Лермонтов михаил - три пальмы. «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Читать стих «Три пальмы» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит всем любителям притч. Это произведение, написанное в 1838 году, имеет собственный глубокий и философский смысл. Основными персонажами стихотворения становятся сами пальмы, которые находятся в пустыне. Стихотворение затрагивает религиозные темы и проблему взаимоотношений человека с природой. Такие вопросы появляются во многих произведениях Лермонтова. Он всегда пытался найти ответы на самые странные загадки окружающего мира. А творчество использовал, как способ общения с собой, попытку размышлять и предполагать, возможность выразить мысль, высказать мнение.

Текст стихотворения Лермонтова «Три пальмы» передает суть того, что этот оазис является местом, недоступным для живых существ. Казалось бы, оно создано для того, чтобы стать спасением для потерявшегося путника. И пальмы взывают к Богу с этими очевидными мыслями. Тот, словно услышав их, отправляет к оазису людей, не способных оценить невероятную красоту этого места. Пальмы теряют свою красоту, становясь простым топливом. Оазис разрушен, на его месте остается лишь пустыня, такая, какой она должна быть. Такое болезненное воздействие человека на природу вызывает грусть и тоску. Действительно, люди не всегда могут порадоваться тому прекрасному, что дает им окружающий мир. Они думают о чем-то другом, земном, не столь важном. Гордыня мешает им увидеть все так, как оно есть на самом деле. Она застилает взор невидимой пеленой, закрывая все поистине прекрасное и невероятное.

Одним из основных вопросов, поднятых в произведении, является религиозный момент. Автор словно намекает на то, что не всегда прошения, направленные к Богу, приведут к осуществлению мечты. Многие не понимают, что их грезы могут принести лишь боль и разочарования. Не всегда цель оправдывает средства. Гордыня, которая осуждается в произведении, зачастую приводит к полному саморазрушению. Лермонтов пытается уберечь читателя от попыток получить нечто недосягаемое. Всегда нужно помнить, что мечты могут осуществляться, поэтому мыслить нужно правильно, и не стоит забывать о последствиях. Такой философский посыл несомненно следует учить на уроках литературы в старших классах. Полностью произведение можно прочесть онлайн или скачать на нашем сайте.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

напишите пожалуйста комментарии о стихотворении утес три пальмы листок тучи лермантов срочно

Ответы:

Михаил Юрьевич Лермонтов - мой любимый поэт. В его стихах мне слышатся то призыв к действию, неукротимая жажда жизни, то одиночество и скрытая печаль. Волнует поэта и философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своем стихотворении «Три пальмы». В далеких степях аравийской земли среди раскаленного песка и знойного ветра росли три пальмы. Их широкие зеленые листья давали тень для холодного ручья, бьющего в этом оазисе и дарящего надежду и радость усталым путникам. Однако пальмам мало благодарности одиноких путешественников: Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор! Вероятно, небо услышало ропот пальм потому что тут же на горизонте показался большой богатый караван. Красивые и веселые люди остановились в тени высоких деревьев, родник щедро напоил их свежей ключевой водой. Однако у караванщиков другое представление о смысле жизни, их интересует только собственный комфорт и удобства. Не задумываясь о других, не заглядывая в будущее, люди без сожаления срубили пальмы, уничтожили оазис для того, чтобы провести ночь у веселого костра. Наутро караванщики ушли, оставив живительный ручей погибать среди «знойных лучей летучих песков». Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы». Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли, - пишет поэт. И нам сразу представляются раскидистые высокие красавицы, которые берегут под «кущей зеленой», дарящей отдых и прохладу, ленточку ручейка с холодной водой. Многие годы журчал студеный родник, а роскошная листва ждала под свою тень уставшего путника. Но никто не приходил к пальмам и не склонялся к живительному ручью, напрасно ждали они странника, который, утомившись от зноя, остановился бы отдохнуть в тени деревьев, с благодарностью приник к «влаге студеной» родника. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» - обращаются пальмы к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что же ждет их в ответ? Небо услышало мольбу: вдали появился долгожданный караван. Устроились путники отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины водой из родника. Казалось бы, оправдались наконец долгие годы ожидания. Но, лишь только спустился вечер, жестокие люди срубили под корень деревья. Дети оборвали зеленую листву, сами пальмы были безжалостно изрублены, «и медленно жгли их до утра огнем». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя лишь бесплодную почву. И что же мы видим теперь? Вместо зеленой сени листьев, «ныне все дико и пусто кругом». Не с кем пошептаться роднику. Он уже не струится, как прежде, журча холодной волной. Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит... Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна! Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте угадать кто его автор.

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нём терялся мыслию послушной.

  1. Определение темы и целей урока

Кто может предположить тему урока?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

Откройте ваши тетради и запишите тему урока «М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы» .

Каковы цели нашего урока?

5. Работа по теме урока

1) Давайте начертим опорную таблицу.

Какие художественные особенности мы можем назвать, только прочитав заглавие стихотворения?

Прочитаем подзаголовок, какую роль он играет?

Давайте прочитаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения учителем.)

Вопросы на восприятие текста .

Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?

Давайте запишем тему в опорную таблицу.

Как вы поняли главную мысль стихотворения?

Запишем основную мысль в таблицу.

В тексте стихотворения встречаются незнакомые слова, давайте посмотрим, что они обозначают.

2) Словарная работа

Аравийская земля (показать на карте)

Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.

Оазис - место в пустыне, где есть растительность и вода.

Шатры - большие палатки, крытые тканью, коврами.

Арабы - народ

Фарис - породистый конь, скакун.

3) -Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.

Запишем определение в тетрадь.

Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.

Беседа по содержанию:

Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта).

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)

4. Какие деревья там растут? (пальмы)

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

Проведите исследование произведения и составьте план стихотворения:

А) Жизнь гордых пальм в пустыне.

Б) Их обращение к Богу.

В) Появление каравана.

Г) Пальмы встречают гостей.

Д) Гибель “питомцев столетий»

Е) “Все дико и пусто кругом”.

Учащиеся оглашают результаты исследования.

  1. Закрепление

1) - .Кто главные герои стихотворения?("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

Как проходит их жизнь?(Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

Почему пальмы недовольны своей жизнью? Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?(Покой нарушен появлением людей).

- Какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

- Найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? Им стало холодно).

С кем сравнивает пальмы Лермонтов?(С живыми людьми).

С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это? (Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

(Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

Как развивались дальнейшие события?(Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?(Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

Почему вместе с пальмами исчез и родник?(Он высох от знойного солнца).

Что вы можете сказать о поступке этих людей? Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

А вы оправдываете этих людей? Почему?

2) - Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Вслушайтесь еще раз в строки

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

С какой целью употреблена аллитерация. (Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев)

Что - Что означают слова питомцы столетий ? (Пальмы веками

Росли столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм

Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

Записываем определение в тетради.

Прочитайте первую и последнюю строфы.

Какой приём использовал поэт? Для чего?

Какие средства художественной выразительности использованы Лермонтовым в данных отрывках:

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом , взрывая песок.

Но только что сумрак на землю упал ,

По корням упругим топор застучал ,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Запишите в таблицу художественные средства, использованные в стихотворении.

  1. Итог

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

7. Д/З Выразительно прочитать балладу


Тема: М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком...», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня»

Цель: 1) познавательно-развивающая: знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова; темы, идеи стихов; 2) вос­питательная: развитие эстетического взгляда на приро­ду, чувства сопереживания с настроениями поэта.

Ход урока

  1. Организационный этап. Постановка учебных за­дач урока.
  2. Беседа о поэте М.Ю. Лермонтове. Имя М. Ю. Лермон­това вошло в русскую литературу вместе с его стихотворе­нием «На смерть поэта», в котором он выразил всю боль, печаль и ненависть к тем, кто был виновен в смерти А. С. Пушкина. Пушкин погиб, но не умолк голос великой поэзии - с этого можно начать первый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. Для рассказа учитель может исполь­зовать отрывок из статьи о Лермонтове Н. С. Шер:

«В 1837 г. 29 января в третьем часу дня по Петер­бургу разнеслась весть о смерти Пушкина. День был пас­мурный, рано наступили сумерки. К дому на Мойке, где жил Пушкин, шли сотни людей «всех возрастов, женщи­ны, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях». У подъезда была огромная толпа. За окнами первого этажа, завешанными густыми занавесями, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубоко­го горя входили люди в маленькую, скромную квартиру Пушкина. Многие плакали - все понимали, что случи­лось непоправимое несчастье: погиб великий поэт, гор­дость и слава России.

А на другой день по городу из рук в руки передавали стихи:

Погиб поэт! - невольник чести -Пал, оклеветанный молвой...

Под стихами была подпись: Лермонтов - новое, не­знакомое имя. Все повторяли его с гордостью, с надеж­дой, верой - в России появился новый гениальный поэт».

Затем учащиеся знакомятся со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове.

  1. Работа по учебнику. Чтение. Беседа. Беседу по статье можно организовать по вопросам:

Где родился М. Ю. Лермонтов? Кто заботился о нем? Где провел он детство? Каким по характеру был маленький Лермонтов? Как он учился? Какими талантами обладал? Когда начал писать стихи? Кто был его любимым поэтом?

Учитель добавит, что не все так безоблачно было в боль­шом доме в Тарханах. Подрастая, Лермонтов все чаще чувст­вовал себя одиноким. Отец редко навещал сына. Бабушка не любила зятя. Мальчик не знал, что произошло между отцом и бабушкой, но ни у кого ни о чем не спрашивал, а молча и тяжело переживал свое горе». Очень тосковал он по матери.

Он не помнил ее совсем, но «была песня, - писал он по­зднее, - от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела преж­нее действие. Ее певала мне покойная мать». Вот почему каждое его стихотворение проникнуто светлой печалью, тоской и одиночеством.

  1. Работа над содержанием и художественными особен­ностями стихотворений «Утес», «На севере диком». При работе над этими стихотворениями важно, чтобы учащи­еся поняли чувства поэта, его думы и мечты, душевное состояние героев его произведений, сумели определить тему и главную мысль стихотворений. Анализ языковых особенностей заключается в нахождении средств художе­ственного изображения, которые использует поэт, созда­вая образы своих героев и общее настроение (метафоры, эпитеты, сравнения).

Работу над анализом стихотворения «Утес» лучше все­го начать с вопроса о том, какое впечатление произвело стихотворение.

Какое вызвало настроение? Почему? Можно предло­жить учащимся рассказать, какую картину они представ­ляли себе, слушая стихотворение. О чем же это стихотво­рение? Назовите его тему. (Об одиноком утесе, которого навестила тучка, но утром рано покинула. Ему очень грустно, и он плачет.)

А какой вам представляется тучка? (Веселая, краси­вая, легкая, она может летать, навещать кого захочет.) Почему тучка «золотая»? (Красивая. Наверно, освещена лучами солнца.) Как называется это средство художе­ственного изображения? (Эпитет.)

Найдите, какие еще средства использует поэт, рисуя тучку (метафоры - «весело играя», «умчалась»).

Так учащиеся докажут, что тучка действительно ве­селая, легкая.

Утес олицетворяет совсем другой характер. Важно об­ратить внимание детей на то, что вторая строфа стихотво­рения начинается с союза но. Почему? Тучка украсила оди­ночество утеса, но он снова остался один, «задумался глу­боко». О чем же думает старый утес? Почему плачет? (Он думает о том, что совсем один, ему тоскливо, и он поэтому плачет.) Найдите в тексте слова, которые наделяют утес чертами живого существа. Как называется это средство художественного изображения? (Олицетворение: «задумался глубоко», «тихонько плачет».) Какова же главная мысль стихотворения? О чем хотел сказать читателю поэт? (Ни­кто не должен быть одиноким. Одному очень трудно.)

Стихотворение «На севере диком...» тоже проникну­то настроением грусти, печали, тоски, и здесь звучит тема одиночества. Работу по содержанию и анализ языковых особенностей можно организовать по той же схеме, что и стихотворение «Утес».

О чем это стихотворение? Определите его тему. (Со­сна растет на севере, пальма - в пустыне. Обе они одино­ки, им грустно, тоскливо.)

Какой вы представляете сосну? Какое сравнение использовал поэт, говоря о сосне? (Одета «как ризой».) Она очень красива, но несчастлива, потому что одинока. Какая природа окружает сосну? Какие эпитеты подчер­кивают ее одиночество? (Север «дикий», вершина «голая».)

Что же видит она во сне? Сосна дремлет, видит сны. Поэт говорит о ней как о человеке (олицетворение). Пальма тоже красива («прекрасная»), но и она несчастлива. По­чему грустна пальма? Какая природа ее окружает? (Пу­стыня, утес горючий.)

Как вы думаете, могут ли когда-нибудь встретиться сосна и пальма? Конечно, этого не может произойти. Учи­тель может объяснить, что под образами героев подразу­меваются несложившиеся человеческие судьбы.

«Три пальмы». Восточная поэма М. Ю. Лермонтова посвящена красоте аравийской земли, на которой растут прекрасные пальмы. В стихотворении поэта переданы чувства горести за дела человека, уничтожившего эту величавую красоту пальм, которые дарили путникам отдых в тени своих крон и спасали от голода. Как неразумен и как жесток человек, срубивший эти прекрасные деревья («по корням упругим топор застучал», «одежды их сорвали», «изрублены тела», «жгли огнем»)! Прием олицетворения, использованный поэтом, заставляет читателя почувствовать всю боль страданий срубленных деревьев. А прием конт­раста усиливает трагедию, которая произошла в пустыне с тремя пальмами. Обратимся к началу стихотворения: гордо высятся пальмы, журчит ручей, хранимый ими, неспеша величественно приближается на отдых караван верблюдов, пальмы приветствуют нежданных гостей, угощая их студеною водою. Конец стихотворения - резкий контраст -все пусто и дико кругом, не шепчутся листья с гремучим ключом, песок раскаленный, коршун терзает добычу. Вот что может сделать человек! Поэт протестует против такого варварского отношения к природе. Человек, ты должен быть созидателем мира, а не его разрушителем - вот основная идея произведения.

«Казачья колыбельная песня». Это самое лиричное произведение М. Ю. Лермонтова, в котором отразилась боль матери, воспитавшей сына и пославшей его на «бранное житье». Эта материнская любовь передана очень ярко и точно в емких и красочных эпитетах, олицетворении при­роды: «младенец мой прекрасный, тихо смотрит месяц ясный, дитя мое родное, горьких слез, бой опасный». Вся полнота материнской любви отразилась в строчках песни поэта, она стала любимой народом и до сих пор жива как песня, под которую мать укачивает своего любимого ребенка, заботится о его дальнейшей судьбе.

  1. Подведение итогов урока. Какова тема и идея стихотворений «Утес», «Ночевала тучка...»? Что их объ­единяет? В чем разница? Какую же мысль хотел пере­дать читателю поэт? Сосна и пальма обречены на одино­чество, они никогда не смогут встретиться, и это очень печально. Никто не в силах им помочь.
  2. Задание на дом:

1) ответить на вопросы учебника 1, 2, 4;

2) выучить наизусть любое из стихотворений.

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...