Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. Пушкина "Станционный смотритель") Сочинения по русской литературе

Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер… “.
В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием “Повести Белкина”. Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из “Повестей Белкина” исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел “Станционный смотритель”. Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею “бедных людей”, униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.
Именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь – разумная и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу “седину, глубокие морщины давно не бритого лица” и “сгорбленную спину”, буквально три или четыре года превратили “бодрого мужчину в хилого старика”. В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: “… от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать”.
Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала “безо всякой робости, как девушка, видевшая свет”, и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться с гусаром до церкви: “нашло на него ослепление”, а потом “сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне”. Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: “Дуня с той станции отправилась далее с гусаром”. Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.
Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.
Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. “Прекрасная барыня… ехала… в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей”. Узнав, “что старый смотритель умер… она заплакала” и пошла на кладбище. В трагической судьбе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя – ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.
Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека – станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”) (2 вариант)

Главным героем повести Пушкина "Станционный смотритель" является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.

Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней.

Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: "Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви". Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним

Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.

Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают....

12 МОУ -СОШ № 13 Кто виноват в смерти Самсона Вырина? (по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель ") Направление: Литература выполн ила учениц а 7Б класса Воронкина Лия у читель О.В. Шаталова Клин,2015 Содержание Введение....................................................................................... ....... .... .. с. 3 Основная часть § 1. История создания повес ти А.С. Пушкина "Станционный смотритель "................. .......................................................................... .....с. 4 § 2. Сюжет произведения ………………………… …………… … … с. 5 § 3. Характеристика главных героев …………………………… … . с. 6 § 4. Роль прит чи о блудном сыне в понимании идеи текс та …… . с. 8 § 5. Кт о виноват в смерти Самсона Вырина …… … … ... ………… . с. 9 Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. с. 10 Использованная литература … … … … … … … … … … … … … … … … … с. 1 1 ВВЕДЕНИЕ А.С. Пушкин играет ведущую р оль в истории русской культуры. Он суме л представить в своих произведениях ид еалы русской нации. Сегодня особенно интересн ы произведения писателя, касающиеся основ сем ейной жизни. К таким произведениям можно о тнести повесть "Станционный смотритель " из цик ла "Повести покойного И.П.Белкина " . Цел ь работы: исследовать текст повести « Станци онный смотритель » и ответить на в опрос « Кто виноват в смерти главного героя – Самсона Вырина » ; Задачи: -изучит ь историю создания текста; - освоить сюжет произведения; - представить характеристику главных героев; - определить роль притчи о блудном сы не в понимании идеи текста; - определить идею текста; выяви ть варианты ответа на проблем ный вопрос. Актуальность работы автор видит в том, что произведение зас тавляет задуматься о взаимоотношениях родителей и детей, а значит, оно так же интересно людям, живущи м в ХХ 1 веке, как и совреме нникам Пушк ина. Основная часть § 1. Исто рия со здания А.С. Пушкина "Стан ционный смотритель " . А.С. Пушкин осенью 1830 года соч инил 5 повестей и объединил их в цикл, который назвал " Повести покойного И.П. Белкина ". « Станционный смотритель » - одна из повестей, входящих в цикл. В этом цикле он касае тся философских основ жизни – что есть судьба (« М етель »), месть и её разрушающая власть (« Выстрел ») , человек и смерт ь (« Г робовщик »), преграды в любви (« Барышня -крестьянка »), взаимоотн ошения между родителями и детьми (« Станционный смотритель »). § 2. Сю жет произведения. Повесть открывается авторским отсту плением о судьбе станционных смотрителей – достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает св о им долгом выместить раздражение. Сам повествователь изъездил всю Россию и знал многих станционных смотрителей. В память об одном из них, Самсоне Вырине, «смотрителе почтенного сословия, написана эта повесть» . В мае 181 6 г. п овествователь проезжает через небольшую станцию. На станции Дуня, красавица дочь смотрите ля, подает чай. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. С мотритель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 года назад молодой гусар, ротмистр Минский, провел н есколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирается в дорогу, вызывается подвести Дуню до церкв и и увозит ее с собой. Потеряв дочь, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский выгоняет смотрителя и дает ему ден ь ги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясня ет, где живёт Дуня, Минский прогоняет стар ика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращат ь дочь. Пов ествователь третий раз проезжает через станцию. Узнает, что старый смотритель спилс я и умер. Просит показать ему могилу. М альчишка -проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тре мя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. § 3. Характеристика главных героев. Самсон ↓"76 чиновник 14 класса – самого низшего по Табели о р ангах ↓"76 его труд тяжелый и неблагодарный ↓"76 каждый проезжающий может обиде ть ↓"76 Самсон – «маленький» человек ↓"76 единственная радость – дочь -красавица и умница ↓"76 Самсон по нимает, что она спасает его от гнева п роезжающих: «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает» ↓"76 в отношении к дочери присутствует «довольное самолюбие» Дуня ↓"76 красивая: «красота её мен я порази л໠↓"76 «разумная и проворная» ↓"76 делает вс ех добрыми ↓"76 пробуждает высокие чувства ↓"76 красота души ↓"76 Вывод: в образе Дуни сосредоточены лучшие черты рус ской женщины § 4. Роль притчи о блудном сыне в понимании идеи текста. В сми ренной обит ели станционного смотрителя Пу шкин подчеркивает одну деталь: на стенах в исят картинки, иллюстрирующие притчу о блудно м сыне. Притча становится ключом к пониманию идеи текста Пушкина, потому что события повести повторяют ключевы е моменты притчи. Обратимся к сюжету притчи. У одного человека было два сына. Однажды младший попросил с вою часть наследства и отправился в другу ю страну. В той стране он весело жил и скоро растратил все деньги. Но вот в стране наступил голод. Юноша голодал некоторое время, а потом решил вернуться к отцу. Увидев сына, отец очень обрадо вался и велел богато накрыть стол. Младший сын попросил прощения, и все стали весело п ировать. В это время с поля вернулся с тарший сын. Узнав, что случилось, он очень рассердился на отца: - Сколько лет я служу тебе, а ты не дал мне даже козленка. А вер нулся брат, растративший деньги, и ты для него не пожалел теленка, — сказал он. Отец же ответил ему: - Ты всегда со мной. В се мое — твое. А брат твой был ка к бы мертв и ожил. С т о и т обратить внимание на отца и младшег о сына: отец отпускает сына, а потом пр ощает, когда он возвращается. Б олее того, он рад этому. Сын раскаялся в том, что неправиль но поступил, н е боится идти в отцовский дом. § 5 . Кто виноват в смерти Самсона Вырина? Самый очевидный ответ – виновата Дуня, но она уезжает с Минским как будто не по своей воле. « Чего же ты боишься? … ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись -ка до церкви » , - говорит Самсон дочери. Героиня понимает, что отец не отпустил бы ее по д оброй воле – на не й держится дом, она залог спокойной жизни Са м сона. Н о тем не менее она раскаи вается в том, что так поступила и приезжает к отцу. Н о уже ничего сделать нельзя – Самсон умер. Если взглянуть на соб ытия с другой стороны, то можно сказать, что Вырин сам подталкивает Д уню к « побегу » . О н отличается от отца в притче – Самсон гордится тем, что дочь его краси ва и что дворянин интересуется ей. В Самсоне нет бескорыстия, которое присуще отцу в библейской прит че. И если бы Дуня пришла бы к нему и открыто попросила об отъезде, он, наверняка, не согласился бы. О н не может принять свободный выбор дочер и, доказательством этого служит его поездка в Петербург, желание вернуть её обратно. Если бы было возможно, он применил бы и силу. А отец в притче принимает выбор своего ребенка и отпускает его. С амсон по -настоящему не отпустил Дуню. Причина трагического финал а жизни Самсона в нем самом – герой не смог отпустить и простить дочь. Заключение Пове сть « Станционный смотритель » из цикла « Повестей Белкина » так же интересна современному читателю, как и современникам Пушкина. Взаимоотношения отцов и детей – вечная тема, которую разрабатывает русская литература. Пушкинский текст открывает нам му дрость семейных от но шений: родит ели должны отпустить своего ребенка в бол ьшую жизнь, они д олжны быть лишены эгоизма, должны уметь жалеть и прощать. Дети должны понимать, что признава ть свои ошибки нужно вовремя, тогда будет возможность их исправить. П уш кинская героиня – Дуня – не успела попросить прощения у отца, он умер. В этом трагическое пре достережение всем нам. Использованна я литература 1. Детская Библия. Притча о блудном сыне: http://joymylife.org.ua/detskaya_bibliya/index-178.php 2. Петрунина Н.Н. О повести « С танционный смотритель »: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isc/isc-078-.htm 3. Пушкин А.С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. – М. , 1986. Защитное сл ово А.С. П ушкин играет ведущую роль в истории русск ой культуры. Он суме л представить в своих произведениях идеалы русской нации. С егодня особенно интересны произведения писателя, касающиеся основ семейной жизни. К т аким произведениям можно отнести повесть "Ста нционный смотритель " из цикла "Повести покойно го И.П.Белкина " . Цел ь работы: исследовать текст повести « Станци онный смотритель » и ответить на в опрос « Кто виноват в смерти главного героя – Самсона Вырина » ; Задачи: -изучить историю создания текста; - освоить сюжет произведения; - представить характеристику главных героев; - определить роль притчи о блудном сы не в понимании идеи текста; - определить идею текста; - выяви ть варианты ответа на проблемный вопрос. Актуальность работы автор видит в том, что произведение зас тавляет задуматься о взаимоотношениях родителей и детей, а значит, оно так же интересно людям, живущи м в ХХ 1 в еке, как и современникам Пушк ина. А.С. П ушкин осенью 1830 года сочинил 5 повестей и объеди нил их в цикл, который назвал " Повести покойного И.П. Белкина ". « Станционный смотритель » - одна из повестей, входящи х в цикл. В цикле о н касается философских вопросов, ва жных для человека во все времена. Сюжет п овест и « Станционный смотритель » прост. Повествователь проезж ает через небольшую станцию. На станции Ду ня, дочь смотрителя, подает чай. Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. С мотрит ель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 г ода назад молодой гусар, ротмистр Минский, провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирае тся в дорогу, вызывается подвести Дуню до церкви и увозит ее с собой. Потеряв дочь, старик отец заболевает от горя. Оп равившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский выгоняет смотрителя и дает ему ден ь ги, тот выбрасывает ас сигнации. Вечером смотритель видит дрожки Мин ского, следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь. Вскоре смотри тель умирает. Каки м же изображен отец – Самсон Вырин? О н чиновник 14 класса – самого низшего по Табели о рангах. Е го труд тяжелый и неблагодарный. К аждый проезжающ ий может оби де ть. Ед инственная радость – дочь -красавица и умница. Самсон понимает, что она сп асает его от гнева проезжающих: «Бывало, б арин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривае т» . В отноше нии к дочери присутствует «довольное самолюби е» . Дуня красива я, «разумная и проворная» . Д елает всех добрыми, пробуждает выс окие чувства: « Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит » . В образе Дуни сосредоточены лучшие черты русской женщины. В сми ренной обит ели станционного смотрителя Пу шкин подчеркивает одну деталь: на стенах в исят картинки, иллюстрирующие притчу о блудно м сыне. Притча становится ключом к по ниманию идеи текста Пушкина, потому что со бытия повести повторяют ключевые моменты прит чи. С т о и т обратить внимание на отца и младшего сына: отец отпускает сы на, а потом прощает, когда он возвращается. Б олее того, он рад этому. Сын раскаялся в том, что неправиль но поступил, не боится идти в отцов ский дом. Почему же жизнь Самсона так трагически закончилась? Кто виноват в его смерти? Самый очевидный ответ – в иновата Дуня, но она уезжает с М инским как будто не по своей во ле. « Чего же ты боишься? … ведь его высокоблаг ородие не волк и тебя не съест: прокат ись -ка до церкви » , - говорит Самсон дочери. Героиня понимает, что отец не отпустил бы ее по доб рой воле – на ней держится дом, она залог спокойной жизни Са м сона. Н о тем не менее он а раскаи вается в том, что так посту пила и приезжает к отцу. Н о уже ничего сделать нельзя – Самсон умер. Если взглянуть на события с другой стороны, то можно сказать, что Вырин сам подталкивает Д уню к « побегу » . О н отличается от отца в притче – Самсон го рдится тем, что дочь его красива и что дворянин интересуется ей. В Самсоне нет бескорыстия, которое присуще от цу в библейской притче. И если бы Дуня пришла бы к нему и открыто попросила об отъезде, он, наверняка, не согласился бы. О н не может принять свободный выбор дочери, доказат ельством этого служит его поездка в Петер бург, желание вернуть её обратно. Если бы было возможно, он применил бы и силу. А отец в притче принимает выбор своего ребенка и отпускает его. С амсон по -настоящему не отпустил Дуню. Причина трагического финал а жизни Самсона в нем самом – герой не смог отпустить и пр остить дочь. Таким образом, п овесть п ушкинский текст открывает нам мудрость семейных от но шений: родители должны отпусти ть своего ребенка в большую жизнь, они не могут быть эгои с тами, должны уметь жалеть и прощать. Дети должны понимать, что признава ть свои ошибки нужно вовремя, тогда будет возможность их исправить. П уш кинская героиня – Дуня – не успела попросить прощения у отца, он умер. В этом трагическое пре достережение всем нам.

Ответ оставил Гость

В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести Белкина» . Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель» . Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей» , униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.

Именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь - разумная и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину» , буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика» . В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать» .

Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет» , и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление» , а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне» . Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром» . Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя

виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца) , и выгнать старика, и накричать на него.

Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «Прекрасная барыня.. . ехала.. . в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей» . Узнав, «что старый смотритель умер.. . она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя - ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека - станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика....

Урок литературы в 8 классе:

"Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина"

Известно, что в произведениях художественной литературы можно найти ответы на многие вопросы. Но авторы не дают прямых ответов, а позволяют читателям самим поразмыслить над важными нравственными проблемами: добре и зле, о служении Родине, о чести и предательстве, о чувстве долга, о любви и уважении к родителям, о милосердии и сострадании к тем, кто тебя окружает.

Русская литература всегда отличалась особым вниманием к духовному миру человека.

После прочтения учениками повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ученики без особого труда определяют одну из главных проблем повести: взаимоотношение между родителями и детьми или одиночество родителей при живых детях. Они готовы во всех бедах главного героя обвинить Дуню и Минского, защищая Самсона Вырина.

Цель этого урока - показать, что Самсона Вырина сгубил не поступок Дуни, а её счастье и нежелание главного героя смириться с этим фактом.

Цель урока:

    совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста путём проникновения в художественную "ткань" произведения;

    воспитывать способность признания своих ошибок;

    воспитывать способность понять и оценить поступки людей;

    продолжить работу с понятием "маленький человек" в русской литературе.

Ход урока:

Учитель: Трагедия разыгрывается на страницах повести А.С. Пушкина. Не выдержал удара судьбы главный герой Самсон Вырин. Он спивается и умирает.

Кто же всё-таки виноват в трагедии, которая произошла на страницах повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"?

Ученики: - Дуня и Минский.

Учитель: К такому выводу приходят многие исследователи творчества А.С.Пушкина и читатели. А вот есть другое мнение. Это мнение М.Гершензона (исследователь творчества А.С.Пушкина):

" Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а...................."

Вот на этот вопрос мы и ответим в конце урока, восстановим фразу, принадлежащую М.Гершензону, и согласимся или нет с мнением, что, помимо поступка Дуни и Минского, есть ещё одна причина трагедии Самсона Вырина.

Заглянем в "святую обитель" станционного смотрителя. Рассмотрим внимательно дом, в котором живут Самсон Вырин и Дуня. Обратим внимание на особую деталь в обстановке комнаты. О чём повествуют картинки, висящие на почётном месте? Зачем А.С.Пушкин использует эту деталь?

Этот блок вопросов разрабатывала 1-я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Ученики сопоставляют притчу и сюжет повести, приходят к выводу:

Притча

Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась , а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

Учитель: Как отражают эти картинки взгляд главного героя на жизнь?

Какую роль сыграли они в жизни Самсона Вырина?

Ученики:

Картинки отражают мировоззрение Самсона Вырина. Это его представление о жизни. Он убеждён, что всё в жизни будет хорошо, он всегда будет жить, как жил: с Дуней, в своём маленьком убежище.

Он никогда не задумывался, что Дуня, возможно тяготиться своим существованием, что она с радостью покинула бы эту "святую обитель", только некуда ей пойти, да и не с кем.

Вырину спокойно, тепло, уютно, он не думает ни о каких переменах.

Самсон Вырин создал свой мирок, отгородившись от внешнего мира, он не думает о том, что так вечно продолжаться не может, что будут какие-либо изменения.

Он даже боится каких-либо изменений.

Злую шутку сыграли картинки в жизни Самсона Вырина.

Учитель: Вырин бывший солдат. "Свежий, бодрый. на сюртуке три медали". Что же случилось с храбрым солдатом, почему он стал таким?

Ученики: (ответы подтверждают текстом).

После войны он чиновник четырнадцатого класса "сущий мученик четырнадцатого класса, освобождённый... токмо от побоев...".

Самсона вырина легко обидеть, так как он имеет небольшой чин.

У нашего героя нет силы характера (безвольный).

У него не было никакой цели в жизни.

Самсон Вырин не одарён никакими способностями.

Но он добрый и никому не делает зла.

Учитель: сделаем вывод: что могло, кроме поступка Дуни, погубить Самсона Вырина?

Ученики:

Нежелание менять что-либо в своей и Дуниной жизни.

Выйти за рамки созданного им же мирка.

Отсутствие желания бороться и жить дальше.

Отсутствие твёрдого характера.

Учитель: Так в русскую литературу вместе с повестью "Станционный смотритель" входит понятие "маленький человек" и его олицетворение - Самсон Вырин. Давайте дадим определение "маленькому человеку".

Ученики:

    невысокого социального положения;

    без выдающихся способностей;

    не отличающийся силой характера;

    без цели, но при этом никому не делающий зла, безобидный;

    самое главное, что делает человека "маленьким" - нежелание ничего менять в этой жизни, страх перед жизнью.

Учитель: Почему Дуня убегает из дома? Почему Самсон Вырин отправляется на её поиски? 1(в доме Самсона вырина) и 2 - я (в гостиничном номере)встречи с Минским. Как ведут себя герои? О чём они говорят? Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему? Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, должен был сделать Минский, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины? Почему он этого не сделал?

Этот блок вопросов разрабатывала 2 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Учитель: 3- я встреча Вырина с Минским. Когда и где она происходит? О чём говорит фраза служанки:"К Авдотье Самсоновне нельзя, у неё гости"? Какой увидел отец свою дочь? О чём это говорит? Почем Автор называет Самсона Вырина в этот момент "бедный"? Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась на встречу ему, а упала в обморок? Как ведёт себя Минский? Почему? Можно ли его оправдать?

Этот блок вопросов разрабатывала 3 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Какие чувства вызывает у нас эти сцены? (мнения учеников разделились)

Ученики:

Очевидно, что Самсон Вырин видит свою дочь богатой, счастливой, любимой и любящей. Но он прекрасно понимает, что такое положение его любимой дочери может продлиться недолго, потому что Минский не женился на ней (об этом свидетельствует фраза служанки) и вряд ли женится, так как Дуня - дочь бедного чиновника, не выгодная для Минского партия. Вырин убеждён, что рано или поздно Дуня окажется выброшенной на улицу, и её ждёт судьба блудного сына из библейской притчи. Как отец он чувствует себя униженным, обесчещенным, а честь для Самсона Вырина превыше всего, превыше богатства и денег. Жалко Вырина: его всю жизнь обижали как человека, как чиновника, а Минский задел его отцовские чувства.

Мне тоже жалко Вырина. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не могло заставить его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона Вырина ничто по сравнению с тем, что стало с его душой.

Ему трудно соперничать с богатым и сильным Минским. Жалко его.

Такие вырины и в наше время есть, беззащитные, наивные, делающие своё небольшое, но нужное дело. И минских много.

Вырин пробирается в дом Минского и видит свою дочь нарядной и счастливой. Что же он понимает? Он понимает, что дочь прекрасно обходится и без него, что ей он в этот отрезок её жизни не нужен. Вырин возвращается домой и от того, что дочь счастлива (для него это несчастье), спивается и умирает. Мне не жалко Вырина.

А мне тоже не жалко Вырина. Он готов простить Минского за поруганную честь дочери. Он готов принять Дуню обратно, хотя она обесчестила их семью. У него даже нет чувства самолюбия. Когда он получает деньги за Дуню, он бросает их не в лицо Минскому, а на землю. Он не способен на поступок.

В разговоре с Минским он думает не о дочери, а о себе, тем самым демонстрирует свою привязанность к определённому образу жизни, боясь перемен и нежелание менять что-либо ради счастья дочери. "Маленький человек" до конца остаётся "маленьким человеком".

Долго он выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. Вырин оказался неспособным ни защитить, что ему дорого, ни приспособиться к новой жизни.

Учитель: А один из критиков сказал о Самсоне Вырине:" Самсон Вырин сам виноват в том, что случилось".

Вернёмся к началу урока: что же погубило Самсона Вырина? "

Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а СЧАСТЬЕ ДУНИ ".

Домашнее задание: творческая работа " Какие вы видите светлые стороны в том, что случилось с Дуней? Есть ли они вообще?" "Виноваты ли герои друг перед другом. Если да, то в чём?"



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...