Краткое изложение белые ночи достоевский. Достоевский, анализ произведения белые ночи, план

План пересказа

1. Знакомство с мечтателем.
2. Встреча мечтателя с незнакомкой (завязка).
3. Настенька рассказывает ему историю своей любви.
4. Мечтатель влюбляется в нее. Настенька уверяет, что тоже его любит (кульминация).
5. Возвращается молодой человек, в которого девушка была влюблена. Она уходит со своим любимым, оставив рассказчика (развязка).

Пересказ
Ночь первая

Повествование ведется от лица молодого человека, «мечтателя». Он небогат, живет в Петербурге уже восемь лет, снимает маленькую комнатку, где-то служит, но знакомств почти не имеет: «Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург». Он робок и существует в своем собственном мире, называя себя мечтателем. Молодой человек любит бродить по городу. Ему представляется, что каждый дом имеет свое лицо, с каждым он разговаривает, как с живым. Среди них у него были «любимцы, короткие приятели».

Однажды в начале лета, когда ему было как-то особенно грустно, он долго гулял и очутился, наконец, у заставы: «Вмиг мне стало весело, и я шагнул за шлагбаум, пошел мимо засеянных полей и лугов, не слышал усталости, но чувствовал, что какое-то бремя спадает с души моей... Точно я вдруг очутился в Италии — так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах». Возвращаясь поздно вечером домой по набережной канала, он увидел девушку, облокотившуюся на перила и смотрящую в воду. Он услышал ее рыдания, но подойти не осмелился. Незнакомка пошла прочь, и тут ее стал преследовать какой-то не совсем трезвый господин. Видя испуг девушки, мечтатель прогнал мужчину и вызвался проводить ее. Она доверчиво согласилась.

По пути они познакомились и разговорились. Молодого человека отхватил восторг оттого, что он видел рядом с собой прекрасную девушку и разговаривал с нею. Он рассказывал о себе, о своих мечтах, о том, что никогда не был близко знаком ни с одной женщиной, но много раз был влюблен. На недоумение девушки он ответил, в кого был влюблен: «Да ни в кого, в идеал, в ту, которая приснится во сне. Я создаю в мечтах целые романы». Девушка, тронутая его откровенностью, согласилась встретиться с ним на следующий день: «с условием... не влюбляйтесь в меня. На дружбу я готова... а влюбиться нельзя, прошу вас!» Мечтатель «ходил всю ночь, не мог решиться воротиться домой: «Я был так счастлив...»

Ночь вторая

Встретившись с героем, девушка попросила его рассказать о себе: «Что вы за человек? Поскорее - начинайте же, рассказывайте свою историю». Но молодому человеку было не о чем рассказывать, у него «нет истории», он жил «один совершенно, — один, один вполне...» Девушка решила, что между ними есть нечто общее. Она поведала, что живет со старой слепой бабушкой, которая никуда ее не пускает. Однажды бабушка пришпилила булавкой ее платье к своему, чтобы внучка все время находилась рядом с ней: «вот уже два года пришпиленная». Девушка сказала, что ее зовут Настенькой. Герой не назвал своего имени, а представился ей как мечтатель, одинокий, нелюдимый отшельник, чудак, богатый «своею особенною жизнью», уносящийся в своих фантазиях Бог знает куда. Он так взволнованно рассказывал о себе, что и Настеньке передалось его волнение. Она решила откровенно рассказать мечтателю свою историю и попросить его совета.

Настеньке семнадцать лет, она рано осталась сиротой: родители ее умерли, и ее воспитывала бабушка. У бабушки свой маленький домик. Первый этаж занимают они, а мезонин сдают жильцам. Один из постояльцев, молодой человек «приятной наружности», сблизился с Настей, давал ей читать свои книги, приглашал их с бабушкой в театр. Девушка видела, что ему просто жалко было ее, «а больше-то и ничего». Незаметно для себя она полюбила его.

Но год назад он вдруг сказал, что дела его в Петербурге закончены, и он должен ехать в Москву. Настенька долго думала, тосковала, «да, наконец, и решилась»: собрала в узелок свои вещи и поднялась к жильцу. Молодой человек по ее виду все понял, он тоже любил ее, но жениться сейчас не мог, так как был очень беден. Он поклялся, что ровно через год вернется и возьмет ее замуж. И вот он в Петербурге, но у Настеньки еще не появлялся. Девушка не могла сдержать рыданий, от которых у героя «сердце перевернулось».

Рассказчик предложил девушке свою помощь: он готов разыскать ее любимого, передать ему письмо. Оказалось, письмо уже было написано Настенькой. Она вручила его мечтателю и дала адрес.

Ночь третья

Мечтатель вспоминал об очередном свидании с Настенькой, о своих надеждах, о своей любви к ней. Он «думал, что и она...» Бывший постоялец не появился. Девушка «нахмурилась, заробела и струсила». «Потом она вдруг стала так нежна, так робка» с мечтателем, призналась, что благодарна ему, что он «самый лучший человек». Мечтатель почувствовал страшное одиночество, он понял, что Настенька все-таки любит другого... Он утешал ее тем, что возлюбленный, очевидно, не получил еще ее письма.

Ночь четвертая

Встретившись с мечтателем, Настенька нетерпеливо спрашивает, принес ли он письмо. Но ни письма, ни самого возлюбленного Настеньки не было. Она зарыдала: «Я его не знаю, я не люблю его больше, я его по... за... буду...» Мечтатель решился высказать, что у него «накипело на сердце»: «Я вас люблю... оттого, что вас отвергают, я почувствовал, что в моем сердце столько любви!» Девушка ответила: «Я его люблю, но это прейдет, уж проходит... я его ненавижу, потому что он надо мной насмеялся... я вас, наконец, люблю сама! Потому люблю, что вы лучше его, благороднее» и горько заплакала.

Молодые люди решили, что они поженятся, а пока мечтатель переедет в дом бабушки и снимет мезонин: «Мы ходили оба как в чаду, тумане, как будто сами не знали, что с нами делается». Вдруг мимо прошел молодой человек. Настя внезапно остановилась, узнав его. Тот сделал несколько шагов: «Настенька! Настенька! Это ты!» — и девушка порхнула ему навстречу. Потом подбежала к мечтателю, обхватила его шею руками и крепко, горячо поцеловала. «Потом бросилась снова к нему и повлекла его за собою».

Утро

«Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь... голова у меня болела и кружилась...»

Матрена принесла мечтателю письмо. Оно было от Настеньки. Она писала: «О, простите, простите меня! Я обманула и вас и себя. Благодарю вас за эту любовь. Вы нас не оставите, вы будете вечно другом, братом моим... На будущей неделе я выхожу за него... он никогда не забывал обо мне... простите нас, помните и любите вашу Настеньку».

Глаза мечтателя застилали слезы: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела... все потускнело в глазах моих... Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало, хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Ночь 1

Главный герой, «Мечтатель» (в повести он не называется по имени), живет в Петербурге. Ему 26 лет, знакомых и особенных привязанностей нет. Описание летнего Петербурга: запустение, все разъезжаются на дачи. Героя терзает смутное беспокойство. Бродит по городу, случайно выходит за заставу, где начинается почти сельская местность Противопоставление города и естественной жизни природы. Возвращается обратно поздно. У канала видит женщину, которая плачет, облокотившись на парапет. Герой хочет подойти к ней, но не решается. Идет за ней по улице. Подвыпивший гуляка пристает к незнакомке, герой защищает ее. Женщина благодарит спасителя, предлагает свою дружбу, обещает придти завтра и рассказать все о себе.

Ночь 2

Незнакомка приходит на свидание. «Мечтатель» рассказывает ей о себе, определяет, что такое «мечтатель». Это человек, живущий в идеальном мире, которого не устраивает окружающая действительность и в которой он не может найти способа и возможности самовыразиться. Герой мечтает об идеальной любви. Настенька (так зовут незнакомку) рассказывает свою историю. Отец и мать у нее давно умерли, и живет она с бабушкой. Бабушка старая, слепая и следит за внучкой, «пришпиливая булавкой к платью». Живут за счет того, что сдают комнату в мезонине жильцам. Однажды у них появляется молодой жилец. Он дает Настеньке и бабушке читать книги - романы Вальтера Скотта, Пушкина. Потом приглашает Настеньку в театр на «Севильского цирюльника». Затем еще несколько раз они ходят в театр. Настенька влюбляется в жильца, но тот будто к ней охладел. Тогда ночью, собрав в узелок вещи, Настенька приходит к нему в мезонин. Жилец удивлен, говорит, что он беден и не может жениться, но если Настенька согласна ждать год, то он обязательно женится на ней. Жилец уезжает в Москву. Год проходит, но жилец не дает о себе знать, хотя приехал обратно в Петербург. «Мечтатель» предлагает передать письмо, Настенька соглашается.

Ночь 3

Настенька и «Мечтатель» ждут Жильца, но тот не приходит. Настенька плачет, говорит главному герою: «Почему он - не вы? Вы лучше, а люблю я его». «Мечтатель» пытается ее успокоить.

Ночь 4

Жильца нет. Настенька плачет, терзается, что сама открылась Жильцу, что пришла к нему. «Мечтатель» признается ей в любви. Настенька говорит, что любовь ее к Жильцу проходит и что она согласна выйти замуж за «Мечтателя». Они строят планы на будущее. Но в этот момент появляется Жилец. Настенька бросается к нему.

Утро

«Мечтатель» получает письмо от Настеньки, где она просит у него прощения и обещает сохранить дружбу.

Идейно-художественное своеобразие

Жанр произведения определен Достоевским, как «сентиментальный роман», хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в Петербурге до осуждения Достоевского по делу петрашевцев.

Повесть состоит из пяти глав, которые носят название «Ночь 1», «Ночь 2» и т. д. Всего 4 ночи. Пятая глава называется «Утро», что отражает динамику развития сюжета - сон/пробуждение.

Главное значение повести: а) разработка темы «маленького человека», традиции Гоголя и натуральной школы; б) появление на страницах Достоевского типа «Мечтателя», который получит развитие в его дальнейшем творчестве. Добролюбов в статье «Забитые люди» говорил, что в «Мечтателе» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорбленные». Современники отмечали и очевидные недостатки: «Мечтатель» поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени, не говорится о его занятиях и привязанностях (Дружинин).

Фёдор Михайлович Достоевский

«Белые ночи»

Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие — прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие — «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» — «мечтатели», — чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», — угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет… Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он — не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле…» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите…» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно…» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом…». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Мечтатель, мелкий чиновник двадцати шести лет, уже 8 лет живет в Петербурге. Он любит гулять по городу, примечать дома и прохожих, следить за жизнью большого города. Среди людей у него нет знакомых, Мечтатель беден и одинок. Одним вечером он возвращается домой и замечает рыдающую девушку. Сочувствие побуждает его познакомиться с девушкой, Мечтатель убеждает ее, что прежде никогда не общался с женщинами и потому так робок. Он провожает незнакомку до ее дома и просит о новой встрече, она соглашается встретиться с ним в то же время, в том же месте.

Во второй вечер молодые люди делятся друг с другом историями своей жизни. Мечтатель рассказывает, что он живет в красочном, но выдуманном мире произведений Гофмана и Пушкина и ему порой очень сложно осознавать, что в реальности он одинок и несчастен. Девушка, Настенька, рассказывает ему, что давно живет со слепой бабушкой, которой не отпускает ее надолго от себя. Как-то в доме Насти поселился постоялец, он читал ей книги, хорошо с ней общался и девушка влюбилась. Когда ему пришла пора съезжать, она рассказала постояльцу о своих чувствах. Он ответил взаимностью, однако, не имея ни сбережений, ни жилья, он пообещал вернуться за Настенькой через год, когда уладит свои дела. И вот год прошел, Настя знает, что он вернулся в Петербург, однако на встречу с ней так и не приходит. Мечтатель пытается успокоить девушку, он предлагает ей отнести письмо ее жениху, что и делает на следующий день.

В третий вечер Настя и Мечтатель снова встречаются, девушка боится, что ее возлюбленный так и не вернется. Мечтатель грустит, ведь он уже полюбил Настеньку всем сердцем, однако она воспринимает его только как друга. Девушка сокрушается о том, что ее новый друг лучше жениха, но любит она не его.

В четвертую ночь Настя чувствует себя окончательно забытой своим женихом. Мечтатель пытается успокоить ее, предлагает заставить жениха уважать чувства девушки. Но она непреклонна, проснувшаяся в ней гордость не позволяет ей боле любить обманщика, Настенька видит нравственную красоту своего нового друга. Мечтатель больше не в силах скрывать свои чувства, он признается девушке в любви, Настя хочет забыться в его объятиях. Молодые люди мечтают о новом, светлом будущем. Но в минуту расставания появляется жених Насти, девушка вырывается из объятий Мечтателя и бежит навстречу своему возлюбленному. Несчастный молодой человек смотри вслед влюбленным.

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

Действие повести происходит в 1840-х годах в Петербурге. Главный герой – Мечтатель. Ему 26 лет, и он уже 8 лет живет в этом городе в доходном доме в самой дешевой грязной комнате, стены которой покрыты копотью, а по углам висит паутина. Мечтатель – мелкий чиновник и после работы он очень любит гулять по улицам города, любуясь его домами, среди которых у него уже есть «друзья». А вот среди людей хороших друзей у Мечтателя нет.

Однажды, возвращаясь домой после прогулки, он слышит женские рыдания и видит на берегу канала хрупкую фигурку девушки. Он решает узнать у нее, что произошло, но она пугается и убегает. Но встрече и знакомству все же суждено было состояться – к девушке пристает пьяный похожий и Мечтатель, набросившись на него с палкой, побуждает его к бегству. Он рассказывает девушке о том, что никогда до этого не общался с женщинами, и поэтому робеет. Но и девушке нужен кто-то, кто может выслушать ее и понять. Поэтому молодые люди договариваются о встрече на этом же месте на следующий день.


Следующий вечер Настенька и Мечтатель провели, рассказывая друг другу свои истории. Мечтатель долго говорил ей о том, о какой жизни он грезит – о жизни, полной приключений и волшебства, о той жизни, о которой он читал в книгах. Он рассказал ей, каким одиноким он чувствует себя, когда возвращается из своих грез в реальную жизнь. И Настенька, выслушав его, говорит о том, что теперь у него есть она, а значит, он уже не одинок.

Сама Настенька сирота, живет со старой бабушкой в небольшом доме. Бабушка слепа, и Настенька вынуждена проводить все время около нее. Год назад у них в доме комнату снимал молодой человек, который очень понравился Настеньке. Он тоже полюбил девушку и готов был на ней жениться, но у него не было денег. Поэтому он уехал ровно на год в Москву, и они договорились, что через год встретятся в 10 часов вечера на берегу канала. Год пошел 3 дня назад, но молодой человек так и не появился в условленном месте – поэтому Настенька так горько и рыдала, сидя на берегу. Мечтатель решает помочь девушке и берется передать письмо ее жениху, что и делает на следующий день. Вечером встреча Мечтателя и Настеньки не состоялась, так как шел сильный дождь. На следующий вечер, Мечтатель рассказывает Настеньке о том, что ему удалось передать ее письмо. Она взволнована и боится, что ее жених все равно не придет, и при этом начинает мечтать о будущей жизни. Мечтателю очень грустно слышать это, потому что он понимает, что и сам любит Настеньку. Вместе с тем он чувствует, что у него уже есть то, от чего он не может быть одиноким – ее дружба.


На следующий вечер жених так и не пришел, и Настенька делает вывод, что он ее бросил. Мечтатель хочет снова повидать того молодого человека, но Настенька возражает. И тогда он решается на признание, говоря, что любит ее. И в ответ слышит, что Настенька уже не любит своего жениха, так как он поступил с ней не благородно. Она может полюбить Мечтателя, если он даст ей немного времени, чтобы забыть старые чувства. Они еще долго мечтают о том, как будут жить вместе. И как раз в ту минуту, когда они прощаются, договорившись о следующей встрече, появляется жених Настеньки. Она радостно бросается к нему, и они уходят. На следующее утро Мечтатель получает письмо, в котором Настенька благодарит его за доброту, просит прощения и сообщает о том, что у нее скоро состоится свадьба. Он снова остается один, но в сердце у него уже не так пусто, как прежде.

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться. Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде. За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники. Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу. Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее. После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней. Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней. И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет. И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек. И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом. Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши. Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви. Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом. И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником. Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью. Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его. Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...