Кравченя э м личная страница. Введение

Эдуард Михайлович Кравченя родился 23 июня 1946 года в г. Борисове Минской области в семье военнослужащего. Потом семья переехала в Слуцкий район.

В первый класс пошёл в Старцевичскую среднюю школу Слуцкого района. В 1964 году д. Старцевичи была переименована в д. Знамя. В 1963 году Эдуард окончил СШ №10 г. Слуцка.

С 1964 по 1965 год работал учителем математики и физики в восьмилетней школе д. Кринки, Осиповичского района Могилёвской области.

С 1965 по 1969 годы учился в Минском государственном педагогическом институте имени А.М. Горького (МГПИ), который окончил с отличием. Получал персональную стипендию имени В.И. Ленина. По распределению был оставлен работать в родном пединституте.

С 1970 по 1971 служил в рядах Советской Армии, после чего поступил в аспирантуру при МГПИ.

После её окончания в 1975 году работал до 1985 года в качестве преподавателя, старшего преподавателя и доцента в Минском институте культуры.

Учёная степень кандидата физико-математических наук присуждена по результатам защиты диссертации в Совете по защите диссертаций Института физики твёрдого тела АН БССР по специальности «физика твёрдого тела» в 1979 году. В 1983 году присуждено звание доцента в области основ естествознания, промышленного и сельскохозяйственного производства.

С 1985 по 1987 г. Эдуард Михайлович - доцент кафедры технических средств обучения Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького. С 1987 по 2003 г. - заведующий кафедрой технических средств обучения Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (БГПУ присвоено имя народного поэта Беларуси Максима Танка в 1995 г.).

С 2004 по 2005 год заведующий кафедрой вычислительной техники Белорусского государственного аграрно-технического университета.

С 2005 по 2012 год работал в должности доцента кафедры «Профессиональное обучение и педагогика» Белорусского национального технического университета (ПОиП БИТУ). С 2012 по 2014 г. - заведующий кафедрой «Профессиональное обучение и педагогика». В настоящее время доцент кафедры ПОиП БИТУ.

Областью научных интересов учёного являются средства обучения в педагогическом образовании и проблемы подготовки инженерно-педагогических кадров в Беларуси.

Принимает участие в научно-исследовательских темах и проектах: «Научно-методическое обеспечение качества инженерно-педагогического образования»; «Совершенствование процесса инженерно-педагогического образования студентов в университете».

Преподаёт «Информационные и компьютерные технологии в образовании» и «Технические средства обучения».

Имеет рад наград и поощрений за свой труд. Отличник народного образования БССР (06.11.92); Отличник образования Республики Беларусь (20.05.96); Почётная грамота Совета Министров Республики Беларусь (05.11.97); Доцент 2001 года БДПУ; Человек планеты 2002 года по версии Американского библиографического института.

Награждён грамотами: Минского института культуры (06.02.1981; 27.02.1982; 20.12.1982; 07.02.1984); Белорусского государственного педагогического университета (29.09.1995; 29.09.1995); Белорусского национального технического университета (30.06.2011). Имеет Благодарственное письмо Минского городского исполнительного комитета.

Эдуард Михайлович - автор трёх электронных учебно-методических комплексов; двух электронных учебных изданий; многочисленных учебных пособий рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь (МО РБ), научно-методическим центром учебной книги и средств обучения МО РБ, учебно-методическим объединением по профессионально-техническому обучению МО РБ; имеет более 200 научных публикаций.

Владимир ХВОРОВ
Фото с сайта Белорусского национального технического университета.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Инженерно-педагогический факультет

Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

Л.Н.Аксенова

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

2007
УДК 371.6 (075.8)

ББК 74.202.5 я 73

Рецензенты:

А.И. Павловский, профессор кафедры прикладной математики и информатики БГПУ, кандидат физико-математических наук, профессор;

А.А. Дробыш, доцент кафедры «Технология и методика
преподавания» БНТУ, кандидат технических наук.

Кравченя, Э.М.

К 78 Технические средства обучения. Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» для студентов заочной формы обучения / Э.М. Кравченя. - Минск: БНТУ, 2010. - с.

ISBN 978-985-525-091-4

В пособии рассматриваются вопросы дисциплины «Технические средства обучения и методика их применения», не включенные в ранее изданные учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров образования «Технические средства обучения в школе» (Минск: ТетраСистемс, 2005) и учебное пособие для педагогических специальностей «Технические средства обучения» (Минск: Вышэйшая школа, 2005).

Изучаются психофизиологические характеристики процесса приема информации, вопросы представления информации в цифровом виде, современные средства обучения: документ-камера, мультимедиапроектор, интерактивная доска, плазменная панель, а также методика использования современных технических средств обучения в учебном процессе.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальностей 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)». Может быть полезным для преподавателей вузов и студентов педагогических специальностей других вузов.

УДК 371.6 (075.8)

ББК 74.202.5 я 73

ISBN 978-985-525-091-4 © Кравченя Э.М. 2010

© БНТУ, 2010

Людмила Николаевна Аксенова

Практикум по методике воспитательной работы в учреждениях профессионального образования

Рецензенты:

О.В.Славинская , заведующая кафедрой социальных и трудовых отношений Государственного учреждения образования «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», кандидат педагогических наук, доцент

И.А.Борейша, профессор кафедры "Основы машиностроительного производства и профессиональное обучение" Белорусского национального технического университета, кандидат педагогических наук, доцент

Практикум представляет собой сборник учебных заданий разного вида и уровня сложности. Материалы, включенные в практикум, позволяют студентам эффективно изучать дисциплину "Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования".

Практикум предназначен для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Э.М. Кравченя

Технические средства обучения и методика
их применения

Методическое пособие

Минск

БНТУ


Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

Э.М. Кравченя

Технические средства обучения

и методика их применения

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения специальности

1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»


УДК 371.6 (075.8)

ББК 74.202.5я73

Рецензенты:

канд. физ.-мат. наук, профессор кафедры прикладной математики
и информатики БГПУ А.И. Павловский ;

канд. техн. наук, доцент кафедры «Технология и методика

преподавания» БНТУ А.А. Дробыш

ISBN 978-985-525-423-3.

В пособии рассматриваются вопросы дисциплины «Технические средства обучения и методика их применения». Изучаются психофизиологические характеристики процесса приема информации, вопросы представления информации в цифровом виде, современные средства обучения: документ-камера, мультимедиапроектор, интерактивная доска, плазменная панель, а также методика использования современных технических средств обучения в учебном процессе.

Издание может быть полезным для преподавателей и студентов педагогических специальностей других вузов.

УДК 371.6 (075.8)

ББК 74.202.5я73

ISBN 978-985-525-423-3 © Кравченя Э.М., 2011

© БНТУ, 2011


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время информационная компетентность преподавателя становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому чрезвычайно актуально такое обучение будущих педагогов ПТУ и преподавателей других образовательных учреждений, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области, в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.

Традиционно на лекционных занятиях используются такие наглядные средства обучения, как доска и мел, плакаты и схемы, стенды. Эти средства помогали в визуализации информации и в определенной степени повышали качество обучения. Однако подобные формы иллюстративной информации имеют существенные ограничения, так как не способны обеспечить ее восприятие одновременно большим числом студентов. Кроме того, представление такой информации – статично и не воспроизводит динамики процесса, столь свойственных большинству технических дисциплин.

Использование информационных технологий позволяет перейти от традиционной технологии, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Они способны задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека – визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную).

Освоение современных технических средств обучения (ТСО), созданных на основе микропроцессорной техники, и методики их применения тесно связано со знаниями студентов из области педагогики, возрастной и педагогической психологии, информатики, физики, математики и др. Поэтому курс «Технические средства обучения» целесообразнее изучать после этих курсов, до или одновременно с курсом частной методики.

Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель-обучающийся».


1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИМЕНЕНИЯ ТСО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Э.М. Кравченя

Технические средства обучения и методика их применения

Методическое пособие

Минск

БНТУ

Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

Э.М. Кравченя

Технические средства обучения

и методика их применения

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения специальности

1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»

УДК 371.6 (075.8)

ББК 74.202.5я73

Рецензенты:

канд. физ.-мат. наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики БГПУ А.И. Павловский ;

канд. техн. наук, доцент кафедры «Технология и методика

преподавания» БНТУ А.А. Дробыш

ISBN 978-985-525-423-3.

В пособии рассматриваются вопросы дисциплины «Технические средства обучения и методика их применения». Изучаются психофизиологические характеристики процесса приема информации, вопросы представления информации в цифровом виде, современные средства обучения: документ-камера, мультимедиапроектор, интерактивная доска, плазменная панель, а также методика использования современных технических средств обучения в учебном процессе.

Издание может быть полезным для преподавателей и студентов педагогических специальностей других вузов.

УДК 371.6 (075.8)

ББК 74.202.5я73

ISBN 978-985-525-423-3 © Кравченя Э.М., 2011

© БНТУ, 2011

Введение

В настоящее время информационная компетентность преподавателя становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому чрезвычайно актуально такое обучение будущих педагогов ПТУ и преподавателей других образовательных учреждений, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области, в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.

Традиционно на лекционных занятиях используются такие наглядные средства обучения, как доска и мел, плакаты и схемы, стенды. Эти средства помогали в визуализации информации и в определенной степени повышали качество обучения. Однако подобные формы иллюстративной информации имеют существенные ограничения, так как не способны обеспечить ее восприятие одновременно большим числом студентов. Кроме того, представление такой информации – статично и не воспроизводит динамики процесса, столь свойственных большинству технических дисциплин.

Использование информационных технологий позволяет перейти от традиционной технологии, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Они способны задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека – визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную).

Освоение современных технических средств обучения (ТСО), созданных на основе микропроцессорной техники, и методики их применения тесно связано со знаниями студентов из области педагогики, возрастной и педагогической психологии, информатики, физики, математики и др. Поэтому курс «Технические средства обучения» целесообразнее изучать после этих курсов, до или одновременно с курсом частной методики.

Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель-обучающийся».

В учебно-методическом пособии рассматриваются содержание программы подготовки педагогов-инженеров. методика и практика применения современных технических средств обучения в системе преподавания инженерных и технических дисциплин. Приводится примерная тематика, порядок выполнения. представления и информационно-методическое обеспечение курсовой работы. Словарь терминов связан интерактивными гиперссылками с программой курса и дает представление об основных психолого-педагогических особенностях применения технических средств в учебном процессе, свойствах учебной информации, ее восприятия и переработки человеком. Рассматриваются вопросы проектирования и создания электронных средств наглядности, программ тестового контроля. Показаны возможности современных технических средств записи, хранения и воспроизведения информации. В рамках дисциплины изучается техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с техническими средствами обучения.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальностей 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)». Может быть полезным для преподавателей и студентов педагогических вузов.

Возможности технических средств трансляции, записи, хранения и воспроизведения информации.
Краткая история развития проекционной техники. Статическая проекция. Виды статической проекции. Аппаратура. Методические возможности. Динамическая проекция. Начало кинематографа. Динамическая кинопроекция: основные понятия кинематографии и кинотехники. Цифровое кино. Аппаратура. возможности. История аудионосителя. Звукотехника: принципы записи и воспроизведения звука. Виды, аппаратура, возможности. Методика применения звукотехнических устройств. Способы записи и воспроизведения звука: механический, фотографический (оптический) и магнитный (цифровой). Этапы создания телевидения. Передача и прием телевизионного изображения. Аналоговые системы цветного телевидения. Цифровое телевидение. Виды телевизионной техники, их технические возможности и основные требования по эксплуатации. Форматы записи и воспроизведения изображения.

Использование видеотехнологий при подготовке учебных материалов. Особенности подготовки аудиовизуальной информации для различных форм учебного видео (видеолекции, фрагменты видео- и компьютерной анимации в лекционных демонстрациях, видеофильмы, видеофрагменты как части мультимедийных электронных учебных изданий в сети и др.). Основные сведения о системе компьютерного видеомонтажа. Рекомендации по цифровой обработке видео и звука, применению алгоритмов сжатия MPEG, записи готового видеоматериала на различные носители - аналоговые и цифровые. Захват видео с экрана. Создание учебных видеоматериалов с использованием персонального компьютера. Рекомендуемая литература: .

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Психолого-педагогические основы применения ТСО в учебном процессе
1.2.Наглядность в обучении. Методика изготовления средств наглядности
1.3.Возможности технических средств трансляции, записи, хранения и воспроизведения информации
1.4.Технические средства подготовки и представления мультимедийного учебного материала
1.5.Использование информационных технологий и электронных учебных материалов в учебном процессе
1.6.Инструментальные программы в обучении. Методика проведения тестового контроля
1.7.Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с техническими средствами обучения
2.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Примерный перечень тем лабораторных работ
2.2.Тематика, содержание, порядок выполнения и представления курсовой работы
2.2.1.Структура пояснительной записки
2.2.2.Основные требования к структурным элементам пояснительной записки
2.2.3.Примерные темы курсовых работ
2.2.4.Порядок работы студентов при выполнении курсовых работ
Подготовительный период
Создание обучающих программ
Разработка и изготовление экранных средств обучения
Требования к разработке макетов кадров
2.2.5.Методические указания по разработке контролирующих программ
2.2.6.Оформление пояснительной записки
2.2.7.Оформление курсовой работы
3.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
4.СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-источники
Компьютерные программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Образец оформления титульного листа курсовой работы
Приложение Б. Образец оформления задания по курсовой работе
Приложение В. Образцы оформления библиографического описания в списке использованных источников, приводимых в курсовой работе


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технические средства общения, Кравченя Э.М., Пилипенко В.И., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Технические средства обучения и методика их применения, Кравченя Э.М., 2011
  • Концепция организации воспитательной работы в творческом коллективе, Монография, Матушак А.Ф., Белоусова Н.А., 2019
  • Современные средства оценивания результатов обучения в педагогических ситуациях, Методическое пособие, Лебедева С.В., 2015


Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...