Кто написал листопад. Стихотворение листопад

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Иван Алексеевич Бунин за время своей деятельности создал большое количество произведений, которые связаны именно с лирическим описанием природных ландшафтов. Он представляет натуральную природу в виде простой и одновременно необъятной стихии, проводит параллели и делает сравнения природы с человеческой жизнью, разбирает людскую сущность, пытаясь понять необходимость существования людей.

Автор постоянно наблюдал за течением времени, его скоротечностью, за различными временами года и всем великолепием жизни натуральной природы. В стихотворениях человеческие неурядицы, связанные с той или иной личностью, уходили на второй план. Бунин чувствовал, что через особенности природы, через свои стихии он сможет передать особенные мысли, переживания, стремления.

Строки: "Сегодня так светло вокруг" принадлежат стихотворению "Листопад", полный текст которого можно прочитать -

Перед тем как приступить к анализу произведения Ивана Алексеевича «Листопад» требуется тщательно изучить особенности времени, в которое и было написано стихотворение. Данное произведение относится именно к раннему творчеству, именно к тому этапу жизни автора, когда он был еще совсем молод и только начинал реализовывать свои планы в жизни.

Стихотворение «Листопад» увидело мир в далеком 1900 году, когда писателю только исполнилось тридцать лет. В октябре данное произведение было напечатано в средствах массовой информации. Взялся за печать стихотворения журнал «Жизнь», с подзаголовком к статье «Осенняя поэма».

Произведение Бунина «Листопад» дало начало появлению первого сборника стихов, который он назвал точно так же. Появился данный сборник спустя год, и сразу же понравился многим критикам того времени. Спустя еще два года – в 1903 – сборник получил престижную на то время премию, именуемую Пушкинской. Именно данным творением Иван Алексеевич дорожил больше всего и хвастался при первой же возможности до самых последних лет своей жизни.


Чтобы понять внутреннюю суть произведения и особенные скрытые подробности, потребуется проанализировать стихотворение «Листопад».

Особенности тематики и рифм в стихотворении «Листопад»

Анализирование произведения требуется начинать с определения настоящей тематики. Нужно правильно понять, о чем на самом деле идет речь в произведение, и ощутить настоящий истинный смысл. Изначально необходимо отметить, что стихотворение относится к лирике пейзажного типа. Главная тематика данного стихотворения – это описание особенностей природы во время осеннего периода года. В стихотворении «Листопад» приведены наблюдения за стихией, а также размышления о сущности и жизни человека, в частности лирического героя. Это позволяет внести различные философские нотки в творение.

Бунин не зря признан мастером композиции и слова. Творение «Листопад» отличается своеобразным и весьма необычным построением рифм. Здесь имеется семь четверостиший и два двустишия. Написано произведение с помощью четырехстопного ямба.

Следует отметить, что в первой, третьей и пятой строфе присутствует перекрестная рифмовка, чередующая в себе как женского, так и мужского рода строки. Шестая, восьмая и девятая строфы построены совершенно в ином стиле. В них используется специфическая кольцевая рифмовка. Если посмотреть на вторую, четвертую и седьмую строфу – здесь также существенное отличие. В этот раз присутствуют смежные рифмы.

Согласно мнению многих критиков того времени и современности, данное произведение можно смело отнести к фольклорному типу. Это связано с тем, что в нем присутствует своеобразная напевность.

Особенности пространства и времени в стихотворении «Листопад»

При проведении анализа произведения необходимо в обязательном порядке уделить внимание пространственному и временному значению. Данные особенности играют наиболее сильную роль.

Бунин на протяжении всего сюжета старается максимально расширить пространственную значимость, а также временную границу. Время, используемое в поэме, начинается с краткости – сегодня – и представляет собой один день.

Действие сюжета указывает на ограниченность местности. Стихотворение описывает поляну. Эта особенность позволяет максимально точно уловить границы и понять последние моменты счастья природы, которая готовится к временному сну.

Автор особое внимание уделяет мелочам на поляне. Он старается передать движения природы максимально точно, чтобы читатель смог ощутить себя как в реальности – это и летающий последний мотылек, и теплые солнечные лучи, и квохчущий дрозд.

По мере развития сюжета время расширяется. Теперь действие идет не сегодня, а затрагивает практически весь месяц – сентябрь. Пространство также расширяется и привлекает другие объекты: небо, и практически весь лес. К окончанию произведения «Листопад» сюжет поэмы имеет вселенские масштабы.

Особенности образа осени

В представленном произведении Бунина «Листопад» образ осени является читателю в качестве собирательного понятия. С одной стороны, автор показывает время года в качестве обычной поры, а с другой – обычным существом, которое может жить самостоятельной жизнью. Осень – это полноценная хозяйка леса, которая представлена в образе тихой вдовы. Использование в произведение очеловечености позволяет максимально точно преподнести читателю природу и внутреннюю ее жизнь. Автор отмечает, что у нее есть и радость, и боль и периодические страдания.

В произведение происходит периодическая смена состояния природы. Здесь автор применяет всяческие приемы художественного плана и разнообразные средства, олицетворяющие натуральность.

Одновременно с этим поэт уделяет особенное внимание естественной среде со стороны человека. Автор тонко преподносит настроение, которое свойственно описываемому лирическому герою.

Буниным в стихотворении «Листопад» затрагиваются различные идеи по поводу цикличности процессов в мироздании, и отмечается возможность существования вечной жизни. Именно для этого и используется кольцо рифм, которое присутствует в поэме. Здесь можно увидеть как красоту осени, покрытой золотом, так и особенное страдание, и увядание природного ландшафта, приводящего к созданию новой красоты, не менее интересной – зимней и холодной.


Осеннему лесу в стихотворении уделяется максимальное внимание. В первой части сюжетной линии лес предстает перед читателем в виде живописного образа, просто пылающего своей красотой. Для этого Бунин использует всяческие контрасты и красящие мотивы, к примеру: серебро паутины, терем лилового цвета, светла поляна, янтарная листва и многое другое. Поэт старается преподнести осень в виде сказки. Лесной массив сравнивается со своеобразным теремом, а поляна – с большим двором.

Делая анализ произведения «Листопад», несложно заметить, что светлый и бурный внутренний мир осеннего убранства (леса, поляны) постепенно меняется и в итоге переполнен особенным минорным настроением. Это связано с тем, что автор использует образ осени в качестве тихой вдовы, напоминающей о мотивах смерти. Далее, картина предстает перед читателем в виде безмолвного леса, готовящегося к скорому увяданию.

Третья часть стихотворения представляет собой описание постепенного умирания природы. Это подтверждается присутствием в рифмах всяческих звуков. Автор постепенно переводит читателя от ярких красок к полутонам, от разноголосия к тишине, а вся прекрасная красота природы уходит все дальше – на юг.

Следует отметить, что в конце произведения «Листопад» автор радует читателя хорошим событием. Он напоминает, что зимний ветер рано или поздно принесет на земли новую жизнь, которая в полной мере сменит нынешнюю смерть. Именно это и наполняет произведение особенным смыслом, который хотел передать Иван Алексеевич Бунин.


Многие критики того времени и современности считают данного автора настоящим мастером слова. Бунин смог передать максимально простым языком все многообразие красот окружающего мира, происходящих в нем процессов, которые взаимосвязаны с жизнью человека и его внутренним миром.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листиков шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льёт;
Играя, в небе промелькнёт
Скворцов рассыпанная стая -
И снова всё кругом замрёт.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нём стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растёт,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встаёт.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навёл на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О мёртвый сон осенней ночи!
О жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова, и та молчит: сидит,
Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,
Сорвётся с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленьи;
А лес стоит в оцепененьи,
Наполнен бледной, лёгкой мглой
И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце.
Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Всё, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрётся в тереме своём:
Пусть бор бушует под дождём,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зелёным светятся огнём!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, всё умертвив...

Трубят рога в полях далёких;
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льёт дождь, холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
Но дни идут.
И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден.
В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далёкий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай!
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мёртвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь, и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем,
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят иней сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталём, и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Войдут огни небесных сводов,
Заблещет звёздный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет Полярного Сиянья!

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни. Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план. Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать "Листопад" Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале "Жизнь" с подзаголовком "Осенняя поэма" и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник "Листопад" был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

"Листопад" - стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его - описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. "Листопад" - стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения "Листопад" Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко - это "сегодня", то есть один день. А действие произведения ограничено поляной. Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц ("Сентябрь, кружась по чащам бора..."). Это же можно сказать и о пространстве - оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес. Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, "тихая вдова". Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота - холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный леса. Для этого он использует различные контрасты и краски ("серебро паутины", "лиловый терем", "светлая, солнечная поляна", "янтарный отблеск листвы"). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну - с широким двором, а просветы в листве для него - словно оконца.

Анализ "Листопад" позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ "тихой вдовы", а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

"Листопад": анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе ("льет дождь", "кружатся листья"), а также антитеза, которая противопоставляет направленное ("гуси держат перелет") и беспорядочное движение ("кружатся листья").

Обилием тропов характеризуется поэма "Листопад" (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс "о" и "е", который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков "с" и "ш".

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто "сеть из серебра". Кроме того, в произведении встречаются метафоры ("пестрый терем", "среди широкого двора"), олицетворения (осень входит в "терем свой"), эпитеты ("морозное серебро", "мертвое молчание", "тихая вдова").

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения "Листопад" Бунина, отметим, что автор его - настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что "Листопад" является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха "Листопад" Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...