Конспект занятия по обучению грамоте, тема «Звук и буква И. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект урока обучения грамоте

Учитель: Кузнецова Елена Владимировна Школа: №2 Класс: 1 «А» Учебный предмет: Обучение грамоте Тема: Звук [С] . Буква С с

Цели: познакомить с новыми звуками и новой буквой;

формировать навык правильного произнесения звука;

осуществлять звуковой анализ слова;

воспитывать интерес к родному языку, интерес работать в группах.

Цель первого этапа : подготовка к работе: обеспечение внешней благоприятной обстановки для работы, психологический настрой на совместную работу, пробуждение интереса.

Цель этапа актуализации опорных знаний: обесп е чение высокого уровня вовлечённости уч-ся в учебную деятельность, развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал), подведение уч-ся к формулированию темы урока.

Цель этапа формулирования учащимися темы и задач урока: самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока – реализация идеи педагогического сотрудничества, на основе активной речемыслительной деятельности уч-ся участвуют в целеполагании – это создаёт самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Цель этапа знакомства с новыми звуками: артикулирование новых звуков, во время аналитической работы через артикулирование новых звуков происходит наблюдение и реализация важнейшего принципа – внимание к материи языка.

Цель этапа исследования новых звуков: реализация принципа групповой деятельности, формирование положительной мотивации учения и обучения, всеохватывающий контроль знаний, психологический комфорт в учебном коллективе, единство воспитания и обучения, приобщение к важным жизненным навыкам – умение слушать, умение становиться на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели.

Цель физкультминутки: соединение структурных частей урока, соединение с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой.

Ход урока

    Организационный момент

Подойдите к своим партам

Обведите взглядом их

Все ль готово там к уроку

Все ль лежит сейчас на них?

Вы друг другу улыбнитесь

На места свои садитесь

Начинается урок

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Здравствуйте ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Меня зовут Елена Владимировна. Я очень рада видеть вас. Желаю всем хорошего настроения. А вы дружные ребята? А вы любите учиться, узнавать много нового и интересного? Это очень хорошо. Я уверена, что мы с вами обязательно подружимся!

Ой! Ребята посмотрите, кто же это? Узнаёте?

(На слайде появляется изображение Совуньи из мультфильма Смешарики.)

Конечно же, это Совунья. Она приглашает нас в страну Смешариков. Ну как примем приглашение Совуньи? Ну, тогда в путь!

Ой! Совунья сказала, чтобы попасть к ним в страну нужно ответить на вопрос. Что общего в словах Смешарики и Совунья? Ребята посмотрите, что общего в этих словах? С какого звука начинаются эти слова? (Эти слова начинаются со звука С.) Верно ребята, Совунья познакомила нас с новым звуком С. И вот она сказочная страна Смешариков. (Слайд.)

    Выделение нового звука

Ребята, Совунья самая мудрая в сказочной стране. Она задала задания свои друзьям Смешарикам, но они не могут их выполнить. И поэтому они просят вас помочь им. Ну как, поможем? Ну, хорошо, направляемся в первый дом. (Слайд.)

Ребята, кто же здесь живёт? Ах, это же Лосяш. Давайте поможем ему выполнить задание Совуньи. Что же тут. Итак, нам нужно сделать анализ слова «лес» и «лось». Ребята посмотрите первое слово «лес».

    Скажите сколько слогов в слове «лес»? (один.) А почему? (Потому что в слове «лес» один гласный звук.)

    Сейчас составьте на парте слого-звуковую схему данного слова.

    Произнесите третий звук. Дайте ему характеристику. (Звук С – согласный, глухой, твёрдый.)

    Как обозначим этот звук? Каким цветом? (Синим цветом.) Хорошо.

    Следующее слово «лось». Скажите сколько слогов в слове «лось»? (один.) А почему? (Потому что в слове «лось» один гласный звук.)

    Сейчас на парте составьте слого-звуковую схему данного слова.

    Произнесите третий звук. Дайте ему характеристику. (Звук С’ – согласный, глухой, мягкий.)

    Как обозначим этот звук? Каким цветом? (Синим цветом.)

Молодцы! Справились с заданием. Что же мы можем сказать о новых звуках? (Вывод: согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.) Лосяш говорит вам спасибо, он бы без вас не справился. А нам пора идти на помощь другому жителю страны Смешариков.

    Выделение нового звука в словах

Кто же здесь живёт? Это Ёжик. Совунья задала Ёжику не простое задание. Чтобы его выполнить нужно, быть очень внимательными. Итак, поиграем в игру «Твёрдый - мягкий».

    Сад, Сеня, карась, рис, колос, бусы, синий, сядь, суп

Молодцы! Помогли Ёжику. Ой! Кажется, кто-то стучится в дверь. В гости к Ёжику пришёл его лучший друг Крош. Кажется, он чем-то огорчён. Просто тётушка Совунья тоже задала ему задание, с которым без вашей помощи он никак не справится. Поможем Крошу? Хорошо. Слушайте внимательно.

Сейчас девочки помогут Крошу и назовут слова с мягким звуком С’, а мальчики помогут Ёжику и назовут слова с твёрдым звуком С. Итак, приступаем.

Молодцы! Справились с заданием. Крош и Ёжик говорят вам большое спасибо.

Ребята, нам пора к следующему жителю сказочной страны. Мы пришли в гости к Барашу. Ребята, так как Бараш любит писать стихи, тётушка Совунья задала ему непростое задание. Ему нужно дописать словечко. Он просит нашей помощи. Поможем ему? Хорошо. Тогда слушайте внимательно. Я буду читать вам стихи, а вы должны их закончить. А Бараш запишет недостающие слова. Итак, приготовились. Внимательно слушаем.

    То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый …светлячок.

    И в море не купаются, И нет у них щетинки, А всё же называются Они – морские …свинки.

    Ходит длинный, пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора, огромен он. Ты узнал, кто это?...Слон.

    Верещунья, белобока, И зовут её…сорока.

    На ромашку у ворот Опустился вертолёт - Золотистые глаза Кто же это?....Стрекоза.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Бараш говорит вам спасибо и предлагает вам немного отдохнуть с ним и его друзьями.

    Физкультурная минутка

    Знакомство с новой буквой

Нам пора отправляться дальше. Вот мы пришли в гости к Пину. К великому изобретателю. Ребята Пин узнал, что мы помогли уже многим его друзьям выполнить задания Совуньи. И он заметил, что в заданиях нам встретились новые звуки. А с какими новыми звуками мы сегодня познакомились, пока выполняли задания тётушки Совуньи? (Со звуками С С’) Верно ребята. Пин просит о помощи. Ему нужно написать письмо, а он не знает, какой буквой эти звуки обозначаются на письме. Ребята, а кто знает, какой буквой эти звуки обозначаются на письме? Кто пойдёт и покажет эту букву в алфавите?

Хорошо. Вместе с Пином мы с вами узнали какой буквой обозначаются звуки С С’ на письме. Нужно запомнить эту букву, а для этого мы поместим её на нашу ленту памяти. Чтобы всегда знать, сколько новых букв вы узнали.

Ой! Ребята, посмотрите, к нам пришла тётушка Совунья. Она проверила все задания и просто удивлена, тем, что всё выполнено правильно. Ребята, Совунья хочет узнать, с какими же звуками вы сегодня познакомились? А какой же буквой мы обозначили эти звуки. Хорошо. Молодцы! Но сегодня нам пора возвращаться домой. Жители страны Смешариков говорят вам большое спасибо за помощь и ждут нас ещё в гости. Спасибо за увлекательное путешествие. Мне очень понравилось. А вам? Спасибо. До свидания. Урок окончен.

КГУ «Начальная школа № 1 города Зыряновска»

Урок обучения грамоте

Тема:

« Буква В, в. Звуки [ в ], [ в’]»

Цели урока:
    обучающие - познакомить с согласными звуками [в] , [ в’] и буквами В, в; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений оценивать звуковой состав слова;совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения; развивающие - развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление; формировать умение работать в парах, индивидуально; воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к чтению, доверительные отношения друг к другу, развивать умение работать в сотрудничестве.

Тип урока – сообщение новых знаний

Форма организации – урок-сказка(нестандартный урок)

Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:

– выбор темы;

определение перечня вопросов;

проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися;

выбор методов, приёмов и средств обучения.

При построении урока следует учитывать следующие аспекты:

смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;

необходимы 2 динамические паузы;

наблюдается межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

все этапы урока работают на создание конечного результата.

В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Подготовительная работа.

4. Актуализация полученных знаний.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

На уроке применяются следующие методы обучения:

1. По источнику передачи и характеру восприятия:

– словесный

– наглядный

– практический

2. По характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный;

– проблемный

Словесный

– творческий

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:

здоровьесберегающие;

развивающее обучение;

проблемное обучение;

использование игровых методов;

обучение в сотрудничестве (работа в паре).

В течение урока на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса («Что мы узнали с нашим героем?», «Что интересного приготовил герой?», «Какое задание выполняли со сказочным героем?»).

Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»

Продуктивность занятия оцениваем совместно с детьми – выбираем яблочки разного цвета.

Оборудование: раздаточный материал, тетради, букварь.

Ход урока

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Интеллектуальный марафон по рядам

С помощью чего общаются люди? Какая бывает речь? Что значит письменная речь? Устная?

Из чего состоит речь? Какие по цели высказывания бывают предложения? Приведите примеры.

На что делятся слова? Как определить ск-ко в слове слогов? Какие слоги бывают?

Какие бывают звуки? Отличие гласного от согласного? Гласные бывают? Согласные бывают?

3.Артикуляционная гимнастика

Вспомним изученные буквы и начнём с каких? (гласных) Поём

А-а-а-а о-о-о-о УУУУУУ и-и-и-и ыыыыыы еееее ёёёёё

Продолжим согласными звонкими непарными, звонкими парными, закончим глухими парными.

4. Подготовка к сознательному усвоению новых знаний.

Игра «Угадай гостя» Прослушивание фонограммы

- Кто наш гость? (Винни –пух) С какого звука начинается? - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока.

Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:

Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]

Учиться отличать звуки [ в ], [ в’] от других звуков;

5. Выделение звука «Хлопки» Все ладошки приготовьте дружно хлопайте тогда, если звук согласный новый вы услышите в словах. Свет, ваза, ведро, стекло, ковёр, лев, улов. -Кто сможет повторить слова где звук В в начале, в середине, в конце слова? Какую позицию в словах может занимать звук? Загадки Я и туча и туман и ручей и океан И летаю и бегу, и стеклянной быть могу (вода) Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (волк) По полю рыщет поёт да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет? (ветер) Без разгона в высь взлетает, стрекозу напоминает. Отправляется в полёт – скоростной наш ……? (вертолёт) - Назовите отгадки. Чем похожи? Чем отличаются? (твёрдые, мягкие) Игра «Витя, Валя» девочки – твёрдый звук, мальчики – мягкий звук Ведро веселье, голова, валенки, веник, двор, винт, велосипед, корова, морковь. -С каким звуком можно спутать В? (Ф) Значит он какой? (парный) Закроем ушки проверим звонкий или глухой.(на доске- показываем) 6.Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 7. Знакомство с буквами «В,в». - Ребята! Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «вэ». (Показ буквы). - Посмотрите, какое место занимает буква В в алфавите. - На что похожа буква «в»? Работа в тетрадях – показ Буква большая Совсем не пустяк, В букве большой - Уважения знак! Работа в парах Найти все буквы В, зачеркнуть лишнюю. Взаимопроверка.

Работа со схемами в тетради и у доски: ветер, слово; распределить слова с -е, ё по столбикам.

8. Читаем слоги

А А

О В О

У У

И И

Е Е

Ё Ё

Игра «Самый внимательный»

Посчитайте ск-ко банок в букве В (12)

Соревнования среди мальчиков и девочек по схемам: Соревнования по рядам слоговой ручеёк: 9. Букварь стр 87 Читаем слова: сильный ученик, в паре друг другу. Работа с иллюстрацией. Кто изображен? Из какой сказки? Игра «Угадай сказку» по иллюстрациям Чтение текста. – запомнить слова с буквой В. Дети про себя. Сильный ученик. По цепочке.

10. Чтение и объяснение пословицы «Век живи – век учись»

11. Итог урока. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

Какие звуки обозначает эта буква?

Дополнить предложение: « Я теперь знаю, …» 12. Самооценка учащихся. (Дерево настроения) - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко; если не очень - жёлтое яблочко; плохо – зелёное яблочко. Спасибо всем за урок! Урок окончен .

АВ ВА ОВ ВО УВ ВУ ЫВ ВЫ ИВ ВИ ЕВ ВЕ ЁВ ВЁ




1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В

Задачи урока

Вера Мансурова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], . Буква С»

«Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с».

Ход занятия:

I. Повторение пройденного.

Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды).

С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(а, о. у, и).

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы. Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).

С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

(м, н, р, п, т, д, х, к, г, б).

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

(Зеленым).

II. Новый материал.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

1. Фонематическая зарядка.

Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

Давайте все вместе произнесем.

2. Артикуляция звука.

Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

3. Характеристика звука [с].

Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

(Твердый).

Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

4. Работа со звуком [с].

В начале слова.

Что изображено на картинке?

В слове «стул» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В начале слова).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в начале.

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «собака».

А сколько слогов в слове «собака»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «собака». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «собака» второй слог ударный.

В середине слова.

Что изображено на картинке?

В слове «часы» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в середине.

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «крыса».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «крыса»?

Давайте поставим ударение в слове «крыса». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «крыса» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

(Автобус).

В слове «автобус» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в конце.

(Волос, парус, нос, мороз. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «мороз».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «мороз»?

Давайте поставим ударение в слове «мороз». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «мороз» второй слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

5. Характеристика звука [с’].

Что изображено на картинке?

Какой первый звук в слове «семь»?

(Звук [с’]).

Звук [с’] гласный или согласный?

(Согласный).

Какой звук [с’] глухой или звонкий?

Какой он по твердости-мягкости?

Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

(Зеленым).

6. Работа со звуком [с’].

В начале слова.

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в начале.

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «синица».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «синица»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «синица». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «синица» второй слог ударный.

В середине слова.

Какое время года изображено на картинке?

В слове «осень» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в середине.

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «гуси».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «гуси»?

Давайте поставим ударение в слове «гуси». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «гуси» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

В слове «гусь» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в конце.

(Лось, рысь, ось, высь). Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «лось».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «лось»?

А раз в слове один слог, значит, он и будет ударным.

Физкультминутка «Снежок».

7. Знакомство с буквами «С» и «с».

Это большая буква «С», это маленькая буква «с».

На что похожа буква «С»?

(Месяц, подкова, кусочек бублика).

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

III. Речевые игры.

«Засели домик»

(Определение позиции звуков).

«Скажи наоборот»

(Широкий - узкий, низкий – высокий, темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).

«Составь предложение»

(Саша, горка, спустился – Саша спустился с горки.

Слон, зоопарк, живет – Слон живет в зоопарке.

Санки, крыльцо, стоят – На крыльце стоят санки.)

«Кто больше запомнит слов со звуками [с] и [с’]»

(Чтение небольшого текста).

«Чистоговорки»

Са-са-са - бегает лиса. Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо. Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу. Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы. Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас. Иска-иска - на столе миска.

Ос-ос-ос - на палубе матрос. Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус. Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

IV. Итог занятия.

Алеся Макаренко
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»

Обучение грамоте подготовительная группа .

Тема : «Звук и буква В »

Цель : Познакомить с буквой В . Учить дифференцировать звуки [В] , [В‘] по твёрдости-мягкости.

Задачи :

Уточнить фонематическое представление детей о новом звуке ;

Познакомить с буквой В ;

Продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец) ;

Закреплять изученные буквы ;

Закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в) ;

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;

Воспитывать интерес к занятиям ;

Оборудование : предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы , диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост, наборы для составления схем слов, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

1. Оргмомент. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В] .

Фонетическая зарядка.

Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звуков [в , вь]

Как маленькие дети называют синяк, ссадину? (Вава) .

Как дует ветер? (Ввв)

Кто внимательный?

Какой одинаковый звук в словах : василек, велосипед, ворона, волк, телевизор.

- Послушайте загадки :

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ВОЛК)

Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (ВАРЕЖКИ)

Какой первый звук вы слышите в отгадках? (ответы детей)

Произнесение, характеристика звука [В] . Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [В] :

Нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

Верхние зубки слегка видны;

Горлышко «работает» .

Характеристика звука : звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху, может быть твердым и мягким, звонкий. Обозначение : синий кружок с колокольчиком.

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой В . Она пишется вот так В.

Как вы думаете, на что похожа буква В . (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) .

Пальчиковая гимнастика

1)Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом - для Маши,

Этот дом - для Саши,

Этот дом - для Даши,

Этот - для Наташи.

Этот дом - для Ксюши,

Этот - для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

2. Произнесите быстро и чисто чистоговорки

ВА – ВА – ВА – выросла трава.

ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.

ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

3. «Найди место звука в слове »

У вас на столе лежат карточки со звуком В , давайте назовем их и определим место звука в слове , твердый или мягкий звук .

(карточки - вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы , диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост)

4. «Разноцветные квадраты»

Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы как услышите звук твердый звук В то выкладываете в квадрат – синий круг, если мягкий – зеленый.

Ветер, ваза, ведро

Вагон, Витя, вода

Ванна, весна, вата.

5. Физминутка

Стук, стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

6. «Раздели слова на слоги»

ВАТА, АВТОБУС, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, УМЫВАЛЬНИК, ИВА, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ХВОСТ, ВАЗА, БУКВЫ .

7. Работа в тетради

8. Работа в кассе букв

Выложи и прочитай слоги;

ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.

Выложи и прочитай слова

ВОТ, ВОДА, ВОН

Выложи и прочитай предложение

ВОТ ВОВА.

ВОТ ВОВА И ДИМА.

9. «Составь предложение, выложи схему»

ДОМ, МАЛЬЧИК, В, ИДЕТ.

10. Итог занятия .

Цель:

  • Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • работать по развитию звуко-слогового анализа слова “грач”;
  • познакомить с буквой ч; познакомить с правописанием гласных а, у после ч;
  • развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Оборудование:

  • дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча )

Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

Артикуляция

Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

Можно ли его спеть?

Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

Давайте произнесем звук [ч’]

Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). (Звук [ч’] глухой.)

Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча - мы увидели грача.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Чо -чо -чо - греет солнце горячо.

Чи-чи-чи - вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками -
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять -
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1 )

Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8 . А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо ).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...