Кто из названных высших руководителей ссср был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного.


СССР в послевоенный период. Тест по истории 9 класс.
1. Вторая Мировая война закончилась
А) 9 мая 1945г Б) 22 июня 1941г В) 2 сентября 1945г Г)1 сентября 1939г
2. Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:
А) расширение демократии на заводах и колхозах
Б) ослабление власти государственного аппарата
В) прекращение политических репрессий
Г) укрепление тоталитарного режима
3. Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 40-х гг.:А) отмена карточной системы
Б) установление пенсии колхозникам
В) восстановление восьми часового рабочего дня
Г) отмена подписки на госзаймы
4. Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:
А) подготовкой к началу третьей мировой войны
Б) монополией США на атомную бомбу в условиях « Холодной войны»
В) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США
Г) необходимостью продажи ядерного оружия странам « третьего мира»
5. Чем было вызвано усиление в СССР и идеологического давления и репрессий в 1945-1953гг.:
А) массовыми выступления населения против власти
Б) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима
В) восстаниями узников ГУЛАГа
Г) опасностью иностранного вторжения в СССР
6. Какая из наук оказалась фактически запрещённой в СССР в конце 40-х гг.:
А) кибернетика
Б) ядерная физика
В) биология
Г) история
7. План восстановления народного хозяйства был принят в:
А) 1943 г.
Б)1945 г.
В) 1946 г.
Г) 1948 г.
8. Что объединяет даты 1949г. и 1953г. :А) проведение экономических реформ в промышленности
Б) ввод советских войск в другие страны
В) заключение международных договоров
Г) испытание в СССР ядерной бомбы и водородной бомбы
9.В каком из названных периодов был проведён процесс по «ленинградскому делу»:
А) 1941-1945 гг.
Б) 1945-1953гг.
В) 1950-1953гг.
Г)1965-1985гг.
10. Послевоенная денежная реформа предусматривала:
А) введение золотого эквивалента рубля
Б) обмен « старых» денег на « новые» из расчёта 10:1
В) открытие личных счетов трудящихся
Г) увеличение денежной эмиссии
11. Постановление ЦК ВКП(б) « О журналах « Звезда» и «Ленинград» было принято в:
А) 1938г.
Б) 1946г.
В) 1953г.
Г) 1947г.
12. Первый берлинский кризис разразился:А) 1945г.
Б) 1946г.
В)1948г.
Г) 1953г.
13. ФРГ была создана:А) 1945г.
Б)1949г.
В) 1950г.
Г) 1953г.
14. Совет экономической взаимопомощи был образован в:
А) 1945г.
Б)1949г.
В) 1953г.
Г) 1965г.
15. Расположите в хронологической последовательности:
А) Ялтинская конференция
Б) Речь У. Черчилля в Фултоне
В) «Доктрина Трумэна»
Г) Создание НАТО
16.Расположите в хронологической последовательности:
А) послевоенная денежная реформа
Б) начало четвёртой пятилетки
В) «дело врачей»
Г) «ленинградское дело»
17. Установите соответствие:1. Образование НАТО А) 1952г.
2. Берлинский кризис Б) 1945 г.
3. Упразднение ГКО В) 1949г.
4. 19 съезд ВКП(б) Г) 1948г.
18. Установите соответствия:1. И. Сталин А) Великобритания
2.У.Черчилль Б) Югославия
3.И. Броз Тито В) СССР
4.Г. Трумэн Г) США
19. Сравните политическое развитие СССР в 30-е гг. с политическим развитием после окончания войны. Что было общего и в чём различие(не менее двух общих и трёх различий):
Общее:
Различия:


Приложенные файлы

Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного

А12. Прочтите отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева и определите, о каком политическом процессе идет в нем речь.
«Всем известна печальная судьба члена Политбюро т. Вознесенского, ставшего жертвой репрессий Сталина. Характерно отметить, что решение о выводе его из состава Политбюро нигде не обсуждалось, а было проведено опросом. Также опросом были проведены решения об освобождении с занимаемых постов тт. Кузнецова и Родионова».
1) «Шахтинское дело» 2) процесс Промпартии 3) «дело врачей» 4) «Ленинградское дело» ++/ответ/++

А13 Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:
1) подготовкой к началу третьей мировой войны; 2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»; ++/ответ/++ 3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США; 4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»?

А14 Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 1940-х гг.:
1) отмена карточной системы; ++/ответ/++ 2) установление государственных пенсий колхозникам; 3) восстановление 8-часового рабочего дня; 4) отмена подписки на госзаймы?

А15 Тяжелое положение населения СССР в 1945-1950 гг. сохранялось из-за:
1) существования 10-часового рабочего дня; 2) регулярных задержек зарплаты; 3) введения рыночных отношений между городом и деревней; 4) недостатка жилья. ++/ответ/++

А16 Какое из названных кинопроизведений подверглось критике со стороны партийно-государственного руководства в 1945-1953 гг.:
1) «Дело Румянцева» режиссера М. Калатозова; 2) «Высота» режиссера А. Зархи; 3) «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна; ++/ответ/++ 4) «Весна на Заречной улице» режиссера М. Хуциева?

А17 Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 февраля 1949 г. «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) товарища Кузнецова А. А. и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. Родионова М. И. и Попкова Р. С.» и ответьте на вопрос.
«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у тт. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...»
С каким политическим процессом связан этот документ:
1) «ленинградское дело»; ++/ответ/++ 2) «дело врачей-убийц»; 3) кампания по борьбе с «космополитизмом»; 4) «дело о вредительстве» на Московском автозаводе?

А18 Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945-1953 гг.:
1) массовыми выступлениями населения против власти; 2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима; ++/ответ/++ 3) восстаниями узников ГУЛАГа; 4) опасностью иностранного вторжения в СССР?

А19 Какие ученые-физики участвовали в создании атомной энергетики в СССР:
а) М. Келдыш; б) И. Курчатов; в) С. Королев; г) Ю. Харитон; д) Н. Зелинский; е) И. Тамм
1) а, б, в; 2) б, г, е; ++/ответ/++ 3) в, г, д; 4) а, д, е.

А20 Когда происходила Корейская война, в которой СССР поддерживал Северную Корею:
1) 1950-1953 гг.; ++/ответ/++ 2) 1968-1971 гг.; 3) 1975-1978 гг.; 4) 1988-1991 гг.?

А21. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным ученым П. Л. Капицей в 1965 г., и ответьте на вопрос.
«Надо не бояться сознаться, что попытки партийного руководства научным творчеством дали отрицательные результаты. Это было особенно наглядно за последние десятилетия...»
Какое научное направление особенно пострадало от партийного руководства в 1945-1960 гг.:
1) космическая теория; 2) математика; 3) биология и кибернетика; ++/ответ/++ 4) ядерная физика?

А22. Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного восстановления и развития тяжелой промышленности как средства военного противостояния капитализму:
а) И. Сталин; б) А. Жданов; в) Г. Маленков; г) Л. Берия; д) Н. Вознесенский; е) Н. Родионов?
1)а, б, в; 2) г, д, е; 3) б, в, г; 4) а, в, г. ++/ответ/++

Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.

Ф. М. Достоевский

В декабре 1927 года в СССР началась коллективизация сельского хозяйства. Данная политика была направлена на то, чтобы по всей стране сформировать колхозы, в которые должны были войти отдельные частные собственники земельных участков. Реализация планов коллективизации была поручена активистам революционного движения, а также, так называемым, двадцатипятитысячникам. Все это привело к тому, что в Советском Союзе произошло укрепление роли государства в аграрном и трудовом секторе. Стране удалось преодолеть «разруху» и провести индустриализацию промышленности. С другой стороны это привело к массовым репрессиям и знаменитому голоду 32-33 годов.

Причины перехода к политике массовой коллективизации

Коллективизация сельского хозяйства была задумана Сталиным как крайняя мера, с помощью которой можно решить подавляющее большинство проблем, которые на тот момент стали очевидны для руководства Союза. Выделяя основные причины перехода к политике массовой коллективизации можно выделить следующие:

  • Кризис 1927 года. Революция, гражданская война и неразбериха в руководстве привели к тому, что в 1927 году был собран рекордно низкий урожай в аграрном секторе. Это было сильным ударом для новой Советской власти, а также для ее внешнеэкономической деятельности.
  • Ликвидация кулачества. Молодая Советская власть по-прежнему на каждом шагу видела контрреволюцию и сторонников имперского режима. Именно поэтому было массово продолжена политика раскулачивания.
  • Централизованное управление сельским хозяйством. В наследие советскому режиму досталась страна, где подавляющее большинство людей занимались индивидуальным сельским хозяйством. Новую власть такая ситуация не устраивала, поскольку государство стремилось контролировать все в стране. А контролировать миллионы независимых аграриев очень тяжело.

Говоря про коллективизацию необходимо понимать, что этот процесс был напрямую связан с индустриализацией. Под индустриализации понимается создание легкой и тяжелой промышленности, которая смогла бы обеспечить советскую власть всем необходимым. Это есть, так называемые, пятилетки, где всей страной строили заводы, гидроэлектростанции, платины и так далее. Это все было крайне важно, поскольку за годы революции и гражданской войны практически вся промышленность российской империи была уничтожена.

Проблема же заключалась в том, что индустриализация требовала большого количества рабочих рук, а также большого количества денег. Деньги были нужны не столько для оплаты труда рабочих, сколько для закупки оборудования. Ведь все оборудование производилось за рубежом, а внутри страны оборудования не производилось никакого.

На начальном этапе лидеры Советской власти часто говорили о том, что западные страны сумели развить собственную экономику только благодаря своим колониям, из которых они выжимали все соки. В России таких колоний не было, тем более их не было у Советского Союза. Но по замыслу нового руководства страны такими внутренними колониями должны были стать колхозы. Фактически это и произошло. Коллективизация создавала колхозы, которые обеспечивали страну продовольствием, бесплатной или очень дешевой рабочей силой, а также рабочими руками, с помощью которых проходила индустриализация. Именно для этих целей был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Этот курс был официально задом 7 ноября 1929 года, когда в газете «Правда» появилась статья Сталина под названием «Год Великого перелома». В этой статье Советский лидер говорил о том, что в течение года страна должна сделать рывок от отсталого индивидуального империалистического хозяйства к передовому коллективному хозяйству. Именно в этой статье Сталин открыто заявил о том, что в стране должно быть ликвидировано кулачество как класс.

5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКПб о темпах коллективизации. В этом постановлении говорилось о создании особых регионов, где реформирование сельского хозяйства должно было происходить прежде всего и в кратчайшие сроки. Среди главных регионов, которые были определены для проведения реформы, были обозначены следующие:

  • Северный Кавказ, Поволжье. Здесь устанавливался крайний срок создания колхозов к весне 1931 года. Фактически две области должны были перейти к коллективизации за один год.
  • Остальные зерновые регионы. Любые другие регионы, где массово выращивалось зерно, также подлежали коллективизации, но в срок до весны 1932 года.
  • Остальные регионы страны. Оставшиеся регионы, которые были менее привлекательными в плане сельского хозяйства, планировалось приобщить к колхозам за 5 лет.

Проблема заключалась в том, что данный документ четко регламентировал с какими регионами работать и в какие сроки должно быть проведено действие. Но этот же документ ничего не говорил о том, какими путями следует проводить коллективизацию сельского хозяйства. Фактически местные власти самостоятельно стали принимать меры для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. И практически все сводили решение этой задачи к насилию. Государство сказало «Надо» и закрыло глаза на то, как это «Надо» реализовывалось…

Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием

Решение задач, которые были поставлены руководством страны, предполагали наличие двух взаимосвязанных процессов: формирование колхозов и раскулачивание. Причем первый процесс очень сильно зависел от второго. Ведь для того чтобы сформировать колхоз, необходимо этому экономическому инструменту дать необходимый инвентарь для работы, чтобы колхоз был экономически выгодным, и мог сам себя прокормить. Государство на это деньги не выделяло. Поэтому был принят путь, который так нравился Шарикову, - все отнять и поделить. Так и сделали. У всех «кулаков» изымали имущество, которое передавалось в колхозы.

Но это не единственная причина, почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием рабочего класса. Фактически одновременно руководство СССР решало несколько задач:

  • Сбор бесплатного инструмента, животных и помещений для нужд колхозов.
  • Уничтожение всех, кто смел высказывать недовольство новой властью.

Практическая реализация раскулачивания свелась к тому, что государство устанавливало норму для каждого колхоза. Необходимо было раскулачить 5 - 7 процентов всех «частных». На практике же идеологические приверженцы нового режима во многих регионах страны эту цифру значительно превосходили. В результате раскулачиванию подверглась не установленная норма, а до 20% населения!

Удивительно, но не было абсолютно никаких критериев для определения «кулака». И даже сегодня историки, которые активно защищают коллективизации и Советский режим, не могут четко сказать, по каким принципам происходило определение кулака и рабочего крестьянин. В лучшем случае нам говорят о том, что под кулаками понимали с люди, у которых в хозяйстве было 2 коровы или 2 лошади. На практике же таких критериев практически никто не придерживался и кулаком могли объявить даже крестьянина, у которого за душой не было ничего. Например, прадед моего близкого друга был назван «кулаком» за то, что у него была корова. За это у него отобрали все и сослали на Сахалин. И таких случае тысячи…

Выше мы уже говорили о постановлении от 5 января 1930 года. Это постановление, как правило, цитируется многими, но большинство историков забывают о приложении к этому документу, где давались рекомендации о том, как следует поступать с кулаками. Именно там мы можем найти 3 класса кулаков:

  • Контрреволюционеры. Параноидальный страх Советской власти перед контрреволюцией вывел эту категорию кулаков к наиболее опасным. Если крестьянин признавался контрреволюционером, то все его имущество изымалось и передавалось колхозам, а сам человек отправлялся в концлагеря. Коллективизация же получала все его имущество.
  • Богатые крестьяне. С богатыми крестьянами также не церемонились. По замыслу Сталина имущество таких людей также подлежат полной конфискации, а самих крестьян вместе со всеми членами их семьи переселяли в отдаленные регионы страны.
  • Крестьяне со средним достатком. Имущество таких людей также конфисковывали, а людей отправляли не в дальние регионы страны, а в соседние регионы.

Даже здесь видно, что власть четко разделила людей и меры наказания к этим людям. Но власть абсолютно не указала, как определить контрреволюционера, как определить богатого крестьянина или крестьянина со средним доходом. Именно поэтому раскулачивание свелось к тому, что часто кулаками назывались те крестьяне, которые были неугодные людям с оружием. Именно так и происходила коллективизация и раскулачивание. Активистов советского движения наделили оружием, и те с энтузиазмом несли знамя советской власти. Нередко под знаменами этой власти, и прикрываясь коллективизацией, они просто сводили личные счеты. Для этого был даже придуман специальный термин «подкулачные». И к этой категории относились даже бедные крестьяне, которые ничего не имели.

В результате мы видим, что массовым репрессиям были подвергнуты те люди, которые были способны вести прибыльное индивидуальное хозяйство. Фактически это были люди, которые долгие годы выстраивали свое хозяйство таким образом, чтобы оно могло позволить зарабатывать деньги. Это были люди, которые активно переживали за результат деятельности. Это были люди, которые хотели и умели работать. И всех этих людей из деревни убрали.

Именно благодаря раскулачиванию Советская власть организовала свои концлагеря, в которые попало огромное количество людей. Эти люди использовались, как правило, в качестве бесплатные рабочей силы. Причем этот труд использовался на самых тяжелых работах, на которых обычные граждане работать не хотели. Это были лесозаготовки, добыча нефти, добыча золота, добыча угля и так далее. Фактически политические узники и ковали успех тех успех Пятилеток, о которых так гордо рапортовала Советская власть. Но это тема для другой статьи. Сейчас необходимо отметить, что раскулачивание в колхозах сводилось к проявлению крайней жестокости, что вызывало активное недовольство у местного населения. В результате во многих регионах, где коллективизация шла наиболее активными темпами, стали наблюдаться массовые восстания. Для их подавления даже использовали армию. Стало очевидно, что насильственная коллективизация сельского хозяйства нужных успехов не дает. Более того, недовольство местного населения стало перекидываться и в армию. Ведь когда армия вместо войны с врагом сражается со своим же населением, это сильно подкашивает ее дух и дисциплину. Стало очевидно, что в короткие сроки загнать людей в колхозы просто невозможно.

Причины появления статьи Сталина «Головокружение от успехов»

Наиболее активными регионами, где наблюдались массовые волнения были Кавказ, Средняя Азия и Украина. Люди использовали как активные формы протеста, так и пассивные. Активные формы выражались в демонстрациях, пассивные в том, что люди уничтожали все свое имущество, чтобы оно не досталось колхозам. И такого волнения и недовольства среди людей удалось «добиться» всего за несколько месяцев.


Уже в марте 1930 года Сталин понял, что его план провалился. Именно поэтому 2 марта 1930 года появилась статья Сталина «Головокружение от успехов». Суть данной статьи была очень простой. В ней Иосиф Виссарионович открыто перекладывал всю вину за террор и насилие во время коллективизации и раскулачивания на местные власти. В результате стал складываться идеальный образ советского вождя, который желает народу добра. Для укрепления этого образа Сталин разрешил всем добровольно выходить из колхозов, отмечаем, что эти организации не могут быть насильственными.

В результате большое количество людей, которых насильственно загнали в колхозы, добровольно из них вышли. Но это был только один шаг назад, чтобы сделать мощный рывок вперед. Уже в сентябре 1930 года ЦК ВКПб осудила местные органы власти за пассивные действия в проведении коллективизации аграрного сектора. Партия призвала к активным действиям с тем, чтобы добиться мощного вступления людей в колхозы. В результате в 1931 году уже 60% крестьян были в колхозах. В 1934 году - 75%.

Фактически «Головокружение от успехов» была необходима Советской власти, как средство воздействия на собственный народ. Нужно было как-то оправдать те зверства и то насилие, которое происходило внутри страны. Взять вину на себя руководство страны не могло, поскольку это моментально бы подорвало их авторитет. Именно поэтому были выбраны местные органы власти, как мишень для крестьянской ненависти. И этой цели добиться удалось. Крестьяне искренне поверили в душевные порывы Сталина, в результате чего всего через несколько месяцев перестали сопротивляться насильственному вступлению в колхоз.

Итоги политики сплошной коллективизации сельского хозяйства

Первые итоги политики сплошной коллективизации не заставили себя долго ждать. Производство зерна по стране сократилось на 10%, количество крупного рогатого скота сократилось на треть, количество овец в 2,5 раза. Такие цифры наблюдаются по всем аспектам сельскохозяйственной деятельности. В дальнейшем эти негативные тенденции удалось победить, но на начальном этапе негативный эффект был крайне силен. Этот негатив вылился в известный голод 1932-33 годов. Сегодня этот голод известен во многом из-за постоянных жалоб Украины, но на самом деле многие регионы Советской Республики очень сильно пострадали от того голода (Кавказ и особенно Поволжье). Всего события тех лет на себе ощутили порядка 30 миллионов человек. По разным данным от голода погибло от 3 до 5 миллионов человек. Эти события были обусловлены как действиями Советской власти по коллективизации, так и неурожайным годом. Несмотря на слабый урожай за рубеж продали практически весь запас зерна. Эта продажа была необходима для того, чтобы продолжить индустриализацию. Индустриализация была продолжена, но это продолжение стоило миллионов жизней.

Коллективизация сельского хозяйства привела к тому, что из деревни полностью исчезла богатое население, средне состоятельное население, и активисты, которые просто радели за результат. Там оставались люди, которые насильственно были загнаны в колхозы, и которые абсолютно никак не переживали за конечный результат своей деятельности. Связано это было с тем, что государство забирало себе большую часть того, что производили колхозы. В результате простой крестьянин понимал, вне зависимости от того сколько он вырастет государство заберет практически все. Люди понимали, что даже если они вырастят не ведро картошки, а 10 мешков, государство все равно им даст за это 2 килограмма зерна и все. И так было со всеми продуктами.

Крестьяне получали за свой труд оплату за, так называемые, трудодни. Проблема заключалась в том, что денег в колхозах практически не было. Поэтому крестьяне получали не деньги, а продукцию. Данная тенденция изменилась только к 60-м годам. Тогда стали выдавать деньги, но деньги очень маленькие. Коллективизация же сопровождалась тем, что крестьянам выдавалось то, что просто позволяло их прокормить. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что в годы проведения коллективизации сельского хозяйства в Советском Союзе проходила выдача паспортов. Факт, о котором сегодня не принято массово говорить, заключается в том, что крестьянам паспорт не полагался. В результате крестьянин не мог уехать жить в город, поскольку у него не было документов. Фактически люди оставались привязанными к тому месту, где они были рождены.

Итоговые результаты


И если мы уйдем от советской пропаганды и взглянем на события тех дней независимо, то мы увидим отчетливые признаки, которые делают схожими коллективизацию и крепостничество. Как происходило крепостное хозяйство в имперской России? Крестьяне жили общинами в деревне, они не получали деньги, они подчинялись хозяину, были ограничены в свободе передвижения. С колхозами ситуация была такая же. Крестьяне жили общинами в колхозах, за свой труд они получали не деньги, а продукты, они подчинялись главе колхоза, и из-за отсутствия паспортов не могли покинуть коллектив. Фактически советская власть под лозунгами социализации вернула в деревню крепостное право. Да, это крепостное право было идеологически выдержанным, но суть от этого не меняется. В дальнейшем эти негативные элементы были во многом устранены, но на начальном этапе все происходило именно так.

Коллективизация с одной стороны базировалась на абсолютно античеловеческих принципах, с другой стороны это позволило молодой Советской власти провести индустриализацию и твердо встать на ноги. Что из этого важнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Абсолютно точно можно сказать только то, что успех первых Пятилеток базируется не на гениальности Сталина, а исключительно на терроре, насилии и крови.

Итоги и последствия коллективизации


Основные итоги сплошной коллективизации сельского хозяйства можно выразить в следующих тезисах:

  • Страшный голод, в результате которых погибли миллионы людей.
  • Полное уничтожение всех индивидуальных крестьян, которые хотели и умели работать.
  • Темпы роста сельского хозяйства были очень низкими, поскольку люди не были заинтересованы в конечном результате своей работой.
  • Сельское хозяйство стало полностью коллективным, истребив все частного.

По данным Управления уполномоченного СНК СССР по репатриации на 1 февраля 1946 г. в Советский Союз с территории Германии и других государств было репатриировано всего 5,2 млн. человек. Где решалась их дальнейшая судьба?

1) В Государственном комитете обороны СССР

2) В ЦК ВКП(б)

3) В проверочно-фильтрационных лагерях

4) На местах

5) В Верховном Суде СССР

Существенную роль в структуре внешних источников послевоенного восстановления сыграли репарации, полученные СССР из Германии, Румынии, Венгрии, Манчжурии. Назовите еще одну страну из которой Советский Союз получал репарации?

1) Финляндия

4) Австрия

5) Испания

4. Какое судебное дело стало пиком борьбы с "безродным космополитизмом"?

1) "Ленинградское дело"

2) "Дело врачей"

3) "Дело Еврейского антифашистского комитета"

4) "Шахтинское дело"

5) Дело об "Антисоветском правоцентристском блоке"

5. Часто, особенно в публицистике, фронтовиков называют "неодекабристами". Почему?

1) Потому что, так же как и декабристы готовили заговор против власти;

2) Потому что несли в себе "потенциал" свободы, полученный от победоносной войны и заграничных походов

3) Так как в декабре 1945 г. выдвинули свои требования правительству о реформировании режима;



Чему была посвящена речь в Фултоне бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная в марте 1946 г.?

1) Проблеме реализации "плана Маршалла" и его распространения на СССР

2) Вопросам разрушения и будущего устройства мира

3) Предупреждению опасности ядерного оружия

4) Предупреждению об опасности распространения коммунизма

5) Оценкам итогов второй мировой войны

7. Имена ученых И.В. Курчатого, А.Д. Сахарова, Ю.Б. Харитона связаны с исследованиями в области:

1) органической химии

2) ядерной физики

3) теории космических полетов

4) биологических наук.

8. В каком году произошли важные для СССР события – испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической взаимопомощи, подписание Североатлантического пакта (НАТО):

9. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности

2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира

3) изменения экономического курса предвоенного времени

4) укрепления влияния СССР в мире.

10. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

1) М. Шолохов

2) К. Симонов

3) Д. Лихачев

4) Т. Лысенко

Понятие «холодная война» означает

1) активную идеологическую и военно-техническую подготовку к вооруженному противоборству

2) экономическое сотрудничество при сохранении идеологических противоречий

3) военные действия с ограниченным использованием ядерного оружия

4) переговоры об ограничении средств массового уничтожения

5) отказ от участия в локальных конфликтах.

12. Установите соответствие между социальными группами населения СССР и причинами репрессий против них в годы после Великой отечественной войны:

1) национальные меньшинства

2) бывшие военнопленные

3) творческая интеллигенция

5) борьба за власть в руководстве СССР

6) ужесточение идеологического давления

7) обвинения в сотрудничестве с оккупантами

8) подозрения в предательстве.

1-7 2-8 3-6 4-5

13. Теоретической основой "жесткого" курса в сфере идеологии можно считать Постановление ЦК ВКП(б), принятое в августе 1946 г. Постановление называлось:

1) "О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах"

2) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению"

3) "О кинофильме "Большая жизнь"

4) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"

5) Об учебнике Г.Ф. Александрова "История западноевропейской философии"

С 1947 года ЦК ВКП(б) принимает ряд мер по укреплению партийных школ и курсов. Чем были вызваны эти меры?

1) Низким культурным уровнем партийных работников и агитаторов

2) Большим количеством желавших учиться

3) Нехваткой кадров партийных агитаторов

15. Какое из указанных событий не связано с противостоянием СССР и стран Запада в 1945-1953 гг.:

1) испытание ядерной бомбы в СССР

2) идеологическая кампания против космополитизма

3) корейская война

4) «ленинградское дело».

16. Прочитайте отрывки из писем жителей Воронежской и Сталинградской областей (1946 г.) и ответьте на вопрос:

15.11.1946 г. «…Надвигающийся голод страшит, моральное состояние подавленное. Дети наши живут зверской жизнью – вечно злы и голодны. От плохого питания Женя стал отекать, больше всего отекает лицо, очень слабый. Голод ребята переносят терпеливо, если нечего поесть, что бывает очень часто, молчат, не терзают мою душу напрасными просьбами» (М.С. Ефремова. Воронежская область, ст. Бутурлиновка).

24.11.1946 г. «…Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только желудями» (В.В. Ершов, Воронежская обл., г. Борисоглебск).

Что из перечисленного не относилось к причинам бедственного положения людей в первые послевоенные годы:

1) засуха и неурожай 1946 г.

2) разорение сельского хозяйства страны

3) неэффективность колхозно-совхозной системы

4) принудительная кампания по выращиванию кукурузы

Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя К.М. Симонова о проходившем в 1948 г заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.

«Сталин, обращаясь… к сидевшим за столом членам Политбюро, сказал: «Я думаю, нам все-таки следует объяснить товарищам, почему мы сняли с обсуждения вопрос о книге товарища Тихонова «Югославская тетрадь…Товарищ Тихонов тут ни причем, у нас нет претензий к нему за его стихи, но мы не можем дать ему за них премию, потому что в последнее время Тито плохо себя ведет».

Какое событие вызвало такую реакцию со стороны Сталина:

1) подписание Югославией политического соглашения с США

2) конфликт между партийным и государственным руководством Югославии и СССР

3) вступление Югославии в НАТО

4) выход Югославии из Совета экономической взаимопомощи.

Часть 1. Задания уровня А

А1. Какие из названных событий относятся к 1953-1957гг.?

A) запуск первого советского спутника Земли Б) арест и казнь B) XX съезд КПСС Г) отставка Д) испытание первого советского ядерного устройства Е) ввод советских войск в Чехословакию для подавления «пражской весны»

1)АБВ 2)АВД 3)БВГ 4)ВДЕ

А2. Какие из названных событий относятся к первому послевоенному десятилетию?

A) проведение XXI съезда КПСС Б) первое испытание советского ядерного устройства B) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград» Г) публикация повести «Один день из жизни Ивана Денисовича» Д) преобразование наркоматов в министерства Е) создание совнархозов

1)АБЕ 2)АВД 3)БВД 4) ГДЕ

А3. Для первого послевоенного десятилетия было характерно

1) усиление культа личности Сталина 2) сокращение состава и функций репрессивных органов 3) усиление роли армии, в управлении страной 4) расширение прав национальных автономий в составе СССР

А4. Прочтите отрывок из исторического очерка и определите одного из тех ученых, труду которого наша страна обязана упомянутым в тексте достижением.

«После создания атомной бомбы в СССР западная пропаганда сменила пластинку: повсюду замелькали сообщения о таинственной бомбе... Пентагон снова пугал, снова провоцировал, нагонял страх. Советский Союз ответил на «водородный вызов»... Прошло несколько лет напряженнейшей работы. И вот в советских газетах появилось новое правительственное сообщение: в августе 1953 г. в СССР успешно прошли испытания водородной бомбы. Советские ученые одержали победу в навязанном им соревновании. Американцы смогли испытать свою водородную бомбу только в 1954 г.».

А5. Какие из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны?

A) борьба с космополитизмом Б) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов B) кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев Г) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов Д) поощрение развития самостоятельности нацио­нальных образований в составе СССР Е) отказ от партийного контроля над наукой

А6. Прочтите отрывок из доклада советского государственного деятеля и определите, в каком году было принято упоминаемое в нем постановление.

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко, изображает советских людей и уродами, людьми глупыми и примитивными... Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая».

1)1937 г. 2) 1946 г. 3)1954 г. 4) 1963 г. .

А7. К периоду 1945-1947 гг. относится

1) Корейская война 2) испытание СССР первого ядерного устройства 3) качало «холодной войны» 4) Карибский кризис

А8. Какой из политических процессов прошел в первое послевоенное десятилетие в СССР?

1) процесс по «Ленинградскому делу» 2) процесс над партией эсеров 3) процесс над М. Бейлисом 4) процесс над и другими военачальниками Красной Армии

А9. Что из названного относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х гг.?

1) широкое развитие диссидентского движения 2) репрессии против видных военачальников времен Великой Отечественной войны 3) установление армейского контроля над партийным и 4) борьба с космополитизмом

А10. Руководство какой из названных социалистических стран вошло в открытый конфликт с во второй половине 1940-х гг.?

1) Венгрии 2) Польши 3) Югославии 4) Румынии

А11. Политика советского руководства в области культуры в конце 1940-х гг. характеризовалась

1) поощрением развития различных направлений в живописи 2) резким сокращением числа музеев и библиотек для экономии средств в условиях восстановления экономики 3) смягчением литературной цензуры 4) борьбой с западными заимствованиями, с «низкопоклонничеством» перед Западом

А12. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о каком политическом процессе идет в нем речь.

«Всем известна печальная судьба члена Политбюро т. Вознесенского, ставшего жертвой репрессий Сталина. Характерно отметить, что решение о выводе его из состава Политбюро нигде не обсуждалось, а было проведено опросом. Также опросом были проведены решения об освобождении с занимаемых постов тт. Кузнецова и Родионова».

1) «Шахтинское дело» 2) процесс Промпартии 3) «дело врачей» 4) «Ленинградское дело»

А13 Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:

1) подготовкой к началу третьей мировой войны; 2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»; 3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США; 4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»?

А14 Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 1940-х гг.:

1) отмена карточной системы; 2) установление государственных пенсий колхозникам; 3) восстановление 8-часового рабочего дня; 4) отмена подписки на ?

А15 Тяжелое положение населения СССР в 1945—1950 гг. сохранялось из-за:

1) существования 10-часового рабочего дня; 2) регулярных задержек зарплаты; 3) введения рыночных отношений между городом и деревней; 4) недостатка жилья.

А16 Какое из названных кинопроизведений подверглось критике со стороны партийно-государственного руководства в 1945—1953 гг.:

1) «Дело Румянцева» режиссера М. Калатозова; 2) «Высота» режиссера А. Зархи; 3) «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна; 4) «Весна на Заречной улице» режиссера М. Хуциева?

А17 Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 01.01.01 г. «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) товарища и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. и » и ответьте на вопрос.

«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у тт. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...»

С каким политическим процессом связан этот документ:

1) «ленинградское дело»; 2) «дело врачей-убийц»; 3) кампания по борьбе с «космополитизмом»; 4) «дело о вредительстве» на Московском автозаводе?

А18 Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945—1953 гг.:

1) массовыми выступлениями населения против власти; 2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима; 3) восстаниями узников ГУЛАГа; 4) опасностью иностранного вторжения в СССР?

А19 Какие ученые-физики участвовали в создании в СССР:

а) М. Келдыш; б) И. Курчатов; в) С. Королев; г) Ю. Харитон; д) Н. Зелинский; е) И. Тамм

1) а, б, в; 2) б, г, е; 3) в, г, д; 4) а, д, е.

А20 Когда происходила Корейская война, в которой СССР поддерживал Северную Корею:

1) 1950—1953 гг.; 2) 1968—1971 гг.; 3) 1975—1978 гг.; 4) 1988—1991 гг.?

А21. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным ученым в 1965 г., и ответьте на вопрос.

«Надо не бояться сознаться, что попытки партийного руководства научным творчеством дали отрицательные результаты. Это было особенно наглядно за последние десятилетия...»

Какое научное направление особенно пострадало от партийного руководства в 1945—1960 гг.:

1) космическая теория; 2) математика; 3) биология и кибернетика; 4) ядерная физика?

А22. Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного восстановления и развития тяжелой промышленности как средства военного противостояния капитализму:

а) И. Сталин; б) А. Жданов; в) Г. Маленков; г) Л. Берия; д) Н. Вознесенский; е) Н. Родионов?

1)а, б, в; 2) г, д, е; 3) б, в, г; 4) а, в, г.

А23. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

1) М. Шолохов; 2) К. Симонов; 3) Д. Лихачев; 4) Т. Лысенко?

А24. Прочитайте отрывок из работы историка «Размышления о судьбе полководца» и ответьте на вопрос.

«В конце 50-х и в начале 60-х годов активизировалась работа над исследованиями истории Великой Отечественной войны. Появление мемуарных трудов позволило устранить много пробелов в воен­но-исторической литературе... Вместе с тем оставалось еще немало «белых пятен» в тех научных трудах, где речь велась о высших звеньях стратегического руководства. Огромную роль в устранении крупных пробелов в исторических трудах могли бы сыграть свидетельства, но к нему как к «опальному» в течение почти двух десятилетий боялись подступиться историки. От такой вопиющей нелепости пострадала историческая наука».

В чем заключалась причина опалы, начавшейся после Великой Отечественной войны:

1) поставили в вину слишком большие потери при штурме Берлина;

2) был обвинен в тесном сотрудничестве с американскими военачальниками;

3) обвинил в приписывании себе всех побед в войне, в «заговорщицкой деятельности»;

4) стремился занять пост высшего руководителя страны?

А25. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности; 2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира; 3) изменения экономического курса предвоенного времени; 4) укрепления влияния СССР в мире.

А26. В каком году произошли важные для СССР события — испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической , подписание Североатлантического пакта (НАТО):

1) в 1945 г.; 2) в 1949 г.; 3) в 1955 г.; 4) в 1964 г.?

А27. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя о проходившем в 1948 г. заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...