Культура и духовная жизнь тест. Тест «Духовная сфера жизни общества

1 вариант

1.

Одним из обязательных элементов религии является

1) многообразие конфессий

2) отделение школы от церкви

3) вера в существование сверхъестественного

4) законодательство о свободе совести

2. Выберите один правильный вариант ответа.

Десятиклассник Сергей увлекается общественными дисциплинами. Курсом по выбору он избрал занятия по теме «Массовая культура в современном обществе». На каком уровне образования находится Сергей?

1) среднее профессиональное

2) дополнительное

3) среднее (полное) общее

4) основное общее

3. Выберите один правильный вариант ответа.

Алина учится в 8-м классе гимназии и занимается в спортивной секции волейболом. На какой ступени образования находится Алина?

1) основное общее

2) полное (среднее) общее

3) начальное профессиональное

4) среднее профессиональное

4. Выберите один правильный вариант ответа.

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

5. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о целях науки?

А. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

Б. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. В приведённом списке указаны черты сходства науки и религии и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.

1) является основой для мировоззрения

2) основана на безусловной вере

3) всё подвергает сомнению

4) является элементом духовной жизни общества

Черты сходства

Черты различия

(А) Социологические опросы показывают, что люди все реже читают книги. (Б) Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека. (В) В перспективе доля образованных людей может значительно снизиться.

Запишите ответ в таблицу

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читает профессиональную литературу, отслеживает измененияв законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите ответ в таблицу

10. Выберите один правильный вариант ответа.

В Российской Федерации создана единая система непрерывного образования, которая включает начальное и среднее образование (11 классов). Какой принцип образовательной политики здесь соблюдается?

1) гуманитарная направленность

2) свобода обучения

3) общедоступность и преемственность

4) светский характер

Проверочная работа «Сфера духовной жизни»

2 вариант

1. Выберите один правильный вариант ответа.

Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) даосизм 2) зороастризм

3) ислам 4) индуизм

2. Выберите один правильный вариант ответа.

Виталий учится в 8-м классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование

3. Выберите один правильный вариант ответа.

Четвероклассница Ира увлекается рисованием. Она посещает изостудию в Доме детского творчества. На какой ступени образования находится Ира?

1) общее среднее образование

2) среднее специальное образование

3) общее начальное образование

4) общее основное образование

4. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука является важнейшим источником объективных знаний о современном мире.

Б. Как и при своем зарождении, наука остается делом талантливых одиночек.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука — часть духовной сферы, она может обходиться без взаимодействия с другими сферами.

Б. Наука не нуждается в поддержке общественного мнения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Благодаря науке общество приобретает специальным образом проверенные и обоснованные знания.

Б. Наука участвует в формировании культуры и мировоззрения людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. В своем реферате ученик провел сравнительный анализ религии и искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) может оказывать сильное эмоциональное воздействие

2) основывается на вере в сверхъестественное

3) является видом духовной культуры

4) основным выразительным средством является художественный образ

Черты сходства

Черты различия

8. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Бурную реакцию вызвало у общественности обсуждение реформирования системы образования в России. (Б) Более 20 тысяч человек подписали обращение к государственной власти с просьбой пересмотреть предлагаемую реформу образования. (В) При этом 66 % опрошенных считают, что родители должны непосредственно участвовать в выборе дисциплин для изучения учащимися в старшей школе. (Г) Проблема получения качественного образования в нашей стране становится всё более актуальной.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите ответ в таблицу

9. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Каждый современный школьник изучает большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, на наш взгляд, является полезным, так как расширяет его кругозор, знакомит с основами наук, помогает правильно выбрать будущую профессию, готовит ко взрослой и самостоятельной жизни. (В) Однако дальнейшее увеличение нагрузки на ученика может отрицательно сказаться на его здоровье.

10. Выберите один правильный вариант ответа.

Верны ли следующие суждения об атеизме?

А. Атеизм — система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религию вообще.

Б. Атеизм возник в ответ на неспособность религии решать встающие перед человеком проблемы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответы:

1 Вариант

7-1423

8-122

9-112

10-3

2 Вариант

7-1324

8-2112

9-122

Текущий тест. Искусство. Вариант № 1

1. Верны ли высказывания?

А. необходимостью некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей.

Б. стремлением объяснить явления природы с научной точки зрения.

2. Художественно-образное осмысление человеком действительности происходит в

1) науке 2) морале 3) искусстве 4) процессе труда

3. Философы рассматривали эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека в эпоху

1) Средневековья 2) Нового времени 3) Новейшего времени 4) Античности

4. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства в период

1) Возрождения 2) Просвещения 3) классицизма 4) Античности

5. Избавление человеческой души от низменных страстей посредством созерцания, по мнению Аристотеля, - это

1) нирвана 2) очищение 3) возвышение 4) катарсис

6. Верны ли высказывания? П о мысли сторонников теории самовыражения, искусство является

А. своеобразной совести общества.

Б. безграничной сферой проявления творческого потенциала личности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны

А) познавательная 1) отражение культурно-исторических, национальных, религиозных и

Других черты эпохи, народа

Б) информационная 2) помогает ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодей-

Ствия, общения в самом широком смысле

В) коммуникативная 3) помогает людям разобраться в существующей системе социальных

Норм и ценностей

Г) ценностно-ориентирующая 4) способности искусства создавать модель реальности

А Б В Г

8. Соотнесите виды искусства и и их классификацию по Ф. Шеллингу.

ВИДЫ ИСКУССТВА КЛАССИФИКАЦИЯ

А) музыка 1) реальные

Б) живопись 2) идеальные

В) литература

Г) поэзия

Д) архитектура

А Б В Г Д

9. Специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо историчес кой эпохи, народа или мира в целом - это

1) классификация 2) виды 3) типы 4) жанры

10. Укажите верное высказывание. Современная тенденция в развитии искусства, заключается в

А. синтезе различных видов и жанров искусства.

Б. дифференциации и обособлении видов и жанров искусства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны

Текущий тест. Искусство. Вариант № 2

1. Верны ли высказывания? Ряд ученых связывают происхождение искусства с (о)

А. мифологическим освоением действительности.

Б. стремлением реализовать себя как личность.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны

2. Выявление значимых свойств предметов и явлений в виде конкретных чувственно-наглядных образов происходит в

1) науке 2) искусстве 3) морале 4) праве

3. Отношение к искусству как подражанию природе свойственно эпохе

1) Античности 2) Средневековья 3) Возрождения 4) Просвещения

4. Философы рассматривают искусство как своеобразную «школу нравственности» в период

1) Средневековья 2) Античности 3) Просвещения 4) Возрождения

5. Кто из античных философов рассматривал искусство как подражание миру чувственных предметов, каждый из которых представляет собой копию идеи?

1) Цицерон 2) Диоген 3) Аристотель 4) Платон

6. Укажите верное высказывание. Знаково-символическая концепция рассматривает искусство как

А. автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром.

Б. художественные образы, представляющие средство выражения человеческих житейских переживаний.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны

7. Соотнесите функции искусства и их проявление

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА ПРОЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ

А) воспитательная 1) способность анализировать состояние окружающего мира

Б) компенсаторная 2) способность формировать вкусы и потребности человека

В) эстетическая 3) формирование личности, чувств и мыслей людей

Г) художественно-концептуальная 4) восстановление в сфере духа гар-монии, утраченной

человеком в ре-альной действительности

А Б В Г

8. Соотнесите виды искусства и и их классификацию

ВИДЫ ИСКУССТВА КЛАССИФИКАЦИЯ

А) фотография 1) пространственные

Б) живопись 2) динамические

В) литература 3) синтетические

Г) театр

Д) архитектура

А Б В Г Д

9. Портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина - это

1) типы живописи, 2) жанры живописи 3) виды живописи 4) классификация живописи

10. Укажите верное высказывание. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета, современное искусство развивается -

А. по пути «дегуманизации».

Б. по пути «гуманизации».

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны

10 класс

1 – вариант.

Часть I .

1. Исполнение классической музыки на концерте симфонического оркестра является примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) традиционной

2. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием:

1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура

3. Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта».

О каком явлении говорится в высказывании?

1) традиции в культуре 2) культурном поиске 3) диалоге культур 4) культурной изоляции

4. Элитарная культура в отличие от массовой:

1) ориентирована на получение коммерческой выгоды

2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира

3) имеет развлекательный характер

4) создается квалифицированными мастерами

5. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много лет назад.

Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.

6. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития образования?

А. Гуманизация образования проявляется во внедрении информационных технологий.

Б. Интернационализация образования проявляется в признании документов об образовании, полученных в одной стране, другими странами.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7 . К мировым религиям относится:

1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство

8 . Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

1) выявление закономерностей развития природы и общества

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем

3) отражение мира в художественных образах

4) использование понятий и теоретических положений

9

А. Искусство, в отличие от религии, оказывает эмоциональное воздействие на людей.

Б. Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», - представляет собой формулировку:

1) права на личную неприкосновенность 2) принципа правового государства

3) «золотого правила нравственности» 4) права на свободу совести

11 . Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

12

ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная

Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению

...

Позволяет людям вступать в общение друг с другом

Ответ:____________________

13 цифру , под которой оно указано.

1) система образования; 2) образовательные учреждения; 3) цели образования;

4) функции образования в обществе; 5) образовательные программы.

Ответ:________________

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

1) гипотеза; 2) эксперимент; 3) доказательность; 4) рациональность;

5) чувственность; 6) теория; 7) концепции; 8) субъективность.

Ответ:____________

15. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

1) социальные

2) личностные

А

Б

В

Г

Д

16.

(А)Высшее образование - верхний уровень профессионального образования, включающий в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю (Б) РИА Новости и Высшая школа экономики составили рейтинг высших учебных заведений России. (В) В опросе участвовало 507 вузов страны. (Г) По мнению одних специалистов, рейтинг отражает реальную картину качества высшего образования в России. (Д) Другие не спешат однозначно комментировать результаты проделанной работы, подчёркивая, что рейтинги не всегда отражают реальную картину высшего профессионального образования современной России.

1) фактический характер

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

17.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) монотеизм

2) политеизм

3) древность

4) ислам

5) культ

6) буддизм

7) индуизм

8) суеверие

9) конфуцианство

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

18. Наука является:

1) единственной формой познания 2) социальной стратой

3) совокупностью жизненных ценностей 4) особой системой знания

19. Субкультурой принято называть:

1) традиционные культурные ценности

2) отрицание важнейших культурных ценностей

3) культуру какой-либо социальной или демографической группы

4) новаторство в области художественного творчества

20. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

1) этика 2) лингвистика 3) литературоведение 4) эстетика

Часть II .

21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

22 . Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.

Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)

23. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.

Контрольная работа по теме: «Духовная жизнь общества».

10 класс

2 – вариант.

Часть I .

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Ответы запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Гастроли передвижного цирка являются примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) эстрадной

2. Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким?

1) уровень технического развития общества

2) совокупность всех достижений человечества

3) степень воспитанности человека

4) все жанры искусства

3. Элитарная культура, в отличие от массовой:

1) использует систему художественных образов

2) обладает жанровым разнообразием

3) создаётся профессионалами

4) предполагает высокий уровень эстетической культуры потребителей

4. Продукты народной культуры отличаются тем, что:

1) они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока

2) их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность

3) их творцы и создатели, как правило, анонимны

4) они создаются для удовлетворения духовных потребностей людей

5. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.

Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7 . К национальным религиям относится:

1) буддизм 2) христианство 3) конфуцианство 4) ислам

8 . Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?

1) приспособление мира к потребностям человека

2) установление сущности природных и социальных явлений

3) эстетическое освоение окружающего мира

4) выяснение закономерностей развития общества

9 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства призваны, в первую очередь, приносить людям практическую пользу.

Б. В современном обществе широко распространены синтетические искусства, соединяющие в своих продуктах различные жанры и виды искусств.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) выражение субъективного отношения к миру

2) отражение реальности в художественных образах и символах

3) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений

4) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей

11 . Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры , под которыми они указаны.

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

12 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Ответ:____________________

13 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) героический эпос; 2) анонимность произведений; 3) коллективность творческого процесса;

4) народная культура; 5) фольклорный коллектив.

Ответ:________________

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

1) гуманитаризация; 2) догматизация; 3) гуманизация

4) интернационализация; 5) информатизация; 6) идеологизаци

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:____________

15. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

1) народная

2) массовая

3) элитарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Культура представляет собой сложное явление, что находит отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. (Б) В широком смысле слова культура включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, всё, что уже сделано человечеством. (В) В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры: духовную и материальную. (Г) Деление это представляется условным, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. (Д) Говоря о многообразии классификаций культур, чаще всего выделяют три её формы: элитарную, народную, и массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Главная функция морали - регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) карательные органы

2) общественные отношения

3) свобода человека

4) поведение людей

5) индивид

6) социальные нормы

7) представления о добре

8) естественно-природные регуляторы

9) эстетика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

18. Какую функцию науки иллюстрирует стремление проверять и критически осмысливать всю поступающую научную информацию?

1) социальную 2) познавательно-объяснительную

3) мировоззренческую 4) прогностическую

19. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?

1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование

20. К каким наукам относится область познания, включающая теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления?

1) фундаментальным 2) прикладным

3) гуманитарным 4) техническим

Часть II .

При выполнении заданий 21-23 дайте развёрнутый ответ

21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

22 . Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

23. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Контрольная работа

10 класс

1 – вариант.

Часть I .

1. Исполнение классической музыки на концерте симфонического оркестра является примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) традиционной

2. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием:

1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура

3. Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта».

О каком явлении говорится в высказывании?

1) традиции в культуре 2) культурном поиске 3) диалоге культур 4) культурной изоляции

4. Элитарная культура в отличие от массовой:

1) ориентирована на получение коммерческой выгоды

2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира

3) имеет развлекательный характер

4) создается квалифицированными мастерами

5. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много лет назад.

Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.

6. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития образования?

А. Гуманизация образования проявляется во внедрении информационных технологий.

Б. Интернационализация образования проявляется в признании документов об образовании, полученных в одной стране, другими странами.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7 . К мировым религиям относится:

1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство

8 . Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

1) выявление закономерностей развития природы и общества

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем

3) отражение мира в художественных образах

4) использование понятий и теоретических положений

9

А. Искусство, в отличие от религии, оказывает эмоциональное воздействие на людей.

Б. Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», - представляет собой формулировку:

1) права на личную неприкосновенность 2) принципа правового государства

3) «золотого правила нравственности» 4) права на свободу совести

11 . Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

12

ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная

Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению

...

Позволяет людям вступать в общение друг с другом

Ответ:____________________

13 цифру , под которой оно указано.

1) система образования; 2) образовательные учреждения; 3) цели образования;

4) функции образования в обществе; 5) образовательные программы.

Ответ:________________

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

1) гипотеза; 2) эксперимент; 3) доказательность; 4) рациональность;

5) чувственность; 6) теория; 7) концепции; 8) субъективность.

Ответ:____________

15. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

1) социальные

2) личностные

16.

1) фактический характер

Ответ:

17.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Ответ:

18. Наука является:

1) единственной формой познания 2) социальной стратой

3) совокупностью жизненных ценностей 4) особой системой знания

19. Субкультурой принято называть:

1) традиционные культурные ценности

2) отрицание важнейших культурных ценностей

3) культуру какой-либо социальной или демографической группы

4) новаторство в области художественного творчества

20. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

1) этика 2) лингвистика 3) литературоведение 4) эстетика

Часть II .

21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

22 . Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.

Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)

23. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.

Тестирование по теме: «Духовная жизнь общества». 10 класс

2 – вариант.

Часть I .

1. Гастроли передвижного цирка являются примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) эстрадной

2. Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким?

1) уровень технического развития общества

2) совокупность всех достижений человечества

3) степень воспитанности человека

4) все жанры искусства

3. Элитарная культура, в отличие от массовой:

1) использует систему художественных образов

2) обладает жанровым разнообразием

3) создаётся профессионалами

4) предполагает высокий уровень эстетической культуры потребителей

4. Продукты народной культуры отличаются тем, что:

1) они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока

2) их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность

3) их творцы и создатели, как правило, анонимны

4) они создаются для удовлетворения духовных потребностей людей

5. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.

Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7 . К национальным религиям относится:

1) буддизм 2) христианство 3) конфуцианство 4) ислам

8 . Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?

1) приспособление мира к потребностям человека

2) установление сущности природных и социальных явлений

3) эстетическое освоение окружающего мира

4) выяснение закономерностей развития общества

9 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства призваны, в первую очередь, приносить людям практическую пользу.

Б. В современном обществе широко распространены синтетические искусства, соединяющие в своих продуктах различные жанры и виды искусств.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) выражение субъективного отношения к миру

2) отражение реальности в художественных образах и символах

3) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений

4) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей

11 . Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры , под которыми они указаны.

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

12 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Ответ:____________________

13 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) героический эпос; 2) анонимность произведений; 3) коллективность творческого процесса;

4) народная культура; 5) фольклорный коллектив.

Ответ:________________

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

1) гуманитаризация; 2) догматизация; 3) гуманизация

4) интернационализация; 5) информатизация; 6) идеологизаци

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:____________

15. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

1) народная

2) массовая

3) элитарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Главная функция морали - регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

18. Какую функцию науки иллюстрирует стремление проверять и критически осмысливать всю поступающую научную информацию?

1) социальную 2) познавательно-объяснительную

3) мировоззренческую 4) прогностическую

19. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?

1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование

20. К каким наукам относится область познания, включающая теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления?

1) фундаментальным 2) прикладным

3) гуманитарным 4) техническим

Часть II .

21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

22 . Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

23. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Ответы теста



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...