Конспект занятия по обучению грамоте звук щ. Конспект урока на тему "Звук, буквы Щ,щ"

Базуева А.Д., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад 227”, город Уфа.

  1. Закрепить звук [щ], познакомить с его графическим обозначением.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Упражняться в звуко-буквенном анализе.
  4. Совершенствовать навыки чтения слогов с буквой Щ.
  5. Познакомить с правописание ща, щу.
  6. Образование действительных причастий настоящего времени
  7. Совершенствование навыков составления схем предложения.
  8. Воспитывать доброжелательность и коллективизм.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Замените первый звук в слове на звук [щ].

    Кепка-… река-…

    Мука-… венок-…

    Кит- … тучка-…

    Мель-… детина-…

  3. Основная часть
    1. Повторение характеристики звука
    2. На какой звук мы заменяли первые звуки в словах? (звук [щ])

      Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

      Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не работает.

      Какой звук [щ]? (согласный, всегда мягкий, глухой).

    3. Введение в тему
    4. Сегодня мы с Вами отправимся на рыбалку, где познакомимся с новой буквой. Ребята, вспомните сказки, где герои тоже рыбачили (“Золотая рыбка”, “По щучьему веленью”).

      Чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными и помнить правило рыбной ловли – не шуметь!

      А сейчас потренируем свое умение слушать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ], поднимите руки в верх и назовете где находится звук в начале, в середине, в конце в слове (ящик, ключик, мяч, плащ, щука, туча, лещ). Молодцы! Мы поймали первую рыбку.

    5. Знакомство с буквами
    6. Ой, а посмотрите у нее что-то в зубах.

      Букву Щ в зубах держу,

      Написать ее прошу!

      Рассмотрите букву Щ.

      Сколько элементов у буквы Щ? Какие это элементы? На что похожа буква Щ?

      У Вас на столах есть буква Щ. Возьмите ее и пальчиком обведите букву. Положите букву Щ на середину тетради и обведите ее, заштрихуйте.

    7. Зрительное запоминание буквы
    8. Посмотрите, что мы поймали (В бутылке карточки буква Щ с недостающими элементами)

      Эти карточки долгое время лежали в воде и некоторые элементы буквы Щ смылись, нужно их восстановить. Молодцы! Мы поймали еще одну рыбу.

    9. Физминутка
    10. Щуку я тащу, тащу.
      Щуку я не упущу.
      Вот она какая,
      Славная, большая!
      Щука плавает кругами.
      Щука щёлкает зубами.
      Ну и зубы – как пила!
      Где такие ты взяла?

    11. Чтение слогов, слов
    12. На дне моря живет осьминог. Посмотрите, на что она похожа? (На букву Щ)

      Протяните щупальца осьминога к гласным буквам. Какие слоги образовала буква Щ с гласными?

      Посмотрите у вас на столах карточки, на которых написаны слова. Азат прочитает слова со слогом Ща, Рита прочитает слова со слогом Щу, Полина прочитает слова со слогом Ще, Акрам слова со слогом Щи.

      Молодцы! Еще одну рыбку мы поймали.

    13. Звуко-слоговой анализ слова
    14. А вместе с рыбой и новое задание.

      Посмотрите на карточки по первым слогам этих слов вам нужно составить новое слово

      Щенок, казанок – ЩЕКА

      Щупальцы, карандаш – ЩУКА

      Роза, щавель – РОЩА

      Пень, щенок, радуга - ПЕЩЕРА

      Составьте схему слова Щука. (Один ребенок на доске, остальные самостоятельно). Какой первый слог в этом слове? Как вы думаете, какую гласную надо поставить в слоге ЩУ? Почему? Запомните, в слоге ЩУ всегда пишется гласная У.

      Разделите слова роща на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге ЩА? Почему? Запомните, ЩА всегда пишется через А.

      Молодцы! Рыбка в нашем ведре.

    15. Образование действительных причастий настоящего времени подбор к ним существительных.

Морские жители спорили и перепутали слова в предложениях. Поможем им.

На встречу попался шипеть гусь.

На плите стоял кипеть чайник.

Мила боится рычать щенка.

Сколько слов в каждом предложении. Составьте схему предложений. Каким по счету стоит слово со звуком [щ] в предложении? Молодцы! Еще одну рыбу поймали.

Ребята, наша рыбалка подошла к концу. Давайте посмотрим, какой рыбы мы наловили и сколько (3 леща и 3 щуки).

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Молодцы! Занятие окончено.

Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область: «Речевое развитие»

Логопед: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Дети: кислый

Логопед: Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

Логопед: Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? (Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

Дети: Звук Щ

Фонетическая зарядка

Логопед: Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

Логопед: поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

Дети: Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

Логопед: Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

Дети: Да. Мешает язык.

Логопед: значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

Дети: нет

Логопед: значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.(Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ)

Дайте характеристику звуку Щ

Дети: звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

Логопед: Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Ща-що-ща ощ-ущ-ащ

Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ

Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ

Ощ-ущ-ащ ущ- ищ — ущ

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того, как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

Логопед: почему ты закрыл кружком эту картинку?

Дети: это щука. В этом слову есть звук щ.

Логопед: где находится звук щ в слове щука?

Дети: В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

Логопед: Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …(глазища)

Не усы, а огромные …

Не нос, а….

Не лапы, а …

Не когти, а …

Не хвост, а …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

Кто же это?

Дети: кот. Котище

Логопед: наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

Дети: : да

Логопед: Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

Кот: щегол

Логопед: Вы согласны с ним, ребята?

Дети: нет

Логопед: сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит (т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

В слове щука (4)

Значит какое слово самое короткое?

Дети: : щи

Логопед: Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

Логопед: Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. (Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща.

Логопед: А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно (логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Дети: (р).

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Логопед: Какое получилось слово?

Дети: роща.

Логопед: Выложите слово роща кружками.

Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? (Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)

Дети: нет. Дети исправляют ошибки.

Физминутка.

Логопед: Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним. Знакомство с буквой Щ.

Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой. (В. Ковшиков)

Логопед: Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? (на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

Логопед : Найти букву Щ в кассе букв. Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения: У Димы щука. (по возможностям детей).

Итог занятия . Королева С. учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери.

Звуком [щ] и буквой Щ,щ

Задачи урока:
1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
4. Развивать познавательный интерес.
5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький … (щенок)

IV . Постановка цели урока:

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

шептать щекотать щелкунчик

честный цапля шоколад зима

щипать щепка ящик щука

5. Чтение слогов – слияний.

ща щу щё ще щи

6. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

8. Смысловое чтение

Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

Закройте глаза!(убираю щенка)

Кто исчез?(щенок)

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

    1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

      Работа в группе: Игра « Собери слово».

На листах на шариках написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

    Дополнительно: Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

    Письмо опускают в почтовый … (ящик).

    На огороде выросли сочные … (овощи).

    У собаки сынок - … (щенок).

    Емелины желания исполняла … (щука).

    Зубы чистят зубной … (щеткой).

    В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

……. Дети оценивают свою работу.

по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: звук [Щ], буква Щ

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

«Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились!

8. Составление предложений.

Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

Ты зачем букву похитило?

Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

Чудище: Вот спасибо!

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Любовь Пронькина
Занятие по знакомству со звуком и буквой Щ

Тема занятия : Звук и буква «Щ» .

Программное содержание :

1 Образовательные задачи.

Знакомство со звуком и буквой «Щ» .

Характеристика звука «Щ» по артикуляционным и акустическим признакам .

Произношение звука «Щ» в слогах, словах.

Звуковой анализ слова «плащ» .

2 Коррекционные задачи.

Развитие фонематических представлений

Развитие мелкой моторики

Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.

3 Воспитательные задачи.

Воспитание продолжительного выдоха

Воспитание организованности, формирование интереса к процессу обучения.

Оборудование :

Предметные картинки. Индивидуальные зеркала. Артикуляционный профиль звука «Щ» . Рабочие тетради, карандаши.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Давайте превратимся в стареньких старичков. А теперь в детей которые ходят в группу «Синички» . Покажите, как мы щёткой чистим зубы, башмаки, брюки?

2. Сообщение темы

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . А с каким вы должны догадаться.

Выделение звука «Щ» из скороговорки : «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке» . Какой звук повторяется чаще других? (Щ)

3. Характеристика звука по артикуляционным признакам .

Рассмотрим артикуляционный профиль

Что делают губы, когда мы произносим звук «Щ» .

Где находится язык? (за верхними зубами) .

Какой он, узкий или широкий? (широкий, чашечкой) . Показ воспитателя,

сделайте, как я.

Язык, зубы, губы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «Щ» согласный или гласный звук ? (согласный) А какой еще звук «Ш» ? (Звонкий или глухой) . Глухой. Давайте проверим. Положим руку на горлышко и произнесем звук «Щ» . Что мы почувствовали? (горлышко дрожит) .

Звук «Щ» - согласный, глухой, всегда мягкий звук .

4. Развитие темпа и ритма речи. Произношение звука «Щ» в слогах.

Ща- ща- ща - произнести тихо

Ща- ща- ща - произнести погромче

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни если услышишь Щ в словах» .(щенок, стол, овощи, ящик, машина, щегол, книга, щипцы)

6. Определить позицию звука в словах .

Назвать, где слышим звук «Щ» , в начале, середине или конце слова. (ЩЁТКА, РОЩА. ЯЩЕРИЦА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ТОВАРИЩ)

7. Динамическая пауза.

Щука в речке жила

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

8. Собери слово из первых звуков слов .

Подушка, Лодка, Апельсин, Щука. (плащ) .

9. Звуковой анализ слова «плащ» .

Какой первый звук в слове - «п»

Какой последний звук - «щ»

Какой звук после звука «п» - «л»

Назови все гласные звуки . «а»

Назови все согласные звуки «п,л,щ» .

Сколько всего звуков ? (4 звука ) .

Назови все звуки . (п,л,а,щ) .

10. Знакомство с буквой «Щ» .

Сегодня мы узнаем, какой буквой обозначается звук «Щ» (выставляется буква ) . Что вам напоминает эта буква ? (ответы детей) .

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

11. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этой щеткой чищу зубы

Этой щёткой башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Штриховка буквы Щ в тетрадях .

12. Итог занятия .

С каким звуком мы познакомились ? Спасибо за занятие !



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...