Краткая биография рэя дугласа брэдбери. Брэдбери Рей Дуглас — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Брэдбери Рэй - биография Брэдбери Рэй - биография

Брэдбери, Рэй Дуглас (Bradbury, Ray Douglas) (р. 1920)
Брэдбери Рэй
Биография
Американский писатель, классик научной фантастики. Писал под псевдоним Уильям Эллиот. Родился 22 августа 1920 в городке Уокиган (Waukegan), штат Иллинойс, в семье мелкого служащего компании по производству электроэнергии; там же прошли первые 12 лет его жизни. Рэю еще не исполнилось 12 лет, когда он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения. С 9 до 22 лет он все свое свободное время проводил в библиотеках. К 20 годам Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет начал продавать газеты на улице - продавал их каждый день в течени 4-х лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок. 1938 - получил высшее образование в Лос Анжелесе. Литературой занялся серьезно еще в школе. 1940 - первые публикации отдельных рассказов в журналах. 1941 - первая публикация - рассказ "Pendulum". 1947 - первый авторский сборник "Мрачный карнавал" ("Dark Carnival"). 1946, 1948, 1954 - рассказы включались в антологии лучших американских рассказов ("Best American Short Stories"); в 1947, 1948 – произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри ("O.Henry Prize Stories"). 1950 - получил широкую известность после выхода сборника связанных новелл "Марсианские хроники" ("The Martian Chronicles"). Почетный доктор литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния). Лауреат премий О"Генри, Бенджамина Франклина, премии Американской академии, премии Энн Радклифф, премии "Гэндальф". 1988 - удостоен титула "Гранд-мастер". 1989 - премия Брэма Стокера "за достижения всей жизни". Живет в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).
Среди произведений - романы, повести, рассказы, новеллы, сценарии, стихи: "Марсианские хроники" ("The Martian Chronicles"; цикл новелл, 1950), "451 градус по Фаренгейту" ("Farenheit 451"; антиутопия, 1951), сборники рассказов "Человек в картинках" ("The Illustrated Man"; 1951), "Золотые яблоки солнца" ("The Golden Apples of the Sun"; 1953), "Страна осени" ("The October Country"; 1955), "Вино из одуванчиков" ("Dandelion Wine"; повесть во многом автобиографическая, 1957), "Лекарство от меланхолии" ("A Medicine for Melancholy"; 1959), "Р - значит ракета" ("R Is for Rocket"; 1962), "Электрическое тело пою" ("I Sing the Body Electric"; 1969), "Жди дурного гостя" ("Something Wicked This Way Come"; роман, 1962), "Дерево осени" ("The Halloween Tree"; повесть, 1972), "Смерть - одинокое занятие" (1985).
__________
Источники информации:
Сайт Рэя Брэдбери www.raybradbury.com (англ.)
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Англо-русский лингвострановедческий словарь "Американа")
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru
Рэй Брэдбери. "Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы" (Р. Рыбкин, Послесловие). М. "Художественная литература, 1989.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Брэдбери Рэй - биография" в других словарях:

    - (Bradbury, Ray) (р. 1920), американский писатель фантаст. Самое известное из его произведений Марсианские хроники (The Marsian Chronicles, 1950), балладного стиля рассказы о первопоселенцах на Марсе. В числе других наиболее популярных вещей… … Энциклопедия Кольера

    Рэй Дуглас Брэдбери - Американский писатель, классик научной фантастики Рэй Дуглас Брэдбери (Ray Douglas Bradbury) родился 22 августа 1920 года в городе Уокигане (штат Иллинойс, США). Второе имя Дуглас получил в честь знаменитого актера Дугласа Фэрбенкса. Дед и прадед … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Или Бредбери (англ. Bradbury) фамилия и название географических объектов. Люди Эдвард П. Бредбери ранний псевдоним писателя Майкла Муркока Малькольм Брэдбери британский писатель, академик, критик Рэй Брэдбери американский писатель фантаст… … Википедия

    - (bradbury) Рэй Дуглас (р. 1920, Уокерган, штат Иллинойс), американский писатель фантаст. Родился в семье рабочего электрика. Первый сборник рассказов «Мрачный карнавал» (1947) остался незамеченным, успех пришёл к писателю с выходом «Марсианских… … Литературная энциклопедия

    Содержание 1 Русскоязычные писатели фантасты 2 Не русскоязычные писатели фантасты 2.1 А … Википедия

    Содержание 1 Русскоязычные писатели фантасты 2 Не русскоязычные писатели фантасты 2.1 А 2.2 Б … Википедия

    Здесь в справочных целях приведён список известных литературных деятелей, чьи произведения были экранизированы в кинематографе и мультипликации … Википедия

    Список авторов, произведения которых экранизированы Здесь в справочных целях приведён список известных литературных деятелей, чьи произведения были экранизированы в кинематографе и мультипликации … Википедия

    Вино из одуванчиков Dandelion Wine Жанр: роман

    Надвигается беда Something wicked this way comes Жанр: роман

    Вино из одуванчиков Dandelion Wine Жанр: роман Автор: Брэдбери, Рэй Язык оригинала: английский Публикация: 1957 г. «Вино из одуванчиков» (англ. Dandelion Wine) роман … Википедия

Книги

  • Рэй Брэдбери. Избранное , Рэй Брэдбери. В данное издание вошли романы, принесшие Рэю Брэдбери славу не только одного из классиков фантастики, но и мастера современной прозы. Истории, рассказанные великимписателем в романах 451 ПО…
  • Рэй Брэдбери. Самые знаменитые произведения писателя в одном томе , Рэй Брэдбери. Мастер мирового масштаба, совмещающий в литературе несовместимое. Создатель таких хрестоматийных шедевров, как"Марсианские хроники","Вино из одуванчиков","451°по Фаренгейту"и так далее, и…

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя Дуглас мальчик получил в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса. Полное имя Рэя Брэдбери именно Рэй (Ray), а не Рэймонд (Raymond), как многие считают. Такое имя записано в его свидетельстве о рождении. Кстати, сам писатель утверждал, что первое время его писали Rae в честь двоюродного дяди, но по совету школьного учителя написание сменили на традиционное Ray, чтобы мальчика не задразнили за слишком женственное имя. Этот факт, впрочем, не подтверждается никакими документами.

Вместе со старшим братом Брэдбери — Леонардом родился его брат-близнец — Сэм, но он умер в возрасте двух лет). В 1926 у Брэдбери появляется сестрёнка — Элизабет , она также умерла будучи ребёнком. Эти две смерти и смерть дедушки наложили мрачный отпечаток на впечатлительного ребёнка, обладающего поразительной памятью. Тема смерти и ухода от неё в фантастические миры — одна из основных в его книгах.

отцу с любовью, проснувшейся так поздно

Мать — Мари Эстер Моберг , шведка по происхождению, родом из большого шведского клана Мобергов. Дед и прадед Рэя по отцу — потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце 19 века издавали две иллинойские газеты. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери — суровый человек, всю жизнь мучимый страстью к путешествиям. Вслед за своим отцом он неоднократно делал попытки «покорить Запад», ещё ребёнком сбежав из дома, чтобы присоединиться к отцу в его путешествии. В итоге семья Леонарда Брэдбери таки переехала из Иллинойса в Калифорнию.

Рэй Брэдбери — блондин неспортивного сложения, близорукий мечтатель и книжный червь — мало походил на отца и старшего брата. В результате их отношения оставляли желать лучшего. Мать Брэдбери, потерявшая двух детей, опекала младшего сына Рэя сверх меры —, вплоть до того, что простуда служила поводом для длительного постельного режима. До шести лет маленького Рэя кормили с бутылочки, до того некрасивого эпизода, когда отец за ужином не отобрал у мальчика бутылку и не разбил её в раковине. Это, конечно, травмировало мальчика.

В результате, хотя вся семья писателя — поголовно выведена в его книгах в образах вымышленных героев — фантастических и вполне реальных (в «Вине из одуванчиков»), отец писателя почти нигде не появляется. Но позже, в книге «Лекарство от меланхолии» (1960) можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына» . Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание» (1973).

дядюшка Эйнар

«Дядюшка Эйнар » существовал в действительности. Это был любимый из родственников Рэя, брат его мамы — один из многочисленной шведской семьи. Когда в 1934 семья перебралась в Лос Анджелес, туда же переехал и он — к радости племянника. Также в его рассказах встречаются имена другого дяди — Биона , и тёти Невады (её в семье называли просто Невой). Тётя Нева — фантазёрка, художница, скульптор и рукодельница — оказала огромное влияние на мальчика, открыла для него множество книг и музыки.

уникальная память

Рэй Брэдбери обладает уникальной памятью. Вот как он рассказывает об этом сам: «У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал „почти полным мысленным возвратом“ к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то — видел, слышал, знал...» . (вспомните рассказ «Маленький убийца»).

Есть теория, что столь яркие детские воспоминания связаны с тем, что Брэдбери появился на свет переношенным: он был в утробе десять месяцев. В последний месяц у него могли развиться зрение и слух.

Он отчётливо помнит первый снегопад в жизни. Более позднее воспоминание — о том, как его, ещё трёхлетнего, родители первый раз взяли с собой в кино. Шёл нашумевший немой фильм «Горбун собора Парижской богоматери» с Лоном Чейни в главной роли, и образ урода поразил маленького Рэя до глубины души.

Писатель не скрывает, что практически все образы из его книг — это его детские и взрослые воспоминания, художественно изложенные. Образы «земляничного окошка», маленького американского городка, большого дома его дедушки и оврага рядом с домом из «Вина из одуванчиков» — пришли из его детства. Город «Гринтаун» — это город Уокиган, в котором вырос писатель.

жуткое ночное путешествие

«Мои ранние впечатления обычно связаны с картиной, что и сейчас стоит перед глазами: жуткое ночное путешествие вверх по лестнице... Мне всегда казалось, что стоит мне ступить на последнюю ступеньку, как я тотчас же окажусь лицом к лицу с мерзким чудовищем, поджидающим меня наверху. Кубарем катился я вниз и с плачем бежал к маме, и тогда мы уже вдвоём снова взбирались по ступенькам. Обычно чудовище к этому времени куда-то убегало. Для меня так и осталось неясным, почему мама была начисто лишена воображения: ведь она так и не увидела ни разу это чудовище» .

правнук колдуньи

В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной — пра-пра... прабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Там, правда, осуждённых вешали , да и имя Мэри Брэдбери в списке проходивших «по делу» могло оказаться простым совпадением. Тем не менее, факт остаётся фактом: с детства писатель считал себя правнуком колдуньи . Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи — пуритане, ханжи и «чистюли» — законники.

Великая депрессия

В Лос-Анджелес семейство Брэдбери перебралось в 30-х годах, в разгар Великой депрессии. Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали.

произведения Достоевского

«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был главным для меня».

вместо коллежда

«На поездах... в поздние вечерние часы я наслаждался обществом Бернарда Шоу, Дж К. Честертона и Чарлза Диккенса — моих старых приятелей, следующих за мной повсюду, невидимых, но ощутимых; безмолвных, но постоянно взволнованных... Иногда Олдос Хаксли присаживался к нам, слепой, но пытливый и мудрый. Часто езживал со мной Ричард III, он разглогольствовал об убийстве, возводя его в добродетель. Где-то по середине Канзаса в полночь, я похоронил Цезаря, а Марк Антоний блистал своим красноречием, когда мы выезжали из Элдебери-Спрингс...»

Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне. В 1971 году вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».

Многие из его рассказов и повестей названы цитатами из произведений других авторов: «Something Wicked This Way Comes» — из Шекспира; «Диковинное диво» — из неоконченной поэмы Колриджа «Кубла(й) Хан»; «Золотые яблоки солнца» — строка из Йитса; «Электрическое тело пою» — Уитмен; «И по прежнему лучами серебрит простор луна...» — Байрон; рассказ «Уснувший в Армагеддоне» имеет второе название: «И видеть сны быть может» — строка из монолога Гамлета; начало «Реквиема» Роберта Луиса Стивенсона — «Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!» также дало название рассказу; рассказ и сборник рассказов «Машины счастья» названы цитатой их Вильяма Блейка — список этот далеко не полон.

«Жюль верн был моим отцом.

Уэллс — мудрым дядюшкой.

Эдгар Аллан По — приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке.

Флэш Гордон и Бак Роджерс — [Герои американских детских комиксов, которые маленький Рэй фанатично собирал ] мои братья и товарищи.

Вот вам и вся моя родня.

Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница „Франкенштейна“.

Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке.»

эмоции, слёзы и гнев

Брэдбери очень часто плачет: и от радости, и от печали. До слёз его может довести и выпуск новостей, и сказанное читателем доброе слово, и воспоминания. Брэдбери как правило не стыдится слёз.

Несмотря на то, что книги Брэдбери полны довольно крепких выражений, Брэдбери в жизни и в текстах избегает по-настоящему грубых слов: сказывается строгое воспитание. В его семье за матерное слово могли в рот засунуть кусок мыла. Есть, правда, свидетельство случая (приводится в биографии за авторством Сэма Уэллера), когда Брэдбери выругался публично: в местном университете студенты объясняли писателю, о чём на самом деле его книга «451 градус по Фаренгейту». Брэдбери несколько раз пытался втолковать им, почему они не правы, и что он на самом деле имел в виду, после чего в гневе покинул комнату, бросив студентам «f-off».

Маргарет

Всю свою жизнь Брэдбери жил с одной женщиной — Маргарет (Marguerite McClure Bradbury) . Вместе они нажили 4 дочерей (Беттина, Рамона, Сьюзан и Александра).

Они поженились 27 сентября 1947 года. С этого дня в течение нескольких лет она работала целыми днями, чтобы Рэй мог оставаться дома и работать над книгами. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга.

Маргарет за жизнь изучила четыре языка, а также слыла знатоком литературы (в числе её любимых писателей Марсель Пруст, Агата Кристи и... Рэй Брэдбери). Ещё она хорошо разбиралась в винах и любила кошек.

Все, знавшие её лично, отзывались о ней, как о человеке редкого обаяния и обладательнице незаурядного чувства юмора.

профессия — писатель

В двенадцать лет от роду Брэдбери понял, что хочет стать писателем, и серьёзно занимался только этим единственным делом. Когда ему было восемнадцать, он подрабатывал продавцом газет — в то время Америка была в Великой депрессии — а позже жил за счёт жены, но продолжал писать каждый день с невероятным упорством.

В своих ранних опытах он копировал стиль напыщенной викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер — один из писателей, которых Брэдбери осаждал в стремлении показать работы, не сказал ему: «Напишешь ещё один такой рассказ — и я убью тебя».

Мало-помалу, и его рассказы начали продаваться в «палп» журналах — дешёвых изданиях в мягких обложках, печатавших огромное количество фантастической и фэнтезийной прозы самого разного качества. На общем фоне рассказы Брэдбери выделялись лиричностью и психологической глубиной, за что он был прозван «поэтом мягких обложек».

Свой сборник «марсианских» рассказов, который был издан под видом повести «Марсианские хроники» Брэдбери повёз через всю страну — из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк к литагенту Дону Конгдону на автобусе, потому что на поезд не было денег. Это стало его первым большим коммерческим успехом. Получив деньги за публикацию, он отправился второй раз в Нью-Йорк и, остановившись в Чикаго, он встретил толпу молодых людей с книгами в руках — это были его первые поклонники, которые хотели получить его автограф на первом издании «Марсианских хроник».

профессия — кино

Брэдбери вырос в Голливуде в прямом смысле этого слова: подростком он поселился в Лос-Анджелесе и часто бывал у киностудий, охотясь за автографами. И в переносном: он воспитывался на классических голливудских лентах. Свою прозу он называет кинематографичной: «вырывайте страницы и вставляйте в камеру: будет фильм». За свою жизнь он написал множество киносценариев, самым крупным и самым успешным из которых считается сценарий к фильму «Моби Дик ». Множество его произведений были экранизированы в разных странах мира и неоднократно. Самым большим кинопроектом стал сериал «Театр Рэя Брэдбери ».

Весьма характерная истоия: Рэй Брэдбери мог выступить автором сценария легендарного фильма Альфреда Хичкока «Птицы», однако произошёл казус: в это же самое время он работал над другим проектом режиссёра — сериалом «Альфред Хичкок представляет».

Хичкок дал Брэдбери текст рассказа Дафны Дюморье под названием «Птицы», по которому он планировал снимать фильм.

Брэдбери взял рассказ домой, прочёл его и встретился с Хичкоком снова, чтобы обсудить дела. «Он спросил меня, напишу ли я сценарий», — вспоминал Рэй, — «Я сказал, что напишу. Если он подождёт меня две недели».

— Зачем ждать две недели? — Спросил Хичкок.

— Потому что прямо сейчас я работаю над телепьесой.

— Для кого?

— Для Хичкока.

Хичкок смутился.

К сожалению, Хичкок не мог ждать две недели. «Надо было мне за него взяться», — с сожалением говорил Брэдбери позже, — «Фильм полон дыр. Он слишком длинный. Я часто думаю, что бы случилось, если бы я писал сценарий. Концовка фильма, каким мы его знаем, получилась крайне неудачной».

автомобильный номер

В рабочем кабинете Рэя Брэдбери к стене прибит автомобильный номер «F-451», притом что сам он за руль ни разу не садился.

Причиной тому стало, что ещё маленьким Брэдбери видел своими глазами две страшных автомобильные аварии. Во время одной из них он оказался рядом с разбитой машиной и встретился глазами с изувеченной, но ещё живой женщиной. В тот день мальчик заболел от пережитого. Жуткое впечатление осталось с писателем навсегда.

Брэдбери-поэт

В школьные годы Брэдбери ходил заниматься в поэтический кружок, который кроме него посещали «тринадцать талантливых девушек и три юноши неопределённого пола». Четверо из этих девушек стали потом успешными писательницами. Окружение казалось Брэдбери таким блестящим, что сам он стеснялся показывать свои работы. И, закончив школу, пообещал себе не писать стихов до зрелого возраста.

И вот однажды, когда писателю было уже 41, редактор футбольного журнала PRO FOOTBALL MAGAZINE позвонил ему, чтобы заказать статью об футболе (имеется в виду так называемый «американский футбол»). Брэдбери отказался, несмотря на то, что редактор давил, потому что сказать ему о футболе было решительно нечего. Хотя Брэдбери любил футбол, а его брат в молодости был профессиональным футболистом.

Отказав заказчику, Брэдбери повесил трубку и погрузился в воспоминания о давних днях и о брате. Неожиданно для самого себя он сел за пишущую машинку и написал поэму на восемь страниц о временах года, людях и о самой игре. Отсылать стихи в футбольный журнал Брэдбери счёл глупым, но всё равно отослал. И получил чек на 500 долларов утром следующего дня — так быстро его работы ещё никто не принимал. Поэма была напечатана в журнале, а в скорости даже перепечатана на обложке.

Воодушевлённый, Брэдбери стал писать стихи. В следующие 15 лет он писал стихи каждый день. На Родине писателя вышло больше десятка сборников. На русский язык они почти не переводились.

Брэдбери-архитектор

Совершенно неожиданно для себя самого Брэдбери стал не только писателем, поэтом и художником, но и архитектором. В 1970-м году он написал статью «Девочки налево, мальчики направо — мечта о Лос-Анджелесе», которая вышла в «Лос-Анджелес Таймз». В ней он сетовал на то, что в американской культуре нет понятия «центральной городской площади», которая, по его мнению, делает Париж Парижем и служит местом для семейных и дружеских встреч в мексиканских городах.

Спустя несколько лет общий друг познакомил Брэдбери с известным архитектором Йоном Жерде . За обедом выяснилось, что источником вдохновения для недавно открывшегося сити-молла «Глендейл Галерея» (город Глендейл, штат Калифорния) послужила как раз-таки статья Брэдбери. Сперва не поверивший, а потом восхищённый и гордый Брэдбери прозвал архитектора «своим внебрачным сыном».

Этот обед положил начало еженедельным встречам, во время которых Брэдбери и Жерде разработали несколько концепций для фирмы Жерде («Жерде Партнершип»). Из них вырос новый сити-молл «Хортон Плаза», построенный в 1985-м году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе «Эстетика затерянности»: писатель восхвалял восторг от чувства, которое можно ощутить бродя по улицам Парижа, Лондона или Нью-Йорка и теряясь в них, без тревоги, но испытывая «божественное» чувство затерянности.

«Хортон Плаза» с его четырьмя ступенчатыми и пересекающимися этажами, балконами, скрытыми нишами, внезапными тупиками, коллонадами предлагает посетителю заблудиться на короткое время, даря ему ощущение затерянности. В отличие от дизайна обычных моллов, который весь направлен на то, чтобы покупатель меньше думал о том, куда идти, а больше смотрел на витрины, этот проект, в котором сам молл, а не магазины, были центром внимания (что ставило всю задумку с ног на голову), был крайне рискованным проектом. Однако же, риск окупился с лихвой: за год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остаётся самой крупной торговой точкой города. Жерде заверяет, что «влияние Брэдбери на проект было всеобъемлющим».

что до моего могильного камня

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений».

При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах. Рэй Брэдбери - один из лучших писателей-фантастов, обладатель ряда литературных наград, в том числе и в жанре фантастики. Однако Брэдбери писателем-фантастом себя не считал.

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокиган (штат Иллинойс, США). Отец будущего писателя, Леонард Сполдинг Брэдбери (1891-1957) - выходец из семьи англичан, из числа первых поселенцев в Северной Америке. Переехали из Англии в 1930 году. В автобиографии есть семейная легенда: прабабушка Рея Мэри Брэдбери - «салемская ведьма», повешенная после судебного процесса 1692 года. Мама Рея - Мари Эстер Моберг (1888-1966), шведка.

Кроме Рэя в семье рос еще один сын, Леонард. Двое других (брат Сэм и сестра Элизабет) умерли в младенчестве. Мальчик рано познакомился со смертью близких, что оставило след в некоторых литературных произведениях в будущем.

В семье Брэдбери любили искусство. Внимание уделялось зарождающемуся кинематографу.


Во время «Великой депрессии» в маленьком городке отцу не удавалось найти работу. В 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, поселившись в доме у дяди мальчика. Жили трудно. После окончания школы юноша работал продавцом газет. Денег на продолжение учебы у семьи не было. Высшее образование Рэй не получил. По словам писателя, учебу в колледже заменила библиотека. Трижды в неделю юноша просиживал за книгами в читальном зале. Тогда же, в 12 лет, у мальчика появилось желание сочинять самому. На покупку книги Э. Берроуза «Великому воину Марса» не было денег, и юный писатель придумал продолжение истории сам. Это первый шаг Брэдбери-фантаста.

Творчество

Мальчик решил стать писателем. Окончательно желание сформировалось после окончания школы. Первая ступенька творчества - публикация в местной газете стихотворения «Памяти Вилла Роджерса» в 1936 году. Рэй писал небольшие рассказы, подражая стилю . Критиком и советчиком юного писателя был Генри Каттнер, американский писатель-фантаст.


В возрасте 17-ти лет Брэдбери стал членом американского сообщества молодых авторов - лос-анджелесской «Лиги научных фантастов». Рассказы начали выходить в дешевых сборниках фантастики. Вырисовывался литературный стиль, присущий произведениям Брэдбери. С 1939 за два года выпустил 4 номера журнала «Футуриа фантазия». К 1942 году писатель полностью переключился на литературу. В это время он писал полсотни рассказов в год.

Несмотря на мизерные доходы, Брэдбери не оставлял творчество. В 1947 году свет увидел первый сборник рассказов писателя «Темный карнавал». В сборник вошли работы периода 1943-1947 годов. Впервые появились персонажи: дядюшка Энар (прототип - лос-анджелесский дядя Рэя) и «Странница» Сеси. Сборник прохладно встречен публикой.


Летом 1949 года Рэй Брэдбери приехал на автобусе в Нью-Йорк. Поселился в хостеле Американской ассоциации молодых христиан. Предложил рассказы 12-ти издательствам, но никто не заинтересовался. По счастью, Дон Конгдон, литературный агент Брэдбери, вышел на издательство «Даблдэй». Издательство в это время готовило сборник научной фантастики. Брэдбери заинтересовал издателя Уолтера Брэдбери (однофамилец). Уолтер согласился издать Брэдбери при условии, что рассказы тематически будут объединены в роман.

За ночь Рэй изложил общий обзор будущего романа в виде эссе и предоставил его издателю - это была цепочка из сюжетов ранних рассказов о Марсе, собранная в единое произведение. В «Марсианских хрониках» Брэдбери невидимо провел параллель между освоением героями романа Марса и прибытием колонизаторов на Дикий Запад. Роман завуалировано показывал ошибки и несовершенство человечества. Книга перевернула представление о научной фантастике. Брэдбери считал «Марсианские Хроники» лучшим своим произведением.


Всемирного признания Рэй Брэдбери добился с выходом в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту». В основу романа легли два рассказа: «Пожарный» (не издан) и «Пешеход». Дебютная публикация вышла частями в журнале «Playboy», только начавшем набирать популярность.

В эпиграфе книги сказано, что 451 градус по Фаренгейту - температура воспламенения бумаги. Сюжет романа рассказывает о потребительском тоталитарном обществе. Писатель показал общество, поставившее во главу угла приобретение материальных ценностей. Книги, заставляющие читателя мыслить, подлежат сожжению вместе с домами владельцев запрещенной литературы. Главный герой романа пожарный Гай Монтэг, участвующий в сожжении книг, считает, что делает правильное, нужное дело. Гай встречает 17-летнюю девушку Клариссу. Знакомство переворачивает мировоззрение молодого человека.


Роман подвергся цензуре. Издательством «Ballantine Books» для средних школ было переделано и исключено 70 кусков из романа. В 1980 году писатель потребовал издавать роман без сокращений.

В СССР роман, несмотря на негативные комментарии в идеологических изданиях, вышел в 1956 году. Экранизация «451 градус по Фаренгейту» в 1966 году снята постановщиком из Франции Франсуа Трюффо. В 1984 году по мотивам книги вышел телеспектакль «Знак Саламандры».

В 1957 году вышла отчасти биографическая книга «Вино из одуванчиков». Эта повесть Брэдбери не похожа на остальные произведения. В ней затронуты детские переживания автора. Сюжет повествует о летних приключениях 1928 года братьев Тома и Дугласа Сполдингов, живущих в маленьком городке Грин Таун. Рэй - прототип 12-ти летнего Дугласа.


Брэдбери хотел создать более объемное произведение. Издатель Уолтер Брэдбери настоял на разделе повести на две части. Вторая часть, названная автором «Лето, прощай!», увидела свет лишь спустя полвека, в 2006 году.

Еще один роман, связывающий Рэя Брэдбери с детством, - «Из праха восставшие». Это история о причудливом семействе Эллиот, в доме которого обитают удивительные сказочные существа. В роман входят рассказы «Семейная встреча», «Апрельское колдовство», «Дядюшка Эйнар» и др. Написанию рассказов, входящих в роман, способствовали яркие воспоминания Рэя из детства. Десятилетним мальчиком вместе с братом на Хэлоуин он приезжал к тете Нейве. Собирали кукурузные стебли и тыкву. Тетя наряжала мальчика колдуном и прятала под лестницей в доме бабушки, чтобы пугать крадущихся в темноте гостей. Праздники проходили в бурном веселье. Писатель называет самыми дорогими воспоминания о той атмосфере.


Сборник «Лекарство от меланхолии» вышел в 1960 году. В нем опубликованы рассказы периода 1948-1959 годов. Вошли рассказы: «Погожий день» (1957), «Дракон» (1955), «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого (1958), «Первая ночь великого поста» (1956), «Время уходить» (1956), «Пришло время дождей» (1959) и др. Сборник посвящен психологии, природе человеческой натуры.

Писатель всю жизнь критиковал современное общество, считая его потребительским. Брэдбери считал, что в мире недостаточно внимания уделяется науке, развитию космической отрасли. Люди перестали мечтать о звездах, их интересует лишь материальное. Брэдбери произведениями взывал к человечеству прекратить бездушное отношение к будущему. Яркий пример - рассказ «Улыбка», действие которого происходит в недалеком будущем. Люди деградировали, сожгли все книги. Главное развлечение - публичное уничтожение уцелевших предметов искусства. На площади стоит очередь из желающих плюнуть в картину «Мона Лиза».


Самый переиздаваемый рассказ Брэдбери - «И грянул гром». В основе научно-фантастического рассказа лежит «теория хаоса», чаще называемая «эффектом бабочки». Это произведение о зыбкости равновесия природы на Земле. Сюжет рассказа лежит в основе фильмов и сериалов «И грянул гром», «Эффект бабочки», «100 лет тому назад».

Творчество писателя неразрывно связано с кино и театром. Брэдбери писал сценарии, самый известный из которых - «Моби Дик». Автор и ведущий ряда телепередач из цикла «Театр Рэя Брэдбери», выходившего с 1985 по 1992 год.

Личная жизнь

Неоценима поддержка жены начинающего писателя. Продавщица книжного магазина Маргарет Маклюр стала женой Рэя Брэдбери 27 сентября 1947 года. Доходы от рассказов на первых порах не приносили больших денег, поэтому в начале семейной жизни главный добытчик - жена.


Брак был счастливым и продлился до смерти Мэгги, как писатель ласково называл любимую женщину, в 2003 году. Именно к ей автор посвятил роман «Марсианские хроники», написав: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».

У Рэя Брэдбери и его супруги было четверо детей - дочери Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.

Смерть

Рэй Брэдбери дожил до 91 года. Жизнь была насыщенной непрестанным трудом. Каждое утро уже в преклонном возрасте писатель начинал за рабочим столом. Он верил, что творчество продляет ему жизнь. Библиография писателя пополнялась до смерти. Последний роман вышел в 2006 году.


У Бредбери было необыкновенное чувство юмора. Как-то на вопрос о возрасте Брэдбери ответил:

«Представьте себе заголовки во всех газетах мира - «Брэдбери исполнилось сто лет! Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я ещё не умер».

В возрасте 79 лет у писателя случился инсульт. Остаток жизни он провел в инвалидной коляске. Брэдбери умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе. Дом семьи писателя снесен в 2015 году.

Оценка творчества и награды

Рэй Брэдбери получил премии в области фантастики «Небьюла» и « ». Награждён премией Американской академии, номинирован в «Зале славы» премии «Прометей» (1984). На счету фантаста национальная медаль в области искусств (2004) и звание «Гранд-мастер». Рэй Брэдбери - лауреат Пулитцеровской премии (2007) и премии в номинации «За достижения всей жизни».


Имя Рэя Брэдбери носит астероид. Космическая Лаборатория NASA решила дать имя первого писателя, предположившего существование жизни на Марсе месту посадки марсохода MSL Curiosity на Красную планету. «Международный астрономический союз» 15 октября 2015 утвердил название «Брэдбери» кратера на Марсе.

На голливудской «Аллее славы» есть звезда Рэя Брэдбери.

Книги

  • «Марсианские хроники»
  • «451 градус по Фаренгейту»
  • «Вино из одуванчиков»
  • «Надвигается беда»
  • «Смерть - дело одинокое»
  • «Кладбище для безумцев»
  • «Зелёные тени, Белый Кит»
  • «Где-то играет оркестр»
  • «Левиафан-99»

Брэдбери (Bradbury ) Рей Дуглас (р. 1920), американский писатель, классик научной фантастики.

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя - Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Отец - Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать - Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. Кроме Рэя в семье были сын Леонард-младший (1916 г.р.) и дочь Элизабет (1926 г.р.)

В городке Уокиган прошли первые 12 лето жизни Рэя. В 1934 году, в разгар Великой депрессии, семья перебралась в Лос Анджелес. Литературой серьезно занялся еще в школе. Будущему писателю-фантасту не исполнилось 12 лет, когда он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения. С 9 до 22 лет он все свое свободное время проводил в библиотеках. К 20 годам Рэй Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет начал продавать газеты на улице - продавал их каждый день в течении четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок.

В 1938 году в Лос Анжелесе, Рэй окончил среднюю школу. В колледж поступить так и не удалось. В 1940 году в журналах были опубликованы отдельные рассказы, в 1947 году вышел первый авторский сборник Рэя Брэдбери "Мрачный карнавал" ("Dark Carnival"). В 1946, 1948, 1954 годах его рассказы включались в антологии лучших американских рассказов ("Best American Short Stories"); в 1947, 1948 годах произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри ("O.Henry Prize Stories"). В 1950 году писатель-фантаст получил широкую известность после выхода сборника связанных новелл "Марсианские хроники" ("The Martian Chronicles"), в 1951 г. публикуется микроповесть "Пожарный", из которой в 1953 г. вырастает знаменитый роман "451° по Фаренгейту". "Марсианские хроники" и "451° по Фаренгейту" прославили тридцатитрехлетнего Брэдбери на весь мир.

Мастерство росло с каждым новым произведением, и главное Рэй Брэдбери нашел свой стиль, в котором отразилось страстное переживание писателем каждой художественно исследуемой ситуации "Перенести на бумагу то, что чувствуешь, - вот что значит стиль, свидетельствует он. - Все остальное - не более чем крем на торте, украшение, "декор". Некоторые думают, что стиль - это фантазия. В действительности стиль - это правда. Даже если моя правда состоит в том, чтобы слышать, как кричат динозавры... Если вы разовьете свои пять чувств, то вы сможете воздействовать на людей. Вы сумеете передавать им вкус вещей, их форму и цвет, самые невероятные ощущения! Вы сможете придумывать фантастические истории. Логика чувств убедит человека, что все это реально" Брэдбери стал издавать мимеографический журнал "Футуриа фантазия", в четырех выпусках которого за 1939-1940 гг. попытался передать свои эмоциональные предвосхищения будущего. Зародыш "Марсианских хроник" можно усмотреть в рассказе "Дудочник", опубликованном в одном из номеров собственного (первого и единственного) журнала Рэя Брэдбери.

Брэдбери вскоре переходит на литературный заработок, создавая до 52 рассказов в год. Идет воина против гитлеровского нацизма с его расовой ненавистью, подавлением личной свободы, уничтожением неугодных книг. Рэя из-за близорукости не берут на военную службу. В Лос-Анджелесе, где он в это время живет, он знакомится с мексиканскими юношами, и эта дружба впоследствии дает ему материал для рассказа "Чудесный костюм цвета сливочного мороженого" (1958).

На протяжении всей жизни Рэй Брэдбери остается даже не книголюбом, а книгоманом. Он любит книги и ненавидит тех, кто способен уничтожать их. В библиотеках проходили его детство, юность и молодость, книжные магазины он посещает при каждом удобном случае. В 1946 г. в одном из книжных магазинов Лос-Анджелеса он встретил работавшую там белокурую худощавую девушку - Маргарит Сусану Маклюр (Мэгги) и влюбился в нее на всю жизнь. С первого дня семейной жизни и в течение нескольких лет Маргарэт работала, чтобы муж мог оставаться дома и работать над книгами, изучила четыре языка, стала истинным знатоком литературы. Вместе они прожили всю жизнь (Маргарэт умерла 24 ноября 2003 года). В семье Брэдбери родились 4 дочери: Tina, Ramona, Susan и Alexandra.

Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики (Небьюла - 1988, Хьюго - 1954), помимо множества общелитературных премий.

Основные крупные произведения, переведённые на русский язык:


  • Марсианские хроники, 1950 год (The Martian Chronicles)

  • 451 градус по Фаренгейту, 1953 год (Fahrenheit 451)

  • Вино из одуванчиков, 1957 год (Dandelion Wine)

  • Надвигается беда, 1962 год (…Something wicked this way comes)

  • Канун всех святых, 1972 год (The Halloween Tree)

  • Смерть - дело одинокое, 1985 год (Death is a lonely business)

  • Зелёные тени, белый кит, 1992 год (Green shadows, white whale)

  • Лето, Прощай!, 2006 (Farewell Summer)

Рассказы же составляют самую большую по объёму часть творчества Брэдбери. В них же заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. Не умаляя значения крупных, «серьёзных» произведений, повестей и романов, стоит признать, что именно в этой форме литературного творчества писатель достиг верха мастерства.

По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Иные можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.

Некоторые из его рассказов:

  • Жила-была старушка, 1944 (There Was an Old Woman)

  • Будет ласковый дождь, 1950(часть Марсианских хроник) (There Will Come Soft Rains)

  • Ревун, 1951 (The Fog Horn)

  • И грянул гром, 1952 (A Sound of Thunder)

  • Здравствуй и прощай, 1953 (Hail and Farewell)

  • Запах сарсапарели, 1958 (A Scent of Sarsaparilla)

  • Берег на закате, 1959 (The Shore Line at Sunset)

  • Всё лето в один день, 1959 (All Summer in a Day)

  • Диковинное диво, 1962 (A Miracle of Rare Device)

Ряд произведений Брэдбери экранизирован.

(1920)

Биография Рэя Брэдбери не отличается особой неординарностью. Известный писатель родился 22 августа 1920 года в штате Иллинойс, городе Уокиган. Его мать была шведкой по происхождению, звали ее Мари Эстер Моберг. Леонард Сполдинг Брэдбери – отец, который являлся потомком англичан, прибывших в 1630 году в Америку. Полное имя Рэя – Рэймонд Дуглас, вторая часть которого была дана в честь известного актера Дугласа Фэрбенкса.

В тридцатых годах, в самый разгар Великой депрессии Рэй Брэдбери вместе с семьей перебрался в Лос-Анджелес. Семья жила бедно, и когда он окончил учебу в школе, ему не могли купить даже костюм для выпускного вечера. Поэтому он отправился на праздник в пиджаке своего покойного дяди, который в нем погиб от руки грабителя, а дырки от выстрелов были аккуратно зашиты.

После школы Брэдбери не поступил в колледж, но это не помешало ему регулярно заниматься самообразованием в библиотеках. Еще с детства у мальчика наблюдалась необычная тяга к литературе, а свои первые стихи он написал на детской пишущей машинке в двенадцать лет. Когда Рэю исполнилось двадцать, он уже точно знал, что хочет стать писателем.

Первые рассказы Брэдбери были опубликованы в журналах в 1940 году. В этот период, для того, чтобы заработать на жизнь, парень занимался продажей газет на улице, и только через несколько лет его творчество стало приносить незначительный, но регулярный заработок. В 1947 году Рэй выпустил сборник рассказов «Мрачный карнавал», а в дальнейшем его произведения попадали в антологии лучших рассказов Америки. Также рассказы Брэдбери были изданы в сборниках, которые в 1947 и 1948 годах удостоились премии О.Генри.

Но самый значительный момент в творчестве и биографии Рэя Брэдбери состоялся в 1950 году, когда вышел сборник новелл «Марсианские хроники», который и принес ему популярность. Писатель посвятил его жене, руками которой и был набран первый экземпляр книги.

С единственной женой Маргарэт Рэй прожил всю жизнь. Со дня свадьбы, которая состоялась 27 сентября 1947 года, в течение нескольких лет она целыми днями работала для того, чтобы муж мог заниматься дома своими рассказами. За все время у пары родилось четыре дочери.

Рэй Брэдбери получил множество литературных наград, был удостоен титула «Гранд-мастер» и звания почетного доктора литературы колледжа Уиттьер. Сегодня его многочисленные произведения, к которым относятся фантастические поэмы, повести, романы, новеллы, стихи продолжают читать во всем мире. 63 рассказа писателя не издавались в сборниках, а были напечатаны в журналах и газетах. Среди его самых известных произведений и сборников можно выделить «Вино из одуванчиков». «Золотые яблоки Солнца», «Механизмы радости», «Смерть – удел одиноких», «Лекарство от меланхолии» и многие другие.

Биография Рэя Бредбэри также включает интересный факт о том, что его пра-прабабка была ведьмой, сожженной в 1962 году на Салемском процессе. Правда, подтверждений этому нет, и вполне возможно, что имя Мэри Брэдбери было простым совпадением. Тем не менее, писатель считает себя потомком колдуньи, а в его рассказах потусторонняя сила обычно оказывается более человечной, чем ее человеческие преследователи.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...