шапочкой солнца). Все начинают просыпаться, оживать (звучит музыка)

Воспитатель: Вот первый нежный лучик солнца едва коснулся травки, побежал по кустам выше, выше и разбудил бабочку, сидевшую на цветке, но на этом озорной лучик не успокоился. Он разбудил птиц, они встрепенулись и полетели искать корм. А лучик поднимался все выше и выше…. И на конец все пришло в движение под лучами солнца…..

Воспитатель: А что такое солнце для вас ребята?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...

Конспект НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие»Воспитатель Быченко Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...



Ребята! Сегодня наша беседа посвящена одному из прекраснейших природных явлений, которое мы можем наблюдать каждый день утром. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться о том, что это такое.
* * "к
Солнце озарило Бледный небосвод.
Лебедь белокрылый Медленно плывет.
Тает отраженье В зеркале воды,
Дремлют без движенья Сонные пруды.

Капля серебрится В венчике листа.
Может быть, мне снится Эта красота?
Конечно же - это восход солнца! Вы верно догадались! Когда восходит солнце? Какие изменения происходят в природе?
Верно! В конце ночи, когда густой мрак начинает рассеиваться, небо становится светлее, звезды светят слабее или исчезают вовсе.
Восход - время, а также место появления солнца на горизонте. Почему же происходят заходы и восходы солнца?
За время суток наша планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. На той части планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли - светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.
Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Послушайте стихотворение.
Утренние лучи
Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: «Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!»
Луч второй упал на зайку.
Встрепенулся в миг косой,
Поскакал он на лужайку За росистою травой.
Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!

На насесте, наверху Пробудился петушок.
Он запел: «Ку-ка-ре-ку!»,
Распушил свой гребешок.
Луч четвертый поднял пчел,
Им сказал: «Цветок расцвел!»
Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене И шепнул: «Пора вставать*. Подумаем о том, всегда ли солнце восходит в одно и то же время?
В каждое время года солнце восходит по-разному. Зимой ночи долгие, а дни короткие. Летом, наоборот, ночных часов меньше, чем светлых, дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта дни и ночи равны по продолжительности.
Послушайте стихотворение.
Столько же света, сколько тьмы!
Идет красная девица,
Несет в ведрах водицу.
Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.
Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!
Зимой солнышко поднимается из-за горизонта поздно, словно нехотя, и рассветает в средней полосе часов в 8-9. Зимой рассветы тусклые, серые или чуть желтоватые.
Зато летним утром солнце поднимается над горизонтом рано, удивительно красиво окрашивая в нежнорозовые, тончайшие золотистые тона край неба на востоке.
За полярным кругом зимой солнце вообще не поднимается из-за горизонта, и восход не наступает. Здесь царит длинная полярная ночь, которая не сменяется ни утром, ни днем.

Но весной и летом в этих суровых снежных краях солнце не опускается за линию горизонта. Настоящих темных ночей там нет. Такое время суток называют белыми ночами. Солнце здесь не всходит и не заходит, поэтому ни восхода, ни заката в этих краях нет.
Послушайте сказку.
Четыре лебедя
Высоко-высоко в горах, в гнезде, которое находилось на вершине неприступной скалы, жили четыре прекрасных лебедя. Они были сыновьями Солнца. А звали их Утро, День, Вечер и Ночь.
Перья первого лебедя были розовыми, второго - белыми, третьего - серебристо-серыми, а четвертого - черными, как смоль.
Когда Солнце начинало медленно подниматься над землей, из гнезда вылетал Розовый лебедь. Сын мой младший, лети над землей, неси на крыльях светлое утро! - напутствовал его отец.
Широко раскинув крылья, Розовый лебедь кружился в поднебесье, и все кругом озарялось нежным сиянием.
Начинался рассвет. Розовело небо, становились розовыми, словно лебединые перья, легкие облака, светлели воды в реках и озерах, раскрывались венчики душистых цветов, пробуждались люди. Видели ли вы рассвет? Расскажите о нем.
Солнце поднималось выше. Розовый лебедь возвращался в гнездо, а в небо взлетал Белый лебедь, неся на своих крыльях светлый день.
Шумели зеленые леса, порхали бабочки и стрекозы, ярко пестрели цветами луга, синели реки, люди занимались делами.
Когда Солнце опускалось ниже, и его косые золотистые лучи скользили по глади речных вод и зеленым травам, Белый лебедь спешил домой, а в путь отправлялся Серебристо-серый лебедь. Он нес с собой вечер.
Темнело небо, облака становились лиловато-сиреневыми. Сумрак окутывал землю. Люди спешили завершить начатые дела. Хозяйки накрывали столы, и семьи дружно садились ужинать.
После ужина женщины занимались рукоделием, рассказывали детям сказки.
А когда Солнце скрывалось за высокой горой и возвращался домой Серебристо-серый лебедь, из гнезда вылетал Черный лебедь.
Какое время суток наступало на земле?
Этот лебедь нес на своих бархатных крыльях темную ночь, озаренную лишь лунным светом и блеском далеких звезд.
Так повторялось изо дня в день, из года в год.
Но однажды один злой волшебник проснулся очень рано. Он увидел, как по небу летит прекрасный Розовый лебедь, и все радуются восходу солнца.
Разозлился колдун и решил погубить чудесную птицу.
«Пусть никогда не наступит утро! Не увидят люди прекрасного рассвета! Пусть на земле царит тьма!» - подумал он.
Обратился волшебник коршуном, взвился в облака и напал на лебедя.
Розовые перышки полетели с небес на землю, и одно из них упало рядом с богатырем по имени Никита. Он поднял голову и увидел небесную битву. Никита снял с плеча лук, вложил в него стрелу, натянул тетиву, прицелился и выстрелил.
Громко вскрикнул коршун и упал на землю, пронзенный стрелой богатыря, а израненный Розовый лебедь опустился к его ногам.
Кругом потемнело, закрылись венчики цветов, поднялись высокие волны в реках, подул сильный ветер, заскрипели вековые деревья.
Никита склонился над бедной птицей и услышал шепот трав: Обрызгай Розового лебедя живой водой из родника, его раны затянутся, и рассвет наступит! Да где же находится родник с живой водой? - спросил воин. Ищи его там, где упало лебединое перо. Мать-земля даст тебе живой водицы! - опять послышался шепот.
Раздвинул Никита траву возле упавшего перышка и увидел, что из-под земли пробивается маленький сверкающий родничок.
Богатырь положил птицу к роднику и побрызгал ее живой водой. Лебедь открыл глаза, попил воды из рук Никиты, склонил с благодарностью голову, а затем взмахнул крыльями и взмыл в небеса.
И тотчас темнота рассеялась - порозовели дали, посветлели воды, раскрылись венчики цветов и наступило радостное утро. В сарае громко закукарекал петушок, заквохтали куры, загомонили проголодавшиеся за ночь гуси и утки. Выбрались из улья и полетели за ароматным нектаром пчелы, вылетели из гнезд и защебетали птицы, проснулись взрослые и дети.

Все любовались рассветом и радовались наступлению нового дня! Где жили лебеди? Как их звали? Когда вылетал из гнезда Розовый лебедь? Какое время суток он «нес на крыльях»? Какой лебедь вылетал на смену Розовому лебедю? Какое время суток наступало? Когда прилетал Серебристо-серый лебедь? Когда вылетал из гнезда Черный лебедь? Что наступало с его прилетом? Почему злой волшебник захотел погубить Розового лебедя? Расскажите о том, как Никита спас птицу.
Ответьте на вопросы Что такое восход? На сколько частей можно разделить сутки? Перечислите их по порядку. Назовите вторые и четвертые части суток. Какое время суток самое светлое? Какое время суток самое темное? Что такое равноденствие? Когда наступает восход зимой, а когда летом? Что такое полярная ночь? Что такое «белая ночь»?

Консультация для родителей на тему:

"Солнце – это хорошо, солнце это плохо!"

Цель: Информирование родителей на данную тему.

Задачи:

Проинформировать о правилах нахождения детей на солнце;

Расширить знания родителей о воздействии солнечных лучей на детский организм.

С наступлением жарких летних деньков все спешат больше времени проводит на свежем воздухе. Солнце благотворно влияют на детский организм. Под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин D, так необходимый для профилактики рахита, укрепляется иммунная и нервная система, нормализуется обмен веществ, вырабатывается серотонин, который называют «гормоном радости». Но солнце может стать не только другом вашего ребёнка, но и злейшим врагом. Советуем вам строго соблюдать, правила нахождения детей на солнце.

Выбор одежды

Правильная одежда поможет защитить ребенка от перегрева. Лучше всего с этим справятся натуральные хлопок и лен. Одежда, которую вы одеваете ребёнку, должна быть лёгкой, покрой одежды должен быть достаточно свободным, чтобы не мешать дыханию и движениям. Если вы планируете, длительные прогулки не забудьте взять с собой одежду с длинным рукавом, чтобы защитить малыша от солнечных лучей (ожогов).

Солнечные ожоги– ожоги, которые возникают в результате воздействия на кожу ультрафиолетовых лучей. Симптомы солнечного ожога такие же, как и у ожога горячим предметом: от покраснения до волдырей. Только проявляются они не сразу, а через несколько часов – тем и опасны.

Солнечный ожог у ребенка, первая помощь

1. Перенесите ребенка в тень.

2. Обязательно вызовите «скорую помощь» или самостоятельно обратитесь к врачу, если имеются следующие явления:

озноб, повышение температуры до 38, 5°С и выше;

головная боль;

отечность на лице и руках;

образование волдырей на коже (т. е. вторая степень ожога);

ожог первой степени (покраснение, затронувший большую поверхность тела;

наличие признаков инфекции (резкое покраснение кожи, отечность, гной) ;

тошнота, рвота, вялость;

потеря сознания.

3. До приезда «скорой» (или при незначительном солнечном ожоге, когда ребенок не очень пострадал) проведите следующие мероприятия:

Для облегчения боли, смачивайте или орошайте пострадавший участок кожи прохладной водой (испаряясь, она будет охлаждать кожу); положите смоченное в прохладной воде полотенце на плечи ребенка либо оберните его во влажное полотенце на 10-15 минут. Эту процедуру можете повторить несколько раз с промежутком 30 минут, только не переохладите ребенка.

Обработайте кожу косметическими средствами, предназначенными для нанесения после загара или лекарственными аэрозолями против ожогов, если таковые имеются под рукой.

2) Головной убор

Летом в солнечные дни обязательно одевайте ребёнку головной убор! Это может быть лёгкая панамка или косынка из хлопка, подойдёт и соломенная шляпка. Это защитит и голову и глаза от вредного действия солнечного света. Главное, чтобы кожа головы свободно дышала.

Следите за временем пребывания на солнце

Лучшее время для солнечных ванн с 8.00 до 11.00 утра и после 16.00 вечера. Время пребывания на солнце постепенно наращивайте. Начинайте с 5 минут, ежедневно увеличивайте длительность солнечных процедур на 3 минуты, доведите до 30 минут в день.

Противопоказанием к принятию солнечных ванн врачи считают температуру воздуха выше 30 градусов.

Симптомы перегрева на солнце

Симптомы перегрева на солнце ребенка часто напоминают симптомы начала воспалительного заболевания: ребёнок становится вялым (либо, наоборот, очень возбужденным, мотает головой из стороны в сторону или запрокидывает её назад (как при головной боли, у него повышается температура тела. У малышей или "реактивных" детей признаками перегрева могут быть только психомоторное возбуждение и внезапный подъем температуры тела.

В любом случае, если у вас возникло подозрение на солнечный или тепловой удар, переместите ребенка в затененное прохладное помещение.

Помощь при тепловом ударе простая, но должна быть оказана своевременно. При возможности, конечно лучше вызвать скорую помощь. Но и до приезда скорой вы должны помочь ребёнку справиться с перегреванием.

1. Прежде всего, переместить ребёнка в прохладное помещение.

2. Придать горизонтальное положение.

3. Полностью раздеть ребёнка.

4. Как можно скорее надо охлаждать ребёнка. Самый эффективный способ – это водяное охлаждение.

5. Следующим важным действием является дать ребёнку выпить достаточное количество прохладной жидкости.

Питьевой режим

Очень важно следить за питьевым режимом ребёнка. Ведь вода является важнейшая составляющая организма. Чаще предлагайте попить малышу. Лучше всего кипячёную или бутилированную воду без газа. Можно предложить несладкий отвар шиповника, компот, но любое питьё должно быть обязательно тёплым. Давайте детям столько пить, сколько они требуют. Дневная норма питьевой воды для ребенка в возрасте от трех до семи лет составляет примерно 1,2–1,7 литров.

Любите своих детей и помните, что все полезно в меру!

Материал: глобус, биты знаний с изображением планет Солнечной системы, цветные мелки, краски, карта-схема планет Солнечной системы, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы (9 обручей).

Предварительная работа: в течение нескольких дней во время прогулок проводится наблюдение за небом и солнцем, отмечается состояние погоды. (Погода солнечная, пасмурная. Солнце яркое, на которое нельзя смотреть невооруженным глазом - необходимы солнцезащитные очки или тонированные стеклышки. Солнце закрыто облаками, тучами. Небо лазурно-голубое, серое, грозовое. Чтение стихотворения В. Маяковского «Тучки».)

Ход занятия

Проводится на участке детского сада.

Воспитатель (В.). Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние погоды сегодня.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз.

В. Как вы думаете, что находится выше - Солнце или облака? Почему вы сделали такой вывод? (Ответы детей.) Правильно, если бы мы с вами отправились в путешествие к Солнцу на самолете, то долетели бы до него только через 36 лет, а над облаками мы поднимаемся на самолете через несколько минут после взлета и хорошо можем их рассмотреть через иллюминатор.

Ребята, давайте расскажем нашему гостю Незнайке, что вы знаете о Солнце. Он почему-то думает, что это маленький мячик желтого цвета, заброшенный высоко в небо, а почему он не падает, он не знает. (Дети смеются и рассказывают.) Солнце - это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов. Солнце — это огромная звезда, очень горячая, к ней нельзя подлететь, потому что сгоришь. Без Солнца было бы совсем плохо всем - и животным, и растениям, и людям, как в стихотворении К. Чуковского «Краденое Солнце». Без Солнца не наступал бы день, и не могли бы мы наблюдать смену весны и лета… (Воспитатель по мере необходимости уточняет рассуждения детей.) А разве зимой и осенью Солнца нет? Есть, но оно не так греет, как летом и весной. Потому что всю зиму лежит снег и не тает, зимой холодно, а весной Солнце согревает Землю и воздух, снег тает, просыпается природа…

Ребята, расскажите Незнайке, как можно проверить, действительно ли Солнце греет.

Опыт 1. (Дети проводят самостоятельно.)

Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу. Предметы, которые находят дети и выкладывают на Солнце - кубики, пластмассовые игрушки, металлические предметы, стеклянную посуду с водой - нагреваются, а в тени остаются холодными.

Дети демонстрируют полученные на предыдущем занятии знания.

В. Правильно, ребята! Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озерах, морях. Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Опыт 2. (Проводит воспитатель.)

«Солнечные спички»

На тарелке лежит скомканная газета, в руках у воспитателя - увеличительное стекло. Концентрируя солнечные лучи, направленные на газету, зажигаем ее.

В. Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Опасны ли такие опыты?

Воспитатель объясняет детям, что солнечные лучи могут быть очень опасными, так как огонь губит все живое. Поэтому с увеличительным стеклом нужно быть очень осторожным, нигде его не оставлять и хранить в местах, недоступных солнечным лучам.

С солнечными лучами можно играть при помощи зеркала, которое отражает солнечные лучи.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети пробуют поймать своим зеркальцем солнечного зайчика, наблюдают его отражение на земле, веранде.

В. Как вы думаете, что такое солнечный зайчик?

Воспитатель подводит детей к понятию, что солнечный зайчик - это пятно солнечного света. Луч солнца отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

В. Хотите посмотреть, как можно превратить луч солнца в разноцветный?

Опыт 3.

Цвета радуги в стакане воды.

Кладем белый лист бумаги на стол, освещенный солнцем. На бумагу ставим стакан с водой. Впереди стакана держим картон с разрезом. На белой бумаге получается изображение цветов радуги.

Опыт 4.

Не очень глубокая ванночка (пластмассовая коробка из-под торта) наполняется водой, ставится на стол, освещенный солнцем. В воду под углом опускается зеркало: половина в воде, вторая половина зеркала - над водой, опирается на край ванночки. Белый лист бумаги держать перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга.

Вывод: солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Обратить внимание детей на то, что и в третьем, и в четвертом опытах вода и солнце «работают» вместе.

Предложить детям вспомнить, когда они видели такие цвета. (В радуге. Когда дождь еще не закончился, но уже светит солнце. Еще радугу можно увидеть в фонтане, для этого нужно стоять спиной к солнцу.)

В. Можете нарисовать цвета радуги красками, фломастерами или карандашами, они нам пригодятся на следующем занятии.

Работа детей.

«Посмотрите, сейчас солнце находится высоко в небе. Оно всегда на одном месте?» - спрашивает Незнайка. «Да нет же, - отвечают дети, - утром солнце встает, оно низко над землей и поднимается выше и выше, днем - высоко, как сейчас, вечером опять опускается, а ночью спит».

Воспитатель вступает в беседу.

В. Вы знаете, ребята, сейчас наш гость Незнайка прав, но он еще об этом не знает. Пожалуйста, посмотрите на карту-схему Солнечной системы.

Воспитатель показывает детям схему Солнечной системы.

В. В центре карты-схемы Солнечной системы - Солнце. Посмотрите, я его обозначу пластиковым шариком оранжевого цвета. Вокруг Солнца движутся планеты Солнечной системы, их всего 9. У каждой планеты есть свое название.

Показ детям битов-знаний планет Солнечной системы, с чтением 1 ступени развития (удаленность от Солнца).

В. Наша планета Земля представлена глобусом. Остальные планеты Солнечной системы имеют такую же шарообразную форму, как наша Земля, только каждая из планет имеет свой цвет. Давайте вылепим из пластилина макеты 9 планет Солнечной системы.

Дети выбирают цвет пластилина, воспитатель называет, какой планете он соответствует.

В. В центре нашей Солнечной системы - Солнце (обозначено оранжевым шариком). А вот эти дорожки вокруг Солнца - это орбиты планет, по которым они движутся. Посчитайте, сколько их. (Девять.) А сколько планет Солнечной системы? (Девять.) Подумайте, раз орбит-дорожек девять и планет девять, что это значит? (Дети догадываются, что у каждой планеты своя дорожка-орбита.) Правильно! Но планеты разного цвета, а дорожки-орбиты планет обозначены графитным карандашом - все одинаковые. Чтобы их не перепутать, давайте цветными мелками обозначим их по цвету планет. Сделаем это правильно. Посмотрите еще раз на планеты и их названия и разместите их на орбитах в том порядке, в котором они вращаются вокруг Солнца. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии. Смотрите и слушайте внимательно, размещая все планеты по порядку.

Показ битов знаний с изображением планет, чтение первой и второй ступеней развития (удаленность от Солнца, цвет).

В. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий - темный шар, собственного света она не дает, сияет голубым светом за счет отражения солнечных лучей.

Дети обозначают на карте-схеме пластиковым шариком голубого цвета данную планету.

В. Вторая по удаленности от Солнца планета - Венера - белого цвета. Третья планета - Земля - голубого цвета. Четвертая планета - Марс - красного цвета. Пятая планета - Юпитер - коричнево-оранжевого цвета. Шестая планета - Сатурн -оранжево-желтого цвета. Седьмая планета - Уран - зеленовато-голубого цвета. Восьмая планета - Нептун - голубого цвета. Девятая планета - Плутон - сиреневого цвета.

А сейчас цветными мелками обозначьте орбиты каждой из планет таким же цветом, как сами планеты. Каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите-дорожке и никогда не сбивается.

Дети выполняют задание.

В. А как вы думаете, раз планета Меркурий самая близкая к Солнцу, то на ней жарко или холодно, светло или темно? (Жарко и очень светло.) Какая из планет дальше всех расположена от Солнца? (Плутон.) Как вы думаете, какая там температура? (Самая низкая, на планете Плутон очень холодно, холоднее, чем на всех планетах, потому что она расположена очень далеко от Солнца, на ней совсем темно.)

В. Правильно, на планете Меркурий слишком горячо и светло, а на планете Плутон очень холодно и очень темно.

Посмотрите, Незнайка обратил внимание на то, что у всех планет есть орбиты-дорожки, а у Солнца нет? (Солнце никуда не движется, оно находится постоянно на одном месте, это все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Наша планета Земля делает полный круг вокруг Солнца за 1 год.)

Почему же тогда мы видим, как солнце встает и садится, то высоко в небе находится, то низко? Загадка? Давайте об этом спросим у своих родителей, знают ли они ответ на нее. А я вам на следующем занятии расскажу, как это бывает, что такое сутки и еще много интересного.

Игра «Ждут нас быстрые ракеты… »

На траве расположены 9 обручей с карточками, на которых написаны названия планет Солнечной системы. Воспитатель говорит:

Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты,

На какую захотим. На такую полетим.

Дети имитируют полет ракеты в космос и находят желаемую планету. В конце игры - закрепление названий планет. Совместное чтение с детьми по карточкам планет, на которые они прилетели

Занятие по теме «Солнце» подготовила Скоролупова О.А.

Для детей средней группы

Программное содержание. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в нашей жизни человека, вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных птиц. Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света. Дать первые представления об охране окружающей среды.

Материал и оборудование. Плотное одеяло, нарисованное солнце, фигурка человека, лампа настольная, мешочек с различными сухими травами, различные мелкие предметы, зеркала для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце? Какое настроение у детей в солнечную погоду, а какое в пасмурную? Проводится психо-гимнастика «Солнечно - пасмурно»

Зачем нам солнце? Что оно делает для нас? /согревает, светит/. Куда уходит солнце вечером? Что мы делаем ночью? Откуда берется солнце утром? /просыпается/.

Игра «День - ночь». По команде воспитателя ночь /дети засыпают/, по команде день - просыпаются.

Чтобы случилось, если бы солнце ушло спать и не вернулось? /замерзли/. Психо-гимнастика «Холодно».

Чтобы почувствовать, как мы жили бы без солнечного света, нам нужно оказаться в полной темноте. Для игры берется плотное покрывало, дети садятся на пол и накрываются покрывалом. Что они при этом видят? Наступает день, покрывало убирается, и солнечный свет помогает детям различать предметы. Почему дети не могли видеть, ведь у них есть глаза? Человек видит тогда, когда у него есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы не нужны нам.

Как солнце попадает к нам в окошко? Что у него есть? /лучи/. Вы хотите поиграть с лучом солнца? Как можно поиграть с лучом? Можно его поймать. Как? /зеркалом/. Воспитатель зеркалом ловит солнечный луч, предлагает и детям поймать луч, /что такое солнечный луч?/ что такое солнечный зайчик? Солнечный луч отражается от зеркала и превращается в солнечного зайчика. Игра «солнечные зайчики» дети превращаются в солнечных зайчиков и под музыкальное сопровождение порхают, как солнечные зайчики.

Кому еще кроме человека необходимо солнце? /животным/, Зачем? Но есть животные, которые видят в темноте. Кто это? /кошка, сова/, Как они охотятся? Игра «Животные в темноте». Ребенку завязывают глаза, воспитатель дает в руки какой-либо предмет и просит угадать, что именно он получил. Желательно чтобы у предмета был запах, /это может быть сушеная трава, свежая шишка, лимон или яблоко/. Находясь в темноте, ребенок будет пытаться в слепую определить предложенный предмет. Как он это будет делать? Трогать предмет руками, гладить его, поворачивать, нюхать.

После того как дети определят в темноте предметы, воспитатель обсуждает с ними, как они это делали. Нужны им при этом были глаза? А ведь есть такие животные, которые живут там, где света практически нет. Например: под землей в глубоких пещерах, на дне океана. Действительно глаза у них превращаются в маленькие щелочки /крот/.

Кому еще необходим солнечный свет? /растениям/. Что случится, если растение попадет в полную темноту? /погибнет/. Воспитатель демонстрирует растение, которое росло в темноте, и растение, росшее на свету. Дети находят разницу в цвете растения. Делают вывод.

Куда может пропасть солнце? /ночь, туча, дым/. Что мы должны делать, чтобы солнце не пропало? /дети отвечают/. А пока мы дружим с солнцем.

Проводится психо-гимнастика «Солнечное тепло». Под спокойную музыку дети подставляют лицо солнцу, закрывают глаза, расслабляются.

Чтобы дети наглядно поняли, как солнце закрывает туча, и на человека находит тень, проводится опыт. Берется настольная горящая лампа, маленький человечек, между ними вставляется плоский круг. На человека находит тень.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...