Коршун анализ. Анализ стихотворения «Коршун

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. -

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на, грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это стихотворение завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорство. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.


В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает всегдашность этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу, нарушить покорство и сон, покончить с опасностью, которая вечно кружит над русской жизнью? Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения.

Написал свое стихотворение «Коршун» 22 марта 1916 года (это был третий год первой мировой войны); оно входит в цикл стихов «Родина». Идеи, высказанные в стихотворении, были плодом впечатлений и переживаний автора от созерцания ужасов войны, которая истязала население России в городах и деревнях.

Блок в течение продолжительного времени позиционировался как революционный поэт, в его юношеских стихотворениях без особых усилий можно увидеть желание перемен и нежелание жить в несовершенном обществе. Но, поддерживая свержение самодержавия и разделяя революционные взгляды, Блок, в силу своей юности, не осознавал весь масштаб трагедии народа после свержения царя.

Соседние страны на протяжении всей истории пытались завоевать Россию, ослабить и разрушить ее войнами. Так или иначе, она оказывалась, втянута в различные войны. Ввиду этого неудивительно, что в 1914 году Россия оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, жесточайшую, всеразрушающую и в тоже время лишенную смысла.
Именно войне посвящено стихотворение «Коршун». Поэт высказывал недоумение, относительно того, почему такая сильная и крупная держава как Россия должна из года в год, из поколения в поколение вовлекается в различные войны и распри, губя тысячи неповинных жизней своих граждан.

Читая первые строки стихотворения можно заметить, что автор проводит параллель между полетом коршуна, развернувшейся войной, и горем матери. С описания полета этой гордой сильной птицы начинается стихотворение.

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:

Образ кружащего над пустынными полями коршуна выступает как символ запустения и горя. Можно представить себе удручающую пустоту незасеянных, выжженных полей. Война, как коршун, она выследила и забрала своих жертв – все работоспособное мужское население.

Образ матери, которая тужит над своим сыном, также является намеком на огромные потери среди населения. Мать осознает, что жизнь сына ему не принадлежит, она будет отдана Родине, которая в свою очередь истратит ее в очередной бойне. Он вырастет и станет на замену отцам и братьям, погибшим в войне. Не будет у ее сына счастливого будущего. Это поэт закрепляет строкой «расти, покорствуй, крест неси» . В случае если судьба будет благосклонна к нему, и он не погибнет на войне, его жизнь будет не слишком красочной. Он будет покорно работать в поле, тяжелейшим трудом зарабатывая на жизнь себе и своей семье, не смея перечить властвующим слоям.

«Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни» - вот какой видит Блок Россию, которая из века в век вынуждена защищаться от своих врагов. Как внешних, так и внутренних. В век технического прогресса Россия все еще не успевает за более развитыми соседними странами. И это губительно сказывается на государстве в целом. Поэт переживает за Родину, за простой народ, который столько страдает на протяжении всей истории развития страны.

Блок задает волнующий его вопрос - «Доколе коршуну кружить?» . Намекая тем самым, что Россия устала от бесконечных войн и кровопролитий, что уже достаточно смертей. Что пора направить силы на развитие страны, на улучшение жизни простого народа. Революция - вот решение проблемы считает автор, однако он и представить тогда не мог, что коммунистическая идея принесет не меньше жертв стране, и спровоцирует не менее страшную гражданскую войну.

Описав столь кратко и емко в своем произведении Российскую империю во время войны, автор однако так и не находит ответ на главный вопрос произведения. Когда кончатся бедствия его любимой Родины? Чтоб Россия могла вдохнуть полной грудью, встать с колен и прервать замкнутый круг. Оборвать страшный цикл войн и разрушений, в котором предрешены судьбы целых поколений.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
«На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река. Кудрявая, что ж ты не рада Веселому пенью гудка? Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, Страна встает со славою На встречу...
  2. Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,- Идет война народная, Священная война! Как два различных полюса, Во...
  3. Где камня слава, тепло столетий? Европа — табор. И плачут дети. Земли обиды, гнездо кукушки. Рассыпан бисер, а рядом пушки. Идут старухи, идут ребята, Идут на муки кортежи статуй, Вздымая...
  4. Юпитер Коршуну сказал: «Твоя чреда, Орел в опале: будь его преемник власти». И вдруг раздор, грабеж, все взволновались страсти! Ошибка в выборе — беда....
  5. Идут года, яснеет даль… На месте старой груды пепла Встает кирпич, бетон и сталь. Живая мощь страны окрепла. Смешно сказать — с каким трудом Я доставал стекло для рамы! Пришла...
  6. Принявший мир, как звонкий дар, Как злата горсть, я стал богат. Смотрю: растет, шумит пожар — Глаза твои горят. Как стало жутко и светло! Весь город — яркий сноп огня....
  7. Доколе буду я забвен В бедах, о Боже мой, Тобою? Доколе будешь отвращен От жалоб, приносимых мною? Доколе вопиять, стеня? Мое всечасно сердце рвется: Доколе враг мой мне смеется, Всегда...
  8. Зловещим заревом объятый, Грохочет дымный небосвод. Мои товарищи — солдаты Идут вперед За взводом взвод. Идут, подтянуты и строги, Идут, скупые на слова. А по обочинам дороги Шумит листва, Шуршит...
  9. Я к ночи из лесу не вышел, Проколобродив целый день. Уж, как вода, все выше, выше Деревья затопляла тень. Янтарь стволов и зелень хвои — Все черным сделалось теперь. В...
  10. Когда художник пережил мечту, В его душе слагаются картины, И за чертой он создает черту. Исчерпав жизнь свою до половины, Поэт, скорбя о том, чего уж нет, Невольно пишет стройные...
  11. Как можно свободу на цепи менять? Утехи Амура холодным Гименом Навеки сковать? Восторги и радость, нам данные небом, Друг милый, Шарлота, потщимся продлить. Здесь все ненадежно: и прелесть и радость...
Вы сейчас читаете стих Коршун, поэта Блок Александр Александрович

В своем творчестве Александр Блок часто обращался к антивоенной тематике. Он глубоко сочувствовал России, втянутой в Первую мировую войну. Если читать стих “Коршун” Блока Александра Александровича вдумчиво, можно проникнуться мрачным, безрадостным настроением поэта. Стихотворение было создано на 3-й год войны, в марте 1916 года. Оно входит в цикл под названием “Родина”. В его основу легли личные впечатления автора, который не просто наблюдал боль своего народа, но глубоко переживал трагедию Российской Империи.

Учить текст стихотворения Блока “Коршун”, которое проходят на уроке литературы в 10 классе, достаточно просто. Поэт размышляет о бессмысленности войны, о ее ужасающих, кошмарных последствиях. Центральным персонажем стихотворения является коршун. Это очень мрачный, демонический образ, символизирующий нечистоту и смерть. Хищная птица нетерпеливо кружит над русской землей точно в ожидании жуткой трапезы. Блок тонко чувствует, что что-то грозное нависло над Россией, что еще долгое время будут греметь войны, а вечный народный стон “Доколе?!” так и останется без ответа.

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
“На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси”.

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. -

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на, грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это стихотворение завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорство. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.

В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает всегдашность этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу, нарушить покорство и сон, покончить с опасностью, которая вечно кружит над русской жизнью? Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...