Куприн рассказы о животных читать. Мир животных Куприна А.И

Куприн А.И. – известный русский писатель. Герои его произведений – обычные люди, которые, вопреки общественным порядкам и несправедливости, не теряют веры в добро. Для тех, кто желает познакомить ребенка с творчеством писателя, ниже представлен список произведений Куприна для детей с кратким описанием.

Анафема

Рассказ «Анафема» раскрывает тему противостояние церкви против Льва Толстого. Он в конце жизни часто писал на тему религии. То, что Толстой излагал, не нравилось служителям церкви, и они решили предать писателя анафеме. Дело поручили протодьякону Олимпию. Но протодьякон был поклонником творчества Льва Николаевича. Накануне он прочитал повесть автора, от корой был в таком восторге, что даже плакал. В итоге вместо анафемы Олимпий пожелал Толстому «Многие лета!».

Белый пудель

В рассказе «Белый пудель» автор описывает историю бродячей труппы. Старый шарманщик вместе с мальчиком Сережей и пуделем Арто зарабатывали, выступая с номерами перед публикой. После целого дня неудачного хождения по местным дачам им все же улыбнулась удача: в последнем доме нашлись зрители, желающие увидеть представление. Это был избалованный и капризный мальчик Трилли. Увидев собаку, он пожелал ее себе. Однако его мама получила категорический отказ, потому что друзей не продают. Тогда она с помощью дворника украла собаку. Той же ночью Сережа вернул друга.

Болото

Произведение Куприна «Болото» рассказывает о том, как землемер Жмакин вместе с его помощником-студентом возвращались после съемки. Так как путь домой далек, им пришлось отправиться на ночлег к леснику – Степану. Во время дороги студент Николай Николаевич развлекал Жмакина беседой, чем только раздражал старика. Когда им пришлось идти через болото, оба испугались трясины. Если бы не Степан, неизвестно – выбрались бы они. Остановившись у него на ночлег, студент увидел скудную жизнь лесника.

Рассказ «В цирке» повествует о жестокой судьбе циркового силача – Арбузова. Ему предстоит бой на арене с американцем. Ребер, возможно, уступает ему по силе и ловкости. Но сегодня Арбузов не в состоянии проявить всю свою сноровку и мастерство. Он серьезно болен и не может бороться на равных. К сожалению, это замечает только доктор, посчитавший выход борца на сцену опасным для здоровья спортсмена. Остальным нужно только зрелище. В итоге Арбузов терпит поражение.

Дознание

«Дознание» – один из первых рассказов автора. В нем повествуется о расследовании кражи, в которой обвиняют солдата-татарина. Дознание проводит подпоручик Козловский. Серьезных улик на вора не было. Поэтому добиться признания от подозреваемого Козловский решает сердечным отношением. Метод возымел успех, и татарин сознался в краже. Однако подпоручик стал сомневаться в справедливости своего поступка по отношению к обвиняемому. На этой почве произошла ссора Козловского с другим офицером.

Изумруд

В произведении «Изумруд» повествуется о человеческой жестокости. Главный герой – четырехлетний жеребец, участвующий в скачках, чувства и эмоции которого описаны в рассказе. Читатель знает, о чем он думает, какие переживания испытывает. В конюшне, где его содержат, нет лада между собратьями. И без того несладкая жизнь Изумруда ухудшается, когда он выигрывает скачки. Люди обвиняют владельцев лошади в мошенничестве. И после долгих обследований и разбирательств Изумруда просто травят насмерть.

Куст сирени

В рассказе «Куст сирени» автор описывает взаимоотношение супружеской пары. Муж – Николай Евграфович Алмазов, учится в Академии генштаба. Составляя план местности, он сделал помарку, которую замазал, изобразив на том месте кусты. Так как в реальности там не было растительности, профессор не поверил Алмазову и забраковал работу. Его жена Вера не только успокоила мужа, но и исправила ситуацию. Она не пожалела своих драгоценностей, заплатив ими за покупку и посадку куста сирени на том самом злополучном месте.

Леночка

Произведение «Леночка» – это рассказ о встрече старых знакомых. Полковник Возницын, направляясь в Крым на теплоходе, повстречал женщину, которую знал еще в юности. Тогда ее звали Леночкой, и Возницын испытывал к ней нежные чувства. Их закружило в водовороте воспоминаний о юности, бесшабашных поступках и поцелуе у калитки. Повстречавшись спустя много лет, они с трудом узнали друг друга. Увидев дочь Елены, которая была очень похожа на нее молодую, Возницын испытал грусть.

Лунной ночью

«Лунной ночью» – произведение, повествующее об одном событии. Теплой июньской ночью двое знакомых как обычно возвращались из гостей. Один из них – повествователь рассказа, другой – некто Гамов. Возвращаясь домой после посещения вечера у Елены Александровны на даче, герои шли пешком по дороге. Обычно молчаливый Гамов в эту июньскую теплую ночь был удивительно разговорчив. Он поведал об убийстве девушки. Его собеседник понял, что виновником происшествия является сам Гамов.

Молох

Герой произведения «Молох» – инженер сталелитейного завода Андрей Ильич Бобров. Он испытывал отвращение к своей работе. Из-за этого стал принимать морфий, вследствие чего страдал бессонницей. Единственным светлым моментом в его жизни была Нина – одна из дочерей заведующего складом на заводе. Однако все его попытки сблизится с девушкой закончились ничем. А после приезда в город хозяина завода Квашина Нине сосватали другого. Свежевский стал женихом девушки и новым управляющим.

Олеся

Герой произведения «Олеся» – молодой человек, рассказывающий о своем пребывании в деревушки Переброд. В столь глухой местности нет особых развлечений. Чтобы совсем не заскучать, герой вместе со слугой Ярмолой ходит на охоту. В один из таких дней они заблудились и нашли избушку. В ней жила старуха-ведьма, о которой раньше рассказывал Ярмола. Между героем и дочерью старухи Олесей вспыхивает роман. Однако неприязнь местных жителей разлучает героев.

Поединок

В рассказе «Поединок» идет речь о подпоручике Ромашове и его романе с Раисой Александровной Петерсон. Вскорости он решил расторгнуть отношения с замужней женщиной. Обиженная дама пообещала отомстить подпоручику. Неизвестно от кого, но обманутый муж узнал о романе своей жены с Ромашовым. Со временем между подпоручиком и Николаевым, у которого он бывал, разразился скандал, результатом которого стала дуэль. В результате поединка Ромашов погибает.

Слон

Произведение «Слон» повествует о девочке Наде. Однажды она заболела, и к ней вызвали доктора – Михаила Петровича. После осмотра девочки врач сказал, что у Нади наблюдается «равнодушие к жизни». Чтобы излечить ребенка, доктор посоветовал развеселить ее. Поэтому, когда Надя попросила привезти слона, отец сделал все возможное, чтобы исполнить ее желание. После совместного чаепития девочки со слоном она легла спать, а наутро встала совершенно здоровой.

Чудесный доктор

Речь в рассказе «Чудесный доктор» идет о семействе Мерцаловых, которых стали преследовать неприятности. Сначала заболел отец и потерял работу. Все сбережения семьи ушли на лечение. Из-за этого им пришлось переехать в сырой подвал. После чего стали болеть дети. Одна девочка умерла. Попытки отца найти средства ни к чему не приводили, пока он не встретил доктора Пирогова. Благодаря ему жизнь оставшихся детей была спасена.

Яма

Рассказ «Яма» о жизни женщин легкого поведения. Все они содержатся в заведении, которым управляет Анна Марковна. Одни из посетителей – Лихонин – решает взять одну из девушек на свое попечительство. Таким образом он хотел спасти несчастную Любу. Однако такое решение привело к множеству проблем. В итоге Любка вернулась в заведение. Когда Анну Марковну сменила Эмма Эдуардовна, началась череда неприятностей. В завершение заведение было разграблено солдатами.

На глухарей

В произведении «На глухарей» повествование ведется от первого лица. Паныч рассказывает, как он пошел на глухариную охоту. В спутники себе он взял казенного лесничего – Трофима Щербатого, который хорошо знает лес. Первый день охотники потратили на дорогу, а вечером сделали привал. На следующее утро еще до рассвета Трофимыч повел барина по лесу в поисках глухарей. Только с помощью лесника и его знаний повадок птиц главному герою удалось подстрелить глухаря.

Ночлег

Главным героем произведения «Ночлег» является поручик Авилов. Он вместе с полком отправился на большие маневры. В пути он испытывал скуку и предавался мечтам. На привале ему предоставили ночлег в доме писаря. Засыпая, Авилов был свидетелем разговора хозяина со своей женой. Было понятно, что еще в молодости девушку обесчестил молодой человек. Из-за этого хозяин каждый вечер бьет жену. Когда Авилов понимает, что это он испортил женщине жизнь, ему становится стыдно.

Осенние цветы

Рассказ «Осенние цветы» – это письмо женщины к бывшему возлюбленному. Когда-то они были счастливы вместе. Их связывали нежные чувства. Встретившись опять через много лет, влюбленные осознали, что их любовь умерла. После того как мужчина предложил навещать бывшую возлюбленную, она решила уехать. Чтобы не подвергаться влиянию чувственности и не опорочить былые воспоминания. Поэтому она написала письмо и села в поезд.

Пиратка

Произведение «Пиратка» названо так в честь собаки, которая была другом для нищего старика. Вместе они давали представления в кабаках, чем и зарабатывали себе на пропитание. Иногда «артисты» уходили ни с чем и оставались голодными. Однажды купец, увидав представление, пожелал купить Пиратку. Старки долго сопротивлялся, но не устоял и продал друга за 13 рублей. После этого он долго тосковал, пытался украсть собаку и в итоге повесился с горя.

Река жизни

В рассказе «Река жизни» описывается уклад жизни в меблированных комнатах. Автор повествует о хозяйке заведения – Анне Фридриховне, ее женихе и детях. Однажды в этом «царстве пошлости» происходит чрезвычайное происшествие. Незнакомый студент снимает комнату и закрывается там, чтобы написать письмо. Будучи участником революционного движения, он попадает на допрос. Студент струсил и выдал своих товарищей. Из-за этого он не смог дальше жить и покончил жизнь самоубийством.

Произведение «Скворцы» повествует о перелетных птицах, которые первыми возвращаются в родные края после зимы. Рассказывается о трудностях, встречающихся на пути странников. К возвращению птиц в Россию люди подготавливают им скворечники, которые быстро занимают воробьи. Поэтому по прилету скворцам приходится выселять непрошеных гостей. После чего происходит заселение новых жильцов. Прожив определенный срок, птицы вновь улетают на юг.

Соловей

Повествование в произведении «Соловей» ведется от первого лица. После находки старого фото на героя нахлынули воспоминания. Тогда он жил в Сальцо-Маджиоррэ – курорте, расположенном в Северной Италии. В один из вечеров он обедал вместе с табльдотной компанией. Среди них было четверо итальянских певцов. Когда недалеко от компании запел соловей, они восхитились его звучанием. В конце компания так раззадорилась, что все запели песню.

С улицы

Произведение «С улицы» – это исповедь преступника о том, как он превратился в того, кем является сейчас. Родители его сильно пили и лупили мальчика. Воспитанием бывшего преступника занимался подмастерье Юшка. Под его влиянием герой научился пить, курить, играть и воровать. Окончить гимназию ему не удалось, и пошел он в солдаты служить. Там он кутил и гулял. После того как герой соблазнил жену подполковника – Марью Николаевну, его выгнали из полка. В конце герой рассказывает, как с другом убил человека и сдался полиции.

Гранатовый браслет

В произведении «Гранатовый браслет» описывается тайная любовь некоего Желткова к замужней женщине. Однажды он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет на день ее рождения. Ее муж и брат навещают несчастного влюбленного. После неожиданного визита Желков кончает жизнь самоубийством, так как его жизнь заключалась только в любимой женщине. Вера Николаевна понимает, что такое чувство встречается очень редко.

Мир животных

А. И. Куприна

Учительница н\кл

МКОУ СОШ № 2 г. Алагира

Чельдиева М.К.

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Поэтому я рекомендую для изучения в школе все эти грустные и смешные истории о животных, которые с особым интересом и сочувствием воспринимаются учениками. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…

Цели урока

1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.

2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.

3. Развитие способностей детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.

Оборудование урока

1. Портрет А.И. Куприна.

2. Выставка книг.

3. Иллюстрации к произведениям писателя.

4. Электронная презентация.

5. Фильм по мотивам рассказа А.И. Куприна «Бальт».

Предварительная подготовка

1.Чтение рассказов Куприна о животных.

2. Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о писателе.

3. Составление электронной презентации.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

В начале урока звучит мелодия из телепередачи «В мире животных».

Почему именно эта мелодия прозвучала? (Ответы детей)

У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.

2.Сообщение учащегося о писателе

Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном – домашних).

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И.Куприн был великим «зверолюбом».

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:

Сам Куприн -писатель
С нами был приятель .

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.

«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).

Его рассказы о животных, рассыпанные по разным изданиям, действительно, могли бы составить целую книгу.

3. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми

Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием. Если кто-нибудь из детей проиллюстрирует рассказ «Бальт», то можно будет посмотреть отрывок из фильма «Опасное арктическое приключение».

4. Идейно-художественный анализ рассказа «Завирайка»

А.И.Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе. Не случайно рядом с заглавием рассказа «Завирайка» он дал подзаголовок: «Собачья душа».

Беседа по вопросам:

Расскажите о первой встрече повествователя с Завирайкой. (Ответы детей)

Какие ведущие черты его характера уже намечены? (Ответная реакция на доброту, твёрдость, доверчивость, проницательность)

Какая портретная деталь это подтверждает? (Глаза: «Они не бегали, не моргали, не прятались…настойчиво спрашивали меня…»)

Какие эпитеты использованы автором при описании внешности собаки? («Блестяще – чёрный, с густо – рыжими подпалинами, широкогрудый и т.д.)

К какому оценочному эпитету ведут отмеченные средства выразительности? («Отличный гончий пёс»)

Какие эпитеты служат выражению обобщающей характеристики? («Умна и мужественна»)

Есть ли основания утверждать, что автор имеет в виду и человеческие взаимоотношения, когда пишет о собаке? (Есть. В рассказе «Завирайка»Куприн с восторгом пишет о кроткости и чистоте характера охотничьего пса, который «проявил такую преданную дружбу, такую силу доброй воли и такую сообразительность, какие и среднему человеку сделали бы большую честь». Куприн считает, что на розыски «приятеля» (попавшего в капкан Патрашку) заставил пойти Завирайку не тёмный инстинкт, а сознательный ум.)

5. Просмотр электронной презентации «Мир животных Куприна»

6. Подведение итогов

Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром.Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

7. Домашнее задание

Сочинение на тему «Рассказ, который мне понравился больше всего».

Папа, расскажи мне какую-нибудь сказку… Да слушай же, что я тебе говорю, папочка-аа…

При этом семилетний Котик (его имя было Константин), сидевший на коленях у Холщевникова, старался обеими руками повернуть к себе голову отца. Мальчика удивляло и даже немного беспокоило, зачем это папа вот уже целых пять минут смотрит на огонь лампы такими странными глазами, неподвижными, как будто бы улыбающимися и влажными.

Да па-па же-е,- протянул Котик плаксиво.- Ну чего ты со мной не разговариваешь?

Иван Тимофеевич слышал нетерпеливые слова своего сына, но никак не мог сбросить с себя того страшного очарования, которое овладевает человеком, засмотревшимся на блестящий предмет. Кроме яркого света лампы, к этому очарованию примешивались и обаяние тихого, тёплого летнего вечера, и уютность небольшой, но миленькой дачной террасы, затканной диким виноградом, неподвижная зелень которого при искусственном освещении приобрела фантастический, бледный и резкий оттенок.

Лампа под зелёным матовым абажуром бросала на скатерть стола яркий ровный круг… Иван Тимофеевич видел в этом круге две близко склонившиеся головы: одну - женскую, белокурую, с нежными и тонкими чертами лица, другую - гордую и красивую голову юноши, с которой чёрные волнистые волосы падали небрежно на плечи, на смуглый смелый лоб и на большие чёрные глаза, такие горячие, выразительные, правдивые глаза. На своих щеках и на своей шее Холщевников чувствовал прикосновение нежных рук Котика и его тёплое дыхание, даже слышал запах его волос, слегка выгоревших за лето на солнце и напоминавших запах перьев маленькой птички. Всё это вместе сливалось в такое гармоничное, такое радостное и светлое впечатление, что глаза Холщевникова невольно начали щипать благодарные слёзы.

Две головы, склонившиеся около лампы и почти касавшиеся волосами, принадлежали жене Холщевникова и Григорию Баханину, его лучшему другу и ученику. Иван Тимофеевич с искренней, горячей и заботливой любовью относился к этому пылкому и беспорядочному молодому человеку, в картинах которого опытный глаз учителя давно уже прозрел удар широкой и дерзкой кисти громадного таланта. В душе Холщевникова совсем не было зависти, столь свойственной бурной и вульгарной среде художников. Наоборот, он гордился тем, что будущая знаменитость - Баханин - брал у него первые уроки и что его жена, Лидия, раньше всех признала и оценила его ученика.

Баханин, молча и не отрываясь, чертил карандашом на лежавшем перед ним листе бристольской бумаги, и из-под его руки выходили карикатуры, виньетки, животные в человеческих костюмах, изящно сплетённые инициалы, пародии на картины, выставленные в Академии художеств, тонкие женские профили… Эти небрежные наброски, на которых каждый штрих поражал смелостью и талантом, быстро сменялись один за другим, вызывая на лице Лидии Львовны, внимательно следившей за карандашом художника, то усиленное внимание, то весёлую улыбку.

Ну вот какой ты, папа. Сам обещаешь, а сам теперь молчишь,- протянул обидчиво Котик. При этом он надул губки, опустил низко голову и, теребя свои пальцы, замотал ногами.

Холщевников обернулся к нему и, чтобы загладить свою вину, обнял его.

Ну, хорошо, хорошо, Котик. Я тебе расскажу сейчас сказку. Не сердись… Только… Что бы тебе рассказать?..

Он задумался.

Про медведя, которому отрубили лапу? - сказал Котик, облегчённо вздыхая.- Только я это уже знаю.

Внезапно в голове Холщевникова сверкнула вдохновенная мысль. Разве жизнь его не может послужить темой для хорошей, трогательной сказки? Разве давно это было? - всего двенадцать лет тому назад,- когда он, бедный, неизвестный художник, затираемый начальством, оскорбляемый самообожанием, невежеством и рекламированием бездарностей, не раз ослабевал, терял голову в жестокой борьбе с жизнью и проклинал тот час, когда взялся за кисть. В это тяжёлое время на его пути встретилась Лидия. Она была гораздо моложе его, она была ослепительно красива, умна, окружена поклонниками. Он, бедный, невзрачный, болезненный, испуганный жизнью, и мечтать не смел о любви этого высшего обворожительного существа. Но она первая уверовала в него, первая протянула ему руку. Когда, утомлённый неудачами и бедностью, потерявший силу и надежду, он падал духом, она ободряла его лаской, нежной заботой, весёлой шуткой. И её любовь восторжествовала… Теперь имя Холщевникова известно всякому грамотному человеку, его картины украшают галереи коронованных особ,- он единственный из академиков, которого обожает ни во что не верящая среда молодых художников… О материальном успехе и говорит нечего… И он и Лидия с избытком вознаграждены за долгие унизительные годы свирепой экономии, почти нищенства.

В то бедственное время Иван Тимофеевич и представить себе не мог бы всей этой тихой прелести, этой довольной жизни, согретой неизменной лаской красавицы жены и нежной любовью милого Котика, этого радостного сознания семейности, которой крепкая дружба с Баханиным придавала ещё большую глубину и значение.

Тема сказки быстро сложилась в его голове.

Ну, хорошо, слушай, Котик,- начал он, гладя сына по мягким, тонким волосам.- Только чур не перебивать… Ну, так вот-с. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король с королевой.

И у них не было детей?..- спросил Котик тонким голосом.

Нет, Котик, у них были дети… Не перебивай, пожалуйста… Наоборот, у них детей было чрезвычайно много. Так много было детей, что когда король разделил всем сыновьям свои богатства, то младшему-то сыну ничего не досталось. Как есть ничего не досталось, ни одежды, ни лошадей, ни домов, ни слуг… Ничего… Да… Ну вот, когда король почувствовал, что близок его конец, созвал он своих сыновей и говорит им: «Милые дети, может быть, я скоро умру и потому хочу выбрать из вас наследника… но непременно самого достойного… Вы знаете, что на границе моего королевства есть большой-пребольшой дремучий лес… А в самой середине леса стоит мраморный дворец. Только проникнуть туда очень трудно. Многие пробовали сделать это, но назад не возвращались. Их пожирали дикие звери, щекотали до смерти русалки, кусали ядовитые змеи… Но вы идите смело вперёд… Пусть ни страх, ни благоразумные советы близких, ни соблазн безопасности не останавливают вас… У ворот мраморного дворца вы увидите трёх львов, прикованных на цепях: одному имя - Зависть, другому - Бедность, третьему - Сомнение. Львы кинутся на вас с оглушительным рёвом. Но вы идите всё прямо и прямо. Во дворце, в серебряной комнате, на золотом треножнике, усыпанном звёздами, горит вечный священный огонь. Итак, запомните мои слова: кто из вас зажжёт от этого огня светильник и возвратится с ним домой, тот и будет наследником моего царства».

Иван Тимофеевич, не выпуская Котика из своих объятий, закурил папиросу. Баханин и Лидия, по-видимому, с интересом прислушивались к его сказке; Баханин даже приложил ладонь зонтиком к своим глазам, стараясь из света разглядеть Холщевникова, сидевшего в тёмном углу в качалке.

Ну-с, хорошо,- продолжал Холщевников,- пустились королевские сыновья в путь. Поехал и младший принц. Уж придворные отговаривали его, отговаривали: ты и молод, и слаб, и болезнен, куда тебе за старшими идти? Но он отвечал им: «Нет, и я хочу быть в мраморном дворце и зажечь свой светильник у священного огня».

И поехал. Ну-с, хорошо. Долго ли, коротко ли, но только доехали братья до леса. Вот старшие и говорят: «Через лес ехать и страшно, и трудно, и далеко, поедем-ка вокруг, может быть, найдём другую дорогу». А младший говорит: «Вы, братцы, как хотите, а я поеду прямо, потому что другой дороги через лес нет». Братья ему отвечают: «Ты, известно, Иванушка-дурачок, нечего с тобою разговаривать; съедят тебя в лесу дикие звери или сам умрёшь от голода». Да. Ну вот, едет младший сын, едет один день, едет другой, едет третий. А лес всё гуще и гуще становится. Колючие кусты хлещут ему в лицо ветвями, рвут на нём одежду, волки воют ему вслед, вурдалаки гонятся за ним, а он всё едет. На деревьях качаются русалки с зелёными волосами и манят его к себе: «Иди к нам. Куда ты едешь? И дворца-то мраморного никакого нет. Всё это сказки одни, выдумки глупцов и мечтателей. Иди к нам. Ты будешь жить весело и беззаботно, мы будем услаждать слух твой музыкой и пением. Иди к нам». Но он не слушает и едет всё дальше и дальше. Наконец пала у него лошадь… А лес всё гуще и гуще; на каждом шагу непроходимые болота, крутые овраги, чаща лесная… Не хватило у принца сил… Повалился он на сырую землю и уж думает, что ему конец приходит. «Верно, думает, впрямь дворца никакого нет мраморного, лучше бы вовсе мне было не ходить сюда или остаться по дороге у русалок. А то теперь погибну я ни за что, и некому меня даже похоронить…» Только это он подумал, как вдруг, откуда ни возьмись, появляется перед ним фея в белоснежных одеждах и говорит ему: «Зачем ты, принц, отчаиваешься и ропщешь? Возьми мою руку и иди». И как он только дотронулся до её руки, то сразу почувствовал облегчение, встал и пошёл вместе с прекрасной феей. И когда по дороге он ослабевал и готов был упасть от усталости, фея всё крепче сжимала его руку. И он собирался с духом и шёл, превозмогая утомление.

Холщевников остановился.

Пришёл принц во дворец. Он не испугался страшных львов: Сомнения, Бедности и Зависти, сидевших на цепях у ворот, потому что с ним была прекрасная фея. Он зажёг священный огонь от золотого жертвенника, усеянного брильянтовыми звёздами, и пошёл с ним домой, в своё королевство. И когда он возвращался из дворца, то львы лежали у ворот, как ручные собаки, и лизали следы его ступней, лес расступился в стороны, образуя широкую гладкую дорогу, а прекрасная фея превратилась в принцессу (она была раньше заколдована злой волшебницей) и с тех пор никогда уже больше не покидала принца. Что же касается остальных братьев, то некоторые испугались трудной дороги и остановились на середине, а иные возвратились домой, и над ними всё государство смеялось. А младший принц со своей прекрасной принцессой стали жить, да поживать, да добра наживать. Так-то, мой Котик.

Всё, мой мальчик. Иди-ка теперь лучше, мой маленький принц, спать. Попрощайся с мамочкой и с Гришей.

Нехорошая сказка,- сказал мальчик, однако послушно встал, поцеловал Лидию Львовну, которая заботливо и бережно его перекрестила, потом поцеловал Баханина и, взявши за руку отца, пошёл в детскую.

С помощью няньки он раздел Котика и уложил его в постель. В детской было полутемно. Слабо мерцала розовая лампада у образа, отражаясь дрожащими наивными искрами на золотой ризе темноликого угодника.

Котик улёгся на правый бок, подложив под щёку сложенные ладони, и спросил:

Ты, папа, всю эту сказку рассказал? До конца?

Всю, Котик. А что?

Да так. А где же теперь этот сын?

Сын? Сын ещё не сделался королём, но зато он женился на фее, и у них есть маленький сынок, вот вроде моего Котика… Только Котик не любит писать под диктовку, а сын принца пишет с удовольствием.

А отчего же, папа, они называли его Иванушкой-дурачком?

Потому, голубчик, что он был совсем простой и бедный. Да он и впрямь был бы дурачком, если бы не повстречался с прекрасной феей. Заблудился бы он, дикие бы звери его…

Глубокое и ровное дыхание Котика говорило, что он заснул, не дослушав ответа на свой вопрос. Холщевников с умилённым и растроганным сердцем перекрестил сына и, тихо ступая своими лайковыми туфлями, вышел из детской на террасу.

Ни Лидия, ни Баханин не слышали его шагов. Она лежала у него на плече и, закинув назад голову, с полуоткрытыми, смеющимися влажными губами уклонялась от его поцелуев. Чёрные кудри и пепельные завитки смешались… Видно было, что сопротивление Лидии волнует обоих: она побледнела, а смуглое лицо Баханина покрылось розовыми пятнами и приняло умоляющее выражение. Наконец она, точно обессилев, со страстным вздохом, похожим на стон, прижалась губами к его губам и порывисто обвила его шею своей прекрасной полуобнажённой рукой…

Сказка окончилась…

"Сказка"

Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...

Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...

Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.

Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек...

Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер.

Страшно ночью в лесу...

Это только ветер. Ты разбудишь ребенка...

Но дитя вдруг подымает голову.

Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"

И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:

Спа-си-те!

Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...

Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.

Спасите!

Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...

Лежи, дурак... Не наше дело...

В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:

Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

Спа-си-те!

Молчание...


Рассказы А. Куприна

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc

Большой и сильный пес по имени Сапсан размышляет о жизни и о том, что его окружает в этой жизни. Сапсан получил свое имя от давних предков, один из которых в схватке победил медведя, вцепившись ему в горло. Сапсан размышляет о Хозяине, осуждает его плохие привычки, радуется тому как его хвалят, когда они с Хозяином гуляют. Сапсан живет в доме с Хозяином, его дочкой Маленькой и кошкой. С кошкой они дружат, Маленькую Сапсан охраняет, никому не дает в обиду и позволяет ей такое, чего бы не позволил никому. Еще Сапсан любит кости и часто грызет их или закапывает, чтобы погрызть потом, но иногда забывает место. Хоть Сапсан и самый сильный пес в мире, он не рогает беззащитных и слабых собак. Часто Сапсан смотрит в небо и знает, что там есть кто-то, кто сильнее и умнее Хозяина и когда-нибудь этот кто-то заберет Сапсана в вечность. Сапсан очень хочет, чтобы в этот момент Хозяин был рядом, даже если его не будет, последняя мысль Сапсана будет о нем.

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc0">

Рассказы А. Куприна

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b

Рассказ Куприна "Слон" - интересная история про маленькую девочку, которая заболела и ни один доктор не мог её вылечить. Говорили лишь, что у неё апатия и равнодушие к жизни, а сама она лежала в постели целый месяц с плохим аппетитом, ей было очень скучно. Мама и папа заболевшей девочки места себе не находили, пытаясь вылечить ребенка, но ее ничем невозможно было заинтересовать. Доктор посоветовал исполнять любой ее каприз, но она ничего не хотела. Внезапно девочка захотела слона. Папа мигом сбегал в магазин и купил красивого заводного слона. Но Надю этот игрушечный слон не впечатлил, она хотела настоящего живого слона, не обязательно большого. И папа, подумав некоторое время пошел в цирк, где договорился с владельцем животных привести ночью слона им домой на целый день, потому что днем к слону прильнули бы толпы людей. Для того, чтобы слон мог зайти им в квартиру на 2 этаж, специально расширили двери. И вот ночью слон был приведен. Девочка Надя проснулась с утра и очень обрадовалась ему. Целый день они провели вместе, даже пообедали за одним столом. Надя кормила слона булками и показывала ему своих кукол. Так она и уснула возле него. А ночью ей снился слон. Проснувшись поутру, Надя не обнаружила слона - его увели, но интерес к жизни у нее появился и она выздоровела.

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b0">

Рассказы А. Куприна

8dd48d6a2e2cad213179a3992c0be53c




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...