Кто жил раньше в приморском крае. История приморского края

История Приморского края

История Приморского края ведет свой отсчет с появления первых поселений на территории Приморского края, которые возникли в эпоху палеолита . Это были поселения собирателей и охотников на мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. В разное время территория Приморья входила в состав таких государств, как Бохай , империя Цзинь , Российская империя , Дальневосточная республика .

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры, в западных районах Приморья появляются племена воцзюй - носители кроуновской культуры. В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами сумо моэх.

Средние века

Бохай в 830 году

На территории Приморья в средние века существовало три империи, последовательно сменявшие друга друга: Бохай (698-926 гг.), Цзинь (1115-1234 гг.), Восточное Ся (1215-1233 гг.).

Этот период истории края характеризуется появлениям неравенства и сословий , становлением неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на легитимном насилии. Экономика характеризуется качественными преобразованиями хозяйства (в первую очередь его производящих форм, таких как земледелие), развитием ремесла, торговли. Развитие экономики приводит к появлению первых городов. В области культуры начинается поляризация идеологии, разделение культуры на элитарную и массовую .

Империя Цзинь в 1141 году

Окончательным итогом монгольских нашествий стало разрушение древних цивилизаций, опустошение и разорение Приморья. Как писал один из китайских летописцев «на том месте, где стояли города и кипела бурная жизнь, царило запустение и паслись дикие звери». С позиций официальной российской историографии, вплоть до появления русских первопроходцев край оставался нетронутым и забытым, чему отчасти способствовала политика самоизоляции, проводившаяся в Китае и Корее в XVII -XIX веках . Это, впрочем, не подтверждается свидетельствами самих русских первопроходцев, в частности, Ерофея Хабарова , который в своих «отписках» докладывал руководству о том, что «теми людми, Дмитрей Андреевичь да Осип Степановичь, той земли овладеть не можно, потому что та земля многолюдна и бой огненной».

XIX век - начало XX века

В том же году было основано село Хабаровка , а в 1859 году заложен Софийск . 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года был основан Владивосток , как военный пост. 14 ноября этого же года был подписан Пекинский договор , результатом подписания которого явилась передача южных земель Дальнего Востока под полную юрисдикцию России, с тех пор южная часть Приморья приняла нынешние очертания.

В это же время начинается переселенческое движение, которое осуществлялось двумя способами: принудительным и добровольным. В первом случае происходила отправка воинских команд по приказу, отправка казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку катаржан и т. д. Добровольный способ, в отличие о принудительного, характеризовался свободным переселением желающих на новые земли.

Всего, в течение 1858-1914 годов в Приморье переселились 22 122 крестьянские семьи, 70 % которых были выходцами из Украины , при этом их доля в Южно-Уссурийском крае составляла 81,26 % от всех крестьян-переселенцев.

Строительство транссибирской магистрали около Уссури

Революция и Гражданская война

Парад американские войск во Владивостоке. Август 1918 года

Японские войска в Приморье. 1918-1919 года.

В это время граница Приморья была слабо охраняемой, что позволило перейти в Россию тысячам корейских иммигрантов, большая часть которых осела во Владивостокском округе, и составив в Посьетском районе до 90 % населения. Границу пересекали также и китайские иммигранты, которые, в отличие от корейцев, приходили в Приморье, как правило, на сезонные заработки.

В ноябре 1921 года из Владивостока начался поход на Хабаровск и Анучино , завершившийся провалом.

Одновременно с этим сталинское руководство проводили политику этнических и социально-демографических чисток, результатом которых стало выселение нескольких десятков тысяч «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. В - 1938 годах принудительно были депортировано 200 тысяч жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей. В результате этнических депортаций до конца 80-х годов XX века китайцы и корейцы исчезли из национального состава населения Приморья.

После окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока, но при этом сохранял сырьевую специализацию. Значительную роль в экономике края играл железнодорожный и морской транспорт.

15 сентября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил «Передать город Советская Гавань вместе с пригородной зоной из Приморского края в Хабаровский край »

В это же время продолжались миграция жителей Европейской части России и Сибири, которая привела к увеличению численности населения края, с 1381 тысяч человек в до 1978 тысяч в 1979 году , при этом в социально-демографической структуре края преобладало городское население.

Карта Владивостокской агломерации в составе схемы территориального планирования Приморского края

В середине 80-х годов началась «перестройка », которая внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь всего СССР, не исключением был и Приморский край.

Административно-территориальное деление :

Муниципальные районы : Анучинский | Дальнереченский | Кавалеровский | Кировский | Красноармейский | Лазовский | Михайловский | Надеждинский |


Ольга Журман
собственный корреспондент (г. Владивосток)


Первый выход русских людей к Амуру произошёл в середине XVII века благодаря походам Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Позже отряды казаков прошли к Охотскому морю. Важный этап в освоении региона связан с Амурской экспедиций Геннадия Невельского – она прошла по Амуру и доказала, что он впадает в море, именно по данным этой экспедиции Сахалин получил статус острова.

Цикл очерков об освоении Дальнего Востока

В середине XIX века центральным поселением на восточных землях был Николаевск-на-Амуре. Оттуда в году и вышел корабль генерал-губернатор а Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского . Оглядывая берега залива Петра Великого, генерал-губернатор заметил хорошо укрытую бухту Золотой Рог . Через год на берегах Золотого Рога по его приказу был основан военный пост - впоследствии город Владивосток, которому в 2011 году исполняется 151 год.

1860-1917 годы

Заселение южной части Приамурского (современного Приморского края) началось с казаков Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска. Они были переселены сюда в период 1858-1862 годов из Забайкалья, где выбирались по жребию, волей или неволей должны были бросить свою родину и идти в новый, неведомый для них край. «Таким образом, казаки с первого раза стали смотреть враждебно на новый край, а на себя как на ссыльных», - считает историк Юрий Филатов.

В Петербурге тоже планировали заселение далёкой окраины. 26 мая 1861 года вступили в силу «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». В соответствии с ними Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт». Естественно, переселенцам предоставлялись определённые льготы.

Наступил первый этап организованного переселения. Группами, а иногда целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. И здесь оседали насовсем.

Вторым этапом заселения Южно-Уссурийского края занималась переселенческое управление. С установлением в 1882 году регулярных рейсов Одесса - Владивосток пароходами Добровольного флота основная масса переселенцев стала прибывать в Приморье морским путём. На дорогу уходило уже от 40 до 50 дней, в зависимости от погоды.

«Каждый переселенец получал бесплатно в вечное и постоянное пользование 40 десятин (43,6 га) земли, пожизненное освобождение от подушной подати, а от других налогов на 20 лет, - рассказывает Юрий Филатов. - Кроме того, каждой семье выдавалась ссуда сроком на 28 лет, причём её погашение можно было начинать через пять лет, так как на эти годы процентов не начисляли. Притом, у переселенцев оставалось и некоторая сумма от денег, полученных перед выездом с прежнего места жительства. Через два дня главы семейств, вместе с чиновниками переселенческого управления, отправлялись в край - выбирать места для поселения. Примерно через пару недель покидали бараки и остальные временные обитатели. А вскоре прибывал другой «доброволец» с новой партией переселенцев».

Всего с 1883 по 1901 годы в край переселилось (в основном морским путём) 55 208 человек.

Начало третьему этапу положило завершение в 1901 году строительства Великого Сибирского рельсового пути (Транссиба), связавшего Москву с Владивостоком. Теперь на дорогу переселенцы тратили всего 18 суток. Главными руководителями этого этапа стали С. Ю. Витте, министр финансов, возглавивший правительство России в 1903 году, и сменивший его на посту Председателя Совета Министров П. А. Столыпин.

Первый период переселения по Транссибу проходил с 1901 по 1904 год. Вначале вагоны с переселенцами цепляли к товарным поездам, затем стали формировать специальные составы. Дальнейшее заселение области прервала русско-японская война 1904-1905 годов. В 1906 году снова началось переселение из Забайкалья в Приморскую область.

Третий этап переселения прервали Первая мировая война и революция. К тому времени Транссиб перевёз в Приморье 198 953 переселенца. Всего с 1861 по 1917 год в край переселились 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 посёлков.

1922-1940 годы

Приморье воссоединилось с РСФСР в 1922 году. Это дало право историкам «хвастаться» тем, что при советской власти население далёкого края прожило на пять лет меньше.

Эти пять лет ушли на согласование политического устройства губернии с социалистической федерацией. После этого новая власть принялась за сельское хозяйство. В результате отмены деления населения на сословия, в распоряжении Владивостокского окружного исполкома оказались тысячи десятин пашни и лесных угодий бывшего Уссурийского казачьего войска. Тем более что большая часть его землевладельцев либо погибла в боях, либо бежала за кордон.

В 1926 году Москва настоятельно рекомендовала окрисполкому подготовиться к принятию переселенцев из пережившего неурожай Поволжья. С 1928 года началось освоение переселенцами пустующих земель Ханкайской равнины. Они должны были стать опорой партии и власти при проведении коллективизации.

Частью это были прибывшие из центральных губерний, частью - оставшиеся в крае демобилизованные военнослужащие 5-ой армии. Их бытовые проблемы местные власти решили просто. Созданный демобилизованными мужской колхоз «Красный артиллерист Тихоокеанской дивизии» объединили с колхозами «Труд и знание» и «Новый быт» в трудовую коммуну, состоявшую через год (по переписи окркомзема) из 700 семей.

В январе 1930 года большая часть сельского населения южных районов края состояла из переселенцев. Это позволило взять курс на сплошную коллективизацию.

Но борьба старожилов с колхозниками-переселенцами не затихала. В 1930 году были убиты первые председатели сельсоветов в Новоникольске и Дмитриевке. На это власть ответила максимальным использованием закона от 7 августа 1932 года об охране социалистической собственности. Из 2000 осуждённых по нему 200 человек приговорили к высшей мере наказания и расстреляли. Дальнейшее заселение округа (с 1932 г. - области) проходило более спокойно.

Следующий этап заселения Приморья имел некоторую особенность. В 1932 году в СССР были введены паспорта, но только для горожан. Сельским жителям паспорт выдавался только с разрешения сельсовета. Но демобилизованные после прохождения военной службы имели права получить паспорт по месту демобилизации. Как тогда и полагалось, вначале годичный, а затем на 5 лет. И в Приморье начало накапливаться значительное количество молодых мужчин.

В феврале 1932 года к девушкам Советского Союза обратилась с призывом приехать на Дальний Восток, вложить свои силы и энергию в его развитие жена майора ОКДВА Валентина Хетагурова, прибывшая на Дальний восток в 1932 году по комсомольской путёвке. Вслед за этим обращением последовали призывы от личного (мужского) состава гарнизонов и застав, экипажей кораблей и эскадрилий. И они были услышаны.

Из письма работниц фабрики «Москвошвей»: «Да, мы согласны приехать к вам, чтобы соединить свою жизнь с вашей на пользу и благо нашей цветущей Родины».

В ответ на призыв в августе 1937 года в край прибыло 5000 девушек, получивших название - хетагуровки. Они были распределены по гарнизонным посёлкам и береговым рыбкомбинатам.

Стоит упомянуть ещё о двух попытках переселения жителей из европейской России в образованный в 1934 году Приморский край. В первом случае это были выходцы из Финляндии, во втором - казаки Всевеликого войска Донского. Обе попытки завершились неудачно и, по причине малочисленности переселенцев, большого значения для края не имели.

Соседи

В отдельную категорию можно выделить переселенцев из Кореи. Вероятность их появления в южном Приморье администрация Восточной Сибири предвидела, и потому уже в 1861 году губернатору Приморской области было предложено руководствоваться «Временными правилами пребывания выходцев из Китая и Кореи в Приамурье и Зауссурийском крае». В частности предписывалось «...ввиду особой важности оказывать таковым переселенцам, срочно желающим поселиться в наших пределах, покровительство и пособие продуктами на первое время». И если в 1864 году в Приморье проживало 14 корейских семей, то к 1869-му на территории Южно-Уссурийской округи появились три корейские деревни.

В 1884 году правительствами Кореи и России было подписано «Соглашение о проживании корейцев на российском Дальнем Востоке». В 1896 году первая большая группа корейцев была официально принята в российское подданство.

По данным Всероссийской переписи 1897 года на территории Приморья насчитывалось 24 306 корейцев, что составляло 11 % всего населения. Резко возрос приток иммигрантов из Кореи после её оккупации Японией в 1905 году.

После 1922 года отношение новой власти к корейцам было самым благожелательным. В сельских школах изучали корейский язык, в Ворошилове (Уссурийск) было открыто корейское педучилище, а во Владивостоке - корейский пединститут. В 1937 году, на основании ничем не подкреплённых подозрений, по распоряжению из Москвы корейское население края было выслано в незаселённые районы Казахстана.

Вопреки бытующему мнению, в Приморье никогда не переселялись китайцы. Они здесь жили, конечно. Во Владивостоке до 1922 года и в послереволюционное время работали китайские рестораны, мастерские, парикмахерские, но массового заселения китайцами региона не было. Они приходили сюда охотиться и рыбачить, но не селились в современном Приморье, считая территорию неудобной для жизни. И пресловутое опасение китайской угрозы - заблуждение девяностых годов, довольно быстро у дальневосточников прошедшее.

Убеждение в том, что весь Дальний Восток скоро станет китайским осталось только, видимо, у части жителей средней полосы России. Но это совсем другая тема.

P.S. В ближайшее время мы познакомим нашего читателя с подробностями заселения Приморского края в более поздние советские времена и в постсоветский период, расскажем о миграционной политике, которая проводится в крае сегодня, по результатам последней переписи населения.

При подготовке материала были использованы фото РИА «Новости».

История Приморского края ведет свой отсчет с появления первых поселений на территории Приморского края, которые возникли в эпоху палеолита . Это были поселения собирателей и охотников на мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. В разное время территория Приморья входила в состав таких государств, как Бохай , империя Цзинь , Российская империя , Дальневосточная республика .

Доисторический период

Самые ранние поселения людей относятся к верхнему палеолиту . Самым древним из них принято считать пещеру Географического общества в скале Екатериновского массива у села Екатериновка , которая датируется возрастом 32,8 тыс. лет. Исследователи в эту эпоху выделяют осиновскую и устиновскую археологические культуры. Осиновская культура названа по первому памятнику, открытому у села Осиновка в Михайловском районе. Первые памятники устиновской культуры были открыты у деревни Устиновки в Кавалеровском районе в 1954 году.

Неолитическая стоянка в пещере Чёртовы Ворота в 12 км от Дальнегорска в верховьях реки Кривой датируется возрастом 7742-7638 лет назад . В пещере наиболее полно представлен комплекс руднинской археологической культуры. У двух образцов DevilsGate1 и DevilsGate2 (5726-5622 лет до н. э.) определены митохондриальные гаплогруппы и . Изделия из текстиля, найденные в пещере Чёртовы Ворота, являются древнейшими для региона Северо-Восточной Азии. Обнаруженные в пещере кости волка-собаки свидетельствуют о начальном этапе доместикации этого животного. Технология каменной индустрии руднинской культуры представляет собой развитие традиций, заложенных местной устиновской палеолитической культурой .

Зайсановцы, расселившиеся в южной части края, были первыми земледельцами. Следы их самого раннего земледелия обнаружены в нижнем слое Кроуновки-1 и датируются 29-27 веками до н. э. Зёрна культурного проса обнаружены на поселениях Новоселище-4 в Ханкайском районе и Кроуновка-1 в Уссурийском районе. Поздний этап неолита Приморья представлен также группой памятников типа «Валентин-перешеек» (Лазовский район).

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры в западных районах Приморья появляются племена Илоу - носители кроуновской культуры . На смену кроуновской культуре приходит ольгинская культура, которая получила название от посёлка Ольга, где было открыто первое поселение . В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами, входившими в союз хэйшуй мохэ .

Средние века

Приморский край в древние века

Самые древние поселения в Приморье, относящиеся к эпохе палеолита, были обнаружены на территории нынешнего Находкинского района.
Человек впервые появился на территории Приморья и континентальных районов Азии в эпоху палеолита более 30 тыс. лет назад. Это были собиратели и охотники на мамонтов, диких лошадей, бизонов, носорогов, медведей, лосей.
На финальной стадии каменного века население континентальной части Приморья осваивает примитивное земледелие. В конце II тысячелетия до н.э. древние люди начинают использовать бронзовые орудия труда и оружие.
В начале железного века - около 2800 лет назад - прибрежную зону Приморья занимало население янковской археологической культуры. Люди круглый год жили в крупных поселках. На побережье выращивали просо, в континентальной зоне - ячмень. Занимались рыболовством, собирали моллюсков и растения, охотились.
Примерно в это же время, 2300 лет назад, в западных районах Приморья появились носители кроуновской культуры (племена воцзюй).
В середине I тысячелетия н.э. Приморье было заселено племенами сумо моэх было образовано государство, с начала VIII в. получившее название Бохай (698 - 926). На территории Приморья, южная часть которого оказалась в составе Бохая с середины VII в., находились по меньшей мере две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке (Суйфэнь, Суйфун, Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города его является городище близ пос. Краскино в Хасанском районе. В 926 г. Бохай был уничтожен киданями. После 926 г. происходит объединение части племен хэйшуй моэх, известных с X в. под именем чжурчжени. Образованное ими государство Цзинь (Золота империя, 1115-1234) разгромило киданьскую империю Ляо (916-1125) и в ходе войн с китаиской империей Сун завоевало весь Северный Китай.
На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь с центром в районе современного города Уссурийска.
Настоящая же история Приморья началась с его освоения русскими путешественниками, мореплавателями, исследователями.

Приморский край в XIX в.

Впервые русские землепроходцы - отряд О.Степанова - побывали в Приморье в середине XVII в. Однако активное изучение и основание края началось в середине XIX в. К этому же времени относится и интенсивное заселение края.
26 мая 1861 г. южные земли Дальнего Востока России, включая Приморскую область, были объявлены открытыми для заселения крестьянами и "предприимчивыми людьми всех сословий". Приморье заселяли казаки и крестьяне, демобилизованные чины армии и флота, ремесленники и квалифицированные рабочие-контрактники, каторжане и ссыльные, иностранцы, получившие российское подданство, и временно проживающие здесь отходники.
Первыми переселенцами были военные и казаки. В начале 50-х годов XIX в. на Нижнем Амуре военными моряками и солдатами были организованы военные посты: Николаевский и Мариинский; в 1855 г. забайкальские казаки основали вблизи мариинского поста первую казачью станицу - Сучи.
В Приморье военные посты возникли в 1859 г. - на берегу озера Ханка (Турий Рог) и в бухте Св. Ольги. В 1860 г. солдаты 3-го линейного батальона образовали посты в бухте Новгородской, в районе современных поселков Раздольное, Угловое и других местах. 20 июня 1860 г. на военном транспорте "Манджур" в бухту Золотой Рог были лоставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Владимиром Комаровым. Они и основали военный пост Владивосток.
Особое место в заселении края принадлежало казакам. Перед ними ставились две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи поселки в Приморье возникли на реке Уссури в 1859 г. - Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, княжеский и др. Их основали казаки, зачисленные в Уссурийский пеший батальон Амурского казачьего войска. К 1862 г. на Амуре и Уссури обосновалось около 14 тыс. конных и пеших казаков-забайкальцев.
На реке Уссури было основано 29 казачьих станиц и поселков. В 1879 г. часть казаков выехала в Южное Приморье, где в пограничной полосе южнее озера Ханка возникло 10 новых поселков. Это позволило в 1889 г. создать самостоятельное Уссурийское казачье войско.
В 1895 г. началось переселение на Дальний Восток из казачьих войск Европейской России. Причиной этого переселения стало строительство Уссурийского участка Сибирской железной дороги (Транссиба) и необходимость его охраны. За 5 лет на Дальний Восток, главным образом в Уссурийское казачье войско, прибыло более 5 тыс. человек. Это переселение продолжалось и в начале XX в.
26 марта 1861 г. Амурская и Приморская области Восточной Сибири объявляются правительством открытыми для заселения "крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет".
В 1861 г. в Приморье возникло первое поселение крестьян -Фудин (Ветка), в 1863 г. - деревня Воронежская (ныне село Турий Рог), в 1864 г. - Владимиро-Александровское, в 1866 г. - Астраханка, Никольское, Раздольное и др.
С 1883 г. по 1901 г. в Южно-Уссурийский край переселилось 56 тыс. человек, из них более 55 тыс. морским путем и около 900 чел. сухопутным, 77% переселенцев были выходцами из Черниговской, Полтавской, Киевской и других украинских губерний.
На раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно за счет разработки богатейших природных ресурсов. В 1860 - 1880 гг. наибольшее значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов и т.д.), морские (добыча морской капусты, трепангов, крабов и т.д.), лов рыбы. Владивостокские предприниматели развивали китобойный промысел: в 1870-1890-е гг. добычу китов вел О.В.Линдгольм, затем шкипер Ф.Гек, в 1889-1890 гг. — А.Г.Дыдымов (который погиб вместе со своим экипажем в 1891 г.).

Приморский край в XX в.

Начало ХХ в. было отмечено кризисом перепроизводства, поразившим развитые страны, в том числе и Россию, где кризис был усугублен политическими событиями (русско-японская война, революция). В Приморье, в частности, в 1906 г. количество действовавших предприятий оставалось на уровне 1901 г.; а сумма производства сократилась на 38%. Лишь с 1908 г. начинается новый подъем экономики, чему способствовал рост государственных инвестиций в строительство железных дорог, военных и др. объектов, приток переселенцев и т.д.
Вспыхнувшая в России под влиянием русско-японской войны, значительно ухудшившей положение народных масс, революция быстро распространялась по всей стране. Жители Приморья, являвшегося прифронтовой зоной, в полной мере испытывали все тяготы войны: рост дороговизны, нехватку продовольствия и товаров первой необходимости и т.д. Моральное состояние населения и особенно армии было подавленным из-за позорного военного поражения. Увольнение в запас нижних чинов армии и флота, чья численность в годы войны возросла в несколько раз, их отправка на родину шли крайне медленно - железнодорожный и морской транспорт не справлялись с потоком пассажиров и военных грузов. Солдаты и матросы питались плохо, жили в переполненных казармах и даже в палатках, за работу на крепостных сооружениях им платили гроши, офицеры использовали грубое обращение, прибегали к рукоприкладству. Госпитали и наскоро устроенные лазареты были забиты ранеными и больными. Все эти факторы создали почву для роста недовольства и возмущения почти во всех слоях населения.
15 ноября Владивостокские почтово-телеграфные служащие присоединились всероссийской стачке; в конце ноября во всероссийскую забастовку включились уссурийские железнодорожники. Создаются первые профсоюзы - на Уссурийской ж. д., во Владивостокском порту и пр. Солдаты и матросы на многолюдных собраниях во Владивостоке избрали Комитет нижних чинов из 12 чел. и разработали список выдвигаемых требований. Росла активность крестьян. В декабре 1905 г. в Никольске-Уссурийском состоялся крестьянский съезд, на котором принят устав крестьянского союза Южно-Уссурийского края. Сходки и собрания происходили и в казачьих станицах.
В 1906-1907 гг. активную антиправительственную агитацию вели в крае левые партии: социал-демократы, эсеры, анархисты, ряды которых множились за счет притока революционеров из других регионов России. Весной 1907 г. в крае впервые прошли выборы в Государственную Думу, на которых основное соперничество развернулось между эсерами и социал-демократами, последним удалось даже провести своего кандидата от Приморской области. Большие усилия революционеры направляли на подготовку вооруженного восстания во Владивостоке, планируя захватить власть и создать Дальневосточную республику. Восстание вспыхнуло 16-17 октября, оно было быстро подавлено, сопровождалось большими жертвами, около 300 участников арестованы и жестоко наказаны.
После подавления революции политический режим в крае ужесточается: усилена цензура, распущены некоторые профсоюзы, запрещен ряд партий и организаций и т.д. Однако в общественно-политической жизни наблюдались и позитивные изменения: кампании по выборам в Государственную Думу усиливали интерес населения к политическим проблемам, в их ходе происходили встречи избирателей с кандидатами в депутаты и с депутатами, способствуя гражданскому воспитанию населения.
Начавшаяся летом 1914 г. первая мировая война потребовала от России огромных жертв, привела ее к тяжелейшему экономическому и политическому кризису. Но на объявление Германией войны России российское общество ответило взрывом патриотизма. Манифестации и собрания под верноподданническими лозунгами, с портретами Николая II, императрицы и цесаревича, с пением гимна состоялись во Владивостоке, в Никольске-Уссурийском. В церквях служили молебны о даровании победы русскому оружию. Началась мобилизация, появились добровольцы. От населения края потекли пожертвования в пользу Красного Креста.
В 1916 г. стала проявляться усталость от войны. Росло недовольство в рабочей среде, в крестьянских массах. В крае стало усиливаться забастовочное движение: в 1916 г. в стачках приняли участие более 1500 чел. Оживилось революционное движение: возникают подпольные группы Д.Позднякова и К.Суханова. Все это свидельствовало о накоплении в крае «горючего» социального материала, который сразу же вспыхнул, как только вести о Февральской революции и о свержении самодержавия достигли Приморья и стали достоянием гласности.
В 1918 Приморье было оккупировано американскими, японскими, английскими войсками. Были открыты филиалы иностранных банков и промышленные предприятия. При поддержке большевиков в 1920 была создана Дальневосточная республика (ДВР), которая силами Народно-революционной армии боролась с интервентами на Дальнем Востоке.
В 1922 Дальний Восток присоединен к РСФСР. В 1922 край был преобразован в Приморскую губернию, которая входила в образованную на территории бывшей ДВР Дальневосточную область (ДВО). В 1926 ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала — во Владивостокский округ, затем (с 1932) — в Приморскую и Уссурийскую области.
В 1938 был образован Приморский край.

Приморский край в годы Великой Отечественной войны

Утром 22 июня 1941 г., нарушив договор о ненападении, Фашистская Германия вторглась в пределы СССР. Началась Великая Отечественная война. Она стала составной частью второй мировой войны и повлияла на ее дальнейший ход.
Приморье не было ареной боевых действий, но жизнь края определялась его пограничным положением. В 125 км от Владивостока и в 95 км от Уссурийска вдоль советско-китайской границы находились японские войска.
Еще в апреле 1941 г. Советский Союз заключил с Японией Пакт о нейтралитете. Однако Япония, союзник Германии по Тройственному пакту, продолжала наращивать вооруженные силы на континенте. С июля 1941 по 1942 г. Квантунская армия увеличилась до 1 млн. солдат и офицеров, в 2 раза возросло количество танков, в 3 раза — самолетов. Опасность нападения Японии на СССР все время оставалась реальной.
Приморцы сражались на всех фронтах Отечественной войны. Многие из них получили первые знания по военному делу в гражданских подразделениях всеобуча, в расквартированных в Приморье воинских частях, на кораблях Тихоокеанского флота. В подготовке боевых резервов участвовали военкоматы, оборонные общества Осоавиахим и Красный Крест, формирования МПВО. Изучались оружие и техника, готовились пулеметчики, автоматчики, снайперы, минометчики. Военному делу обучались медсестры и сандружинницы.
Командиров для сухопутных частей выпускали Владивостокское и Шкотовское пехотные училища, для флота — созданное еще в 1937 г. Тихоокеанское высшее военно-морское училище, авиаторов — Вознесенская военно-авиационная школа пилотов ВВС.
За годы войны из Приморского края было призвано более 200 тыс. чел. Тысячи приморцев ушли на фронт добровольцами. Ими были укомплектованы экипажи построенной на средства жителей края танковой колонны «Приморский комсомолец» и др.
Тихоокеанский флот направил для участия в боевых действиях на суше почти третью часть своего личного состава. Из сформированных к декабрю 1941 г. 25 морских стрелковых бригад 12 состояли из тихоокеанцев и амурцев.
Приморцы защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин.
Осенью и зимой 1941 г. у стен Москвы насмерть стояли воины-тихоокеанцы четырех морских стрелковых бригад. 71-я морская стрелковая бригада под командованием Я. П. Безверхова первой в морской пехоте получила звание гвардейской. «За Волгой для нас земли нет!» — эти слова снайпера-приморца Василия Зайцева, защищавшего Сталинград, знала вся страна.
Выпускник Дальневосточного морского техникума Николай Сипягин командовал дивизионом катеров, совершивших героический прорыв в Новороссийскую бухту 10 сентября 1943 г.; за этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. 35 приморцев стали Героями за форсирование Днепра.
В числе первых ворвался в Берлин батальон под командованием Ивана Воронина — уроженца Владивостока, а бойцы тихоокеанца Константина Самсонова водрузили Знамя Победы у входа в рейхстаг. Первым комендантом Берлина был назначен приморец Н. Э. Берзарин.
Корабли и подводные лодки Тихоокеанского флота — лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разящий», лодки Л-15, С-51, С-54, С-55, С-56 воевали на Северном флоте. 10 подводных лодок и 6 катеров с экипажами прибыли с Тихого океана на Черноморский флот.
Приморцы храбро сражались на фронтах Великой Отечественной. Нашим землякам было вручено 230 тыс. боевых наград. 104 приморцам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
Разгром вооруженными силами СССР и его союзниками гитлеровской Германии означал полное крушение планов японской военщины в Азии и на Тихом океане. В апреле 1945 г. американцы высадились на острове Окинава, к лету были освобождены Филиппины, Индонезия и часть Индокитая.
Еще в апреле 1945 г. Советский Союз денонсировал Пакт о нейтралитете с Японией; выполняя союзнические обязательства и решения Потсдамской конференции, 8 августа объявил себя в состоянии войны с Японией.
В ночь на 9 августа 1945 г. начались военные действия силами трех фронтов. На Забайкальско-Маньчжурском направлении наступали войска Забайкальского фронта под командованием маршала Р. Я. Малиновского, на Приамурском — 2-го Дальневосточного фронта которым командовал генерал армии М. А. Пуркаев; на Приморском направлении наступали войска 1-го Дальневосточного фронта под командованием маршала К. А. Мерецкова. Части этого фронта двигались непосредственно с территории Приморья: от Губерово и Лесозаводска, от озера Ханка, от Раздольного и Барабаша. На территории края базировались также 9-я воздушная армия и 10-й мехкорпус.
Действия сухопутных сил были поддержаны кораблями Тихоокеанского флота под командованием адмирала И. С. Юмашева и Амурской военно-речной флотилии под командованием контр-адмирала Н. В. Антонова.
Общее руководство боевыми действиями на Дальнем Востоке осуществлял Маршал Советского Союза А. М.Василевский.
Главная стратегическая задача сухопутных сил заключалась в расчленении и уничтожении Квантунской армии и потому наступление велось сразу всеми тремя фронтами.
Разгром Квантунской Армии и островных группировок ускорил капитуляцию Японии. 2 сентября 1945 г. был подписан Акт о капитуляции Японии. От имени Советского Союза его подписал генерал-лейтенант К. Н. Деревянко.
Капитуляцией Японии закончилась вторая мировая война. 3 мая 1946 г. в Токио начались заседания Международного трибунала. Спустя 2,5 года были вынесены суровые приговоры японским военным преступникам, развязавшим войну в Азии и на Тихом океане.

Приморский край в послевоенные годы

В послевоенные годы Приморье относилось к наиболее индустриально развитым районам Дальнего Востока, в промышленности края ведущее место занимали отрасли производства, которым придавалось общегосударственное значение: рыбная, лесная, цветная металлургия, горно-химическая и машиностроение. Развивались и отрасли, обслуживавшие местную промышленность и население края: электроэнергетика, промышленность строительных материалов, топливная, легкая, пищевая и др.
С начала 60-х годов стали создаваться новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности: производственное объединение «Бор», Ярославский горно-обогатительный комбинат, Приморский горно-химический комбинат, Реттиховский угольный разрез, а также Владивостокский инструментальный завод, Артемовский фарфоровый завод и др. — всего более 230 производственных объектов. Происходила реконструкция на Дальневосточном горно-металлургическом им. Ленина и Хрустальненском горно-обогатительном комбинатах. Было осуществлено техническое переоснащение лесной промышленности. Прирост валовой продукции промышленности в Приморье за 1960-1965 гг. составил 170%.
Преобразования в отраслях промышленности происходили неравномерно. Артемовская и Партизанская ГРЭС, а также маломощные тепловые станции лишь частично удовлетворяли потребности промышленности в электроэнергии. Шахты из-за низкой механизации не обеспечивали край углем, и его приходилось завозить.
С ростом промыслового, транспортного и рефрижераторного флота расширялись масштабы рыболовства, был начат экспедиционный промысел рыбы в океане. С 1955 по 1965 г. вылов рыбы и добыча морепродуктов увеличились в 5 раз. В то же время судоремонтные и береговые рыбоприемные базы не получили соответствующего развития, что затрудняло работу рыбной отрасли.
Вторая половина 60-х годов проходила под знаком борьбы за совершенствование планирования, повышение самостоятельности предприятий и материальной заинтересованности трудящихся в результатах труда. Правительственное постановление «О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Дальневосточного экономического района и Читинской области» (1967 г.) предусматривало ускоренное развитие цветной металлургии, рыбной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности, укрепление энергетической базы. В Приморье, как и в целом по стране, на предприятиях начали внедрять хозяйственный расчет.
С середины 60-х до конца 70-х годов в крае велось широкое промышленное строительство. Было построено более 300 предприятий — Приморская ГРЭС, Новоспасский цементный завод, Приморский горно-обогатительный комбинат, заводы Дальприбор, Дальхимпром, вступили в строй угольные разрезы Павловский и Лучегорский и др. Внедрялись новые виды механизации, передовая техника и оборудование.
В 70-е годы продукция дальневосточных предприятий поставлялась в более чем 50 стран мира: Японию, Гонконг, Малайзию, Францию, США, Германию, Северную Корею, Китай, Польшу и др. Доля Приморья в экспортных поставках Дальневосточного региона равнялась 50%. В структуре экспорта преобладали лес (около 54%) и рыба; машины и оборудование составляли 2-3%. Среди морских портов Дальнего Востока в переработке экспортно-импортных товаров на порт Находка приходилось 44%, на Владивосток — 21%.
Однако производительность труда росла медленно. Доля ручного труда в промышленности все еще была чрезвычайно высока: в машиностроении и металлообработке — 63%, энергетике — 55, пищевой промышленности — 72, в строительстве — 59%. Возрастали объемы незавершенного строительства.

Территория Приморья, являющаяся южной частью Дальневосточного региона России (до революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край), была включена в состав Российского государства на основе Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров, юридически оформивших границы между Россией и Китаем. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856 г. и входившей в состав Восточно-Сибирского, а с1884 г. – Приамурского генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные территории, Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось менее 20 тысяч человек.

В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а так же отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.

Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали : в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек.

Хозяйственное освоение Дальнего Востока и Приморья происходило на основе свободных рыночных отношений. Обилие свободных плодородных земель давали простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием возделываемых культур: здесь выращивались пшеница, рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза и пр. С конца ХIХ века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство . Большое значение имело животноводство . Разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство, развивались пчеловодство и птицеводство . С 1912 г. организуется агрономическая помощь селу, формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.

Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов . Так как уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота, полиметаллических руд и пр. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль . Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли. В первую очередь это отрасли по переработке сельскохозяйственных и природных продуктов. Развивалось производство стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами . Заметную роль приобрела металлообработка . На фоне мелких частных предприятий особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод . В начале ХХ в. более динамично развивалась обрабатывающая промышленность, прогрессировала горнодобывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса.

Развитие торговли особенно активизируется с 1890-х годов. Быстро возрастала роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.

Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. Становление и развитие региональной науки связано с деятельностью научных обществ. В 1884 г. во Владивостоке было создано Общество изучения Амурского края . Его члены вели активную научно-краеведческую работу, собирали материалы о крае, создавали коллекции, писали научные исследования. Существенный вклад в развитие науки внес Восточный институт – единственное на Дальнем Востоке высшее учебное заведение, которое являлось и первым научным центром в регионе. Основные усилия ученых были направлены на изучение современных живых языков, на исследование современной истории, географии, экономики, правоведения азиатских стран. Активно развивались контакты научных учреждений Приморья с учеными зарубежья.

На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский , который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры , регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем. Далекое Приморье всегда влекло к себе российскую общественность. В разные годы здесь побывали ученые и путешественники, поэты и актеры, певцы и писатели: П.В. Виттенберг, Н.В. Комаров, С.О. Макаров, Н. Асеев, Д. Бурлюк, А. Фадеев, певица Л. Вяльцева, актриса В. Комиссаржевская . Огромный вклад в изучение края внес выдающийся путешественник и ученый В.К. Арсеньев . Более тридцати лет своей жизни он отдал исследованиям Дальнего Востока. Его книги, очерки способствовали широкому распространению знаний о крае.

Уже с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1923-1924 гг. был национализирован ряд заводов, пищевые предприятия, домовладения, восстановлены угольные шахты, пущены в эксплуатацию цеха крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия – Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового порта.

В 1930-е годы край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как был подключен к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная отрасль . Развивались также различные виды транспорта – железнодорожный, воздушный , значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства . В сельском хозяйстве были созданы колхозы , зажиточные крестьяне подвергались раскулачиванию и репрессиям. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечение края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов России, а также демобилизованных красноармейцев. Но, заселяя край российским населением, руководство страны в 1930-е гг. одновременно провело социально-демографическую “чистку” Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков тысяч так называемых неблагонадежных и социально-чуждых лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. была проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской и китайской национальностей, всего около 200 тысяч человек. Тем не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 30-гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность достигла 939 тысяч человек.

Годы второй мировой войны стали для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР.

После окончания второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Кроме того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. К середине 1960 гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона. В 20-е – 30-е годы под воздействием общегосударственных территориально-административных преобразований оно неоднократно меняло свой статус и имя. С 1922 по 1926 гг. это была Приморская губерния, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала во Владивостокский округ, затем – в Приморскую и Уссурийскую области. Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 гг. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. 20 октября 1938 г . Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке . С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве.

Современное Приморье – обширный по территории регион. Площадью более 165 тыс. кв. км – около 1% территории России. По площади край превышает Бельгию, Голландию, Данию и Швейцарию вместе взятые. Расстояние от Владивостока – краевого центра Приморья – до Москвы – 9288 км. На юге и востоке омывается водами Японского моря, на севере граничит с Хабаровским краем, на западе – с Китаем и КНДР. Общая протяженность границ края – более 3000 км, из них 1350 км составляет морская граница. В состав Приморского края входят острова, расположенные в заливе Петра Великого: Русский, Попова, Рейнике, Рикорда, Путятина, Аскольд и др.

Выделение Приморья в самостоятельную единицу способствовало дальнейшему росту его производительных сил. Рост экономики промышленного производства в свою очередь отразился на развитии населенных пунктов. Ко времени организации край насчитывал 6 городов и 9 рабочих поселков. В настоящее время в крае 12 городов и 24 района. По состоянию на 01.01.2006 г. в Приморском крае проживает 2019 тысяч человек. Административный центр – г. Владивосток с населением 613,4 тысяч человек.

Приморье – край многонациональный. Помимо коренных народов – удэгейцев, орочей тазов, нанайцев, входящих в “Северную ассоциацию народов” - в крае насчитывается более 120 национальностей. Наиболее многочисленны – русские, украинцы, белорусы, корейцы, татары и др. Созданы семь национально-культурных автономий – 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая и 1 еврейская автономия. Основная деятельность всех национально-культурных объединений направлена на сохранение и развитие национальной культуры, традиций народа, гармоничного развития межнациональных отношений, проведения совместных культурных мероприятий. Ежегодно проводятся традиционные праздники национальных культур – украинской, татарской, польской, еврейской и других.

С конца 1991 г. Приморский край, оставшись тем же административно-территориальным региональным образованием, стал входить фактически в другую, новую страну – в Россию. В этой связи произошло существенное изменение факторов и предпосылок социально-экономического развития Приморья. Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие Дальнего Востока и Приморья. Во-первых, отрицательное – в связи с разрывом многих экономических связей и по ресурсам и по готовой продукции вследствие резко усложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Произошел также разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными регионами России. В то же время геополитическая и экономическая роль Дальневосточного региона и особенно Приморья в России существенно возросла. Территория России по сравнению с СССР уменьшилась на 24%, природно-ресурсный потенциал – примерно на 20-25%, а социально-экономический потенциал, включая население, валовой и национальный продукт, объем промышленного производства – на 50%. В этих условиях возросла роль природных ресурсов Приморья: цветных и редкоземельных металлов, горно-химического сырья, биохимического сырья, в т. ч. морского, разнообразных лесных, рекреационных ресурсов и других. Возросло значение и местных топливно-энергетических ресурсов , прежде всего угольных , а также – гидроэнергетических, океанических и других. С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР.

Основу внешней торговли края составил товарообмен со странами дальнего зарубежья. Приморские предприятия поддерживают торговые отношения с 80 иностранными государствами, но главными партнерами края, как и в прежние годы, остались Япония, Республика Корея, Китай и США. В краевом экспорте преобладают рыба, морепродукты, необработанные лесоматериалы, руды и концентраты цветных металлов, производные борной кислоты, лом и отходы черных и цветных металлов. В импорте края преобладают продукты питания, сырье для их производства, товары народного потребления, машиностроительная продукция и продукция нефтехимического комплекса.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в крае продолжает развиваться рынок международных услуг. Международный сервис представлен пассажирскими и грузовыми перевозками, услугами связи, гостиничными, туристскими, коммерческими и другими услугами. Ведущее положение, как в экспорте, так и в импорте занимают транспортные услуги. Активно действуют в международном сервисе акционерные общества “ДВМП”, “ПМП”, “Владивосток-Авиа”.

Мощным толчком в наращивании научного потенциала на востоке страны явилось создание в 1970 г. Дальневосточного научного центра АН СССР, ныне Дальневосточное отделение Российской академии наук. ДВО РАН представляет собой сеть научных центров, расположенных в шести территориальных центрах. Приморский научный центр во Владивостоке – самый крупный, здесь находится около половины научного потенциала Отделения. Здесь же расположен Президиум ДВО РАН. Дальний Восток с его своеобразным климатом, животным и растительным миром во многом определили лицо академической науки. Главным объектом изучения является Тихий океан. Активное взаимодействие крупнейшего из материков Земли с величайшим из океанов порождает множество явлений, которые и являются предметом фундаментальных исследований институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук.

В сфере образования подготовкой специалистов занимаются 12 вузов (включая филиалы), более 40 средних учебных заведений. Кроме того, в крае работают три негосударственных вуза, 7 университетов и 3 академии. В краевом центре Приморья Владивостоке сосредоточенны основные культурные учреждения края: Академический драматический театр им. М. Горького, краевой Театр молодежи, театр кукол, театр КТОФ, филармония, краевая картинная галерея.

Приморский край живет и развивается согласно “Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.”, в которой значительное место отводится проблемам хозяйственного освоения Приморья. Также в крае приняты несколько губернаторских программ: “Приморье без наркотиков”, “Квартира молодой семье”, “Приморье без сирот”, программа по восстановлению основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, “Дороги Приморья” и другие.

В 1995 г. Думой Приморского края был принят Устав Приморского края , разработана символика – герб и флаг , установлен День Приморского края - 25 октября.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...