Культура енисейской губернии в 19 веке. Роль местных музеев в научном изучении Енисейской губернии в конце XIX - начале ХХ вв

Культурное развитие Енисейской губернии в 20-60-е гг. XIX века

Наиболее яркая страница культурной жизни Енисейской губернии связана с декабристами. В разное время в губернии находился на поселении 31 участник движения декабристов. Несмотря на тяжелые испытания и препятствия со стороны властей, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность носила главным образом просветительский характер. Декабристы обучали детей (Давыдов, Киреев, Беляевы), помогали юридическими советами местным жителям (С. Г. Краснокутский), вводили новые сорта культур и передовую агротехнику (Спиридов, Беляевы, Фаленберг, Фролов), лечили, оказывали материальную помощь беднякам (братья Бобрищевы-Пушкины, Давыдов, Шаховской, Митьков, Спиридов), занимались литературой (Давыдов, А. П. Беляев), научной деятельностью (Митьков, Шаховской, Якубович). Своей деятельностью декабристы будоражили тогдашний патриархальный быт, побуждали всех честных людей задуматься над социально-культурными вопросами. Неустанно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для образования в складывающейся местной интеллигенции.

Настоящим культурным очагом в Красноярске, куда тянулось все лучшее, был дом декабриста В. Л. Давыдова. Давыдов с женой создал домашнюю школу, куда ходили и дети близких друзей. Богатая домашняя библиотека Давыдовых стала по существу публичной городской библиотекой.

На заре капиталистической эры в Сибири стал отчетливее проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и трудящихся. Богачи и крупные чиновники переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. С 30-х гг. на центральных улицах губернского, а позже и окружных городов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, будки ночных сторожей.

Об усложнении духовной жизни и самосознания красноярцев свидетельствует и появление в губернском центре первых памятников. В Красноярске на Покровской горе, на месте караульной вышки казаков XVII в. вместо простого креста в 1855 г. на деньги золотопромышленника П. И. Кузнецова поставили каменную часовню, обозначавшую как бы символическую братскую могилу всех погибших красноярцев в первый, боевой период жизни города-острога.

Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века

В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев населения. Большую роль в этом сыграли земства, взяв на себя основной груз по содержанию местных учебных заведений. Однако в Сибири нехватка общеобразовательных учреждений остро ощущалась. Так, на всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Таким образом, одна школа приходилась более чем на 7 000 жителей губернии. Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища, где давали самое элементарное начальное образование. К 1863 г. в губернии действовало 36 двухклассных училища. Наряду с ними по инициативе общественности начинают создаваться школы, образовательные программы которых отличались более широким количеством предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но поскольку это было частное учреждение, то доступ в него был возможен для ограниченного круга лиц, и потому его деятельность не сняла остроты вопроса. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Первый набор ее насчитывал 70 человек. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. И в последующие годы он мало изменился. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Год спустя после открытия мужской гимназии в городе стала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска гимназии стали основывать и в других городах губернии. К 1890 г. их число выросло до шести, а количество учащихся составило 794 человека. Рост их численности сдерживался довольно высокой платой за обучение: к концу XIX в. она возросла до 30 руб. в год, и осложнялось многочисленными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педагогические кадры.

Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIX-XX вв. заметно актуализировало вопрос о расширении сети сельских школ. И хотя их число в это время начинает стремительно расти, все же общее количество - 781 школа к 1916 г. - не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования. Нехватка школ приводила к тому, что только десятая часть детей могла получить образование. Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск. Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа». Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы и жизни сибирского учителя.

Малочисленность и разобщенность интеллигенции, удаленность от крупных научных центров тормозили становление местной науки. В итоге она делалась самоотверженными усилиями немногих энтузиастов. Так, уроженец Красноярска И.А.Лопатин в 1866 г. возглавил Туруханскую экспедицию, увенчавшуюся открытием Норильского медно-никелевого месторождения. М.Е.Киборт описал 219 видов птиц, обитавших в окрестностях Красноярска. Материалы экспедиций по исследованию орнитологической фауны Прикрасноярья сделали его имя известным в научных кругах страны и за рубежом. Известностью в научном мире пользовались труды по изучению флоры губернии и Сибири Я.Прейна, открывшего и описавшего ряд неизвестных ранее растений Сибири.

В начале 1890-х гг. в связи с проектированием Сибирской железной дороги развернулось геологическое изучение местности вдоль будущей трассы. По его результатам К. И. Богдановичем была составлена первая геологическая карта Красноярского, Канского и Ачинского округов. В 1893 г. известный исследователь Арктики Э. В. Толль изучил район Анабарской губы и Хатангского залива. Он впервые описал плоскогорье на междуречье Анабара и Попигая, сделал орографическое описание хребта Прончищева, собрал ценную палеонтологическую, зоологическую и этнографическую коллекции. Во время второй экспедиции в 1900 г. Толль организовал обширное геологическое исследование побережья Таймыра, провел геофизическое и метеорологическое изучение местности.

Важную роль в научном изучении сибирского края во второй половине XIX в. начинают играть местные музеи. В 1877 г. одним из первых краеведческих музеев в Сибири стал Минусинский музей. Инициатива его создания принадлежала городскому аптекарю Н. М. Мартьянову. Музей становится базой для многих научных экспедиций по изучению Енисейского Севера, в его работе принимают участие известные исследователи Арктики. В 1887 г. учителем Д.С.Каргополовым был открыт музей в Ачинске. Каргополову также принадлежала и заслуга создания в 1912 г. краеведческого музея в Канске.

Пионером в изучении археологических памятников палеолита на территории края можно назвать И.Т.Савенкова. В 1884 г. при раскопках на Афонтовой горе в окрестностях Красноярска он обнаружил стоянку древнего человека, отнесенную им к эпохе палеолита. Находка ученого имела сенсационный характер, так как коренным образом меняла научные представления о границах расселения человека в древности. Во второй половине 1880-х гг. Савенков совершает ряд экспедиций с целью обследования обширных районов среднего и верхнего Енисея и его притоков Кана, Бирюсы, Маны, Бузима. В 1907 г. возглавил Минусинский музей. Собранный им материал послужил основой для книги «Изобразительное искусство на Енисее», в которой он высказал новаторские мысли о датировке енисейских петроглифов и эволюции наскальной живописи к первобытным системам письменности. Исключительное значение для организации научного изучения Енисейской губернии имело создание в 1901 г. Красноярского подотдела Русского географического общества.

Заметная роль в культурной жизни края принадлежала печати. Ее начало было положено изданием «Енисейских губернских ведомостей» в 1857 г. Большую часть материалов газеты составляли официальная хроника и перепечатки из столичных газет. Лишь в 1889 г. красноярский учитель Е. Кудрявцев получил разрешение на издание газеты «Справочный листок Енисейской губернии». С 1895 г. газета стала издаваться под названием «Енисей», а с 1905 г. - «Сибирский край».

Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся главным образом за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. В 1874 г. антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу. В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства. С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы.

Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания. Концертировали в основном гастролеры. Увлеченность музыкой у отдельных красноярцев была столь велика, что возникло решение организовать свой музыкальный коллектив.

Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период стало творчество выдающегося художника В.И.Сурикова, феномен которого выходит за рамки локальной культуры, приобретая общероссийское и мировое значение. Суриков в своем творчестве постоянно обращается к Сибири. Так с пребыванием в Красноярске связана картина Сурикова «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния.

На рубеже XIX-XX вв. в жизни населения Енисейской губернии происходят значительные перемены, так благодаря телеграфу и телефону до сибиряков начали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция провинции. Во внешнем облике городов губернии проступают новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу XX в. возрастает количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. В жизни горожан появляются новые увлечения, так в начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде.

Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г., а в начале XX в. в городе действовало уже три частных кинотеатра.

Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии.

Таким образом, оживление в культурной жизни края, было связано с вовлечением его природных, экономических и культурных ресурсов в процессы, вызванные ускорением модернизации страны. Красноярцы внесли свой вклад не только в культурное развитие сибирского края, но и в сокровищницу всей русской культуры (и не только), дав миру имя своего земляка В.И. Сурикова.

Во второй половине XIX века Сибирь по-прежнему оставалась экономически отсталой окраиной Российской империи с богатейшими природными ресурсами. В связи с предстоящим строительством железной дороги и промышленным освоением этого огромного региона, большое значение придавалось научному изучению Сибири. Для перспективного развития Сибири были жизненно необходимы разведка новых природных месторождений, составление карт местностей, метеорологические наблюдения и другие направления научных исследований.

Организатором крупных геолого-географических и просветительских экспедиций являлось Императорское Русское Географическое общество (ИРГО), главной задачей которого было географическое, этнографическое, геологическое исследование российских территорий. В дальнейшем изучении богатств края были заинтересованы также сибирские купцы и промышленники, получавшие огромные прибыли от золотодобычи и промысловой торговли, а потому материально поддерживавшие такие экспедиции.

Представители немногочисленной интеллигенции (учителя, врачи, политические ссыльные) уездных городов, таких как Енисейск и Минусинск, принимали активное участие в исследовании территории Енисейской губернии. Почему жители именно этих городов занимались научно-исследовательской деятельностью и принимали участие в научных экспедициях?

В годы так называемой «золотой лихорадки» Енисейск стал центром золотопромышленного района, а добыча золота являлась основным занятием большей части горожан. Население города стремительно росло, увеличилось число образованных людей, что в свою очередь способствовало повышению уровня образования у местных купцов и чиновников, росту престижа высшего образования. На пожертвования местных меценатов было выстроено представительное здание гимназии, учреждено «Общество попечения о начальном образовании», открыта метеорологическая станция.

В Минусинске, расположенном в богатом хлебородном районе, большинство жителей занималось хлебопашеством и скотоводством, переработкой продуктов сельского хозяйства и промысловой продукции. Но «золотая лихорадка» привлекла в Минусинский округ промышленников и приисковых рабочих. Заметное влияние на повседневную жизнь минусинцев оказало строительство Сибирской железной дороги и открытие судоходного движения по реке Енисей, что выразилось в активизации торговли, росту числа магазинов и лавок. Распространению образования жителей Минусинска способствовало Общество попечения о начальном образовании, созданное в 1888 году.

В Ачинске и Канске у местных жителей практически не было возможности получить какое-либо образование в связи с нехваткой образовательных учреждений. Промышленность в этих городах почти не развивалась, основная часть населения занималась земледелием и скотоводством, образовательный уровень граждан был низкий.

Известно, что Енисейская губерния на протяжении всего XIX века была центром политической ссылки. В 1820-х гг. сюда были сосланы на поселение участники движения декабристов, позднее - поляки, высланные в Сибирь за участие в восстании 1863 года. В конце 1870-х гг. начался новый приток политических ссыльных - участников народнических организаций. По своему культурному и образовательному уровню ссыльные представляли настоящую находку для края, остро нуждавшегося в грамотных специалистах и в людях, неравнодушных к общественным нуждам.

Для ссыльных научно-исследовательская и культурно-просветительская работа стала единственной возможностью реализовать свои гражданские позиции: они учили местных детей грамоте, помогали жителям юридическими советами, лечили их от болезней, выводили новые сорта культур, оказывали материальную помощь беднякам, занимались литературным творчеством и научной деятельностью. Ссыльные были высокообразованными людьми с активной гражданской позицией, и временное отстранение от революционной работы предоставило многим из них возможность заняться любимой научно-исследовательской деятельностью. Ряд исследователей отмечают, что авторами лучших научных трудов, написанных в Сибири, являются политические ссыльные.

Декабрист Александр Иванович Якубович был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной на 20 лет каторги. Он отбывал ссылку на Петровском заводе и Нерчинских рудниках, а в 1841 году был переведен на поселение в с. Назимовское Енисейского уезда.

А.И. Якубович до службы в армии получил образование в Московском университете, и, находясь в ссылке, старался применить полученные знания на благо общества. По заданию русского ученого, профессора А.Ф. Миддендорфа он проводил минералогические, барометрические и метеорологические наблюдения вблизи Енисейска, составлял статистическое описание Анциферовской волости, собирал коллекцию местной флоры и образцы пород золотоносных речек и минералов. Результаты научной деятельности А.И. Якубовича нашли отражение в «Климатологическом атласе», изданном директором Главной физической обсерватории Вильдом в 1881 году.

Во второй половине XIX в. важную роль в научном изучении сибирского края стали играть местные музеи. Одним из первых в Енисейской губернии был создан местный публичный музей в Минусинске (1877 г.). Позднее по примеру и подобию Минусинского музея создавались музеи в Енисейске (1883 г.), Нерчинске (1886 г.), Красноярске (1889 г.), Кяхте (1890 г.), Якутске и Благовещенске (1891 г.), Чите (1895 г.) и других сибирских городах.

Местные музеи стали центрами культурной и научной жизни уездных городов Енисейской губернии. Они собрали под своей крышей единомышленников, при этом большую созидательную работу в музеях проводили политические ссыльные и демократически настроенная часть местной интеллигенции, то есть те люди, которые стремились направить деятельность музеев по пути служения интересам народа. Это касалось, в первую очередь, Минусинского и Енисейского музеев, основание, и деятельность которых тесно связаны с непосредственным участием в их работе политических ссыльных.

Основатель Минусинского музея Н.М. Мартьянов использовал всестороннюю образованность и деловые качества ссыльных. В Уставе музея было написано, что «лица, не принадлежащие к городскому обществу, но проживающие в г. Минусинске, могут принимать участие в его деятельности». Данный аспект был важен, поскольку положение ссыльных во многих местах политической ссылки было тяжелым именно из-за невозможности для ссыльного принимать какое-либо разумное участие в местной жизни.

Сотрудничество ссыльных интеллигентов с музеями уездных городов осуществлялось в разных формах и направлениях. Александр Кропоткин, например, с первых дней существования музея стал незаменимым помощником Н.М. Мартьянова. Именно ему принадлежит заслуга в составлении Устава музея. То же самое можно сказать о П.А. Аргунове, который находился в минусинской ссылке с 1885 по 1891 гг. Он принимал активное участие в работе первой общественной библиотеки, созданной при Минусинском музее, проводил серьезные научные исследования в области сельского хозяйства. Л.П. Буланов и В.С. Лебедев оказывали практическую помощь в устройстве экспозиции и сборе коллекций. Н.М. Мартьянов и Л.П. Буланов совместными усилиями в некоторых селах Минусинского округа устроили метеостанции.

Преданным другом и ценным помощником Н.М. Мартьянова долгие годы был Д.А. Клеменц.

Дмитрий Александрович Клеменц был сослан в Минусинск в 1881 году. Находясь в пятилетней ссылке в Минусинске, Д.А. Клеменц с трудом добился права покидать город для участия в экспедициях, в которых он работал с неослабевающим интересом. В 1883 году в составе экспедиции А.В. Адрианова он исследовал археологические памятники Восточного Алтая и Западных Саян, позднее проводил географические и геологические исследования долины реки Абакан. Здесь, в Минусинске, Д.А. Клеменц написал свой первый научный труд «Древности Минусинского музея».

Сотрудничество с Минусинским музеем послужило основанием для дальнейшей музейной деятельности Д.А. Клеменца. Став руководителем Восточносибирского отдела Русского географического общества (1890-1894 гг.), он профессионально разработал анкету, которая давала возможность получать информацию о состоянии местных музеев: составе фондов, экспозициях, просветительской и научной работе. Д.А. Клеменц настойчиво выступал за сближение краеведческих музеев с местными отделами Русского географического общества.

Феликс Яковлевич Кон находился в Минусинске под надзором полиции с 1897 по 1904 годы. За этот период ему дважды по заданию Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества удалось побывать в практически неизученном Урянхайском крае и Усинском пограничном округе. Огромный интерес и научную ценность представляют собранные им этнографические коллекции.

Один из основателей Енисейского музея, народник Максимилиан Осипович Маркс на протяжении 1871-1884 гг. вел метеорологические наблюдения в Енисейском округе, на основе которых составил таблицы времени для Енисейска, Минусинска, Туруханска. Его труды были удостоены золотой медали Российской Академии наук. М.О. Маркс принимал участие в научной экспедиции, организованной для изучения гидроресурсов в бассейне рек Оби, Енисея и Чулыма с целью выявления перспектив строительства Обь-Енисейского канала.

Важным направлением деятельности местных музеев стало издание научных трудов их сотрудников. Основатель Минусинского музея Н.М. Мартьянов сам лично подготовил и издал 6 каталогов, в которых содержались краткий обзор коллекций музея и библиографическое описание книг научной библиотеки. В 1881 году в типографии Михайлова и Макушина (г. Томск) был издан первый печатный «Каталог и краткое описание Минусинского музея». В 1893 году в типографии А.Д. Жилина (г. Красноярск) отпечатан «Каталог народно-медицинских средств, находящихся в музее».

На средства минусинских купцов братьев Виктора и Осипа Александровичей Даниловых были изданы работы, выполненные сотрудниками Минусинского музея. Так, меценаты финансировали издание описательных каталогов коллекции музея по отделам археологии, сельского хозяйства, антропологии и этнографии. С их помощью в 1892 году был опубликован труд П.А. Аргунова «Очерки сельского хозяйства Минусинского края и объяснительный каталог сельскохозяйственного отдела музея», а в 1900 году в Минусинске были изданы труды К.И. Горощенко «Курганные черепа Минусинского округа» и Е.К. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея».

Особый интерес для научной общественности представляют научные труды Д. А. Клеменца «Древности Минусинского музея. Памятники железных эпох» и К.Я. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея».

Названная работа Д.А. Клеменца была отпечатана на средства известного мецената - золотопромышленника Иннокентия Петровича Кузнецова в 1886 году в Томске.

В начале работы опубликовано обращение члена Комитета Минусинского музея, заведующего музеем Н.М. Мартьянова, в котором он говорит о том, что Минусинский местный музей создан благодаря «нашим общим усилиям», а коллекции древностей пополняются в основном благодаря пожертвованиям меценатов и рядовых жителей Минусинского округа. Основатель Минусинского музея Н.М. Мартьянов всегда, пользуясь любым удобным случаем, подчеркивал неоценимую помощь местных жителей и всех тех, с кем он общался, и всячески благодарил за оказанную ему помощь, не боясь уронить своего авторитета в качестве основателя музея.

В то же время в обращении Н.М. Мартьянова к читателям обозначены проблемы, стоявшие перед учеными при формировании коллекций археологического отдела: нехватка денежных средств для приобретения ценных экспонатов, потеря древностей для науки в связи с их уничтожением, слабая система обмена информацией о местных древностях между местным музеем и научными учреждениями и музеями Москвы и Санкт-Петербурга, необходимость получения права на раскопку курганов и городищ, необходимость пополнения библиотеки музея трудами авторов, занимавшихся азиатской историей и древностями.

В предисловии работы Д.А. Клеменц объясняет цель подготовки подобной книги с описанием древностей Минусинского музея: «Мы пытаемся представить археологический материал и те сведения о нем, которые, по нашему мнению, могут быть полезны при рассмотрении наших местных древностей, как для ученых, так и для археологов любителей, не имеющих возможности ознакомиться на месте с Минусинским округом и его памятниками».

Д.А. Клеменц выразил искреннюю благодарность за содействие в работе, помощь советами и предоставленные полезные сведения основателю Минусинского музея Н.М. Мартьянову, горному инженеру И.А. Лопатину, редактору газеты «Восточное Обозрение» Н.М. Ядринцеву, начальнику экспедиции 1883 года А.В. Адрианову, членам Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества И.П. Кузнецову и Г.П. Сафьянову, крестьянину Тесинской волости П. Трухину.

Анализируя данную работу можно сделать вывод, что ученые России и других стран получили представление о «памятниках железных эпох» юга Сибири. Во введении дается краткий топографический очерк долины верхнего Енисея, описание археологических памятников местности, сведения о попытках научного исследования древностей. Книга составлена в форме иллюстрированного каталога с предисловием и комментариями, весь археологический материал разделен на 3 периода: доисторический, хакасско-китайско-монгольский и новый русский период. Представленная в каталоге коллекция естественно-исторических предметов была собрана при непосредственном участии жителей Минусинского округа, при этом основная часть экспонатов поступила в музей в качестве пожертвований, а сумма денежных средств, потраченных на приобретение предметов старины, была незначительна. Активное участие в поиске экспонатов для коллекции приняли члены Русского Географического общества. За 12 лет работы количество предметов в археологическом отделе увеличилось вдвое. В заключение приводятся данные о народах, обитавших в древние времена в пределах Минусинского округа. По нашему мнению, каталог Д.А. Клеменца соответствовал уровню научной мысли того времени, работа принесла ее автору мировую известность в научном сообществе.

В предисловии к научной работе Е.К. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея», также как и в работе Д.А. Клеменца, опубликовано обращение члена Комитета Минусинского музея Н.М. Мартьянова. Основатель Минусинского музея благодарит автора за научно-составленный каталог и ценные указания, благодаря которым музей обогатился новыми этнографическими материалами. Н.М. Мартьянов искренне благодарил всех жертвователей и сотрудников, обратив особое внимание на заслуги Виктора Александровича Данилова, на средства которого была отпечатана работа.

К.Я. Яковлев в своей книге размышлял о том, что на громадном пространстве Сибири жизнь стирает с лица земли многие предметы, которые не могут быть восстановлены, хотя это и могло бы дать ключ к ответам на многие вопросы. Исследованием Сибири в разное время занимались многие приезжие ученые: С.П. Крашенинников, Ф.И. Миллер, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, Д.Г. Мессершмидт, К.Х.Ф. фон Ледебур, А.Ф. Миддендорф, В.В. Радлов, М.А. Кастрен и другие. Передовые люди того времени - И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, Б.И. Дыбовский, князь Н.А. Костров, Н.Х. Бунге, Д.А. Клеменц, А.В. Адрианов, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин - все они прилагали усилия к тому, чтобы пролить свет на исчезающую флору, фауну и быт местных жителей.

Таким образом, научная работа К.Я. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея» была подготовлена в тесном контакте с другими учеными при непосредственном участии членов Русского Географического общества. Книга составлена в форме каталога с иллюстрациями - рисунками жилищ и костюмов инородческого населения. В первой части работы приводится общее описание инородческого населения, проживавшего в долине южного Енисея, во второй - описание внешнего вида и назначение предметов быта. Многие экспонаты поступили в музей в качестве пожертвований от жителей Минусинского округа. Работа имеет научный характер, т.к. ученые России и других стран получили представление об этнографии «инородческого населения» долины южного Енисея.

В Енисейске активным общественным деятелем, основателем Енисейского местного музея, был золотопромышленник, кандидат естественных наук Александр Игнатьевич Кытманов.

Многолетняя работа А.И. Кытманова «Краткая летопись Енисейского и Туруханского края Енисейской губернии (1594-1893 гг.)» так и не была опубликована полностью.

В «Летописи» А.И. Кытманов постарался охватить практически все стороны жизни Енисейска и Туруханска. В своей работе он обратил внимание на санитарное состояние Енисейска, подробно описал пожар 1869 года, поднял проблему благоустройства города. Кроме того в «Летописи» есть ценные статистические сведения о численности и составе населения, о ценах на продукты питания, представлены различные зарисовки картин из местной жизни. По мнению Е.В. Комлевой, при написании своей «Летописи» А.И. Кытманов использовал широкий круг источников: архивы местных учреждений (церквей, больниц, училищ, органов городского самоуправления), материалы, опубликованные в работах разных авторов, устные рассказы и предания старожилов. В «Летописи» утверждается, что по уровню социально-экономического развития Енисейск стоял на первом месте среди всех остальных приенисейских городов, считаясь «лучшим уездным городом не только Сибири, но и Европейской России».

А.И. Кытманов, занимаясь золотопромышленным делом и торговлей, был вхож в круги местных предпринимателей и сумел собрать интересные сведения и факты из их жизни. Часть рукописи посвящена пребыванию декабристов на поселении в Енисейском уезде и Туруханском крае. По мнению сотрудника Красноярского краеведческого музея Т.С. Комаровой, на материалах А.П. Кытманова базируются немногочисленные исследования о декабристах, проживавших на поселении в Енисейском уезде и Туруханском крае.

Таким образом, местные музеи уездных городов Минусинска и Енисейска внесли значительный вклад в научное изучение Сибири во второй половине XIX - начале XX вв., а труды политических ссыльных являлись образцами научно-исследовательской работы. Благодаря научным работам сотрудников музеев А.В. Андрианова, П.А. Аргунова, К.И. Горощенко, Д.А. Клеменца, Ф.Я. Кона, А.И. Кытманова, А.О. Лукашевича, Н.М. Мартьянова, И.Т. Савенкова, Е.К. Яковлева, А.А. Ярилова общественность узнала об уникальных археологических памятниках, жизни инородческого населения и многих других научных исследованиях. Местные музеи стали не только хранилищами материалов, собранных для комплексного изучения сибирского края, но и центрами по научной обработке и систематизации этих материалов, что в свою очередь способствовало распространению знаний о крае и привлекало к сбору информации самых разных людей из всех слоев общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Артамонова Н.Я. Краеведческий музей в культурном развитии уездного города / Н.Я. Артамонова // Мартьяновские краеведческие чтения. Сборник докладов и 2010. - Вып. VI. - С. 26-30
  2. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вверх по Енисею. М.: Издательство «Искусство». - 1980. - 192 с.
  3. Город Минусинск и его музей. К стереоскопическим видам. Красноярск: Енисейская губернская типография. - 1902. - 13 с.
  4. Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XX века). Красноярск: Издательство «Растр». - 2012. - 240 с.
  5. Ермолаева Л.Н. Издания Минусинского музея сообщений. Минусинск: Типография «Светоч». - 2005. - Вып. III. - С. 41-43
  6. Ермолаева Л.Н. Николай Михайлович Мартьянов - основатель музея и сибирской музейной школы: история, продолжение традиций / Л.Н. Ермолаева // Мартьяновские краеведческие чтения. Сборник докладов и сообщений. Минусинск: Типография ООО «Кооператив «Журналист». - 2010. - Вып. VI. - С. 47-49
  7. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885-1886 г.). Том II (перевод с английского Богданова И.А.). Санкт-Петербург. - 1999. - 400 с.
  8. Клеменц Д.А. Древности Минусинского музея. Памятники металлических эпох (с атласом). Томск: Типография «Сибирской газеты». - 1886. - 185 с.
  9. Комарова Т.С. «Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии» А.И. Кытманова о декабристах [Электронный ресурс]. - (дата обращения 17.05.2017)
  10. Комарова Т.С. Сибирские письма декабристов (1838-1850). Красноярск: Красноярское книжное издательство. - 1987. - 320 с.
  11. Комлева Е.В. Енисейское купечество (последняя половина XVIII - первая половина XIX века). М.: Издательство «Academia». - 2006. - 384 с.
  12. Красноярье: пять веков истории. Часть I. Под редакцией Дроздова Н.И. Красноярск: группа компаний «Платина». - 2005. - 240 с.
  13. Памятники истории и культуры красноярского края. Выпуск I. Под ред. Рукша Г.Л. Красноярск: Красноярское книжное издательство. - 1989. - 400 с.
  14. Фирер Н.Д. История музейного дела в Восточной Сибири / Н.Д. Фирер // Европейский исследователь. - 2012. - Вып. 26, № 8-1. - С. 1210-1214
  15. Шейнфельд М.Б. Историография Сибири (конец XIX - начало XX вв.). Красноярск: Красноярский рабочий. - 1973. - 400 с.
  16. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск: Типография В.И. Корнакова. - 1900. - 212 с.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX ВЕКЕ

ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА

Неземледельческие занятия развились в 2-х направлениях. Средние и мелкие крестьяне изо всех сил старались сохранять и развивать домашние промыслы. Они по-прежнему своими силами изготовляли соки, бороны, колёса, телеги, сани, грабли, вилы, мебель, деревянную посуду, ткали домашний холст и др. Из шерсти изготовляли сукно, кушаки, варежки, колпаки, валенку, войлоки. Выделывались кожи и кожевенные изделия: чирки, ичиги (вид обуви), рукавицы, упряжь. Шили тулупы, доки. Из конского волоса изготавливали дрожи, верёвки, сита, тюдояки. Крестьяне гнали смолу и дёготь, драли лубок, лыко, умели делать сальные свечи. В отличие от 18 века, массовым стало изготовление домашних сукон, холста. Так в Балахтинской волости Ачинского округа в 10 деревнях, в 170 дворах было 320 ткацких станков. В волостях по Московско-Сибирскому и Енисейскому трактам процветал извоз. Ежегодный доход в извозе на каждую лошадь составлял 15-16 рублей. Крестьяне владели мельницами, кожевенными, мыловаренными, свечными предприятиями, организовывали выжиг извести, добычу пушнины. Их заведения были разнотипными. Они по-прежнему обходились силами членов своих семей или входили в трудовые товарищества на паевых началах. Другие, которых было значительно меньше, прибегали к вольному найму и кабале. Примером мелкобуржуазного хозяина может служить крестьянин Частоостровской волости Баталов, который организовывал в начале сороковых годов в селе Овсянском выжиг извести. Он нанимал на 1,5 месяца 10 рабочих, уплачивал им около 43 рублей серебром и за вычетом расходов на "снасть" получал до 143 рублей чистой прибыли. Освоена была и такая новая отрасль хозяйства, как пчеловодство. К1858 году в губернии с 9713 ульев собрали 2384 пудов мёда (1 пуд= 16,3 кг) и 248 пудов воска.
Малоценная белка стала главным промысловым зверком. В 20-30 гг. ежегодно добывалось до 1,3 млн. беличьих шкурок
160 тыс. белых и голубых песцов
50 тыс. соболей
26 тыс. лисиц
22 тыс. колонков
около 7 тыс. медведей
6,4 тыс. волков.
Через четверть же века объём добываемой пушнины сократился почти в 5 раз. Доходность этих занятий была низкой. Например, на юге каждая десятина при среднем урожае давала земледельцу около 20-24 рублей чистого дохода, то северный промысловик получал от рыболовства и пушной охоты лишь 3 рубля 25 копеек на ревизскую душу.

ЗОЛОТОДОБЫЧА

В 30-х годах началась добыча золота. Её расцвет пришёлся на 40-50е годы. В 1847 году 119 приисков губернии дали 1305 пудов золота, или 90% всей золотодобычи страны. В 40-е годы наш край превратился не только в общероссийский, но мировой центр золотодобычи. Золотопромышленность втягивала в себя лишь беднейшую часть населения, ссыльных. Преобладал ручной труд. В это время минимальной прибылью у енисейских золотопромышленников считалось, когда 1 затраченный рубль капитала давал 100 рублей. К началу 60-х годов добыча золота в Енисейской губернии резко сократилась.

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

После отмены крепостного права Россия, в том числе и Сибирь, вступила в капиталистический период. Экономическое освоение Сибири пошло быстрее в послереформенное время. Толчок более широкому развитию капитализма в промышленности и сельском хозяйстве был дан началом строительства Сибирской железной дороги.
Переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам с машинами совершался в губернии с большим запозданием. Даже в конце 80-х годов XIX века из 30 предприятий Красноярска только три применяли паровые машины. Особенно остро нуждалась в машинной технике золотопромышленность, переживавшая упадок.
На транспорте переход к машинной технике проходил также медленно. Лишь в 60-х годах, на двадцать лет позже, чем на волге, на Енисее появились паровые суда. Пароход "Енисей" отправился в первый рейс из города Енисейска 20 мая 1863 года. Он был построен не инженерами, а по чертежам и под руководством талантливого механика-самоучки Худякова, бывшего крепостного крестьянина. В 1895 году на Енисее имелось всего восемь пароходов.
Постройка Сибирской железнодорожной магистрали началась с 1891 года. Первый пробный поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года. К 1899 году завершилось строительство железнодорожного моста через Енисей. Железнодорожный путь был одноколейным. Укладка второй колеи началась с 1906 года.
Всего в губернии проживало в 1897 году 570 тысяч человек, в том числе в городах - 63 тысячи, из них почти половина в Красноярске. Общая численность рабочих, занятых в промышленности и на транспорте губернии, составляла в конце XIX века примерно 15-18 тысяч человек.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО (ХIХ век)

В начале ХIХ веке были изменения в сельском хозяйстве. Российские переселенцы внесли некоторые улучшения в агротехнику. Из незерновых культур самым распространенным стал картофель. В 50-х годах его собирали до 1,2 млн. пудов ежегодно. Расширились посевы льна, конопли, табака. Переселенцы выращивали в Минусинском округе овощи, а жители деревни Иудино (Бондарево) не только помидоры, но и арбузы. Складывались капиталистические отношения. Енисейскую губернию стали называть житницей Восточной Сибири. Свыше 20 процентов собранного хлеба поступало на рынок. Возросла и продажа скота, особенно на юге края.
К середине ХIХ века на старопахотных землях снизилась урожайность. Учащались неурожаи. Все это происходило из-за того, что хозяйственное развитие края тормозили феодальные отношения.
Буржуазные реформы 1860 годов непосредственно почти не затронули деревни Енисейской губернии, кроме увеличения количества переселенцев.
Государственные крестьяне Сибири не получили права выкупа земельного надела. Но здесь не было непосредственной помещичьей кабалы. До начала 90-х годов ХIХ века площадь крестьянского землепользования еще мало ограничивалась властями. Непрерывно возрастал поток переселенцев из Европейской России. Все это способствовало развитию капитализма в сельском хозяйстве.
Чтобы прокормиться и обзавестись хозяйством, большинство переселенцев нанималось на работу к зажиточным крестьянам, главным образом, старожилам. Одни переселенцы нанимались на год, другие - на сезон полевых работ, третьи - поденно, получая в день примерно по 40-50 копеек. Одновременно надо было все делать и в своем хозяйстве. Изнурительный труд и скудное питание приводили к массовым заболеваниям и высокой смертности. Во многих переселенческих деревнях долгое время не было прироста населения
Далеко не каждому переселенцу удавалось завести свое хозяйство. Многие из них не выдерживали тяжелых испытаний и возвращались в родные места. Ограбленный и забитый помещиком крестьянин не мог вполне успешно осваивать новые земли. Но все же переселения способствовали подъему производительных сил губернии. Вновь прибывшие крестьяне распахивали ранее не использованные земли, вводили новые сельскохозяйственные культуры
Развитие капитализма вело к классовому разложению крестьянства. Бедно крестьянство составляло 39,4% хозяйств. Оно имело всего 6,2% запашки и 7,1% скота. Зажиточное крестьянство составляло 36,4% хозяйств и сосредоточивало 73% запашки и 74,5% скота.
Многочисленное кулачество, по существу, было хозяином деревни. Кулаки захватывали лучшие земли, жестоко эксплуатировали бедняков и прибывших переселенцев, выдавая им в долг под работу хлеб, скот и деньги. Купцы и кулаки скупали за бесценок хлеб у крестьян. Сельский сход в большинстве случаев действовали по указке кулаков.
И в хакасских улусах начинал использоваться в хозяйстве баев наемный труд. В 1893 году до 1000 качинцев уходил на сплав плотов и барок по Енисею, на золотые прииски около 200 и в русские селение на работу примерно 700 человек. В волнениях и стачках на приисках хакас выступал вместе с русскими рабочим.
Хотя и в меньшей степени, капиталистические отношения проникали и в районы Севера.

Крестьяне-челдоны г. Красноярска

Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г.
Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.


А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии

Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.


Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.


Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда

Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.


Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома

Август 1912 г.


Семья старожилов-староверов на р. Мане

Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.


Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда

Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде

Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда

1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.

Праздничный костюм приискателя

Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.


А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе


Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.
Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.


Мария Петровна Марковская − сельская учительница с семьей

Г. Иланск. Июль 1916 г.


Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать − Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье − старшая дочь М.П. Марковской − Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева − глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер


Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным


На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».
Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.


Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда

Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Фотография поступила в музей в начале ХХ в.


Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края

Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
Тугун − пресноводная рыба рода сигов.

Фотография поступила в музей в 1916 г.


Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии
Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.


Мятье льна в Енисейском уезде

Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.


Портомойня на Енисее

Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.


Прачки на Енисее

Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.


Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда

1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».
Фотография поступила в музей в 1916 г.


Уборка табака в Минусинском уезде

1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Фотография поступила в музей в 1916 г.


Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа

Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.


Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда

Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − "борисовские" веники


Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки

Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913−1914 гг.
Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.


Игра в "городки" в д. Каменке Енисейского уезда

Начало ХХ в. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении" Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.


"Бега" − состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда

1904 г. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора.


На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень с выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа − сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка − мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин − крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода "бега" между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам.
Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило:)


Крестьяне-переселенцы у временного жилья

Минусинский уезд. Начало ХХ в.


В начале 20 века,с началом Столыпинскрй аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение,были старожилами.


Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда

Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г.


Хохлуша

К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок − из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.


Свадьба

Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии

В 1820-30-х гг. в губернском центре стали появляться первые мемориальные памятники, прогрессивные общественные деятели стали выпускать один из первых литературных журналов Сибири, стало действовать общество «Беседы о Енисейском крае».

Интерьер гостиной в доме Кузнецовых. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XX в.), 2012 г.

На заре капиталистической эры в Сибири отчетливей стал проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и культурой трудящихся. Богачи и крупные чиновники переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. С 1830-х гг. на центральных улицах губернского, а позже и окружных городов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, будки ночных сторожей.

Особенно значительные изменения в бытовом укладе произошли во время золотой лихорадки. Например, в Красноярске тогдашние хозяева жизни гуляли по украшенному вычурными китайскими беседками саду — частью естественного бора между Енисеем и Качей (ныне Центральный парк культуры и отдыха). Они бывали в затейливой купальне с комнатами отдыха и буфетом. Быстро стало привычным делом посещение Общественного собрания, где был зал для танцев, буфет, комната для карточных игр, бильярдная. В распоряжении для желающих из приличной публики была учрежденная в 1838 г. библиотека. Некоторые же из местных богачей и золотопромышленников поражали воображение обывателей расточительной роскошью своего образа жизни.

«Богатые золотопромышленники ничего не жалеют ради хорошего стола и европейского комфорта… Они жаждут тех предметов роскоши, которые привозят с другого конца света, и платят за них непомерные цены… Сколько раз, сидя за столом, уставленным привезенными со всех концов света яствами, я не мог не поражаться невероятным контрастам. Вот алтаец в войлочной шапке подает на тарелке японского фарфора апельсины, привезенные на берега Енисея из Мессины или Марселя через Петербург и Москву. Вот после обильной трапезы вам предлагают лакомства со всех уголков мира, при этом не забыты даже вина Малаги, Рейна и Бордо. Вы наслаждаетесь ароматным нектаром Аравии и прекрасными гаванскими сигарами», - из книги П. А. Чихачева «Путешествие в Восточный Алтай» (Москва, 1974. - 250 с.).

От этих «рыцарей первоначального накопления» и большинства чиновников заметно отличалась образованная и либерально настроенная часть губернского общества. Хотя деятели типа енисейского губернатора А. П. Степанова были далеки от мысли о необходимости коренного переустройства общества, их научная, литературная и общественная деятельность носила прогрессивный характер. К 200-летию Красноярска они выпустили в Москве «Енисейский альманах», один из первых литературных журналов Сибири. Еще раньше, в 1823 г., было создано и некоторое время действовало общество «Беседы о Енисейском крае». Самостоятельной литературной организацией была основанная поэтом В. И. Соколовским в 1829 г. «Красноярская литературная беседа». Туруханский фельдшер Я. Яроцкий, енисейский земский исправник С. Третьяков, председатель губернской казенной палаты И. С. Пестов в 1820-40-х гг. создали краеведческие работы, посвященные Туруханскому краю, Енисейскому округу и в целом всей губернии. Перу А. П. Степанова принадлежит самый крупный труд подобного плана. В изданной в 1835 г. двухтомной «Енисейской губернии» он привел обширные сведения о природе и людях Приенисейского края.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...