Краткий пересказ старосветские помещики. Краткий пересказ – «Старосветские помещики» Гоголь Н.В

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединенно в одной из отдаленных деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.
Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать — и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе. Любят старики покушать и сами — и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться. Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни. Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда. С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чем сожалеет старушка, — что некому будет смотреть за её мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни. Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слезы, как река, льются из его тусклых очей. Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца. Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги. Когда он медленно идет по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовет меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребенка. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» — вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.

СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ива-новна - двое старичков "прошедшего века", нежно любящих и трогательно заботящихся друг о друге. Афанасий Иванович был высок, ходил всегда в бараньем тулупчике, и практически все-гда улыбался. Пульхерия Ивановна почти никогда не смеялась, но "на лице и в глазах ее было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица". Детей у них небыло. Афанасий Иванович ни-когда не критикует современность и не хвалит своего прошло-го; напротив, показывает живой интерес к событиям жизни дру-гих людей, в т. ч. молодых. "Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сунду-ками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узел-ков и мешков с семенами, цветочными, огородными и арбузны-ми, висело по стенам. Множество клубков с разноцветной шер-стью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала все, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится". Афанасий Иванович мало занимается хозяйством; бразды правления находятся в руках Пульхерии Ивановны. Она бес-престанно варит варенье, сушит фрукты, перегоняет водку, со-лит грибы и огурцы; все это потом разворовывается дворовы-ми девками, но это даже к лучшему, иначе запасов хозяйки хва-тило бы на несколько лет. Приказчик обкрадывает Товстогубов; Пульхерия Иванов-на постоянно обнаруживает, что в лесу исчезают столетние дубы, но вполне удовлетворяется ответами, вроде "громом по-било и черви источили". Афанасий Иванович - охотник хорошо покушать; от боли в желудке у него также одно средство - дополнительная тра-пеза. Самое страшное, что могут себе представить супруги - пожар в их доме. Но и тут они, обсуждая возможность такого бедствия, не унывают: Афанасий Иванович готов перейти в ком-нату прислуги, а Пульхерия Ивановна - в кладовую. "Но интереснее всего казались для меня старички в то вре-мя, когда у них бывали гости. Тогда все в их доме принимало другой вид. Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей. Все, что у них было лучшего, все это выносилось... во всей их услужливости не было никакой приторности. Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах, так шли к ним, что поневоле соглашался на их просьбы. Они были следствие чистой, ясной простоты их добрых бесхитростных душ". Однажды кошечку Пульхерии Ивановны "подманили" ди-кие коты, и она отправилась вместе с ними в лес. Хозяйка жа-леет о пропаже кошки три дня, затем успокаивается. Неожи-данно кошка появляется; она очень отощала и одичала. Несмот-ря на то, что Пульхерия Ивановна кормит ее, кошка, поев, убе-гает снова в лес. Пульхерия Ивановна решает, что это смерть ее приходила за ней.

Пульхерия Ивановна решает, что это смерть ее приходила за ней. Об этом она объявляет мужу, делится с ним своими предчувствиями близкой кончины. Хотя видимого по-вода волноваться у нее нет никакого, старушка начинает таять день ото дня. Она объявляет свою последнюю волю и принима-ется готовиться к собственным похоронам. Ей больше себя жаль Афанасия Ивановича, который после ее смерти останется со-всем один и некому будет любящим гладом присмотреть за ним. Ничем не больная, но твердо уверенная в своей близкой кончи-не, через несколько дней Пульхерия Ивановна действительно умирает. Афанасий Иванович так поражен, что даже не может пла-кать на похоронах; кажется, будто он не совсем понимает, что произошло. Когда гроб уже засыпают землей, Афанасий Ива-нович беспомощно задает вопрос: "Так вот это вы уже и погреб-ли ее! зачем!" Вернувшись в опустевший дом," Афанасий Ива-нович рыдает долго и безутешно. Проходит пять лет. Афанасий Иванович очень сильно по-старел и сгорбился, стал неряшлив и невнимателен. Он не в со-стоянии оправиться после ужасного несчастья, постигшего его. Он слушает рассеянно, словно отсутствует. Внимание его при-влекает блюдо, которое всегда прежде готовила и подавала по-койная жена. Он не в состоянии даже выговорить ее имя и за-ливается безудержными слезами. "Боже! - думал я, глядя на него, - пять лет всеистребдяющего времени o- старик уже бес-чувственный, старик, которого жизнь, казалось, состояла толь-ко из сидения на высоком стуле, из ядения сушеных яблок и груш, из добродушных рассказов, - и такая долгая, такая жар-кая печаль! Что же сильнее над нами: страсть или привычка?" Вскоре после этого Афанасий Иванович скончался. Незадолго до того, прогуливаясь по саду, он слышит как кто-то называет его по имени, хотя вокруг безлюдно. Афанасий Иванович свет-леет лицом и (как когда-то жена) начинает таять, сохнуть, уми-рать. "Это Пульхерия Ивановна зовет меня!" - говорит Афа-насий Иванович и просит похоронить себя возле жены.

Дом помещиков описан как райский сад, и это не только из-за обилия еды и иного убранства. Это просто дух, созданный автором. В повествовании старики постоянно едят. Афанасий иванович ест даже ночью. Он просыпается от духоты, ворочиется, стонает, пульхерия ивановна перечисляет кушанья, которые могут утолить голод супруга.

Замкнутое пространство, огороженное частоколом, через которое не перелетало ни одно желание. Внутри время неподвижное, в этих маленьких низеньких комнатах. Тут идет бессмысленное, бесцельное, животное существование.

Для героев нет мира вокруг, их жизнь ограничена друг другом и их бытом. Даже ребенок был бы лишним в их мире.

Время идет линейно до момента смерти пульхерии ивановны. Потом происходит разрыв на 5 лет. Повествователь думает, что за 5 лет афанасий иванович успокоился, но ошибается.

В этом рассказе нельзя ничему научиться. Здесь ты просто наслаждаешься тем, как пишет Гоголь. Это просто «вкусно» написано.

Мы через время и пространство понимаем, как оценивать героев, ситуацию.

Бахтин описывал хронотоп порога – какая-то сюжетная ситуация, про которую можно сказать: до нее было так, после – совершенно изменилось. После границы порога время начинает двигаться быстрее.

Старосветские помещики - повесть , открывающая его цикл «Миргород».

В ней нарисована идиллическая, но вместе с тем и грустная жизнь провинциальных малорусских помещиков, жителей отдалённой глубинки.

Жили себе люди, прожили до старости и умерли. Разве что люди это были, так сказать, не затронуты цивилизацией. Пока там, в «большом мире», вершились громкие дела, великие свершения и шумные скандалы, в деревне, где обитали Товстогубы, царили тишина и покой.

Вместе с главными героями, хозяевами, описывает автор и дворовых людей:

  • Явдоха - ключница;
  • Ничипор - приказчик;
  • Дворовые девки и мальчик;
  • Любимая кошечка Пульхерии Ивановны.

Кошечка, конечно, «не совсем человек», но она играет в истории далеко не последнюю роль. Товстогубы - люди очень добрые, пожалуй, они никогда не видели и не чувствовали зла. Они очень гостеприимны и хорошо относятся к прислуге, даже не замечают, как дворовые люди у них приворовывают.

Не замечают они этого ещё и в силу того, что земля в их краях очень плодотворная и всего даёт с избытком. Итак, больше всего на свете Пульхерия Ивановна Товстогубиха любила свою кошку. Однажды она убежала в лес, куда её приманили дикие коты.

Женщина и её муж пускаются на поиски и через несколько дней обнаруживают её в огороде, куда она прибежала из леса. Кошка выглядела потрёпанной и облезлой. Пульхерия Ивановна попробовала впустить её в дом и накормить, но та сбежала через окно - теперь уже на совсем. Товстогубиха совершенно опечалилась и решила, что это смерть приходила за ней. Вскоре она действительно умирает.

Детей у них не было, и Афанасий Иванович остаётся совсем один, не считая прислуги. Всюду он слышит голос родной супруги, везде она ему мерещится - настолько он её любил. Товстогуб совсем угас и тоже в конце концов умер, причём его кончина была похожа на смерть жены: всё началось с того, что прогуливаясь по саду, он услышал за спиной зовущий его голос, и решил, что это Пульхерия Ивановна зовёт его и, значит, пришёл и его час. Перед смертью он велел похоронить себя рядом с супругой, что и было исполнено.

Когда никого из помещиков не стало, пришло в упадок и имение - вначале дворовые растащили всё что можно, а затем дальний родственник, унаследовавший усадьбу, продал её.

Значение

Несмотря на вполне реалистический сюжет, в этой ранней повести Гоголь уже использовал мистические элементы. До конца остаётся неясным - может, действительно за Пульхерией приходила смерть в обличье кошки, а Афанасий Иванович слышал голос с «того света»? Хотя и реализм «Старосветских помещиков» какой-то нереальный, близкий к мифологическому.

Отношения супругов Товстогубов друг к другу и к слугам подчёркнуто идеализированы, их жизнь протекает за пределами того мира, в котором должна была проживать «целевая аудитория» повести - обитатели Санкт-Петербурга и других крупных городов. В своей повести Гоголь стремился передать и собственные ощущения недолговечности существования человека и мироздания, чувство всеобщей изменчивости, старения и разрушения.

Говорилось также, что в ней он отразил и предчувствие собственной смерти. Хотя до кончины писателя было ещё очень далеко, также как и до смены его жизненных ориентиров с прогрессивных на религиозно-консервативные. По ещё одной версии, Гоголь отразил в «Старосветских помещиках» отмирание старой дворянской России и её патриархального жизненного уклада.

(367 слов) Пожилая супружеская чета Товстогубов – Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, живут себе тихо и мирно в отдалённой старосветской деревушке в Малороссии.

Маленький их домик в глубине сада полон разнообразных вещиц, припасов, своих звуков и историй. И пусть припасы порой уменьшаются благодаря вороватой прислуге, земля благодатна и родит достаточно, чтобы хозяева не слишком замечали убыли.

Детей у Товстогубов никогда не было, и всю нежность и любовь они дарят друг другу. Ах, это трогательное «Вы», ласковые слова, постоянные угощения. Пульхерия Ивановна предугадывает желания своего мужа, а тот, в шутку, любит немного напугать дорогую супругу – то о пожаре заговорит, то о войне. Но, несмотря на это, сам воздух в доме, кажется, пропитан любовью. А уж если у пары будет гость, то пусть он будет уверен – его закормят досыта и кушаньями, и вниманием.

Но даже в таком прекрасном месте случаются неприятные вещи. Однажды у Пульхерии Ивановны пропадает её любимая кошка. Три дня несчастную ищут в ближайшем лесу, где водятся дикие коты. Наконец, любимица обнаруживается в бурьяне рядом с домом. Но вместо того, чтобы с радостью остаться после всех своих приключений дома, кошка, поев, сбегает в окно. На этот раз уже навсегда.

Пульхерия Ивановна видит в этом символ приближающейся смерти. И всё бы ничего – понимает старушка, что вечно никому не жить на земле. Да только переживает она за то, как же без неё будет её драгоценный супруг. Под угрозой Божьей кары старушка убеждает ключницу Явдоху ходить за Афанасием Ивановичем после её смерти.

Вскоре предчувствие сбывается, и Пульхерия Ивановна оставляет этот бренный мир. Афанасий Иванович безутешен. Его комната пуста, и никто уже не предлагает бедному старичку его любимых кушаний. Мир его сереет и тускнеет.

С момента смерти Пульхерии Ивановны проходит пять лет. Дом потихоньку ветшает, Афанасий Иванович слабеет и болеет. И, несмотря на минувшие годы, он всё так же тоскует по покойной жене. Всё в доме напоминает о ней, он постоянно пытается выговорить имя жены, но на половине разражается слезами.

И, однажды, идя по дорожке сада, старик слышит голос, зовущий его. Он уверен, что это была его дорогая супруга, она пришла за ним. А значит и время его пришло.

Последняя просьба Афанасия Ивановича – похоронить его рядом с женой. И её исполняют.

Маленький домик в углу сада опустел, что-то растащили слуги, что-то продал приехавший наследник…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Старосветские помещики» (см. полный текст и анализ этой повести) – первое произведение из сборника Н. В. Гоголя «Миргород » (второе – «Тарас Бульба », третье – «Вий », четвёртое – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем »).

Н. В. Гоголь любил скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии называли старосветскими помещиками. Их дряхлые живописные домики привлекали писателя своей пестротой. В радостном существовании, когда ни одно желание человека не перелетает за частокол его небольшого дворика, Гоголю виделась высшая мудрость.

В первой повести сборника «Миргород» Гоголь рассказывает об одной пожилой супружеской паре, принадлежавшей к разряду старосветских помещиков. Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна были старички лет под 60. Люди чрезвычайно простые, добрые и искренние, они жили в небольшом, чистом домике с маленькими комнатками. От проржавевших петель все двери там «пели» – и каждая имела свой особый «мотив».

Вся комната хозяйственной Пульхерии Ивановны была уставлена ящичками и сундучками разнообразной величины. На стенах висело множество узелков и мешков с семенами. Пульхерия Ивановна была великая охотница солить, сушить, варить бесчисленное множество грибов, овощей и фруктов. Большая половина изготовленного ею втихомолку съедалась дворовыми девками. Остальным Пульхерия Ивановна потчевала своего супруга Афанасия Ивановича. Завтраки, обеды и ужины, состоявшие из коржиков с салом, солёных рыжиков, каш, пирожков с маком, сушёной рыбки, занимали у четы старосветских помещиков большую часть времени.

Афанасий Иванович любил беззлобно подшучивать над Пульхерией Ивановной. Он то пугал её пожаром, который может истребить их дом, то разбойниками, которые, якобы, прячутся в соседнем лесу, то вдруг говорил, что намерен записаться в армию и уйти на войну. Пульхерия Ивановна ото всего этого слегка пугалась и начинала креститься, а муж её тихонько посмеивался.

Гостей старосветские помещики всегда принимали с большим радушием, угощая их самыми лучшими своими яствами.

Но их блаженной домашней идиллии неожиданно наступил конец. Любимая кошка Пульхерии Ивановны убежала в лес с дикими котами. Через несколько дней она, оголодав, вернулась, наелась из рук хозяйки, но вслед за этим выпрыгнула в окно – и больше её уже не видели.

Неизвестно почему, Пульхерия Ивановна увидела в этом неважном происшествии знак судьбы. Ей показалось, что не кошка, а смерть её приходила за ней. Внушив себе эту мысль, Пульхерия Ивановна стала на глазах чахнуть, слегла и вскоре отошла в вечность. Перед кончиной она дала дворне подробные распоряжения о том, как присматривать и ухаживать за Афанасием Ивановичем, а себя завещала похоронить в сереньком платье с цветочками.

Он и она. Экранизация повести Гоголя «Старосветские помещики», 2008

Афанасий Иванович на похоронах жены выглядел отрешённо-бесчувственно, а после них рыдал так, что слезы лились из его глаз рекой.

Он так и не утешился, хотя по возрасту в нём нельзя было предполагать сильной любовной страсти. Деревенское хозяйство после смерти Пульхерии Ивановны стало понемногу разваливаться. Заезжавших изредка гостей вдовый Афанасий Иванович старался встречать с прежним хлебосольством, но собеседники замечали, что он мало слушает их разговор, а вилкой своей нет-нет да и ткнет в графин вместо еды. Любое упоминание о покойной жене вызывало у Афанасия Ивановича новые потоки слёз. Он ненадолго пережил её и вскоре тоже скончался.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...