Крупные морские порты тихого океана. Значение транспортной системы и порты тихого океана

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Магеллан открыл Тихий океан осенью 1520 года и назвал океан Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, за время перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, более трёх меяцев - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и др.

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5°C. Солёность 30-36,5 ‰. На Тихий океан приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили). Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Растительная жизнь (кроме бактерий и низших грибов) сосредоточена в верхнем 200-м слое, в так называемой эвфотической зоне. Животные и бактерии населяют всю толщу вод и дно океана. Наиболее обильно развивается жизнь в зоне шельфа и особенно у самого побережья на малых глубинах, где в умеренных поясах океана разнообразно представлены флора бурых водорослей и богатая фауна моллюсков, червей, ракообразных, иглокожих и др. организмов. В тропических широтах для мелководной зоны характерно повсеместное и сильное развитие коралловых рифов, у самого берега - мангровых зарослей. С продвижением из холодных зон в тропические количество видов резко возрастает, а плотность их распределения падает. В Беринговом проливе известно около 50 видов прибрежных водорослей - макрофитов, у Японских островов - свыше 200, в водах Малайского архипелага - свыше 800. В советских дальневосточных морях известных видов животных - около 4000, а в водах Малайского архипелага - не менее 40-50 тысяч. В холодных и умеренных поясах океана при сравнительно небольшом числе видов растений и животных за счёт массового развития некоторых видов общая биомасса сильно возрастает, в тропических поясах отдельные формы не получают столь резкого преобладания, хотя число видов очень велико.

При удалении от побережий к центральным частям океана и с увеличением глубины жизнь становится менее разнообразной и менее обильной. В целом фауна Т. о. включает около 100 тысяч видов, но из них лишь 4-5% встречается глубже 2000 м. На глубинах более 5000 м известно около 800 видов животных, более 6000 м - около 500, глубже 7000 м - несколько более 200, а глубже 10 тысяч м - лишь около 20 видов.

Среди прибрежных водорослей - макрофитов - в умеренных поясах особенно выделяются обилием фукусовые и ламинариевые. В тропических широтах их сменяют бурые водоросли - саргассы, зелёные - каулерпа и галимеда и ряд красных водорослей. Поверхностная зона пелагиали характеризуется массовым развитием одноклеточных водорослей (фитопланктон), главным образом диатомовых, перидиниевых и кокколитофорид. В зоопланктоне наибольшее значение имеют различные ракообразные и их личинки, главным образом копеподы (не менее 1000 видов) и эвфаузиды; значительна примесь радиолярий (несколько сотен видов), кишечнополостных (сифонофоры, медузы, гребневики), икры и личинок рыб и донных беспозвоночных. В Т. о. можно различить, помимо литоральной и сублиторальной зон, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Планктонные и донные животные служат обильным кормом для рыб и морских млекопитающих (нектон). Фауна рыб исключительно богата, включает не менее 2000 видов в тропических широтах и около 800 в советских дальневосточных морях, где имеются, кроме того, 35 видов морских млекопитающих. Наибольшее промысловое значение имеют: из рыб - анчоусы, дальневосточные лососи, сельдь, скумбрия, сардина, сайра, морские окуни, тунцы, камбалы, треска и минтай; из млекопитающих - кашалот, несколько видов полосатиков, морской котик, калан, морж, сивуч; из беспозвоночных - крабы (в том числе камчатский), креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски и многое др.; из растений - ламинария (морская капуста), агаронос-анфельция, морская трава зостера и филлоспадикс. Многие представители фауны Тихого океана - эндемики (пелагический головоногий моллюск наутилус, большинство тихоокеанских лососей, сайра, терпуговые рыбы, северный морской котик, сивуч, калан и многое др.).

Большая протяжённость Тихого океана с Севера на Юг определяет разнообразие его климатов - от экваториального до субарктического на Севере и антарктического на Юге Большая часть поверхности океана, приблизительно между 40° северной широты и 42° южной широты, располагается в поясах экваториального, тропического и субтропического климатов. Циркуляция атмосферы над Тихим океаном определяется основными областями атмосферного давления: Алеутским минимумом, Северотихоокеанским, Южно-Тихоокеанским и Антарктическим максимумами. Указанные центры действия атмосферы в их взаимодействии обусловливают большое постоянство северо-восточных на Севере и юго-восточных на Юге ветров умеренной силы - пассатов - в тропических и субтропических частях Тихого океана и сильных западных ветров в умеренных широтах. Особенно сильные ветры наблюдаются в южных умеренных широтах, где повторяемость штормов составляет 25-35%, в северных умеренных широтах зимой - 30%, летом - 5%. На Западе тропической зоны с июня по ноябрь часты тропические ураганы - тайфуны. Для северо-западной части Тихого океана характерна муссонная циркуляция атмосферы. Средняя температура воздуха в феврале убывает от 26-27 °С у экватора до –20 °С в Беринговом проливе и –10 °С у берегов Антарктиды. В августе средняя температура изменяется от 26-28 °С у экватора до 6-8 °С в Беринговом проливе и до –25 °С у берегов Антарктиды. На всём пространстве Тихого океана, расположенном севернее 40° южной широты, наблюдаются существенные различия в температуре воздуха между восточной и западной частями океана, вызванные соответствующим господством тёплых или холодных течений и характером ветров. В тропических и субтропических широтах температура воздуха на Востоке на 4-8 °С ниже, чем на Западе В северных умеренных широтах наоборот: на В. температура на 8-12 °С выше, чем на Западе. Средняя годовая облачность в областях низкого давления атмосферы составляет 60-90%. высокого давления - 10-30%. Среднее годовое количество осадков у экватора более 3000 мм, в умеренных широтах - 1000 мм на Западе. и 2000-3000 мм на В. Наименьшее количество осадков (100-200 мм)выпадает на восточных окраинах субтропических областей высокого давления атмосферы; в западных частях количество осадков увеличивается до 1500-2000 мм. Туманы характерны для умеренных широт, особенно часты они в районе Курильских островов.

Под влиянием развивающейся над Тихим океаном циркуляции атмосферы поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклональные круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. В северной части океана циркуляция складывается тёплыми течениями: Северным Пассатным - Куросио и Северотихоокеанским и холодным Калифорнийским течением. В северных умеренных широтах на Западе господствует холодное Курильское течение, на Востоке - тёплое Аляскинское течение. В южной части океана антициклональная циркуляция складывается тёплыми течениями: Южным Пассатным, Восточно-Австралийским, зональным Южно-Тихоокеанским и холодным Перуанским. Севернее экватора, между 2-4° и 8-12° северной широты, северные и южные циркуляции в течение года разделяются Межпассатным (Экваториальным) противотечением.

Средняя температура поверхностных вод Тихого океана (19,37 °С) на 2 °С выше температуры вод Атлантического и Индийского океанов, что является результатом относительно больших размеров той части площади Тихого океана, которая расположена в хорошо прогреваемых широтах (свыше 20 ккал/см2в год), и ограниченности связи с Северным Ледовитым океаном. Средняя температура воды в феврале меняется от 26-28 °С у экватора до -0,5, -1 °С севернее 58° северной широты, у Курильских островов и южнее 67° южной широты. В августе температура равна 25-29 °С у экватора, 5-8 °С в Беринговом проливе и -0,5, -1 °С южнее 60-62° южной широты. Между 40° южной широты и 40° северной широты температура в восточной части Т. о. на 3-5 °С ниже, чем в западной части. Севернее 40° северной широты - наоборот: на Востоке температура на 4-7 °С выше, чем на Западе Южнее 40° южной широты, где преобладает зональный перенос поверхностных вод, разницы между температурами воды на Востоке и на Западе нет. В Тихом океане кол-во осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Т. о. ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0-31,0‰ и менее) отмечается на Западе и Востоке северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) - соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах - до 32,0‰ и менее на Севере, до 33,5‰ и менее на Юге.

Плотность воды на поверхности Тихого океана довольно равномерно увеличивается от экватора к высоким широтам в соответствии с общим характером распределения температуры и солёности: у экватора 1.0215-1.0225г/см3, на Севере - 1.0265 г/см3 и более, на Юге - 1.0275 г/см3 и более. Цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50 м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов - зеленоватый, прозрачность 15-25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.

Приливы в северной части Тихого океана преобладают неправильные полусуточные (высота до 5,4 м в заливе Аляска) и полусуточные (до 12,9 м в Пенжинской губе Охотского моря). У Соломоновых островов и у части берега Новой Гвинеи приливы суточные, величиной до 2,5 м. Наиболее сильное ветровое волнение отмечается между 40 и 60° южной широты, в широтах господства западных штормовых ветров ("ревущие сороковые"), в Северном полушарии - севернее 40° северной широты. Максимальная высота ветровых волн в Тихом океане 15 м и более, длина свыше 300 м. Характерны волны цунами, особенно часто отмечаемые в северной, юго-западной и юго-восточной частях Тихого океана.

Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана.В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61-64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46-48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.

Тихий океан самый крупный водоем в мире, площадь которого оценивается в 178,62 млн. км2, что на несколько миллионов квадратных километров больше площади земной суши и более чем в два раза превышает площадь Атлантического океана . Ширина Тихого океана от Панамы до восточного побережья о.Минданао составляет 17 200 км, а протяженность с севера на юг, от Берингова пролива до Антарктиды – 15 450 км. Он простирается от западных берегов Северной и Южной Америки до восточных побережий Азии и Австралии. С севера почти полностью замыкается сушей, соединяясь с Северным Ледовитым океаном узким Беринговым проливом (минимальная ширина 86 км). На юге он доходит до берегов Антарктиды, а на востоке его граница с Атлантическим океаном проводится по 67° з.д. – меридиану мыса Горн; на западе граница южной части Тихого океана с Индийским океаном проводится по 147° в.д., соответствующему положению мыса Юго-Восточного на юге Тасмании.

Обычно делят на две области –
Северную и Южную, граничащие по экватору.
Некоторые специалисты предпочитают проводить границу по оси экваториального противотечения, т.е. примерно по 5° с.ш.
Раньше акватория Тихого океана чаще подразделялась на три части:
северную, центральную и южную, границами между которыми служили Северный и Южный тропики.

Отдельные участки океана, расположенные между островами или выступами суши, имеют свои названия. К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее – Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора.

Побережье Тихого океана обрамлено кольцом уснувших или время от времени действующих вулканов, известным как «Огненное кольцо». Бoльшая часть берегов образована высокими горами.
На востоке крутые склоны гор подходят к самому берегу Тихого океана или отделяются от него неширокой полосой прибрежной равнины.

В Северной Америке в прибрежных горных хребтах встречаются отдельные пониженные участки и проходы, но в Южной Америке величественная цепь Анд образует почти сплошной барьер на всем протяжении материка.

На крайнем севере и крайнем юге Тихого океана существуют очень близкие по строению участки – архипелаг Александра (южная Аляска) и архипелаг Чонос (у берегов южного Чили). Для обоих районов характерны многочисленные острова, большие и малые, с обрывистыми берегами, фьордами и фьордообразными проливами, образующими укромные бухты. Остальная же часть тихоокеанского побережья Северной и Южной Америки несмотря на большую протяженность представляет лишь ограниченные возможности для судоходства, так как там очень мало удобных естественных гаваней, а побережье часто отделяется горным барьером от внутренней части материка. В Центральной и Южной Америке горы затрудняют сообщение между западом и востоком, изолируя неширокую полосу Тихоокеанского побережья.

Западное побережье Тихого океана существенно отличается от восточного; берега Азии имеют множество заливов и бухт, во многих местах образующих непрерывную цепь. Многочисленны выступы разного размера: от таких крупных полуостровов, как Камчатка, Корейский, Ляодунский, Шаньдунский, Лэйчжоубаньдао, Индокитай, до бесчисленных мысов, разделяющих мелкие бухты. К азиатскому побережью также приурочены горы, но они не очень высокие и обычно несколько удалены от берега. На западе в океан впадает много крупных рек: Анадырь, Пенжина, Амур, Ялуцзян (Амноккан), Хуанхэ, Янцзы, Сицзян, Юаньцзян (Хонгха – Красная), Меконг, Чаупхрая (Менам).

Течения, приливы, цунами

К основным течениям в северной части Тихого океана относятся теплое течение Куросио, или Японское, переходящее в Северо-Тихоокеанское, холодное Калифорнийское течение; Северное Пассатное (Экваториальное) течение и холодное Камчатское (Курильское) течение. В южной части океана выделяются теплые течения Восточно-Австралийское и Южное Пассатное (Экваториальное); холодные течения Западных Ветров и Перуанское. В Северном полушарии эти основные системы течений движутся по часовой стрелке, а в Южном – против нее.
Приливы в целом для Тихого океана невысоки; исключение составляет залив Кука на Аляске, славящийся исключительно большим подъемом воды во время приливов и уступающий в этом отношении только заливу Фанди на северо-западе Атлантического океана.
Когда на морском дне происходят землетрясения или крупные оползни, возникают волны – цунами . Эти волны преодолевают огромные расстояния, иногда более 16 тыс. км. В открытом океане они имеют малую высоту и большую протяженность, однако при приближении к суше, особенно в узких и мелководных заливах, их высота может возрастать до 50 м.

Приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.

Крупные порты : Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анжелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).
Через по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

История
Мореплавание в Тихом океане началось задолго до начала письменной истории человечества. Однако имеются сведения, что первым европейцем, увидевшим , был португалец Васко Бальбоа; в 1513 океан открылся перед ним с гор Дарьен в Панаме. В истории исследований Тихого океана встречаются такие известные имена, как Фернан Магеллан, Абел Тасман, Фрэнсис Дрейк, Чарлз Дарвин, Витус Беринг, Джеймс Кук и Джордж Ванкувер. Позднее большую роль сыграли научные экспедиции на британском корабле «Челленджер» (1872–1876), а затем на судах «Тускарора», «Планета» и «Дискавери».
тихий океан-карта

Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер

Достаточно сложно определить, какой порт сегодня самый большой порт Тихого океана. Проблема заключается в существовании нескольких критериев, по которым можно проводить оценку.

Тем не менее, крупнейшими из существующих можно назвать такие порты Тихого океана, как Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер. Например, Шанхай, начиная с 2010-го года, считается крупнейшим в мире портом по грузообороту. Расположен порт недалеко от одноименного мегаполиса и занимает выгодное положение, так как имеет открытый выход к морю. Благодаря порту Китай осуществляет связь с 200 странами. Около 99% оборота всей внешней торговли страны осуществляется именно через эти ворота. Работает порт круглосуточно, невзирая на праздники и выходные. Через Шанхай транспортируют нефть, уголь, металлическую руду, строительные материалы.

Еще один большой порт Тихого океана – Сингапур. С 1997-го года порт считается крупнейшим в мире по величине тоннажа судов. Ранее этот порт был крупнейшим и по грузообороту, пока не уступил 1-е место Шанхаю. Ежедневно Сингапур способен принять 150 судов и обслуживает до 250-ти линий. Причальный фронт ВМБ протянулся более чем на 3 километра. Суммарная величина морских перевозок порта составляет 112 млн тонн.

Сидней против Ванкувера

Сидней уступает своим конкурентам в грузообороте, его пропускная способность составляет примерно 1,8 млн тонн. Однако данный порт обладает причальным фронтом длиной около 0,6 км. 100 причалов с глубиной 3,5 метров способны принять судна класса авианосца. Сегодня через Сидней перевозят шерсть, уголь, молочные продукты, зерна, фрукты, шкуры, какао, нефть, промышленное оборудование.

Ванкувер – крупнейший порт Канады, расположенный в северо-восточной части пролива Джорджия. Гавань прекрасно защищена от ветра и не замерзает в зимние время. Общая длина причалов Ванкувера составляет порядка 16-ти километров. Суммарный оборот грузоперевозок равняется 45 млн тонн. Через Ванкувер проходят лес, зерно, цветные металлы, бумага, рыба, фанера, целлюлоза.

Российские порты

Так как Россия также имеет выход в Тихий океан, не удивительно, что существуют и российские довольно крупные порты. Одним из них является Владивосток, расположенный на юге полуострова Муравьев-Амурский. Преимущества порта заключается в том, что он вполне доступен для любого существующего сегодня класса судов. Правда в период с ноября по март судоходство в данной области осуществляется при помощи ледоколов. Ежегодно через порт проходит до 7-ми млн тонн грузов. По территории порта проходят железнодорожные линии, общей протяженностью 21 километр. Протяженность причалов составляет 3,1 километра. Специализация порта – каботажные перевозки в порты России, расположенные на Тихом океане и на востоке Арктики.

Находка – морской порт России, имеющий федеральное значение. Расположен в северо-западной части побережья Японского моря. В его составе – нефтяные и универсальные морские терминалы. Грузооборот порта доходит до 15-ти млн тонн. В основном через Находку перевозят нефть, металл, уголь, рефгрузы, контейнеры.

Конечно, Владивосток и Находка не конкуренты иностранным портам, расположенным на Тихом океане, таким как Шанхай, Ванкувер или Сингапур. Однако это одни из наиболее крупных портов России.

Видео роял регал

Спецпредложения

Индонезия и Юго-Восточная Азия 28 февраля , лайнер Sapphire Princess 5*, 11 дней - от 999 USD Русская группа! За Сакурой в Токио и Киото 26 марта от 899 USD Весна в Японии. Токио, Гейши и Фестивали Сакуры 19 апреля , лайнер Diamond Princess 5*, 9 дней - от 899 USD Русская группа! Наш представитель на борту! 04 мая от 1399 USD Русская группа! Наш представитель на борту! Золотая неделя и Майские в Японии 06 мая , лайнер Diamond Princess 5*, 6 дней - от 599 USD Русская группа! Наш представитель на борту! Столицы Северной Европы из СПб 15 мая , лайнер Regal Princess 5*, 11 дней - от 1199 USD Русская группа! Другие спецпредложения...








Луганвилл, Вануату


Луганвилл – город в островном государстве Вануату и столица провинции Санма. Второй по масштабам город страны. Располагается на юго-востоке острова Эспириту-Санто, примерно в 2500 километрах от Австралии. Крупнейший порт Вануату. Название острова Эспириту-Санто, на котором располагается Луганвилл, происходит от испанского espíritu santo, что означает Святой Дух. Иногда этот крупнейший остров в составе Вануату называют просто Санто.

Увидеть Луганвилл можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Залив Шампань, Вануату


Вануату часто называют «нетронутым раем» Океании. Уникальное соединение трех культур - английской, французской и меланезийской - привело к возникновению настоящего оазиса для туристов. «Европейские» города Порт-Вила и Лугенвиль гармонично уживаются с многочисленными деревеньками островитян, быт которых почти не изменился за прошедшие несколько веков.
Другое название Вануату - «страна улыбающихся людей».Добродушие и открытость народа Вануату приятно поражает всякого, кто приезжает на острова. Характерной особенностью островного пейзажа являются многочисленные вулканы, девять из которых – действующие. Самый известный из них - Ясур, самый доступный и «мирный» действующий вулкан на планете.

Увидеть Залив Шампань можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Вила, Вануату


крупнейший город и столица Вануату, находится на юге острова Эфате в архипелаге Новые Гебриды. Порт-Вила - главный экономический и политический центр страны. Население города составляет 29,3 тыс. человек (2003). В городе расположены гавань и Международный аэропорт Бауэрфилд. Город расположен на берегу залива Вила на холмистой местности. В городе нашли своё отражения английская, французская и меланезийская культуры. Во время Второй мировой войны город служил военной базой для войск США и Австралии. В 1987 году мощный циклон нанёс городу существенные разрушения.

Увидеть Вилу можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Вала, Вануату (Новые Гебриды)


Новые Гебриды архипелаг из 80 островов в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии. Совместное владение (кондоминиум) Великобритании и Франции. Попав на эти острова, каждый сполна прочувствует патриархальную деревенскую жизнь. Небольшие циновочные хижины, крытые пальмовыми листьями, сделаны без единого гвоздя. Отдельно стоят навесы с такими же кровлями из пальмовых листьев, где в сезон дождей проходит вся жизнь посёлка. В центре деревни располагается площадь с огромными баньяновыми деревьями вокруг, на которой происходят все знаменательные события в жизни общины. В деревнях нет ни электричества, ни металлических изделий, а огонь здесь добывают с помощью сандаловых палочек. Основное занятие на островах – сельское хозяйство. Сочетание тропического климата и краснозёма создали столь благоприятные условия, что урожай можно собирать практически ежемесячно.

Увидеть о.Вала можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Нумея, Новая Каледония


Новая Каледония – крупный одноимённый остров и группа мелких островов в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии, этоодин из оазисов в самом сердце Великого океана. Здесь вы можете обнаружить пустынные берега с золотым песком пляжей и густые мангровые заросли, яркие огни ночных клубов и казино, захватывающий дух подводный мир коралловых рифов с богатейшей морской флорой и фауной, колоритную смесь традиционной меланезийской культуры и французского шарма, великолепные водопады и известняковые пещеры, а также реликтовый растительный и животный мир. Главный остров страны простирается на 400 км. с севера на юг и на 50 км. с запада на восток. Его закрытая лагуна, ограниченная длинной грядой коралловых рифов, считается одной из самых больших в мире, практически не уступая австралийскому Большому Барьерному рифу. Бирюзово-голубая вода рифовых лагун обрамляется небольшими островками, покрытыми густой растительностью. Столица страны, город Нумеа, единственный "настоящий город" страны и один из самых колоритных населенных пунктов Меланезии. Совсем крохотный по европейским меркам (60 тыс. жителей), он обладает особым очарованием. От пляжа Энс-Вата на юге до северных предместий Кутиу и Яхо, Нумеа тянется на 15 км. Центром города является зеленая Центральная площадь, вокруг которой вертится вся деловая и культурная жизнь столицы. На небольшом полуострове в 10 км. от центра города расположено новое здание Культурного центра Тжибау. Созданный для сохранения культурных традиций канаков и других народов Океании, в настоящее время он успешно освещает гораздо более широкие аспекты общественной жизни. Интересны также здание библиотеки Бернгейма в колониальном стиле, Территориальный Музей (посвящен археологии и этнологии Океании), Музей города Нумеа, Морской Исторический музей, Геологический музей, кафедральный собор Св. Джозефа, Парк-Форестье с Ботаническим парком и зоопарком (здесь можно увидеть символ страны – нелетающую птицу "кагу") и Аквариум Нумеа с огромным разнообразием содержащихся здесь видов тропических рыб, светящихся кораллов и головоногих моллюсков. Район Нойвиль знаменит своими древними руинами и изолированной бухтой Кенду – идеальным местом для плавания и шноркелинга. Район Квартье-Латина считается наиболее "французским" районом города, но севернее него начинаются промышленные районы Дониамбо, где сосредоточены горно-обогатительные предприятия. Энс-Вата – белый песчаный пляж длиной в два километра, лежащий южнее города, несомненно, самый красивый пляж столицы и одно из наиболее известных мест в мире для винд- и кайтсерфинга. Кристально-чистая вода, удобный берег, богатый подводный мир и постоянные ветра делают это место одним из лучших мест для активного отдыха. Вся береговая черта между районом Энс-Вата и пляжем Байя-дес-Цитрон застроена первоклассными отелями с хорошо развитой инфраструктурой отдыха. Гавань Байя-де-ла-Мозель – одна из лучших якорных стоянок в Меланезии, а в восточной части полуострова Тжибау лежат зажиточные предместья Сент-Мэри и Уэмо с обилием особняков в колониальном стиле.

Увидеть Нумею можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Лифу, Новая Каледония


В прошлом Лифу был коралловым атоллом, являвшимся частью погружённого под воду вулкана. Примерно 2 млн лет назад поверхность острова поднялась до современного уровня. Остров имеет неправильную форму. Длина Лифу составляет около 81 км, ширина колеблется от 16 до 24 км. Остров плоский, на нём отсутствуют холмы и реки. Центральная часть Лифу представляет собой плато, покрытое густой растительностью. В южной части острова находится большое количество пещер. В западной части Лифу расположена Сандаловая бухта, названная в честь торговцев сандалом на острове.

Увидеть о.Лифу можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Пен, Новая Каледония


Пен - остров в Тихом океане недалеко от острова Гранд-Тер. Входит в состав заморской территории Франции Новая Каледония. Административно является частью коммуны (муниципалитета) Остров Пен Южной провинции.Площадь острова составляет 152,3 км². Длина - 15 км, ширина - 13 км. Остров Пен расположен к юго-востоку от острова Новая Каледония и примерно в 100 км к юго-востоку от города Нумеа. Высшая точка - пик Нга (262 м). Климат тропический. Наиболее тёплые месяцы - ноябрь-март (температура варьируется от 22 до 31 °C). С декабря по апрель часто случаются штормы.

Увидеть о.Пен можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Алотау, Папуа-Новая Гвинея


Алотау – это административный центр округа Милн Бэй. Город расположен в южной части залива Милн Бэй и считается основным городом провинции Милн Бэй в Папуа-Новой Гвинее. Залив Милн Бэй, а именно Алотау, является одним из наилучших зон в Папуа-Новой Гвинее для пляжного туризма, сёрфинга, дайвинга и кайт-сёрфинг. В прибрежных водах имеется более 500 коралловых рифов и различных затонувших кораблей и самолётов, которые остались лежать на дне после Второй Мировой Войны. К близлежащим островам большинство экскурсий отправляются из Алотау. Самые популярные экскурсии: на остров Фергюссон с горячими источниками, вулканами и грязевыми бассейнами; на остров Муруа, где проживают мастера резьбы по дереву; на острова Тробриан, где племенные вожди очень почитаемы и где с июня по август каждый год проходит фестиваль урожая Миламала.

Увидеть Алотау можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Доини, Папуа-Новая Гвинея


Остров Доини располагается в самом сердце провинции Милн-Бей на Восточной части Папуа-Новой Гвинеи - всего один час и 15 минут полета к северу от Кэрнса. Эта плантация состоит из 1100 га кокосовых пальм и красивых тропических лесов.Остров окружен белыми песчаными пляжами и бирюзовой водой океана,где кишат мириады экзотических рыб.Подобную теплоту и дружелюбие местных жителей редко встретишь в любой точке мира. В Доини можно как расслабляться на белоснежных пляжах острова, так и ощутить дух настоящих приключений. На острове полно увлекательных занятий: рыбалка,плавание, снорклинг, каякинг, катание на лошадях и многое другое.

Австралии и Новой Зеландии .

Рабаул, Папуа-Новая Гвинея


Рабаул обладает большой и почти идеально круглой гаванью. Для туристов он привлекателен подводным плаванием, останками зданий и техники Второй мировой войны, руинами зданий, погребенными под вулканическим пеплом, что навевает некоторые ассоциации с величественной Троей. Могучая огненная дуга охватывает Новую Британию. Прямо из воды поднимаются громадные, конической формы острова-вулканы, являющиеся отличными достопримечательностями.

Увидеть о.Доини можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Хониара, Соломоновы о-ва


Хониара расположена на острове Гвадалканал, на котором помимо широкой береговой низменности, находится самая высокая точка Соломоновых островов – гора Маракомбуру (2330 м). Климат в городе субэкваториальный, жаркий и влажный. Культурным центром столицы Соломоновых Островов является пристань Поинт Круз. По мнению историков, это именно то место где испанцы впервые высадились на берег и установили крест. Среди архитектурных достопримечательностей столицы особого внимания заслуживают здание парламента, заднее международного аэропорта, Национальный музей. Ценность для туристов в первую очередь представляет подводный мир, окружающий остров. В прибрежных водах любители дайвинга обнаружат множество затонувших кораблей и сотни мест падения самолетов периода Второй мировой войны.

Увидеть Хониару можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Денарау, Фиджи


Острова Фиджи – это одни из самых далеких и загадочных тропических островов. Отдых на Фиджи привлекает бесконечными пляжами и потрясающей дикой природой. Здесь легко забыть о своих будничных проблемах и целиком погрузиться в размеренный ритм островной жизни. Сочетание пляжного и активного отдыха дает возможность восстановить душевное равновесие и дать своему телу необходимую подзарядку. На островах можно покататься на велосипеде или скутере, изучить подводной царство с маской или аквалангом, а также в полной мере ощутить все прелести водных видов спорта, которые так развиты на Фиджи. Отдых здесь интересен не только пляжами, но и возможностью увидеть совершенно иной жизненный уклад. Традиции, колоритные рынки и фиджийская кухня – все это делает отдых на Фиджи особенным, не позволяя перепутать эти острова с любыми другими.

Увидеть о.Денарау можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Сува, Фиджи


Сува - экономический и политический центр Фиджи, крупнейший город южной части Океании за пределами Австралии и Новой Зеландии. Главный морской порт страны.Город Сува расположен на юго-восточном берегу острова Вити-Леву на небольшом полуострове. В прошлом значительную часть города занимали болота.Сува является административным и портовым городом. В городе расположены правительственные здания страны, Фиджийская школа медицины и один из кампусов Южнотихоокеанского университета.В Суве расположено самое высокое здание Фиджи - здание Резервного банка. Одной из достопримечательностей города является городская библиотека, построенная в 1909 году.В Суве расположена официальная резиденция президента Фиджи, сооружённая в 1882 году и перестроенная в 1928 году. В городе также действует музей Фиджи, где представлены богатые коллекции археологических и этнографических экспонатов с островов Тихого океана.

Увидеть Суву можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Дравуни, Фиджи


Дравуни - это маленький «рай» в группе островов Фиджи. Нетронутой пляж, потрясающий вид на океан и близлежащие острова с вершины холма – вот, что ждёт вас в этом уникальном уголке природы.

Увидеть о.Дравуни можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Савусаву, Фиджи


Савусаву - небольшой и простой городок на островах Фиджи, становящийся все более популярным в связи с паломничеством дайверов в эти места.Население городка - не более 3-х тысяч человек.Интересен местный рынок в центре, особенно шумный по субботам. Здесь кроме фруктов, рыбы можно купить замечательные изделия и сувениры, предметы традиционной одежды, выполненные местными мастерами.Основные достопримечательности - действительно красивый и впечатляющий залив Саву Саву, горячие минеральные источники и гейзеры вокруг города.

Увидеть Савусаву можно, отправившись в один из круизов по



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...