Кризис личностного развития в психологии. Как преодолеть личностный кризис

На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис . Как представляется, в некоторых случаях можно выявить события, которые служат пусковым механизмом для кризиса, такие как несчастный случай, операция, полученное в результате травмы увечье. Это могут быть также ситуации, связанные со смертью любимого человека, переживанием различного рода утрат, потерей семьи или работы; кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, неизлечимой болезнью, изменением социального статуса и др.

Однако природа кризиса такова, что среди пусковых механизмов могут быть не только печальные или травматичные переживания. Причиной кризиса могут быть и радостные, позитивные события - например, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что-то изменилось и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера: он стал другим. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". Таким образом, пусковые механизмы кризиса определяются не только внешним, но и внутренним содержанием, динамикой психологической жизни личности, которые так часто остаются за пределами сознания, а потому не поддаются контролю и предвидению.

Говоря о пусковых механизмах, надо учесть еще и тот факт, что возникновение кризисов могут провоцировать не только события личной истории человека, но и экстремальные ситуации глобального уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями. И если рассматривать нашу планету и то, что на ней происходит, как контекст для биологического, психологического и духовного развития всего человечества и отдельных людей, то связь между личностным и глобальными уровнями становится более очевидной. Как пишет Э. Йоманс, "те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни, являются зеркальным отражением событий, происходящих на уровне более обобщенном" и в тоже время они являются "частью общей мировой ситуации" . В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.

Иногда за кризисами закрепляются определенные названия - например, "первая любовь", "прощание с отчим домом", "кризис середины жизни", "кризис выхода на пенсию". Однако многие из подобных кризисов остаются безымянными и не привязываются к каким-либо внешним событиям, хотя и представляют собой серьезные личностные сдвиги, отражающиеся на всех сторонах жизни человека.

Мы видим, что внешние характеристики кризиса могут отличаться друг от друга: пусковые механизмы могут иметь совершенно различный характер, да и реакции на кризисные ситуации будут специфичными для каждого человека. Поэтому для понимания кризиса важно знать его внутреннюю суть, то есть психологический механизм возникновения. Как считает Дж. Якобсон, кризис возникает если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами" . Итак, суть личностного кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.

Кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону; положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых - еще нет. Это состояние "между небом и землей", "промежуточный период", о котором Э. Йоманс пишет, что это "время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения" . О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире.

Таким образом, кризис - это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. Можно сказать, что если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то экзистенциальных - становлению личности. Итак, кризис - это ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста и любой кризис уже заложен в основном свойстве личности - стремлении развиваться и самосовершенствоваться, то есть постоянно изменяться.

Это выглядит так, как будто есть кто-то, кто очень хочет, чтобы человек обрел уверенность и силу, стал более открытым и терпимым, впустил в свое сердце любовь и глубокое понимание жизни. И он терпеливо учит его этому. Но, увы, человек слишком занят сегодня и ему не до личностного роста. И этот кто-то после нескольких неудачных попыток обратить человека к самому себе, принимает более смелое решение. И в этот самый момент человек попадает в ситуацию, которая разрушает все его привычные устои и создает такую жизненную проблему, " от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами". Человек запутан и смущен, он воспринимает эту ситуацию как нестерпимое зло, как темноту, обрушившуюся на его жизнь, как полное и непоправимое крушение, "момент погружения к последним глубинам" (К.Г. Юнг). А для того, кто его учит, это - всего лишь урок, очередная попытка помочь человеку посмотреть себе в душу и не отпрянуть. Потому что, как пишет К.Г. Юнг, "когда рушатся все основания и подпоры, нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа смысла" .

Здесь вспоминается великая мудрость, пришедшая к нам из буддизма: "Нет добра и зла, - есть благо". Она говорит о том, что при освобождении любых событий, происходящих с человеком, от оценок в категориях "хорошо - плохо", они становятся просто опытом , очередным шагом в самопостижении. Как пишет Т. Йоманс, "проблема состоит в том, чтобы, встречаясь с болью, страданием, близостью смерти, не стараться отвернуться от них, избежать их или смягчить, а научиться их принимать. Если мы научаемся включать страдание в духовный контекст, это меняет как переживание само по себе, так и значение страдания" .

Большинство психологов, как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, В.Ф. Василюк, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тайарст, К.Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), занимавшихся кризисной психологией, придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важнейших личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным, созидательным, интегрирующим), так и негативным (деструктивным, разрушительным, разъединяющим).

Отсюда следует, что в разрешении кризисной ситуации можно выделить два основных выхода. Один состоит в том, что человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует, по словам Р. Ассаджиоли, "базовое стремление к росту" или, как называл это Ф. Харониан, "откликается на зов Высшего" . Тогда человек переходит на следующую ступень своего развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе.

Другой выход заключается в сохранении существующего порядка. Как пишет Ф. Харониан, "существует множество способов, к которым люди прибегают, чтобы уклониться от зова Высшего. Мы боимся его, потому что он предполагает отказ от знакомого во имя неизвестного, а это всегда связано с риском" . В тех случаях, когда речь идет о кардинальных и далеко идущих переменах, они обязательно вызывают тревогу. Практически все серьезные исследователи, изучавшие тревогу, придерживаются мнения, что личностный рост и тревога неразделимы. Поэтому часто, выбирая потребность в безопасности и стремление к сохранению существующего порядка, человек приостанавливается в своем развитии, при этом ограничивая или даже разрушая себя.

Таким образом, чтобы развиваться, актуализировать свои потенциальные возможности, а иногда и просто выжить, личности необходимо учиться справляться с различными критическими ситуациями, что определяет важность, актуальность и социальную востребованность психологической помощи людям, находящимся в кризисных ситуациях.

Однако суть кризиса такова, что заставляет человека усомниться в возможности его преодоления. Понимание кризиса как перехода от одного способа бытия к другому обычно существует у человека вне кризисной ситуации. Когда же он оказывается погружен в мрачные глубины жизненных перипетий, у него появляется чувство, что это никогда не кончится и ему не удастся выйти из этого состояния. В этом случае кризис воспринимается как окончательное крушение жизни .

Поэтому для клиента, переживающего кризис, характерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспомощности, переживание жизни как "тупика". В этот период человек остро чувствует отсутствие внутренней опоры, теряются связи с миром и с другими людьми; прежние жизненные цели разрушаются, смыслы теряют свою ценность. Давление этого состояния толкает человека к действиям, которые могли бы разрешить проблему немедленно. Среди разрушительных для личности способов выхода из кризиса могут оказаться суицид, нервно-психические и психосоматические расстройства, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, криминальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость и др. Таким образом, если кризис не разрешен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития.

Но кризис - это не только "угроза катастрофы", но и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы. И в этом его позитивный аспект. Кризис в данном случае может стать для личности возможностью изменить что-то в себе и в своей жизни, научиться чему-то новому, переосмыслить, а иногда и впервые осознать свой жизненный путь, собственные цели, ценности, отношение к себе и к другим людям.

Адекватное разрешение кризиса дает клиенту возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. К. и С. Гроф отмечают, что "если правильно понять кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием" . Подобных идей придерживались в своих работах К.Г. Юнг и Р. Ассаджиоли.

Итак, мы видим, что ситуация переживается как кризисная тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы, но в тоже время в период кризиса клиент открыт новому для нового опыта, а это значит, что кризис может служить основанием для положительных перемен и стать важным личным опытом. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков и, как следствие, на дальнейшее развитие. Таким образом, характер кризиса можно описать и как трансформирующий, так как он одновременно несет не только отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совершенствование новых, более прогрессивных.

Можно предположить, что позитивный или деструктивный выход из кризиса определяется не только соотношением созидательных и разрушительных тенденций в личности и способом решения экзистенциальных проблем, но и отношением человека к самой кризисной ситуации. На основании данных, полученных нами в исследовании, можно выделить два типа такого отношения : мы назвали их "Кризисная ситуация как возможность роста" и "Кризисная ситуация как мученичество".

В первом случае кризис воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия. Этот подход характеризуется также принятием своей судьбы, чувством онтологической защищенности (по ), которое можно описать как переживание тесной эмоциональной связи с родительской семьей и собственным детством, принятием духовного и телесного аспекта своей личности, стремлением к росту. Среди экзистенциальных ценностей, присутствующих в этом отношении к кризису, можно отметить осмысленность жизни, терпимость к ее изменчивости, высокий уровень ответственности за себя, а также принятие собственных чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.

Во втором варианте кризисная ситуация воспринимается как наказание или мучение и выражается в концентрации на своих страданиях - болезнях, старости, страхах, зле, беспомощности и одиночестве. Этот подход не предполагает принятия ответственности за выход из кризиса, а олицетворяет, скорее, пассивное, "страдальческое ничегонеделание". Интересно, что такое отношение к собственной жизни связано с представлениями о смерти как абсолютном конце и страхом по отношению к ней.

Примечательно, что в кризисе выбор личностью стратегии его преодоления связан с принятием или отвержением смысла в происходящих событиях, а также с отношением к таким базовым экзистенциальным проблемам как жизнь и смерть. Кризисная ситуация, таким образом, как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями, предоставляет для личности возможности как для роста, так и для "ухода в болезнь". Выбор в данном случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально - гуманистического направления в психологии и определяет основные направления в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях. К таким направлениям ("опорным пунктам") можно отнести помощь клиенту в: поиске смысла жизни и смысла переживаемого кризиса, где важнейшим элементом является "эскиз будущего"; осознании и принятии ответственности за свою жизнь, чувства и действия; интеграции духовного и телесного аспекта своей личности; понимании постоянной изменчивости жизни и терпимости к ней; соприкосновении с внутренним ребенком; высвобождении психологических травм и страхов; стремлении к личностному росту, а также в осознании рациональных и эмоциональных компонентов отношения к смерти как к символу неизбежности изменений.

Говоря о возможностях психологической помощи в кризисных ситуациях, нельзя не остановится на основной методике - кризисной интервенции, которая базируется на теории кризиса Э. Линдеманна и концепции стадий жизненного цикла и кризиса идентичности Э. Эриксона . Основная идея, положенная в основу кризисной интервенции - это концентрация консультирования на актуальной ситуации, то есть работа с возникшей при кризисе проблемой и чувствами клиента по отношению к ней. В кризисной интервенции важно оставаться "здесь и сейчас", не углубляясь в историю клиента и другие, прошлые проблемы, даже если они и связаны с актуальной. Цель интервенции заключается не столько в том, чтобы решить проблему, сколько сделать возможной работу над ней, так как многие проблемы, возникающие в кризисе, невозможно решить немедленно. Понятно, что приведенные выше направления психологической помощи людям, переживающим кризис, - лишь некоторые маячки в бушующем море человеческих переживаний, ведь каждый обратившейся за помощью - ни на кого непохож и проживает свою, - единственную и неповторимую, жизнь, а значит - и свой, чем-то особенный, кризис.

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном виде кризиса, который К. и С. Гроф выделили в многообразии состояний, переживаемых человеком в связи с какой-либо кризисной ситуацией. В своих работах, посвященных данной теме, они связывают этот вид кризиса с измененными состояниями сознания и называют его духовным (также кризисом эволюции сознания или трансформации личности) . Вспоминая работы Р. Ассаджиоли, можно воспользоваться его идеей о том, что термин "духовный" "...отражает не только те переживания, которые традиционно считаются религиозными, но и все, что касается восприятия и познания, всю человеческую активность и все функции, у которых один общий знаменатель - обладание ценностями, более высокими, чем общепринятые - такими как этические, эстетические, героические, гуманистические и альтруистические" .

Начиная с работ Р. Ассаджиоли и К.Г. Юнга, в психологии весьма активно развивается идея о том, что многие эпизоды необычного состояния разума (экстраординарные эмоциональные и физические ощущения, видения, необыкновенные мыслительные процессы и т.д.) не обязательно являются симптомами болезни в медицинском смысле. Их можно рассматривать как проявления эволюции сознания и сравнить с состояниями, описанными в различных мистических учениях мира.

Любой духовный кризис в терминологии С. и К. Гроф может быть наполнен различными переживаниями, которые они разделяют на три основных категории:
1. биографическая категория - переживание травматических событий, тесно связанных с историей жизни индивида;
2. перинатальная - переживания, обращенные к теме умирания и вторичного рождения;
3. трансперсональная - переживания, выходящие за пределы жизненного опыта обычного человека, так как в них участвуют образы и мотивы, источники которых находятся вне личной истории индивида .

Все, что выше мы говорили о личностном кризисе, будет справедливо и для духовного. Он также может быть спровоцирован различными жизненными ситуациями - драматическими или обыденными; его течение также весьма индивидуально - и по силе, и по длительности и точно также изменения в личности, переживающей духовный кризис, могут быть как созидательными, так и разрушительными. Духовный кризис, как и личностный, наполнен интенсивными эмоциями и переживаниями, затрагивающими глубинные основы человеческого бытия, а значит личность, находящаяся в духовном кризисе, также нуждается в психологической помощи и поддержке.

Для человека, переживающего кризис трансформации личности, могут быть характерны следующие переживания: непонимание происходящего с ними и вызванная этим паника; страх сойти с ума или оказаться психически нездоровым; переживание своей одинокости в этом процессе и амбивалентные чувства - с одной стороны, желание получить поддержку, а с другой, - стремление уединиться, побыть одному; повышенная чувствительность к словам, поступкам и даже внутренним состояниям других людей. Этот кризис может вновь возродить к жизни старые обиды, захлестывающие человека своей болью и несправедливостью; могут актуализироваться страхи, в том числе связанные со смертью. Человек в этот период заново переоценивает свою жизнь, в результате чего им овладевают различные переживания за сделанное - чувство вины, раскаяния, скорби, злости и др.; меняются цели, смыслы, ценности и отношения, в частности, с близкими людьми.

Очень часто все эти духовные искания происходят на фоне необычных физических ощущений или психических состояний, что может заметно усложнить процесс выхода из кризиса и повышает требования к компетентности психологической помощи. Однако каких-то принципиальных отличий в оказании психологической помощи при духовном кризисе нет, так как все известные принципы и методы консультирования и психотерапии, описанные в экзистенциально-гуманистическом подходе, можно использовать при работе с подобными клиентами. Единственное, по-видимому, принципиальное отличие психологической помощи в этих случаях будет определятся степенью нашего невежества относительно природы духовной жизни человека, силой собственного страха перед неизвестными глубинами психики и косностью традиционных верований в "материальное, измеримое, ощутимое".

Самая важная задача в работе с людьми, переживающими подобный кризис, - создать благоприятную, доверительную атмосферу и рассказать им о процессе, через который им предстоит пройти. Здесь очень важно показать, что трудности, через которые они проходят, - "не проявления болезни, а выражение целительного и трансформирующего процесса" . Как пишут К. и С. Гроф, "все, в чем они нуждаются, это доступ к правильной информации, поддерживающие беседы и хороший контекст для духовной практики" .

И, наконец, еще один важный момент, о котором хотелось бы сказать в свете психологической помощи людям, находящимся в кризисе. Выше мы говорили, что кризис - это одновременно опасность и возможность, разрушение и созидание, потеря и приобретение, смерть старого и рождение нового. Любое явление в этом мире заключает в себе свою противоположность; это то, что В. Жикаренцев назвал дуальностью мира: "... наш мир двойственен, иначе, дуален и состоит всего из двух начал. Одна половина, одна противоположность существует только потому, что существует другая, - это как одна сторона монеты существует только потому, что существует другая" . Поэтому при работе с кризисом очень важно помнить самим и говорить с клиентами о том, что в нем заключен не только период разрушения, но и период созидания, и оба эти периода являются естественными составляющими процесса роста и развития. Нельзя что-то приобрести, ничего не потеряв при этом; точно также невозможно постоянно терять, ничего не получая взамен.

Одна из особенностей состояний разрушения и созидания заключается в том, что, находясь в одном из них, другое остается скрытым. Это не значит, что его нет; это значит, что мы можем не замечать его. Другой особенностью является наличие закономерностей каждого из процессов - как разрушения, так и созидания. Иногда это кажется невероятным, но оба эти процесса развертываются по определенным законам и все события в них логически связаны друг с другом. Проблема состоит в том, что, находясь, например, внутри процесса разрушения, клиенту сложно увидеть это и лишь пройдя его и осмысливая, он может понять, что приобрел еще и позитивный опыт, несмотря на то, что во время кризиса его переживания были негативными, лишенными всякого смысла и абсолютно не связывались в единый сюжетный ряд.

В силу нашего восприятия жизни, процесс созидания привлекает нас больше, поэтому мы лучше знаем его сильные стороны. Период же разрушения сопряжен с болью, что заставляет людей создавать массу защит, чтобы избежать его, а также обходить стороной переживания других людей, находящихся в этом состоянии. Однако, как пишет Э. Йоманс, "понимающее и уважительное отношение к процессу разрушения как к необходимому этапу личностного и общественного развития - это дар, который мы можем преподнести самим себе, нашим семьям и нашим пациентам, если действительно научимся видеть деструктивную фазу развития" . Разрушение - это дар, так как оно содержит в себе еще непроявленное созидание и наша роль как консультанта состоит в том, чтобы помнить об этом и стараться видеть то, что пока еще скрыто. Как писал Рам Дасс, "ведь что-то в вас умирает, когда вы выносите невыносимое. И только в этой темной ночи души вы можете приготовить себя к тому, чтобы видеть так, как видит Бог, и любить так, как любит Бог" [цит. по 7, с. 115].

В этой связи можно вспомнить известную притчу о том, как человек попал на небеса и рассказывает Богу о своей жизни. "Благодарю Тебя за помощь, что Ты оказывал мне", - говорит он, окидывает взором расстилающийся внизу мир и видит две пары следов в тех местах, где он и Бог шли бок о бок друг с другом. Но тут ему вспоминаются мрачные периоды его жизни, он снова глядит вниз и замечает лишь одну пару следов. "Но где же Ты был, - вопрошает он, - когда я нуждался в Тебе больше всего? Ведь на песке отпечатки только одних ног". И Бог отвечает: "Именно тогда я нес тебя на руках". Эта притча говорит о том, что процесс разрушения может также сильно поддержать нас, как и процесс созидания, если мы позволим себе увидеть это, потому что эти два процесса - суть один.

Подводя итоги, можно сказать, что кризис - это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью. Это время прощания, печали и отверженности; время нескончаемых вопросов и бесконечного непонимания. Это время поиска той тонкой грани, которая отделяет смирение и преодоление, волю к жизни и безнадежность, препятствие и награду, движение вперед и безмолвный покой. Это время, которое укрепляет наш дух верой и открывает сердце любви; время, позволяющее учиться понимать и принимать изменчивость жизни и саму жизнь. Кризис - это время, дающее возможность гусенице сделать выбор: поддаться страху темноты и неизвестности или превратиться в бабочку.

Постскриптум
Мы принимает эту идею как основополагающую при работе с кризисом, но в то же время мы понимаем, что у тех людей, которые обращаются за психологической помощью, может быть другое представление о том, что с ними происходит. Помимо этого, у каждого из них есть свобода выбора и они вольны принимать решения, которые могут быть с нашей точки зрения неверны, достойны сожаления, печальны и даже трагичны. Как в свое время заметил К.Г. Юнг, "...судьба человека часто зависит от переживаемой трансформации" . Мы знаем, что не у всех людей хватает терпения, сил и веры для того, чтобы кризис помог им "превратиться в бабочку". В какой-то степени это становится и нашей болью, ибо "...никогда не спрашивай, по ком звонит колокол". В этом случае помогает осознание того, что каждый из нас, не только приходящий за помощью, но и оказывающий ее, делает свое дело. И в этом наша свобода. Но в то же время каждый из нас отвечает только за свое дело. И в этом наша ответственность - глубокая, неделимая и непреходящая.

Используемая литература:

  1. Ассаджиоли Р. Постижение Высшего Я и психологические расстройства // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С.40 - 69.
  2. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситациях. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н. СПб., 2000.
  3. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.
  4. Гроф С., Гроф К. Помощь при духовном кризисе // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.
  5. Жикаренцев В. Путь к Свободе: добро и зло. Игра в дуальность. СПб., 1996.
  6. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С. 154 - 196.
  7. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - С. 108-136.
  8. Левин С. Кто умирает? Киев, 1996.
  9. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 1998.
  10. Харониан Ф. Подавление Высшего // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С. 92 - 107.
  11. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1994.
  12. Yacobson G. Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y., 1974. 825 p.

Баканова А.А. ,

Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. Этюд IV. Психологическая помощь в особых случаях. Фрагмент 1. Личностный кризис Опубликовано: Баканова А.А. Личностный кризис //Кораблина Е.П., Акинди-нова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 167-181.

Вам знакомо ощущение беспомощности, потерянности, непонимания, как и зачем жить дальше? Вы считаете, что личностный кризис это всегда трудно и болезненно ?

Можно ли превратить период личностного кризиса в очередную ступеньку для своего развития и сделать это максимально легко и комфортно ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • что на самом деле означает личностный кризис,
  • какие виды кризисов проходит каждый человек,
  • как пройти через эти периоды с максимальным эффектом для своего личностного и духовного развития.

Что такое личностный кризис

Личностный кризис — это переживание переломного, критического момента, который влияет на дальнейший ход жизни. Такие периоды характеризуются сильными негативными эмоциональными переживаниями.

Слово кризис происходит от греческого krisis и буквально означает «разделение дорог, поворотный пункт». А в китайском языке это слово состоит из двух иероглифов: вэй — опасность, беда, угроза и цзи — переломный момент, сущность бытия, удобный случай…

То есть, когда вы оказываетесь на краю кризиса, жизнь предоставляет вам возможность выбрать новое направление и, пройдя через трудности, выйти на другой уровень развития.

По мнению американского психолога Дж. Якобсона, кризис возникает, если жизненные события несут потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей, и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами.

Таким образом, важно понимать, что кризис требует изменения способа бытия:

  • жизненного стиля,
  • образа мышления,
  • отношения к себе,
  • окружающему миру,
  • основным экзистенциальным проблемам.

Можно сказать, что преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, а экзистенциальных — становлению Личности.

Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы освоите искусство мастерского прохождения через кризисные периоды, видя в них прекрасные возможности для выбора новой жизни.

Обучение в Институте Реинкарнационики помогает решить основную задачу кризисного периода: познать себя, увидеть пути изменения и выйти на новый уровень развития.

Как вы думаете, существуют ли различия в причинах наступления и в том, как протекает кризис у мужчин и женщин?

Несмотря на то, что в наше время традиционные роли мужчины и женщины сильно пересекаются, внутренние переживания и причины кризисных состояний продолжают сохраняться.

Мужчины острее переживают кризисы, связанные со своей реализацией в обществе . И в те моменты, когда ситуация складывается как кризисная, требующая нового решения, которое пока недоступно — испытывают отчаяние и склонны проявлять агрессивные реакции.

Женщины болезненнее переносят кризисы, связанные с отношениями .

Ощущения ненужности, одиночества зачастую толкают на путь самореализации по мужскому типу. Если не складываются отношения, то может это и не надо; буду развиваться как профессионал.

Такое решение может временно принести облегчение, окрасить жизнь новым смыслом. Но со временем ощущение одиночества будет только нарастать.

Типы кризисов становления личности

Классифицировать кризисы можно по разным признакам:


Возрастные кризисы личности:

  • Детские возрастные кризисы 3, 7 и 14 лет. Каждый из них вы уже прошли. Быть может их уже прошли либо будут проходить ваши дети и внуки. Каждый важен для развития определенных качеств.
  • Первый взрослый кризис или кризис юношества обычно приходится на 17-18 лет. В это время происходит самоопределение дальнейшего жизненного пути.
  • Кризис среднего возраста 35-40 лет заставляет подвести предварительные итоги жизни, оценить полученный опыт и скорректировать дальнейший путь.
  • В 55-60 лет с выходом на пенсию происходит смена привычного образа жизни и важно снова найти свою реализацию в этом мире.

На самом деле, возрастных кризисов несколько больше.

В Институт Реинкарнационики часто приходят люди, проходящие кризисы среднего возраста и выхода на пенсию. Обучение помогает оценить по достоинству полученный опыт и найти новые пути реализации .

Немаловажным является и поддерживающее окружение единомышленников, где царит обстановка доверия и любящего принятия каждого студента.

Знакомо ли вам состояние, похожее на возрастной кризис, перед днем рождения?

Признаюсь, что и сама отношусь к этой категории. Это неудивительно, так как день рождения по мере своего взросления мы начинаем воспринимать не как праздник, а как своеобразную веху для подведения итогов пройденного этапа.

И если результаты не нравятся, начинается самоедство типа “мне уже …., а чего я достигла/что имею?”

Возрастные кризисы самые предсказуемые . Достаточно просто знать особенности каждого из этих периодов и задачи, которые они ставят перед вами — и тогда вы сможете составить для себя определенный план действий и смягчить прохождение трудного периода.

Улыбнитесь! Вспомнила роман Бориса Акунина “Весь мир театр”, в котором главный герой Эраст Фандорин перешагнув 50-летний юбилей составил “план старения”.

В каждый следующий год жизни нужно осваивать два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно. И замечательно реализовывал этот план, пока жизнь не внесла коррективы, добавив кризис из категории непредсказуемых — любовь к актрисе.

И с этой улыбкой давайте перейдем к следующей, зачастую мало предсказуемой категории кризисов.

Ситуативные кризисы

Резкая смена привычных условий, переезды, уход близких, потеря работы, изменение материального положения — в жизни много сюрпризов, как приятных, так и болезненных.

Вспомните, как вы проходили через подобные события в жизни. Пожалуй, самое интересное в большинстве ситуативных кризисов, это то, что даже предполагая какие-то моменты, планируя определенные события, вы не знаете , как это будет реализовано и с чем придется столкнуться.

Один из самых сильных и затяжных кризисов в моей жизни был в 2011 году. В течении 2-х месяцев жизнь пошла под откос. В феврале — увольнение с любимой работы по сокращению. В марте сын серьезно повредил колено. Затем ушла из жизни мама. Постепенно начались проблемы во взаимоотношениях с мужем.

Цепочка событий из разных сфер жизни как запланированных, так и внезапных. К увольнению готовность была, процесс ликвидации организации, в которой я трудилась, длился более года. Но: работа была любимой, ей отдано почти 14 лет и все выстроено с нуля своими руками, и именно здесь основной круг общения.

Как бы я ни готовилась к первому свободному дню жизни — все оказалось совсем не так. Только первые две недели воспринимались как отдых. А дальше начались мои внутренние метания и размышления “за что?”

Самым непредсказуемым и болезненным стал уход из жизни мамы. Ей было всего 60. Вечером я была у нее в гостях, а в 9 утра мне позвонили с ее работы и сообщили о ее смерти. Работала она на станции скорой и неотложной помощи, все мероприятия по реанимации провели безотлагательно. Целый час лучшие врачи пытались вернуть ее к жизни и ничего не смогли сделать.

Тогда я поняла, что если Душа решила, что все задачи выполнены, она уходит. И нет смысла обвинять врачей в опозданиях или некомпетентности. Среди этих людей я росла, я знала, как они любят мою маму и была полностью уверена, что все от них зависящее было сделано.

Зато позже прибавилась другая каверзная мысль, затягивая меня в более глубокий омут кризиса. И эта мысль связана с чувством вины — что я не сделала как дочь, что не успела сказать. Были и еще более глубинные переживания, связанные с нашими взаимоотношениями.

Мой кризисный период затянулся. Боль, непонимание, что делать, и за что все это мне. При этом нежелание двигаться — я могла часами не вставать с кровати, а если вставала — не могла сосредоточиться и зависала в ментальной жвачке или проваливалась в пустоту .

Совсем скоро я расскажу о том, что помогло мне справиться и действительно выйти из этого кризиса более мудрой, спокойной, уверенной и начать новую интересную жизнь. А сейчас предлагаю рассмотреть еще одну часто встречающуюся категорию кризисов.

Духовные, экзистенциальные кризисы

Чаще всего они приходят незаметно или являются сопутствующими (либо следствием) для двух рассмотренных выше типов.

Во время духовных кризисов происходит пересмотр глубинных жизненных ценностей и поиск смысла жизни. И это самые трансформационные периоды в становлении вас как личности.

В 1999-2000 гг. под руководством доктора психологических наук В. В. Козлова было проведено исследование в Ярославском государственном университете.

В предложенной участникам исследования анкете был вопрос о причинах пережитого ими духовного кризиса. Ответы вы видите ниже.

— потеря близкого человека (26,7%);
— болезнь близкого человека (17,2%);
— тяжелая болезнь (12,4%);
— несчастная любовь (6,6%);
— ситуация угрозы для жизни (8,5%) и др.

Из ответов видно, что причины могут касаться как вас лично, так и связаны с переживаниями за близких людей. И это — особенность именно духовных кризисов , в отличие от возрастных или ситуационных, которые в основном затрагивают именно вас.

Давайте подведем итог того, что вы узнали на настоящий момент о кризисах. Классификаций личностных кризисов существует множество. При этом важно понимать, что психика человека едина, и все попытки классифицировать нужны больше профессионалам, для определения, как помочь в той или иной ситуации человеку.

А обычному человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, абсолютно неважно кризис ли это среднего возраста или переживание потери близкого человека.

Боль и переживания захватывают вас на всех уровнях и мешают быть эффективными и счастливыми .

Этапы развития кризиса личности

Как вы думаете, можно ли подготовиться к наступлению кризисного периода, сделать его прохождение менее болезненным и даже извлечь пользу?

Да, это возможно, если знать об этапах, по которым развивается любой вид личностного кризиса.

При этом нужно понимать, что зачастую кризисный период не имеет четких временных границ. Бывает трудно определить его начало и окончание. Для этого важно осознанно наблюдать за своим психологическим состоянием.

Этап погружения

Обычно кризис начинается с возникновения определенной ситуации, какого-либо события в вашей жизни, которая характеризуется двумя моментами:

  1. Сильные эмоции.
  2. Невозможность (непонимание, незнание) действовать привычным, знакомым способом.

Именно эти характеристики приводят к эмоциональным и ментальным “жвачкам”, когда вы начинаете ходить по кругу, постепенно проваливаясь все глубже в негативные переживания.

Поскольку эмоции и мысли на данном этапе сумбурны, хаотичны, то в таком состоянии трудно найти новое хорошее решение . А любая попытка действовать привычными способами обречена на провал.

На этом этапе важно отследить свое состояние, выявить причинно-следственные связи. Требуется добавить в свою жизнь больше позитивных моментов , которые позволят переключаться. Хорошо помогает нахождение в среде единомышленников, поддерживающих вас.

Также важно действительно проживать, а не заталкивать вглубь себя негативные эмоции.

Из моего примера по поводу ухода из жизни мамы — из-за того, что мне пришлось взять на себя всю организацию похорон (папа был в еще более худшем состоянии, муж в работе, сын с ногой в гипсе), то проживать эмоции было просто некогда.

Я помню момент, когда гроб опускали в могилу, а меня отозвали в сторону, чтобы я рассчиталась с батюшкой, приглашенным для отпевания. Когда я вернулась, уже формировали могилу. Когда уж тут было по-женски оплакать? Все слезы остались невыплаканными, вся душевная боль загнана в тело .

И это произошло со мной, обладающей знаниями и даже работающей с людьми много лет. Все понимала, но ничего не могла поделать. Пока не осознала: одной мне не справиться, нужно обращаться к специалистам.

Спустя 4 месяца с начала кризисного периода, на тренинге-погружении в течении двух недель я выплескивала все эти невысказанные, задавленные эмоции.

Хорошо помню, как на одной из практик четко поняла, что вижу и чувствую перед собой гроб и отдалась на волю слез, позволила себе выплакать свое горе.

Только после этого началось постепенное выздоровление и появилась возможность приступить к следующему этапу — поиску решения и ответов на вопросы о том, что делать дальше.

А теперь представьте, что в начале кризисного периода вы оказались в окружении людей, которые готовы вас поддержать. И вы получаете возможность пообщаться на уровне Души с ушедшими родственниками.

Вам не нужно подавлять эмоции , а спокойно можете их осознать, прожить и принять. И вы видите всю причинно-следственную цепочку, которая привела к этой точке жизни. Насколько легче и быстрее пройдет для вас эта стадия кризисного периода?

Этап тупика

На этом этапе вы уже осознали проблему, сумели объективно увидеть задачу, которая стоит перед вами. Но как именно действовать — еще не знаете. И очень часто здесь начинается бесконечный поиск причин “почему и за что?”.

Именно этот уход в прошлое усиливает состояние тупика . Причины могут быть бесконечны: в прошлых поступках, мыслях, действиях или бездействии. Причины могут лежать в недавнем прошлом, а могут в детстве или прошлых жизнях.

А смотреть в будущее на данном этапе очень тяжело, так как оно кажется негативным, бесперспективным. Но именно сейчас очень важно найти новый смысл жизни, найти новые решения, увидеть новые пути развития.

На 1 курсе ИР есть прекрасная возможность вспомнить задачи своей Души и те уроки, которые она для себя запланировала на это воплощение. Это помогает вновь обрести цель жизни.

А облегчение приносит напоминание о том, что кризис конечен. За полосой черной всегда следует полоса белая. И, конечно, любые практики, направленные на принятие себя, сонастройка с природным ритмом жизни, медитации.

Этап перелома

И вот решение найдено. Или вы сумели увидеть ситуацию с другого ракурса и изменить к ней отношение. Теперь вам предстоит действовать по-другому!

Очень важно на этом этапе действительно внедрить новые качества, новое видение. Интегрировать новый опыт в деятельность, сформировать новые модели поведения.

Здесь вас поджидает еще одна опасность — страх, что не получится, не справитесь, не поймут.

Позвольте себе пробовать и ошибаться, осваивайте новое, как будто вы — ребенок, который учится ходить. Внедряйте новые решения, применяйте свои новые качества в ежедневных ситуациях.

И обязательно заручитесь поддержкой единомышленников. Закрепляйте свои позиции.

Вы действительно прошли достойно через трудный период и вышли победителем, накопив определенный опыт, который становится вашей жизненной мудростью .

В пространстве Института Реинкарнационики есть все необходимое для комфортного прохождения любого личностного кризиса.

На базовом курсе студенты под руководством опытных преподавателей осваивают замечательное упражнение “Матрешка” , которое помогает на каждом этапе не застревать в эмоциональной и ментальной “жвачке”, а увидеть происходящее глазами Души.

На 1 курсе наши студенты исследуют пространство между воплощениями — Мир Душ. И вспоминают задачи своей Души и то, как они планировали это воплощение .

Кроме того, всегда есть возможность вспомнить свой собственный опыт — а как в прошлых жизнях справлялись с аналогичными ситуациями, что придавало сил и какие решения были приняты тогда.

Наверняка и в этой жизни у вас уже есть опыт прохождения через кризисный период жизни.

Медитация Выход из личностного кризиса

Предлагаю сделать практику, которая поможет вам наполниться ресурсным состоянием и увидеть, как вы выросли как личность в то время.

Еще один любимый инструмент реинкарнистов — альтернативое планирование будущего — позволяет примерить на себя различные варианты решений и осознанно выбрать самый лучший.

А самое главное — здесь, в пространстве Института Реинкарнационики, вы всегда находитесь в кругу единомышленников , очень бережно, с любовью поддерживающих друг друга. Здесь вы можете быть уверены, что вас всегда поймут, примут и помогут в самые трудные моменты.

Теперь вы знаете, что такое личностный кризис, как он развивается и что происходит на каждом этапе. И вы увидели, как в Институте Реинкарнационики можно научиться проходить кризисные периоды с лучшим результатом для своего личностного и духовного развития.

Давайте рассматривать кризисные моменты как периоды благоприятной возможности выйти на качественно новый уровень своего Пути. А для этого важна ваша осознанность и понимание, что вы — не только физическое тело, вы — не только чувства и эмоции.

Вы уже обладаете гораздо большим опытом, нежели это видно в рамках одной смертной жизни. Научитесь вспоминать и использовать этот опыт для своего личностного, профессионального и духовного развития!

Каждая женщина более эмоциональна, она легко может рассказывать о своих проблемах, выражает свои эмоции. У мужчин все намного сложней. Когда у них случается кризис личности, они отдаляются от мира, становятся замкнутыми, страдают от депрессии. В этой ситуации необходима поддержка, чтобы человек снова научился радоваться жизни. Насколько опасен кризис личности? Как его избежать?

Возрастные кризисы

  • Дети резко меняются в 3, 7, 14 лет. Они имеют огромное значение в развитии некоторых качеств.
  • Юношеский кризис появляется в 18 лет. Он необходим, чтобы преодолеть дальнейший жизненный путь.
  • Кризис среднего возраста с 35 до 40 лет дает возможность подвести итоги жизни, оценить свой опыт, скорректировать свой дальнейший путь.
  • С 55 по 60 лет после того, как человек выходит на пенсию, он полностью меняет свой привычный образ жизни, пытается заново реализоваться в мире.

Признаки

Практически каждому человеку приходится переживать периоды кризиса. Детки подростки, когда вырастают, вовсе по-другому воспринимают внешний мир. После завершения определенного этапа жизни нужно оставить прошлое позади. Вот здесь и возникает проблема, появляется сильный страх, что можно потерять старое и при этом не обрести новое. В данном случае каждый начинает протестовать, бороться изо всех сил с разными обстоятельствами. После приливов ярости развивается затяжная .

Довольно-таки часто встречаются ситуативные кризисы – меняются привычные условия, умирают близкие, человек теряет работу, изменяется материальное положение. Каждому приходится преодолевать множество сложных этапов, некоторые события негативно отражаются на жизни, мешают полноценно существовать. Человек кризис проживает по-своему, он имеет индивидуальные особенности.

Непонимание «Себя»

Рассмотрим ситуацию, когда вы снимаете старую одежду, надеваете новую, наверняка, не узнаете себя в зеркальном отражении. Когда что-то старое уходит из жизни, человек переживает кризис, приходится менять «маски». Возникает неприятное чувство перед неизвестностью: «Что же будет дальше?» . Чтобы принять себя новым, необходимо желание, силы и время. Подавленность и шоковое состояние может длиться еще долгое время.

Чувство гнева, несправедливости

Переломный момент жизни – это всегда ответственность. Запомните, нельзя никого винить, всегда виновны обе стороны. Многие после потери чего-то важного перекладывают вину на других. В данном случае отсутствует чувство ответственности, возникают серьезные проблемы.

Апатия

Часто бывают ситуации, когда нужно срочно действовать, а внутренняя сила мешает это делать. Из-за того, что человек опускает руки, перестает верить в перемены, возникают серьезные проблемы.

Отсутствие интереса к жизни

Что больше всего мешает? Как правило, это фобии, чувство безнадежности. Обессиленный человек ежедневно встает с кровати и ничего не хочет делать, потому что отсутствуют моральные, физические силы.

Причины

У мужчин кризис личности развивается впоследствии низкой эмоциональности. На них влияют разные факторы:

  • Женитьба.
  • Новая работа.
  • Расставание с родителями.
  • Смена вида деятельности.
  • Успех в карьере, .
  • Потеря близких людей.
  • Появление ребенка в семье.

Когда у мужчины в жизни есть все для счастья – профессия, семья, дети, деньги, он не может понять, что с ним происходит. Ему хочется бороться за что-то еще, но он не знает своих следующих шагов. В данном случае начинает расти дисбаланс, появляется холод ко всему окружающему миру. Психологи в этой ситуации говорят о катастрофе, кризисе.

Все отрицательные события негативно сказываются на эмоциональном фоне. Впоследствии возникают блоки, сильное напряжение, которое не дает расслабиться эмоционально, физически. Со временем появляется , тело непроизвольно подергивается, возникает сильная зажатость, с которой сложно справиться.

Как одолеть кризис личности?

К сожалению, многие вместо того, чтобы обратиться к психотерапевту, начинают увлекаться наркотиками, алкоголем. В результате проблема еще больше усугубляется, мужчина нуждается в помощи специалиста. В данном случае необходимо сделать все, чтобы близкий человек не разрушил свою жизнь. Конечно, придется приложить максимум усилий, но все они будут вознаграждены. Существует несколько шагов, чтобы помочь своему близкому человеку:

  • Докажите свою любовь. Мужчина должен поверить, что с ним не из-за выгоды, а из-за любви. Он чувствителен, ему необходимы искренние чувства.
  • Войдите в доверие. Сложно, конечно, это сделать, потому что практически каждый мужчина скептик. Женщина в этом случае должна избавиться от излишней эмоциональности, хладнокровности. Только, когда человек полностью будет доверять, он расскажет, что его волнует, почему так себя ведет.
  • Будьте примером. Некоторым женщинам достаточно сложно подстроиться под своего мужчину. Но иногда приходится «потерять все», чтобы начать новую, интересную жизнь. Постарайтесь вдохновить своего любимого оптимизмом, оживите его, начните все заново.

Обращаем ваше внимание, кризисное состояние – это разрушение внешнего, неукорененного, того, что сидит неглубоко. Все то, что скопилось глубоко в душе, рано или поздно выходит наружу. Таким образом очищается сознания, соприкасается истинная глубина существования человека с экзистенциальной.

Итак, чтобы преодолеть личностный кризис, необходимо научиться планировать будущее, осознанно выбирать самое лучшее решение. Иногда тяжелый период жизни дает возможность перейти на другой уровень. В этом случае человек осознает, что у него есть эмоции, чувства, а не только физическая оболочка. Главное в любом случае не сдаваться, всеми силами преодолевать препятствия на своем пути, и все обязательно получится. Научитесь жить заново, попробуйте забыть за проблемы, найдите в каждой, даже сложной ситуации, положительную сторону!

В.В.Козлов, ЯрГУ

К ризисные состояния представляют опасность для человека, если он «застревает» в них, оказывается не в состоянии принять ситуацию кризиса и найти в ней возможности для личностного роста. В таких обстоятельствах помощь психолога безусловно необходима.

Но и в этом случае психолог не может решать проблемы человека за него самого, что особенно подчеркивает К.Роджерс: «Изменения, которые произошли во мне по мере приобретения опыта, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: «Как я смогу вылечить и изменить этого человека?» Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: «Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?»

Также многие авторы подчеркивают важность осознания человеком своих чувств, причин неудовольствия, вообще самого факта кризисного состояния . Осознание проблем помогает сделать выбор, обрести стабильность, не перекладывая вину на других людей.

В задачу психолога входит и помощь клиенту в отыскании позитивных сторон кризисного состояния, настоящего момента жизни, так как человек обычно в такой ситуации склонен к преувеличению собственных проблем, тревожному и депрессивному тону настроения, не замечая новых возможностей для личностного роста.

При работе с семейными кризисами нужно помочь членам семьи осознать те роли, которые закреплены за ними в этой семье, сложившиеся стереотипы, взаимозависимость друг от друга; показать возможность перестройки характера коммуникаций в семье, закрепить новые способы общения.

Нельзя забывать о том, что психика имеет возможности к сохранению стабильности, и все же работа с кризисными состояниями трудна, так как «источники проблем, в принципе, бесконечны, потому что отзывается на них организм, хранящий в своей памяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, и в потенции – всю боль и бессознательность мира».

Личностные кризисы – это психические состояния, которые, по определению Н.Д.Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.

В своем исследовании мы придерживаемся взгляда, что кризисные состояния - неотъемлемая часть жизни, личностного развития каждого человека; кризисы – жизненные периоды, максимально благоприятные для повышения уровня развития личности; кризисные изменения в значительной степени влияют на дальнейшее направление развития человека; и проявления различных видов кризисов имеют отличия.

Исходя из этого и руководствуясь положениями, а также концепцией материального, социального и духовного личностного кризиса, разрабытваемого нами в последнее время, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. исследовать кризис как психическое состояние;

2. выяснить, каким образом кризис влияет на психическое состояние;

3. выявить содержание каждого вида кризисов, наличие общих и отличающихся характеристик;

4. исследовать особенности протекания кризисных состояний у мужчин и женщин.

Согласно нашей концепции кризисные состояния могут быть разделены на три вида: материальные, социальные и духовные. Каждое состояние вызывается изменениями в определенной структуре личности и, по-видимому, имеет свое содержание. Можно предполагать наличие как сходных проявлений этих кризисов (они одинаково оказывают дестабилизирующее влияние на личность), так и проявлений, отличающих один вид кризиса от другого. Однако пока не существует экспериментального подтверждения этому предположению.

Исходя из вышесказанного, представляется важным исследование различных кризисных состояний с помощью определенных методов, выявляя при этом как общие психологические характеристики личностного кризиса, так и характеристики, присущие каждому виду кризисов.

Ввиду практической сложности достоверного суждения о наличии в данный момент определенного вида кризиса у данной личности для нашего исследования был выбран метод контент-анализа, как позволяющий изучать внетекстовую реальность, делать ретроспективный анализ явлений, а также получить обширные качественные и количественные данные о содержании личностных кризисов.

Текстовой материал для проведения контент-анализа был получен с помощью анкетирования. Для этого нами была разработана анкета на основе концепции материального, социального и духовного личностных кризисов, содержащая пять вопросов открытого типа, из которых два посвящены материальному кризису, два – социальному и один - духовному. В инструкции, прилагавшейся к анкете, испытуемых просили возможно подробнее отвечать на предложенные вопросы, обращая особое внимание на собственные чувства и переживания в периоды кризисов.

Результаты, полученные после анкетирования, обрабатывались с помощью метода контент-анализа, который является инструментом качественно-количественного изучения документов, состоящий в систематической фиксации заданных единиц изучаемого содержания (смысловых единиц) и в их квалификации. Основан на принципе повторяемости, частотности различных смысловых и формальных элементов в тексте.

Метод возник в американской журналистике в 20-е г.г. и применялся для исследования массовых коммуникаций и социально-психологических явлений.

По А.Н.Алексееву, контент-анализ - строгое исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения тенденций, репрезентируемых этими массивами.

Метод может применяться как сугубо самостоятельный (для изучения коммуникаторов, отраженных явлений) или как вспомогательный метод обработки массивов данных, полученных другими методами.

Мы считаем, что в данном случае применение метода контент-анализа оправдано, во-первых, тем, что имеется большое количество однородного материала для анализа; во-вторых, целью, состоящей в постижении внетекстовой реальности, а также сложностью непосредственного изучения этой реальности.

Использование данного метода дает возможность выявить психологические характеристики личностных кризисов, то есть выделить паттерны переживаний, характерные чувства, сопоставить различные виды кризисов.

Для качественно-количественного анализа полученного текстового материала нами были выделены смысловые единицы, представляющие собой наиболее часто встречающиеся описания чувств, паттернов переживаний по каждому пункту анкеты.

В качестве индикаторов смысловых единиц в тексте были выбраны понятия данных чувств, обсуждение темы собственных переживаний, отраженные в тексте как отдельными словами, так и целыми фразами, предложениями, абзацами.

Помимо смысловых единиц в целях измерения единиц анализа были выделены единицы счета, в качестве которых выступили количества знаков в сообщениях на интересующую нас тему в соотношении с общим количеством знаков в текстах. Таким образом была получена количественная выраженность интересующих нас смысловых единиц в долях процентов от общего объема текста.

На основе полученных количественных данных были сопоставлены различные виды кризисов, выделены характерные паттерны переживаний и получено описание кризисных состояний. Также было проведено сравнение кризисных состояний мужчин и женщин, причем для определения достоверности различий использовался Т-критерий Стъюдента.

Для контроля на обоснованность выделенные качественные единицы были предложены для обсуждения двум независимым экспертам. Для определения устойчивости данных текстовой материал кодировался двумя разными кодировщиками по одной инструкции. Коэффициент устойчивости составил 0,83.

В качестве испытуемых для исследования были выбраны преимущественно студенты психологического факультета Ярославского Государственного Университета имени П.Г.Демидова, как достоверно пережившие закономерные возрастные кризисные состояния, а также в силу образования имеющие больший словарный запас для описания собственных психических состояний и имеющие навык анализа данных состояний.

Для нашего исследования была взята выборка, состоящая из 211 испытуемых, в которую входили 84 лица мужского пола и 127 – женского в возрасте от 18 до 25 лет.

Каждому испытуемому был предложен текст анкеты, составленный на основе концепции о материальном, социальном и духовном кризисах, с прилагающейся к нему инструкцией.

Анкетирование проводилось как индивидуально, так и в группах. Общее время ответа на вопросы анкеты каждым испытуемым – от 0,5 до 1,5 часов.

Использовался качественно-количественный анализ результатов; достоверность различий между женской и мужской частями выборки определялась с помощью Т-критерия Стъюдента.

Исследование проводилось в 1999 - 2000 гг.

На начальном этапе для качественно-количественного анализа материала нами были выделены смысловые единицы (наиболее часто встречающиеся описания чувств, паттернов переживаний) по каждому пункту анкеты и найдено процентное соотношение данных суждений с общим количеством знаков в полученных текстах. Затем полученные данные по пунктам анкеты, относящимся к одному виду кризиса, были соединены; таким образом, по каждому виду кризиса было получено описание его психологического содержания.

Анализ показывает, что основными психологическими характеристиками личностного кризиса согласно нашему исследованию являются отчаяние, одиночество, страх, изменение системы ценностей, повышенная тревожность и т.д.

Данный список хорошо согласуется как с фактами, приведенными в литературных источниках . Указание на изменение системы ценностей во время личностных кризисов многими испытуемыми подтверждает гипотезу о том, что личностный кризис является своего рода поворотной точкой в развитии личности, где возможен как прогресс – восхождение на более высокую ступень развития, так и остановка в развитии, застревание в зоне кризиса. Об этом же свидетельствуют и проявления агрессии, направленной на себя, что говорит о суицидных тенденциях в периоды кризиса. Хотя процент выраженности данных тенденций невелик, это еще раз подчеркивает необходимость психологической помощи человеку, находящемуся в личностном кризисе, несмотря на то, что далеко не в каждом случае кризисные периоды переживаются столь тяжело.

Описание таких чувств, как отчаяние, одиночество, страх, повышенная тревожность, полученные нами при анкетировании, свидетельствуют о существенно сниженном фоне настроения во время личностных кризисов, о преобладающем в эти периоды пессимистическом взгляде на жизнь; для человека здесь становится важным найти позитив, увидеть повод для радости, только в этом случае возможен быстрый выход из кризисной зоны. Помощь клиенту в поисках позитивных сторон в его жизненной ситуации может также стать одной из ведущих целей психолога, работающего с кризисными состояниями.

Потеря чувства реальности как один из основных паттернов переживаний в течение личностного кризиса, вероятно, является специфической реакцией психики человека при столкновении со сложными и тяжелыми жизненными проблемами и может быть критерием того, что данный человек нуждается в помощи психолога при разрешении этих проблем. Однако небольшой процент встречаемости таких описаний, возможно, говорит о достаточно редких случаях переживания личностного кризиса в настолько тяжелой форме.

В разных видах кризисов преобладают различные паттерны переживаний.

Наиболее ярко выраженными характеристиками социального кризиса являются одиночество, неуверенность в себе, отчаяние, агрессия по отношению к окружающим, ощущение враждебности с их стороны, что определяется характером подструктуры «Я», которую задевает кризис: центром «Я» – социального является интегративный статус, социальные роли, «социальное лицо» субъекта; поэтому чувства одиночества, неуверенности в себе, враждебности со стороны окружающих, как социальные по своей природе – являющиеся переживаниями человеком себя в социуме, - наиболее отчетливо представлены именно в этом виде кризиса; и, в свою очередь, могут служить его индикаторами.

В периоды духовного кризиса ведущими паттернами переживаний выступают обращение к Богу, размышление о смысле жизни, изменение системы ценностей, чувство одиночества и ощущение несправедливости жизни. Из перечисленного ряда описаний чувств первые три наиболее ярко представляют духовный переворот, совершающийся во время данного вида кризиса, когда, по-видимому, человек заново осмысливает основы нравственности, переоценивает собственные поступки с тем, чтобы выйти на новую ступень личностного развития. Подтверждением этому предположению служит упоминание частью испытуемых о духовном подъеме, переживаемом через некоторое время после начала кризиса, что может свидетельствовать о благополучном разрешении личностных проблем. Однако невысокий процент выраженности данной смысловой единицы (3,2%), вероятно, говорит либо о существовании какого-то другого механизма выхода из духовного кризиса, либо о не столь благоприятном развитии кризиса и о необходимости помощи психолога в этих случаях.

Чувство одиночества в периоды духовного кризиса переживается как невозможность разделения окружающими чувств человека, которые, по-видимому, ощущаются как слишком личные, что согласуется с концепцией духовного «Я», содержащего «интимные, сокральные смыслы, касающиеся стержневых проблем бытия».

Ощущение несправедливости жизни, вероятно, в этом случае можно принять за проявление обычного для кризисного периода сниженного фона настроения, пессимистического отношения к жизни.

Следует заметить, что в данном виде кризиса совсем не выражены такие паттерны переживаний, как неуверенность в себе, агрессия по отношению к окружающим, что может свидетельствовать о том, что человек в зоне духовного кризиса слишком занят своими переживаниями и на время «выпадает» из жизни социума, что может стать новым источником проблем как для данного человека, так и для его близких. Еще одним подтверждением этой гипотезе служит тот факт, что в выделенные нами характеристики духовного кризиса не входит ни одно описание переживания человеком себя в социуме.

В качестве особенностей материального кризиса можно выделить большую выраженность таких смысловых единиц, как чувство отчаяния, агрессия по отношению к окружающим, концентрация на телесных ощущениях, жалость к себе и страх смерти. Эти данные объективно свидетельствуют о выраженной специфике этого вида кризиса, как и двух предыдущих. В период материального кризиса человек также захвачен более личными переживаниями, чем переживаниями относительно своих отношений с другими людьми, что сближает этот вид кризиса с духовным, но противопоставляет материальный и духовный виды кризисов социальному. Однако данный вид кризиса отличается от духовного тем, что переживания человека в данном случае касаются не его духовного мира, а его материального «Я», то есть «образа телесности и телесности как таковой, а также «предметного мира, переживаемого как принадлежащего личности» , что подтверждается существенной выраженностью такой смысловой единицы, как концентрация на телесных ощущениях (9,1%).

Такие паттерны переживаний, как агрессия по отношению к окружающим, жалость к себе, равно как и ощущение несправедливости жизни в этом виде кризиса, а также в остальных можно объяснить экстракунитивной реакцией на присутствующую во время кризиса ситуацию фрустрации, когда осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу.

Чувство жалости к себе и чувство страха в период материального кризиса могут также определяться нарушением образа своей телесности и изменением отношения к собственному телу, что является причиной разрушения стабильности в жизни человека и соответствующей реакции на данное обстоятельство. Аналогичными могут быть причины появления чувства страха и в других видах кризисов, но в свою очередь причины разрушения стабильности будут разные в каждом виде кризиса.

Упоминания о чувстве отчаяния и об агрессии, направленной на себя, довольно часто встречающиеся в текстах ответов на вопросы анкеты, говорят о том, что человеку субъективно очень тяжело пережить кризисный период; он нуждается в поддержке и понимании окружающих – в противном случае возможны довольно печальные последствия пребывания человека в зоне кризиса. Именно поэтому нельзя преуменьшать актуальность проблемы личностных кризисов в психологии.

После проведения контент-анализа результатов, полученных с помощью анкетирования, мы сравнили женскую и мужскую выборки по выраженности психологических характеристик в каждом виде кризисов и определили значимость различий с помощью Т-критерия Стъюдента.

В большинстве психологических характеристик всех видов кризисов имеется большое сходство между мужской и женской выборками; однако существуют и определенные различия.

Так, при анализе материального кризиса были выявлены значимые различия между женской и мужской выборками в шести характеристиках. Выяснилось, что мужчины чаще женщин испытывают отчаяние, агрессию по отношению к окружающим и к себе, а также больше фиксированы на телесных ощущениях; в то время как женщины чаще упоминали о чувстве одиночества и о боязни одиночества в периоды материального кризиса. Следует заметить, что похожие результаты были получены и при анализе двух других видов кризисов. Во всех видах кризисов были выявлены значимые различия между мужской и женской выборками по таким паттернам переживаний, как одиночество, агрессия по отношению к себе и окружающим.

Полученные результаты согласуются с данными гендерной психологии: известно, что женщины более ориентированы на межличностное общение, а мужчины – на предметную деятельность, исходя из этого, можно объяснить преобладание чувства одиночества и боязни одиночества в женской выборке большей потребностью женщин в общении. Неоднократно упоминалось в литературе и о большей агрессивности мужчин по сравнению с женщинами; однако трудно сказать, повлияли ли в нашем случае на выявленные данные реально существующие различия в агрессивности между полами, или это результат действия полоролевых стереотипов: споры о данной проблеме ведутся и сейчас, и на основании нашей работы нельзя сделать однозначного заключения. Большая выраженность таких характеристик личностного кризиса в мужской выборке, как отчаяние и аутодеструктивная агрессия, говорит о том, что мужчины переживают кризисный период более тяжело; и, по-видимому, существует более выраженная суицидная тенденция в мужской выборке, что также подтверждается литературными данными о большем числе самоубийств среди мужчин по сравнению с женщинами.

Повышенная концентрация на телесных ощущениях в мужской выборке по сравнению с женской свидетельствует, вероятно, о большей значимости для мужчин образа своего тела и тела как такового, что, однако, не согласуется с общепринятой точкой зрения, и может опровергать ее, хотя, возможно, полученная нами закономерность не распространяется на остальных мужчин вследствие действия каких-то факторов (например, особенностей нашей выборки).

В социальном кризисе, помимо уже упомянутых общих для всех видов кризисов различий между мужской и женской выборками, были обнаружены значимые различия по таким характеристикам, как неуверенность в себе, преобладающая у мужчин и повышенная требовательность, преобладающая у женщин. Выявленные результаты также могут быть объяснены большей ориентированностью женщин на межличностное общение, что вызывает у них большее чувство тревоги при разрушении привычных отношений с окружающими, но в то же время дает большую уверенность в подобных ситуациях по сравнению с мужчинами. Вероятно, социальный кризис субъективно переживается женщинами более тяжело, чем мужчинами; но объективно женщины легче выходят из данного кризисного периода.

При анализе духовного кризиса были выявлены значимые различия по выраженности таких смысловых единиц, как размышления о смысле жизни, чаще упоминавшиеся мужчинами, и ощущение несправедливости жизни, чаще встречавшееся у женщин. Полученные результаты могут свидетельствовать о преобладании в женской выборке экстрапунитивной реакции, когда причина ситуации фрустрации и ресурсы для ее разрешения ищутся не в себе, а среди окружения. Значимые различия в выраженности такой характеристики, как размышления о смысле жизни, свидетельствуют о большей склонности мужчин думать о цели собственного существования, переоценивать свои поступки, что косвенно может подтверждать гипотезу о том, что кризис середины жизни является преимущественно мужским, так как в течение данного кризиса происходит сравнение себя реального с юношеским идеалом и оценка достигнуто за прошедший период жизни.

Однако несмотря на все различия между тремя видами кризисов, нельзя забывать, что психика человека едина. Этим и объясняется достаточно высокая общность психологических характеристик всех видов личностных кризисов.

Так, на заданный нами в анкете вопрос о причинах духовного кризиса были получены следующие ответы:

Потеря близкого человека (26,7%);

Болезнь близкого человека (17,2%);

Тяжелая болезнь (12,4%);

Несчастная любовь (6,6%);

Ситуация угрозы для жизни (8,5%) и др.

Из полученных результатов видно, что причинами духовного кризиса могут являться социальный и материальный кризисы. Так как три подструктуры «Я» взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, то изменения в одной из них не могут не влиять на другие, обеспечивая тем самым баланс трех подструктур и единство психики.

Проведенное исследование позволило выявить, что основными психологическими характеристиками личностных кризисов являются чувства отчаяния, одиночества, страха, изменение системы ценностей, повышенная тревожность, агрессивность.

Было также установлено, что имеются различия в психическом состоянии при материальном, социальном и духовном кризисах, выражающиеся в появлении особых паттернов переживаний при каждом виде кризисов.

Протекание кризисных периодов у мужчин и женщин имеет некоторые различия: так, вследствие большей потребности в общении женщины острее переживают одиночество в периоды кризисов, по этим же причинам женщины более чувствительны к социальному кризису. Мужчины отличаются большей агрессивностью в период личностного кризиса.

Что касается практического применения результатов исследования, то на их основании появляется возможность диагностировать особенности пребывания человека в зоне личностного кризиса, своевременно определять потребность в психологической помощи, а также выработать программы психологической помощи людям в зависимости от вида кризиса, в котором они находятся, и от пола.
Список литературы

1. Ильина В.Н. Психологическая коррекция и психотерапия в «критические» возрастные периоды// Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вып.4. – Ярославль, 1998. – С. 297 – 299.

2. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. – М.: МАПН, 1997. – 197 с.

3. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – Ярославль, 1999. – 303 с.

4. Козлов В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии. Дис. докт. психол. наук. – Ярославль, 1999.

5. Козлов В.В., Фролова О.П. Интегративный подход в развитии целостной личности.// Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вып.4. – Ярославль, 1998. – С. 351 – 354.

6. Козлов В.В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. – Ярославль, 1996. – 52 с.

7. Лазебная Е.О. Некоторые методологические проблемы изучения адаптации после воздействия экстремального (травматического) стресса// Психология и и практика. Ежегодник РПО. Т. 4, вып. 5. – Ярославль, 1998. – С. 6 – 13.

8. Некрасова Ю.Б. О психических состояних, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся)// Вопросы психологии. – 1994. - № 6. – С. 32 – 49.

9. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия. – Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», 1997 – 320 с.

10. Русина Н.А. Практика психологического консультирования и коррекции в психотерапевтическом центре.// Психология и практика. Ежегодник РПО. Т. 4, вып. 5. – Ярославль, 1998. – С. 266 – 271.

Наступает период, когда судьба, кажется, вызывает тебя на дуэль. Выиграешь – станешь победителем, проиграешь – так тому и быть. От этого испытания под названием кризис личности еще не удавалось уйти никому. Как распознать начало переломного этапа и каковы причины его появления? Как пройти черту с наименьшими потерями? Предлагаем вооружиться полезными советами, заранее готовясь к роковой встрече.

Что такое кризис личности

Кризис личности (личностный кризис) - это переломный момент, который определяет дальнейший ход жизни и характеризуется сильными эмоциональными переживаниями. Это период выбора нового направления и перехода на другой уровень восприятия действительности. Личностный рост имеет четкое требование – изменить стиль, образ мышления, отношение к миру, а также самому себе. Распознать начало переходного этапа можно с помощью конкретных симптомов.

Кризис развития: признаки, которые настораживают:

  • Чувство собственной неполноценности, чрезмерная закомплексованность
  • Беспомощность, страх перед решениями
  • Чувство одиночества (« …»)
  • Изменчивость в настроении, непостоянство
  • Противоречивость, двойственность мнения
  • Неспособность объяснить причины несвойственных своему характеру поступков

Причины кризиса

Существует три основных типа кризисов, каждый из которых имеет свои причины возникновения.

Возрастной порог

Личности имеют такое название, потому что переломные этапы поджидают человека в определенном возрасте, знаменуются рядом характерных особенностей и достаточно предсказуемы. Существуют детские возрастные ступени (3, 7, 14 лет), основные причины появления которых – это скачки в росте и становлении личности.

Взрослые сталкиваются с ответственными моментами в 18, 30, 40 и 60 лет, но они могут начаться раньше или позже. Это – периоды переосмысления своей жизни и перехода на новый уровень восприятия себя в окружающем мире. Они могут сопровождаться депрессиями, кардинальными имениями, переосмыслением прошлого.

Традиционно возрастной кризис развития поджидает накануне Дня рождения, когда вместо радостного настроения, накатывает паника и неконтролируемое желание подвести черту: «Что я успел сделать?», «Ну, чего я добилась в свои …», «Эх, сколько времени упущено…»

Достаточно знать особенные черты каждого из возрастных ступеней, чтобы подготовиться заранее, наперед знав, как пережить кризис.

Конкретная ситуация или их множественное число

Потеря близкого, резкое ухудшение материального положения, или переезд вызывают появление ситуативных кризисов, сложность которых состоит в их непредсказуемости. Начиная новый жизненный этап, мы не знаем, с чем придется столкнуться, а неопределенность всегда пугает.

Кроме того, чаще всего происходит так, что, беда не приходит одна, а приносит за собой цепочку разных неудач. Это наваждение способно загнать в тупик, выход из которого не всегда прост. Именно об этом этапе можно сказать: «Что не убивает, то делает нас сильнее».

Переоценка ценностей

Пересмотр сложившейся системы ценностей и поиск новых жизненных ориентиров приводят к экзистенциальному (духовному) кризису. Он может возникнуть впоследствии переживания двух предыдущих этапов или независимо от них.

Экзистенциальный кризис считается важным периодом в становлении личности.

Этапы развития кризиса личности

Независимо от типа, любой кризис личности имеет начало, пик и завершение. Естественно, эти фазы размыты и условны, но они позволяют понять или предугадать эмоционально состояние человека, переживающего переломный момент.

Этап погружения

  • Происходит эмоциональный взрыв
  • Ухудшается общее физическое здоровье
  • Путается алгоритм действий, решения — хаотичны
  • Возможен «уход в себя»
  • Одолевает бездействие, апатия

Этап тупика

  • Приходит осознание проблемы
  • Вопрос, что делать, остается нерешенным
  • Начинается поиск причин сложившейся ситуации
  • Будущее представляется серым
  • Происходит поиск новых решений

Переломный этап

  • Появляется новый взгляд на проблему
  • Возникает тяга к переменам
  • Ситуация не кажется тупиковой
  • Постепенно «лед рушится»

Это классическая модель кризиса, пережив который, человек выходит на новый уровень. Но существуют и другие варианты развития ситуации – психические расстройства, суицид, наркотическая или алкогольная зависимости. Эти негативные последствия вызваны игнорированием сложного состояния. Чтобы этого не произошло, желательно каждому заранее знать, как выжить в кризис.

Первой ошибкой, которую делает человек, переживающий кризис личности, психологи считают попытку убежать от проблем и непонятного состояния. Прячась, человек замыкается, перестает быть честным с собой, а также подвергается различным фобиям.

Бегство не стоит путать с желанием отвлечься или переключится, что, наоборот, способствуют улучшению эмоционального состояния. Для успешного преодоления переломных этапов важно взглянуть своему страху в глаза, отобразив готовность к борьбе.

Найти точку опоры

Самому тяжело справиться с любым кризисом и принятие этого факта должно препятствовать проявлениям гордости. Ощущения следует проговаривать и обсуждать. Понимание, что существуют люди, переживающие похожие истории, подбадривает, мотивирует, организовывает.

Природа человека такова, что он просто нуждается в обретении точки опоры. Ее можно найти в общении с близкими, наставниками, профессиональными менторами, духовниками или психологами.

Увидеть оттенки

Мы привыкли все разделять на хорошее и плохое, белое и черное, забывая о том, что всегда присутствует «но», а также множество разных оттенков и полутонов. И человек — не исключение. Важно постараться принять и полюбить себя неидеального, а такого, какой есть. И отлично, если критики в сторону собственного «Я» окажется много – значит, есть куда расти и к чему стремиться.

Создать фильтр

Кризис личности – удачное время для того, чтобы отфильтровать лишние вещи, обязанности и «ненужных» людей вокруг себя. Нас хаотично окружает то, что мы хотим видеть и то, что забирает много сил, выпивая последние соки. От последней категории пора избавиться, тем более, если она навязана кем-то со стороны. Переживая непростой период, лучше делать то, что действительно приносит удовольствие.

Заняться собой

Взаимосвязь между физическим состоянием и внутренним самочувствием ощутил на личном опыте каждый. Заботясь о своем теле (массаж, здоровый сон, вкусная здоровая пища, оздоровительные процедуры), мы исцеляем душевное состояние. А, общение с близкими, посещение театра, занятие любимым делом способствуют выздоровлению всего организма. Если эта формула беспроигрышно работает, то почему бы не воспользоваться ней?

Стать Колумбом

Каждого человека можно назвать первооткрывателем внутри себя. Кто-то готов к экспедициям или экспериментам больше, кто-то меньше, но, в общем, это нужно всем. Пребывание на распутье мотивирует отправиться за новыми эмоциями, ведь открыв для себя, например, ёгу, дайвинг или вязание крючком, мы рискуем навсегда избавиться от депрессии и менее болезненно перешагнуть кризис развития.

На кризис личности можно смотреть как на полупустой стакан, содрогаясь от одной только мысли о встрече с ним. Но и есть и другой вариант, когда тот же стакан кажется наполовину полным. В последнем случае переломный этап больше похож на шанс изменить себя и реализовать скрытый ранее потенциал. Ведь освоив искусство мастерского прохождения личностных кризисов, мы можем изменить свою жизнь к лучшему. Как бы тривиально это не звучало, но все зависит от нас самих.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...