Лидерами рождаются или становятся? История из жизни.

Обзор материала

Обзор материала

«Сам по себе интеллект никого не сделал счастливым…

Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь» .

Каждый ребенок по-своему неповторим. Сколько детей – столько и способностей, которые зависят от психолого-физиологичных особенностей человека, социального окружения, семьи, учебного заведения. Но если для ребенка не создать специальные условия, одаренность его в большинстве случаев угаснет.

Ученики, педагоги, психологи, работают над проблемой одаренности. Биологи пытаются выделить ген гениальности, психологи и социологи изобретают тысячи тестов для определения ярких способных детей. И все-таки пока остается тайной ответ на вопрос: почему одному человеку дается многое, а другой становится аутсайдером. Сегодня мы говорим о способностях, одаренности и таланте, гениальности, поэтому стоит разобраться в этих понятиях.

Программа «Творческие. Способные. Одаренные» особенно актуальна для учащихся моего гимназического класса. Я занималась изучением этой темы и программы.

В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Вундеркинд» буквально – «чудесный ребенок». Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию. «Способный» - в толковом словаре В. Даля определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой - врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности.

Одаренный ребенок – это такой ребенок, который выделяется среди сверстников яркими, очевидными, а иногда выдающимися способностями в определенном виде деятельности.

Мы часто слышим слово «креативность» и путаем его с понятием «одарённости». «Креативность» (от английского слова «creativity») - уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. Креативность, способность к творчеству может развиваться не зависимо от врождённых задатков. Если ребёнок видит рядом творческих взрослых, не только родителей, то он может развить в себе креативные способности.

Способности – индивидуальные особенности, которые дают возможность при благоприятных условиях более успешно овладеть той или другой деятельностью, решать определенные задания.

Талант – система качеств, особенностей, которая дает возможность личности достичь выдающихся успехов в осуществлении творческой деятельности.

Гениальность – наивысшая степень развития одаренности человека во многих отраслях деятельности, которая может опережать опыт человечества на несколько поколений и потому часто становится признанной лишь потомками гения.

Что же собою представляет одаренный ребенок?

По одной из теорий для одаренного ребенка характерно:

    Они обучаются всему быстро. В сравнении со сверстниками они быстрее впитывают знания, связанные с той областью, в которой их способности выявлены наиболее ярко, и желают комментировать эти знания.

    Они хотят развивать дальше полученные ими знания: задают вопросы, связанные с пройденной темой, и намерены продолжать ее, т.е. желают развития приобретенных на уроке знаний. Если не поддерживать эти способности, то со временем они утрачиваются. Т.о., ученик, который в начальных классах жаждет развития своих способностей, к окончанию школы может потерять к ним всяческий интерес.

    Они получают удовлетворение от беседы со взрослыми людьми и часто предпочитают друзей из числа взрослых. Особенно они любят беседовать с учителями или взрослыми людьми на научные темы.

    Они обладают аналитической способностью и умением формулировать свои мысли.

    Они обладают огромной умственной энергией и постоянным желанием действовать.

    Они могут быть как подвижными и активными, так и замкнутыми и спокойно живущими людьми.

    Они улавливают мельчайшие детали в рассказанной теме.

    Они учатся не ради родителей, учителей, а ради утоления своего сильного желания учиться.

    Они любознательны и постоянно спрашивают: Как? Почему?

    Они обладают достаточно емкой памятью для хранения знаний.

    Они легко понимают сложные вещи и события.

    Доминирование познавательной мотивации

    Исследовательская творческая активность

    Получение оригинальных решений

    Способность прогнозировать

Надо сказать, что сейчас большинство учителей уже не судят о способностях школьников по успеваемости. Оценки типа очень способный, мог бы отлично учиться, да ленится часто можно слышать в школе. Однако представление о том, что одаренный - это тот, кто быстро и хорошо соображает, было в свое время у большинства учителей. Ученик с большими математическими способностями может показывать средний уровень на уроках гуманитарного профиля. А ученик с ярким талантом художника может не справляться с уроками естествознания.

Ярчайшие тому примеры, вероятно, известны вам: Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии. Кстати, и потом, став взрослым, он не поражал собеседников чем-то чрезвычайным, особым сверканием ума, что мы привыкли считать одаренностью.

Чарлза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее.

Эдисон, так и не сумевший адаптироваться к школе, получил домашнее образование от своей матери, которая была опытной учительницей.

То же и с художественными гениями. Маленький Пушкин совсем не казался сколько-нибудь замечательным мальчиком и раздражал мать своей неуклюжестью. Куда ярче смотрелся живой, веселый, забавный Левушка. И потом, уже в лицейские годы, у Александра Пушкина изредка попадались высокие баллы только по французскому.

Список выдающихся людей, вовсе не поражавших в детстве учителей своими необыкновенными способностями, не так уж мал - тут и Лобачевский, и Чехов, и Булгаков. Так что же, они были сначала самыми обыкновенными детьми, а потом вдруг, неожиданно для всех, стали гениальными? Нет, такого быть не может.

Все дело в том, что одаренность бывает разная по самому своему смыслу, в коренном своем содержании.

Наука трактует, что согласно видам деятельности одаренность бывает:

Академической. Дети имеют высокий интеллект и особые способности к обучению. Умеют хорошо усваивать материал. К этому типу относятся чаще всего «медалисты»;

Интеллектуальной. Дети имеют глубокие знания, самостоятельно их приобретают. Точно и глубоко анализируют учебный материал. Легко усваивают различные предметы (один-два предмета преобладают);

Спортивной. Детям присуща тонкая и точная моторика, широкий диапазон движений, высокий уровень развития основных двигательных навыков. Редко хорошо учатся;

Лидерской. Для детей «характерна способность понимать других, налаживать с ними конструктивные взаимоотношения. Берут на себя ответственность, сплачивают вокруг себя и ведут за собой других;

Творческой. Проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танцах, живописи;

Креативной. Особенность заключается в нестандартности мышления, часто непохожие на другие взгляды на мир;

Довольно часто мы считаем отличников одаренными, хотя некоторые ученые говорят, что это не так и выделяют следующие различия между ними:

Отличник

Одаренный ученик

Знает правильные ответы

Задает вопросы

Интересуется

Любознательный

Отвечает

Дискутирует

Легко учится

Учится самостоятельно и наперед

Нуждается 6-8 повторений

1-2 повторений достаточно

Выполняет домашние задания

Создает проекты

Копирует

Создает новое

Запоминает информацию

Использует информацию

Любит последовательность

Любит сложность

Доволен своими успехами

Критичен к себе и другим

Имеет хорошу память

Хорошо работает ум

Многие учителя убеждены, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности...Вот тут вопрос…

Предлагаю провести опыт, который до меня провел знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. На листах (приложение 1) представлены личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Предлагаю отметить знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мы ели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Надеюсь, для вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для учителей и родителей.

Логично поставить вопрос: как увидеть одаренного ученика на своем уроке? Вот некоторые признаки одаренных:

Одаренные, обычно, очень активные и всегда чем-то заняты. Они желают работать больше, чем другие;

Настойчиво стремятся решить поставленные перед ними задания;
-желают учиться и достигать успеха. Учеба приносит им удовольствие;

Лучше других справляются с самостоятельными заданиями;

Умеют критически оценивать действительность и стремятся вникнуть в суть вещей и явлений;

Задают много вопросов и заинтересованы в исчерпывающих ответах на них;

Урок для них особенно интересен тогда, когда используется исследовательский метод;

Умеют выделять главное на уроке. Больше других заинтересованы в самостоятельном получении знаний;

Умеют дедуктивно мыслить и обобщать;

Чаще выбирают задания, выполнение которых требует большего времени.

Каким образом можно искать и выявлять одаренных детей?

    Анализ письменных работ, благодаря которым мы выявляем эрудицию, интеллект, лексику.

    Ученические олимпиады: наблюдаем интеллектуальные способности, нестандартность мышления.

    Анкетирование и тестирование – выявляем лидерские качества, оригинальность, эрудицию.

    Библиотека может помочь тем, что мы изучим любознательность, запросы, интересы детей.

    Воспитательная работа – уровень активности, инициативности, ответственности, сознательности.

Выявив таких учеников, мы начинаем с ними работать возможно по-особенному.

Предлагаю вам нужно придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Кружочек надо превратить в достаточно необычный рисунок.

Ну, что вам приходит в голову? Человечек? Еще! Помидор - чуть лучше, а еще? Луна, солнце, вишня... Яблоко- очень часто встречается в ответах на такое задание, потому это - абсолютно банальная, шаблонная идея.

Колобок - чуть лучше, но тоже не Бог весть что.

Колбаса докторская - еще лучше, но до оригинального ответа далеко.

Обычно именно такие ответы. Это банальные, стандартные ответы, которые дает большинство.

А вот как насчет куска сыра Чеддер, или следа неизвестного животного, или стаи вирусов под микроскопом в капле воды (такой ответ был в реальном эксперименте).

А как вам нравится дуло пистолета - так увидел кружочек вихрастый, ушастый, озорной мальчишка. Это уже встречается крайне редко (мне не встречалось, по крайней мере, хотя я часто провожу этот тест), и потому это уже вполне оригинальный ответ.

Другой мальчишка увидел в кружочке кнопку от входного звонка. Тоже неплохо, потому что редко встречается в ответах.

И совсем хорошо получилось у одной тихой девочки: кружок - свернувшийся в клубочек пушистый кот. Действительно, нарисовала она шерстку на кружочке и получился кот сзади - ни мордочки, ни хвоста, только спинка круглая да пушистая.

Иначе говоря, о творческих способностях в тесте Торранса судят по частотности ответа: часто встречается - банально, редко - оригинально.

Что ж, такое понимание творчества вполне законно: банально то, что лежит на поверхности, что приходит в голову многим, оригинально же то, что необычно, что сразу не приходит в голову, что странно, не похоже на других и т. д.

Все ли так просто? Нет.

Одаренные дети испытывают множество сложностей, связанных с собственной непохожестью на других детей. Им сложнее строить взаимоотношения со сверстниками, поскольку различный уровень развития (интеллектуального, речевого, моторного и др.) зачастую не позволяет им найти общего языка друг с другом; им характерны преувеличенные страхи, которые обычно не реалистичны, так как они могут вообразить себе множество опасных последствий; моторная координация и владение руками у одаренных детей часто отстают от познавательных способностей, а разница в интеллектуальном и физическом развитии этих детей может стать причиной их несамостоятельности. Но, следует отметить, что с гораздо большим числом проблем сталкиваются родители, воспитывающие одаренного ребенка.

Когда родители узнают о том, что их ребенок одаренный, возникает ряд сложностей. Многие родители пугаются той ответственности, которую они должны нести за воспитание маленького гения перед самим ребенком, перед собой, а также перед обществом, в которое, впоследствии, выйдет малыш, наделенный талантами. Еще одной проблемой являются эмоциональные, временные, материальные затраты со стороны родителей.. Это так же не весь перечень проблем, связанных с воспитанием одаренного ребенка. В каждой конкретной семье в определенные моменты жизни ребенка возникают свои сложности, с которыми необходимо работать.

    Постоянно работайте над воспитанием чувств детей, особенно одаренных, впечатлительных и чувствительных ко всему, что касается их Я.

    Помогайте способным, одаренным детям выработать адекватную Я – концепцию и самооценку, развивайте эмпатию.

    Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу,так как ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми.

  1. Придерживайтесь порядка и дисциплины, одаренные дети, как и все другие, должны знать границы допустимого поведения.

    Иметь высокую самооценку, положительную Я-концепцию;

    Иметь творческое, личное мировоззрение;

    Из вышеперечисленных определений понятно следующее: от рождения ребёнок может получить задатки к определённой деятельности или к нескольким. При соответствующих условиях развиваются способности. И проявляется одарённость к какой-либо или нескольким видам деятельности. Но если в семье рабочих рождается ребёнок с музыкальными или художественными задатками, шансов на развитие способностей немного. Моцарт имел шанс, потому что родился в семье музыканта. Хотя, из собственного опыта я знаю, что современные родители стараются дать максимум возможностей для развития своих детей. Разнообразные кружки, секции, факультативы в дошкольных учреждениях и школах этому способствуют. И особенно важно понимать своих особенных детей. Ведь одарённый ребёнок очень сильно отличается от своих сверстников. Думаю вы согласитесь, что одаренность - это не только дар, но и крест. Да с определенными задатками, одаренностью можно родиться, но нужно еще уметь трансформировать их в способности.

    Говорят, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении. Я желаю Вам всегда иметь хорошее настроение и вдохновение.

    Скачать материал

Материальный носитель интеллекта любого человека - его головной мозг. Это такой же орган, как и все остальные. Он состоит из живых клеток, и в каждой из них есть ядро со стандартным набором хромосом, в которых закодирована информация о строении всех мозговых структур.

Проблема в том, что не существует определенного ограниченного нервного центра, который отвечал бы за интеллект. Нет, вероятно, и единственного гена, в котором была бы закодирована информация о нем. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, является ли интеллект чем-то целостным, или это лишь набор отдельных функций.

Интеллектуальная деятельность происходит за счет одновременной согласованной работы разных отделов головного мозга, а их строение и функции закодированы разными генами. Детально изучить каждый из них, а также все варианты их взаимодействия - крайне сложная задача, современной науке решить ее пока не удалось.

Роль наследственности становится хорошо заметна при сравнении родственников. Например, если однояйцевые близнецы (у которых совпадает 100% генов) растут вместе, то уровень их интеллекта в 86 случаев из 100 оказывается одинаковым. А если их разлучают и воспитывают в разных семьях, то этот показатель снижается до 72. Из этого следует, что наследственность более чем наполовину определяет, насколько человек умен.

У детей с родителями, у родных братьев с сестрами, которые росли и воспитывались вместе, уровень интеллекта совпадает примерно в 50 случаев из 100. А у детей с приемными родителями - лишь в 19 случаев. Получается, гены важнее воспитания и обучения?

Есть и другие интересные данные. У детей, растущих в родных семьях, как уже было сказано, в 50% случаев уровень интеллекта совпадает с родительским. Но если ребенка отдают в чужую семью, то эта цифра уменьшается до 22%. Выходит, что большинство детей, отлученных от родной матери и отца, отличаются от них по уровню интеллекта. Но они отличаются и от приемных родителей, братьев и сестер.

Так что же происходит в родной семье? Каким образом родители передают свой ум ребенку - через гены или через воспитание? Эти два фактора часто совмещаются, и понять, какой из них важнее, очень сложно.

Исследователи из Университета штата Флориды (Florida State University) пришли к выводу, что воспитание почти ни при чем. Согласно данным, полученным в ходе недавнего исследования, уровень IQ человека в возрасте 18–21 лет практически не связан с тем, как родители занимались с ним в детстве .

В то же время мать и отец помогают ребенку развивать нужные навыки, способны дать ему знания, воспитать ответственность, целеустремленность, аккуратность и другие качества, которые в будущем помогут достигать успеха и наиболее эффективно использовать генетический ресурс.

Влияние среды

Есть многочисленные исследования, которые установили связь между уровнем интеллекта человека и уровнем его жизни, образования, социумом и культурной средой, питанием, действием на организм различных веществ и факторов, состоянием здоровья.

Например, дети, бросившие школу, имеют в среднем более низкий интеллект по сравнению с теми, кто завершил среднее образование. А те, в свою очередь, уступают выпускникам ВУЗов. В Америке традиционно считалось, что у населения африканских стран более низкий уровень интеллекта по сравнению с европейцами в силу различий в генах. Но сегодня сравнялся уровень их жизни, а вместе с ним и уровень IQ - гены не могли измениться так быстро.

Память часто называют входными воротами интеллекта. Но память и интеллект - не одно и то же. В Технологическом университете Джорджии (Georgia Institute of Technology) в 2013 году было проведено исследование, показавшее, что большинство существующих сегодня тренингов для развития головного мозга помогают улучшить, главным образом, память, но не интеллект .

Вместе с тем есть явные свидетельства того, что интеллект можно тренировать, улучшать и развивать. Например, доказано, что у людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, реже развивается старческая деменция - патология, одним из проявлений которой является снижение интеллекта. У людей, имеющих высшее образование, у тех, кто занимается умственным трудом, средний уровень IQ и показатели по другим тестам выше, чем у низкоквалифицированных работников.

Большое значение имеют социум и культура. В разных культурных средах ценятся разные виды и проявления интеллекта. Например, в Америке среди англоязычного населения во главу угла ставится индивидуальность человека, его личный потенциал, а среди испаноязычного - родственные отношения, благополучие семьи. На постсоветском пространстве традиционно родители стремятся дать детям высшее образование, приветствуется карьерный рост, а во многих странах Азии высоко ценится деловая хватка, умение договариваться и торговать. Все это не только оказывает влияние на общий уровень интеллекта, но и способствует его развитию преимущественно в тех или иных направлениях.

Наглядный пример того, как среда влияет на интеллектуальные способности, демонстрирует исследование, проведенное в сентябре 2014 года в Университете штата Мичиган (Michigan State University). Когда студентам рассказывали о том, что у всех гениев человечества были «хорошие гены», то в дальнейшем они справлялись с решением интеллектуальных задач менее эффективно. Студенты из другой группы, которым говорили, что «все гении достигли успеха только за счет упорной работы», демонстрировали существенно лучший результат.

Головной мозг - миниэлектростанция, которой постоянно нужна энергия и питательные вещества. Соответственно, эффективность его работы зависит от питания. Более высокий интеллект имеют люди, матери которых во время беременности получали достаточное количество белка, витаминов, йода . А недостаток этих веществ может приводить к врожденному слабоумию. Согласно результатам недавних исследований, для головного мозга ребенка полезно, если беременная женщина употребляет в пищу много рыбы - в ней содержится важный компонент, входящий в состав мембран нервных клеток.

Если вы хотите, чтобы ваш мозг работал более продуктивно, то необходимо потреблять пищу, содержащую достаточное количество лецитина, B, D, йода, полиненасыщенных жирных кислот. Этот особенно важно в детстве. Но само по себе полноценное питание, конечно, интеллект не повышает.

Так что же важнее?

При всем разнообразии научных данных распространено мнение о том, что интеллект на 70% определяется наследственностью и лишь на 30% - внешними факторами, а некоторые исследователи отводят генам целых 85%. На самом деле факторов так много и взаимодействие их настолько сложно, что точные цифры посчитать практически невозможно. Все же наследственность дает человеку потенциал. Но то, как он раскроется, зависит от многочисленных внешних факторов.

В 2014 году ученые из университета Калифорнии в США открыли ген интеллекта , его назвали «клото». Ген продуцирует белок, который укрепляет нейронные связи в головном мозге. А вот исследователи из Университета Стенфорда пришли к выводу, что убежденность в ведущей роли генетики

Краткое содержание: Лидером рождаются - или становятся? Лидерство. Эффективный способ развития лидерского потенциала.

Избирательные взаимоотношения между детьми

Вопросом о причине власти индивида над себе подобными задавались и древние. Тема лидерства привлекала внимание ученых на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли, Монтескье, М. Вебер, 3. Фрейд и многие другие.

Индивид в толпе - это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Большинство людей непостоянны в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением вождя всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Они говорят себе: "Он знает, куда идет, пойдем туда, куда он знает". И как только живые существа собраны воедино в определенном числе - все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, - они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса - послушное стадо, которое не в силах жить без господина. Обычно вожди не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию.

Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских садах. Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние взрослых.

По особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей-дошкольников можно подразделить на следующие группы:

1) лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность;
2) активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера;
3) исполнители;
4) одиночки, живущие своей жизнью;
5) бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;
6) затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

Лидер-дошкольник - это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных . Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Лидером рождаются - или становятся?

Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов : самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и есть судьба ("рожденный ползать летать не может"). От того, какой именно инстинкт занимает у конкретного человека первое место, зависит его типология по доминирующему инстинкту.

Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные потребности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания, следовательно, лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера (например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению).

Развитие лидерского потенциала личности с раннего детства, с нашей точки зрения, обусловлено взаимодействием биологических (особенности темперамента и здоровья) и социальных факторов.

1. Физическое здоровье

Здоровье - состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему в первую очередь необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным, чтобы проявлять высокую степень общей поведенческой активности.

2. Учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей темперамента детей

Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у флегматика - вялости, безучастности к окружающему; у холерика - несдержанности, резкости; у меланхолика - замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника - распыленности и т. д. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.

Успех в работе с меланхоликами и флегматиками предполагает опору на поощрение даже незначительного проявления быстроты, ускорения темпа, подвижности, расторопности, а также похвалу за проявление таких важных для успеха качеств, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, нередко и аккуратность, старательность. Развивать активность, подвижность детей надо постепенно, учитывая их реальные возможности в наращивании темпа. Этим детям легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, конструировании, лепке, на занятиях в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности.

В отношении детей с холерическим темпераментом важно поддерживать и направлять их энергию на полезные дела, исключать из ситуации то, что перевозбуждает нервную систему, но вместе с тем следует развивать и укреплять процесс торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия.

У детей с сангвиническим темпераментом следует формировать устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, чаще контролировать поступки, действия ребенка, предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. Вместе с тем не следует чрезмерно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков и сангвиников.

Специалисты в области физического воспитания дошкольников рекомендуют в отношении детей с повышенной потребностью в двигательной активности не ущемлять ее, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно с этой целью обучать таких детей точным движениям - метанию в цель, прокатыванию мяча на ограниченной площади (половице, "дорожке" из шнуров, гимнастической скамейке и т. п.), ловле мяча, полезны все виды и способы лазания. Важно заполнить двигательную активность таких детей определенным содержанием. Отсутствие же его сопровождается, как правило, несдержанностью, крикливостью, агрессивностью детей. Бесцельность движений быстро утомляет не только их самих, но и окружающих.

3. Формирование внутренней автономной позиции ребенка

Установлено, что чувство автономии начинает развиваться в два-три года и усиливается к четырем-пяти годам. В этом возрасте самостоятельные действия приводят ребенка к осознанию своей отдельности от взрослого, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей. Исследовательские интересы ребенка отвлекают его от взрослого, а чувство страха и опасности возвращает к нему. Следовательно, основная функция родителей и педагогов заключается в обеспечении безопасного поля активности и удовлетворения иногда требующейся ребенку защиты и безопасности. При гиперопеке или отсутствии должной защиты самостоятельность замещается нерешительностью, неуверенностью в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.

4. Переживание ребенком успеха в деятельности

В три-четыре года дети стремятся к самостоятельному достижению результата в деятельности и, достигнув желаемого, они тут же стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность, и радостные переживания по их поводу существенно омрачаются. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывает у детей аффективные (эмоционально сильные) переживания, побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Получив желанное одобрение, ребенок испытывает гордость за свои достижения, что, в свою очередь, повышает его инициативность, уверенность в способности действовать самостоятельно и уровень притязаний. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного - лидерского - поведения.

5. Реализация притязания на признание и стремление к превосходству

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как "хорошему" у ребенка возникает новое социально необходимое образование - стремление быть признанным. Притязание на признание - одна из самых значимых человеческих потребностей. Она проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. Притязание на признание проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за тем, какое внимание оказывают ему, а какое - его сверстнику или братишке. Дети стремятся к тому, чтобы взрослые оставались ими довольны, и если заслуживают порицание, то всегда хотят исправить сложившиеся отношения с взрослыми. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду или хвастать.

К пяти-шести годам сфера достижений, сливаясь со сферой отношения к себе, способствует появлению детского самолюбия - мощнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети начинают очень ревностно относиться к успехам сверстников и очень неохотно допускают их превосходство в чем-либо.

Общепризнано, что для детей наиболее характерной является игровая форма поведения. Когда один ребенок играет с другим, он всегда стремится выиграть. А. И. Розов, наблюдая за играми детей, заметил такой парадоксальный факт: львиная доля игрового времени уходит не на собственно игру (развитие мышц, реализацию потенциальных возможностей, приобщение к социальным нормам и т. д., как утверждают распространенные психологические теории игры), а на споры по поводу того, кого "по справедливости" считать победителем, "законности" забитого гола или присужденных очков. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть "как все", а с другой - "лучше, чем все". Стремление быть "как все" в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. А. И. Розов отмечает, что не случайно дети уклоняются от игр, в которых не добиваются успехов, то есть не дающих основания для чувства превосходства.

Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Примечательно, что проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества (не над кем его добиваться), а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим энергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.

Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Здесь педагоги и родители могут выбрать одну из двух стратегий поведения: активного судьи (взрослый предвидит возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализует его) или невмешательства (предоставление детям возможности самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками).

Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за "место под солнцем", а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.

6. Особенности детско-родительских отношений

Исходя из теории привязанностей, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт, опыт отношений с матерью, полученный в раннем детстве, во многом определяет дальнейшую социальную жизнь ребенка. Согласно этой теории, если первичный объект привязанности (мать) обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, в будущем он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми.

В раннем детстве у младенца ключевая характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает объект моей привязанности, которым чаще всего является мать ("Я - тот, кого обнимают, на кого смотрят, кому улыбаются, на мой плач быстро реагируют" и пр.). Таким образом, для нелюбимых, обиженных детей Я выступает как не заслуживающий любви и внимания окружающих объект, а объект привязанности (мать) - как требовательный, все запрещающий и жестокий. Чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам. Оптимальные взаимоотношения и "образ Я" складываются у детей, чьи родители заботятся о них, оказывают эмоциональную поддержку и в то же время допускают и поддерживают самостоятельную активность и автономию ребенка.

Характер эмоциональной связи складывается очень рано и обладает большой устойчивостью. С возрастом закрепившаяся в младенчестве модель взаимоотношений и, как ее следствие, отношение индивида к себе становятся все более привычными, устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю.

7. Оценивание деятельности ребенка взрослыми

Преобладающей для детей старших и младших групп является общая положительная (или отрицательная) оценка сверстника ("он хороший" или "он плохой"). Дети нередко указывают на наличие у товарищей успехов в различных видах деятельности ("хорошо рисует", "хорошо дежурит", "хорошо танцует", "быстро одевается, сам все застегивает и завязывает"), на особенности внешности сверстника. В некоторых группах, где воспитатель уделяет особое внимание поведению детей за обедом, дети отмечают - "он хорошо кушает".

Я. Л. Коломинский одним из первых выяснил, что дети прежде всего осознают и оценивают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются воспитателем и от которых, следовательно, зависит их положение в группе.

В шесть-семь лет начинает формироваться самооценка. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога и родителей, которые, к сожалению, далеко не всегда бывают объективны. Главная причина формирующейся заниженной самооценки ребенка - стремление родителей и педагогов по отдельным поступкам и проступкам ребенка делать обобщающие отрицательные выводы о его личности в целом. Причина завышенной самооценки в том, что малейший успех ребенка родители немедленно относят к выдающимся качествам его личности.

Таким образом, у ребенка с заниженной самооценкой обычно повышена самокритичность, он не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий, чтобы добиться успеха, в том числе и признания сверстников. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, они смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку.

Эффективный способ развития лидерского потенциала

Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно.

Чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, при которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Например, чтобы ленивый ученик стал прилежным, он должен быть поставлен в такую (или такие) ситуацию, при которой он имел бы успех от прилежания, пережил бы чувство удовлетворения и тем самым изменил бы свою позицию. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности.

Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и (или) воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр. Основной целью родителей и педагогов должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: "Я сам!", "У меня получается!", "Я могу!". Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их. Когда чувство уверенности у ребенка начнет укрепляться, целесообразно постепенно наращивать уровень сложности заданий, сообщая об этом детям после того, как они достигнут успеха в более сложных видах деятельности ("Это было не просто, но ты справился!").

Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то среди детей (среди друзей, детей-ровесников или в группе детского сада) можно организовать "Конкурс талантов", в котором каждый ребенок получит медаль, например. "Лучший поэт", "Лучший художник", "Лучший танцор", "Лучший певец", "Лучший архитектор", "Лучший счетовод" и т. п. Подводя итоги конкурса, необходимо дать детям задание определить победители). Каждый ребенок начнет показывать свою медаль "Лучший..." и доказывать свое превосходство. Через некоторое время в результате споров дети должны прийти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение, подчеркнуть его справедливость и задать детям ряд вопросов:

Какие чувства вы сейчас испытываете?
- Почему приятно быть победителем?
- Как вы считаете, почему именно Саша стал "Лучшим художником"?
- Вам понравился "Конкурс талантов"? Почему?
- Хотите ли вы в будущем побеждать: быть лучшим учеником в школе, лучшим игроком, лучшим другом, лучшим в будущей профессии и т. д.?

В процессе такой беседы дети услышат от сверстников много положительных отзывов о себе и в то же время постараются сами указать на достоинства каждого сверстника. В итоге возрастет самоценность каждого ребенка не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников.

Детям, естественно, понравится быть в роли победителя, и каждый будет стремиться быть первым везде и во всем. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому необходимо провести с детьми беседу на тему "Сегодня - побежденный, завтра - победитель". Дети должны понять, что к неудачам надо относиться с юмором. Отрицательный результат - тоже результат. Таким образом, выясняются условия, препятствующие достижению верного результата, успеха в деятельности. Можно рассказать детям о нескольких ученых и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

Высокое качество проведенной подготовительной работы во многом определит отношение детей к переживанию успехов и неудач в процессе поиска выхода из проблемных ситуаций. Для развития лидерских качеств можно выбрать трудовую или игровую деятельность, можно организовать тренинги по копированию и тренировке лидерского поведения на основе повторения показанного образца, можно разнообразить и усложнить игры-соревнования, однако, с нашей точки зрения, наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации.

Дети, не имея заранее известного алгоритма решения проблем, при столкновении с реальными проблемами и необходимостью решить их собственными силами проявляют беспомощность. Чем меньше у ребенка развита способность справляться с непоставленными и поставленными задачами, тем большие сложности и отрицательные эмоции он испытывает. В то же время возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.

Организовывая деятельность, требующую от детей проявления поисковой активности, следует помнить о следующем:

1. В ходе исследования избегать оценки детских идей, критики, директивных приемов, проявлять терпимость к ошибкам детей в процессе поиска собственного решения.
2 Проявлять действительный интерес к любой активности ребенка, уметь видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.
3. Предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность своего поиска.
4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.
5. Заканчивать исследование и обсуждение решаемой проблемы до проявления признаков потери интереса к ней.
6. Подводить итоги исследования.
7. Учитывать эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям. "Трудно ли было догадаться до правильного решения? Что было самым трудным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите еще что-нибудь исследовать?"

Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируются с младенчества. Развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. Таким образом, каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения разнообразного жизненного опыта и профессионального мастерства. Главная сложность состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил. Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни и особенно для будущей профессиональной деятельности.

Другие публикации по теме данной статьи:

Вопросом о причине власти индивида над себе подобными задавались и древние. Тема лидерства привлекала внимание ученых на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли, Монтескье, М. Вебер, 3. Фрейд и многие другие.

Избирательные взаимоотношения между детьми

Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Большинство людей непостоянны в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением вождя всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Они говорят себе: "Он знает, куда идет, пойдем туда, куда он знает". И как только живые существа собраны воедино в определенном числе — все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, — они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса — послушное стадо, которое не в силах жить без господина. Обычно вожди не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию.

Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских садах. Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние взрослых.

По особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей-дошкольников можно подразделить на следующие группы:

  1. лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность;
  2. активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера;
  3. исполнители;
  4. одиночки, живущие своей жизнью;
  5. бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;
  6. затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

Лидер-дошкольник — это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Лидером рождаются — или становятся?

Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и есть судьба ("рожденный ползать летать не может"). От того, какой именно инстинкт занимает у конкретного человека первое место, зависит его типология по доминирующему инстинкту.

Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные потребности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания, следовательно, лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера (например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению).

Развитие лидерского потенциала личности с раннего детства, с нашей точки зрения, обусловлено взаимодействием биологических (особенности темперамента и здоровья) и социальных факторов.

1. Физическое здоровье

Здоровье — состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему в первую очередь необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным, чтобы проявлять высокую степень общей поведенческой активности.

2. Учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей темперамента детей

Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у флегматика — вялости, безучастности к окружающему; у холерика — несдержанности, резкости; у меланхолика — замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника — распыленности и т. д. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.

Успех в работе с меланхоликами и флегматиками предполагает опору на поощрение даже незначительного проявления быстроты, ускорения темпа, подвижности, расторопности, а также похвалу за проявление таких важных для успеха качеств, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, нередко и аккуратность, старательность. Развивать активность, подвижность детей надо постепенно, учитывая их реальные возможности в наращивании темпа. Этим детям легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, конструировании, лепке, на занятиях в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности.

В отношении детей с холерическим темпераментом важно поддерживать и направлять их энергию на полезные дела, исключать из ситуации то, что перевозбуждает нервную систему, но вместе с тем следует развивать и укреплять процесс торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия.

У детей с сангвиническим темпераментом следует формировать устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, чаще контролировать поступки, действия ребенка, предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. Вместе с тем не следует чрезмерно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков и сангвиников.

Специалисты в области физического воспитания дошкольников рекомендуют в отношении детей с повышенной потребностью в двигательной активности не ущемлять ее, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно с этой целью обучать таких детей точным движениям — метанию в цель, прокатыванию мяча на ограниченной площади (половице, "дорожке" из шнуров, гимнастической скамейке и т. п.), ловле мяча, полезны все виды и способы лазания. Важно заполнить двигательную активность таких детей определенным содержанием. Отсутствие же его сопровождается, как правило, несдержанностью, крикливостью, агрессивностью детей. Бесцельность движений быстро утомляет не только их самих, но и окружающих.

3. Формирование внутренней автономной позиции ребенка

Установлено, что чувство автономии начинает развиваться в два-три года и усиливается к четырем-пяти годам. В этом возрасте самостоятельные действия приводят ребенка к осознанию своей отдельности от взрослого, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей. Исследовательские интересы ребенка отвлекают его от взрослого, а чувство страха и опасности возвращает к нему. Следовательно, основная функция родителей и педагогов заключается в обеспечении безопасного поля активности и удовлетворения иногда требующейся ребенку защиты и безопасности. При гиперопеке или отсутствии должной защиты самостоятельность замещается нерешительностью, неуверенностью в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.

4. Переживание ребенком успеха в деятельности

В три-четыре года дети стремятся к самостоятельному достижению результата в деятельности и, достигнув желаемого, они тут же стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность, и радостные переживания по их поводу существенно омрачаются. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывает у детей аффективные (эмоционально сильные) переживания, побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Получив желанное одобрение, ребенок испытывает гордость за свои достижения, что, в свою очередь, повышает его инициативность, уверенность в способности действовать самостоятельно и уровень притязаний. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного — лидерского — поведения.

5. Реализация притязания на признание и стремление к превосходству

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как "хорошему" у ребенка возникает новое социально необходимое образование — стремление быть признанным. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. Притязание на признание проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за тем, какое внимание оказывают ему, а какое — его сверстнику или братишке. Дети стремятся к тому, чтобы взрослые оставались ими довольны, и если заслуживают порицание, то всегда хотят исправить сложившиеся отношения с взрослыми. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду или хвастать.

К пяти-шести годам сфера достижений, сливаясь со сферой отношения к себе, способствует появлению детского самолюбия — мощнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети начинают очень ревностно относиться к успехам сверстников и очень неохотно допускают их превосходство в чем-либо.

Общепризнано, что для детей наиболее характерной является игровая форма поведения. Когда один ребенок играет с другим, он всегда стремится выиграть. А. И. Розов, наблюдая за играми детей, заметил такой парадоксальный факт: львиная доля игрового времени уходит не на собственно игру (развитие мышц, реализацию потенциальных возможностей, приобщение к социальным нормам и т. д., как утверждают распространенные психологические теории игры), а на споры по поводу того, кого "по справедливости" считать победителем, "законности" забитого гола или присужденных очков. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть "как все", а с другой — "лучше, чем все". Стремление быть "как все" в определенной степени стимулирует и подтягивает его до общего среднего уровня. А. И. Розов отмечает, что не случайно дети уклоняются от игр, в которых не добиваются успехов, то есть не дающих основания для чувства превосходства.

Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Примечательно, что проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества (не над кем его добиваться), а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим энергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.

Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Здесь педагоги и родители могут выбрать одну из двух стратегий поведения: активного судьи (взрослый предвидит возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализует его) или невмешательства (предоставление детям возможности самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками).

Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за "место под солнцем", а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.

6. Особенности детско-родительских отношений

Исходя из теории привязанностей, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт, опыт отношений с матерью, полученный в раннем детстве, во многом определяет дальнейшую социальную жизнь ребенка. Согласно этой теории, если первичный объект привязанности (мать) обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, в будущем он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми.

В раннем детстве у младенца ключевая характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает объект моей привязанности, которым чаще всего является мать ("Я — тот, кого обнимают, на кого смотрят, кому улыбаются, на мой плач быстро реагируют" и пр.). Таким образом, для нелюбимых, обиженных детей Я выступает как не заслуживающий любви и внимания окружающих объект, а объект привязанности (мать) — как требовательный, все запрещающий и жестокий. Чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам. Оптимальные взаимоотношения и "образ Я" складываются у детей, чьи родители заботятся о них, оказывают эмоциональную поддержку и в то же время допускают и поддерживают самостоятельную активность и автономию ребенка.

Характер эмоциональной связи складывается очень рано и обладает большой устойчивостью. С возрастом закрепившаяся в младенчестве модель взаимоотношений и, как ее следствие, отношение индивида к себе становятся все более привычными, устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю.

7. Оценивание деятельности ребенка взрослыми

Преобладающей для детей старших и младших групп является общая положительная (или отрицательная) оценка сверстника ("он хороший" или "он плохой"). Дети нередко указывают на наличие у товарищей успехов в различных видах деятельности ("хорошо рисует", "хорошо дежурит", "хорошо танцует", "быстро одевается, сам все застегивает и завязывает"), на особенности внешности сверстника. В некоторых группах, где воспитатель уделяет особое внимание поведению детей за обедом, дети отмечают — "он хорошо кушает".

Я. Л. Коломинский одним из первых выяснил, что дети прежде всего осознают и оценивают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются воспитателем и от которых, следовательно, зависит их положение в группе.

В шесть-семь лет начинает формироваться самооценка. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога и родителей, которые, к сожалению, далеко не всегда бывают объективны. Главная причина формирующейся заниженной самооценки ребенка — стремление родителей и педагогов по отдельным поступкам и проступкам ребенка делать обобщающие отрицательные выводы о его личности в целом. Причина завышенной самооценки в том, что малейший успех ребенка родители немедленно относят к выдающимся качествам его личности.

Таким образом, у ребенка с заниженной самооценкой обычно повышена самокритичность, он не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий, чтобы добиться успеха, в том числе и признания сверстников. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, они смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку.

Комментировать статью "Лидером рождаются или становятся? Часть 1"

Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Ограничьте общение своего ребенка с этим мальчиком, это лучшее, что Вы можете. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

Обсуждение

Конфликты в таком возрасте у детей возникают и довольно часто, так как в этом возрасте продолжают формироваться чувства и умение их понимать у себя и других людей. Поиграйте со своим ребенком дома в игры с правилами, посмотрите, что ему даётся легко, что трудно.Увидите сами.Научите ребенка выбирать себе друзей и самое главное не держать долго обиду на других детей.Учите не драться из за каждого пустяка, потому что все дети ведут себя иногда плохо, неправильно, а мальчики это делают, потому что в мужской психологии заложено испытывать себя в разных ситуациях

03.05.2018 11:26:56, [email protected]

Помню в детстве у меня был конфликт с девочкой в школе. Я отличница и прилежница и она - пацанка, уверенная что ей все должны. А я не захотела прогнуться. До разборок с драками как сейчас показывают и интернете у нас не дошло, и мама моя никогда ничего об этом не знала. Сами разобрались. Может, сейчас времена другие, конечно. И надо защищать своего ребенка в 9-11 лет?
Одно скажу девочка та родила в 16 и работает сейчас продавщицей на 12 тысяч. А у меня всё хорошо. Это я к тому, что воспитывайте сына строить СВОЮ жизнь, а не обращать внимание на подлость и гадость других, невоспитанных чад.

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе В школе с одноклассниками отношения ровные, приятельские, НО: дружбы нет ни с кем, ни с девочками, ни с мальчиками.

Обсуждение

Муж практически не разговаривает. Меня терпит, но даже с внуками - строго по делу. Человек очень добрый, всегда поможет, но слово из него надо клещами тянуть. Друзей-мужчин практически нет, а вот мои подружки его любят, и он "под рюмочку" с ними общается. И так вполне счастливо живет уже почти 80 лет и почти 53 года - со мной. На работе больших высот не добился, но удовлетворен имеющимся (грамоты, медали, победитель соцсоревнования и т. д.)

14.10.2017 20:16:05, китти70

маме давно пора.

Отношения со сверстниками. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Девочки, не гоните в возрастную или в психологию. Хочется, так сказать, взгляда со стороны. Моя доченька ходит в садик, со всеми очень доброжелательная, искренне любит своих подружек, всегда на...

Обсуждение

С мальчиками проще. У меня дочка, и что в саду, что в школе между девочками, вот какие- то бабские, именно бабские дрязги. А моя наивная дурочка, не может там ориентироваться.. Но у нас подружка, из сада еще, тоже такая, вот они вместе и дружат. Вам бы тоже похожую девочку найти, было легче

А напрямую с девочками мягко поговорить? Нам помогало. С родителями можно если адекватные, но обычно ветер из семьи дует...

Взаимоотношения со сверстниками. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Проблемв больше в том, что обстановка в классе совсем невыносимой стала.

Обсуждение

я была уверена, что это написана про наш класс, и про одну девочку, которая находится в таком же состоянии, мой сын с ней раньше дружил, а теперь не хочет, и говорит, что она постоянно плачет, поэтому с ней не общаются. Я эту девочку понаблюдала - она действительно впадает в жертву и начинает плакать в совершенно простых ситуациях, наверное, переходный возраст таким образом проявляется, попробуйте с ней поработать в этом направлении, дело в ней, а не в одноклассниках.

А с мальчиками дружить?Такой замечательный расклад,всего 7 девочек:)). Уж во всяком случае задание узнать вполне можно у мальчиков.Подруга в школе вещь вообще совершенно не обязательная.У моей тоже как-то с подругами не сложилось в школе.Но отношение хорошее со всеми выработала,с мальчишками общаться не проблема,уроки узнать,поболтать на переменах.При том,что у них как раз мальчиков меньше.
Вам надо как-то ее расслабить,она на проблеме зациклилась,окружающие это чувствуют,негативно реагируют,замкнутый круг получается.

Обсуждение

Нашему старшему 12 лет, в нашей семье появился год назад. отношения со сверстниками крайне поверхностны, ситуативны. "Друзья" (все встречные - поперечные, проявившие к нему хоть какой-то интерес) появляются и исчезают с молниеносной быстротой. Причем друзьями они остаются только до тех пор, пока сын этих детей видит. Стоит ему выйти из школы, уйти с площадки, из класса, да просто отвернуться - всё, больше про детей, которых он только что называл друзьями, сын не вспоминает НИКОГДА. С глаз долой - из сердца вон. Потребности в общении с ровесниками не испытывает, как говорит он сам, для чего нужны ему друзья - чтобы "побеситься" с ними. При этом, очень любит находиться в центре внимания. Дети это чувствуют, воспринимают его как "шута", посмеются над его проделками, "побесятся" с ним, а потом тихонько идут играть в свои игры разговаривать " о жизни", обсуждать прочитанные книги\просмотренные фильмы, а наш герой тут же начисто о них забывает.

У Руслана (с 9-ти лет в семье) отношения со сверстниками хорошие. Всегда были друзья и в школе и во дворе. Всегда звонят круглые сутки и в домофон и по телефону.

Руслан умеет налаживать отношения со сверстниками.

Общение со сверстниками. Отношения с другими детьми. Они еще не умеют играть со сверстниками. В 6- 7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. не жалею ни разу уже за полгода дома ситуация наладилась, она стала...

Обсуждение

если в садике все хорошо, значит умеет, имхо.

Психологи помогут понять, что младший сын имеет полное право отличаться от старшего;)
У всех разная потребность в общении. Если деть действительно устает - может пореже звать подруг с детками?
К тому же 3,6 - еще совсем малыш, он не может контролировать себя. справляется со стрессом доступными методами.

Про отношения со сверстниками. Друзья, одноклассники. Подростки. Про отношения со сверстниками. Спасибо всем! Решение принято. Даже в районной хуже не станет. 2. В 12 лет дано объяснить ребенку, как не провоцировать других против себя.

Обсуждение

Посмотрела фотографию вашего сына - какое приятное открытое лицо. Очень славный мальчишка, похоже.
Сил вам и терпения! А ему - найти свою среду обитания. Школа - это не на всю жизнь!

23.02.2008 00:02:44, местнаяЯ

Прочитала ветку.
1. Уходить надо по-любому, хоть в музыкальную школу, хоть на индивидуальное обучение, хоть в районную. Даже в районной хуже не станет.
2. В 12 лет дано объяснить ребенку, как не провоцировать других против себя. Да, они такие, другие, нехорошие. Но все же где-то надо отрабатывать, буквально разбирая, что надо было отвечать на какие слова. Не получается дома, иожет быть с психологом.
3. У ребенка явно есть трудности с нервами, обидчивостью. Я это очень хорошо понимаю. Но все же над обидчивостью надо работать, это всегда и во взрослой жизни очень мешает. Есть психологические приемы, психотренинги, психологи, аутоненная тренировка, медитация, книги типа Леви "Искусство быть собой", которую мне самой мама дала в мои 9 лет. Психотренинги, психологи. Но это тоже нужно как-то хотя бы обсуждать с ребенком. Чтобы тот понимал, где он не прав, где сил не хватает, сам ЗАХОТЕЛ измениться. Это не зависит от перехода в другую школу. Это всегда с человеком. И обидчивость сама по себе с возрастом не проходит.
4. Чтобы полноценно готовиться в переходу в новую школу, нужно как-то оградить ребенка от неприятностей прямо сейчас. В идеале перейти до конца года на индивидуальное обучение. Как вариант на любое другое без посещения конфликтного класса, хоть бы заниматься с репетиторами, с няней до конца года дома.

Отношения со сверстниками (длинно). Элле и всем, кто сможет помочь! Когда он пытается общаться со своими сверстниками (например, в гостях или во дворе) К размышлению. Моя подруга тоже обрадовалась когда сын ее друзей (8лет) вдруг стал играть с ее 4летней дочкой.

Обсуждение

Пишу как бывший дворовой аутсайдер:(Все проблемы были только по одной причине: по-видимому, мои сверстники чувсьвовали мою неуверенность в себе. Других объяснений вот уже сколько лет найти не могу. В моменты прилива уверенности (ну бывают такие дни, когда все ладится, когда можно сказать, что это "мой день") и во дворе все было просто супер. Совместные игры, веселье. Проходил этот хороший день - никому я не нужна там была. Правда, позиция родителей моих была несколько иная: они защищаоли кого угодно, но только не меня. Тогда время было такое (общественное выше личного), да и педагоги они у меня (нельзя выделять своего ребенка среди остальных) и т.д. Пытались поступать по справедливости, а подучилось черти-что:(((Сейчас раскаиваются, понимают, ЧТО наделали, да поздно уже. До сих пор вспоминаю дворовую жизнь с содроганием.
Так же было и в садике детском:(
А вот в школе было получше. Склоняюсь к мысли, что потому, что отдали меня в школу на год позже. Таких "старичков", как я, в классе было не так много. А в младших классах очень заметна разница в год.

И я бы посоветовала подождать еще годик со школой. Главное конечно не счет и чтение, а как раз социальные навыки. А раз и с тем и с другим есть проблемы, то лучше не торопиться. Вот я например явно поторопилась, надо было на год позже сына в школу отдавать. Тяжело ему психологически. Все можно ребенку объснить если захотеть. А вот если будет ухудшение в школе потом труднее будет отступать. А пока нужно походить на какие-то групповые занятия как здесь советовали. И было бы здорово найти и создать ему друга или подругу, с девочками иногда легче. Поищите среди соседей, может найдете кого-то? Я бы с удовольствием своего сына предложила, он примерно того-же возраста, но мы наверное далеко. И вот еще мысль возникла по прочтении вашей регистрации. Вы пишете что живете ради ребенка. Да, наверное в какой-то мере мы все можем так сказать. И у вас это тем более оправданно из-за проблем со здоровьем. Но все-таки... У Леви сказано от имени ребенка: не делайте нас смыслом своей жизни, так нам тяжело найти свой смысл жизни. А ребята во дворе наверняка чувствуют что ваш сын привык быть центром вселенной. И чувствуют, что к нему взрослые относятся немного по-другому. Сумбурно у меня получается, извините. И еще наверное Игорек немного неуверен в себе из-за болезней и вашего волнения за него. А ребята это чувствуют лучше взрослых. Только не обижайтесь и не думайте что у других такого нет. Вот у меня сын очень редко болеет тьфу-тьфу, но физически он слабоват. Я переживаю и нет-нет да ляпну ему что-нибудь на эту тему. И у нас самооценка не всегда на высоте. Очень хочется вас поддержать. Все у вас с Игорьком получится!

Кому всегда будет сопутствовать успех, чей бизнес никогда не прогорит и у кого больше всего шансов стать удачливым предпринимателем? «Секрет» изучил исследования психологов, экономистов и химиков, чтобы ответить на этот вопрос.

Гены

О существовании «гена предпринимательства» говорили давно. В середине 2000-х исследования показали, что 20% британских и треть американских предпринимателей - дислексики. Самые известные - Ричард Бренсон, Тед Тёрнер и Генри Форд. Генетики из лондонского Kings College пошли дальше и захотели найти «единый ген предпринимателя». Они изучили близнецов, дислексиков и обычных людей, распределённых по нескольким параметрам: количеству основанных бизнесов, продолжительности периода самозанятости, желании начать собственный бизнес и т. д. Результаты показали, что умение находить бизнес-возможности, вести дела и 37–48% стремления стать предпринимателем приобретается по наследству. Правда, исследователи признали, что генетической информации пока недостаточно, чтобы быть уверенным в этих выводах.

Черты характера

Тексты вроде «15 качеств, которыми должен обладать предприниматель» есть практически на любом сайте об экономике. Чаще всего их составляют по цитатам предпринимателей. Но учёные тоже не остались в стороне от составления списков. Так, американский психолог Дэвид Макклеланд уверен, что предприниматели редко отличаются лидерскими качествами. Они заточены на личные достижения, для которых вовлечение других людей не требуется.

Профессор кафедры предпринимательства Университета американского города Тулса Роберт Хисрич выделяет ведущие мотивы предпринимателя: стремление к независимости, свободе действий, творческой работе и созданию капитала. Австрийский экономист Йозеф Шумпетер указывает на потребность в господстве, власти, влиянии, волю к победе, стремление к успеху в борьбе с соперниками и самим собой, радость творчества.

Одно из последних исследований на эту тему провёл директор Центра предпринимательства в Колорадском университете Томас Дуэнинг. Он выделил пять ключевых умений, которыми должен обладать предприниматель: распознавание возможностей, проектирование, управление рисками, умение пережить неудачу, склонность к действиям, а не планированию.

Мелек Калкан и Чанани Кайгюшюз из турецкого Университета Ондокуз Майыс изучили все основные исследования о качествах предпринимателей и пришли к выводу, что чаще всего в подобных работах упоминаются 42 черты. Самые удивительные среди них - способность к манипулированию, эгоцентризм и агрессивность.

Образование

Если будет доказано, что предпринимателями рождаются, а не становятся, соответствующее образование потеряет смысл. Колледж Бабсон в Массачусетсе встал на защиту бизнес-образования. Там изучили 4000 своих студентов с 1985 по 2009 год и выяснили, что те, кто выбирал более одного курса по предпринимательству, чаще открывали свой бизнес, чем те, кто брал только один курс.

Это исследование расширяет работа Уши Бакес-Гельнер из Цюрихского университета и Петры Моог из Зигенского. Изучив 2000 немецких студентов, они выявили разницу между предпринимателями и работающими по найму. По их мнению, более склонны к ведению бизнеса те, кто не погружается в одну конкретную сферу знаний, а обладает поверхностным представлением обо всём. Узкие специалисты становятся их подчинёнными. Они подтвердили теорию стэнфордского экономиста Эдварда Лейзира о предпринимателе как «мастере на все руки». Он считал, что студенты, которые изучают больше предметов и работают в разных сферах, скорее станут предпринимателями, чем остальные.

Трудное детство

Росс Левин из калифорнийского Университета Беркли и Йона Рубинштейн из Лондонской школы экономики изучали, действительно ли предприниматели зарабатывают больше топ-менеджеров, но параллельно выяснили , что у бизнесменов есть кое-что общее. Большинство из них были «трудными подростками»: агрессивно себя вели, нарушали правила, силой отнимали вещи у других и даже употребляли наркотики. При этом предприниматели, согласно тому же исследованию, обычно имеют высокий IQ и повышенную самоуверенность. Такие люди, по версии исследователей, открывая собственный бизнес, зарабатывают на 70% больше, чем если бы они работали по найму.

Богатые родители

В другой работе Левин и Рубинштейн пишут , что мощный источник новых предпринимателей - это богатые и крепкие семьи. Каждые $100 000 дополнительного годового дохода родителей увеличивают шансы ребёнка открыть свою компанию на 50%. «Если же вы из бедной семьи, ваши шансы стать предпринимателем сильно падают», - говорит Левин.

Ещё несколько исследований расширяют тему: если у человека есть доступ к деньгам, его базовые потребности удовлетворены и он не рискует лишиться еды и жилья, он гораздо более склонен к риску. Учёные из Национального бюро экономических исследований подтверждают эти данные. Согласно их исследованию на фондовой бирже чаще рискуют дети обеспеченных родителей.

Ничего

Оптимисты придумали самолёт, а пессимисты - парашют. Сарас Д. Сарасвати из бизнес-школы Виргинского университета всю карьеру доказывает , что предпринимателем может стать каждый. По её мнению, своё дело открывают люди с совершенно разным бэкграундом, чертами характера и желаниями. Выводы учёной подтверждает статья из Journal of Applied Psychology. Авторы нашли доказательства и того, что предприниматели более склонны к риску, чем простые люди, и обратного. Они также показали, что успеха добиваются как те, кто строго верит в какие-то постулаты, так и те, кто склонен менять собственную точку зрения.

Сарасвати, однако, всё же даёт рекомендации предпринимателям о том, как приблизить успех. Им нужно соблюдать четырёхступенчатый алгоритм. Во-первых, действительно хотеть сделать то, что пришло им в голову. Во-вторых, начинать достижение с мелких шагов, а не с больших. В-третьих, после каждого маленького шага надо осматриваться и переоценивать свою идею. В-четвёртых, делать следующий шаг.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...