Крейсер "коминтерн" - ссср. Размещение орудий главного калибра



В годы Великой Отечественной войны в составе советского военно-морского флота воевало немало кораблей-ветеранов, доставшихся советскому ВМФ от царского режима. В этом номере мы решили рассказать о крейсере «Коминтерн» одном из старейших боевых кораблей, которые участвовали в Великой Отечественной войне.Крейсер «Коминтерн» к началу Великой Отечественной войны был ветераном Черноморского флота. Его заложили в 1901 г., а вступил он в строй в 1905-м. Этот корабль относился к крупнейшей серии крейсеров Российского императорского флота «Богатырь», «Олег», «Очаков» и «Кагул».
Первоначально его назвали «Ка-гул», но в 1907 г. переименовали в «Память Меркурия». Под этим именем крейсер принимал участие в Первоймировой войне. В 1916 г. корабль поставили в ремонт, где его и застала революция и Гражданская война. В ходе последней интервенты подорвали на «Памяти Меркурия» машины и вывели из строя артиллерию. В начале 20-х гг. он был восстановлен и переименован в «Коминтерн». Крейсер в течение 20-х гг. был флагманом МСЧМ. Перед началом Великой Отечественной войны корабль прошёл ремонт и модернизацию. Но он по-прежнему использовал в качестве топлива уголь. Официально «Коминтерн» числился учебным кораблём, но в документах его часто упоминают как учебный крейсер и минный заградитель. Командовал кораблём капитан 2 ранга И.А.Заруба. 23 июня крейсер включили в состав эскадры, и он вместе с другими кораблями эскадры использовался для постановки оборонительных минных заграждений. 23, 26 и 27 июня 1941 г. он ставил мины у Севастополя.

За один раз он брал на борт 100-120 мин, его сопровождали эсминцы «Бойкий» и «Безупречный». До сих пор историками ведётся дискуссия о целесообразности их постановки наш флот доминировал на Чёрном море, флоты союзников Германии не представляли серьёзной угрозы и не вели активных действий. Как отмечал начальник штаба Черноморского флотаИ.Д. Елисеев: «Следовало воздержаться от постановки мин, поскольку большой угрозы с моря не было, а постановка их принесла нам много горя. Основными потребителями моря были мы сами».В самом начале войны из моряков, служивших на крейсере, был сформирован отряд морской пехоты (100 человек), они прошли курс боевой подготовки и ушли добровольцами на сухопутный фронт.В начале июля 1941 г. «Коминтерн» пришёл в Одессу, где его передали в подчинение командиру Одесской ВМБ. Этот поход едва не стал для него последним вечером 6 июля в районе Бельбека при контрольном бомбометании катером эскорта прямо по курсу крейсера была взорвана магнитная мина. Командующий ЧФ записал в своём дневнике: «Везёт старику! Если бы наскочил сам на магнитную мину, ему бы не устоять». 19 июля крейсер прикрывал прорыв кораблей Дунайской флотилии. 22 и 23 июля «Коминтерн» ставил минные заграждения у Одессы.

Летом 1941 г. успешно развивалось немецкое наступление, и в начале августа немецкие части вышли к окраинам Одессы. 5 августа из Ставки был получен приказ: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». Началась 73-дневная оборона. 6 августа по приказу наркома ВМФ №00241 был сформирован отряд кораблей Северо-за-падного района. В него, помимо «Коминтерна», вошли эскадренные миноносцы «Шаумян» и «Незаможник», дивизион КЛ, минный заградитель «Лукомский», 5-й дивизион ТЩ, 2-я бригада TKA, отряд СКА и 4 болиндера. Он подчинялся командиру Одесской ВМБ и предназначался для защиты Одессы с моря. Корабли действовали вместе с частями Приморской армии, прикрывали огнём наши позиции, вели контрбатарейную борьбу.
Тем временем налёты авиации противника на город и порт стали ежедневными. 18 августа в гавани Одессы восемь Ju-87 атаковали «Коминтерн». По ним был открыт огонь, прямых попаданий в корабль не было, но в причал, у которого стоял крейсер, попала одна бомба. Корпус был повреждён осколками (около 70 пробоин в правом борту), возник пожар, погибло шесть, ранено 46 моряков. Экипаж быстро потушил огонь и приступил к исправлению повреждения. Рабочие одесских заводов помогли «подлатать» корпус. Немецкая авиация ежедневно бомбила корабли, атаковала конвои и выставляла мины на подходах к Одессе. С 26 августа немецкая осадная артиллерия начала ежедневные обстрелы города и порта.Корабли Черноморского флота внесли значительный вклад в оборону города, они ежедневно поддерживали действия войск. Например, 31 августа крейсеры «Коминтерн», «Червона Украина», эсминцы «Незаможник», «Дзержинский», «Шаумян», «Фрунзе», канлодки «Красная Армения» и «Красная Грузия» вели огонь по немецким позициям в восточном секторе обороны. 3 и 4 сентября крейсер обстреливал немецкие позиции вместе с канонерской лодкой «Красная Армения» и сторожевым кораблём «Кубань». К этому времени на «Коминтерне» были расстреляны стволы пяти 130-мм орудий, им срочно требовалась замена. Вечером 7 сентября «Коминтерн» ушёл в Севастополь. Здесь на нём провели работы по ремонту и перевооружению были заменены стволы 130-мм орудий и усилено зенитное вооружение.

29 сентября «Коминтерн» вышел в Новороссийск за новым конвоем. Вечером 4 октября крейсер привёл в Севастополь транспорты «Березина», «Профинтерн» и «Чапаев».7 октября «Коминтерн» пришёл в Одессу. На борт корабля погрузили 1455 солдат, 250 т грузов, семь машин и 23 повозки. Вечером он навсегда покинул Одессу. Начиналась эвакуация войск, и вскоре город был оставлен.20 октября крейсер привёл в Новороссийск транспорты «Чапаев» и «Березина». 25 октября он прибыл в Поти, где должен был пройти планово-предупредительный ремонт. 4 ноября командиром крейсера был назначен капитан 1 ранга А.А. Барбарин, его прежний командир принял крейсер «Червона Украина».

В конце октября немцы прорвали оборону Приморской армии на Ишуньских позициях и ворвались в Крым. В это время возникла угроза захвата Севастополя и командование ЧФ начало перебазирование основных сил флота на Кавказ. 30 октября началась 250-дневная оборона Главной базы Черноморского флота. 4 ноября приказом Ставки был создан Севастопольский оборонительный район (СОР).
7 ноября, не закончив ремонтных работ, «Коминтерн» вышел с грузом боеприпасов в Севастополь. При стоянке в севастопольской бухте зенитчики крейсера отражали налёты авиации. На корабль были погружены эвакуируемые (более 3000 человек), и вечером 10 ноября он ушёл на Большую землю. Ситуация продолжала ухудшаться, и 20 ноября крейсер вновь отправился в Севастополь с грузом боеприпасов для СОР. Утром 22 ноября он прибыл в крепость. Вечером 23 ноября, приняв на борт 500 эвакуируемых, 160 раненых и 300 т флотского боезапаса, «Коминтерн» отправился в обратный путь на Кавказ.

Попытка немцев взять Севастополь с ходу провалилась, и они начали собирать силы для нового броска на город. Зимний штурм Севастополя начался 17 декабря 1941 г. Немцы вели наступление на всех участках, ожесточённые бои развернулись в районе станции Мекензи-евы горы. Необходимо было срочно доставить пополнение защитникам Севастополя, пополнить запасы мин, снарядов и патронов. На «Коминтерне», которым теперь командовал капитан 3 ранга Ф.В. Жиров, полным ходом шла погрузка. Утром 24 декабря крейсер, в сопровождении эсминца «Железняков», доставил в крепость 1850 бойцов маршевых рот и 70 т боеприпасов. Вечером, приняв на борт 265 раненых, он ушёл на Кавказ в сопровождении «Бойкого». Утром 26 декабря он прибыл в Туапсе, и командование задействовало его в «каботажных» перевозках у берегов Кавказа при подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. В ней принял участие моторный баркас крейсера.

Утром 2 января 1942 г. «Коминтерн» пришёл в освобождённую Феодосию со вторым эшелоном десанта он доставил 1200 солдат и 300 т боеприпасов. Быстро разгрузился и ещё до рассвета покинул порт. 8 января он вновь доставил пополнение в Феодосию. На его борту размещалось 1200 бойцов и 200 т боеприпасов. На корабль погрузили 350 раненых, и он ушёл на Большую землю. Вечером 15 января корабль вновь прибыл в Феодосию. Он доставил 1100 солдат, 100 т боеприпасов и 400 т продовольствия. На Кавказ «Коминтерн» вывез 650 раненых. Части Крымского фронта успешно развивали наступление и освободили Керченский полуостров.Во второй половине января «Коминтерн» вернулся на коммуникации Кавказ Севастополь. Утром 24 января он пришёл в Главную базу с маршевыми ротами (600 человек), грузом санитарного имущества и боеприпасами (132 т авиабомб и реактивных снарядов). После окончания разгрузки и во время погрузки он вёл огонь по немецким позициям. Вечером 25 января корабль ушёл на Большую землю. Постоянные рейсы крейсера в сложных погодных условиях привели к тому, что кораблю вновь потребовался ремонт. Его «Коминтерн» прошёл в Поти, получив к тому же камуфляжную окраску.

11 февраля крейсер вышел из Поти. На нём находилось 1034 бойца и 200 т боезапаса. В 16.00 12 февраля комендорами корабля была расстреляна плавающая мина. В осаждённую базу Черноморского флота крейсер пришёл утром 13 января. После разгрузки он вёл огонь
по немецким позициям. Вечером 15 февраля он покинул Севастополь со 150 т практического боезапаса. В 03.47 24 февраля «Коминтерн» вновь в Севастополе. В этом походе он сопровождал транспорт «Абхазия». После разгрузки боезапаса на корабль был погружён полный запас угля и в 00.05 25 февраля он покинул порт. В 04.20 6 марта в Главную базу пришёл транспорт «Белосток» в сопровождении «Коминтерна». Корабли доставили 233 бойца маршевых рот, шесть 76-мм орудий, 117 т флотского боезапаса, 100 т авиабомб, 300 ящиков реактивных снарядов, 18 автомобилей ГАЗ-АА, две походные кухни и 240 т продовольствия. В этот день на крейсере отмечали 20-ю годовщину подъёма флага. Экипажу было зачитано приветствие Военного совета Черноморского флота. В 20.58 8 марта крепость покинул отряд кораблей в составе транспорт «Красная Кубань», крейсер «Коминтерн» и эсминец «Сообразительный». На Кавказ ими было вывезено 434 человека, 130 т боезапаса, 125 т гильз и 50 т грузов. 9 марта отряд атаковали три вражеских торпедоносца, но их атака была успешно отражена. Это был последний поход крейсера в Севастополь. За январь-март 1942 г. «Коминтерн» доставил в город 3776 бойцов пополнения и 1200 т боеприпасов, вывез на Большую землю около 4000 эвакуированных, 675 раненых и 605 т боеприпасов.

Во второй половине марта «Коминтерн» вновь поставили на планово-предупредительный ремонт. Механизмы старого крейсера требовали частого ремонта, постоянные походы приводили к их износу котлы перерасходовали моторесурс в три раза, три из шести динамомашин требовали ремонта. Его средства ПВО не могли отразить атаки немецких торпедоносцев, необходимо было срочно их усилить, но у командования ЧФ не было резервов. После окончания самых необходимых работ командование вновь использовало корабль для «каботажных» рейсов вдоль берегов Кавказа.Он совершил несколько походов в Туапсе и Новороссийск с маршевыми ротами и различными грузами. 19 апреля корабль получил повреждения во время массированного налёта противника на новороссийский порт. Прямых попаданий удалось избежать, но от близких разрывов семи бомб крейсер получил значительные повреждения. На нём вышли из строя 76,2-мм орудия, два пулемёта, антенна радиопередатчика и приёмная антенна. В правом борту насчитали 31 пробоину, 17 пробоин от близких разрывов в надстройках и дымовых трубах. «Коминтерн»вновь поставили на ремонт в Батуми, куда корабль пришёл 22 апреля. На этот раз исправление повреждений, ремонтные работы по корпусу и механизмам совместили с усилением зенитного вооружения на крейсер установили три 45-мм, два 25-мм орудия и три зенитных пулемёта. После окончания ремонта командование решило ещё раз послать его в Севастополь. Немцы начали штурм города, и защитники испытывали острый недостаток боеприпасов. На корабль погрузили боезапас и пополнение, и 19 июня он вышел в поход. Но утром 20 июня он получил приказ возвращаться в Новороссийск. Немецкие части уже вышли к берегу Северной бухты, их авиация господствовала в воздухе, и командование флота решило не рисковать старым кораблём со слабым зенитным вооружением. Командующий ЧФ записал в дневнике: «20 июня. 04.45. Крейсер «Коминтерн» шёл в Севастополь. Приказал вернуться: нельзя, утопят». Боеприпасы и пополнение в Севастополь теперь доставляли лидер «Ташкент», эсминцы и подлодки.

2 июля крейсер пострадал во время массированного налёта на Новороссийск. В нём принимали участие 64 бомбардировщика и 13 истребителей противника. В ходе этой воздушной атаки немцами были потоплены лидер «Ташкент» и эсминец «Бдительный», а ряд кораблей получили повреждения. В «Коминтерн» попала одна бомба, причинившая большие разрушения. От близких разрывов возник пожар на полубаке, но его удалось быстро потушить. Было убито и ранено 63 моряка крейсера. Вечером 2 июля корабль, в сопровождении трёх сторожевых катеров, ушёл в Поти для исправления повреждений. Но и здесь активно действовала авиация противника. Во время налёта 16 июля в вентиляторную трубу корабля попала бомба, пробила дно, но не взорвалась. Через пробоину вода стала затапливать второе котельное отделение. Пять часов моряки боролись за живучесть, им удалось прекратить поступление воды. На корабле побывала комиссия и осмотрела повреждения. На этот раз устаревший и изношенный крейсер решили не восстанавливать, разоружить и использовать в качестве волнолома.

Однако «Коминтерну» пришлось совершить ещё один поход. После падения Севастополя немцы стремились захватить Кавказ. 17 августа, завершив исправление повреждений, крейсер вышел в «каботажный» рейс. 18 августа «Коминтерн» доставил 500 человек маршевых рот и боезапас из Поти в Туапсе, отразив на переходе несколько авиационных атак противника. На переходекорабль, шедший со скоростью 8 уз, сопровождали базовый тральщик «Защитник» и два сторожевых катера. После выгрузки началось разоружение корабля. С него сняли все орудия и боезапас. 184 моряка ушли в морскую пехоту. На старый крейсер погрузили 500 человек и 100 т грузов. 19 августа он пришёл в Поти в сопровождении базового тральщика «Щит» и двух сторожевых катеров. Ещё 150 человек из его команды ушли в морскую пехоту, остальные моряки были распределены на другие корабли ЧФ. 10 октября 1942 г. «Коминтерн» вышел из Поти на буксире в свой последний поход. Его затопили в качестве волнолома вместе с корпусами транспортов «Балаклава», «Камышин» и «Лепсе» в 500 м от берега в устье реки Хоби. Из экипажа сформировали отдельный артиллерийский дивизион. В береговую оборону Туапсе вошли батареи из орудий крейсера - 167, 173, 742, 743, 746, 747, 770. Они приняли активное участие в отражении немецкого наступления на Туапсе, в Кер-ченско-Эльтигенской десантной операции.

После окончания войны крейсер не стали поднимать, и его остатки до сих пор находятся в устье Хоби.За годы войны «Коминтерн» совершил 74 боевых похода, прошёл 16000 миль, перевёз 18612 человек и 6790 т различных грузов, конвоировал 20 судов, выставил 800 мин. Корабль-ветеран служил Родине 38 лет, но и после списания он продолжал защищать интересы страны. Историк флота P.M. Мельников написал: «Он был посажен на грунт, чтобы в качестве волнолома служить соединениям базировавшихся здесь и продолжавших войну советских лёгких кораблей. Здесь он остаётся и до настояшего воемени. став своеобоазным памятником».

Открываю эту тему вот в связи с чем. Про крейсер "Коминтерн" написано в разных источниках достаточно много. Однако, о том, что он был разоружён и затоплен в устье р. Хопи в Поти всегда указывается одна и та же причина. Дескать крейсер был старый, служить ему было трудно, вот и сняли с него пушки, а корпус затопили в качестве волнолома в Поти. В 1985 году я узнал от одного коллеги, который в истории флота был покруче, чем я. т.к. был севастополец и имел доступ к различным документам, такую историю, про которую мне больше слышать никогда не приходилось. Вкратце суть её такова: в начале ВО войны руководство ВМФ сделало вывод о недопустимости повседневного использования новых кораблей для перевозки десанта и оказания поддержки сухопутным войскам. В связи с этим, основная тяжесть этой боевой работы легла на старые корабли ЧФ: "Червона Украина", "Красный Крым", "Коминтерн", эм типа "Новик", КЛ типа "Эльпидифоры". Эксплуатировались эти корабли командованием ЧФ и участвовали в боевых операциях эти корабли "со всей пролетарской ненавистью" в отличие от новых. Многие из них погибли в боях. КР (минзаг) называйте как хотите, это сути истории не меняет, "Коминтерн" в результате этого находился в крайне ужасном техническом состоянии и постоянно подвергался атакам гитлеровской авиации. Поскольку он был построен раньще, чем любой первый боевой самолёт и не планировался для этих задач, то имел крайне слабое зенитное вооружение. Подливала масло в огонь проведённая до войны "модернизация", в результате которой "Коминтерн" утратил скорость от 23 проектных до 12 узлов. Команда находилась в таких ужасных условиях под постоянными бомбёжками около года и изо дня в день совершала подвиг по спасению своего крейсера и отражению авианалётов. В конце - концов, терпение моральные и физические силы экипажа достигли предела. На корабле стал готовиться заговор под руководством корабельного парикмахера с тем, чтобы захватить корабль и увести его в Румынию, где и сдаться в плен. Учитывая то, что у НКВД в то время недостатка в агентуре не было, заговор был раскрыт, несколько человек было арестовано, экипаж расформирован и вместе с пушками был отправлен в разные сухопутные части, в том числе и в Новороссийск для обороны Кавказа, а корпус крейсера был затоплен в устье р. Хопи. Вот такую "истинную" историю списания "Коминтерна" я узнал. Не верить этому человеку у меня причин нет, т.к. следующую историю в этот день он мне рассказал про БПК "Сторожевой" и Саблина. В те годы, за такие разговоры можно было иметь большие неприятности. Узнал он их от старых офицеров политотдела флота в звании к.1 р. В связи с этим, хочу узнать, слышал ли кто что-нибудь про эту историю и что думают о ней участники форума. Хотелось бы отметить, что такие старые корабли немцы с удовольствием переоборудовали в крейсера ПВО, в которых была огромная нужда, но наши этого почему-то не сделали, тупо затопив корабль в качестве волнолома далеко от линии фронта и даже не разделали на столь нужный стране металлолом. Про историю восстановления крейсера и 20-е годы в тему прошу не писать, это всем известно.

У крейсера «Коминтерн» необычная судьба. Рожденный на царских верфях, он стал символом новой России. Его выбрали прообразом на съемках знаменитого Эйзенштейновского «Броненосца Потемкина». А войну он встретил на час раньше всей страны – и уже на рассвете 22 июня дал залп в небо… Защищая Черное море. Даже разбомбленный, воевал. Его орудия, установленные в горах, и моряки, шедшие в атаку, закусив ленточки бескозырок, наводили ужас на врага. Именно тогда, под Туапсе, родился фашистский приказ: «Моряков в плен не брать!» И даже погибая, он выполнил свой долг, сыграл свою роль до конца. Стал частью волнолома, защищающего порт…

У морских судов есть душа. Свой характер, если хотите, – привычки. Например, крейсер «Коминтерн» никогда не запускал свои машины с пол-оборота. Как бы они ни были отлажены, работникам машинного отделения надо было все-таки приложить усилия… Гордый, величественный, ровесник XX века, прошедший Первую мировую, гражданскую, погибший, как воин, и похороненный по морскому обычаю, «Коминтерн» воспринимался экипажем как равный.

Построен в 1901г. в Николаевском Адмиралтействе Николаева. До 25 марта 1907 г. назывался «Кагулъ». В 1908 г. вошел в состав Черноморского отряда. В 1911 г. вошел в состав Черноморской минной дивизии. В 1914 г. вошел в состав Бригады крейсеров Черного моря. ВВесной 1915 г. перевооружен. В октябре 1916 г. осуществлял обстрел Констанцы. 1 мая 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 г. захвачен союзниками. 22-24 апреля 1919 г. выведен из строя по приказу английского командования. В 1921-1923 гг. прошел капитальный ремонт. 31 декабря 1922 г. переименован в «Коминтерн». С началом Великой Отечественной войны использовался в качестве минного заградителя и принимал участие в обороне Одессы и Севастополя. 16 июля 1942 г. поврежден во время налета германской авиации на Поти.

Более десяти лет назад один из последних оставшихся в живых «коминтерновцев» – Като Джолия, приезжавший из Грузии, рассказывал, как снимали с корабля зенитки, и корабль, к тому времени израненный и изувеченный вражескими бомбами, казалось, понимал, зачем это делают.

– Мы прощались с крейсером, как с человеком, – говорил Като. – Он был нашим товарищем… И было ему всего 35 лет…

А началось все 5 сентября 1901 года, когда крейсер заложили на Николаевских верфях. И первоначально ему дали имя «Кагул», увековечив победу русских войск под командованием П.А. Румянцева над турецкой армией 21 июля 1770 года на реке Кагул (бассейн Дуная). Спустили на воду в 1902 году. В действующий флот под Андреевским флагом крейсер вступил в первой половине 1908 года, но уже под другим именем. Его назвали «Память Меркурия». Под этим именем он воевал в Первой мировой, в годы Гражданской войны…

Это были тоже трагические моменты. Для экипажа прежде всего. Воевать со своим народом моряки не были научены. К тому же в экипаже – а это около 900 человек – почти половина были низшего состава – матросы. А это та же «голытьба», против которой пришлось некоторое время воевать крейсеру.

Кстати, как удивительно тасует карты судьба! В 1924-м году уже «Коминтерну» (очередное переименование произошло в 1922 году) пришлось сыграть роль корабля, на котором произошло-таки восстание – да, да! Тот самый знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Потрясающие сцены с червивым мясом (и другие – в основном, внутри) снимались именно на «Коминтерне»! То есть реально на судне до восстания в годы первой революции не дошло, но потом все же настроения передались в кино.

Фильм «Броненосец «Потемкин» Сергей Эйзенштейн снял в 1925 году, на тот момент режиссеру было 27 лет. После выхода кинокартины в прокат критики всего мира практически единодушно назвали «Потемкина» настоящим шедевром. Кинокартина производила на людей такое сильное впечатление, что многие принимали художественный вымысел за правду

Сергей Эйзенштейн вспоминал, что они собирались найти корабль для съемок на Балтике (экспедиция началась в Ленинграде). Но встреча с командованием Балтийского флота оказалась бесплодной. Киношники рассчитывали запечатлеть на Балтике встречу восставшего броненосца с эскадрой. Командующий развёл руками: «У нас ничего похожего вы не найдёте, поезжайте на Чёрное море, там, вероятно, ещё кое-что осталось от старых кораблей». И точно! В сухом доке одного из судоремонтных заводов Севастополя они нашли «Коминтерн», стоящий на ремонте, что как раз устраивало съемочную группу.

В войну с фашистской Германией крейсер, как и все другие корабли флота, вступил в 3 часа 14 минут 22 июня 1941 года. Мало кто знает об этом факте Великой Отечественной войны. Да, в 4 часа утра фашистские летные армады бомбили Киев. Но почти на час раньше бомбы посыпались на Севастополь. Гитлер в первые часы войны стремился уничтожить всю советскую технику. Как известно, ожесточенной бомбежке подверглись аэродромы, и почти все самолеты погибли. Но флот мог отражать атаки с воздуха! И «Коминтерн», вмиг превратившийся из учебного в боевое судно, в ту страшную ночь вместе с другими черноморскими кораблями принял первый в этой войне бой. Впоследствии он сражался в Одессе и Севастополе.

Крейсер по тому времени был отлично вооружен. На нем было несколько пушек и торпедных установок, пулеметы. Впоследствии вся огневая мощь «Коминтерна» стала грозной силой. В разное время крейсер отражал непрерывные налеты гитлеровской авиации на порты Одессы, Севастополя, Новороссийска, обстреливал вражеские позиции на суше. Кроме того, «Коминтерн» участвовал в перевозках огромного количества военных грузов и войск, в вывозе эвакуированного населения и раненых, оборудования заводов и фабрик. Это был огромный мощный корабль – настоящий водный терминал!

– Первый год «Коминтерну» везло, – рассказывал в 70-х годах корреспонденту нашей газеты Анатолию Седлецкому капитан 1 ранга в отставке, а в годы войны капитан-лейтенант, Сергей Филиппович Спахов. – Но в начале июля 1942 года в Новороссийске крейсер получил два прямых попадания немецких авиабомб. В этот день «Коминтерн» был атакован 24 самолетами, бомбовый удар которых причинил большие разрушения крейсеру и повлек значительные потери в личном составе (были убиты и ранены 69 человек!).

Между тем, гитлеровцы рвались к Черному морю. Командование флота принимает решение использовать артиллерию и личный состав крейсера «Коминтерн» для усиления обороны Туапсе на наиболее опасных направлениях.

Приняв в Поти 500 человек маршевого пополнения и боезапас, утром 17 августа 1942 года в охранении тральщика и двух сторожевых катеров крейсер вышел в открытое море и через 24 часа пришвартовался к причалу порта Туапсе. К борту крейсера подошел плавучий кран, и началась съемка 17-тонных 130-миллиметровых орудий. Среди тех, кто руководил съемкой орудий, был и Спахов, с которым много позже журналисты «Туапсинских вестей» познакомились и подружились.

– Более 180 «коминтерновцев» тогда сошли с крейсера, – рассказывал Сергей Филиппович, – и стали защитниками Туапсе.

И сейчас стоят их боевые орудия – памятники-зенитки на вершинах, бывших некогда военными высотами.

Много интересных историй поведал тогда Сергей Спахов. И одна из них о том, как на батарее жил… бойцовский петух. Цыпленком прибился он к морякам. Те кормили его, забавлялись. Он на построении становился на левый фланг, научился распознавать тревогу и во время боя был возле орудия. И клевал горячие осколки, а каждый залп сопровождал бойцовским «ку-ка-ре-ку!» Это веселило моряков, напоминало о доме. Петр Иванович (так звали птицу) дослужился от «матроса» до «старшины сигнальщиков».

После упорных боев за Туапсе, в которых принимали участие и «коминтерновцы», гитлеровцы отступили.

Сам крейсер к тому моменту уже два с половиной месяца был на дне Черного моря. После того, как с него сняли все орудия, его переправили обратно в Поти. Причем переправляли открыто, демонстративно. Это была целая операция по дезориентации врага – мол, идет переброска техники и военных кораблей. Не случайно «Коминтерн» во время своего последнего пути вызвал огонь на себя. Это была и разведка, и отвлечение сил врага. Несколько часов его беспрерывно атаковали 26 истребителей. Сбросили много бомб, повредили нещадно. И не знали, что под ними фактически – муляж…

Израненный, но сыгравший свою последнюю роль «Коминтерн», прибыл в Поти. Там он и принял морскую смерть… 10 октября 1942 года «Коминтерн», был затоплен в устье реки Хоби – севернее порта Поти, став частью волнолома. Говорят, он и сейчас находится на этом месте – в прибрежной части, носом к морю, в пятистах метрах от песчаной косы. Его борта зияют многочисленными ранами.

Спустя два года после затопления корабли эскадры возвращались из Поти в родной Севастополь. Матросы и офицеры, ранее служившие на «Коминтерне», проходя мимо него на своих кораблях, снимали головные уборы и с опущенными головами прощались с любимым кораблем…

Всех их пережил «Коминтерн»!

Он так и остался памятником беззаветного служения Родине, советским морякам, геройски и мужественно сражавшимся и на Тамани, и в Керчи, и в Новороссийске, и в Севастополе, и в Одессе.

Коминтерн

[[Файл:|240px|center]]

«Богатырь»

Коминтерн

Линейный корабль типа Императрица Мария

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2 × 2) × 152-мм орудий Канэ;
  • 8 (8 × 1) × 152-мм орудий Канэ.

Универсальная артиллерия

  • 12 × 1 × 75-мм орудий Канэ.

Зенитная артиллерия

  • 2 × 1 × 45-мм полуавтоматические пушки;
  • 2 × 1 × 37-мм автоматические пушки «Виккерс»;
  • 2 × 4 × 7,62-мм пулемета «Максим».

Однотипные корабли

Олег, Очаков, Богатырь

«Коминтерн» - русский бронепалубный крейсер 1 ранга. Принадлежал к типу «Богатырь» . «Коминтерн» единственный корабль этого типа принимавший участие во Второй Мировой войне, нес службу под четырмя флагами и тремя именами. 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома.

История создания

«Коминтерн» был третьим крейсером типа «Богатырь» (бронепалубным крейсером или крейсер первого рода). Конкурс на создание этих кораблей проводился среди ряда представителей тяжелой промышленности, такие как концерн «Крупп» (непосредственно в конкурсе принимала участие фирма «Германские верфи» являющаяся филиалом вышеозначенного концерна), фирмы «Шихау», «Говальдсверке» и «Вулкан», итальянская компания «Ансальдо», Невский завод. Победительницей стала немецкая фирма «Вулкан». Ею был построен крейсер «Богатырь», являющийся головным, заложенный 9 декабря 1899 г. и спущенный на воду 7 августа 1902 г., а так же остальные три корабля в том числе и «Коминтерн» (под названием «Кагул»), были собраны в России на верфях Нового, Николаевского и Дазаревского Адмиралтейств («Кагул» - на верфи Николаевского адмиралтейства в августе 1901 г., принят на вооружение в 1905 г.).

Представители

Кроме уже упоминавшихся кораблей «Богатырь» и «Кагул», в строй были введены еще 2 крейсера этого типа: «Очаков» и «Олег» также был заложен крейсер «Витязь», но он сгорел еще во время строительства. Ни одному из этих кораблей (кроме «Кагула» / «Коминтерна») не довелось «дожить» до второй мировой войны: «Олег» (принят на вооружение в 1904 г.) в 1919 г. Был потоплен британским торпедным катером в финском заливе, а «Очаков» (1909 г.) был выведен из состава флота в 1929 г.

Описание конструкции

Крейсер «Коминтерн»/ «Кагул» представлял собой трехтрубное двухмачтовое судно. Хотя ограниченное условиями заказа водоизмещение и не позволило установить на корпус коробля броневой пояс, те же условия заказа, требовавшие обеспечить скорость в 23 узла, обусловили оснащение судна достаточно мощной двигательной установки в 16 водотрубных котлов Нормана. Крейсер имел три сплошные металлические палубы. Для палубной брони использовали сверхмягкую никелевую сталь Ижорского завода, которая при попадании не раскалывалась с образование смертоносных осколков, а сминалась. Для обеспечения непотопляемости корпус имел 16 водонепроницаемых переборок.

Вооружение

Главный калибр

Главный калибр «Коминтерна» представлен двенадцатью 152-мм орудиями системы Канэ. Они размещались в двух двухорудийный башнях (носовой и кормовой) конструкция Металлического завода, в четырех бортовых казематах и четырех щитовых установках на палубе. Достаточно удачное распределение артиллерии обеспечивало огонь четырех орудий по направлению носа и кормы, а по направлению борта – восьми орудий. Интересно, что поначалу эти пушки заряжались унитарными выстрелами, но затем, поскольку они были очень тяжелы, Российский флот перешел на выстрелы с раздельным заряжанием.

Противоминный калибр

Вспомогательный калибр «Коминтерна» был представлен двенадцатью 75-мм орудиями Канэ, самым главным недостатком которых было отсутствие в арсенале фугасных снарядов (имелся лишь бронебойный). Кроме того, имелось восемь 47-мм пушек Гочкисса, впрочем в советское время от них отказались. Для борьбы с подводными лодками имелись два подводных торпедных аппарата калибра 381 мм (масса взрывчатки торпеды – 64 кг, дальность стрельвы 550 м).

Модификация

Перед самым началов Великой отечественной «Коминтерн» прошел модернизацию – он был переоборудован в минный заградитель. Минная установка позволила использовать мины обр. 1926 г. в количестве 160 шт. Дополнительно установили 3 зенитных орудия 21-К калибра 45 мм и два 37-мм зенитных автоматических орудия «Виккерс».

Экипаж

Экипаж крейсера состоял из 19 офицеров и 537 нижних чинов

История службы

Превая мировая война

Во время Первой мировой войны «Кагул» (в марте 1907 г. переименованный в «Память меркурия») состоял в составе Черноморского флота и участвовал в рейдах против коммуникаций противников, обстреливал побережья Турции. После падения Временного правительства 12 ноября 1917 г. на нем был поднят сине-желтый флаг независимой Украинской Республики. В июне 1918 г. корабль был захвачен германскими войсками и использовался как плавучая казарма под германским флагом. После капитуляции Германии в 1918 г. союзники по Антанте передали крейсер добровольческой армии России. Флаг Российской империи развивался на корабле недолго – в 1920 г. крейсер был захвачен частями РККА, а затем включен в состав морских сил Черного оря с присвоением имени «Коминтерн».

Великая Отечественная война

После начала Великой Отечественной войны крейсер-долгожитель вновь пошел в бой. Уже 23 июня 1941 г. он приступил к постановке минных заграждений у Севастополя и Одессы. 6 августа корабль был назначен во вновь сформированный отряд кораблей северо-западного района. С лета 1941 по весну 1942 г. «Коминтерн» оказал артиллерийскую поддержку войскам в Крыму и Одессе, вывозили из Одессы и Севастополя раненых, и доставлял туда подкрепления и грузы. С 29 декабря 1941 г. он совершил рейсы из кавказских портов Феодосию вплоть до ее падения, доставляя пополнения и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта. 2 июля 1942 г. в ходе налета немецкой авиации на Новороссийска «Коминтерн» получил прямое бомбовое попадание. Командование флотом решило не ремантировать устаревший и тяжело поврежденный корабль – 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома (здесь он покоится и сейчас). Орудия, снятые с него, пошли на формирование батареи Туапсинского Берегового оборонительного района.

Командиры корабля

  • 30.01.1906-xx.xx.xxxx - капитан 2-го ранга Шульц, Максимилиан Фёдорович
  • xx.xx.1907-xx.xx.xxxx - Ф. Н. Иванов
  • хх.хх.1908-хх.хх.1909 - Новицкий, Павел Иванович
  • xx.xx.1909-xx.xx.1911 - Дитерихс, Владимир Константинович
  • xx.xx.1911-xx.xx.1914 - капитан 1-го ранга Львов, Николай Георгиевич
  • xx.xx.1914-xx.xx.1916 - капитан 1-го ранга Остроградский, Михаил Михайлович
  • xx.xx.xxxx-xx.xx.1917 - капитан 1-го ранга Гадд, Александр Оттович
  • хх.хх.1917-хх.хх.1917 - Петренко
  • 16.06.1921-12.04.1924 - Шабельский, Иван Петрович
  • 23.04.1924-30.12.1924 - Ружек, Александр Антонович
  • хх.09.1926-хх.10.1930 - Кадацкий-Руднев, Иван Никитич
  • xx.12.1930-xx.05.1936 - Зиновьев, Юрий Константинович
  • xx.05.1936-xx.05.1937 - капитан 2-го ранга Кара, Степан Иванович (Арест. 17.05.1937. Приговорен ВКВС 20.09.1937, обв.: участие в тер.организации. Расстрелян 20.09.1937. Реабилитирован 25.07.1957)
  • xx.07.1937-xx.08.1937 - Зиновьев, Юрий Константинович
  • xx.08.1937-xx.xx.1940 - капитан 2-го ранга Барбарин А. А.
  • хх.хх.1941-хх.хх.1941 - капитан 2-го ранга Заруба И. А.
  • хх.12.1941-хх.09.1942 - капитан 3-го ранга Жиров, Фёдор Васильевич

Литература

  • Ликсо В.В. Боевые корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны стр. 26

Характеристики

Водоизмещение , т: стандартное - 6 645; полное - 7 070
Размеры , м: длина - 134,1: ширина - 16,6; осадка - 6,3
Мощность силовой установки , л.с.: 19 500
Скорость , узлов: максимальная - 24,75; крейсерская - 16
Дальность плавания , морских миль: 5 000 при 12 узлах
Экипаж , человек: 540-556 (в т.ч. 19 офицер)
Бронирование , мм: верхняя палуба - 35- 0; башни главного калибра - 90-125; боевая рубка - 140; казематы - 25-80; щиты орудий - 25;
Вооружение
Основное вооружение 2х2 и 1х1 152 мм орудия Канэ главного калибра; 12х1 75-мм орудия Канэ
Вспомогательная артиллерия 12х1 75-мм орудия Канэ
Зенитная артиллерия : 3х1 45-мм полуавтоматические пушки; 2х1 37-мм автоматические пушки Виккерс; 2х4 пулемета Максим
Минно-торпедное вооружение : 2х1 381-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета БМБ-1 (160 мин, 140 глубинных бомб)

Коминтерн был третьим по счету бронепалубным крейсером (крейсером 1 ранга) типа Богатырь Российского флота. В конкурсе на создание этих кораблей участвовали российский Невский завод, итальянская компания Ансальдо и четыре немецкие фирмы - Германские верфи (филиал концерна Крупп), Шихау, Говальдсверке и Вулкан.

Последняя стала победительницей. Она построила головной крейсер серии (Богатырь, дата закладки - 9 декабря 1899 г., спущен на воду 7 августа 1902 г.). Остальные три, в том числе и Коминтерн (под названием Кагул), были собраны в России на верфях Нового, Николаевского и Лазаревского адмиралтейств (Кагул - на верфи Николаевского адмиралтейства в августе 1901 г., принят на вооружение в 1905 г.).

Кроме уже упоминавшихся кораблей Богатырь и Кагул, в строй были введены еще 2 крейсера этого типа: Очаков и Олег. Также был заложен крейсер Витязь, но он сгорел еще во время строительства. Ни одному из этих кораблей (кроме Кагула - Коминтерна) не довелось дожить до Второй мировой войны: Олег (принят на вооружение в 1904 г.) в 1919 г. был потоплен британским торпедным катером в Финском заливе, а Очаков (1909 г.) был выведен из состава флота в 1929 г.

Крейсер Коминтерн - Кагул представлял собой трехтрубное двухмачтовое судно. Хотя ограниченное условиями заказа водоизмещение и не позволило установить на корпус корабля броневой пояс, те же условия заказа, требовавшие обеспечить скорость в 23 узла, обусловили оснащение судна достаточно мощной двигательной установкой из 16 водотрубных котлов Нормана. Крейсер имел три сплошные металлические палубы. Для палубной брони использовали сверхмягкую никелевую сталь Ижорского завода, которая при попаданиях снарядов не раскалывалась с образованием смертоносных осколков, а сминалась. Для обеспечения непотопляемости корпус имел 16 водонепроницаемых переборок.

Главный калибр Коминтерна представлен двенадцатью 152-мм орудиями системы Канэ. Они размещались в двух двухорудийных башнях (носовой и кормовой) конструкции Металлического завода, в четырех бортовых казематах и четырех щитовых установках на палубе. Достаточно удачное распределение артиллерии обеспечивало огонь четырех орудий по направлению носа и кормы, а по направлению борта - восьми орудий. Интересно, что поначалу эти пушки заряжались унитарными выстрелами, но затем, поскольку они были очень тяжелы, Российский флот перешел на выстрелы с раздельным заряжанием.

Вспомогательный калибр Коминтерна был представлен двенадцатью 75-мм орудиями Канэ, самым главным недостатком которых было отсутствие в арсенале фугасных снарядов (имелся лишь бронебойный). Кроме того, имелось восемь 47-мм пушек Гочкисса, впрочем, в советское время от них отказались. Для борьбы с подводными лодками-имелись два подводных торпедных аппарата калибра 381 мм (масса взрывчатки торпеды - 64 кг, дальность стрельбы - 550 м).

Перед 1941 годом Коминтерн прошел модернизацию - он был переоборудован в минный заградитель. Минная установка позволила использовать мины обр. 1926 г. в количестве 160 шт. Дополнительно установили 3 зенитных орудия 21-К калибра 45 мм и два 37-мм зенитных автоматических орудия Виккерс.

Во время Первой мировой войны Кагул (в марте 1907 г. переименованный в Память Меркурия) состоял в составе Черноморского флота и участвовал в рейдах против коммуникаций противников, обстреливал побережье Турции. После падения Временного правительства 12 ноября 1917 г. на нем был поднят сине-желтый флаг независимой Украинской Республики. В июле 1918 г. корабль был захвачен германскими войсками и использовался как плавучая казарма под германским флагом. После капитуляции Германии в 1918 г. союзники по Антанте передали крейсер добровольческой армии России. Флаг Российской империи развивался на корабле недолго - в 1920 г. крейсер был захвачен частями РККА, а затем включен в состав морских сил Черного моря с присвоением имени Коминтерн.

После вступления СССР во Вторую мировую войну для крейсера нашлось работа. Уже 23 июня 1941 г. он приступил к постановке минных заграждений у Севастополя и Одессы. 6 августа корабль был назначен во вновь сформированный отряд кораблей северо-западного района. С лета 1941 по весну 1942 г. Коминтерн оказывал артиллерийскую поддержку наземным войскам в Крыму и Одессе, вывозил из Одессы и Севастополя раненых и доставлял туда подкрепления и грузы. С 29 декабря 1941 г. он совершал рейсы из кавказских портов в Феодосию вплоть до ее падения, доставляя пополнение и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта. 2 июля 1942 г. в ходе налета немецкой авиации на Новороссийск Коминтерн получил прямое бомбовое попадание. Командование флотом решило не ремонтировать устаревший и тяжело поврежденный корабль - 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома (здесь он покоится и сейчас). Орудия, снятые с него, пошли на формирование батарей Туапсинского берегового оборонительного района.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...