Конспект по литературе элементы интонации. Интонация и её элементы

Интонация связана с предложением и с синтагмой, интонация-важнейшее средство членения предложения на синтагмы или фразы. Элементы интонации: мелодика, ударение, пауза, темп речи и длительность отдельных слогов, интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство.

Интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство. Грамматическая функция интонации определяется грамматическим строением предложения. Благодаря интонации определяются однородные члены предложения, вводные слова, вводные предложения, происходит обобщение членов предложения и перечисления. При помощи интонации выделяются разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждый язык характеризуется присущими ему интонационными особенностями, которые связаны со структурными особенностями предложений. Грамматическая функция интонации связана с использованием грамматических функций интонации, связана с использованием звуковых средств всеми носителями данного языка. Экспрессивная функция интонации связана со звуковыми особенностями отдельно говорящего лица. В каждой интонации выделяют 2 аспекта:

Универсальный(проявляется в том, что в разных языках есть определённые сходства в функциях отдельных компонентов интонации и даже имеется сходство интонационных структур)

Национальный(характерен каждому языку, каждый язык имеет свой тип интонации).

Позиционные изменения звуков

Позиционные изменения согласных могут быть или в конце или в начале слова. В конце слова согласный может оглушаться или может происходить отпадение конечного согласного. В начале слова может вставляться протетический согласный (острый - вострый).

Позиционные изменения гласных: положение гласного в ударном слоге называется сильной позицией, а в безударном - слабой. В сильной позиции гласный устойчивый, а в слабой - он подвергается значительным изменениям, которые связаны с ослаблением или редукцией. Редукция гласных бывает количественной или качественной. При количественной гласные теряют часть долготы, они ослабляются, но не меняют своего качества. При качественной редукции происходит не только ослабление звуков, но и изменение его характерных признаков (рус.англ. представлена широко).

Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, аккомодация, диэреза, субституция, диссимиляция)

1. Ассимиляция (уподобление). При ассимиляции некоторые, а иногда все произносительные признаки одного звука уподобляются признакам влияющего звука. Ассимиляция может быть полной и частичной. При частичной изменяются некоторые признаки звука (шубка), а при полной ассимиляции происходит изменение всех признаков звука. Звук становится точно таким же, как звук, вызвавший ассимиляцию.


Ассимиляция может различаться по направлению. Если предыдущий звук влияет на последующий, такая ассимиляция называется прогрессивной. Если последующий звук влияет на предыдущий – регрессивной.

Может быть контактная (2 рядом стоящих звука взаимодействуют) и дистантная (разделены звуками).

Ассимиляция может быть в отношении согласных с согласными, в отношении гласных с гласными (характерно только для тюркских яз. Гласные окончания уподобляются гласному корня– сингармонизм – татарский язык).

Ассимиляция – это уподобление однотипных звуков, т.е. взаимодействовать могут согл. с солг., гласн. с гласн.

2. Если взаимодействуют разнотипные звуки (гласн. с согл.), такое изменение называется аккомодацией.

3. Диссимиляция – расподобление. При диссимиляции один из 2 звуков сходных по артикуляции, утрачивает общие признаки.

На основе ассимиляции или диссимиляции возникает диереза (выкидка звука; солнце, праздник). Иногда может происходить выкидка отдельного слога - гаплология, вставка звука – эпентеза.

4. Метотеза - взаимная перестановка звуков(в просторечиях,при заимствовании).

5. Субституция- замена при заимствовании иностранного языка звука родного языка.

Фонетические и исторические чередования звуков

Фонетические: обусловлены нормами современного языка, не отражаются на письме (напр., стог - стога).

Исторические: нельзя объяснить нормами современной фонетической системы и они всегда отражаются на письме (с-ш, т-ч, носить –ношу)

Понятие о фонемах. Варианты фонем. Основные функции фонем. Позиции фонем. Разработка теории фонем в лингвистике.

1. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМАХ. ВЫРИАНТЫ ФОНЕМ

В процессе речи звуки имеют различные особенности в своем звучании. Одни из этих особенностей не влияют на значение слов или на форму, а другие сказываются на значении или на форме. Звуковая единица, которая используется для различения слов и форм слов, называется фонемой.

Понятия фонемы и звука не совпадают:

Звуки речи – нечто частное, отдельное, а фонема является совокупностью цельного ряда звучаний.

Фонема составляет строгую систему, а один и тот же звука в разных словах может соотноситься с разными фонемами.

Дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему.

Возможны случаи, когда 2 фонемы звучат, как один звук (напр., детский)

Возможны случаи, когда фонема присутствует, а звука нет (напр., солнце)

Следует иметь в виду, что всякое сочетание звуков выступает как единая фонема, т. е. фонему можно считать минимальной единицей звукового строя языка. Она функционирует как целое, даже если состоит из двух звуков. Каждая фонема представляет собой совокупность существенных признаков, которые она отличает от других фонем (напр., звук т – все признаки представляют собой единое содержание фонемы). Признаки, которыми одна фонема отличается от другой, называются дифференциальными.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка.

Такое определение позволяет установить, какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие – разновидностями одной и той же фонемы. Самостоятельными фонемами являются звуки, которые употребляются в одинаковой позиции, изменяя значения (ship – sheep). Звуки, которые употребляются в одинаковых фонетических условиях, не меняют значение слова, являются вариантами фонемы. Варианты фонемы сохраняют ее существенные признаки, имеют одинаковое фонологическое содержание.

2. ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ

Фонема имеет 2 функции, которые связаны с особенностями процесса речевого общения.

Функция восприятия – перцептивная функция. Благодаря этой функции, фонемы являются своеобразными эталонами, с помощью которых мы узнаем и воспринимаем речь.

Различительная – сигнификативная. В данном случае фонемы являются различителями слов и форм слов (том-дом).

Названные функции обязательны в каждой фонеме, они взаимосвязаны и предполагают наличие друг друга в процессе общения.

3. ПОЗИЦИИ ФОНЕМ

Фонема в живой речи попадает в различные произносительные условия – позиции. Позиции бывают сильными и слабыми. Сильные позиции – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций. В сильной позиции фонема противостоит любой другой фонеме. В сильной позиции фонема меньше всего зависит от фонетических условий, четко проявляется сигнификативная функция. Фонема всегда выступает в сильной позиции изолированно, выступает в своем основном виде. Основной вид фонемы – это то, как она произносится изолированно. Но не во всех позициях фонемы способны выполнять сигнификативную функцию. В некоторых позициях они утрачивают данную способность, и происходит нейтрализация фонемы. Положение, в котором происходит нейтрализация фонем, называется слабой позицией. В английском языке конец слова – сильная позиция (white, wide)

4. СИСТЕМА ФОНЕМ

В данной системе фонемы группируются на основе их качества: система гласных фонем и система согласных фонем. Системный характер звуковой стороны языка проявляется в том, что количество фонем строго ограничено. Составляющие ее единицы тесно связаны между собой. Фонемы группируются потому, как противопоставлены их различные признаки. Такие группы могут охватывать различное количество фонемных пар. Противопоставление фонем называется оппозициями фонем. Члены оппозиции могут быть противопоставлены по одному признаку (п-б), или нескольким (а-б).

Система фонем не остается неизменной на протяжении истории данного языка. Изменения, которые затрагивают систему фонем, называют фонематическими. Наиболее частым явлением возникновения новых фонем и утрата старых фонем, изменение одного из вариантов фонемы в самостоятельную фонему. Системы фонем оказывают воздействие на заимствованные слова. Любое заимствованное слово, перестраиваясь, меняет свою внешнюю сторону под влиянием системы фонем заимствующего языка.

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ФОНЕМ В ЛИНГВИСТИКЕ

Выделяется 2 направления – школа традиционного учения о фонеме (шк.Щербы, Ленинградская и Московская Фонологическая школа)

Ленинградская школа считает, что фонема это звуковой тип, а звуковые типы различают слова и формы слов. Звуковых типов в языке немного, их можно перечислить, обратившись к алфавиту, т.е. буквы выполняют ту же функцию, что и фонема, но отличаются друг от друга своей материальной стороной

Звуков в живой речи больше чем фонем. А звуки объединяются в типы по акустической и артикуляционной близости. Этот звуковой тип и есть фонема

Понятие фонема и звук не разграничивает московская школа

Звуки объединяются в фонемы по функциям общности, если звуки выполняют одну и ту же функцию, они являются одной и той же фонемой, но обе школы едины в подчеркивании значения фонем в общей характеристике понятия фонем.

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

Интонация - это совокупность действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

Основные элементы интонации:

  • 1. Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
  • 2. Направление, определяющее мелодику речи выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);
  • 3. Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);
  • 4. Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи);

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия» , - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносительному предложению значение сообщения, вопроса, приказания. Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она в известной мере непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней. .

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как неразделенное целое. Одна для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом отдельно.

· Ударение как компонент интонации; фразовое и логическое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. С конца августа | в воздухе начинает холодеть.

Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение: августа, холодеть.

Практически это достигается небольшим усилением или повышением голоса, замедления темпа произнесения слова, паузой после него.

От фразового нужно отличать логическое ударение. (Правда иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое и логическое ударение). Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Эти выдвижения тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Если логическое выражение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверно.

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

В каждом предложении нужно найти слово, на которое падает логическое ударение. Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова».

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

Мне нравится не синий цвет, а зеленый.

Мне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударения всегда падает на имя существительных ударение всегда падает на существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

Это приказ командира.

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением.

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисление во всех случаях требует на каждом слове самостоятельного ударения.

Я встал, умылся, оделся и выпил чая.

  • 7. При объединении авторских слов с прямой речью логического ударения сохраняется на главном слове собственной речи.
  • - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Фёдор.

Механически применять эти или другие правила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории. .

  • · Пауза, темп, ритм

Речевой поток разделяют паузы. При этом линейно расположенные элементы речевой последовательности объединяются и в то же время разграничиваются именно в точке перерыва между ритмическими отрезками речи - фразами.

По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты (фразы). Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логические паузы. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой.

Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающее содержание высказывания.

Особое место занимает ритмическая пауза в стихотворных текстах. В конце каждой стихотворной строчки обязательно соблюдается так называемая стиховая пауза. Стиховая пауза - короткая, если её не перекрывает логическая или психологическая паузы.

Паузы любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяют в слова, слоги, т.е. ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого, другие растянутого, напевного произношения. Одни притягивают ударения, другие произносятся без ударения.

Между словами и сочетаниями слов делаются остановки - паузы, тоже разные по времени. Всё это вместе составляет темп и ритм речи - движение речи, скорость протекания ее во времени. Сюда относятся ускорение и замедление речи. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Для быстрой речи характерно редуцирование гласных, пропуск некоторых звуков. Особенности речи медленной заключаются в том, что слова выступают в полных формах.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи. Ритм ощущается лишь в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строем стиха.

· Мелодика речи

Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. От того, насколько легко переходит голос от средней, постоянно присущей чтецу высоте к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи - гибкость, музыкальность. Одновременно с повышением или понижением голоса изменятся и его сила. Повышение или понижение тона и силы голоса контролируется слухом и мышечным ощущением, мышечным чувством, точно так же, как и тембр голоса.

  • 1. Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение;
  • 2. Нисходящая форма - с понижением голоса к концу;
  • 3. Восходящая форма - с повышением голоса к концу;
  • 4. Монотонная форма - с незначительными повышениями и понижениями голоса (обычно на низком регистре).

При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки препинания, которые выражают ритмо-мелодические особенности речи: точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие, точка с запятой, кавычки при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях.

Мелодические изменения (подъем и падение тона) делят предложения на две части: кульминация подъема - ударный слог слова сирени. Предложение представляет полную мелодическую фигуру.

Следует сказать о роли мелодики в выразительности чтения отдельных частей произведения. Каждая часть стихотворения, рассказа, сказки отличается темой, содержанием, настроением. Соответственно этому чтец выбирает и средства словесного выражения.

Тембр голоса - это средство выразительности устной речи и чтения. Волнение, грусть, радость, подозрение - всё это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называется эмоциональной окраской, тембром.

Только посредством анализа содержание текста возможно определить нужную окраску. Необходимо внимательно вчитаться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения, поставить цель чтения. .

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на последний слог), в польском (ударение - на предпоследнем слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, пон"ять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п" онял, а в женском роде - на последний - понял" а.

Большие группы слов, меняющих ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префиксальные образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, которое, как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают пять основных размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией. Различия в интонации зависят от изменения четырех акустических компонентов:

Интенсивности звучания;

Длительности звучания (чем больше звуков произносится в

Единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

Степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих первичных компонентов интонации улавливают на

Слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией. В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить шесть интонационных конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред - и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, которая находится перед центром, обычно

Произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

Первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

Вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня; третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

Четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

Пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

Шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное или субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: «Усталые дети быстро уснули», может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов:

1) в каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра

Мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами).

Если домашнее задание на тему: » Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи и др.) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Современный русский язык В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное. СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ называется выделение при произношении одного из Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения по теме "Ударение. Роль ударения в Экзамен: Современный русский язык Вопрос 29: а) Что общего и различного содержится в предмете изучения фонетики и фонологии? б) Какие аспекты характеристики звуков Ю. Н. Гребенева Для ознакомления с особенностями омографов учащимся могут быть предложены различные задания. Рассмотрим некоторые из возможных вариантов. 1. Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо: - определить количество слогов, -

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...