Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих. Тема урока: «Написание ь после шипящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Работу выполнила И.М.Салиновская

учитель русского языка и литературы

Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 5 класс сл1

Цель: Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Тип урока: урок-повторения.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: сл2

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

2. Актуализация знаний, умений, навыков и известных способов действий.

Прогнозирование сл 3

Задание 1.

На доске записаны транскрипции слов. Прочитайте слова.

[ т, эн, ], [ мыш ], [ кон, ], [ й, эл, ], [ уж ], [ рож ], [ рол, ], [ карандаш ],

[ уч, ит, эл, ], [ д, ич, ], [ м, ач, ], [ п, эн, ]

Распредели слова в два столбика по характерным признакам. Запиши их буквенной записью. (В тетрадях появляется запись)сл 4,

тень мыш.

роль карандаш

учитель дич.

По какому признаку разделили данные слова?

Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, во второй.

Подтверждение своих знаний о правописании мягкого знака на конце имен существительных.

У. Что помогло вам успешно справиться с заданием?

(Помогло знание правила о мягком знаке.)

У. Что вы знаете о мягком знаке?

(Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный звук.)

У. Что вы можете сказать о словах второго столбика?

(Эти слова оканчиваются на шипящие звуки. Согласные звуки [ж], [ш] – всегда твердые, а звук [ч , ] – всегда мягкий.)

Задание 2.

Давайте разделим слова второго столбика на 2 группы по характерным признакам

Постановка учебной задачи.

В тетрадях появляется запись. Сл5

рожь карандаш

У. По какому признаку разделили эти слова?

(В первом столбике слова с мягким знаком, этосущж.р., а во втором - без мягкого знака, сущ. М.р..)

3. Постановка темы и цели урока.

Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце существительных)сл 6

Запишите в тетрадь число и тему урока.

Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце существительных).

Самооценивание №1

3. Обобщение и систематизация изученного.

А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих.

(ученики вспоминают, что ь знак пишется у сущ 3 скл и у глаголов)

1. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по сл 7 колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных 3 склонения:

Мышь, дичь, рожь.

1. В существительных муж. рода: мяч, карандаш, камыш, ландыш, пейзаж.

2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.№ 2

2. Самостоятельная работа. Работа по упр. 76.

Какие трудности вам встретились при выполнении данной работы?

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание. №3

Физминутка.

Самостоятельная работа.

Вставить пропущенную букву.

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно. Сл 10.

I уровень – «3».

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).

II уровень – «4».

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

III уровень – «5»

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

I уровень – «3». Сл 11

Глушь (3 скл.), финиш (2 скл), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.).

II уровень – «4».

Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, задач, роскошь, проигрыш, клещ.

III уровень – «5»

Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш).

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. № 4

Диагностическая карточка по вариантам.

Сейчас вы будете работать с диагностической карточкой, подчеркивать слова с орфограммой: мягкий знак на конце после шипящих у имен существительных.

Как считаете, вы справитесь с этой работой?

Начертите в тетради вертикальный отрезок и отметьте на нем крестиком сверху, если вы считаете, что справитесь, посередине, если сомневаетесь, внизу, если не справитесь.

Учитель раздает карточки.

Диагностическая карточка

Диагностическая карточка

Вариант 1

Вариант 2

Подчеркни слова с орфограммой, которую изучили сегодня

Лень, ночь, ключ, конь, тетрадь, гараж, вещь, пять, камыш, беречь, москвич, день, шерсть, манеж, нож, мелочь.

Ткань, силач, окунь, мираж, мель, ткач, душ, калач, моль, печь, живопись, скрипач, испечь, гуашь, дичь, кисть.

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы. №5

У. Теперь рядом с первым отрезком начертите второй отрезок, отметьте на нем свои результаты.

У кого крестики совпали?

У кого нет? Почему?

(Учащиеся подчеркнули слова:

Вариант 1

ночь, ключ, гараж, вещь, камыш, москвич, манеж, нож, мелочь

Вариант 2

силач, мираж, ткач, калач, печь, скрипач, гуашь, дичь)

VII Итог урока.

У. Какую цель ставили вначале урока?

(Узнать, в каких случаях после шипящих пишется мягкий знак у имен существительных.)

У. Достигли мы цели на уроке?

Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

1. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

2.У существительных какого склонения Ь после шипящих никогда не пишется? (2скл)

3. У существительных какого склонения Ь после шипящих пишется? (3скл)

А теперь, подсчитайте набранные вами баллы и оцените свою работу.

5. Домашнее задание. (задание по выбору)

    Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”

    Упр 77 по заданию

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Цели урока:

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка. В каком городе мы находимся?

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные в личных окончаниях глаголов. Восстановим их и объясним написание.

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §110.
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

5. Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч, тишь, вещь.
  • Кирпич, колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш.., то и … .

8. Итоги урока

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

Цель урока: Систематизировать и обобщить правила правописания Ь после шипящих на конце слова; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: сердечный, душевный, задушевный; изнурительный.

I. Систематизация и обобщение правил правописания Ь после шипящих на конце слова по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 228230) или В. Ф. Грекова и др.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Выполнение упр. 69 из пособия В. Ф. Грекова и др.

2. Выборочный диктант (выписать слова с контрольными орфограммами, обозначить их).

1. Воздух тих, прозрачен и свеж, (А, Чехов). 2. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. (И. Никитин). 3. Плач полетел, серебряно звеня. (А. ). 4. Я открываю настеж ь окна. В комнат у вливается поток свежего воздуха. (Ч. Айтматов). 5. И я приму тебя, как упряжь, тех ради будущих безумств, что ты, как стих, меня зазубришь, как быль, запомнишь наизусть. (Б. Пастернак). 6. Он тем хорош, что он совсем не то, что думает о нём толпа пустая. (И. Северя нин). 7. Для чего и куда увела она прочь нас с тобой ото всех в эту буйную ночь? (И. Бунин).

3. Предупредительный диктант.

1. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 2. И умен, и пригож, да на дело не гож. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. День за ночь - сутки прочь. 5. Пеший конному не товарищ. 6. Худая слава пойдё т - никто замуж не возьмё т. 7. С горы вскачь, а в гору хоть плачь. 8. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 9. В каком народ е живёшь, того обычая и держись. 10. После дождя и туч снова солнца луч. 11. Красна реч ь поговоркою. 12. В медовых речах всегда горечь найдётся. (Пословицы).

4. Объясните льный диктант.

Щемящ ее чувство овладевает тобой, когда пер еступаешь порог родного дома и вспоминаеш ь прожитые здесь годы...

Лежиш ь, бывало, на тёплой печи, в трубе от лютого холода стонет вьюга, стучится в избу. Мать, сидя за прялкой, выводит пониженным голосом; отец, орудуя шилом и дратвой, подшивает валенки и главенствует простуженным басом. Голоса их пер еплетаются, теснятся в избе. Слушаешь, слушаешь, закрыв глаза, и вот уже нет ни избы, ни вьюги, уходишь мечтами в казачий боевой поход, гарцуеш ь на лихом коне, едешь “по-пiд горою, яром, долиною” и дальше, дальше. Откроешь глаза, чтобы оглянуться, попрощаться с родной хатой,- и проснешься. И снова видишь отца с матерью за работой,

Не понимал я тогда их горьких жалоб на жизнь, не знал, что труд этот дейст вительно изнуряющ, а песня лишь скрашивала его, возвращала их в молодость, в ту пору, когда выходила “дiвчинонька рано-вранцi по воду.. .”. А вспомнив это, пусть и не своё, чьё-то чужое счастье, обоим становилось легче.

Песня из украинской старины действительно была у них самым задушевным разговором. (По И. Ф илоненко).

5. Диктант-кроссворд (заменить продиктованные слова или сочетания слов одним словом с шипящим на конце, письменно объяснить контрольные ).

Неправда (ложь), сильный вихрь (смерч), мелкие деньги (мелочь), сильно размахнувшись (наотмашь), содействие (помощь), ползучее растение (плющ), невозделанное место (пустошь), граница (рубеж), скачка ми, очень быстро (вскачь), способ ходьбы в строю (марш), невыносимо (невтерпёж), распахнув до конца (настежь).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи об употреблении буквы Ь после шипящих на конце слова, выполнить упр. 315 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Цели:

1. Систематизировать знания учащихся

2. Усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

3. Способствовать развитию речи, логического мышления.

Технология: технология дифференцированного обучения, способствующая развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. Элементы игровой технологии.

Оборудование: схемы, таблицы, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой ь. Материал урока далеко не простой, он и объемный, и сложный. Перед вами стоит две задачи. Вы должны систематизировать свои знания об употреблении буквы ь после шипящих и усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

2. Работа по теме урока.

1. Два ученика на доске воспроизводят таблицу «Мягкий знак на конце после шипящих».

В это время поэтический конкурс. Какой ряд больше вспомнит стихов с шипящей на конце слов, объяснить правописание.

Например:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день...

Товарищ, верь, взойдёт она

Звезда пленительного счастья.

И на обломках самовлостья

Напишут наши имена.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

Побеждает ряд, который больше вспомнит стихов.

2. Конкурс таблиц на правописание ь знака после шипящих в занимательной форме.

3. Поиграем в корректоров (текст на доске, уч-ся исправляют ошибки)

1 Однообразный пейзажь утомляет мужественных путешественников, которым уже давно невтерпежь добраться домой.

2 Порывами дует холодный ветер от темнолиловых тучь становится всё темнее

3 Воздух свежь, как- будто отворились настеж небесные окна

4 Люди жывут ожыданием новых событий и встречь

5 Через пол-часа появяться огоньки в окнах жилищь.

4. Игра в сигнальные карточки.

Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

Веришь в чудеса Испечь пирог

Шоколад горяч Лесной ландыш

Торопишься на урок Тишина рощ...

Хорошо слышишь Мороз трескуч

Ждать невтерпеж Упал навзничь

открыли настежь вышла замуж

Вернулся заполночь дуб могуч

много задач кофе горяч

мчался вскачь отрежте кусочек

быстро учишь красивый пейзаж

5. Выборочный диктант(выписывать слова из пословиц в 2 столбика)

1 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

3 Хлеб-соль ешь,а правду режь.

4 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5 За свой грош всякий хорош.

6 Ешь, покамест живот свеж

7 Голова не карниз- не приставишь.

8 Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

6. Игра «Пятый лишний».

1. 1плющ

2 невтерпеж

3 намажете

4 неуклюж

5 трескуч

2. 1 брош

2 очень тощ

3 без груш

4 свеж

5 скрипуч

3. 1 бородач

2уберечься

3 полоса неудач

4 среди дач

5 цветок пахуч

4. 1 жареный лещ

2 хорошая вещ

3 у афиш

4 выделка кож

5 среди туч

5. 1 обруч

2 до встреч

3 пересечь границу

4 мороз трескуч

5 среди дач

7. Цифровой диктант

1 не плачь

2 свеч

3 отрежь

4 лечь

5 из-за рощ

6 скрипуч

7 могуч

8 наотмашь

9смеешься

10 уходи прочь

11 упал навзничь

12 неуклюж

13 испечешь

14 ехал вскачь

15 молодежь

3. Подведение итогов урока

1. В словах какой части речи после шипящих пишется ь?

2. В словах какой части речи ь не пишется только в исключениях?

3. В какой части речи ь после шипящих пишется и не пишется? От чего это зависит (от рода, числа)

4. К какой части речи относятся слова: настеж, навзничь, прочь.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Чуртан

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих.

Подготовила и провела

учитель 4 класса

Ибрагимова Н.Г.

2014-2015 уч. год

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)

Цель : создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; о трабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

    Предметные : научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные : общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

    Личностные : применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2014; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2014; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

    работа в группах;

    работа в парах;

    самостоятельная работа;

    самопроверка;

    взаимопроверка;

    самоанализ;

  • контроль результата

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. комментарий

Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.

Данный этап работы настраивает обучающихся на определенный вид работы, развивая личностные и образовательные компетенции

Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам.

Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение.

Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания.

На 5, 6 этапе урока

добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате.

Работа на данном этапе урока способствует

развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняют У/З

контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти.

Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивид-ю систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Конкретизируют противоречия в знаниях, учебных действиях.

Я рада нашему уроку,

Мне с вами интересно, друзья!

Разные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.

Чему учимся на уроках русского языка?

- Какие области русского языка мы изучаем?

ИД Слайд №1

В какой области мы остановимся, вы определите сами чуть позже.

Говорить и писать правильно.

Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

Этап 2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи». Мотивационный.

Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.

Ваши предложения?

Какие организационные правила применим в работе?

1.Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).

- Какое основание дляопределения групп слов?

Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы графической моделью.

Миниитог.

Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Какая группа слов вызвала противоречие?

Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?

Почему возникло противоречие?

    Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.

    Контролировать действия и результат работы.

    Оценивать действия и результат работы символами.

    +

    ?

    -

    Фиксируем в тетрадях на полях.

1.Работа в группах. (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

не изучали.

Орфографическое.

Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

(на доске)

С 3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет

Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.

Самооценка.

    + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

    ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

    - – самостоятельно работать не мог.

5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и др.

Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

Этап 3.Определение темы урока.

В какой области русского языка мы сегодня остановимся?

ИД слайд №2

Какую цель поставите себе на уроке?

Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

Правописание.

Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Этап 4. Целеполагание. Планирование работы.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?

Чему мы сегодня будем учиться?

Р – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

-Как построим нашу работу?

ИД Слайд №3

У узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К контролировать свою работу и работу одноклассников.

По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Этап 5. Открытие детьми нового знания.

    Работа по учебнику.

Задание.

Прочитайте предложения.

Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

Определи, к какой части речи относятся выделенные слова?

В каких формах они стоять?

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что вы прочитали?

Объясните значение любой пословицы по выбору.

Какие слова вы нашли в предложениях?

Какой частью речи являются выделенные слова?

В каких формах они стоять?

ИД Слайд №4

- Какое общее основание в данных словах?

Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.

Как вы проверите свой вывод?

Проверьте, правы ли вы в своём утверждении.

Что скажите о своем выводе.

Сформулируйте правило.

Сделайте графическую модель правила (опору).

Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Вы сможете открыть скобки?

Как напишите глаголы данной группы?

Откройте скобки карандашом.

Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.

Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах, опираясь на графическую модель.

Проследим наше продвижение по плану работы.

Что выполнили?

На каком этапе работы находимся?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Работа в группах.

Предложения, которые являются пословицами.

Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь (что сделай?, 2 л. ед.ч.)

погонишься (что сделаешь?, 2 л . ед.ч.)

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)

едешь (что делаешь?, 2л. ед.ч.)

будешь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

испечёшь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

беречь (что делать?, н.ф.г.)

- Орфографическое .

-В глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.

Читают правило в учебнике на стр. 108, рубрика «Тайны языка»

Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.

Г- ш, щ, ч, ж +Ь

5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

С мягким знаком после шипящей.

Открывают скобки карандашом.

- Г- ш, щ, ч, ж +Ь

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Анализируют план работы.

Оценивают символами: +, ?, -

Этап 6. Первичное закрепление.

    Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

    Работа по учебнику.

Стр. 108, №2.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

Не забывай писать Ь после шипящих!

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?

- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.

ИД Слайд №5

Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?

    Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Стр. 31, №2.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Проведите контроль результата работы своих одноклассников.

    Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?

- Какое слово вызвало затруднение?

Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.

Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

- Кто получил +?

Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.

Оценивают символами: +, ?, -

- Задают вопросы.

1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

2.Работа в группах.

Самопроверка.

нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч.

беречь думаешь

обжечь стоишь

поджечь говоришь

стричь сидишь

помочь бежишь

кричишь

съешь поёшь

спрячь летишь

Оценивают символами: +, ?, -

3.Самостоятельная работа.

- Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

    у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.

    у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

    у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, много задач, плащ, нож и т.д.

    у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

Взаимооценка результата работы.

4.Самостоятельная работа.

  1. отрежьте +

  2. дремлешь +

  3. чертишь +

    желаю удач -

    фальшь?, +

- Фальшь.

Мы не знаем значение слова фальшь , поэтому не можем определить часть речи.

В толковом словаре.

- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.

Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.

Этап 7. Подведение итога урока.Рефлексия.

Предлагаю определить домашнее задание.

Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?

-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.

Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце?

Что было самым главным на уроке?

Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

Где эти знания сможете применить?

Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.

Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

Какие вопросы необходимо решить?

Спасибо всем за работу

- Д/з : уч. С. 108, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(по выбору)

- Обосновывают выбор Д/з.

Выполнили все.

- Решили все задачи.

Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи.

Алгоритм

1) Определить какой частью речи выражено слово.

2) Объяснить лексическое значение слова.

3)Применить правило написания орфограммы в слове.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.

На уроках русского языка.

Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...