Корень слова. Однокоренные слова
Морфемный разбор слова - один из самых сложных, а ведь от того, насколько правильно определена значащая часть слова, зависит ее корректное написание. Морфемы участвуют в образовании новых слов: их названиями обозначаются способы словообразования. Изучает части слова 5 класс, далее, в седьмом, они повторяются при изучении темы «Словообразование». Как видим, знание морфемики - один из кирпичиков, на котором строится язык. Правописание определяется положением относительно других морфем, ударением, лексическим значением и фонемами, входящими в состав. О том, что значит значимые части слова, какими они бывают, как пишутся, расскажем в данной статье.
Морфемика - наука о частях слова
Морфемика входит в состав науки о языке как дисциплина, изучающая значимые части слова по отдельности, а также состав лексемы. Морфема - значимая часть слова, которая определяет его значение. Корень и суффикс, окончание и приставка, основа - это все морфемы.
Делятся части слова по роли, которую играют в слове, а также по положению относительно друг друга. Корень - это самая главная значащая часть слова. Без него лексема существовать не может. Он есть всегда. Другие части слова называются аффиксами. В зависимости от положения, они подразделяются на префиксы (стоят перед корнем) и суффиксы (находятся после корня) и флексии. Различаются они ролью, которую играют.
Одни морфемы участвуют в образовании новых слов: суффикс, приставка. Другие (флексии) образуют грамматические формы.
Что значит значимые части слова? Ответ прост - они влияют на его значение, грамматическое или лексическое. Можно разделить слово на части, слоги или группы слогов. Но к понятию значимости они отношения иметь не будут.
Корень
Начнем с самой главной части, без которой не мыслится слово, - его корня. В нем заключено главное лексическое значение.
С понятием этой морфемы тесно связано другое - однокоренные слова. Это такие лексемы, у которых одинаковые корни. Из образуются гнезда, большие и маленькие. Так, у слова дрожжи всего одно однокоренное слово - дрожжевой. А у слова звезда гнездо гораздо больше: звездочка, звездный, межзвездный, созвездие и множество других.
Для выделения корня необходимо определиться с лексическим значением слова. Так, у схожих по звучанию слов могут быть разные корни: изморозь в значении легкий мороз и изморось в значении моросить. В первом случает корень -мороз-, во втором - -морос-. Как видим, правописание значимых частей слова, и прежде всего корней, во многом зависит от их определения и лексического значения.
Бывают и многозначные корни. Так, у корня -вод- как минимум два значения. Если мы говорим о словах водить, вывод, проводник, приводить , данный корень обозначает некое действие. В словах же вода, водный, подводник значение корня -вод- обозначает принадлежность к воде.
Орфограммы корня
Корень - значащая часть слова, к правописанию которой необходимо отнестись с вниманием. Ведь именно в нем заключено основное лексическое значение. Существует несколько орфограмм этой морфемы. Связаны они с чередованием звуков, гласных и согласных, а также с теми графемами, которые проверяются сильной позицией.
Корни с чередованием гласных необходимо запомнить. Правило можно условно разделить на несколько пунктов:
- Проверяются положением ударения. Так, в корнях -гар-/-гор- пишется буква а под ударением, во всех остальных случаях - о : гореть, загар. Такие же корни -зар-/-зор; -клан-/-клон-; -твар-/-твор-.
- Проверяются последующей буквой. Это корни -лаг-(а)/-лож-; -кас-(а)/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-, а также многочисленные корни с чередованием е/и: -бер-/-бир; -дер-/-дир-; -пер-/-пир- и другие. Примеры: полагать/положить; касаться/коснуться; растение/выращивать/заросли; беру/забираю.
- Проверяются ударением. Подбирается слово, чтобы звук стоял под ударением: побеждать - победа. Последнее - проверочное слово, в котором буква е стоит в ударной позиции.
Что касается то, чтобы проверить необходимую букву, нужно найти слово, чтобы необходимая группа хорошо слышалась: честный - честь. Второе слово - проверочное.
Окончание
Окончание - формообразующая часть слова. Она выражает его грамматическое значение (род, число, падеж). Оно может быть и нулевым.
Так как некоторые части речи не предполагают изменения грамматической формы - у них нет окончания. Ставить у таких нулевое окончание - грубая ошибка. Она показывает, что человек не понимает, что выражает эта значащая часть слова. Это такие части речи, как:
- Наречие.
- Деепричастие.
- Небольшая группа неизменяемых прилагательных (беж).
- Сравнительная степень прилагательных.
- Небольшая группа притяжательных местоимений (ее, их).
Так, в слове "дом" - а в слове "навзничь" окончания нет, потому что это наречие - неизменяемая часть речи.
Чтобы правильно выделить окончание, необходимо изменить слово по падежам, лицам или числам. Та часть слова, которая при этом варьируется и будет окончанием: пел - пел-а, пел-и, пел-о или гор-а, гор-ы, гор-е.
Правописание окончаний
Корректность написания окончания проверяется у имен существительных следующим образом: нужно правильно определить склонение. Первое склонение в падежах дательном и предложном предполагает написание окончания -е: к стен-е, о стен-е. Это не касается существительных, оканчивающихся на -ия.
Второе склонение требует окончания -е только в предложном падеже: о дом-е, об облак-е. Исключение - слова, оканчивающиеся на -ий/-ие: о планетарии, о наследии.
Третье склонение требует окончания -и в падежах дательном, родительном и предложном: о дочери, о матери.
Что касается глагола, то требуется правильно определить спряжение: в I окончание содержит букву е или у(ю) (-ешь/-ете/-ут и др.). Примеры: паш-ешь, паш-ете, паш-ут.
Во II спряжении - буквы и , а(я) (-ишь/-ите/-ат и др.). Примеры: раст-ишь, раст-ите, раст-ят.
Приставка и суффикс
Какие значимые части слова участвуют в образовании новых? Это приставка и суффикс. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс же стоит за ним. Так, от слова друг с помощью приставки не- образуем слово недруг , а если используем суффикс -ок, то получим слово дружок . Можно воспользоваться обеими морфемами, тогда получится слово содружество . Использованные способы словообразования называются соответственно приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.
Помимо словообразовательной функции, суффиксы могут иметь и формообразующую. Так, для образования глагола прошедшего времени используется суффикс -л- (пел, рассчитывал).
Правописание суффиксов глаголов
Орфограммы в суффиксе есть практически у каждой части речи. Разберем самые популярные.
У глаголов необходимо знать следующие правила:
- Суффиксы -ова-/-ева-; -ива/-ыва-. Правописание проверяют по слову в первом лице настоящего времени, стоящему в единственном числе. Если в этой форме употребляется -ую/-юю, то пишется суффикс -ова-/-ева-. В противном -ива-/-ыва-.
- форм - причастий - определяются по спряжению глагола, от которого образовано данное причастие. Первое спряжение предполагает -ущ-/-ющ-, второе -ащ-/-ящ-.
Правописание суффиксов прилагательных
Суффиксы прилагательных подчиняются правилам:
- Суффиксы -ев-/-ив- необходимо проверять ударением. В сильной позиции пишется буква и, в слабой - буква е. Например, красивый, боевой . Суффиксы -чив-/-лив- необходимо писать и в ударной, и в безударной позиции.
- Правописание н и нн в зависит от строения слова и от употребленного суффикса. Так, слово туманный образовано с помощью суффикса н от слова туман . Пишется нн , потому что нн находится на стыке двух морфем. Суффиксы прилагательных -онн-/-енн- всегда пишутся с нн : революционный, жизненный .
Правописание суффиксов существительных
Рекордсмен по наличию орфограмм в суффиксе - имя существительное. Правила следующие:
- Если речь идет о суффиксах, обозначающих профессии, то перед т, д, с, з, ж пишется -чик-. Например, летчик, перебежчик, асфальтоукладчик , но фонарщик, паромщик . Также следует помнить, что суффикс -тель- пишется исключительно с е: учитель, воспитатель .
- Большая группа суффиксов уменьшительно-ласкательных также требует применения правил. Связаны они как с ударением, так и с изменением формы слова. Суффиксы -ок-(-ек-), онок(-енок-) зависят от ударения. В сильной позиции всегда пишется о : галчонок, кушачок , но котеночек .
- Изменять и смотреть форму слова необходимо в следующих случаях: -ек- или -ик- проверяем следующим образом: ставим слово в форму родительного падежа. При выпадении буквы пишем -ек-, в противном - -ик-. К примеру: кармашек (нет кармашка), ключик (нет ключика) . Во втором случае буква и осталась, поэтому она сохраняется и в суффиксе. Суффикс -ец-/-иц- проверяем, определяя род. В мужском будет -ец-, женском и среднем - -иц-: братец , но водица, платьице .
Правописание приставок
В отличие от суффиксов, орфограммы в приставках одинаковы для всех частей речи.
- Часть приставок нужно запомнить, вариаций их написания в русском языке нет. Самые распространные: с-; об-; от-; до; под . Примеры: сделать, объехать, отбить, доползти, подкрасться.
- Вариативные приставки, оканчивающиеся на з/с необходимо проверять звуком, с которого начинается корень. Если со звонкого согласного или гласного - требуется писать з , в противном случае - с . Воззвать (з , с которого начинается корень, звонкий) или воспрянуть (корень начинается с п , глухого звука).
- Если корень начинается с и , то ее следует заменить на ы , в случае когда приставка оканчивается на согласный. Предыстория, розыгрыш, безыскусный .
- Особая группа приставок пре-/при-. Их написание зависит от лексического значения, которое данная морфема выражает. Так, если речь идет о неполноте, близости и приближении - будет писаться при-. К примеру, приморский (около моря), приоткрыть (не до конца открыть), приехать (приближение).
>>Русский язык: Значимые части слова. Основа и окончание слова
ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория А
В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.
Корень (по-укр.: корінь
), префикс (по-укр.: префікс
), суффикс (по-укр.: суфікс
), окончание (по-укр.: закінчення
) - значимые части слова, или морфемы.
Морфемика
- это раздел грамматики, изучающий состав слова.
Обратите внимание!
Следует разграничивать понятия часть слова
и значимая часть слова
. Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.
Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.
В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:
Практика А
1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.
ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ
Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.
Изобрели особый прибор - шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу - знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.
Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель
. Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель
. Значит, -тель
сообщает нам: этим словом назван прибор.
Если-тель
значит «прибор», то, выходит, -тель
- значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .
Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель
- как раз суффикс), окончания.
В слове шляпоприподниматель
такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ
. Корень -ним-
. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть
; -ним-
обозначает физическое действие. Какое - это уточняет префикс.
Слово похоже на поезд. Каждая часть - особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду - вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.
Все значимые части в этом слове - морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет - значит, это не морфема.
Отвечайте
Почему морфему называют значимой частью слова?
Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?
2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. "
3. Приведите примеры слов с префиксом при-
. Запишите их.
4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.
Город, городской, горожанин, пригород.
Теория Б
КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.
СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.
ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород
.
ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.
Практика Б
5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.
Род-, при-, -город-, -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.
6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни
ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
*Лачуга
- небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба
Теория В
На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.
7. Запишите слова и укажите возможные переносы.
Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.
8. Исправьте ошибки в переносах слов.
Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.
ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г
Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют
. Такие слова называются изменяемыми
(по-укр.: змінюване слово
).
Все изменяемые слова состоят из основы иокончания .
Практика Г
9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.
Раньше, говаривают, тут не болото
было, а озерцо
, хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ
, потому как питал его подземный источник
. Вода в озере была холодная
, чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова
)
Теория Д
ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской
(городск-
- основа и -ой
- окончание).
В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.
ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой
.
Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.
Практика Д
10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок
)
11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные.
Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.
12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин
)
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники , конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителейТема : Родственные слова.
Цель: Научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.
Задачи : 1) сформировать представление о родственных словах, общей частью родственных слов;
2)закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, умение действовать по алгоритму;
развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный
интерес, веру в свои силы; воспитывать культуру общения, аккуратность.
Оборудование: учебник « Русский язык» С.В.Иванова;
напечатанные слова;
карточки с рисунками домиков, карточки с заданиями для работы в парах; мультимедиа;
елка с разноцветными игрушками (красные, желтые,зеленые);
набор блока алгоритма « Родственные слова»; эталон для проверки работы;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Прозвенел для нас звонок- Начинается урок. К нам без опоздания Приходи старание. Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда- учиться. Открыли тетради, записываем число, классная работа. | Проверяют готовность к уроку. Записывают в тетрадях число, классная работа. |
|
Пробное действие. | С чего мы обычно начинаем урок русского языка? Как мы готовимся к минутке чистописания? Приготовили пальчики. Минутка чистописания. На доске карточки с буквами. П С Т Я М Л Найдите лишнюю букву в этом ряду. Почему? Продолжи закономерность. Объясни свой выбор На доске открывается карточка с ребусом. Расшифруйте ребус: Ребята, а что такое семья? У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие? Как вы считаете, а у слов есть родственники? А есть ли в этом рассказе « родственники»? - Вы кто такие? - А ты кто? - Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов? Какие слова из сценки являются родственными? Почему? Запишите их. (карточка со словом «гусеница» убирается) | С минутки чистописания. Делаем пальчиковую гимнастику. Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Лишняя буква Я. Она гласная. Дети прописывают в тетрадях букву Я. Каждое следующее написание буквы Я увеличивается на одну букву. Это мама, папа, братья, сестры. Похожи по цвету глаз, волос, внешность… Чтение текста учеником. Нет. Гусь, гусыня, гусята - это птицы, а ГУСЕНИЦА относится к насекомым. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА. (Имеют одинаковое значение, общую часть гус) Пишут в тетради. 1 ученик у доски. |
3.Постановка учебной задачи. | Сегодня на уроке: - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? На какие вопросы нам предстоит ответить? Сформулируйте тему нашего урока? (Открывается окошко Родственные слова , когда дети назовут тему урока.) | - Будем учится находить и подбирать родственные слова, выделять общую часть. Какие слова являются родственными. Родственные слова. |
4.Открытие нового знания. (Построение пректа выхода из затруднения) | Что нам поможет ответить на поставленные вопросы? Открываем учебник на странице79, читаем задание: «Давай подумаем» Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Докажите Чем еще похожи слова с похожим значением? (общую часть выделяю дугой) Можете ли ещё дополнить ряд слов? Докажите. Если слова имеют одинаковое значение и общую часть, то они могут быть кем? Как будем выделять общую часть? Давайте попробуем сделать вывод: (Алгоритм выставляется на доске) А теперь сравним ваш вывод с правилом в учебнике. Обоснуйте свое мнение. Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем. | Учебник русского языка Коллективное выполнение (1 ученик у доски) Одинаковые. В них одинаковое значение. Снег. В словах общая часть снег и снеж. Это объясняет одинаковое значение слова. Дети пишут слова. Читают написанное. Доказывают свой выбор. Родственниками. Родственные слова: 1) Сходны по смыслу; Ученик читает правило. Мнения совпадают т. к. совпадают с нашим алгоритмом |
Физкультминутка | Музыкальная пауза с показом движений на экране. | Дети выполняют зарядку вместе с лесными жителями под веселую ритмичную музыку. |
5.Первичное закрепление | Над словами родственными Держит власть. Выясним умело линию родства- Родственные запишем мы слова. Упр.3 стр.79 Что будем делать? Проверка Докажите, что эти слова родственные. Как выделяем общую часть? Какие слова являются родственными? | Нам надо потренироваться записывать родственные слова, находить и выделять общую часть. 1 ученик работает у доски. Применяем алгоритм:1.Имеют общее значение ЛЕС. 2. Имеют общую часть ЛЕС. Значит слова являются родственными.Выделяем дугой. Слова у которых есть общая часть с одинаковым лексическим значением. |
Физкультминутка. | если разное - хлопаем в ладоши внизу. Дом – дым Кот- котик Сад- садовник Стена- стеночка Река- лодка обед- стол Сила- силач | Дети выполняют движения. |
Молодцы! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему? Правильно! А сейчас делаем работу самостоятельно: У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Соедините слова с домиками. 1. Смешной, смех, смешить. 2. Вода, наводнение, водный. 3. Летун, летать, вылет. Проверьте по эталону на доске. Если правильно выполнили – поставьте + , если неверно - -Кто выполнил все правильно? У кого были ошибки? Где ошиблись? Почему возникла ошибка? Молодцы! Поняли свои ошибки!Отлично! | Написать самостоятельную работу! Каждый проверяет свою работу по эталону на доске. (включил слово ВОДИТЬ) Забыл про алгоритм выполнения. |
|
А теперь поработайте в парах. Найдите лишнее слово в каждой строчке, докажите. Запишите только родственные слова, выделите общую часть. Лед, след, ледник. Горка, горный, горит. Сосна, сосняк, соснул. Проверка | Ученики работают в парах. Ученики читают, доказывают свой выбор. |
|
Какую задачу ставили? Удалось решить задачу?
Какие же трудности у вас еще встречаются? Мы с вами будем еще тренироваться и все у вас получится Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, повесьте красную игрушку. Кто понял, но не может пока объяснить – желтую; Если у вас есть сомнения - зеленую. Вы хорошо поработали! Спасибо! | Научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть. Родственные слова: 1) Сходны по смыслу; Затрудняемся в нахождении общей части. Дети вешают свои игрушки на елочку. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык. 1 класс. Учитель начальных классов Сериченко Гульнара Темиргалиевна
Тема : Родственные слова.
Цель: Научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.
Задачи : 1) сформировать представление о родственных словах, общей частью родственных слов;
2)закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, умение действовать по алгоритму;
Развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный
Интерес, веру в свои силы; воспитывать культуру общения, аккуратность.
Оборудование: учебник « Русский язык» С.В.Иванова;
Напечатанные слова;
карточки с рисунками домиков, карточки с заданиями для работы в парах; мультимедиа;
Елка с разноцветными игрушками (красные, желтые,зеленые);
Набор блока алгоритма « Родственные слова»; эталон для проверки работы;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности | Прозвенел для нас звонок- Начинается урок. К нам без опоздания Приходи старание. Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда- учиться. Открыли тетради, записываем число, классная работа. | Проверяют готовность к уроку. Записывают в тетрадях число, классная работа. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное действие. | С чего мы обычно начинаем урок русского языка? Как мы готовимся к минутке чистописания? Приготовили пальчики. Минутка чистописания. На доске карточки с буквами. П С Т Я М Л Найдите лишнюю букву в этом ряду. Почему? Продолжи закономерность. Объясни свой выбор я яя яяя На доске открывается карточка с ребусом. Расшифруйте ребус: 7 Я Ребята, а что такое семья? У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие? Как вы считаете, а у слов есть родственники? А есть ли в этом рассказе « родственники»? Вы кто такие? Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. А ты кто? А я ваша тётка – Гусеница. - Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей? (на доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята) Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов? Какие слова из сценки являются родственными? Почему? Запишите их. (карточка со словом « гусеница» убирается) | С минутки чистописания. Делаем пальчиковую гимнастику. Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Лишняя буква Я. Она гласная. Дети прописывают в тетрадях букву Я. Каждое следующее написание буквы Я увеличивается на одну букву. СЕМЬЯ. Это мама, папа, братья, сестры. Похожи по цвету глаз, волос, внешность… Есть. Чтение текста учеником. Нет. Гусь, гусыня, гусята - это птицы, а ГУСЕНИЦА относится к насекомым. ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА. (Имеют одинаковое значение, общую часть гус) Пишут в тетради. 1 ученик у доски. |
3.Постановка учебной задачи. | Сегодня на уроке: - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? На какие вопросы нам предстоит ответить? Сформулируйте тему нашего урока? (Открывается окошко Родственные слова , когда дети назовут тему урока.) | - Будем учится находить и подбирать родственные слова, выделять общую часть. Какие слова являются родственными. Родственные слова. |
4 .Открытие нового знания. (Построение пректа выхода из затруднения) | Что нам поможет ответить на поставленные вопросы? Открываем учебник на странице79, читаем задание: «Давай подумаем» Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Докажите Чем еще похожи слова с похожим значением? (общую часть выделяю дугой) Можете ли ещё дополнить ряд слов? Докажите. Если слова имеют одинаковое значение и общую часть, то они могут быть кем? Как будем выделять общую часть? Давайте попробуем сделать вывод: Какие слова в русском называются родственными? (Алгоритм выставляется на доске) А теперь сравним ваш вывод с правилом в учебнике. Обоснуйте свое мнение. Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем. | Учебник русского языка Коллективное выполнение (1 ученик у доски) Одинаковые. В них одинаковое значение. Снег. В словах общая часть снег и снеж. Это объясняет одинаковое значение слова. Дети пишут слова. Читают написанное. Доказывают свой выбор. Родственниками. Дугой. Родственные слова: 1) Сходны по смыслу; 2) Имеют общую часть с одинаковым лексическим значением Ученик читает правило. Мнения совпадают т. к. совпадают с нашим алгоритмом |
Физкультминутка | Музыкальная пауза с показом движений на экране. | Дети выполняют зарядку вместе с лесными жителями под веселую ритмичную музыку. |
5.Первичное закрепление | Над словами родственными Держит власть. Выясним умело линию родства- Родственные запишем мы слова. Упр.3 стр.79 Что будем делать? Лесок, лесной, лесник, лесоруб. Проверка Докажите, что эти слова родственные. Как выделяем общую часть? Какие слова являются родственными? | Нам надо потренироваться записывать родственные слова, находить и выделять общую часть. 1 ученик работает у доски. Применяем алгоритм:1.Имеют общее значение ЛЕС. 2. Имеют общую часть ЛЕС. Значит слова являются родственными.Выделяем дугой. Слова у которых есть общая часть с одинаковым лексическим значением. |
Физкультминутка. | если разное - хлопаем в ладоши внизу. Дом – дым Кот- котик Сад- садовник Стена- стеночка Река- лодка обед- стол Сила- силач | Дети выполняют движения. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Молодцы! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему? Правильно! А сейчас делаем работу самостоятельно: У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Соедините слова с домиками.
Проверьте по эталону на доске. Если правильно выполнили – поставьте + , если неверно - -Кто выполнил все правильно? У кого были ошибки? Где ошиблись? Почему возникла ошибка? Молодцы! Поняли свои ошибки!Отлично! | Написать самостоятельную работу! Каждый проверяет свою работу по эталону на доске. (включил слово ВОДИТЬ) Забыл про алгоритм выполнения. |
7.Включение нового знания в систему знаний повторения . | А теперь поработайте в парах. Найдите лишнее слово в каждой строчке, докажите. Запишите только родственные слова, выделите общую часть. Лед, след, ледник. Горка, горный, горит. Сосна, сосняк, соснул. Проверка | Ученики работают в парах. Ученики читают, доказывают свой выбор. |
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке . | Какую задачу ставили? Удалось решить задачу? Какие слова называются родственными? Какие же трудности у вас еще встречаются? Мы с вами будем еще тренироваться и все у вас получится Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, повесьте красную игрушку. Кто понял, но не может пока объяснить – желтую; Если у вас есть сомнения - зеленую. Вы хорошо поработали! Спасибо! | Научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть. Да. Родственные слова:
Затрудняемся в нахождении общей части. Дети вешают свои игрушки на елочку. |
Написание корней с чередующимися гласными О/А, Е/И регулируется определёнными правилами.
1.В безударных позициях:
1)В корнях гор-/гар-, клон-/клан-, твор-/твар - пишется о . (загорать – загар, поклониться – кланяться, творить – тварь).
И с к л ю ч е н и я: выгарки, утварь, изгарь, пригарь.
2)В корнях зар-/зор- пишется а (зарница, зоря, озарение, но зорька, зарево). И с к л ю ч е н и я: зорянка, зоревать.
2.Перед суффиксом -а- :
1)в корнях лаг-/лож-, кас-/кос- пишется а (излагать – изложить, касаться – коснуться);
2)в корнях бир-/бер-, пир-/пер-, дир-/дер-, тир-/ тер-, жиг-/жёг-, мир-/мер-, чит-/чет-, блист-/блест-, стил/стел- пишется и (убирать, забирать, отдирать, но уберу, запереть, отдеру).
И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетания, чета.
3.Перед ст или щ в корнях раст-, ращ- пишется а , в корне рос- пишется о (растение, подрасти, но выросли, выросший).
И с к л ю ч е н и я: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.
4.Перед к в корне скак- пишется а , в корне скоч- пишется(прискакал, скакать, но вскочить, выскочить).
И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу, скачи.
5.Правописание корней мок-/мак-, рови-/рави- зависит от их значения. Слова со значением «пропускать жидкость» имеют корень мок- , со значением «погружать в жидкость» - мак- (вымокнуть, но вымакать всю жидкость). Корень рови- имеет значение «ровный, гладкий, прямой», корень рави- - «равный, одинаковый» (ровнять с землёй, но уравнять в правах).
И с к л ю ч е н и я: ровесник, поровну, уровень, равнина.
Правописание о и е после шипящих в корнях слов
1.Регулируется ударением:
1)Под ударением пишется ё , если можно чередовать с е (жёлтый – желтеть, шёпот – шептать)
2)Если чередование с е отсутствует, пишется буква о (шов, шорох).
2.Определяется грамматикой в корнях жог-/жёг- : в именах существительных пишется корень жог- (изжога, поджог дома), в глаголах пишется корень жёг- (поджёг дрова).
3.В заимствованных словах пишется о (шорты, шоколад, шоссе, жокей, мажор).
Правописание префиксов
1.В префиксах без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рос-, чрез-/чрес- перед гласными и звонкими или сонорными согласными пишется з , перед глухими – с (безоблачный, низложить, разбить, но бессловесный, испытывать).
Маленькая шпаргалка от Эсти
Русский язык имеет следующие сонорные согласные: л, м, н, р. К сонорным звукам также относится звук [j], присутствующий, например, в слове «йод»
Звонкими являются следующие буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
Глухие буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
2.В русском языке есть только префикс с- (списать, сбить). В словах: здесь, здание, здоровье з относится к корню.
3.Пре- пишется, если приставка имеет значение
1)«быть, находиться где-либо» (пребывать в санатории);
2)обозначает высокую степень качества(прехорошенькая=очень хорошенькая);
3)равнозначна -пере- (преграда, прервать).
4.При- пишется, если приставка обозначает:
1)пространственную близость, присоединение, добавление (пришкольный, приклеить);
2)неполноту действия (присесть, приоткрыть)
Надо запомнить написание заимствованных слов: президент, президиум, премьер, премьера, прелюдия, премировать, претензия, прецедент, привилегия, примадонна.
Инструкция
Корень - главная часть слова, его центр. Во многих случаях поиски корня не требуются, потому что слово состоит только из корня: стол, день. Но бывает, что слово "обрастает" приставками и , потому что корень служит для образования однокоренных слов.
Однокоренные слова должны иметь не только одинаковое написание, но и иметь общее в лексическом значении. Например, слово "белый" и "белка" не будут однокоренными, потому что у них нет ничего общего в лексическом значении. У слова "белый" корень БЕЛ-, а у слова белка БЕЛК-. Доказать это просто, нужно всего лишь подобрать однокоренные слова. БЕЛЫЙ - белеть, беловатый, . БЕЛКА - бельчонок, беличий.
Нередко сложность вызывают слова, корень в которых глубоко запрятан среди приставок и суффиксов. Как ребёнку найти корень в словах "наслаждаться", "очаровательный", "впечатление", "земляника", " ", "бить", "преподавательница", "обаятельный"? Чтобы правильно выделить корень в таких словах, необходимо знать этимологию, то есть .
лово "наслаждаться" произошло от слова "сладкий", значит, корень - СЛАЖД-. Интересная история у слова "впечатление". В каждый хозяин метил скотину, выжигая тавро на теле коня или коровы. Для этого раскалённым в печи дотрагивались до животного и держали, пока на теле его не оставался знак, который не исчезал всю жизнь. И так пекло обожжённое место, что корень -ПЕЧ- здесь будет обоснованным. Слово "земляника" произошло от слова " ", потому что на земле выросла. Корень -ЗЕМЛ-. Вы думаете, что малину малиной назвали, потому что ? Вовсе нет. У слова "малина" корень -МАЛИН-. Этимология этого слова еще для нас, поэтому корень нужно просто выучить.
В слове "преподавательница" корень -ДА-, ведь она даёт знания (от слова "дать").
Обаятельным человеком такого, который умеет баять, то есть говорить красиво (корень -БА-).
Какой корень в слове "бить"? -БИ-. Был такой предмет в старину: било. Использовалось оно для сбора людей на пожар или по иному срочному делу. Да и сейчас вместо этого предмета часто используют то кусок рельса, то вагонный буфер. От этого слова появились другие: битва (-БИ-), бойня (-БОЙ-), прибой (-БОЙ-), боец (-БО-), бивень (-БИ-). Сложно отыскать корень в этих словах потому, что корень здесь с чередованием гласных, с беглым согласным и хитрым И кратким (й).
В целом ряде случаев трудно определить корень слова, поэтому обращайтесь к словарям. Наиболее распространенным является Школьный общеобразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.
Обратите внимание
В слове могут происходить фонетические процессы: чередование гласных и согласных, чередование одного звука с двумя, могут появиться беглые гласные.
Полезный совет
Подберите однокоренные слова.
Определите лексическое значение слова.
Чтобы понять слово, "открепите" от него приставки и суффиксы.
Источники:
- корень слова день
С необходимостью нахождения корня в учащиеся сталкиваются при выполнении морфемного разбора или в результате проверки его написания при подборе однокоренных слов. Не все школьники владеют в совершенстве навыком определения корня. Как же научиться выделять главную часть слова ?
Инструкция
Прежде всего, вы должны знать, что корень - это единственная обязательная часть слова . Без приставки, и даже слова могут существовать. Без корня - нет.Обратите внимание на то, что, когда вы будете выполнять слова , корень следует обозначать в последнюю очередь, после приставок, суффиксов и т.д.
Помните, что корень - это общая часть всех родственных слов. Поэтому, первое, с чего необходимо начать нахождение корня слова - это составление цепочки однокоренных слов.Когда вы подберете достаточное количество родственных слов, выделите их общую часть, т.е. корень .Но имейте в виду, что ситуации, когда главная часть в этих слова х будет иметь несколько иной вид. Это можно увидеть на примере слов "несу" и "носить". Обратите внимание, что в одном случае будет корень "нес", а в другом - "нос". Происходить подобное может, если возникает чередование при изменении грамматической формы или при подборе родственных слов. В данном случае "е" чередуется с "о".
Еще с начальных классов школьники знают, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Но вы должны также помнить, что в есть слова с одинаковым корнем, но в то же время не являющиеся родственными. Если вы попробуете выделить главную значимую часть в слова х "водяной" и "водитель", то увидите, что она одинакова - "вод". Но эти слова нельзя считать родственными.Помните, что при обозначении корня вы должны также обращать внимание и на , заключенное в нем.
Знайте, что вам могут встретиться слова не с одним, а сразу с несколькими корнями. Например, в "пешеход" сразу два корня - "пеш" и "ход", которые связаны соединительной гласной "е". А в слове "землетрясение", которое образовано путем сложения от слов " " и "тряска", - корни "земл" и "тряс".Изменяйте форму слова , подбирайте родственные, и вы без труда сможете определить корень в любой ситуации.
Источники:
- корень слова сколько
Корень – центральная морфема, которая обязательно присутствует в каждом слове . Он выражает основное лексическое значение и является общей частью родственных слов. В русском языке зафиксировано более 4000 корневых морфем, список которых постоянно пополняется. Корни не закреплены за частями речи, они несут смысловую информацию о слове .
Инструкция
Чтобы найти корень в составе слова, подберите к нему родственные (однокоренные) слова и выделите в них общую часть. Например, «лесничество – лесник – лесок – лес». Общая морфема у этих слов – «лес», которая и является корнем. Однокоренные слова могут относиться как к одной части речи, так и к разным: « – старость – старец», « – постареть – старуха – по-стариковски». В результате подбора родственных слов, выделяется корень «-стар-».
Обратите внимание на корни, совпадающие по звучанию, но совершенно разные по значению. Их называют омонимичными. Например, в словах «гора – горный – » (корень «–гор-»), также как и в словах « – угореть – загореть – перегореть». Эти корни абсолютно одинаково произносятся, но лексическое значение у них разнится, поэтому слова первой и второй групп однокоренными не являются.
Некоторые корни при подборе родственных слов выделяются легко, но при этом в «свободном» виде (корень + окончание) никогда не встречаются. Они присутствуют в словах только в сочетании с аффиксами ( и ) или другими ми: «-де-» - « – надеть – переодеть»; «-ня-» - «занять – отнять – снять – перенять»; «-пт-» - « – пташка – птенец»; «-сяг-» - «присяга – посягать», «-у-» - « – разуть»; «-ул-» - «улица – проулок – – переулок»; «-й-» - «пойти – войти- перейти- зайти».
В русском языке есть одно слово даже с нулевым корнем – «вы-нуть». При подборе однокоренных слов, он чередуется с морфемой «-ним-» - «вынуть – вынимать».
В сложных словах бывает два и более корней: «водонос – водопад – водосброс – водолей- водолаз – водохранилище». Часто в таких словах встречаются корни в усеченном виде: «корпункт – кор(респонтентский) пункт».
Видео по теме
Обратите внимание
Если в родственных словах происходит чередование в корне одного согласного с двумя, то они входят в состав корня: «любить – люблю», «слепой – ослепление» («л» в этих примерах не является суффиксом, а входит в корневую морфему).
Источники:
- Корень слова
- улица корень слова
В любом языке невозможно представить себе слово, не имеющее корня. Есть и слова, состоящие только из корня: бор, дом, кол. Другие морфемы носят вспомогательную, дополняющую функцию, и только в корне заключено значение.
Однокоренные слова
Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).
Сложные слова
Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».
Омонимичные корни
Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых , но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, « (вода)», а во втором значении – «ключник».
Чередование звуков в корне
Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).
Сращивание корней
В результате изменений в языке некоторые корни « » , суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.
Видео по теме