Кто такой современный студент? Происхождение слова студент.

Обучения используются несколько иные правила: студенты являются слушателями более сжатого курса лекций, а студенты-заочники нередко приезжают в учебное заведение только для сдачи экзаменов .

В вузах, где обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры (Болонская система), наименование студент применяется для обеих ступеней, например, студент бакалавриата , студент магистратуры . Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант . Количество студентов в 2012 году, получающих высшее образование в России составило 3 070 235 студентов .

Возникновение понятия

Во время возникновения первых университетов латынь являлась языком науки и делопроизводства . Студентов в те времена называли школярами (scholaris - ученик, от лат. schola - школа). Этот термин всё ещё используется в настоящее время по отношению к школьникам , а иногда к тем, кто отличается неглубокими, ограниченными знаниями .

В российском праве

Специального федерального закона, регулирующего сферу профессионального образования, в Российской Федерации не существует.

Пространственная мобильность

Студе́нт . Заимствование из немецкого, в котором Student восходит к латинскому studens - «учащийся». Отметим родственные: студия , штудировать .

Студе́нт . Латинское «студэрэ» имело значение «учиться», «упражняться». «Сту́дэнс» было причастием к этому глаголу, «студэ́нтис» - его родительным падежом. Отсюда - через польский язык - и получилось наше слово.

Я думаю, вас удивит не это, а то, что того же происхождения слово «этюд». Но во французском языке и «студент» - «этюдиан», а «этюд» значит «занятие» - «штудии». Дело в том, что латинское начальное «ст-» обычно дает во французском языке сочетание звуков «эт-», а в немецком «шт-». Из «статус» получается «эта́» и «штат»; из «студэн-тис» - «этюдиа́н» и «штудэ́нт»… Таковы законы этих языков. Вот и из «студиум» - «занятие», «изучение» - получилось французское «этюд», попавшее затем к нам…

студе́нт род. п. -а, впервые в Дух. регл. (Смирнов 283), народн. скуде́нт (под влиянием ску́дный), скубе́нт (: скубу́); см. Савинов, РФВ 21, 34; Р. Смаль-Стоцкий, РF 12, 425. Вероятно, через польск. student или нем. Student - то же от лат. studens, род. п. -ntis «старающийся»; см. Преобр. II, 406.

«Студент» с латыни дословно переводится как «человек, усердно работающий и занимающийся». В привычном для нас понимании слово «студент» впервые употребил римский поэт Овидий, когда прибыл в Афины за новыми знаниями. С тех пор студенчество сильно изменилось, но изменился ли сам студент?

«Всё в мире меняется, студенты меняются меньше всего», – гласит один из латинских афоризмов. Способствуют изменениям новые системы образования и жизненных ценностей, а также развитие технологий. Так какой же он – современный студент?

Российское высшее образование после распада СССР сменило характер от элитарного к массовому. Теперь оно доступно широким слоям населения. Для сравнения: в 70-80-х годах XX века высшее образование получали только 25 % жителей страны; к 2013 году эта цифра выросла до 76 %. По данным Росстата, в 2015 году в высших учебных заведениях обучалось 5,2 миллиона человек. Из них два миллиона на бюджетной основе, остальные – студенты-платники. Больше половины студентов совмещают обучение в вузе с работой.

Центр студенческой социологии агентства студенческих коммуникаций «Кампус» совместно с НИУ ВШЭ в январе 2017 года провели опрос. Участие в нём принял 5841 студент со всей России. В результате выяснилось, что 67 % опрошенных имеют дополнительный заработок. Потребность в нём они объяснили высокими ценами за обучение и маленькой стипендией. Несмотря на то, что при совмещении учёбы с работой пропускаются пары и теряется много знаний, поддерживают такой выбор 74 % опрошенных. Основная масса студентов (75 %) считает, что к экзаменам нужноготовиться хорошо и сдавать их самостоятельно. Качеством получаемого образования довольны 72 % студентов. И, что не может не радовать, жить и работать в России хотят 73 % участников опроса.

Цели современных студентов также претерпели ряд изменений. Если раньше главными ценностями были семья, дети и стабильное существование, то теперь на первом месте карьера и достаток. Такие цели оправдывают выбор места трудоустройства. По данным компании Universum, которая опросила 25 тысяч российских студентов из 93 вузов страны в мае 2016 года, наиболее привлекательными работодателями среди них считаются «Газпром», «Роснефть», Google и BMW Group. Чтобы соответствовать уровню этих корпораций, приходится немало трудиться. Современные студенты, как следует из результатов опроса, тратят по 20 часов в неделю на посещение аудиторных занятий и ещё по 15 часов – на индивидуальную подготовку.

Отечественные и западные учёные всё чаще говорят о том, что образование сегодня становится товаром. При выборе будущей профессии больше внимания теперь уделяется не личным предпочтениям, а востребованности профессии на рынке руда. По данным Universum, в тройку лидеров по популярности среди студентов вошли такие направления, как «IT-технологии – технические науки», «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки».

Социологический портрет современных студентов Тольяттинского государственного университета составила доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология» Татьяна Иванова . Какой он – современный студент ТГУ?

Данная функция не поддерживается вашим браузером. .

Подведём итоги. С появлением интернета современные студенты стали более «компьютеризированными»: больше свободного времени проводят в социальных сетях и на других сайтах. Однако при этом они не перестали читать книги и ходить в кино. Они также встречаются с друзьями, посещают концерты, выставки и занимаются спортом.

Быть студентом в наше время очень интересно: перед каждым открывается масса возможностей. Проявить себя можно в творчестве, науке или самоуправлении. Главное – всё успевать. О том, как это сделать – в следующем материале.

Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, подработках, общественно-политической жизни.

В вузах, где обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры (Болонская система), наименование студент применяется для обеих ступеней, например, студент бакалавриата , студент магистратуры . Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант . Количество студентов в 2012 году, получающих высшее образование в России составило 3 070 235 студентов .

Возникновение понятия

Во время возникновения первых университетов латынь являлась языком науки и делопроизводства . Студентов в те времена называли школярами (scholaris - ученик, от лат. schola - школа). Этот термин всё ещё используется в настоящее время по отношению к школьникам , а иногда к тем, кто отличается неглубокими, ограниченными знаниями .

В российском праве

Специального федерального закона, регулирующего сферу профессионального образования, в Российской Федерации не существует.

Пространственная мобильность

Уже в средние века студент часто покидал место постоянного проживания своей семьи с целью поиска лучшей для себя школы или даже определённого учителя, в иных случаях целью было обрести деловые и личные связи и, тем самым, легче трудоустроиться в более привлекательным в каком-либо отношении (научном, культурном, профессиональном, религиозном и т. д.) месте. В XIX веке появилась и усилилась мода на обучение в столицах, а также заграницей, причём часто в нескольких ВУЗах. В XX веке , с появлением современных средств транспорта и СМИ , студенческая подвижность и сопровождающие её перемещения к местам обучения получила ещё большее распространение.

По степени удалённости студента от места постоянного проживания своей семьи выделяются: иногородние студенты , совершившие переезд с целью получения образований в пределах одной страны, и международные студенты , выезжающие на учёбу за рубеж. В некоторых странах студенческие переезды за пределы региона своего постоянного проживания пресекаются командно-административными приёмами. Например, в США и Канаде применяется повышение платы за обучение студентов из других округов до уровня, который в несколько раз превышает плату, взимаемую со студентов своего округа. Количество российских студентов, учащихся за границей в 2012 году, составило 50 642 человек

Финансирование студентов

В культуре

См. также

Напишите отзыв о статье "Студент"

Примечания

Литература

  • Луков Вал. А. // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2 . - С. 183-188 .
  • Намлинская О. О. // Знание. Понимание. Умение . - 2004. - № 1 . - С. 117-126 .
  • Немировский В. Г., Григорьев С. И. . - Барнаул: Алтайское книжное издательсво , 1995. - 188 с.
  • Немировский В. Г. , Стариков П. А. // Социологические исследования . - 2003. - № 10 . - С. 96-101 .
  • Немировский В. Г. , Стариков П. А. Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодёжи (1987-2000 гг.). Монография. - Красноярск: Издательство "Поликом", Красноярский государственный университет , 2002. - 175 с. - ISBN 59487-010-3.
  • Русанова А. Г. // Знание. Понимание. Умение . - 2008. - № 11 .
  • Стариков П. А. // Образование и наука. - Екатеринбург: РГППУ , 2013. - С. 115-126 . - DOI :10.17853/1994-5639-2013-7-115-126 .
  • Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ

Ссылки

Отрывок, характеризующий Студент

И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.
– Несвицкий! Несвицкий! Ты, г"ожа! – послышался в это время сзади хриплый голос.
Несвицкий оглянулся и увидал в пятнадцати шагах отделенного от него живою массой двигающейся пехоты красного, черного, лохматого, в фуражке на затылке и в молодецки накинутом на плече ментике Ваську Денисова.
– Вели ты им, чег"тям, дьяволам, дать дог"огу, – кричал. Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая невынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькою рукой.
– Э! Вася! – отвечал радостно Несвицкий. – Да ты что?
– Эскадг"ону пг"ойти нельзя, – кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного, кровного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста и, казалось, готов был перепрыгнуть через перила моста, ежели бы ему позволил седок. – Что это? как баг"аны! точь в точь баг"аны! Пг"очь… дай дог"огу!… Стой там! ты повозка, чог"т! Саблей изг"ублю! – кричал он, действительно вынимая наголо саблю и начиная махать ею.
Солдаты с испуганными лицами нажались друг на друга, и Денисов присоединился к Несвицкому.
– Что же ты не пьян нынче? – сказал Несвицкий Денисову, когда он подъехал к нему.
– И напиться то вг"емени не дадут! – отвечал Васька Денисов. – Целый день то туда, то сюда таскают полк. Дг"аться – так дг"аться. А то чог"т знает что такое!
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий.
Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому.
– Нельзя, в дело иду! выбг"ился, зубы вычистил и надушился.
Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.
– Нарядные ребята! Только бы на Подновинское!
– Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой.
– Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца.
– Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит!
– То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком.
– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.
«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и – неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты.

СТУДЕНТ - учащийся высшего учебного заведения. Под студентами в России преимущественно имели в виду учащихся университетов: учащиеся закрытых гражданских учебных заведений, лицеев или Училища правоведения, подчинялись особым правилам и вели жизнь своеобразную, не являвшуюся студенческой; равным образом учащиеся высших технических учебных заведений, подчинявшихся до второй половины XIX века военизированным ведомствам, по существу являлись воспитанниками закрытых военных школ, и лишь небольшое число высших учебных заведений, преимущественно к конце XIX века, предоставляли своим учащимся возможность вести тот образ жизни, который было принято называть студенческим. Университете юге уставы в той или иной мере распространялись на эти учебные заведения, и их студенчество мало отличалось от университетского.

Хотя Петр I в 1724 году утвердил документ об учреждении университета при Академии наук и уже после смерти Императора в Петербург стали съезжаться иностранные профессора, русских студентов не было и вместе с профессорами были выписаны из Германии и восемь студентов. Первая попытка начать правильное обучение была сделана лишь в 1738 году, но оно постоянно прерывалось из-за отсутствия учащихся. Только в 1753 году был произведен первый выпуск. Из 20 экзаменовавшихся курс окончили только девять.

Открытие Московского университета изменило положение, и в 1758 году здесь было около 100 студентов. Однако только введение устава 1804 года стало началом формирования в России студенчества.

Подчиненные только университетскому суду и не подлежавшие власти общей полиции, которая не имела права появляться на территории университетов, студенты обязывались соблюдать «истинное благочестие», «прилежать к наукам», блюсти «благородное поведение». Эти печатные правила выдавались студентам, которые присягали соблюдать их и даже подписывали формальное обещание. Нарушение обещаний могло повлечь за собой исключение.

За проступки и дурное поведение отнимали шпаги, сажали в карцер на хлеб и воду, одевали на три дня в крестьянское платье и лишали жалованья на месяц, покупая на эти деньги Библию, которую и заставляли читать студента. Все студенты носили форменный мундир. По уставу 1804 года в студенты принимались лица, успешно окончившие курс в гимназии и представившие свидетельство о хорошем поведении, без экзамена, а получившие домашнее образование принимались по экзамену. Университет был главным судьей над студентами: в делах гражданских разбирая сам все тяжбы и иски, в уголовных - производил следствие и посылал своего синдика заседал, в суде в качестве депутата. В делах, касавшихся нарушения университетских порядков, начальство могло подвергать виновного 3- или 14-дневному заключению в карцер. Непосредственный надзор за студентами принадлежал избранному профессорами инспектору.

С 1819 года началось ужесточение правил студенческой жизни. Так, студентам Дерптского университета были запрещены поездки за границу и участие в домашних спектаклях. В Казанском университете надзиратели должны были наблюдать за каждым шагом студентов, водя их из одной аудитории в другую, строить ряды, осматривать волосы, платье, кровати, за пределами университетов они были подчинены полиции. С 1824 года эти правила были распространены на все университеты; для усиления наблюдения были введены должности педелей. Оканчивавшие университетский курс с 1819 года стали получать звания кандидата и действительного студента.

По уставу 1835 года окончившие курс в гимназиях стали приниматься только по вступительному экзамену, вольнослушатели принимались с большими затруднениями. сделаны были распоряжения о стрижке волос по определенной форме, строгом соблюдении правил ношения мундира, отдаче чести военным генералам, пропустившие большое количество лекций без уважительных причин не допускались к экзаменам, запрещались заграничные поездки. не допускались в университеты лица, не имевшие законных доказательств о своем происхождении, были повышены плата за обучение и требования на экзаменах. С 1848 году в число казеннокоштных стали включать только со второго курса, на второй год оставляли на одном курсе лишь с разрешения министра народного просвещения, а в 1850 году последовало требование принимать в студенты «молодых людей преимущественно из дворян». Еще в 1835 году университетский совет лишился прав полиции, суда и хозяйственного управления, и студенты даже вне стен университета подлежали власти инспекторов, назначавшихся попечителем учебного округа из военных и гражданских чиновников. В общем, студентов теперь держали в страхе Божьем, что привело к падению числа учащихся с 4 тысяч до 3 тысяч: прежде значительную массу студенчества составляли разночинцы, а студенты-дворяне не были склонны к школярскому «хождению по струнке». Гонения на университеты выразились и в том, что в 1848 году дворянской молодежи рекомендовалось «поступать в военно-учебные заведения или прямо в ряды войск».

В 1848-1856 годы: харьковской инспекцией были наказаны арестом и карцером 1491 студент: 370 за не-посещение лекций, 259 за непосещение университетской церкви, 176 за несоблюдение формы, 168 за ослушание, 136 за самовольную отлучку казеннокоштных из интерната. 55 за курение табака, 108 за посещение публичных собраний, 25 за пьянство, 119 за невежливость и неуважение, 51 за беспорядки и непозволительные поступки.

С воцарением Александра II был разрешен неограниченный прием студентов, и число их быстро возросло. Однако с 1859 года, вследствие недоразумений, возникавших у студентов с полицией, они были подчинены полицейскому надзору наравне со всеми обывателями. Казеннокоштным студентам было разрешено жить на вольных квартирах, получая стипендии. Вне университета всем было разрешено ходить в партикулярном платье, а в 1861 году форменная одежда была отменена. В 1860 году «матрикулами» запрещались всякие сходки студентов без разрешения начальства и объяснения с ним через депутатов или скопищем. В обязанность вменялось точное посещение лекций, соблюдение порядка и тишины на них, без всяких знаков одобрения или неудовольствия; за нарушение правил следовало немедленное увольнение.

По уставу 1863 года все дела о нарушениях студентами порядка в зданиях и учреждениях университета и столкновениях студентов с преподавателями и должностными лицами подлежали университетскому суду из трех профессоров. Для наблюдения за исполнением правил совет избирал на 3 года проректора из числа профессоров. Запрещены были любые корпоративные действия и установления, вроде студенческих касс, общественных библиотек и читален, а позже запрещено было устройство концертов, спектаклей, чтений и других публичных собраний.

По уставу 1884 года от поступавших требовалось свидетельство от местной полиции о безукоризненном поведении и подтверждалось запрещение любых публичных собраний; нарушители подвергались аресту в карцере от 24 часов до 4 недель, временному увольнению либо исключению с «волчьим билетом». В 1885 году была восстановлена форменная одежда для студентов со знаками различия. В 1889 году окончившим полный курс было дано право ношения серебряных или золотых жетонов, которые в 1899 году были заменены нагрудными знаками в виде прорезного белого эмалевого ромбика, увенчанного серебряным двуглавым орлом, с вписанным в ромб синим четырехконечным крестом.

В 1901 году были введены новые правила организации студенческой жизни в учебных заведениях Министерства народного просвещения. По ним были разрешены студенческие кружки для занятий наукой, литературой, искусствами и т. д., студенческие столовые, чайные кассы вспомоществования, попечительства с целью приискания занятий для недостаточных студентов, библиотеки и читальни, а также курсовые и факультетские собрания, но в присутствии представителей начальства. Собрания избирали на год старост и выборных во все студенческие организации: категорическое запрещение любой внутристуденческой деятельности сменилось ее регламентацией при широких правах студентов, которые затем расширялись в начале XX века.

Социальный состав студенчества был довольно пестрым, поскольку с самого начала в университеты допускались разночинцы, а устав 1804 года вообще был бессословным, и по нему среди студентов оказывались даже крепостные крестьяне; например, такие видные деятели русской науки, как профессора Московского университета А. Ф. Мерзляков и М. П. Погодин или Петербургского - А. В. Никитенко, были выходцами из крепостных. Только школьный устав 1828 года и циркуляр 1850 года «рекомендовали» принимать в университеты дворянских детей, но рекомендации эти, естественно, не соблюдались профессурой, имевшей свой взгляд на вещи. К тому же дворянство предпочитало военную службу, как «благородную», да и само государство имело такой же взгляд на дворянское поприще, а окончание университета сулило в будущем скромную должность преподавателя гимназии и, в исключительных случаях,- профессора в том же университете. Поэтому численность дворян среди студенчества всегда была не особенно велика и колебалась в зависимости от времени, учебного заведения и факультета: в университетах и особенно на историко-филологических и юридических факультетах, их было побольше, на естественнонаучных факультетах и в технических учебных заведениях дворяне составляли до 10- 12% общего числа студентов.

Именно таким разночинным по преимуществу составом студентов и объясняются проблемы с набором студентов в XVIII в., когда профессоров было больше, чем учащихся, точнее, низким уровнем подготовки потенциальных студентов учебных заведений, в которых преподавание велось иностранными профессорами на латыни или иностранных языках.

Разночинный состав студенчества вызвал и характерную для этой части общества бедность. Недаром значительная часть студентов училась на казенный кошт, хотя казеннокоштные затем должны были прослужить определенный период «по распределению» или возместить потраченные на них деньги из жалованья, для чего в конце XIX века в дипломах делалась даже специальная отметка, или некоторые учебные заведения не выдавали диплома до возвращения сумм - не лишняя мера против «забывчивых». По словам одного из современников, студент испытывал легкий голод после обеда и сильный голод всегда.

Хроническое безденежье, усугублявшееся довольно неумеренным употреблением спиртных напитков и табака, непременных спутников студенческой жизни, частично компенсировалось постоянными заработками как в учебном году, так особенно на вакациях. Студенты составляли основную часть репетиторов, занимались письмоводством и счетоводством и т. п., вплоть до того, что во время Первой мировой войны, когда безработица среди студентов усилилась, появились студенческие артели грузчиков. По данным обследований, не все студенты имели теплые пальто, включая, например. Томский университет, что в условиях России,- далеко не последнее дело; а обувь и брюки многими современниками характеризуются как «дрань», «рвань». Требование иметь форменную одежду в этих условиях было особенно болезненным, и значительная часть студентов должна была ограничиваться самым необходимым - студенческой фуражкой и тужуркой, нередко купленными на «толкучке».

Крайне плохо обстояло дело у множества студентов с жильем: жили или в самых дешевых «номерах», фактически вертепах, рядом с проститутками и уголовниками всех мастей, или снимали «углы» в различных «живодерках» или в открытых благотворителями «ляпинках», проживание в которых скрывалось даже от товарищей ввиду их крайней непрезентабельности; казенных общежитий было очень мало, и они, хотя и весьма благоустроенные и благопристойные, вмешали лишь по нескольку десятков человек. Обычным для студенчества явлением было плохое здоровье; на первом месте находились желудочно-кишечные заболевания (плохое питание), на втором простудные и легочные, вплоть до типично студенческой чахотки (плохая одежда и обувь), на третьем месте были венерические заболевания, охватывавшие от 20 до 30% студентов (беспорядочная жизнь). По поводу последней группы болезней отметим такой яркий факт, нашедший отражение даже в популярной студенческой песне, как коллективное посещение студентами-первокурсниками Казанского университета района публичных домов на Булаке: это была своеобразная традиционная форма посвящения во взрослую жизнь.

Как крайне мало было студенческих общежитий, так мало было и стипендий. Стипендии учреждались разного размера, частными лицами, учреждениями, ведомствами, обществами, сословиями, губерниями (для студентов из этих сословий или губерний): в кредитные учреждения помещалась определенная сумма, проценты с которой и составляли стипендии, размером от 15 и даже менее рублей до 200 и более рублей. В то же время для своекоштных студентов обучение было платным, и плата эта, хотя и не слишком большая, постоянно возрастала; в конце XIX века были введены и платные курсы лекций приват-доцентов и неординарных профессоров.

При этом имел место рост числа нуждающихся студентов. По всем университетам количество учащихся, пользовавшихся той или иной льготой, возросло с 49% в 1866 году до 78% в 1874 году. В 1870-х годах в Казанском университете только 28% студентов могли существовать на собственные средства, в Киевском недостаточными были от 60 до 70%, а в Одессе их число доходило даже до 80%.

Введение обязательных вступительных экзаменов в конце XIX века при резком увеличении числа лип, желавших получить высшее образование, привело к конкурсам, иногда высоким, и требовало усиленной подготовки к поступлению с помощью репетиторов, что стоило в целом недешево. Положение усугублялось тем, что выпускники классических гимназий поступали в университеты на льготных основаниях, составляя непреодолимую конкуренцию реалистам и выпускникам других учебных заведений. Для поляков и евреев ситуация обострилась с введением в конце XIX века процентной нормы, сначала неофициальной, а в начале XX века и официальной.

Хотя посещение лекций, особенно во второй половине XIX века, и было обязательным, для студенчества в этом отношении характерен был крайний абсентеизм. Если лекции отдельных выдающихся профессоров, например М. Г Павлова, Т. Н. Грановского, В О. Ключевского, собирали массы студентов со всех факультетов, не помещавшиеся в лекционных залах, то к другим по установленной очереди ходили по нескольку человек. Известен случай в Московском университете, когда один из профессоров, привыкший, что к нему постоянно ходят только два студента, очередную лекцию начал традиционным обращением «Милостивые государи», но затем, заметив, что в аудитории сидит только один студент (второй заболел), поправился: «Милостивый государь», и... начат лекцию. Чтение стереотипных курсов по старым записям позволяло студентам сообща делать запись такого курса и затем, попросив профессора выправить текст, литографировать его и для сдачи экзамена пользоваться таким кустарным изданием. В таких условиях посещение лекций становилось простой формальностью, которой поголовно пренебрегали, а профессора и не претендовали на это. Люди учились тому, чему хотели, посещая лекции и семинарии даже на других факультетах или в других учебных заведениях, а экзамены сдавали формально. Для этого были все условия: студент мог договориться с профессором о сроке сдачи экзамена и даже получить заранее вопросы, являлся к нему домой и после непринужденной беседы получал нужный балл. Вообще отношения студентов и профессоров нередко были неофициальными, как между коллегами.

Большое место в студенческой повседневности занимала общественная жизнь. В первой половине XIX века это были стихийные случаи протеста против излишне грубых или несостоятельных профессоров, в конце 1850-х - 1860-х годов это были массовые студенческие волнения, вызванные общественными проблемами, г. н. студенческие истории, приводившие к столкновениям с полицией, с 1880-х годов это было уже сначала слабо, а затем и серьезно организованное политическое движение студенчества за демократизацию учебного процесса и всей жизни страны. Ввиду близости студенчества и либерально настроенной части профессуры эти студенческие выступления поддерживались отдельными профессорами вплоть до демонстративного выхода в отставку; а с другой стороны, увольнения оппозиционно настроенных профессоров нередко вызывали студенческие волнения. Но активно студенчество занималось и наукой, создавая научные кружки и общества, а также литературой и искусством, издавая свои литературные журналы и сборники, создавая студенческие театры и организуя концерты, разумеется, когда это не было прямо запрещено или когда ослабевал режим и начальство смотрело на это сквозь пальцы. В целом студенчество к начале XX века составляло заметную и активную часть русского общества и, по словам Н. И. Пирогова, являлось барометром общественной жизни.

К середине XIX века сложился особый студенческий быт, безалаберный, где встречи научных, литературных, политических и просто дружеских и земляческих кружков с непременными возлияниями и пением сменялись лихорадочной работой над учебниками и конспектами. Существовала характерная традиция работы небольших групп или отдельных студентов, погруженных в науку, на дому у ведущих профессоров, с вечерним чаем за семейным столом и непринужденными беседами коллег. Характерными для студенческого быта стали пища, например «студенческая колбаса» с типичным названием «собачья радость», спиртные напитки, дешевые, но убойной силы, например крамбамбуль , цикл студенческих песен, воспевающих молодость, веселье и любовь.- «Там, где тинный Булак со Казанкой-рекой словно братец с сестрой, обнимаются, от зари до зари, лишь зажгут фонари, там студенты гурьбою шатаются. Они песни поют, они горькую пьют и еще кое-чем занимаются». Песня студентов Казанского университета.

Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 659-662.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...