Ленд лиз во время вов. Все что надо знать про Ленд-лиз и оплату золотом — История

Ленд-лиз - система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия и других различных товаров странам - союзникам по антигитлеровской коалиции. Закон о ленд-лизе был одобрен Конгрессом США 11 марта 1941 г. Согласно этому документу президент получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду и взаймы вооружения и стратегические материалы правительству любой страны в том случае, если ее борьба против агрессин является жизненно важной для обороны Соединенных Штатов. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные в ходе войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов. Всего в период с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. США предоставили союзным странам по системе ленд-лиза материалов и услуг на сумму 46 млрд долларов, в том числе Великобритании и другим странам Британского Содружества - на сумму 30,3 млрд долларов, Советскому Союзу- на 9,8 млрд, Франции- на 1,4 млрд, Китаю- на 631 млн, латиноамериканским странам - на 421 млн долларов.
В первые пять месяцев Великой Отечественной войны закон о ленд-лизе в отношении СССР не действовал. В этот период США отправили в Советский Союз за наличный расчет вооружений и материалов на 41 млн долларов. И только 7 ноября 1941 г. президент США Ф. Д. Рузвельт распространил действие закона о ленд-лизе на СССР.
До этого момента поставки в СССР товаров по ленд-лизу осуществлялись в соответствии с англо-советским соглашением о взаимопомощи от 12 июля 1941 г. из Великобритании. Уже в конце июля 1941 г. в рамках этих поставок английский минный заградитель «эдвенчур» доставил в Архангельск груз глубинных бомб и магнитных мин. А в августе 1941 г. из Англии в северные порты СССР вышел первый конвой с грузами по ленд-лизу.
Доставка англо-американской техники и вооружений в Советский Союз осуществлялась тремя маршрутами. Первоначально планировалось, что до 75 % всей экономической помощи западных союзников будет направляться судами через арктические моря в порты Мурманска и Архангельска. До весны 1942 г. по этому маршруту было направлено 12 морских конвоев в составе 103 судов, из которых погибло лишь одно судно. Однако затем положение резко изменилось. Немецко-фашистское командование стало привлекать для борьбы с конвоями союзников значительные силы авиации, подлодки и крупные надводные корабли. В результате в составе караванов РО-13,16 и 17 имелись большие потери.
Второй маршрут поставок по ленд-лизу пролегал из портов Персидского залива, через пустыни и горы Ирана и Ирака в советское Закавказье. Грузы отправлялись железнодорожным транспортом, по автомагистралям и по воздуху. С декабря 1941 г. по конец 1942 г., благодаря совместной работе советских, английских и американских специалистов, пропускные способности ближневосточных портов были значительно увеличены, и уже в 1943 г. южным маршрутом всеми видами транспорта было доставлено в СССР 3447 тыс. тонн грузов и военной техники, а в 1944 г. эта цифра возросла в 1,5 раза и составила 5 498 тыс. тонн.
В начале 1945 г. все поставки через Иран и Ирак были прекращены. Всего же в период Великой Отечественной войны южным маршрутом в СССР было доставлено грузов свыше 10 млн тонн.
Летом 1942 г. в ходе переговоров был одобрен третий маршрут - отправка самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. Протяженность трассы от американского города Фэрбенкс до Красноярска составляла 14 тыс. км. Именно по этому маршруту за годы войны было доставлено около 8 тыс. американских боевых самолетов.
За весь период Великой Отечественной войны из основных видов вооружений США и Англия поставили Советскому Союзу 18,7 тыс. самолетов, около 11 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, до 10 тыс. орудии разных калибров. Это составило в соотношении с производимой в СССР боевой техникой и вооружениями по авиации 16,7 %, по танкам и САУ - 10,5, по артиллерии - около 2 % от общего объема производства нашей страны.

Человечество пережило одну из наиболее тяжелых эпох за всю своего существования – двадцатый век. В нем было довольно много войн, но наиболее тяжелым испытанием стала Вторая Мировая война. До настоящего времени остается огромное количество эпизодов, фактов, событий и имен, о которых никто не знает. И существует реальная угроза того, что о них никто и не узнает, если очевидцы не расскажут об этом. В числе таких малоизвестных фактов – американский ленд-лиз Советскому Союзу, в ходе которого в СССР поставлялась военная техника, продовольствие, снаряжение, боеприпасы, а также стратегическое сырье. По определенным политическим соображениям эти поставки были строго засекречены вплоть до 1992 года, и знали о них только непосредственные участники.


Общий объем полученного ленд-лиза Советским Союзом составил на сумму порядка 9,8 миллиардов долларов. Помощь Америки в то время была действительно неоценимой, и стала одним из решающих факторов, которые способствовали разгрому фашисткой силы.

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке

В то же время советские власти не только искусственно создавали негативное мнение относительно американской помощи, но и держали ее в строжайшей тайне, а всех непосредственных участников нередко ставили вне закона. Но наконец-то пришло время расставить все точки над «і», и узнать хотя бы часть всей правды о столь плодотворном (наверное единственном в истории) сотрудничестве двух сверхдержав.

Как американские, так и советские летчики, моряки, которые участвовали в перегонке самолетов, в перевозке и сопровождении грузов, совершали настоящий подвиг, огибая более половины земного шара, поэтому наше поколение не должно, просто не имеет права забыть их подвиг и героизм.
Официально начало переговорам по ленд-лизу было положено в последние дни сентября 1941 года. От американской стороны участие в переговорах принимал А.Гарриман, которого специально направил в Москву американский президент. 1 октября 1941 годы им был подписан протокол относительно поставок в Советский Союз, сумма которых составила 1 миллиард долларов. Срок поставок – девять месяцев. Но, несмотря на это, только в начале ноября 1941 года американский президент подписал указ о том, что закон о ленд-лизе (полное название документа англ. «An Act to Promote the Defense of the United States» («Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов»), принят Конгрессом США 11.03.1941 года) распространяется и на Советский Союз.

Американский бомбардировщик А-20 «Бостон» (Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston), разбившийся в районе аэропорта Ном (Nome) на Аляске при перегонке в СССР по ленд-лизу. Позднее самолет был отремонтирован и успешно доставлен на советско-германский фронт. Источник: Библиотека конгресса США

Первые поставки вооружения и техники начались в октябре, и до конца года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 миллиардов долларов. Однако с самого начала возникли определенные трудности с перегонкой. Не удалось достичь четкой организации поставок. Особенно ситуация осложнилась в зимний период времени, когда стало ясно, что американские самолеты не приспособлены к холодам: при сильных морозах резина покрышек становилась хрупкой, гидросистема замерзала. Поэтому было решено обменяться технологиями: советская сторона поделилась технологией производства морозостойкого каучука, а американская – гидравлики, стойкой к морозам.

Но еще большие трудности испытывали люди. Летчики в ходе перегонки через Верхоянский хребет вынуждены были подниматься на большую высоту (5-6 километров), не имея кислородных приборов. Многим это оказалось не по силам, и большое количество самолетов разбивалось, падая на скалы. Подобные случаи происходили на протяжении всех трех лет, пока осуществлялась перегонка. В российской тайге до настоящего времени находят обломки самолетов с останками пилотов, а сколько еще не найдено. Кроме того, много самолетов вместе с экипажами просто пропали без вести.

Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели (Donald H. Connolly), командующий сервисной службой США в Персидском заливе пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу. Источник: Библиотека конгресса США.

В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».

Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».

Самолеты, которые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию Советского Союза летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и состояла из пяти полков.
Многие из представителей старшего поколения помнят джипы, самолеты, а также «Студебеккеры» и американскую тушенку, которые поставлялись по ленд-лизу.

Фотография на память советских и американских летчиков на аэродроме в Фэрбенксе у истребителя Bell P-63 Kingcobra. На Аляске американские самолеты, предназначенные для поставок по ленд-лизу в СССР, передавались советской стороне, и советские летчики перегоняли их в Советский Союз.

Кроме большой помощи в материальном плане, немалую роль сыграл американский ленд-лиз и в плане моральной поддержки советских войск. Будучи на фронте, многие советские воины чувствовали себя увереннее, когда видели в небе иностранные самолеты, оказывавшие им поддержку. Да и мирное население, видя, что американцы и британцы помогают ресурсами, понимало, что это во многом может помочь одержать победу над фашистской Германией.

Американские самолеты всегда были видны на фронтах. Они оказывали поддержку и прикрывали с воздуха морские конвои с грузами, во время блокады Ленинграда воздушную защиту его осуществляли истребители «Китихоук», они осуществляли бомбардировки немецкого морского транспорта в Финском заливе, участвовали в освобождении Украины, Кубани.

Кроме самолетов, в Советский Союз по ленд-лизу поставлялись также джипы, хотя, по словам советской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок. Однако по совету госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса были поставлены именно военные автомобили, поскольку у американцев был большой и весьма удачный опыт их использования. Общий объем полученных джипов за годы войны составил 44 тысячи единиц.

Ликующие жители Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн» (Valentine), поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / F4080.

Кроме того, по ленд-лизу поступали автомобили 50-ти моделей, производителями которых были 26 американских, английских и канадских фирм. Комплектующие к ним производились значительно большим количеством заводов.

Наибольшее количество среди всех поставленных автомобилей составили американские грузовики US 6 Studebаker и RЕО – их объем составил 152 тысячи экземпляров. Общий же объем таких автомобилей составил около 478 тысяч единиц без учета запчастей (а их хватило бы еще на сборку нескольких тысяч автомобилей).

Хотя документы были и подписаны позже, но первые морские конвои с ленд-лизовскими грузами уже были направлены в СССР в августе 1941 года. Они получили обозначение PQ (это инициалы британского офицера военно-морских сил Эдвардса). Грузы доставлялись в Мурманск, Северодвинск, Архангельск. Сначала корабли прибывали в Рейкьявик, где их формировали в караваны по 20 судов, а затем в сопровождении охраны из военных кораблей и доставляли на территорию СССР. Но очень скоро немецкая разведка получила точные координаты маршрутов этих конвоев. Тогда и начались потери. Одной из наибольших потерь является эпизод, произошедший в июле 1942 года, когда из 36 кораблей уцелело всего 11, на дне оказались более 4 сотен танков, 2 сотен самолетов и 3 тысяч автомобилей. Всего же за период войны немецкими подводными лодками и торпедоносцами было потоплено 80 кораблей, даже несмотря на то, что для их охраны привлекались боевые корабли и самолеты. Британские и американские военно-морские силы потеряли в северной Атлантике 19 боевых кораблей.

Советская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн». Истребители этой модели поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Надо заметить, что в советской истории осталось много темных пятен относительно ленд-лиза. Мнение о том, что американцы сознательно задерживают поставки, ожидая, когда советский строй рухнет, было в то время общепринятым. Но в то же время возникает немало вопросов: почему американцы с такой поспешностью принимали закон о ленд-лизе и его распространении на советскую территорию? Можно ли считать случайностью тот факт, что война «уложилась» в срок этого закона?

Более того, некоторые исследователи выдвигают версию о том, что американский ленд-лиз – это результат работы советской разведки. Ходили даже слухи о том, что большую роль в подписании закона о ленд-лизе сыграл непосредственно сам Сталин – якобы он, в целях предотвращения распространения нацизма, намеревался первым начать войну против фашисткой Германии и очень надеялся на помощь Запада в этой войне. Но это всего лишь слухи, никаких документальных подтверждений данных теорий пока не существует.

Советские авиатехники ремонтируют двигатель истребителя Р-39 «Аэрокобра», поставлявшегося в СССР из США по программе ленд-лиза, в полевых условиях. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении двигателя за кабиной летчика вблизи центра масс.

В любом случае, надо отдать должное Сталину в этом вопросе. Он, можно сказать, проявил себя практически гением дипломатии, обернув ленд-лизовские поставки с пользой для СССР. Когда стало известно о том, что Америка и Великобритания выражают готовность оказать помощь СССР, он в первую очередь упомянул слово «Продать», но гордость, или какие-то другие мотивы, не дали ни американской, ни британской сторонам требовать оплаты. Кроме того, советским войскам очень часто доставалась та техника, которая изначально была предназначена англичанам, в частности, вездеходы Bantam, которых было не так много.

Кроме всего прочего, советский вождь не стеснялся отчитывать союзников за то, что груз плохо упакован, а также намекать на то, что если советские войска не смогут продолжать военные действия, вся тяжесть войны ляжет на британцев.

Сборка самолета Bell P-63 «Кингкобра» на американском заводе, вид сверху. 12 выхлопных патрубков с каждой стороны явный признак «Кингкобры» (у Р-39 «Аэрокобра» - по 6 патрубков). На фюзеляже нанесены звезды-опознавательные знаки советских ВВС - самолет предназначается для отправки в СССР по ленд-лизу.

Заметим, что поставки практически не прекращались всю войну, за исключением одного раза в 1942 году, когда Великобритания готовилась к операции в Африке, и одного раза в 1943 году, когда планировалась высадка союзных войск в Италии.

По окончании войны часть техники, согласно прежним договоренностям, советская сторона сдала обратно союзникам. Но в то же время существовал и солидный долг СССР перед США по ленд-лизу, остаток которого в размере 674 миллионов долларов советские власти отказывались выплачивать, мотивируя это дискриминацией в отношении СССР со стороны американцев в торговле. Но, уже в 1972 году, было подписано соглашение, по которому СССР согласилось выплатить США 722 миллионов долларов. Последний платеж по этому соглашению был проведен в 2001 году.

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год. Американские патрульные фрегаты типа «Такома» (водоизмещение 1509/2238-2415т, скорость 20 узлов, вооружение: 3 76-мм орудия, 2 40-мм спаренных «бофорса», 9 20-мм «эрликонов», 1 реактивный бомбомет «Хеджехог», 2 бомбосбрасывателя и 8 бортовых бомбометов (боезапас - 100 глубинных бомб) строились в 1943-1945 годах. В 1945 году 28 кораблей этого типа были по ленд-лизу переданы в СССР, где были переклассифицированы в сторожевые корабли и получили обозначение «ЭК-1» - «ЭК-30». Первая группа из 10 кораблей («ЭК-1» - «ЭК-10») была принята советскими экипажами 12 июля 1945 года в Колд-Бэй (Аляска) и 15 июля убыла в СССР. В августе 1945 года эти корабли приняли участие в советско-японской войне. Остальные 18 кораблей («ЭК-11» - «ЭК-22» и «ЭК-25» - «ЭК-30») были приняты советскими экипажами в августе-сентябре 1945 года и участия в боевых действиях не принимали. 17 февраля 1950 года все 28 кораблей были исключены из состава ВМФ СССР в связи с возвратом ВМС США в Майдзуру (Япония).

Таким образом, принижение значения поставок военной техники, амуниции и продовольствия, которые осуществлялись американскими и британскими союзниками, было осуществлено исходя из идеологических принципов того времени. Это делалось якобы для того, чтобы утвердить постулат, что советская военная экономика имеет не просто большое, а просто огромное превосходство над экономикой капиталистических государств, причем не только Германии, но и Соединенных Штатов Америки и Великобритании.

В отличие от советской точки зрения, в американской историографии, как это практически постоянно бывает на Западе, роль ленд-лизовских поставок всегда представлялась решающим фактором в способности СССР продолжать вести войну против фашистской Германии.

Советский истребитель американской постройки Р-39 «Аэрокобра» (Airacobra), поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза, в полете.

Но какими бы то не были суждения, нельзя отрицать тот факт, что ленд-лиз оказал существенную поддержку советской стране в трудные времена.

Кроме того надо сказать, что на территории бывшего Советского Союза практически не осталось ничего, что бы служило напоминанием о героизме наших людей, которые перегоняли американские самолеты, водили и сопровождали транспорты, за исключением, разве что трех маленьких музеев и останков самолетов. В то же время на Аляске и в Канаде наблюдается совершенно противоположная картина – мемориальные доски и большие музеи, ухоженные кладбища. Каждый год в городах, по которым проходила трасса, устраиваются празднования в честь ветеранов.

Может, пора уже задуматься и хотя бы попытаться что-то изменить? Ведь это тоже часть той войны, забыть которую мы просто не вправе.

Итальянские солдаты у подбитого советского среднего танка М3 «Генерал Ли». Танки М3 «Генерал Ли» американского поставлялись в СССР по ленд-лизу. Лето 1942 г. Место съемки: юго-восточная Украина (Донбасс) или Ростовская область, сталинградское направление.

Редкое фото советских танкистов с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Американская техника оставлялась по ленд-лизу полностью укомплектованной - с экипировкой и даже стрелковым оружием для экипажа.

Советские летчики принимают американский средний бомбардировщик А-20 (Douglas A-20 Boston), передаваемый по ленд-лизу. Аэродром Ноум (Nome), Аляска.

буквально "заем-аренда") - система передачи Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Убедившись на опыте первой мировой войны, что поставки военных материалов союзникам в порядке кредита не обеспечивают достаточно выгодного возмещения, США в период второй мировой войны решили ввести другую систему, идея которой принадлежала президенту Ф. Рузвельту (см.) и которая, по его словам, должна была быть не "системой дебета и кредита", а системой взаимного военного снабжения. В январе 1941 Рузвельт выступил с предложением о создании системы Л., и, несмотря на оппозицию изоляционистов, конгресс США 11. III 1941 подавляющим большинством голосов принял закон о Л. Принятием закона о Л. отменялись прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам. Закон о Л. предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, оборону которой президент считал необходимой для безопасности США. Срок полномочий президента США по поставкам материалов и оказанию услуг был первоначально определен до 30. VI 1943, затем ежегодно продлевался, причем последний срок был установлен до 30. VI 1946. Однако уже 21. VIII 1945 правительство США объявило о прекращении поставок по Л. Фактически они были прекращены в сентябре 1945 всем странам, за исключением гоминдановского правительства Китая, поставки которому продолжались и в дальнейшем, являясь одним из важнейших средств американской интервенции в Китае. После принятия закона о Л. правительство США заключило со странами, получавшими помощь по Л., "основные соглашения о ленд-лизе" и "соглашения о взаимной помощи". Сумма ленд-лизовских поставок в среднем в 1941- 45 составила всего 15% общей суммы военных расходов США и свыше 50% экспорта США. В соглашениях, заключенных США с некоторыми странами, получившими ленд-лизовские материалы, были установлены следующие основные принципы урегулирования расчетов по Л.: 1. Материалы, уничтоженные, утраченные и потребленные во время войны, не подлежат никакой оплате. 2. Материалы, оставшиеся после окончания войны и пригодные для гражданских потребностей, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита. 3. Военные материалы остаются в странах, их получивших, но правительство США сохраняет за собой право истребовать эти материалы. В то же время правительство США заявляет, что оно, как правило, не воспользуется этим правом. 4. Оборудование, не законченное производством к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могут быть приобретены странами, для которых они заказаны, причем правительство США предоставляет долгосрочный кредит на оплату таких материалов и оборудования. По соглашению США с Англией от 6. XII 1945 об урегулировании отношений, вытекающих из Л., Англия обязалась уплатить 532 млн. долл. за оставшиеся после войны ленд-лизовские материалы и избыточное имущество, принадлежащее США, а также за сооружения США на территории Соединенного Королевства. Кроме того, Англия обязалась уплатить 118 млн. долл. как разницу между стоимостью взаимных поставок товаров и услуг, предоставленных правительствами США и Англии через систему Л. после победы над Японией. Общая сумма в 650 млн. долл. подлежит выплате Англией в течение 50 лет начиная с 31. XII 1951 равными частями ежегодно с начислением с 1951 процентов по ставке 2% годовых. Значение помощи, предоставленной в ходе войны по Л., не следует преувеличивать. В частности Советская Армия, сыгравшая решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, получила от советской промышленности неизмеримо большее количество танков, самолетов, орудий и других видов вооружения, чем от США по Л. Удельный вес поставок союзниками промышленных товаров в СССР по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за период военной экономики составил всего лишь около 4%. Огромные материальные потери, понесенные Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников, ни в коей мере не компенсировались помощью, полученной от США по Л. Характерно, что СССР получил в несколько раз меньше поставок по Л., чем Британская империя, хотя роль последней в войне не могла идти ни в какое сравнение с ролью Советского Союза. Хотя Рузвельт и заявлял, что единственной важной выгодой, которую получат США от поставок по Л., является содействие скорейшему разгрому Германии и Японии, на деле Л. облегчил США их экономическое проникновение в страны Европы и Азии. Л. в значительной степени способствовал расширению производства США в годы войны за счет увеличения правительственных военных заказов для поставок вооружения союзникам. Поэтому система Л. усилила экспансионистские тенденции в США, поскольку американские товары не находят после войны достаточных внутренних рынков сбыта из-за снижения жизненного уровня широких масс населения США. Как во время войны, так и особенно после ее окончания в системе Л. имели место существенные отклонения от тех целей, ради которых она формально вводилась. Еще в годы войны США осуществляли поставки по Л. странам, не только не входившим в антигитлеровскую коалицию, а, наоборот, оказывавшим поддержку Германии (напр., Турции). После второй мировой войны правительство США применяло Л. в открыто реакционных целях, продолжая поставки оружия и других материалов правительству Чан Кай-ши для борьбы против демократических сил Китая. В отношении Англии, Франции и других капиталистических стран Л. способствовал экономическому и даже политическому подчинению их Соединенным Штатам, что проявилось как при урегулировании расчетов по Л., так и особенно в ходе проведения США "плана Маршалла". Советский Союз и Соединенные Штаты заключили 15. X 1945 соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита Советскому Союзу Соединенными Штатами оборудования, имевшегося в наличии или заказанного по Л., но не поставленного к этому времени, на общую сумму в 244 млн. долл. В декабре 1946 США односторонне прекратили поставку оборудования для СССР по этому соглашению, нарушив, таким образом, свои обязательства.

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

21 августа 1945 года президент Труман объявил об окончании программы ленд-лиза, однако Великобритания и Китай продолжали получать товары на основе наличных расчётов и кредитов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ЕСЛИ БЫ НЕ США, СССР БЫ ПРОИГРАЛ (ПРОГРАММА ЛЕНД-ЛИЗА)

    ✪ Ленд Лиз документальный фильм

    ✪ Ленд-Лиз. Альтернативные маршруты (8 серия из 8) 2013

    ✪ Ленд-Лиз. Сила движения (5 серия из 8) 2013

    ✪ Автомобильный ленд лиз

    Субтитры

    Мастерская скиб энд пар создает оргинальные футболки с классово-верными принтами. Рассмотреть работы детальнее и заказать то что понравилось можно по ссылке в описании. Скиб энд пар, история учит. Вопрос на сколько сильно экономическая помощь США повляла на победу СССР остается спорным. Советские историки как правило под действием идейных соображений принижали значение ленд-лиза, вообще гумманитарные науки в СССР сильно пострадали из-за идеологизации и были не объективны. Так вот, а западная риторика наоборот, преувеличивает значение ленд-лиза. Что такое ленд-лиз, для тех кто не шарит? Это государственная программа США по которой они передавали странам союзникам боепрепасы, технику, продовольствие, сырье и так далее. Я был бы необъективным если бы не упомянул о довольно заманчивых условиях закона о ленд лизе, который был подписан 11 марта 1941 года, вся поставленная техника и материалы, которые были использваны, уничтожены и больше непригодны для экспулатации не подлежат оплате. Все что останется после войны и будет возможно для использования в гражданских целях должно быть оплачено или если потребуется, возвращено на территорию США. Не смотря на то что функционировать данный закон начал 11 марта 41 года, на сотвеский союз в тот период он не распространялся, сама программа ленд лиза была направлена в первую очередь на помощь Великобритании, в апреле в программу был включен Китай, а Советский союз только в конце сентября - начале октября. Я ознакомился с довольно большим количеством работ посвященным ленд-лизу, в попытках выяснить чем руководствуются разные стороны, и пришел к такому выводу, что те исследователи, которые говорят, о том что без ленд-лиза советский союз бы проиграл, в основу своих доказательств берут общую статистику поставок, в которой видно, что многие товары, которые поставлялись в СССР были близки в процентном соотношении к собственному производству Советского Союза или даже больше, давайте посмотрим общую статистику некоторых товаров поставленных по ленд-лизу за период с 41 по 45 года: Например меди в СССР было произведено 534 тысячи тонн, а поставленно по ленд лизу 404, что в процентом соотношении равняется 76%, что довольно много. Алюминия так вообще 106%, олова 223, а мясных консервов 480% от производенных в СССР, ну прям какие-то бешенные цифры, действительно создается впечатление, что программа ленд-лиза была просто огромных масштабов. В чем же здесь подвох? Дело в том, что здесь идет отрыв статистиски, от непосредсветнно самих военных действий, данная статистика сухая, и не рассказывает о положении на фронте, и как эти поставки на него повлияли и повлияли ли вообще, не говорится сколько поставленно например в тяжелом 41 году, сложнейшем 42, может в 41 было поставленно всего лишь 5% от общего числа, а в 44 условно 80% когда красная армия уже была в контрнаступлении, и поставка этих товаров уже никак не влияла, плюс для военных действий более важными товарами явлились не кобальт и олово, а танки, самолеты, оружие. В общем давайте разбираться. Ленд-лиз состоял из 4 протоколов, первый протокол а.к.а московский протокол функционировал с 1 октября 41 по 30 июня 42 года, второй с 1 июля 42 по 30 июня 43, третий протокол с 1 июля 43 по 30 июня 44, четвертый с 1 июля 44 по 12 мая 45, но затем был продлен до 20 сентября 45 из-за обещания советского союза вступить в войну с японией. А какой из всех периодов войны был самый тяжелый для ссср? Лето-осень 41, когда германия оккупировала значительные советские территории, были захвачены основные объекты промылшненности, в оккупации оказались миллионы людей, а промышленность в это время работала не на создание вооружение, а на перебазирование предприятий из прифронтовой зоны в Урал и Сибирь, именно в этот период, СССР нуждался в помощи больше всего. 30 июня 1941 года советское правительство обратилось к властям сша о закупке товаров: станков и оружия. Данная заявка была рассмотрена только 18 июля 41 года, и была удовлетворена только на пол процента, причем в экспорте оружия и вовсе был дан отказ. То есть о какой-то существенной помощи с июня по октябрь 41 не может быть и речь. С 1 октября на совесткий союз начал распространятся закон о ленд-лизе, и был подписан так называемый московский протокол и давайте остановимся на нем. Стоит отметить, что поставки должны были поступать не только с территорий США, но и так же Великобритании. По этому протоколу, самыми важными поставками являлось вооружение. По данному протоколу американцы и англичане согласились поставлять ежемесячно по 400 самолетов, по 500 танков, обязались поставить в течении 9 месяцев 152 зенитные пушки, 756 противотанковый орудий, 5000 автомобилей и так далее. Сколько же по факту получил Советский Союз? До конца 41 года США поставили всего лишь 204 самолета, хотя должны были 600, вместо 750 легких танков, поставленно только 182. Были и транспортные проблемы, иногда торговые пути оказывались под вражеской атакой, в результате атак противника на конвои из 1822 анлийский самолетов, 288 были потоплены, не добравшись до берегов, из 2443 английский танков, на дно отправились 470. Более того, даже дошедшие до советский берегов товары, зачастую не устраивали по качеству советскую сторону, так например, английские истребители Харрикейн сильно уступали в маневренности и вооружении советским и немецким моделям. Иногда по первому протоколу поставлялись бесполезные для советской промышленности детали, например Наркомат ВМФ в 1942 году отказался принимать аккумуляторы для подлодок в сухом виде: «Приведение сухих батарей в рабочее состояние возможно только при условии сокращения программы производства отечественных батарей, так как производственная база промышленности в настоящее время значительно сокращена в связи с выходом из строя двух Ленинградских аккумуляторных заводов». Проблемы были и со стороны Советског Союза, на начало программы ленд лиза для СССР фактически принимать товары могли только два порта Мурманский и Архангельский, оба этих портов не были готовы для принятия крупнотоннажных товаров, в итоге в первое время в эти порты выстраивались очереди. В попытках улучшить положение в лондон была направлена группа из 14 военных советских специалистов, только в лондоне выяснилось, что практически никто из них не знает английского, более того, в этой группе специалистов не хватало специалистов в других областях, например профессионала-вооруженца, в итоге из-за не знания этой комиссией некоторых вещей в строении советской техники, из англии долгое время поставлялись запчасти по британским стандартам, которые не подходили советским машинам, то есть вовсе были не пригодны. В США вообще были отправлены некомпитетные люди, из семи сотрдуников Артиллерийского отдела Амторга в США, четверго вообще не разбирались в вопросах артиллерии. Многие товары ломались не только при транспортировке, но и уже на территории СССР, уже по вине советской стороны, например глава морской секции военной миссии США в СССР контр адмирал Олсен указывал: «Нашими представителями замечено в Ваших портах, что обращение с материалом в некоторых случаях таково, что даже самая лучшая упаковка на экспорт не выдержит». За период действия Московского протокола то есть с октября по июнь включительно великобритания поставила в СССР, 1323 истребителя из обещанных 1800, 1442 танков из обещанных 2250, 1049 бронетранспортеров «Брен» из 1800 обещанных и так далее. Но Британия отставала от обещанных заявлений не так сильно как США, американцы из обещанных 900 бомбардировщиков поставили лишь 267, 278 истребетелй вместо 900, 363 средний танка вместо 1125, 420 легких танков вместо 1125 и так далее. Возглавлявший наркомат внешней торговли А. Микоян в письме Сталину от 23 июля 42 года писал: «Оценивая выполнение обязательств по Протоколу Англии и США, нужно отметить, что Англия приступила своевремнно к выполнению своих обязательств и выполняла их более аккуратно, чем США. США приступили к выполнению своих обязательств позднее - поставки начали развиваться в в полной мере лишь с марта 1942 г. Отсюда невыполнение обязательств по большинству позиций Протокола и наличие больших путевых остатков». Все эти поставки самолетов и танков не идут ни в какое сравнение с тем, сколько танков и самолетов произвел СССР самостоятельно, за период с июля 1941 до конца 1942, в СССР было произведенно 29,9 тысяч самолетов и 29,2 тысяч танков. Количество танков поставленных за этот период по ленд лизу относительно советского производства ровнятеся 14%, а самолетов 10%, это без учета такнов и самолетов, которые СССР уже имел до 41. Причем нужно учитывать, сколько из этих поставленных машин было реально пригодно, сколько забраковано, через какое время они попали на фронт и были использованы, и фактически можно прийти к такому выводу, что в самое сложнешее для СССР военного периода, война с фашистами велась преимущественно собственными военными силами СССР. Более того, 90% от общего объема поставок по ленд-лизу пришли не на 41 и 42, а на 43 и 44, в период контрнаступления советской армии. Но неужели ленд лиз оказался для СССР вовсе бесполезным? Нет. Ведь помимо промышленного ленд-лиза был еще сырьевой и продовольственный. Очень важеной для советского производства оказалась поставка метизов - пружин, стальных канатов, лент стальной прокатки, болтов, гаек, заклепок, гвоздей, труб, так как из-за переброски заводов в этот период СССР не мог самостоятельно производить этот продукт. С конца 42 года, по ленд лизу стали отправлятся консервированное мясо, сало-шпик, яичный порошок, различные копчености. А.И. Микоян скажет о продовольственном ленд лизе: «Когда к нам стали поступать америкашнская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые допольнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу». Сколько же всего составляет ленд-лиз от собственного советского производства? В Советском союзе официальной позицией считалось мнение Вознессенского, который озвучил цифру в 4%. Методика подсчета Вознесенского сегодня у многих специалистов вызвала вопросы, поэтому много кто его пересчитывал, и если обощить, то разные исследователи насчитывают от 7 до 11%. Но, нужно понимать, что помимо поддержки Советского союза, США поддерживали и фашисткую Германию, например нефтянная компания «Стандарт Оил» лишь по одному концерну продала Гитлеру бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов. Объяснение такому поведению Америки дает предсадетель сенатского комитета и будущий президент США Гарри Трумэн: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и пусть они убивают друг друга как можно больше….». Причем даже если рассматривать только ленд лиз, то ссср получал от США в разы меньше, чем например Великобритания, и качество товаров предназначенных для ссср был в разы хуже, что вызвало вопросы у советского правительства. Сталин в присутствии послов США и Англии спросил: «Почему английское и американсое правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами?» Речь шла об отсталых американских самолетах П-40 и английских «Харрикейн», когда они могли поставлять например «аэрокобры». Был даже случай, когда американцы решили все-таки поставить в СССР 150 аэрокобр через британию, но англичане оставили их себе. Сталин задал очередной вопрос послам: «Советские люди отлично знают, что и американцы, и англичане имеют самолеты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолетов не поставляются в Советский Союз», на что английский посол не придумал ответить ничего другого кроме это: «Эти 150 машин в руках англичан принесут гораздо больше пользу общему делу собзников, чем если бы они попали в Советский Союз…» Да, только вот воевал в основном как раз только советский союз, и постарадал он сильнее всех, когда англичане на войне потеряли 450 тысяч человек, Советский Союз 26 млн 600 тысяч. Какой итог можно подвести? Являлся ли ленд лиз помощью для СССР? Ну конечно являлся, чего стоил только продовольственный ленд лиз. Но являлся ли ленд лиз ключевым фактором в победе СССР над германией, если бы ленд лиза не было СССР бы проиграл? Конечно нет, основной процент поставок по ленд лизу пришелся на период когда уже закончилось формирование контрнаступления, а предыдущий период ленд лиза никак не повлиял на складывание этого самого контрнаступления.

Объёмы поставок и значение ленд-лиза

Материалы на общую сумму в $50,1 млрд (около $610 млрд в ценах 2008 года ) были отправлены получателям, в том числе:

Получатель \ Помощь в долларах в ценах: 1941-1945 годов, млрд 1990 года, млрд 2008 года, млрд
Великобритания Великобритания 31,4 233,18 384,12
СССР СССР 11,3 83,92 138,23
Франция Франция 3,2 23,76 39,15
Китайская Республика Китайская Республика 1,6 11,88 19,57

Послевоенные выплаты по ленд-лизу (например, аренда авиабаз), полученные США, составили $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд - от Великобритании и Британского Содружества . Обратный ленд-лиз от СССР в США составил $2,2 млн .

Значение ленд-лиза в победе антигитлеровской коалиции над странами «оси» иллюстрирует следующая таблица, которая показывает ВВП основных стран - участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд международных долларов в ценах 1990 года . Следует учесть что ряд стран, например США, присоединились к военным действиям только в 1941 г и суммирование в период 1938-40 гг не совсем корректно.

Валовой внутренний продукт по странам и годам.
Страна/Год 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Страны оси
Австрия 24 27 27 29 27 28 29 12
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117 -
Франция - - - 130 116 110 93 -
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
Страны «оси» всего: 685 746 845 911 902 895 826 466
Страны антигитлеровской коалиции
СССР 359 366 417 359 274 305 362 343
Франция 186 199 164 - - - - 101
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1 094 1 235 1 399 1 499 1 474
Антигитлеровская коалиция всего: 1 629 1 600 1 331 1 596 1 862 2 065 2 363 2 341
Соотношение ВВП,
союзники/страны Оси:
2,38 2,15 1,58 1,75 2,06 2,31 2,86 5,02

К декабрю 1941 года суммарный ВВП СССР и Великобритании соотносился к ВВП Германии и её европейских союзников как 1:1. Это обусловлено тем, что к этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и сколь-нибудь существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания проигрывала битву за Атлантику , что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком зависимой от внешней торговли.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из почти 200 млн человек населения около 78 млн осталось на оккупированных территориях .

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её сателлитам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году. В течение всего 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР .

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в её битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну с США .

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники в СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысяч тонн авиационного топлива , миллионами снарядов для орудий и десятками миллионов патронов для пистолет-пулемётов и пулемётов (отличающихся от применяемых в СССР калибров оружия), запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолётов и автомобилей. Уже с 1943 года, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и т. п.) и станки для советской промышленности .

Поставки в СССР

Подписание договоров по ленд-лизу

Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:

  • «пре-ленд-лиз» - с 22 июня по 30 сентября
  • первый протокол - с 1 октября по 30 июня (подписан 1 октября )
  • второй протокол - с 1 июля по 30 июня (подписан 6 октября )
  • третий протокол - с 1 июля по 30 июня (подписан 19 октября )
  • четвёртый протокол - с 1 июля , (подписан 17 апреля ), формально завершился 12 мая , но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией , в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа ). С советской стороны он получил наименование «Программа 17 октября» (1944 г.) или Пятый протокол; с американской - «Программа „Майлпост“». Япония капитулировала 2 сентября 1945 года , а 20 сентября все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.

Маршруты и объём поставок

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941-1942 гг. После нападения Японии на США 7 декабря 1941 поставки по ленд-лизу были приостановлены, и продолжены 28 декабря 1941 с намерением нагнать отставание к 1 апреля 1942 года. . Однако, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года. Из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков , которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 г., поступило 669 самолётов (для сравнения - на 1 октября 1941 года в составе 3 фронтов защищавших Москву было 568 самолетов и из них 389 исправных ) и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов , 783 танка , в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16502 грузовые автомашины, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.

Основные маршруты и объём транспортированных грузов приведены в нижеследующей таблице:

Маршруты поставки тоннаж, тыс. т % от общего
Тихоокеанский 8 244 47,1
Трансиранский 4 160 23,8
Арктические конвои 3 964 22,6
Чёрное море 681 3,9
Советская Арктика 452 2,6
Всего 17 501 100,0

Три маршрута - тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои - обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои . В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов из-за деятельности Люфтваффе и Кригсмарине оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2 недель.

Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину ещё не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР .

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией , и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.

Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2972 тонн грузов.

Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран . С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тыс. тонн в месяц, а во второй половине 1943 - до 200 тыс. тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии , до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации . Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.

Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors . Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хорремшехре . Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей . Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран - Ашхабад, Тегеран - Астара - Баку, Джульфа - Орджоникидзе.

Черноморский маршрут стал активно функционировать с начала 1945 года, когда после освобождения Греции суда стали проходить через проливы .

Следует отметить, что в годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолёты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив , по другому - через Аляску , Чукотку и Сибирь . По второму маршруту, известному под названием «Алсиб » («Аляска - Сибирь»), было переброшено 7925 самолётов .

Владивосток за годы войны переработал импортных грузов почти в 4 раза больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельска (имеется ввиду вся группа беломорских портов) .

Грузы, поставляемые союзниками в Советский Союз в рамках ленд-лиза по месяцам и маршрутам доставки

В период с июня 1941 по май 1945 года, из Великобритания доставлены в СССР в общей сложности 4 млн тонн военных грузов, включая продукты питания и медикаменты. Стоимость поставленных Великобританией в СССР вооружений составила £ 308 млн. фунтов(не включая военно-морских вооружений), стоимость продуктов питания и сырья составила £ 120 млн. фунтов. В соответствии с англо-советским соглашением от 27 июня 1942 года военная помощь отправленная из Великобритании в Советский Союз во время войны была полностью бесплатной

Размер помощи Советскому Союзу со стороны Соединенных Штатов в рамках ленд-лиза по годам достиг следующих размеров (в млн. долларов) :

Год Все продукты военное снаряжение товары мирного назначения
1941 29,5 29,5 0
1942 1363,3 723,7 639,6
1943 2965,9 1291,1 1674,8
1944 3429,1 1060,4 2368,7
1945 1372 732,9 639,1

Всего Советский союз получил помощи на 9,4 миллиардов долларов, из них 41,15% военного снаряжения. С расходами на перевозку помощь Соединенных Штатов достигла 11,3 миллиардов долларов.

Номенклатура и значение поставок

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении промышленности и армии СССР. Поставки военной техники сведены в нижеследующую таблицу.

Продукция Поставки из США Поставки из Британской Империи Производство в СССР (1941-45) Соотношение(Поставки/Производство)
Летательные аппараты 11400 более 7000 157 261 11,7%
Бронетехника (Танки, Сау, БМП, БТР) 12000 6564 105 251 16,3%
Грузовые машины 427 284 5232 265600 163%
Локомотивы 1977 4 нет данных неизвестно
Мотоциклы 35170 1721 27 216 130%

В Советский Союз в рамках ленд-лиза также было поставлено: Тракторов 8 071штук; Винтовок 8 218 штук; Автоматического оружия 131 633 штук; Пистолетов 12 997 штук; Взрывчатые вещества : 345 735 тонн(в том числе Динамита 31 933 тонн; Толуола 107 683 тонн; Тротила 123 150 тонн); Пороха 127 000 тонн; Детонаторов 903 000 штук; Оборудования зданий на $10 910 000; Товарных вагонов 11 155 штук; Локомотивов 1 981 штук; Грузовых судов 90 единиц; Противолодочных кораблей 105 единиц; Миноносцев 197 единиц; Подводных лодок 105 единиц; Радиолокаторов 445 единиц; Двигателей для кораблей 7 784 штук; Запасов продовольствия 4 478 000 тонн; Машин и оборудования на $1 078 965 000; Стали 2 800 000 тонн; Цветных металлов 802 000 тонн; Нефтепродуктов 2 670 000 тонн; Химикалий 842 000 тонн; Хлопка 106 893 тон;н Кожи 49 860 тонн; Шин 3 786 000 штук; Армейских ботинок 15 417 000 пар; Одеял 1 541 590 штук; Этанола высокой очистки(для изготовления взрывчатых веществ) 331 066 литра.

Важное значение для Советского Союза вообще и для Красной Армии в частности, имели ленд-лизовские поставки продовольствия. Можно уверенно утверждать, что 1943-1945 годах отечественное сельское хозяйство, абсолютно разоренное войной, было не в состоянии прокормить многомиллионную армию. Острейший продовольственный кризис разразился в 1943 году, когда и без того крайне скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года потеснили в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем объеме ввезенных в конце войны грузов продовольственные заняли свыше 25% тоннажа. По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет.

Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК и создания армии.

Во второй половине войны основным шасси для «Катюш» стали ленд-лизовские «Студебеккеры ». В то время как Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для «Катюш», в СССР после 22 июня было выпущено для этой цели всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6). Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война .

СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей. За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счёт импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % - отечественных.

Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изъятых из народного хозяйства по мобилизации. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 76-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Dodge 3/4 т , буксирующий орудия противотанковой артиллерии до 88 мм. Большую роль сыграл легковой автомобиль Willys с двумя ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надёжным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Willys применялся в качестве лёгкого тягача для противотанковой артиллерии до 45 мм. Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Ford (на базе машины Willys), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и GMC (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ.

СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР; но до войны СССР имел 25 000 локомотивов ) и 11 075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тыс. автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265,6 тыс. автомобилей и 27 816 мотоциклов (здесь необходимо учитывать довоенное количество техники).

США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками - 2 млн 586 тыс. тонн) - почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией . Наряду с самолётами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).

Для лучшего понимания масштаба помощи по ленд-лизу достаточно посмотреть на официальные цифры о размерах внешней торговли СССР в 1940 году. Н. Вознесенский, бывший председатель Государственной плановой комиссии, опубликовал следующие данные о вывозе и привозе товаров в СССР, в миллионах советских рублей и долларов на Внешнеторговый баланс Советского Союза в 1940 году :

Таким образом, совокупные поставки по ленд-лизу превысили среднегодовой импорт Советского Союза более чем в 50 раз. Если перевести данное соотношение на Внешнеторговый баланс современной России то помощь составила более 10 триллионов долларов.

Совокупная помощь США оказанная по Лен-лизу, соответствует 50000 тоннам золота(оценка на основе золотого стандарта 1944 г.), что почти в два раза превышает современные совокупные золотые запасы всех стран мира(включая США) .

Совокупные поставки из США для американских войск в Европе с января 1942 по май 1945 года составили 22 миллионов тонн (включая вооружения, боеприпасы, топливо и продовольствие), что лишь на 20% выше чем совокупные поставки для СССР (17,5 млн. тонн).

Так же интересен факт что совокупный тоннаж помощи по ленд-лизу за три с половиной года 17,5 млн. тонн, примерно соответствует совокупному экспорту зерна СССР за десять лет за период с 1930 по1940 год включительно, который составил 19,5 млн тонн зерна (на сумму около 200 млн. долларов).

Подсчет общей доли поставок по Лен-лизу в общем военном производстве СССР, является крайне сложной задачей, т.к. многие документы по военному производству и их компонентам засекречены до сих пор. Довольно часто поставки по ленд-лизу включались в состав национального производства. Например Казанский пороховой завод изготовил более 103 000 тонн пороха, в том числе порохов особой доставки (поставленных союзниками по ленд-лизу) за годы войны было использовано порядка 22 000 тонн. Учитывая что данный завод производил заряды для «Катюш », которые требовали другой состав пороха(менее плотного), то неясно какая доля в производстве пороха в итоговом подсчете была преобладающей. Такая же проблема подсчетов существовала почти на всех производствах СССР во время войны.

Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны ниже :

Материалы Производство СССР Ленд-лиз Соотношение, %
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %
Медь, тыс. тонн 534 404 76 %
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %
Олово, тыс. тонн 13 29 223 %
Кобальт, тонн 340 470 138 %
Авиабензин, тыс. тонн 4700 (5500) 1087 23 %
Автомобильные шины, тыс. штук 5953 ("Народное хозяйство СССР 1941-1945", с.61) 3659 62 %
Шерсть, тыс. тонн 360,5 (там же, с. 18) 98 10 %
Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %
Мясные консервы, млн банок 432,5 2077 480 %
Жиры животные, тыс. тонн 565 602 107 %

Долги по ленд-лизу и их выплата

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года . За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.

Великобритания

Объём долгов Великобритании перед США составил 4,33 млрд долларов США, перед Канадой - 1,19 млрд долларов США. Последний платёж в размере 83,25 млн долларов США (в пользу США) и 22,7 млн долларов США (Канада) был проведён 29 декабря .

Китай

Долг Китайской Республики (Тайваня) перед США за поставки по ленд-лизу составил 187 млн $. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику (КНР) единственным законным правительством Китая, а следовательно, и наследником всех предыдущих договорённостей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу . Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР

Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $. Согласно закону о ленд-лизе оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. В США изначально было рассчитано, что сумма подлежащая оплате за уцелевшую технику составляет 1,3 млрд. $. На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн. $ и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели. В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $ . По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента . Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые были закреплены ещё в марте 1946 году.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году . По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга . Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год, и сумма - 674 млн $ .

В 1992-1994 годах, однако, Российская Федерация подписала со странами-правопреемниками СССР двусторонние соглашения о «нулевом варианте», согласно которым РФ принимала на себя обслуживание всего государственного долга бывшего СССР в обмен на отказ других республик от доли в активах СССР . В связи с этим, 2 апреля 1993 года правительство РФ заявило о принятии на себя ответственности по всем долгам СССР.

Технически долги СССР были разделены на долги правительствам (Парижский клуб), и долги частным банкам (Лондонский клуб); долг за ленд-лиз был долгом правительству США, то есть частью долга Парижскому клубу. Россия полностью погасила свою задолженность перед Парижским клубом в августе 2006 года .

Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1.3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %. , т.е. 6.5% от общей стоимости полученных СССР поставок. Так же надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции. В ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов.

Франция

Ленд-лиз. Оценки и мнения государственных и военных деятелей, политиков, историков, публицистов

В начале сентября 1941 года в телеграмме к У. Черчилю, И. В. Сталин просил как можно скорее предоставить помощь Советскому Союзу:

…Все это привело к ослаблению нашей обороноспособности и поставило Советский Союз перед смертельной угрозой. Здесь уместен вопрос: каким образом выйти из этого более чем неблагоприятного положения? Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30-40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних). Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союзникам своими активными действиями на фронте борьбы с гитлеризмом.

Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2 - х томах 1958: М. Госполитиздат

Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом - кровавым гитлеризмом.

Оригинальный текст (англ.)

Your decision, Mr. President, to grant the Soviet Union an interest-free loan to the value of $1,000,000,000 to meet deliveries of munitions and raw materials to the Soviet Union is accepted by the Soviet Government with heartfelt gratitude as vital aid to the Soviet Union in its tremendous and onerous struggle against our common enemy - bloody Hitlerism .

В записке № 1447-с от 27 мая 1963 г. Председателя Комитета Госбезопасности В.Е. Семичастного в ЦК КПСС о настроениях Г.К. Жукова отмечено следующее:

…Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии

Карпов В. В. Маршал Жуков: Опала. - М.: Вече, 1994.

Высоко оценивал роль ленд-лиза А. И. Микоян , во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

- … когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер », «Форд», легковые «Виллисы » и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.

Да-а… - задумчиво протянул Микоян. - Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали .

Первую официальную историческую оценку роли ленд-лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году :

…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %.

См. также

Примечания

  1. «В СССР не раз признавали огромное значение техники и материалов, необходимых для ведения боевых действий, поступавших из Соединённых Штатов при участии Англии в Советский Союз. Но в 1942 году согласованные планы этих поставок были выполнены только на 55 процентов. В сложнейшее время подготовки Курской операции (в Вашингтоне и Лондоне об этой работе знали) поставки были прерваны на 9 месяцев и возобновились только в сентябре 1943 года. Такой длительный перерыв - это вопрос не технический, но политический!» . О. Б. Рахманин не вполне точен: прекратились не на 9 месяцев, а на 6 и только по Северному морскому пути. На Дальнем Востоке и через Иран, они в этот период увеличились .
  2. Подписан Первый протокол по ленд-лизу между СССР и США, на сумму в $1 млрд, сроком действия до 30/06/1942.
  3. На сегодняшний день во всём СНГ известны места сохранившихся десяти реактивных миномётов «Катюша», которые были созданы на базе отечественных грузовиков ЗиС-6 . Один находится в Петербургском артиллерийском музее , второй - в Запорожье . Третий миномёт на базе «полуторки» стоит, как памятник, в Кропивницком . Четвёртый стоит в Нижегородском кремле . Пятый - в музее под открытым небом «Военная горка » в Темрюке . Ещё один экземпляр расположен в ПГТ Яковлево Белгородской области около Прохоровки (см. фото). Седьмой находится в Москве, на территории бывшего НИИТП. Ещё два реактивных миномета на базе ЗиС-6 находятся на территории Севастопольской диорамы в Крыму (см. фото от 05.08.2011). Десятая установлена на территории Краснодара, как памятник
  4. Тепловозы Д а и Д б , паровозы Ш а , Е а  и Е м

Источники

  1. Ленд-лиз (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Русский орфографический словарь: около 180 000 слов [Электронная версия] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. , 2004. - 960 с.
  2. Закон о ленд-лизе . История США в документах. - Перевод закона на русский язык.
  3. Mutual Aid Agreement Between the United States and the Union of Soviet Socialist Republics: June 11, 1942
  4. lend-lease (англ.) . The Columbia Electronic Encyclopedia . Проверено 18 ноября 2015.
  5. 50,1 $ 1944 года в ценах 2008 года
  6. Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  7. Пересчёт произведён на основе официальных данных по инфляции в США за 1913-2008 годы от Bureau of Labor Statistics (США)
  8. Marcus R. Erlandson "The Big "L" - Lend-Lease: An Assessment of a Government Bureaucracy - Alan Gropman, 1997, National Defense University Press, Washington DC
  9. Подробно методология составления данной таблицы освещена в статье Военное производство во время Второй мировой войны .
  10. до 8 сентября 1944 года
  11. до 25 августа 1944
  12. О. Б. Рахманин . ) [ ]


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...