Краткий рассказ ангелочек. Ангелочек

Сашка — герой «рожде-ствен-ского рассказа» Андреева — обладал непо-корной и смелой душой, не мог спокойно отне-стись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил това-рищей, грубил началь-ству, рвал учеб-ники и целый день лгал то учителям, то матери... Перед Рожде-ством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригла-сили на елку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спив-шийся, опустив-шийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с елки. Блок, возво-дивший «Анге-лочка» к рассказу Ф.М. Досто-ев-ского «Мальчик у Христа на елке», писал о Сашке: «Его просто зата-щили на елку, насильно ввели в празд-ничный рай. Что же было в новом раю? Там было поло-жи-тельно нехо-рошо, все было так, как водится во многих поря-дочных семьях, — просто, мирно и скверно». «Злому маль-чику», как назвали Сашку, глядев-шему на чистеньких, красивых детей, «каза-лось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжи-мают из него последнюю каплю крови».

И вдруг (насту-пает любимое Андре-евым пере-рож-дение героя, обяза-тельное в рожде-ствен-ском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блес-нули изум-ле-нием»: «На обра-щенной к нему стороне елки, которая была осве-щена слабее других и состав-ляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окру-жа-ющие люди неживые. То был восковой анге-лочек, небрежно пове-шенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Изум-ленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радо-стью, не тума-ни-лось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не пере-да-ва-е-мого словами, не опре-де-ля-е-мого мыслью и доступ-ного для пони-мания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к анге-лочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпра-ши-вает анге-лочка с елки. И когда своего доби-ва-ется, в короткий момент счастья «все заме-тили зага-дочное сход-ство между неук-люжим, выросшим из своего платья гимна-зи-стом и одухо-тво-ренным рукой неве-до-мого худож-ника личиком анге-лочка». Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испы-ты-вает потря-сение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тоско-вали, плакали и радо-ва-лись их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничто-жало бездонную пропасть, которая отде-ляет чело-века от чело-века и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засы-пают, а анге-лочек, пове-шенный у печки, начал таять. «Вот анге-лочек встре-пе-нулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непо-нятно, оста-нется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэти-че-ский, вариант пора-зив-шего его андре-ев-ского рассказа — стихо-тво-рение «Сусальный ангел».

Сашка - герой «рождественского рассказа» Андреева - обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери... Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки - Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, - просит что-нибудь принести с ёлки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», писал о Сашке: «Его просто затащили на ёлку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, - просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумлённый Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с ёлки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка». Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа - стихотворение «Сусальный ангел».

Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с собой считаться.

На фоне описания жизни Сашки Андреев показывает сложные отношения в семье его родителей. Супруги, вместо того чтобы поддерживать друг друга, вымещают друг на друге досаду. Женившись на Феоктисте Петровне, Иван Савич стал пить и опустился. А ведь когда-то он учительствовал, его ценили и уважали. Об этом свидетельствует тот факт, что богачи Свечниковы продолжают поддерживать его деньгами, хотя он у них больше не работает.

Попытка Сашки обрести свободу привела к тому, что его выгнали из гимназии. И вдруг судьба неожиданно послала ему подарок: его пригласили в богатый дом на елку.

Даже на празднике герой держит себя высокомерно. В душе его царит озлобление. «Сашка был угрюм и печален — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наг лым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и скопившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки», — пишет Л. Андреев. И вдруг Сашка видит на этой ненавистной елке то, без чего его жизнь была пуста, — воскового ангелочка. Автор не скупится на художественные детали при описании воскового ангелочка, подчеркивая его розовые ручки, стрекозиные крылышки. Однако при всей этой детализации неуловимым остается выражение лица у ангелочка. Это не радость и не печаль, а какое-то иное чувство, для обозначения которого автор долго не находит названия. Сашка, увидев ангелочка, шепчет лишь одно слово: «Милый». Герой просит дать ему ангелочка, а когда ему пытаются отказать, падает на колени, забывая свою гордыню, и выпрашивает себе игрушку. Получив ее, герой буквально преображается. В его движениях появляется мягкость и осторожность. Ангелочек олицетворяет в произведении тот чудный мир, где нет брани, грязи и эгоизма, а на душе чисто, радостно и светло: «К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку... дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда». Это чувство — любовь, счастье и желание жить. В финале произведения Сашка засыпает счастливым, в то время как ангелочек, повешенный у печки начинает таять и превращается в конце концов в бесформенный слиток.

«Ангелочек» посвящен Александре Михайловне Велигор-ской, ставшей женой писателя. Произведение имеет автобиографическую основу: в детстве у писателя однажды растаял такой ангелочек. Подчеркивая зыбкость образа воскового ангелочка, Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье униженных и обездоленных в этом мире. Да, наверное, не только социальный план восприятия действительности важен в этой связи, но и общечеловеческий: каждый из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощущение счастья. Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое и мимолетное ощущение. Образ игрушечного ангелочка соотносится также с образом ангела-хранителя.

Леонид Николаевич Андреев

«Ангелочек»

Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери… Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с ёлки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», писал о Сашке: «Его просто затащили на ёлку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумлённый Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с ёлки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка». Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».

Герой «рождественского рассказа» – непокорный мальчик, которому трудно мириться с неравенством. Часто гимназист бывал мстительным, грубил, лгал, портил книги, обижал сверстников. Из-за таких поступков его исключили из гимназии. Непростая также семейная ситуация Сашки. Родители не могут помочь друг другу справиться со всеми трудностями. Иван Савич ― доброй души человек, но спившийся под тяжестью жизни. А ведь он работал учителем, люди его уважали.

Перед Рождеством богатая семья пригласила героя в свой дом. Отец просит Сашку принести что-нибудь оттуда. У этих людей ребенок был грустен, что-то плохое происходило в его озлобленной душе. Сашка вел себя надменно, хотя должен был быть вежливым, благодарным за готовность оказать помощь, преданным богатому благодетелю. Герой не чувствует радости от такого праздника. Роскошный дом, чистые, опрятные дети, красивая елка с большим количеством свечей заставляли мальчика чувствовать себя неуютно. Ему хотелось опрокинуть искрящуюся елку на головы этих послушных ребят.

Но вот берет начало перерождение персонажа: герой заметил украшавшего елку чудесного ангела, словно парившего в воздухе. Сашка разглядел странное выражение лица игрушки. Ему трудно подобрать название, оно необъяснимое. Мальчик ощутил, «что он всегда знал его и всегда любил…». Стоя на коленях, парень вымолил елочное украшение у хозяйки. Когда же ему разрешили взять ангела себе, все увидели поразительное сходство счастливого лица мальчика с ангелом. Тогда герой полностью меняется. Он становится кротким, добрым, совсем другим человеком.

По просьбе отца Сашка приносит ангелочка к себе. Иван Савич чувствует аналогичное смятение. Когда же оба засыпают, ангел, которого повесили у плиты, стал плавиться. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». Остается недосказанность: была игрушка началом чуда либо его концом.

Александра Блока настолько поразило произведение Л.Н. Андреева, что в 1909 году им была написана стихотворная версия «Сусальный ангел».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...