Культура эмоций. Психологические игры для старшеклассников Новые психологические темы тренингов для старшеклассников

СШ Карима Мынбаева

Психологический тренинг

для старшеклассников

« Всё в твоих руках»

Подготовила педагог-психолог:

И.А.Горная

Психологический тренинг для старшеклассников « Всё в твоих руках» Задачи: 1. Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам. 2. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок. 3. Сделать проблемы риска для здоровья во время подготовки к экзаменам наглядными («погружение в проблему»). 4. Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм 5. Обучить приемам расслабления, познакомится с методами нервно-мышечной релаксации опираясь на свой личностный потенциал, что способствует преодолению предэкзамеционного стресса. 1 часть. Введение в групповую работу. Упражнение «Имя». Считается что имя каким-то образом связано с характером человека, и по нему можно прогнозировать поведение. Верно это предположение или нет, нельзя не согласиться с тем, что имя человека значит для него немало. Ведь так приятно, когда Вас называют по имени, когда упоминают Ваше имя в хорошем смысле! Но имя можно использовать и для совершенствования собственного ума. Как? Этап 1: разминка (5-7 минут).
Сначала попробуем кое-что узнать о себе. Может быть, эта информация будет для вас новой? Запишите свое имя вертикально. Например, это будет выглядеть так:
П
Е
Т
Р
Теперь напишите напротив каждой буквы свои качества, которые присущи вам и которые помогают в решении проблем. Напоминаю, что эти качества ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть присущи вам! Например:
П – пытливость
Е- естественность
Т – терпеливость
Р – раскованность

Этап 2: визуализация имени (15-20 минут)
1. Представьте, что ваше имя написано большими буквами на чистом альбомном листе. В течение некоторого времени меняйте цвет букв, шрифт и размер. Также меняйте цвет самого листа – пусть он будет желтым, серым, розовым, оранжевым, - пока не остановитесь на том, который вам больше всего нравится.
2. Затем пусть буквы постепенно исчезнут и на их месте появится цветок.
3. Что это за цветок? Поэкспериментируйте с его размером, формой листьев и лепестков, пока он не примет тот вид, который лучше всего подходит для вас и вашего имени.
4. Представьте, что кто-то зовет вас по имени. Кто это? Если не расслышали, попробуйте еще раз. Какие чувства, эмоции вы испытали при этом?
5. Представьте, что ваше имя имеет вкус, запах, температуру. Какие они? Этап 3: рисунок (3-10 минут)
Возьмите чистый лист бумаги и карандаши или краски. Нарисуйте свое имя таким, каким вы его себе представляете.
Упражнение «Ассоциации» - С чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен». Психолог обобщает ассоциации делая вывод о том, что экзамен - это очень серьезная ситуация, требующая от экзаменующегося много душевных сил. - Проблема эта не нова, и, конечно, существует много рекомендаций и советов, которые я могла бы вам передать. Но сегодня я не буду этого делать. Я заметила, что то, что легко достается, легко и забывается. Сегодня я предлагаю вам заработать советы и рекомендации, выполняя определенные задания в группах. Упражнение «Передача уверенности в успехе» - Сегодня вам предстоит решать проблемы не индивидуально, а в группе. Успех этой работы во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите: «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу. А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону, можно похлопывать соседа левой рукой. 2 часть. Погружение в проблему Проект «Зона риска» Первая инструкция. Посмотрите на тему нашего занятия и подумайте, действительно ли экзамены и подготовка к ним в наших руках. Как вы считаете, экзамены вредны для здоровья? Какой вред они могут принести организму? Подумайте, какие органы и системы работают с перегрузкой во время подготовки и сдачи экзамена? К чему это может привести? Каждая группа получит фигурку человека и красный фломастер. На фигурке отметьте с помощью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья. На выполнение этого задания вам дается 5-7 минут. Вторая инструкция (дается через несколько минут после начала работы над проектом). У каждой группы уже появились первые идеи и рисунки. А теперь подумайте о чем-то таком, что другие группы могут не знать или забыть. Не останавливайтесь на первом, пришедшем в голову решении, призовите все свое воображение, почувствуйте свой организм - свое тело, нервную систему, психику. Представьте состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов. Вид фигурок, испещренных красными пометками, вызывает обычно живую эмоциональную реакцию. Следует обсудить, неужели все обстоит так ужасно и любого ли человека ждут подобные нарушения здоровья. Проявляются ли они у одного человека все сразу или есть индивидуальный диапазон. Ввести понятие экстремальных нагрузок (которые могут привести к срыву) и понятие функциональных (преходящих) нарушений. Обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости. Следует направить рассуждения учащихся к выводу, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм. Результаты проекта «Зона риска». Зоны риска - органы или системы Характер нарушений - частота упоминания группами учащихся Мозг - утомление, перенапряжение, истощение, головные боли. Нервная система - нервозность, раздражение, плаксивость. Желудок - боли, изжога, потеря аппетита, тошнота. Сердце - боли, сердцебиение, нарушение ритма. Глаза - утомление, нарушения зрения. Вегетативная нервная система - дрожь в руках или ногах. Позвоночник - нагрузка на позвоночник, боли, онемение. Сосуды - повышение или понижение давления, застой венозной крови в сосудах ног. Печень - нарушение из-за неправильного питания, избытка кофе, крепкого чая. Руки - утомление пальцев, утомление мышц руки, нагрузка на локтевой сустав. Общее недомогание - утомление, повышение температуры тела, вялость и Нарушения дыхания, нарушения питания мышц, эндокринные нарушения.

3 часть. Поиск решения и рекомендации Проект «Спасательный круг» . После обсуждения результатов проекта «Зона риска» участникам сообщается, что они успешно справились с заданием. Каждой группе предлагается одна из проблем, выявленная при выполнении проекта «Зона риска», и круглая карточка из плотной белой бумаги. На одной стороне карточки следует изобразить спасательный круг с надписью «Средство от...» (указать проблему), а на оборотной стороне дать рекомендации. Через несколько минут после начала работы над проектом «Спасательный круг» ведущий дает дополнительную инструкцию: Не останавливайтесь на банальных рекомендациях. Попробуйте представить, что любит ваш организм. Пусть ваши рекомендации также будут разнообразны, не бойтесь ошибиться. По завершении проекта представители групп рассказывают, к каким выводам они пришли, и дают советы своим одноклассникам. Ведущему полезно показать подросткам комплексный характер проблемы, сравнив рекомендации для разных органов и систем. Например, для глаз читать лежа вредно, а для позвоночника вредно много сидеть над книгой, полезно лежать, распрямив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях? Обращает на себя внимание тот прискорбный факт, что учащиеся редко указывают на необходимость выполнения физических упражнений, регулярных занятий спортом, активного образа жизни. Чаще рекомендации сводятся к поддержанию определенных поз, чередованию активностей, введению пауз, прогулок. Итак, какими бы ни были советы, каждый «Спасательный круг» следует прикрепить к фигурке человека с помощью скотча или прорезать круг посредине и надеть, например, на руку фигурки. Примечательно, что участники хотят «спасти» своего человечка: волнуются за его судьбу. Есть надежда, что после проведения тренинга они будут волноваться и за свое здоровье. Результаты проекта «Спасательный круг» Общее утомление: Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время). Нервозность, переживания: Рекомендации. Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства. Утомление глаз: Рекомендации. Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести. Вегетативные проявления (в том числе боли в сердце, желудке): Рекомендации. Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка. Нагрузка на сердце, сосуды: Рекомендации. Самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают - и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги). Мышечное утомление: Рекомендации. Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким - жира, массаж, самомассаж. Нагрузка на позвоночник: Рекомендации. Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу. Вывод - здоровье можно сохранять с помощью своих же собственных усилий

4 часть. Знакомство и Обучение приемам расслабления, методам нервно-мышечной релаксации 1.Упражнения для снятия нервно – психического напряжения: “Лимон” Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Воздушный шар” Инструкция: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Вверх по радуге” Инструкция: Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза. Обсуждение: Какие упражнения понравились? Что изменилось? Какие вы используете способы снятия эмоционального напряжения? Рефлексия Притча «Всё в твоих руках». Упражнение «Все в твоих руках!». Встали, взялись за руки и сказали «Все в моих руках!»

ренинг по подготовке ЕНТ Психологический тренинг для старшеклассников
« Как достичь успеха»
Сопровождается показом презентации (Приложение №1 слайд №1)

Цель: - осознание учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов.
- научить пошаговому способу достижения цели.
- формирование установки на самоанализ.

Методическое оснащение: слайды, жетоны, бланки «прошлые успехи», «ресурсы достижений», «достигнутый прогресс», «лестница достижений», мелодии.

Эпиграф к тренингу: (Приложение №1 Слайд №2)

« Мы пришли в этот мир, чтобы выразить себя и только себя.
Цель жизни и смысл жизни – самовыражения.»

Э. Цветков.

« Я – величайшее из чудес, сотворенный природой.»

О. Мандино.

Ход тренинга:

1.Ритуал приветствия.
- упражнение «Презентация индивидуальности».
Чтобы получше узнать друг друга- познакомиться, нам поможет наше собственное имя. На некоторые буквы своего имени нужно назвать черты своего характера.
Т- талантливый.
И- интелегент.
Ведущий предлагает взят жетон, на нём написать букву из своего имени и своё личностное качество.(или несколько качеств)

Рефлексия – кто запомнил качество Антона, т.д. Что нового вы узнали друг о друге.

2.Правила работы группы:
- искренность в общении (давайте говорить здесь не то, что «требуется», а то, что мы на самом деле думаем).
- активное участие в происходящем (Вы и Ваше мнение нужны нам и важны для нас).
- право на своё мнение и уважение мнения другого (участник говорит «от себя», от своего имени и не критикует мнение другого.)
- неразглашение происходящего за пределы группы (действуем по принципу «здесь и сейчас»).

3. Разминка – энерждайзер.
Сейчас вы можете свободно ходить по комнате. По моему хлопку вы должны будете выполнить моё задание. Начнём!(Включить музыку)
- распределитесь в группы на тех, у кого есть часы и у кого их нет.
- по длине волос.
- по росту (высокие и не очень)
- по цвету глаз.
- по настроению, которое вы сейчас испытываете. Какое у вас настроение?

4. Задание к размышлению: в жизни и в общении- « Две столбовые дороги».
Предлагается рассмотреть две картины, с следующим описанием:
(Музыкальное сопровождение Мелодия №1 Рисунок 1)
- Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но, в конце концов, тебя эта дорога вымотает и разрушит.
(Музыкальное сопровождение Мелодия №2 Рисунок 2)
- Вторая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Дорога первая – это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая – это путь конструктивного, созидающего общения. Все кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких людей проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.

Задание: Какая картина вам ближе? Бывает, человек метается, а не бывает ли середины? (черно-белая полоса). Вы свои жетоны поместите под картиной, которая вам ближе на данный момент.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмыслить о том, как жить, чтобы быть успешным.
Ответьте на вопрос честно: (Приложение №1 Слайд №3)
1.Зачем мы живем, в чем наше предназначение?
2.Для чего вы ходите в школу? Для чего вас учат в школе?
3.Чего вы хотите достичь в жизни? К чему вы стремитесь сейчас? (ответы)
В ваших ответах есть противоречие. Оно заключается в том, что основная деятельность в школе учебная, а интересы вашего возраста заключаются в том, что вы стремитесь сейчас к самоутверждению, личностным контактам, поискам личностного смысла. Как быть?
1. Понять, что взрослость немыслима без получения знаний. Это личностный смысл учения.
2.В вашем возрасте есть возможности для формирования и самосовершенствования. Сегодня мы будем работать над понятиями (Приложение №1 Слайд №4)

Цель
Мотивация
Прошлые успехи
Ресурсы достижения
Достигнутый прогресс
Личностная социальная поддержка
I этап. Что такое цель? Это то, что позволяет нам в жизни стать не неудачниками, а победителями, учит пользоваться своими лучшими качествами своей личности для достижения чего-то. Если человек уверенно, шаг за шагом движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему.

Задание: цель бывает ближняя и дальняя. Сейчас сформулируйте свою цель, определите для себя, чего вы хотите достичь.
Рефлексия

II этап. « Мотивация». (Приложение №5)
Мотивы – комплекс факторов, побуждающих человека к деятельности; это те причины – которые заставляют что-то либо делать.
Как сказал М. Горький: (Приложение №1 Слайд №5)
«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе.
Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.»
Задание: заполнение таблицы №2
Советы Д. Карнеги «Как добиться успеха», это что нужно изменить в себе, как помочь самому себе: (Приложение №1 Слайд №6)

1. Развивайте силу воли.
Успех приходит к тому, кто к нему стремится. Не ждите, что кто-то откроет вас – откройте себя сами. Скажите себе: я хочу, я могу, я сделаю. Успех предпочитает, чтобы его сильно желали, добивались, прилагая максимум усилий.
2.Следуйте поставленной цели.
Всякий успех начинается с какой-то идеи. Сформулируйте ее для себя четко, не придаваясь одним лишь неясным мечтам. Запишите, когда и чего вы хотите добиться. Ориентируйтесь на эту цель, отмечая промежуточные результаты. Если в движении возникает заминка, определите, в чем причина. Сделайте новую попытку, но не теряйте при этом главную цель.
3.Составляйте план действий
Намечайте вечером, какие дела должны быть сделаны завтра. Что касается долгосрочных дел, то надо также записывать, если к ним необходимо подготовиться.
4.Оценивайте себя объективно.
Охарактеризуйте себя сами, ответив на такие вопросы:
Достаточно ли я демонстрирую свои выгодные качества?
Знают ли о них другие?
Нужно задумываться над своими слабостями и учитывать их. Тот, кто лжет сам себе- никогда не добьётся успеха.
5. Следите за своим временем.
Определите, в какое время дня вы работаете особенно продуктивно и творчески. Эти лучшие часы не растрачивайте впустую. Рутинные дела выполняйте только тогда, когда все равно становитесь вялым, усталым. Проанализируйте, на что обычно вы тратите время, старайтесь не транжирить его бесцельно.
6.Делайте дела безотлагательно.
Не откладывайте до бесконечности неприятные дела, старайтесь по быстрее с ними разделаться, иначе они будут вас тяготить. Начинайте сразу делать то, что кажется вам полезным.
7.Думайте о хорошем.
Общеизвестно, что из-за черных мыслей, постоянных забот и пессимизма качество жизни не улучшается.
8.Слушайте окружающих.
Учитесь тому, что знают другие. Прежде чем говорить, выслушайте других. Никогда не обрывайте говорящего.
9.Доверяйте своим чувствам.
Ум- еще не всё. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, высказывайте все, что вначале кажется невероятным.

III этап. «Прошлые успехи»
У каждого из вас есть за спиной уже какой-то прошлый опыт, прошлые успехи – это ваша личная сила! Его нужно использовать! (Приложение №2)
(н-р: нач. школу окончил без «3»). Вспомним их.
«Ресурсы достижения»
Это то, что вы лучше умеете делать, ваши интересы, склонности. То, что дает вам ощущение радости, уверенности в себе, что окрыляет и наполняет вас энергией (спорт, хобби, музыка, книги, упрямство, сила воли.)

IV этап. «Лестница достижений»
Все мы стремимся к успеху, хотим быть успешными, но не всегда это у нас получается. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли определяют особенности нашей личности. То, что мы думаем- определяет нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли и делать себе правильные внушения.
Направим наши мысли на наше будущее- и попробуем написать, каких же успехов вы сможете достичь через определенные промежутки времени.

И на этом же рисунке сделай пометочку, как ты докажешь другим, что достиг прогресса?
(Приложение №3)

V этап. «Социальная поддержка»
А сейчас мы устроим себе праздник. Представьте, что вы уже достигли всего, о чем мы сегодня писали. И у нас праздник «День успеха» (закройте глаза, помечтайте). Опишите свой идеальный день. Это может быть рисунок, а можно писать словами, что вы чувствуете? Кто Рядом с вами? Где вы находитесь?(в лесу, на берегу озера, в офисе, в квартире; какие вещи вас окружают: рояль, компьютер, чашка кофе …)

Релаксация: «Любите все свои «Я»» (Приложение №4)
Я бы хотела, чтобы вы вернулись в то время, когда вы были младенцем. Пристально к себе приглядитесь. Улыбнитесь малышу и, открыв ему навстречу объятия, скажите: « Я – твоё будущее, и я пришёл, чтобы любить тебя». Обнимите его и поведите его с собой в настоящее время. А теперь оба встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть друг на друга с любовью.»
Шагните в то время, когда вы только научились ходить. Вы вставали и падали и снова вставали и падали. И вдруг – вы сделали первый шаг, затем ещё и ещё. Мы так гордились собой, Любите малыша.
Вы будущие первоклассники! Вам не хотелось оставлять свою маму. Вы храбро переступили порог, и начался новый этап вашей жизни. Вы всегда делали всё, что было в ваших силах, в любой жизненной ситуации. Любите малыша!
Теперь вам 10 лет. Вы помните, что происходило в это время. Оно, вероятно, было чудесным, а, может быть, вы боялись? Вы делали всё возможное, чтобы выжить. Любите этого 10 ребёнка.
Вернитесь теперь в то время, когда вы были подростком. Возможно, оно было восхитительно волнующим, потому что вы наконец выросли. А возможно, и принесло вам много волнений другого толка: сверстники учили вас тому, что можно делать, а что нельзя. Вы старались изо всех сил справиться с этой трудной задачей. И вы делали это как нельзя лучше. Любите подростка!
Теперь школьные годы остались позади. Вы знали больше, чем ваши родители. Вы были готовы начать жизнь так, как вы хотели. Вы были смелы и напуганы в одно и то же время. Любите себя в юности!
Теперь вспомните первый день вашей работы. Как вы гордились своей первой зарплатой! Вам хотелось всё делать хорошо. Так многому предстояло учиться. Вы делали для этого всё, что могли. Любите себя в то время.
Подумайте о другой вехе в вашей жизни. О женитьбе или замужестве. О вашем собственном ребёнке. О новом доме. Вероятно, это были прекрасные переживания?! Вы с ними справились. Любите себя за это.
Теперь « поставьте» перед собой все ваши многочисленные «Я» . Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть на каждое из них, смотреть с любовью. А вот ещё одно ваше « Я» . Оно идет вам навстречу из будущего, протягивая руки и говорит: « Я здесь, чтобы любить тебя.» Да будет так!.

5.Рефлексия занятия:
- о чем сегодняшнее занятие заставило вас призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя?
- может кто-то понял истины этих дорог, изменил отношение к ним?
- что больше всего запомнилось?
В знак благодарности за приятные общения давайте встанем все в общий круг, возьмемся за руки и все вместе скажем: « Я буду успешным!»

психологические упражнения для тренингов

Социально-психологический тренинг эффективного общения для старшеклассников

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Знакомство

«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

Упражнение «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Вопросы для обсуждения : «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

Принятие правил

Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

2. Правило искренности.

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило круга.

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь».

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.

В начале занятий могут быть проведены психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренингов ой группы.

Упражнение «Меняются местами»

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция : «Сейчас у нас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Вопросы для обсуждения : «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

Ожидания и опасения

Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки. Зачитывает их и по ходу поясняет цели предстоящей работы, комментируя насколько обоснованы те или иные ожидания и опасения.

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

  • устанавливать контакт с другими людьми;
  • умению эффективно предавать информацию;
  • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
  • потренируемся давать и получать обратную связь.

Упражнение «Встать по числу» (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция : «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Упражнение «Путаница»

Участники становятся в круг.

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

  1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).
  2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
  3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения. Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение полезно в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать ею надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.

Психогимнастические упражнения, которые можно использовать в содержательных частях тренинга.

Упражнение «Арифмометр»

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах, например, пятидесяти.

Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие – знаки, поэтому после 2-3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.

В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.

Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

Упражнение «Телеграф»

Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например «волк», а потом, хлопнув 2 раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

Блок 1 «Установление контакта»

Упражнение 1

Все участники располагаются большим полукругом.

«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Упражнение 2

Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Вопросы для обсуждения : В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

Упражнение 3

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

  • участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;
  • участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;
  • участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

Упражнение 4

Упражнение выполняется в группах по 3 или 4 человека.

Инструкция : «Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал – менеджера в крупной фирме. Отбор проводится в несколько этапов, на каждый из которых вместе собираются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом кто устанавливает контакт, заинтересован в получении информации относительно отбора, а те, к кому он обращается, ее занимают примерно такую позицию: ситуация отпора для вас очень важна, и вы хотите успешно пройти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это.

Тренер называет имена тех, кто в 1 групп должен на первом этапе работ попытку установить контакт. Через 3-4 минуты тренер останавливает разыгрывание ситуации и предлагает, оставаясь в малых группах, обсудить полученный результат. После этого тренер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разговор. Таким образом, если работа проходит в тройках, то в тренинговой группе из двенадцати человек потребуется три этапа для того, чтобы каждый побывал в активной позиции. Обсуждение: Обратите внимание на те вербальные и невербальные аспекты, которые способствуют установлению контакта. Все участники становятся по кругу.

Блок 2 «Умение передавать информацию»

Упражнение 1

На счет «раз» каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет «два» надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет «раз», и начать выполнять то движение, которое на счет «раз» делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору». Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин искажений передаваемых движении и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило. Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.

Упражнение 2

Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.

«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Вариант текста : «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Упражнение 3

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Упражнение 4

Участники объединяются в пары.

«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

Блок 3. Умение слушать

Предлагаемые упражнения предполагают использование следующих приемов:

    Безмолвное слушание, выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.

    Уточнение – обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова ужасно себя ведет»).

    Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

    Дальнейшее развитие мыслей собеседника «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу мори. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на бите дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что бы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

    Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

    Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

    После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

    Упражнение

    Участники садятся в круг.

    «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста.

    Правила:

  1. Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
  3. Не давай советов.
  4. Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой – «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону. Итак, «А» говорит в течении 5 минут «В» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать «В» что в его поведении помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ».

После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.

«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «В» в течении предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«В» за 5 минут должен повторить «А» , что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильное поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.

Заключительная часть тренинга

Вопросы для рефлексии (письменно)

  • Что было самым полезным в тренинге?
  • Что было самым приятным в тренинге?
  • Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему?
  • Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
  • Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
  • Чтобы вы хотели пожелать себе?
  • Чтобы вы хотели пожелать тренеру?

«Чемодан» : Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.


17.01.2011
Наталья
Очень эффективные занятия, на мой взгляд.
Кристина
хороший тренинг!!! думаю, он мне поможет в работе с детишками)))
05.02.2012
Ерболат
спасибо вам коллеги!
13.03.2012
Алина
спасибо огромное
04.10.2012
екатерина
очень хорошие упражнения, спасибо!
23.11.2012
таня
спасибо
18.12.2013
Екатерина
Спасибо огромное! Безумно интересно и очень помогли! Приступаю к работе! :) :)
13.01.2018

Тренинговое занятие «Здоровье – главная ценность человека»

Тема: «Путь к здоровью»

Предоставленная работа будет интересна для педагогов, социальных работников, учащихся 13-16 лет и студентов. Мероприятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала. В разработке подробно расписаны цели предложенных упражнений, которые можно применять отдельно для развития у детей творчества, нестандартного мышления, коммуникативных способностей. Данный материал можно применять на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Продолжительность тренинга 60 минут. Количество участников 15-20 человек.

Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Результаты обучения
В конце занятия ученики:
- объясняют значение терминов: здоровье, составные здоровья, холистическое представление о здоровье;
- приводят аргументы в пользу здоровья;
- демонстрируют навыки получения информации, критического мышления, ответственности за свои поступки.
- показывают умение осознавать ценности собственного здоровья и навыки принятия решений по сохранению собственного здоровья.

Методические рекомендации (для достижения цели ): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование: плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; тетради, бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)
Содержание работы
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Знакомство (5-7 мин).
3. Ожидание (2-3 мин).
4. Упражнение «Интервью» (9-10 мин).
5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью» (5 мин).
6. Упражнение «Скрепочка» (5 мин).
7.Упражнение «Найди себе пару» (3 мин).
8. Упражнение «Угроза жизни» (2 мин).
9. Работа в малых группах. Упражнение «Преимущества здоровья» (15 мин).
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь» (3 мин).
11.Упражнение «Путь к здоровью» (5 мин).
12.Завершение тренинга (2 мин).

1.Актуализация знаний (1-2 мин). На доске написан эпиграф к уроку:
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел... Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна

Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств. Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Участники пробуют представить, как они могли бы обогатить ту или иную профессию. Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда. Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Знакомство участников со схемой анализа профессий. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы. Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают несуществующие профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Помощь участникам в анализи ПВК профессий. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Определение к какой сфере жизни принадлежат события "неуспешной", "успешной" и "реальной" карьеры. Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере. Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Исследование путей самореализации через профессию. Выработка навыков эффективной самопрезентации. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению. Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье. Проверка сформированности личного профессионального плана. Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы. Пробуждение интереса к различным профессиям. Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца. Анализ особенностей конкретной рассматриваемой профессии. Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...