Краткое содержание лиханов последние холода по главам. Альберт лиханов - последние холода

Главной темой в творчестве Альберта Лиханова являются взаимоотношения ребенка, подростка с жестоким миром взрослых. Становлению подрастающего поколения посвятил он большую часть своих произведений. Тема военного детства также не осталась без внимания этого писателя. Детям войны, их лишениям и отнюдь не детским страданиям посвятил Лиханов «Последние холода». Краткое содержание этой повести представлено в статье.

Дети и война

В военной прозе Лиханов отражал ощущения, пережитые им в детстве. Родился писатель в 1935 году, и свидетелем трагических событий минувшей войны стал, будучи ребенком. Дети и война - сочетание страшное и противоестественное. Произведения, посвященные военному детству, у этого автора публицистичны и проникновенно правдивы. Наиболее трагическому из них дал символичное название Лиханов - «Последние холода». Краткое содержание этой книги - это рассказ о тяжких испытаниях, которые пришлось вынести детям во время войны. Читая это произведение, испытываешь восхищение и страх.

История рассказана от первого лица. От лица того мальчика, который спустя десятилетия смог взглянуть на пережитое глазами взрослого человека, а затем рассказать своим читателям о героизме и храбрости. На многое были способны эти дети в самые страшные мгновения своей жизни.

Анна Николаевна

В начале повести автор обращается к воспоминаниям о своих первых школьных годах. С любовью и уважением рассказывает о первой учительнице Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых - голод, холод и болезни, сопутствующие детям войны, не лишены все же добрых ностальгических описаний.

Самый яркий образ, который останется в сердце главного героя, Анна Николаевна - учительница младших классов. Уроки арифметики, русского языка и географии она совмещала с мудрыми уроками жизни, которые порою, как будто задумавшись о чем-то, преподносила своим ученикам в ненавязчивой форме. «В учении нельзя обманывать себя. Учителю можно солгать, себе - никогда», - произносила она вдруг тихо, словно разговаривала сама с собой.

Талоны на питание

Главного героя произведения зовут Коля. Действие происходит в небольшом городе, в глубоком тылу. Дети здесь, несмотря ни на что, продолжают ходить в школу, матери - на работу. Отцы где-то далеко сражаются с врагом. Но в действительности война повсюду, даже там, где нет сражений и битв. Последний год войны, о котором идет речь в повести, - это и есть ее краткое содержание (А. А. Лиханов). «Последние холода» - история о решающих битвах за родину, которые вели не только отважные солдаты на передовой, но и мирные жители в тылу. И даже дети.

В этот период из радиоприемников повсюду разносится голос диктора Левитана, который торжественно объявляет об очередной победе. Но голод и болезни подорвали здоровье людей. Особенно тяжело лишения переносят подростки и дети. Главному персонажу, как и прочим школьникам в этом тыловом городе, полагаются талоны на питание. Мать и бабушка делают все для того, чтобы мальчик не испытывал чувства голода. Но ощущение несытости все же его не покидает.

Столовая № 8

С большой достоверностью изображает тыловой быт писатель Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых - это, прежде всего, тяжелые условия, в которых находятся дети, - это мудрое произведение. Описанию столовой, в которой мальчик получает дополнительное питание, отводится огромное внимание. Рацион этот, как выражается сам автор, был действительно дополнительным. Основным его назвать было нельзя. Кислые щи, безвкусная овсянка - такая пища не радовала Колю. Хотя уже в первый день посещения столовой он заметил, что у детей здесь установилось своеобразное отношение к еде. Они ели быстро, с аппетитом и весьма уважительно относились к тете Груне - местной раздатчице.

Шакалы

Доедать невкусный обед Колю приучила мать. И даже в этой холодной столовой он силился проглотить липкую неаппетитную овсяную массу в силу воспитания. Он вырос среди близких, любящих его людей. Но есть на свете дети с более сложной судьбой, о чем в своем произведении и повествует Альберт Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых позволяет осознать тяжесть невзгод, обрушившихся на детское сознание, является также произведением о судьбах, которые даже на военном фоне кажутся чрезвычайно трагическими.

Шакалы. Так называли в этом тыловом городе детей, которые испытывали настолько сильный голод, что ежедневно наведывались в столовую № 8, дабы выпросить остатки ничтожного обеда у детей с более благополучной судьбой. Первая встреча Коли с такими детьми произвела на него неизгладимое впечатление. К «шакалам» он не испытывал неприязни и презрения. Он все думал о том, сколько дней и ночей можно не есть, чтобы начать попрошайничать и доедать чьи-то объедки…

Вадим и Марья

Необходимость понять и посочувствовать человеку даже тогда, когда жизнь его далека и совсем не похожа на твою, - основная идея произведения и ее краткое содержание. А. А. Лиханов «Последние холода» написал спустя много лет после событий, которые легли в основу этой повести. В книге он хотел донести не только до детей, но и до взрослых то, насколько важно для человека в тяжелые моменты ощутить участие и поддержку.

У главного героя вызывало отвращение поведение нового знакомого - Вадима, одного из так называемых шакалов. Но позже Коля осознал, как несправедлив был в своих мыслях. Вадим и его сестра, Марья, стали его друзьями.

Страшные события навсегда останутся в истории кровавыми пятнами, а краткое содержание прозы «Последние холода» для читательского дневника нужно, чтобы чаще ценили жизнь.

Сюжет

Коля восхищается Анной Николаевной - ее умом и способностью легко и просто доносить простые истины. Началась война. В школьной столовке он видит голодающих детей и знакомится с Вадькой. Тот отбирает еду у младшеклассников, чтобы отнести сестре, но теряет сознание от голода. Коля потрясен. Он помогает Вадьке и рассказывает матери о детях. Мама тайком относит им еду и помогает в хозяйстве. Проходит война, наступает победа. Все празднует мир. Но не Вадька с сестрой - их мать умирает, и их отправляют в приют. Коля старается поддерживать с ним отношения, но тот отворачивается. Учительница просит детей помнить о войне и передавать ее уроки дальнейшим поколениям.

Вывод (моё мнение)

Война - страшное событие, когда человек убивает человека, когда погибают дети, когда голодают люди и животные, когда рушится всё вокруг и ты не можешь спокойно идти по улице, не думая о врагах, о голоде, о боли и тех, кто на фронте. Нам нужно помнить эти ужасы и не допускать войн в будущем.

Начало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе.

Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Младшим классам школы выдают талоны на доппитание. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул.

Восьмая столовка, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города. Коля садится за стол рядом с двумя «гладкими пацанами» которые едят играя, наперегонки. Остатки хлеба они отдают вездесущим воробьям, чтобы не оставлять их шакалам.

Кто такие шакалы, Коля узнаёт на следующий день. Чтобы не встречаться с «гладкими», он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа. Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть шакалы - голодающие дети, которые побираются в школьных столовках.

На следующий день Коля приходит в восьмую столовку рано из-за отменённой физкультуры. У него в портфеле лежит кусок хлеба, который мальчик стянул из буфета накануне вечером. В длиннейшую очередь, прямо перед Колей, вклинивается компания наглых и рослых пацанов во главе с носатым парнем. От шайки несёт табаком и «какой-то грубой и злой силой, с которой даже взрослые предпочитали не связываться».

Коля начинает высматривать желтолицего мальчика, но видит других шакалов, более наглых - они крадут еду с подносов. Соседка по столу рассказывает Коле, что такие шакалы могут отнять не только хлеб, но и тарелку с супом или котлетой. В этот момент Коля видит желтолицего. На этот раз он тоже берёт хлеб без разрешения. Обворованная девчонка начинает реветь, поднимается гвалт, и желтолицый успевает выскочить на улицу.

Коля слышит, как шайка носатого договаривается проучить шакала. Он выскакивает вслед за пацанами, которые уже напали на желтолицего. Тот принимает удары «с каким-то непонятным ‹…› смирением», а потом хватает носатого главаря за горло. Шайка не может вырвать главаря из его мёртвой хватки, желтолицый сам отпускает полузадушенного пацана, и шайка трусливо улепётывает.

Израсходовав в драке последние силы, желтолицый мальчик теряет сознание. Коля мчится за помощью к гардеробщице, и та отпаивает желтолицего сладким чаем. Он признаётся женщине, что не ел пять дней.

Коля знакомится с Вадькой, который старше мальчика на три класса, и его младшей сестрёнкой Марьей. Он узнаёт, что дети были эвакуированы из Минска в тыл недавно. Их отец погиб в начале войны, а мать сразу после приезда заболела тифом и попала в тифозный барак. Деньги и талоны на продукты Марья потеряла, и теперь дети выживают, как могут. Чтобы не расстраивать больную мать, дети каждый день пишут ей бодрые и оптимистичные письма, в которых нет ни слова правды.

Колю непреодолимо, как магнитом, тянет к Вадьке. Он чувствует, что его новый друг отличается от всех остальных людей, даже от взрослых.

Вадим просит Колю одолжить ему до лета какую-нибудь куртку. Своё пальто, тёплое и добротное, он хочет продать, чтобы как-то прокормиться до начала месяца и новых продуктовых карточек.

Колина мама застаёт ребят во дворе, когда Вадим примеряет куртку, слишком тонкую для ранней весны. Коля рассказывает ей о несчастьях Вадика и Марьи. Женщина приводит их домой, сытно кормит и укладывает спать. Осмотрев тетради детей, Колина мама узнаёт их фамилию - Русаковы - и решает им помочь. На следующий день она звонит в школы, где учатся брат с сестрой, и сообщает об их бедственном положении. Коля об этом не знает - он просил всё хранить в тайне, чтобы не расстроить маму Русаковых.

На следующий день Коля прогуливает школу. Всё утро он вместе с Вадимом ходит по городу в поисках еды - не по годам взрослый мальчик не хочет сидеть на шее у чужих людей.

Оказывается, Вадик знает все «хлебные» места города. Коля понимает, что шакалит он не первую неделю. По дороге Вадим рассказывает о шпане, которая отнимает в столовых еду, угрожая ножом. Затем ребята заходят в комнату под лестницей трёхэтажной коммуналки, которую выделили эвакуированным Русаковым. Такой убогой комнаты Коля не видел никогда. Постельное бельё сожгли из-за тифа, а окна так и остались заклеенными бумагой крест-накрест. После гибели мужа Вадькина мама живёт как во сне, поэтому Вадим так за неё боится.

В тот день Коля решает разделить с Вадиком свой обед в восьмой столовке. Возле столовой их догоняет Марья и сообщает, что школа выделила для них талоны на спецпитание, директор пообещал новые продуктовые карточки, а учителя собрали немного денег.

В столовой Марья получает обед первой, но вскоре лишается второго блюда - котлет. Их отнимает «парень с лицом, похожим на тыкву». Вооружившись подносом, Вадим заступается за сестру, несмотря на острую бритву в руке шакала. Вор убегает, оставив недоеденную котлету. Ребята не смотрят на неё, хотя ещё вчера доели бы не раздумывая.

«Тыквенный парень» подкарауливает Вадима у входа в столовку и лезвием портит его пальто. Вадим расстроен - теперь он не сможет его продать.

Ребята расстаются - Вадим отправляется в школу, а Коля и Марья сочиняют письмо и относят его в страшный тифозный барак. По дороге Марья рассказывает, как они с братом выживали после потери карточек, и как стыдно поначалу выпрашивать еду в столовке. Только потом «голод убивает всякий стыд».

Вечером Колю ожидают три события. Сначала Вадик приходит из школы ошеломлённый - учителя собрали для брата и сестры целый портфель продуктов. Колина мама уверяет, что она здесь ни при чём. Второе событие - рассказ Марьи о том, как она с братом ходила в баню. Вадик не отпустил сестрёнку одну, девочка могла ошпариться, и Марье пришлось мыться в мужском отделении. С тех пор Марье стыдно ходить в баню.

Третьим событием оказывается нагоняй, который устраивает Коле мама, узнавшая, что сын прогулял школу. Коля пытается объяснить, что помогал Вадиму искать еду, но мама ничего не хочет слушать. Она решает, что Вадим плохо влияет на её сына. Коля возмущается, в его отношении к маме, всегда такой сильной и мудрой, «ломается какая-то тонкая перегородочка».

После этого нагоняя Коля «дрогнул духом», дружбы у него с Вадиком не получается - выходит лишь знакомство.

В течение всей весны Колина мама передаёт Вадиму, что больная из тифозного барака чувствует себя неплохо. Восьмого мая она приходит с работы расстроенная и в слезах. Коля пугается - вдруг сейчас, накануне победы, что-то случилось с папой. Собрав небольшой гостинец, мама вместе с Колей отправляется к Русаковым и там ведёт себя суетливо и беспокойно.

На следующий день, 9 мая, весь город празднует День Победы. Директриса школы поздравляет детей, а учительница просит запомнить всё пережитое, ведь они, дети войны, станут последними, кто сохранит эти воспоминания. Они должны сохранить «наше горе, нашу радость, наши слёзы» и передать эту память своим детям и внукам.

Потолкавшись после уроков в праздничной толпе, Коля отправляется к Вадиму и узнаёт, что его мама умерла несколько дней назад. Колина мама узнала об этом только вчера, поэтому и вела себя так странно. Слушая Вадима, Коля чувствует, как между ними «раскрывается чёрная вода», словно они с Марьей уплывают куда-то, а он, Коля, остаётся на берегу. Вадим сообщает, что их с Марьей отправят в детский дом, и просит Колю уйти.

Ещё один раз, последний, Коля встречается с Вадимом в конце лета. «Враз подросший, неулыбчивый парень» сообщает, что их детский дом уезжает.

Осенью Коля переходит в следующий класс, и ему снова выделяют талоны на доппитание. В восьмой столовке к нему снова подходит голодный мальчишка, и Коля делится с ним своей порцией.

Знаете, я не думала, что на меня такое впечатление произведет книжка. С одной стороны, я анализировала взросление человека, с другой – войну, но все-таки больше обращала внимание на развитие личности. Можно подумать, что это очередная книжка на военную тематику, но нет, книга не о героизме солдат и людей в тылу, книга о детях в годы войны. А вот краткое содержание произведения: Книга начинается с воспоминания мальчика Коли о своей учительнице Анне Николаевне. Она преподавала своим ученикам не только школьные уроки, но и уроки жизни. А между тем шла война, был 1945 год, весна. Рассказчик без году и двух месяцев был уже ни много ни мало выпускником начальной школы. Далее рассказывается о том, что постоянно хочется есть. В общем всех ребят можно условно разделить на три группы: обычных ребят, шакалов и шпану. Обычные ребята боялись и тех, и других. Шакалы отнимали еду, шпана своей видом просто внушала страх, причем шпана вызвала впечатление тупой толпы. Однажды, когда Коля как обычно сидел ел, он оставил суп (не мыслимое дело для рассказчика кстати (так как мать его учила всегда доедать, как бы ему не нравилась пища). К нему незаметно подсел один из шакалов и стал взглядом выпрашивать остатки супа. Рассказчик заколебался, но отдал ему суп. Он заприметил этого мальчика, называл его про себя желтолицым. Также он заприметил одного из шпаны, который пробился среди мелких без очереди. Его он прозвал Нос. Через несколько дней во время еды он опять увидел желтолицего. Тот стащил хлеб у маленькой девочки, и из-за этого поднялся скандал. Банда Носа решила поколотить желтолицего, но оказалось, что они и драться то не умеют, просто харахортся. Желтолицый схватил Носа за горло и чуть его не задушил. Банда в страхе разбежалась. Желтолицый подошел к забору и грохнулся в обморок. Коля позвал на помощь, и желтолицего привели в себя. Оказалось, что он не ел пять суток и что воровал хлеб не для себя, а для своей сестры Марьи. Рассказчик выяснил, что желтолицего зовут Вадька. Немного о героях: Рассказчик жил с матерью и бабушкой, отец воевал. Дома его словно «коконом обвивали», укрывая от всех бед, как он сам говорил. Он особо не голодал, был одет и обут, уроки не пропускал. Совсем по-другому жили Марья и Вадька. Отец их умер вначале войны. Мать лежала в больнице с тифом, и надежд на выздоровление было мало. Марья потеряла талоны на еду, так что ее брату приходилось шакалить, добывать еду своей хитростью. Тем не менее они не опускались нравственно. Они все время думали о матери, врали ей в письмах, чтобы она не волновалась. Жили они в бедно обставленном доме. Все это рассказчик узнал, общаясь с Вадькой. Рассказчика тянуло к Вадьке как магнитом. Он очень уважал этого желтолицего мальчика. Вадьке не хватало денег и чтобы выжить в морозы, он попросил у рассказчика куртку на некоторое время. Рассказчик идет домой и разговаривает с бабушкой, рассказывает им про Вадьку и Марью и про их сложную ситуацию. Бабка не разрешает ему отдать куртку. Тогда рассказчик (наверняка впервые) идет против воли бабки. Забирает куртку и выбегает на улицу к ребятам. Чуть позже, к ним подходит мать рассказчика. Он рассказывает и ей в чем дело, мать отнеслась с сочувствием к Вадьке и Марье, накормила их до отвала, и они от сытости прямо за столом и уснули. На следующий день они втроем собрались в школу. Марья пошла, а рассказчик (впервые!) с Вадькой прогуляли школу. Вадька и увязавшийся с ним рассказчик пошли искать еду. Сначала Коля возмутился, Вадик же сытый, да и вечером бабушка и мать приглашали его в гости, зачем ему искать еду? Он задал этот вопрос Вадьке, а тот сказал, что мать и бабка рассказчика не обязаны его кормить. Благородно поступил. Не любит он на чужой шее сидеть. Вадик с рассказчиком выпросили жмыха, заглянули на базар. Вадик рассказывает о своей

Герою повести Коле ещё повезло во время войны, ведь, хотя отец на фронте, дома заботливые мама и бабушка. Семья не голодает, он хорошо одет и обут, мальчик ходит в школу, но там-то он сталкивается с несчастными детьми. В столовой он делит свою порцию с желтолицым Вадькой, вскоре того бьют ребята за то, что он ворует хлеб. Только Коля помогает голодающему, ведь Вадька с сестрой умирают от голода. Отец погиб, мать в больнице, им приходится самим как-то выживать. Коля, его мама и бабушка, хотя последняя не сразу, помогают несчастным. В день Победы детям сообщают, что их мать умерла, а после отправляют в детский дом.

Главная мысль рассказа

В повести, хотя она и показывает события военного тыла, самое важное – военное эхо. Победа не всё стирает, не все раны, особенно психологические, легко и быстро затягиваются, уже не вернуть тех, кто погиб. Важно помнить ужасы войны, не допускать её снова.

Читать краткое содержание Лиханов Последние холода

Сначала у героя всё хорошо, Коля обычный мальчик, даже учится с удовольствием. Ребёнок восхищен «генеральским умом» его учительницы Анны Николаевны. Она учила их «не в лоб», не назиданиями, а как бы манёврами… Исподволь, даже не обращаясь к ученикам, сообщая им важнейшие истины.

Грянула война. В столовой Коля встречает изголодавших детей. Герой не сразу понимает просьбу истощённого мальчика Вадьки, но делится своей едой. Да, Вадька ворует хлеб у младших, его бьют старшие, но он делает это, чтобы накормить голодную сестру. Сам Вадька падает в голодный обморок!

Пораженный страданиями сверстника, Коля отдаёт ему куртку, старается накормить. Его мама узнаёт о несчастных детях. Пряча слёзы, она несёт последние продукты, вопреки бабушке, несчастным, помогает с уборкой, передаёт его сестре все хозяйские хитрости. Все ждут Победу…

Передано ощущение дня Победы, когда тротуары стали «смешны». То есть люди шли прямо по дороге, чтобы видеть улыбки друг друга, поздравлять, пожимать руки. Но в этот день радостно не всем, сегодня Вадьке и сестре сообщили о смерти матери. Им придётся отправиться в детский дом.

Коля пробовал поддерживать отношения с приятелем, но тот слишком горд, это оказывается очень трудным делом. В итоге, Николай записывает свои воспоминания о тех событиях.

Да, боевые действия кончились, но голод, разрушения, слёзы ещё долго остаются на земле. Именно учительница Анна Николаевна просит класс не забывать об ужасах войны, передать эту память своим детям и внукам.

Картинка или рисунок Последние холода

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шукшин Критики

    Несмотря на небольшой объем произведения Василия Шукшина-Критики, автор удачно описывает момент из жизни деда и маленького внуку, показывая их характер и донося смысл до читателя. Рассказ начинается с описания главных героев, был дед, ему было 73 года

  • Краткое содержание Корнель Гораций

    В очень далекие времена, когда еще не существовало ныне самых развитых стран, было два основных государства, Рим и Альба и были они союзниками и торговыми партнерами

  • Краткое содержание Казус Кукоцкого Улицкая

    В книге рассказана история жизни доктора Кукоцкого. Павел Алексеевич, будучи потомственным врачом, специализировался на гинекологии. Ему отлично давалась диагностика, ведь доктор обладал интуицией и способностью видеть больные органы своих пациентов.

  • Краткое содержание Куприн Изумруд

    Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

  • Краткое содержание Голубая книга Зощенко

    Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...