Курт левин теория. Курт Левин

Рис. 2.8.

К. Левин - крупнейший немецкий и американский психолог, яркий представитель гешталь- тпсихологии - известен, прежде всего, как создатель теории психологического поля, в которой принципы гештальтпсихологии применены им для создания оригинальной теории личности, а впоследствии и как разработчик многих идей в области социальной психологии (социальная перцепция, групповая динамика, групповая дифференциация, типология стилей общения и др.). В ряде его работ эти две линии исследований пересекались. Авторам настоящего учебника повезло: продуктивность такого рода пересечений сам К. Левин показал на примере анализа подросткового возраста , высказав интереснейшие соображения, касающиеся психологии подростка, которые до настоящего времени не только не потеряли актуальности, но остаются по-прежнему ключевыми для понимания отрочества.

Как известно, К. Левин в своей теории поля исходил из понимания жизненного пространства как функционального единства психологической среды (психологического поля), с одной стороны, и человека - с другой. Это положение он выражал формулой

где В (behavior) - это поведение, которое является функцией F (Junction) от человека Р (person ) и среды Е (environment ), или, по-другому, функцией жизненного пространства LSp (life space).

Подростковый период, по К. Левину, является периодом наиболее значительных и наиболее быстрых - по сравнению со всеми другими периодами жизни человека - изменений жизненного пространства, что влечет за собой и те бросающиеся в глаза изменения в поведении, которые характеризуют этот период. Анализируя его сущность, К. Левин выделяет следующие особенности.

Во-первых, происходит смена групповой принадлежности - «социальное передвижение», а именно, переход из группы детей в группу взрослых. Этот переход - переход к более или менее неизвестной позиции. К. Левин, опираясь на свою «топологическую» позицию, говорит об указанном переходе как о вхождении в незнакомый регион, сравнивая его с переездом в новый город.

«Вхождение в новую социальную группу может означать нечто очень похожее на ситуацию , когда человек брошен в когнитивно неструктурированное поле, вынужден стоять на нетвердой почве и не знает, делает ли он “то, что надо”. Изменчивый характер поведения подростка и его конфликты можно отчасти объяснить недостатком когнитивной ясности мира взрослого, в который он собирается вступить »".

С этим «социальным передвижением», делающим подростка пластичным и поэтому способным к быстрым переменам, К. Левин связывает часто встречающийся радикализм подростков, проявляющийся в их готовности примкнуть к каким-либо крайне левым или крайне правым политическим группировкам, в резкости суждений, в смене своих убеждений и т.п.

С переходным положением подростка, оказывающегося между миром детей и миром взрослых, К. Левин связывает и специфическую «марги- нальность» подростка, которую он иллюстрирует следующим образом (рис. 2.9).

Рис. 2.9.

а - в период детства и взрослости «взрослый» (В) и «ребенок» (Р) рассматриваются как относительно изолированные группы, причем каждый отдельно взятый ребенок (р 1 , р 2) или взрослый (в 1 , в 2) уверен в том, что принадлежит к соответствующей группе;

б - подросток принадлежит к группе (II), которую можно рассматривать как область пересечения групп детей (Р) и взрослых (В), принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу 2

Подросток нередко ведет себя так, как это делают описанные в социологии «маргинальные люди»: он бывает чрезмерно чувствительным, особенно к недостаткам младших детей, легко переходит от одной крайности к другой, обидчив и т.д. И это объясняется именно его маргинальной позицией: он больше не хочет принадлежать к своей прежней группе (группе детей), но еще не принят в более привилегированную, с его точки зрения, группу взрослых. Сходство подростка с представителями маргинальных меньшинств кажется К. Левину столь очевидным, что поведение последних, по его мнению, может быть названо как поведение постоянного отрочества.

Во-вторых, меняется отношение подростка к своему телу как особенно близкому и важному для человека «региону». В некоторых отношениях, пишет К. Левин, этот регион, с психологической точки зрения, также можно рассматривать как окружающую среду.

«Период полового созревания приносит с собой изменения, в результате которых индивида иногда беспокоит его собственное тело. Появляются более или менее странные и новые телесные ощущения, они делают эту часть жизненного пространства, которая так близка и жизненно важна для индивида, странной и неизвестной. В этом случае изменение не просто влечет за собой обычные неопределенности новой и странной окружающей среды ; но, кроме того, регион, который ранее казался хорошо известным и надежным, теперь становится неизвестным и ненадежным» .

В-третьих, происходит расширение жизненного пространства не только за счет географического окружения (увлечение путешествиями, походами и т.д.) и социального окружения (более широкие социальные группы типа политических или профессиональных), но и за счет его временного изменения. Подростковый возраст - период глубокого изменения в отношении временной перспективы, которая была для К. Левина крайне важной и, по большому счету, им для психологии и открытой. Происходящее в подростковом возрасте он описывает так:

«В подростковом возрасте, вероятно, происходит определенная дифференциация в отношении временной перспективы. В тех частях жизненного пространства, которые представляют будущее, постепенно дифференцируются уровни реальности и ирреальности. То, о чем мечтается или что является желаемым (уровень ирреальности в будущем), отделяется от того, что ожидается (,уровень реальности в будущем). Туманные идеи должны быть заменены более или менее определенными решениями в отношении подготовки к будущей профессии. Другими словами, человек должен “планировать”-, структурировать временную перспективу таким образом, который соответствует как собственным идеальным целям или ценностям человека, так и тем реальностям, которые необходимо принимать во внимание для реалистичного структурирования уровня ожиданий».

Описанными изменениями психологического пространства К. Левин объясняет всю феноменологию отрочества: застенчивость, чувствительность и агрессивность подростка вследствие неясности и нестабильности

почвы; более или менее постоянный конфликт между различными отношениями, ценностями, идеологиями и стилями жизни; эмоциональное напряжение, являющееся результатом этих конфликтов; готовность занимать крайние позиции и предпринимать крайние меры, радикально менять свою позицию.

Степень и конкретный тип подросткового поведения зависят от складывающейся структуры психологического пространства и от мощности конфликтующих в этой структуре сил. Первостепенное значение имеет степень различия и разделения между взрослыми и детьми, которая характеризует данную культуру. Важна и та степень, в какой подросток оказывается в положении маргинального человека.

Что общего между психологией и топологией, между математикой и личностью, физикой и поведением человека? Ответы на эти вопросы удалось дать ученому-психологу Курту Левину.

Курт Левин – дружелюбный, демократичный и вдохновенный ученый-психолог не получил выдающихся званий и наград, однако, многие введенные им понятия сегодня стали неотъемлемой частью психологической науки и практики.

Курт Цадек Левин (нем. Kurt Zadek Lewin) родился в г. Могильно (ныне территория Польши) в теплой и радушной еврейской семье в 1890 году. Чтобы дети могли получить хорошее образование, в 1905 году семья переезжает в Берлин. Курт хорошо успевает по физико-математическим дисциплинам, зато языки даются ему труднее, возможно именно поэтому в будущей научной работе Левин также предпочтет язык графиков и формул.

Трудоспособный и увлеченный Курт слушает лекции в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина, в том числе и психологические курсы выдающегося профессора В. Штумпфа, под руководством которого в 1914 году защищает докторскую диссертацию. Несмотря на ограничения, связанные с еврейским происхождением, Левин выбирает карьеру университетского преподавателя. Однако началась Первая мировая война, и молодого ученого призвали на службу в действующую армию. За время войны Курт успел жениться, пролежать восемь месяцев в госпиталях и написать научную статью «Ландшафт войны», в которой анализирует мироощущение солдата.

Награжденный несколькими наградами, в том числе и «Железным крестом», в 1921 году Левин возвращается в Берлинский университет. Личное обаяние, стиль преподавания и научного руководства привлекает к Левину студентов из разных стран. Некоторые открытия, позже вошедшие в сокровищницу психологических знаний, были сделаны учениками Левина всего лишь в дипломных работах. В 1931 году Левин читает лекции в Стэнфордском университете, а в 1933 году окончательно эмигрирует в США, где ему практически с нуля приходится начинать научную карьеру. Однако, следуя своим жизненным принципам, Левин много работает, публикует научные труды, проводит эксперименты и, в конечном итоге, завоевывает свою нишу в научных кругах. Хотя он так и не стал президентом Американской психологической ассоциации, его исследования заложили прочный фундамент для развития американской социальной психологии.

Возможно, Курту Левину удалось бы сделать значительно больше, если бы не внезапная смерть от сердечного приступа всего на 57 году жизни.

Психология на языке точных наук

Свою теорию поля Левин создал под влиянием точных наук – физики и математики. Психологические представления он описал на языке топологии, рассматривающей пространственные отношения, и годологии, науки о путях.

Другим источником, в котором Левин черпал научное вдохновение, стали взгляды видных ученых-психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера и Курта Коффки, основателей гештальтпсихологии. Само понятие «гештальт» в немецком языке обозначает форму и очертание предметов (например, треугольный, симметричный) или целостный объект, которому присуща определенная форма (например, треугольник, круг). Как видим, даже название нового направления психологии использует понятие, пришедшее из геометрии. Гештальтпсихология в начале своего становления сконцентрировалась на проблемах восприятия и научения. Левин же отталкиваясь от идеи целостного образа – гештальта, как образа мира или отдельного явления, создал свой оригинальный метод графического представления и анализа личности и её взаимодействия с окружающей средой.

Основные положения теории поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.

Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person). Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство.

Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса (ученики забавно прозвали эллипсы яйцами или картофелинами Левина). Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга. Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Eenvironment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

Круг-в-эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L). Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов.

Что еще нужно понимать, глядя на круг-в-эллипсе?

Границы, лежащие между человеком и его психологической средой, так же как и границы, отделяющие весь остальной мир, не являются абсолютно непроницаемыми.

Например, где-то на другом конце света произошло землетрясение (событие за пределами психологической среды), но человеку, услышавшему это сообщение, в голову приходят мысли о конечности всего земного: он волнуется, у него могут появиться мысли о смерти (происходят изменения во внутреннем мире), и человек решает составить завещание, для чего посещает нотариуса (событие в психологической среде). То есть, одно событие, которое, казалось бы никак не затрагивает непосредственную жизнь человека, потянуло за собой ряд изменений в его жизненном пространстве. Левин сравнивал границы с мембраной или сетью, а не со стеной или жестким барьером. Есть люди более чувствительные (полезависимые), их границы характеризуются большей проницаемостью, и есть более устойчивые (поленезависимые) – события внешнего мира мало влияют на их внутреннее состояние.

Но и круг, обозначающий внутренний мир человека, не пуст. В центре круга выделяют центральную или внутриличностную часть и перцептивно-моторную часть – часть, отвечающую за восприятие и ответные действия. Такое разделение внутреннего мира человека Левин назвал дифференциацией.

Психологическая среда тоже дифференцирована – можно выделить различные сектора (участки) в любом месте эллипса, которые будут обозначать значимые для человека вещи, события, явления. Левин назвал такие участки регионами.

Жизненное пространство, включающее внутренний мир (персону) и психологическую среду, – это не что-то однажды созданное и застывшее: количество фактов и регионов может уменьшаться и увеличивать, регионы могут перемещаться ближе к границам внутреннего мира, или отдаляться от них, свойства границ также могут меняться – все это называется переструктурированием жизненного пространства.

Кроме того, регионы жизненного пространства могут быть реальными и воображаемыми, к последним относятся планы, размышления, мечты и фантазии.

Еще одной важной характеристикой жизненного пространства является временнóе измерение или перспектива. Хотя сами по себе факты прошлого и будущего не создают событий, но мысли, чувства и отношение к таким фактам лежат в настоящем и могут оказать существенное влияние на поведение человека. Так надежды на лучшее будущее могут оказаться для человека гораздо важнее, чем текущие трудности, а тени прошлого (например, пережитое предательство друга) могут существенно испортить настоящее (отношения с этим человеком).

Границы регионов человека и окружающей среды могут быть прочными или слабыми, текучими или ригидными (застывшими), далекими или близкими. То есть какие-то регионы могут отстоять далеко от внутриличностной области и не оказывать никакого влияния (дальность), на другие регионы человек может не реагировать (прочность), а по отношению к третьим может легко менять отношение (гибкость) и так далее.

К примеру, для влюбленного мальчика слова учителя на уроке могут находиться в регионе более дальнем, чем записка от его симпатии. И, конечно, чтобы получить заветную записку, мальчику будет гораздо легче повернуться к девочке, чем соблюдать дисциплину и внимательно слушать объяснения учителя. То есть происходит движение от региона «учеба» к региону «симпатия». Такие движения между регионами Левин назвал локомоциями. Это совсем не обязательно физические движения. Мы можем мысленно «убегать» к тому, что нас волнует – это и будет локомоцией. Локомоция двумя регионами (фактами) образует событие. События, в свою очередь, являются основой поведения.

Как же все эти показатели жизненной среды работают в совокупности? Как возникает поведение человека, а в более широком смысле протекает вся его жизнь?

Во-первых, человек у Левина — это сложная энергетическая система, стремящаяся к равновесию. Равновесие может нарушаться, если во внутриличностном регионе возникает напряжение (напряженность). Напряжение появляется тогда, когда у человека рождается потребность. Потребности могут быть биологическими (голод, жажда, половое влечение), а могут быть желанием чего-либо (работы, замужества), или намерением (завершить начатое задание) и так далее. То есть под потребностями в теории поля понимаются мотивы, желания, влечения, побуждения. Каждая потребность – это конкретный факт, создающий напряжение. Для восстановления равновесия (уменьшение напряжения) человеку нужно совершить процесс – это может быть мышление, запоминание, чувствование, восприятие, действие. Простейший пример: вы голодны, а в холодильнике пусто – возникает напряжение в регионе голода. Тогда вы решаете проблему с помощью процесса мышления (обдумываете, пойти вам в кафе, заказать пиццу или купить необходимые продукты и приготовить еду дома), затем совершаете действие – выполняете то, что решили и удовлетворяете потребность. В результате напряжение регионе «голод» вновь снижается.

Но не все напряжения так легко уравновесить. Например, получение образования, или завершение важного проекта может потребовать длительного времени. Поэтому одни регионы жизненного пространства могут быть напряжены больше, другие меньше. Иногда происходит замещение: напряжение в одних регионах уменьшается за счет действий в других. Классический пример замещения: на работе наорал начальник, дома мы наорали на ни в чем не повинных близких.

Состояние равновесия не означает, что напряжения нет вообще: равновесие, это установление баланса напряжений в разных регионах.

Напряженный регион может быть привлекательным или отталкивающим для человека — это свойство Левин называет валентностью. Валентность бывает положительной, отрицательной либо нейтральной. Простым примером валентности может послужить гамбургер, который обладает положительной валентностью, если вы голодны, нейтральной, если достаточны сыты, и отрицательной, если вы убежденный вегетарианец или однажды переели этих булочек с котлеткой до отравления.

Напряжение само по себе не порождает действие, для того, чтобы процесс уменьшения напряжения начался, необходима сила. Сила будет тем выше, чем выше уровень напряжения, а направление силы и точка её приложения зависят от валентности региона. Сила будет стремиться к региону с положительной валентностью и отталкиваться от региона с отрицательной.

«Понять вещи, подобные теории поля, и овладеть ими можно только на практике» — писал Левин, поэтому давайте рассмотрим конкретный случай поведения, например, поведение студента-дипломника.

Главная составляющая жизненного пространства студента-дипломника – это, разумеется, сама защита диплома. Регион для студента весьма напряженный, так как, во-первых, неизвестный, а во-вторых, с защитой диплома могут быть связаны значимые ожидания будущего (получить хорошую работу и т.д.). Поэтому регион «защита диплома» одновременно обладает и положительной валентностью (хочется завершить образование, перейти на новую жизненную ступень), и отрицательной (неизвестность, связанная с защитой, страшит). Снизить напряжение, обусловленное неизвестностью, студент пытается, получая информацию у окружающих: других студентов, преподавателей, родственников и так далее. Но чем больше времени студент тратит на эти локомоции, тем меньше у него остается сил для непосредственной подготовки к защите. Время, потраченное днем на попытки снизить напряженность за счет добывания информации, студент пытается компенсировать ночными занятиями. В результате увеличивается потребность в сне и отдыхе, и, следовательно, общее напряжение еще больше повышается.

Организм плохо переносит состояние напряжения и ищет выхода. И вот студент, почти неожиданно для себя, понимая, что у него совсем нет лишнего времени, соглашается посетить студенческую вечеринку. На какое-то время вечеринка помогает сбросить пар: причем, чем выше напряжение студента, тем более бурным может быть его увеселительный отдых. Однако на следующий день в жизненном пространстве студента могут обнаружиться новые регионы напряжения, например, чувство вины.

Напряжение в регионе защиты диплома нарастает, и теперь уже приобретает выраженную отрицательную валентность, поэтому направление силы студента может принять характер избегания. Внешне это может выражаться странным для окружающих поведением студента – он как будто намеренно разбрасывается временем, занимается разными другими, неважными на данный момент времени вещами. Сам же студент ругает себя за несобранность, неорганизованность, неспособность. Понятно, что напряжение продолжает расти. Не исключено, что в этот момент напряжение будет искать замещающие пути выхода, и наш студент начнет срываться на близких, друзьях и даже преподавателях. В конечном итоге, если студенту и удается собраться с силами и приступить к подготовке, то дается это ценой блокирования почти всех регионов, не связанных с защитой. Студент способен только что-нибудь поесть, иногда несколько часов поспать, а все остальное его время занято не всегда продуктивными занятиями, так как мысли продолжают ускользать, а нездоровый образ жизни сказывается на общей работоспособности. В жизненном пространстве студента наблюдается ярко выраженный конфликт.

Курт Левин дает объяснение, почему возникают подобные конфликты в жизненном пространстве человека.

Конфликт – это противодействие приблизительно равных сил поля.

Конфликт бывает трех основных видов:
— Человек находится между двумя положительными валентностями (когда одинаково хочется двух вещей, например, съездить в отпуск или сделать какую-либо крупную покупку.)
— Столкновение с фактом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентность («и хочется, и страшно», как в случае с нашим дипломником).
— Конфликт между двумя отрицательными валентностями (когда нужно сделать неприятную работу под угрозой наказания, например, ребенку не хочется мыть посуду, но и не хочется получить нагоняй от мамы).

Итак, поведение человека определяется:

а) возникшей потребностью;

б) напряжением в регионе потребности;

в) процессом, который запускается, что бы снизить напряжение;

г) валентностью (ценностью) напряженного региона;

д) силой, которая работает на уменьшение напряжения и восстановления равновесия в жизненном пространстве.

Теорию поля Левин распространяет на социальные отношения и утверждает, что «группа – это нечто большее… нечто иное, чем сумма её членов». Так же как и взаимодействия между регионами в жизненном пространстве, Левин анализирует отношения между людьми, опираясь на топологические и годологические понятия. Его метод графического моделирования взаимоотношений членов группы прочно закрепился в современной психологии.

Левиным и его учениками было проведено немало прикладных исследований. Так в содружестве с Липпитом и Уайтом Левин анализировал влияние стиля лидерства на группу. В результате этих исследований было установлено, что авторитарный стиль лидерства приводит к индивидуализму членов группы, враждебным отношениям внутри группы и уступчивому поведению по отношению к лидеру. А демократический стиль руководства порождает атмосферу сотрудничества. Причем переход от авторитарного к демократическому стилю занимает намного больше времени, чем наоборот – от демократического к авторитарному. Левин так прокомментировал эти выводы: «Автократия присуща человеку, а демократии нужно учиться».

Ученики Левина занимались исследованием мотивации, намерений, притязаний, ситуаций фрустрации и получили весьма интересные факты, которые до настоящего времени используются практическими психологами.

К примеру, Блюма Вульфовна Зейгарник, российская студентка Левина, доказала, что незавершенные действия помнятся в два раза дольше завершенных (этот факт получил название эффект Зейгарник).

Еще одна россиянка М. Овсянкина показала, что 86% испытуемых возвращаются к незавершенным заданиям: то есть человек с большой долей вероятности не придет в равновесие, пока не доделает начатое дело. Исследования Овсянкиной продолжили А. Малер и К. Лиссиер и показали, что если незавершенное дело заменить похожим, то возврат к незавершенному заданию маловероятен. В последующих исследованиях были получены данные, что незавершенное действие может быть доведено до конца в нереальном плане (доигрывание ситуации в воображении, в игре и т.д.). Выводы этих исследований сегодня используются в практике индивидуального и группового психологического консультирования.

Американский период Левина оказал большое влияние на развитие социальной психологии. Именно ему принадлежит идея групповых тренингов. Левин писал, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». Научные исследования Левина дали старт исследованиям таких социальных феноменов, как социальная дистанция, конфликт, групповая динамика, стремление к успеху и избегание неудач, социальная перцепция и других.

Курт Левин, в отличие от бихевиористов, рассматривавших поведение человека механистически (поведение – есть реакция на стимулы среды), вернул психологии внутренний мир человека – его потребности, планы, намерения и чувство самости, сумев при этом остаться в границах строгой научности и экспериментального подтверждения теоретических выкладок.

- 146.80 Кб

Курт Левин. Краткая биография.

Двадцатый век в плеяде ярких личностей подарил миру блистательного, талантливейшего психолога Курта Левина, одна из выдающихся заслуг которого- создание теории поля.

Курт Левин родился 2 сентября 1890 года в деревушке прусской провинции Позен. Он был вторым из четырех детей; его отец содержал лавку. В 1905 году семья переехала в Берлин, где Левин завершил среднее образование. Затем он поступил в университет Фрайбурга, полагая изучать медицину, но вскоре отказался от этой идеи и, проведя семестр в Мюнхенском университете, в 1910 году вернулся в Берлин, чтобы изучать психологию в местном университете. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной Его главным учителем был Карл Штумпф, экспериментальный психолог с высокой репутацией. Получив в 1914 году докторскую степень, Левин в течение четырех лет служил в пехоте германской армии, проделав путь от рядового до лейтенанта.

В конце войны он вернулся в Берлинский университет в качестве преподавателя и ассистента-исследователя Психологического института. Макс Вертгеймер и Вольфганг Келер, двое из трех основателей гештальтпсихологии, в то время также работали в Берлинском университете. В 1926 году Левин получил профессорство. За время пребывания в Берлинском университете Левин и его студенты опубликовали ряд блистательных экспериментальных и теоретических работ. Когда к власти пришел Гитлер, Левин работал по приглашению профессором в Стэндфордском университете. Он вернулся в Германию уладить свои дела, после чего возвратился в Соединенные штаты, где прожил остаток жизни. В течение двух лет (1933-1935 гг.) он был профессором детской психологии Корнуэлльского университета, после чего был приглашен в Государственный университет Айовы в качестве профессора психологии детского здоровья.

В 1945 году Левин принял назначение на пост профессора и руководителя Исследовательского центра групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. В то же время он становится руководителем Комиссии по общественным взаимоотношениям Американского еврейского конгресса, где осуществлялись исследования общественных проблем. Он умер неожиданно, от сердечного приступа в Ньютонвилле, Массачусетс, 12 февраля 1947 года в возрасте 56 лет.

В годы, проведенные в Соединенных Штатах, Левин привлек многих студентов, часть которых стали известными психологами. Как человек, Левин был очень демократичен, дружелюбен, энергичен, обладал особой силой вдохновения. На каждого, входившего с ним в контакт, он производил глубокое впечатление. Многие психологи того же ранга, что и Левин, считают его одной из самых блистательных фигур в современной психологии (G. W. Allport, 1947, Tolman, 1948). Его теоретические труды (Lewin, 1935а, 1936а, 1938, 1951) и экспериментальная работа оставили неизгладимый след на путях развития психологии.

Теория психологического поля Курта Левина.

Рассмотрим предпосылки появления и суть теории.

Такие науки, как физика, химия часто влияли на пути более молодых, типа психологии, предоставляя способы размышления о естественных феноменах и их постижении. Когда в физике и химии развиваются новые взгляды, почти неизбежно, с учетом базового единства всех наук, что они будут переняты менее зрелыми науками применительно к их специализации. Таким образом, неудивительно, что физические представления о поле, у истоков которых стоят имена Фарадея, Максвелла и Герца, исследовавших в девятнадцатом веке электромагнитное поле, нашедшие свою кульминацию в эйнштейновской теории относительности в двадцатом веке, внесли свой вклад в современное психологическое мышление.

Первым важным проявлением влияния физической теории поля в психологии явилось движение, известное как гештальтпсихология, у истоков которого стоят три немецких психолога – Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка, основавшие его в годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне. Главный принцип гештальтпсихологии заключается в том, что поведение определяется психофизическим полем, в котором оно укоренено. Хотя гештальтпсихология – теория общепсихологическая, она в первую очередь связана с проблемами восприятия, обучения, мышления, но не с личностью. Полевая теория личности, представленная в этом реферате-детище Курта Левина. Его теория испытала серьезное влияние гештальтпсихологии и психоанализа, но тем не менее абсолютно оригинальна. К.Левин исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.

Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. По мнению Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. В его терминологии это звучало: «Потребности - мотор (механизм) человеческого поведения». Что же понимал К. Левин под потребностью?

Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Под потребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Так, например, студент слушает лекцию. Причины, заставившие его прийти на лекцию, могут быть различны. Одни пришли, чтобы изучать данный предмет, другие потому, что хотят послушать данного лектора, третьи, чтобы записать конспект для экзамена. Но сам тот факт, что субъект сейчас слушает лекцию, означает собой совершение намеренного действия, свидетельствующее о наличии квазипотребности.

Обозначение потребности как квазипотребности означало для Левина подчеркивание ее социальной обусловленности, т. е. того, что по своей природе она не врожденная и не биологическая, подчеркивание ее динамической характеристики. Иными словами, совершение какой-нибудь деятельности означает порождение динамической заряженной системы, возникающей в данной ситуации в данный момент; она не носит ни врожденного, ни биологического характера; она социальна по своему происхождению. Следует подчеркнуть, что содержанию потребности К. Левин не придавал значения. Определяющим для него был лишь ее динамический аспект: ее сильная или слабая напряженность, коммуникация с другими потребностями. Содержание же совершенно выпадало из поля его зрения.

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций.

Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности.

Некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались. Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на камень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии).

Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз- витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда "система напряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Разработка понятия «психологического поля» шла в разных руслах. Прежде всего, следовало определить, какова роль полевого момента в функционировании потребности, в разворачивании действия. Ведь если механизмом намерения, деятельности объявляется потребность, а, с другой стороны, эта же потребность может функционировать только в связи с особенностями валентности предмета в «поле», то следует определить роль и значение этой валентности. К. Левин считал, что взаимодействие валентных объектов и потребностей должно быть таково, что валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности. Если человек подчиняется в основном смыслу потребности - это действие намеренное.

Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, т. е. если происходит как бы «отщепление» валентности вещи от потребности, то такое поведение не намеренное, не волевое, оно «полевое».
Валентность предметов, взаимодействуя с квазипотребностями, формирует человеческое поведение. Проблема воли, намеренного, волевого действия (для Левина не было понятия осознанного действия) сводится для Левина к проблеме преодоления сил, существующих в поле. Таким образом, волевое действие, по мнению Левина, это такое, которое совершается не под влиянием «поля». В возможности «стать над силами поля» К. Левин усматривал волевое поведение.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" - стремящейся рассеяться психической энергии.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал. Курт Левин неоднократно указывал на то, что хотя удовлетворение потребности представляет собой процесс разрядки, однако сам процесс этой разрядки совершается разными путями и зависит от многих условий.

Психологическим средством выравнивания напряжения является процесс - мышление, запоминание и др. Конечной целью всех психических процессов является стремление вернуть человеку равновесие.

Описание работы

В работе раскрывается теория поля Курта Левина. Двадцатый век в плеяде ярких личностей подарил миру блистательного, талантливейшего психолога Курта Левина, одна из выдающихся заслуг которого- создание теории поля.
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.
Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля".

Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на камень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда "система напряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" - стремящейся рас сеяться психической энергии.
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Что общего между психологией и топологией, между математикой и личностью, физикой и поведением человека? Ответы на эти вопросы удалось дать ученому-психологу Курту Левину.

Курт Левин – оптимистичный труженик психологической науки

Курт Левин – дружелюбный, демократичный и вдохновенный ученый-психолог не получил выдающихся званий и наград, однако, многие введенные им понятия сегодня стали неотъемлемой частью психологической науки и практики.

Курт Цадек Левин (нем. Kurt Zadek Lewin) родился в г. Могильно (ныне территория Польши) в теплой и радушной еврейской семье в 1890 году. Чтобы дети могли получить хорошее образование, в 1905 году семья переезжает в Берлин. Курт хорошо успевает по физико-математическим дисциплинам, зато языки даются ему труднее, возможно именно поэтому в будущей научной работе Левин также предпочтет язык графиков и формул.

Трудоспособный и увлеченный Курт слушает лекции в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина, в том числе и психологические курсы выдающегося профессора В. Штумпфа, под руководством которого в 1914 году защищает докторскую диссертацию. Несмотря на ограничения, связанные с еврейским происхождением, Левин выбирает карьеру университетского преподавателя. Однако началась Первая мировая война, и молодого ученого призвали на службу в действующую армию. За время войны Курт успел жениться, пролежать восемь месяцев в госпиталях и написать научную статью «Ландшафт войны», в которой анализирует мироощущение солдата.

Награжденный несколькими наградами, в том числе и «Железным крестом», в 1921 году Левин возвращается в Берлинский университет. Личное обаяние, стиль преподавания и научного руководства привлекает к Левину студентов из разных стран. Некоторые открытия, позже вошедшие в сокровищницу психологических знаний, были сделаны учениками Левина всего лишь в дипломных работах. В 1931 году Левин читает лекции в Стэнфордском университете, а в 1933 году окончательно эмигрирует в США, где ему практически с нуля приходится начинать научную карьеру. Однако, следуя своим жизненным принципам, Левин много работает, публикует научные труды, проводит эксперименты и, в конечном итоге, завоевывает свою нишу в научных кругах. Хотя он так и не стал президентом Американской психологической ассоциации, его исследования заложили прочный фундамент для развития американской социальной психологии.

Возможно, Курту Левину удалось бы сделать значительно больше, если бы не внезапная смерть от сердечного приступа всего на 57 году жизни.

Психология на языке точных наук

Свою теорию поля Левин создал под влиянием точных наук – физики и математики. Психологические представления он описал на языке топологии, рассматривающей пространственные отношения, и годологии, науки о путях.

Другим источником, в котором Левин черпал научное вдохновение, стали взгляды видных ученых-психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера и Курта Коффки, основателей гештальтпсихологии. Само понятие «гештальт» в немецком языке обозначает форму и очертание предметов (например, треугольный, симметричный) или целостный объект, которому присуща определенная форма (например, треугольник, круг). Как видим, даже название нового направления психологии использует понятие, пришедшее из геометрии. Гештальтпсихология в начале своего становления сконцентрировалась на проблемах восприятия и научения. Левин же отталкиваясь от идеи целостного образа – гештальта, как образа мира или отдельного явления, создал свой оригинальный метод графического представления и анализа личности и её взаимодействия с окружающей средой.

Основные положения теории поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.

Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person). Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство.

Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса (ученики забавно прозвали эллипсы яйцами или картофелинами Левина). Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга. Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Eenvironment). Пространство внутри эллипса, включающее круг – это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

Круг-в-эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L). Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов.

Что еще нужно понимать, глядя на круг-в-эллипсе?

Границы, лежащие между человеком и его психологической средой, так же как и границы, отделяющие весь остальной мир, не являются абсолютно непроницаемыми.

Например, где-то на другом конце света произошло землетрясение (событие за пределами психологической среды), но человеку, услышавшему это сообщение, в голову приходят мысли о конечности всего земного: он волнуется, у него могут появиться мысли о смерти (происходят изменения во внутреннем мире), и человек решает составить завещание, для чего посещает нотариуса (событие в психологической среде). То есть, одно событие, которое, казалось бы никак не затрагивает непосредственную жизнь человека, потянуло за собой ряд изменений в его жизненном пространстве. Левин сравнивал границы с мембраной или сетью, а не со стеной или жестким барьером. Есть люди более чувствительные (полезависимые), их границы характеризуются большей проницаемостью, и есть более устойчивые (поленезависимые) – события внешнего мира мало влияют на их внутреннее состояние.

Но и круг, обозначающий внутренний мир человека, не пуст. В центре круга выделяют центральную или внутриличностную часть и перцептивно-моторную часть – часть, отвечающую за восприятие и ответные действия. Такое разделение внутреннего мира человека Левин назвал дифференциацией.

Психологическая среда тоже дифференцирована – можно выделить различные сектора (участки) в любом месте эллипса, которые будут обозначать значимые для человека вещи, события, явления. Левин назвал такие участки регионами.

Жизненное пространство, включающее внутренний мир (персону) и психологическую среду, – это не что-то однажды созданное и застывшее: количество фактов и регионов может уменьшаться и увеличивать, регионы могут перемещаться ближе к границам внутреннего мира, или отдаляться от них, свойства границ также могут меняться – все это называется переструктурированием жизненного пространства.

Кроме того, регионы жизненного пространства могут быть реальными и воображаемыми, к последним относятся планы, размышления, мечты и фантазии.

Еще одной важной характеристикой жизненного пространства является временнóе измерение или перспектива. Хотя сами по себе факты прошлого и будущего не создают событий, но мысли, чувства и отношение к таким фактам лежат в настоящем и могут оказать существенное влияние на поведение человека. Так надежды на лучшее будущее могут оказаться для человека гораздо важнее, чем текущие трудности, а тени прошлого (например, пережитое предательство друга) могут существенно испортить настоящее (отношения с этим человеком).

Границы регионов человека и окружающей среды могут быть прочными или слабыми, текучими или ригидными (застывшими), далекими или близкими. То есть какие-то регионы могут отстоять далеко от внутриличностной области и не оказывать никакого влияния (дальность), на другие регионы человек может не реагировать (прочность), а по отношению к третьим может легко менять отношение (гибкость) и так далее.

К примеру, для влюбленного мальчика слова учителя на уроке могут находиться в регионе более дальнем, чем записка от его симпатии. И, конечно, чтобы получить заветную записку, мальчику будет гораздо легче повернуться к девочке, чем соблюдать дисциплину и внимательно слушать объяснения учителя. То есть происходит движение от региона «учеба» к региону «симпатия». Такие движения между регионами Левин назвал локомоциями. Это совсем не обязательно физические движения. Мы можем мысленно «убегать» к тому, что нас волнует – это и будет локомоцией. Локомоция двумя регионами (фактами) образует событие. События, в свою очередь, являются основой поведения.

Как же все эти показатели жизненной среды работают в совокупности? Как возникает поведение человека, а в более широком смысле протекает вся его жизнь?

Во-первых, человек у Левина – это сложная энергетическая система, стремящаяся к равновесию. Равновесие может нарушаться, если во внутриличностном регионе возникает напряжение (напряженность). Напряжение появляется тогда, когда у человека рождается потребность. Потребности могут быть биологическими (голод, жажда, половое влечение), а могут быть желанием чего-либо (работы, замужества), или намерением (завершить начатое задание) и так далее. То есть под потребностями в теории поля понимаются мотивы, желания, влечения, побуждения. Каждая потребность – это конкретный факт, создающий напряжение. Для восстановления равновесия (уменьшение напряжения) человеку нужно совершить процесс – это может быть мышление, запоминание, чувствование, восприятие, действие. Простейший пример: вы голодны, а в холодильнике пусто – возникает напряжение в регионе голода. Тогда вы решаете проблему с помощью процесса мышления (обдумываете, пойти вам в кафе, заказать пиццу или купить необходимые продукты и приготовить еду дома), затем совершаете действие – выполняете то, что решили и удовлетворяете потребность. В результате напряжение регионе «голод» вновь снижается.

Но не все напряжения так легко уравновесить. Например, получение образования, или завершение важного проекта может потребовать длительного времени. Поэтому одни регионы жизненного пространства могут быть напряжены больше, другие меньше. Иногда происходит замещение: напряжение в одних регионах уменьшается за счет действий в других. Классический пример замещения: на работе наорал начальник, дома мы наорали на ни в чем не повинных близких.

Состояние равновесия не означает, что напряжения нет вообще: равновесие, это установление баланса напряжений в разных регионах.

Напряженный регион может быть привлекательным или отталкивающим для человека – это свойство Левин называет валентностью. Валентность бывает положительной, отрицательной либо нейтральной. Простым примером валентности может послужить гамбургер, который обладает положительной валентностью, если вы голодны, нейтральной, если достаточны сыты, и отрицательной, если вы убежденный вегетарианец или однажды переели этих булочек с котлеткой до отравления.

Напряжение само по себе не порождает действие, для того, чтобы процесс уменьшения напряжения начался, необходима сила. Сила будет тем выше, чем выше уровень напряжения, а направление силы и точка её приложения зависят от валентности региона. Сила будет стремиться к региону с положительной валентностью и отталкиваться от региона с отрицательной.

«Понять вещи, подобные теории поля, и овладеть ими можно только на практике» – писал Левин, поэтому давайте рассмотрим конкретный случай поведения, например, поведение студента-дипломника.

Главная составляющая жизненного пространства студента-дипломника – это, разумеется, сама защита диплома. Регион для студента весьма напряженный, так как, во-первых, неизвестный, а во-вторых, с защитой диплома могут быть связаны значимые ожидания будущего (получить хорошую работу и т.д.). Поэтому регион «защита диплома» одновременно обладает и положительной валентностью (хочется завершить образование, перейти на новую жизненную ступень), и отрицательной (неизвестность, связанная с защитой, страшит). Снизить напряжение, обусловленное неизвестностью, студент пытается, получая информацию у окружающих: других студентов, преподавателей, родственников и так далее. Но чем больше времени студент тратит на эти локомоции, тем меньше у него остается сил для непосредственной подготовки к защите. Время, потраченное днем на попытки снизить напряженность за счет добывания информации, студент пытается компенсировать ночными занятиями. В результате увеличивается потребность в сне и отдыхе, и, следовательно, общее напряжение еще больше повышается.

Организм плохо переносит состояние напряжения и ищет выхода. И вот студент, почти неожиданно для себя, понимая, что у него совсем нет лишнего времени, соглашается посетить студенческую вечеринку. На какое-то время вечеринка помогает сбросить пар: причем, чем выше напряжение студента, тем более бурным может быть его увеселительный отдых. Однако на следующий день в жизненном пространстве студента могут обнаружиться новые регионы напряжения, например, чувство вины.

Напряжение в регионе защиты диплома нарастает, и теперь уже приобретает выраженную отрицательную валентность, поэтому направление силы студента может принять характер избегания. Внешне это может выражаться странным для окружающих поведением студента – он как будто намеренно разбрасывается временем, занимается разными другими, неважными на данный момент времени вещами. Сам же студент ругает себя за несобранность, неорганизованность, неспособность. Понятно, что напряжение продолжает расти. Не исключено, что в этот момент напряжение будет искать замещающие пути выхода, и наш студент начнет срываться на близких, друзьях и даже преподавателях. В конечном итоге, если студенту и удается собраться с силами и приступить к подготовке, то дается это ценой блокирования почти всех регионов, не связанных с защитой. Студент способен только что-нибудь поесть, иногда несколько часов поспать, а все остальное его время занято не всегда продуктивными занятиями, так как мысли продолжают ускользать, а нездоровый образ жизни сказывается на общей работоспособности. В жизненном пространстве студента наблюдается ярко выраженный конфликт.

б) напряжением в регионе потребности;

в) процессом, который запускается, что бы снизить напряжение;

г) валентностью (ценностью) напряженного региона;

д) силой, которая работает на уменьшение напряжения и восстановления равновесия в жизненном пространстве.

Теорию поля Левин распространяет на социальные отношения и утверждает, что «группа – это нечто большее… нечто иное, чем сумма её членов». Так же как и взаимодействия между регионами в жизненном пространстве, Левин анализирует отношения между людьми, опираясь на топологические и годологические понятия. Его метод графического моделирования взаимоотношений членов группы прочно закрепился в современной психологии.

Левиным и его учениками было проведено немало прикладных исследований. Так в содружестве с Липпитом и Уайтом Левин анализировал влияние стиля лидерства на группу. В результате этих исследований было установлено, что авторитарный стиль лидерства приводит к индивидуализму членов группы, враждебным отношениям внутри группы и уступчивому поведению по отношению к лидеру. А демократический стиль руководства порождает атмосферу сотрудничества. Причем переход от авторитарного к демократическому стилю занимает намного больше времени, чем наоборот – от демократического к авторитарному. Левин так прокомментировал эти выводы: «Автократия присуща человеку, а демократии нужно учиться».

Ученики Левина занимались исследованием мотивации, намерений, притязаний, ситуаций фрустрации и получили весьма интересные факты, которые до настоящего времени используются практическими психологами.

К примеру, Блюма Вульфовна Зейгарник, российская студентка Левина, доказала, что незавершенные действия помнятся в два раза дольше завершенных (этот факт получил название эффект Зейгарник).

Еще одна россиянка М. Овсянкина показала, что 86% испытуемых возвращаются к незавершенным заданиям: то есть человек с большой долей вероятности не придет в равновесие, пока не доделает начатое дело. Исследования Овсянкиной продолжили А. Малер и К. Лиссиер и показали, что если незавершенное дело заменить похожим, то возврат к незавершенному заданию маловероятен. В последующих исследованиях были получены данные, что незавершенное действие может быть доведено до конца в нереальном плане (доигрывание ситуации в воображении, в игре и т.д.). Выводы этих исследований сегодня используются в практике индивидуального и группового психологического консультирования.

Американский период Левина оказал большое влияние на развитие социальной психологии. Именно ему принадлежит идея групповых тренингов. Левин писал, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». Научные исследования Левина дали старт исследованиям таких социальных феноменов, как социальная дистанция, конфликт, групповая динамика, стремление к успеху и избегание неудач, социальная перцепция и других.

Курт Левин, в отличие от бихевиористов, рассматривавших поведение человека механистически (поведение – есть реакция на стимулы среды), вернул психологии внутренний мир человека – его потребности, планы, намерения и чувство самости, сумев при этом остаться в границах строгой научности и экспериментального подтверждения теоретических выкладок.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...