Лидерские качества как. Лидерские качества, их выявление и развитие

Любой команде нужен лидер. Он должен уметь грамотно и справедливо распределять обязанности, принимать решения, определять стратегию развития бизнеса. Для этого нужно обладать определенным набором качеств. Хорошо, если человек обладает природной харизмой и стать настоящим вожаком стаи для него не проблема. А что делать, если вы еще вчера работали на дядю и привыкли только подчиняться и выполнять поручения? Об этом и многом другом пойдет речь в этой статье.

Какими качествами должен обладать лидер

Настоящий лидер - это душа команды. Его поручения выполняются с удовольствием, он может грамотно изложить свои требования. Даже справедливое наказание от такого человека принимаются смиренно и без обид. Чтобы заслужить такой авторитет, нужно обладать следующими качествами.

Быть справедливым

Сотрудники очень тонко чувствуют дискриминацию. Если за один и тот же косяк одного работника дерут в хвост и гриву, а другого с улыбкой журят и отпускают - об авторитете можно забыть. Никаких любимчиков в команде быть не должно - ко всем подчиненным нужно относиться одинаково. Исключения могут составлять лишь новички. Им простительны мелкие ошибки - это все прекрасно понимают.

То же самое касается постановки задач. Очень часто бывает, что в команде есть 2-3 исполнительных работника и все остальные. Так вот, грузят в основном именно этих двух-трех. Помните поговорку: если хочешь, чтобы задача была решена быстро, найдите самого занятого человека и поручите ее ему. Многие руководители идут именно по этому пути и поступают в корне неправильно. Это, конечно, удобно, но о лояльном отношении со стороны хороших сотрудников можно забыть.

Подчиненные будут копить обиды и не ровен час, уйдут работать к более справедливому конкуренту, где их таланты будут оценены по достоинству.

Справедливый лидер ставит задачи в зависимости от квалификации сотрудника. Наиболее опытные и грамотные работники получают задания посложнее, новички - попроще. Самое главное при этом - . Квалифицированные сотрудники должны зарабатывать больше, чем менее прокачанные. Это заставит последних работать лучше, чтобы получать больше денег.

Сделайте эти принципы частью своей - увидите, как поменяется отношение сотрудников к вам и к работе в целом.

Лидер должен быть компетентным

Чтобы заслужить авторитет, руководитель обязан разбираться во всех тонкостях рабочего процесса . Без этого невозможно грамотно ставить задачи - все будет получаться в формате «принеси мне то, не знаю что». Недаром в советское время большинство директоров вырастали «из низов», пройдя путь от простого рабочего до руководителя высшего звена. Это позволяло на собственной шкуре почувствовать все тонкости рабочего процесса.

Приведем пример. Вы поручили сотруднику, допустим, . Сами вы никогда этого не делали и не представляете, как это происходит, что для этого нужно и сколько потребуется времени. При этом на выполнение задачи даете сотруднику три дня срока. По прошествии этого времени работник докладывает, что не успел, за что получает заслуженное, по вашему мнению, наказание.

На самом же деле главную ошибку совершили вы, а не подчиненный. Три дня времени на поиск поставщиков, согласование и заключение договоров, уточнение спорных моментов - это очень мало. Вы не знали об этом и поставили по сути невыполнимую задачу. Чтобы такого не было, необходимо самому хотя бы в общих чертах представлять, как происходит тот или иной процесс и сколько на это нужно времени.

Лидер обязан грамотно делегировать полномочия

В моей практике был один интересный случай. Владелец крупного интернет-магазина, солидный мужчина в возрасте, совершенно не умел распределять обязанности. Дело не в том, что не мог или не хотел - он просто никому не доверял. Магазин размещался в стандартном офисе, где сидели менеджеры, обслуживающий персонал и сам руководитель.

Когда кому-то требовалась бумага для принтера, начальник лично шел на склад, чтобы ее выдать - не дай бог хитрый сотрудник утащит себе домой несколько листов. Доходило до того, что хозяин самолично заливал жидкое мыло в уборной, менял рулоны с туалетной бумагой и ездил покупать шариковые ручки.

К чему мы все это рассказываем? Для того чтобы вы поняли: руководитель, копающийся в уборной, уважения не вызывает и о каком-либо авторитете можно напрочь забыть. Сотрудники будут только посмеиваться над таким начальником и отпускать за глаза язвительные шуточки.

Именно поэтому - важное умение настоящего лидера . Вы никогда не должны делать того, что кто то может сделать за вас и лучше вас. Именно для этого вы нанимаете людей и платите им зарплату. Начнете делать работу за сотрудников - и они очень быстро сядут вам на шею. Приучайте людей к самостоятельности, иначе они все время будут бегать к вам по любому пустяку.

Лидер должен уметь признавать ошибки

Ошибаться свойственно каждому. Даже самый опытный профессионал своего дела иногда допускает промашки. Это нормально. Главное - не бояться этого признать. Но не стоит пускаться в унизительные извинения, особенно перед подчиненными. Спокойно сообщите, что вами была допущена ошибка и работу нужно переделать.

Если вы видите, что сотрудник рангом младше предлагает решение какого-либо вопроса лучшее, чем ваше собственное, не настаивайте на своем варианте. Нет, можно, конечно, включить формат “я начальник, ты дурак” и заставить делать по вашему, но дело от этого точно не выиграет. Ничего не случится, если вы поступите так, как предлагает ваш работник. Похвалите человека за более оптимальное предложение - и пусть делает по своему. Ваш авторитет от этого не пострадает, а сотрудники будут иметь в виду, что, в случае чего, вас можно переубедить при помощи весомых аргументов.

Настоящий лидер должен быть стрессоустойчивым

Можно сколько угодно ругать работу “на дядю”, но в ней есть один несомненный плюс. Это самый дядя два раза в месяц приносит вам зарплату на блюдечке с голубой каемочкой. Где он берет эти деньги и как решает проблемы - вам совершенно наплевать. Вынь, как говорится, да положь.

Таким “дядей” становитесь вы сами. На вас , способных вывести из равновесия кого угодно. Стрессовые ситуации при этом неизбежны. Лучший совет, который можно дать - никогда не опускайте руки. Есть масса примеров, когда новоиспеченные предприниматели бросали свое дело только потому, что не выдержали стрессов, а потом сильно жалели об этом.

Примеры стрессовых ситуаций:

  • нехватка средств. Очень распространенная ситуация, особенно на начальном этапе развития интернет-магазина;
  • ошибки персонала. Если неправильно , проблемы обязательно будут;
  • штрафы и санкции контролирующих органов. Налоговая, Роспотребнадзор - государство пристально следит за бизнесом, выявляя различные нарушения законодательства;
  • недовольные покупатели. Один такой персонаж может устроить вам все вышеперечисленные проблемы, вместе взятые.

Лидер должен уметь мотивировать персонал

Что скрывается за модным словом “мотивация”? Многие считают, что плата за работу - это веская причина хорошо выполнять свои обязанности. Дескать, получает сотрудник зарплату и этого вполне достаточно. Однако это не так, во всяком случае, работники точно так не думают. Всегда найдутся такие, кто будут возмущаться: “Да я, да за эти деньги, да никогда!” - ну и так далее.

Так как же устроить так, чтобы , всецело отдавая себя общему делу? Есть несколько способов:

  • финансовая заинтересованность. Зарплата зарплатой, а человек должен четко понимать связь между качеством своей работы и количеством зарабатываемых денег. Если один трудится в поте лица, а другой при этом бьет баклуши и оба получают одинаково, то у первого энтузиазм очень быстро закончится. Премии за хорошую работу, бонусы лучшему сотруднику месяца/года - вот те инструменты, которые очень хорошо мотивируют;
  • дать сотруднику почувствовать себя частью команды. Вы все делаете одно дело. Важен каждый - от директора до рядового менеджера. Понимать вклад в общее дело - великая вещь;
  • подавать личный пример. Если руководителя вечно нет на рабочем месте, в сложной ситуации до него не дозвониться, а в рабочее время он только и делает, что сидит в социальных сетях - грош такому лидеру цена. Настоящий лидер всегда в гуще событий, сам работает за десятерых и готов решить любой вопрос;
  • общий досуг. Совместные выезды на пикники, спортивные мероприятия и даже простые корпоративы очень сильно . Коллектив чувствует себя одной большой семьей, а в семье принято помогать друг другу. Чем не мотивация?

Лидер должен много работать и по-настоящему любить свое дело

Почитайте биографии успешных бизнесменов. Очень часто эти люди работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это невозможно без искренней увлеченности идеей. Мы часто повторяем: нет никакой коммерческой жилки - есть только титанический труд и потрясающая работоспособность. Именно они - качества настоящего лидера. А если еще и удастся заразить своим примером персонал - вашей команде просто не будет равных.

Как развивать в себе качества лидера

Кому-то этот талант дается от природы. Некоторым повезло меньше - тогда над собой придется серьезно поработать, чтобы воспитать лидерские качества. Особенно тяжело придется тем, кто никогда не работал на руководящих должностях и постигает премудрости управления людьми впервые в жизни. Итак, что нужно делать, чтобы стать лидером команды?

1. Посещайте тренинги. Непросто самостоятельно перебарывать в себе то, что было заложено еще в детском возрасте. Многие просто стесняются отдавать распоряжения, ругать сотрудников за провинности и жестко разговаривать с партнерами, когда это необходимо. Тренинги под руководством опытных психологов помогут преодолеть все эти барьеры. На занятиях вы будете отрабатывать множество стрессовых ситуаций с незнакомыми вам людьми. Это поможет научиться правильному поведению в реальных “боевых” условиях. Готовьтесь: будет очень тяжело, но результат превзойдет все ваши ожидания.

2. Читайте . Сейчас доступно очень много книг, посвященных тому, как стать руководителем. Можем посоветовать несколько:

  • Максим Батырев - “45 татуировок менеджера”. Автор сам много лет работал на руководящих должностях и делится своим опытом в книге;
  • Ицхак Адизес - “Идеальный руководитель”. В книге простым и доступным языком написано о том, как стать по-настоящему эффективным руководителем;
  • Кевин Фербах и Ден Хантер - “Вовлекай и властвуй”. В книге рассказано о популярной практике игрового мышления и его применении в бизнесе.

3. Постоянно повышайте свою квалификацию. Как мы уже говорили, лидер должен быть, в первую очередь, компетентным в большинстве вопросов. Для этого требуется прокачивать навыки. Это касается не только административной стороны вопроса, но и большинства чисто технических нюансов. Читайте книги, посещайте семинары и конференции. Во первых, вы всегда будете в курсе новых веяний, а во-вторых, станете настоящим профессионалом своего дела и будете готовы решать любые задачи.

4. Работайте над собой. Рефлексия - очень важная и полезная штука. Возьмите за правило спрашивать себя в конце рабочего дня: “Что я сегодня сделал не так и как можно было сделать лучше?” Эта простая и полезная привычка позволит научиться анализировать свои действия и найти оптимальную модель работы.

Заключение

Напоследок дадим еще один очень важный совет. Лидер в коллективе должен быть один. В конце концов, лидер - это тот человек, за которым всегда остается последнее слово в любой ситуации. Даже самые разумные люди могут иметь диаметрально противоположные взгляды на один и тот же вопрос. Руководитель должен лично принять решение и нести за него ответственность. А остальные обязаны принимать это решение и исполнять его. Иначе в компании может начаться бардак, и это может навредить делу.

Наличие лидерских качеств - это не только отличный способ потешить собственное самолюбие. Эти свойства способны сыграть крайне важную роль в продвижении по карьерной лестнице, а также в налаживании личной жизни. С их помощью можно быстрее и эффективней решать возникающие трудности, а также уверенней смотреть на окружающий мир.

Если вы пока ещё в полной мере не обладаете лидерскими качествами, то самое время задуматься над их развитием.

Лидером мы называем человека, который способен вести за собой других людей и пользуется при этом их полной поддержкой. Он всегда первый в любых начинаниях, к его мнению прислушиваются, его авторитету безоговорочно доверяют. Закономерно и то, что лидер пользуется теми льготами и имеет доступ к тем ресурсам, на которые другим людям рассчитывать не приходится.

Вот почему нет ничего удивительно, что соответствующим статусом хотели бы владеть многие. Тем не менее, стать лидером может далеко не каждый. Ведь несмотря на особые привилегии быть лидером не так и просто. Эта социальная роль требует также и особой ответственности, с которой способен справиться далеко не каждый. Вот почему ошибки лидерам прощаются крайне редко, а отстаивать своё право быть «вожаком» им приходится регулярно.

Многие считают, что настоящими лидерами не становятся, а рождаются. Тем не менее, это далеко от истины. Соответствующие качества вполне можно развить в себе самостоятельно. А потому, если вы не боитесь повышенной ответственности, то вам необходимо лишь следовать некоторым простым правилам.

Начните принимать решения самостоятельно

Лидеры не ждут, что кто-то возьмёт их жизнь под контроль и научит их правильному поведению. Они полностью выходят из-под влияния окружающих обстоятельств и становятся единоличными хозяевами своей судьбы.

Перестаньте жаловаться

Многие из нас любят порой пожаловаться — на начальство, родных, здоровье, неудачные стечения обстоятельств и так далее. Но дело в том, что любые жалобы — это попытка переложить ответственность за собственную жизнь на других людей или явления. Если что-то идёт не по плану, то вы сами делаете выбор — жалеть себя или постараться изменить ситуацию.

Научитесь правильно ставить цели

Выделите главную задачу в своей жизни, а также наметьте ряд дополнительных заданий, выполнение которых будет приближать вас к осуществлению основной мечты. В итоге вся деятельность, которой вы занимаетесь, должна быть направлена на достижение намеченного результата. Не тратьте время на те вещи — будь то работа или ваше личное времяпровождения — которые не приближают вас к главной цели.

Не бойтесь отказать другому человеку

Мы нередко ломаем собственное «Я» и поступаем так, как нам совершенно не выгодно, в страхе обидеть или разочаровать окружающих. Если вы желаете стать лидером, то должны меньше волноваться по поводу того, что о вас подумают другие люди. Страх испортить мнение о себе и стремление угодить не только будут мешать вам в саморазвитии и достижении желаемого, но и не дадут вам выделиться из общей массы.

Не избегайте ответственности

Многие из нас на протяжении многих лет довольствуются малым по одной простой причине — стремление к новым высотам однозначно поставит перед нами и повышенные требования. Намного проще делать вид, что всем доволен, и не пытаться менять свою жизнь. Тем не менее, если вы хотите развить в себе лидерские качества, вы должны перебороть этот страх ответственности. К возросшим сложностям быстро привыкаешь, а вот ощущение того, что твоя жизнь не стоит на месте, достойно многого.

Если вы будете постоянно работать над развитием в себе лидерских качеств, то рано или поздно ваши усилия принесут желаемый результат.

Так, вскоре вы заметите, что в рабочем или дружеском коллективе к вашему мнению стали больше прислушаться, к вам регулярно обращаются за советом, именно от вас ждут инициатив и активных действий в случае возникновения каких-либо трудностей.

Другими словами, ваше негласное лидерство стали признавать. И теперь самое важное — доказать, что вы действительно способны быть «вожаком». А для этого нужно, в первую очередь, ставить интересы группы на главное место.

Помните, что теперь вы представляете не только лишь свои собственные интересы, но и интересы всех тех людей, кто рассчитывает на вашу помощь. Также крайне важно уважать всех членов своей команды и считаться с их потребностями. Каждый из ваших друзей и коллег должен чувствовать себя защищённым, понимать, что он является частью сплочённого и дружного коллектива.

И хоть поначалу следовать всем вышеизложенным правилам может показаться задачей непростой, со временем вы научитесь чувствовать свой коллектив и понимать, каких именно поступков ожидают от вас другие люди. Лидерами не рождаются, а становятся. И при желании вы всегда можете доказать это утверждение своим собственным примером.

Становитесь лидерами и хорошего вам настроения!

Видео: Об эволюции альтруизма и патриотизме - Звериный оскал патриотизма

Некоторым повезло родиться сразу с лидерскими способностями. Но как развить лидерские качества в себе, если они даны вам с рождения? Психологами уже разработано множество методик и принципов, по которым можно буквально взрастить в себе лидера. На самом деле, лидерский потенциал есть у каждого, просто нужно с помощью правильного подхода его в себе раскрыть.

Какие преимущества дает наличие лидерских качеств? Люди-лидеры способны организовать мероприятие, повести за собой команду. Лидеров уважают, к лидерам прислушиваются.

Лидерами хотят быть если не все, то очень многие. «Вау, он настоящий лидер!», «Вот так всегда поступают лидеры» - если хотите, чтобы эти фразы прозвучали в ваш адрес, то прислушайтесь к нашим следующим советам.

Как стать лидером

К этому вопросу нужно подходить комплексно. Лидерство включает разнообразные стороны личности, и для достижения наибольшего эффекта нужно все их планомерно развивать в себе этот процесс.

Мыслите позитивно

Лидер в любом коллективе должен заряжать энергией, энтузиазмом, жизнерадостностью своих подчиненных либо неформальных последователей. А если он будет излучать только уныние и отчаяние, то такие же чувства охватят всех остальных. Старайтесь и вы всегда оставаться таким. В любой ситуации можно найти положительные стороны и извлечь какую-то выгоду.

Позитивное мышление – это отдельная наука внутри искусства психологии. Для начала почитайте труды психологов на эту тему, начните посещать тренинги. Окружайте себя только оптимистичными и жизнерадостными людьми, которые также будут заряжать вас своей энергией. Рассказывая кому-либо о неприятности, которая с вами случилась, говорите о ней с юмором. Если сделать этого не получается, то лучше вовсе воздержаться от данного рассказа.

Учитесь доверять

Если вы сами отлично справляетесь со всеми задачами вашей команды и вам редко нужна чья-то помощь, конечно, это не отрицательное качество. Но тогда зачем вам ваша команда? Но и лидер должен доверять своим подчиненным, а также уметь делегировать им часть важных задач.

Делегируя важные для общего дела задачи конкретным членам собственной команды, вы повышаете их значимость в собственных глазах, даете мотивацию к действиям, предоставляете возможность проявить все стороны своей личности. Именно так и должен поступать настоящий лидер. Но нужно знать, что и кому можно делегировать.

Не теряйтесь в экстремальных ситуациях

Любые нестандартные ситуации сразу выявляют, кто лидер, а кто нет. Настоящие лидеры еще больше активизируются в экстремальных ситуациях, которые требуют быстрого реагирования и принятия волевых решений. Если вы занимаетесь экстремальными видами спорта – это будет вам на руку. Значит, опыт нахождения в состоянии экстрима у вас уже есть. Чтобы не потеряться в нестандартной ситуации, нужно всегда быть к ней готовым. Настройте себя, что всегда и везде может произойти то, чего вы никак не ожидали.

Берите на себя ответственность

Пожалуй, самый большой минус лидерства в том, что оно требует высокой степени ответственности. Лидер в ответе за собственные ошибки и промахи своей команды, причем каждого её члена. Научитесь не отстраняться от ответственности, а принимать её как должное. Можно начать с малого. Наверняка в вашей жизни есть явления, за которые вы несете личную ответственность перед другими или самим собой. Если вы только учитесь брать на себя ответственность, то второй её тип (перед самим собой) обычно не работает. Тренироваться нужно на тех ситуациях, в которых вы будете отвечать за свои решения и поступки перед другими людьми, и не важно, кто это – ваш начальник или ваша мама. Бросайте вызовы самому себе

Неизведанное и неизвестное – это всегда страшно. Умение преодолевать страх и рисковать – еще одна важная черта лидерского характера. Сделайте своей традицией каждое утро бросать вызов самому себе, в течение дня с ним справиться, как бы страшно вам не было. Вызов может касаться чего угодно, главное, чтобы вы поместили себя в такую ситуацию, в которой ранее ощущали неуверенность или боялись её. После таких тренировок вы легко сможете держать любой жизненный удар.

Повышайте коммуникативные навыки

Лидер должен быть общительным. Однако, если кто-то без умолку болтает в любой компании, это еще не делает его лидером. А для этого следует как можно больше общаться с людьми, разными по возрасту, характеру, социальному статусу, степени открытости. Умение разговорить замкнутого человека – это одна из вершин коммуникативных навыков. И чем его больше, тем лучше. Можете бросить себе вызов – каждый день говорить как минимум с тремя незнакомыми или малознакомыми людьми.

Думайте о других людях

Человек, чьи мысли и действия направлены только на самого себя, не может быть лидером. Это очевидно. Учитесь находить компромиссы в любой ситуации. Такой подход к людям сможет сделать вас значимой личностью в их глазах.

Развивайте свою креативность

Перед лидером часто будут возникать жизненные задачи, решение которых требует определенного креативного или творческого подхода. Конечно, для всего этого нужно и самому обладать креативным мышлением. Развивайте свой творческий потенциал: рисуйте, сочиняйте, пишите музыку, создавайте что-либо своими руками.

Будьте амбициозны

Лидерство и амбиции – вещи неразрывные. Безамбициозный человек просто по определению не может быть лидером. Отучите себя останавливаться на достигнутом и довольствоваться малым. Амбициозность – это совокупность целеустремленности, уверенности в себе, сильного характера, настойчивости. Амбициозный лидер всегда знает, чего он хочет; знает, как это получить; знает, что он непременно сможет достичь поставленных целей.

Такие амбиции есть не у всех. Это не должны быть цели «для галочки». Достигая их одну за одной, вы почувствуете, как внутри вас зарождается стремление быть лучше, умнее, богаче, выше по должности и т.д. Это неплохо, если достигать своих целей добропорядочными путями.

Развивайте свою речь и ораторские навыки

Умение красиво и складно говорить – неотъемлемая часть лидерства. Лидеры должны много общаться с людьми. Чтобы увеличить словарный запас, читайте побольше книг, желательно, художественных. Хорошие книги научат вас правильному и красивому построению предложений и выражению собственных мыслей. Посещайте также специализированные курсы по ораторскому мастерству. Там вас научат убедительно разговаривать и перестать бояться публичных выступлений.

Следите за своим внешним видом и манерами

Необязательно одеваться в дорогие вещи, достаточно того, что они будут аккуратными и чистыми. Также обязательными вашими качествами должны быть вежливость, тактичность и воспитанность.

Занимайтесь спортом

Спорт – это отличное здоровье и красивая фигура. Но в контексте нашей темы спорт сыграет другую важную роль. Во время регулярных занятий спортом человек вырабатывает силу воли и уверенность в себе. А энергия крайне важна для принятия волевых решений и готовности к действиям.

  • Как развить лидерские качества и взять вверх над обстоятельствам и
  • Как отделять свои стремления от целей, навязанных другими людьми
  • Какие принципы позволят взять контроль над жизнью и бизнесом
  • Правила лидерства, которых придерживается президент российского подразделения компании «Хенкель»

Раньше я думал, что лидер – это человек, который берет на себя ответственность и сам решает все проблемы. Но со временем понял, что этого мало. В этой статье я расскажу, и о своих правилах лидерства, которые я выработал, основываясь на собственном жизненном опыте.

Помню, как меня заставили задуматься вопросы опросника, который моя подруга принесла с тренинга сооснователя нейролингвистического программирования (НЛП) Майкла Холла: «Горжусь ли я тем, что я произвожу? Гордятся ли тем, что мы производим, мои коллеги и сотрудники? Совпадает ли моя работа со смыслом жизни? Что я даю миру? Как я влияю на жизнь окружающих людей? Хочу ли я это делать?»

Лидерство в моем понимании – это способ влияния и управления людьми. Лидер – это тот, кто растит других лидеров, не опасаясь конкуренции. Тот, кто делает то, что любит, и может научить этому других. Кто меняет жизнь и ценности других людей, создает вокруг себя тот мир, в котором сам хочет жить. Кто задумывается о масштабе своего влияния и хочет большего, не переставая расти. Один из лидеров, которые вызывают мое уважение, – Ричард Брэнсон, запустивший проект коммерческих полетов в космос.

Прежде чем приступить к развитию лидерских качеств в себе, стоит прежде всего разобраться в том, чего Вы хотите. Многие люди живут, достигая не своих, а навязанных кем-то (родителями, обществом) целей. Попробуйте выяснить, что представляют собой ваши собственные стремления, а что – ожидания окружающих. Ответьте на предлагаемые вопросы, и если они различаются, то, скорее всего, вы пытаетесь следовать навязанным целям.

Например, когда я стал понемногу разбираться в том, чего хочу на самом деле, то понял, что в семье я проживал не свою жизнь. Я всеми силами старался сохранить брак, несмотря на отсутствие близких отношений с супругой, разницу интересов, ценностей и увлечений. Как мне казалось, я делаю это ради ребенка. Однако в итоге получилось, что дочь выросла где-то в стороне, так как на первое место я поставил финансовое обеспечение семьи. Только теперь я понимаю, что сделал неверный акцент – в семейных отношениях гораздо важнее непосредственная забота и участие.

Я неспроста привел пример из личной жизни, а не из бизнеса. Невозможно быть лидером только на работе. Ключевой момент для развития лидерского потенциала: что я могу дать окружающим людям, в том числе и своим детям.

Мне помог измениться метод НЛП. Понадобилось пройти всего несколько ступеней обучения, прежде чем я понял, чего именно хочу, осознал свои ценности и ясно увидел цели. С тех пор произошло много положительных изменений во всех сферах моей жизни. Например, я стал более позитивно смотреть на мир и получать удовольствие даже от того, что раньше делал с неохотой. В 2013 году у меня обнаружили рак в четвертой стадии, и тем не менее я смог преодолеть это заболевание. В том же году я и мой партнер по бизнесу приняли сложное решение расстаться с третьим соучредителем, мы собрали новую команду.

Сегодня в бизнесе и личной жизни я использую почти все приемы, освоенные за время обучения НЛП, за исключением чисто терапевтических техник. Расскажу, как развить лидерские качества в себе.

Роберт Дилтс, один из основателей НЛП, исследуя успешных людей, задавал им один и тот же вопрос: «Как Вы работаете в сложных, противоречивых ситуациях?» Типичный ответ успешных людей заключался в том, что они сосредотачивались на своем внутреннем состоянии и были уверены, что если правильно настроиться, то решение придет само. Работа занимает большую часть нашей жизни, поэтому очень важно, в каком настроении мы пребываем все это время. Лидер – человек, который способен управлять не только другими людьми, но и своим внутренним состоянием.

Правило 1. Управление стрессом. Один из эффективных, на мой взгляд, методов – эриксоновский гипноз (автор – американский психотерапевт Милтон Эриксон), который позволяет восстановить эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях в течение 10–15 минут. Например, я записал на телефон несколько трансовых текстов на разные случаи жизни (примеры таких текстов можно найти в книгах Милтона Эриксона и Михаила Гинзбурга или сочинить самому). Когда возникает стрессовая ситуация (конфликт, проблемы со здоровьем, потеря интереса к работе, недостаток денег и пр.), я сажусь и записываю свои мысли на бумаге. В сухом остатке вижу всего три-четыре основных, а все остальное – вариации на тему. После этого говорю себе «стоп!» и включаю трансовую запись на телефоне. Нормализуется дыхание и ритм сердца, постепенно приходят в порядок и мысли.

Снимают стресс и так называемые пресуппозиции ​(лат., prae – перед, suppositio – гипотеза, предположение) – наши убеждения и установки, с помощью которых мы оцениваем все происходящее вокруг.

  • Как стать оптимистом: 5 шагов к позитивной и легкой жизни
> ;

Пресуппозиции, помогающие жить

  1. Не бывает поражений, есть лишь обратная связь (об эффективности Ваших действий).
  2. Карта не есть территория (Ваше восприятие не равно восприятию собеседника). Например, эффективное решение для Вас не равно эффективному решению для Вашего клиента.
  3. В основе любого поведения лежит позитивное намерение.
  4. Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся в данный момент.
  5. Если кто-то что-то умеет, то и я могу этому научиться. Так, многим онкобольным помогают бороться с недугом позитивные примеры.
  6. Люди располагают всеми ресурсами, нужными для успеха.
  7. Если ты делаешь нечто, что не работает, попробуй сделать что-нибудь другое.
  8. Смысл сообщения – в реакции, которую оно вызывает.
  9. Системой управляет самый гибкий элемент.
  10. Любая система является самоорганизующейся и стремится к естественному состоянию уравновешенности и стабильности.
  11. Люди способны обучаться очень быстро, иногда им достаточно одной попытки.
  12. Тот, кто перед Вами, – самый важный клиент.

Правило 2. Эффективные стратегии. Мы совершаем одни и те же действия, но каждый делает их по-своему. Например, когда дети учат слова, одни произносят их вслух, а другие запоминают, как выглядит слово. Практика показывает, что первые делают больше ошибок. Также происходит и с другими действиями. Если мы знаем, что какой-то способ выполнения операции более эффективен, чем другие, мы можем начать сознательно им пользоваться. В НЛП это называется моделированием стратегий. Нужно найти образец и повторить действия, которые совершает более успешный человек. Например, Вы хотите стать отличным оратором. Начните копировать оратора, который Вам нравится. Старайтесь максимально точно повторять темп и ритм речи, интонации, движения тела. Если Вы сможете правильно воспроизвести все детали, Вы поймете, что важно для оратора, на что настроен его фокус внимания, какие у него пресуппозиции относительно того, что он делает. Готовясь к своему выступлению или переговорам с клиентами, используйте отмеченные элементы. Новый навык нужно тренировать, чтобы в дальнейшем воспроизводить автоматически. Например, когда я тренировал визуальный контакт с аудиторией, то делал это ежедневно на публике, и для меня не имело значения, два это человека или двадцать.

Правило 3. Контроль над бизнесом и жизнью. Серьезная болезнь сразу расставляет приоритеты, показывая, что на самом деле важно, а что – суета. Я никому не желаю болеть, но если это случится, воспринимайте недуг как стимул для раскрытия лидерских качеств. Когда я боролся с болезнью, то выработал свои правила лидерства – их можно применять и в жизни, и в бизнесе.

1. Страхование Вашей жизни и здоровья (делегирование риска).

2. Профилактика здоровья (оценка возможности убрать риск):

  • здоровый образ жизни (избавление от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
  • занятия спортом (йога, ходьба, плаванье, лыжи);
  • ежесуточный восьмичасовой сон;
  • работа со стрессами (тренинги на психологическую устойчивость и позитивное мышление).

3. Мониторинг текущего состояния здоровья (минимизация риска):

  • составление списка врачей и медицинских обследований в соответствии с возрастом;
  • прохождение ежегодного обследования.

4. Действия при выявлении проблемных зон в здоровье (бизнесе):

  • сбор информации о проблеме (например, ознакомление с мировой практикой лечения выявленного заболевания – методиками и процедурами; поиск специалистов; отзывы о них; собеседование с ними);
  • лечение (соблюдение процедур, методик лечения). Перепроверка результата лечения у трех разных специалистов.

Развитие лидерских качеств руководителя: 6 правил настоящего лидера

Сергей Быковских, Президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения Henkel Beauty Care в России и странах СНГ, Москва

Многие воспринимают лидерство как умение эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, например подчиненными и вышестоящим руководством. Я со временем пришел к мысли, что лидерство направлено прежде всего на себя. Если руководитель не в состоянии совладать с самим собой, то он никогда не сможет эффективно управлять другими. Желая добиться от персонала следования каким-либо принципам, я стараюсь ежедневно демонстрировать их своим поведением.

В нашей компании мы называем это первым условием лидерства – lead myself (англ., управлять собой), только после этого следуют другие принципы, такие как lead team (англ., управлять командой), lead stakeholders (англ., управлять стейкхолдерами), lead change (англ., управлять изменениями) и lead performance (англ., управлять результатами). Вот те лидерские правила, которыми я руководствуюсь:

  1. Уделять внимание подчиненным. Вы можете об этом даже не задумываться, но Ваши подчиненные обращают внимание на малейшие изменения в Вашем поведении по отношению к ним. Например, Вы торопились и не успели пожать кому-то руку. Это легко может выбить человека из колеи на целый день, а Вы будете ломать голову над тем, почему снизилась его продуктивность. Я всегда слежу, чтобы никто из сотрудников не был обойден вниманием. Кивок, пара слов, рукопожатие, улыбка – все это совсем несложно и приятно делать, при этом такие, казалось бы, мелочи очень сильно влияют на мотивацию и рабочий настрой Ваших подчиненных.
  2. Корректно вести себя с подчиненными. Важно помнить, что нельзя нарушать определенные правила взаимодействия с людьми, например, эмоционально выражать свое недовольство. Предположим, сотрудник никак не может выполнить задание так, как Вам бы хотелось. Если повысить на него голос, то результат, скорее всего, не изменится. Гораздо полезнее в данной ситуации выяснить причину неудач. Я прошу сотрудника пересказать мне суть задания, показать результат и этапы выполнения. Если все, что он говорит, верно, то причина провала кроется, скорее всего, в том, что он уделяет недостаточное внимание заданию. Тогда я спокойно объясняю, что при таком отношении к делу наше дальнейшее сотрудничество будет невозможно. Обычно этого достаточно, чтобы решить проблему и заставить человека пересмотреть свой подход к работе.
  3. Подбирать команду из тех, кому действительно доверяешь. Мне приходится взаимодействовать с сотрудниками, которые находятся в других регионах, отделах, и непосредственный контроль за их работой осуществить очень сложно. Поэтому важно, чтобы в моей команде были люди, которые в любой ситуации будут вести себя в соответствии с принятыми у нас этическими принципами и требованиями. Я всегда демонстрирую подчиненным, что доверяю им. Например, делегируя задачу, описываю только суть и ожидаемый результат, показывая, что уверен в исполнителе и знаю, что он меня не подведет. Видя такое отношение, сотрудники часто ведут себя аналогично по отношению к своим коллегам.
  4. Воспитывать себе преемника. Прежде чем сделать следующий шаг по карьерной лестнице, важно убедиться, что у Вас есть преемник, готовый продолжить начатое Вами дело. В целом я руководствуюсь принципом, что мое карьерное развитие возможно только в том случае, если у людей, которые мне подчиняются, также есть возможность профессионально вырасти и занять новую позицию.
  5. Не демонстрировать власть. Если человек активно показывает, что у него есть над кем-то власть, то для меня это свидетельство низкой культуры или личной несостоятельности. Нельзя строить команду только на иерархии, так как в сложных ситуациях это не работает: люди либо добровольно пойдут за Вами, либо пальцем не пошевелят. Каждый день напоминаю себе, что я не только директор компании, я – человек, у которого есть работа, семья, увлечения. И я должен вести себя как обычный человек.
  6. Понимать, что мир гораздо больше, чем работа. Работа – важная часть жизни. Но, кроме нее, у меня есть много других занятий. Например, я люблю бегать и делаю это каждый день. Когда бегаю, то чувствую, как мысли становятся яснее, я абстрагируюсь от сиюминутных проблем и начинаю видеть ситуацию в перспективе. Например, понимаю, что какой-то проблеме уделяю неоправданно много внимания, а другой, более важной, напротив, мало. Движение помогает расставить приоритеты. Мой первый руководитель, человек в достаточно зрелом возрасте, каждый день в обед полчаса гулял по бульвару. Прошло 15 лет, и на одном бизнес-саммите в Германии я услышал, что 15 минут ходьбы в обеденное время помогают держать себя в тонусе и сохранять ясность мысли. Тогда я вспомнил своего первого руководителя – он не посещал тренингов и бизнес-школ, но сам выработал для себя такое же правило. Подобному опыту я доверяю.

Эффективный менеджер, безусловно, должен обладать целым набором лидерских качеств, и в связи с этим, крайне важно отметить, что проблема подготовки специалистов в сфере менеджмента, особенности в плане развития лидерских качеств у современных менеджеров, все еще недостаточно исследована, несмотря на наличие вполне достойных научных работ, но, тем не менее, посвященных только лишь отдельным аспектам проблемы.

Все большее количество ученых и менеджеров-практиков, обращают внимание на педагогическую сторону вопроса обучения лидерству, и отмечают значимость развития у студентов, как будущих менеджеров, не только навыков теории и практики управления, но и одновременно формирования лидерских качеств для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Подчеркнём тот факт, что бизнес-курсы - это по сути своей, достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в научных исследованиях преобладает мнение о невозможности изменить психологию людей в течение короткого периода времени - развивать сильные, нейтрализовать слабые стороны личности, в том числе и лидерские качества. В научной среде, равно как и от профессионалов в сфере менеджмента всё чаще можно услышать мнение о том, что развивать все это необходимо именно со студенческой скамьи.

При подготовке специалистов возрастает значение развития личностных качеств, таких как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, лидерские тенденции, способность увлекать за собой людей для достижения поставленной цели и др. Бесспорным является то, что все вышеперечисленное должно быть основой подготовки современного менеджера.

Следует отметить актуальное и крайне важное для современной теории и практики менеджмента исследование С.О. Пожарского, который провел теоретический анализ организационно-педагогических условий, и выделил «…несколько возможных основополагающих методов и форм воздействия на личность, направленных на развитие и совершенствование лидерских качеств, в том числе и тех, которые могут успешно применяться в формате образовательного процесса:

  • 1) Метод ситуационных задач (case-study). Преподаватели используют метод ситуационных задач (case method), как дополнение к лекциям либо как основу для отдельных курсов. Важность кейсов в обучении неоспорима. Кейсы помогают обучающимся развить навыки определения проблемы, анализа ситуаций, оценку альтернативных вариантов, принятие решений. Всего этого трудно достичь, читая лекции. Рекомендуется использовать возможность кейсовых задач как можно больше, так как практикуясь на принятии верных решений, выслушивая мнения других по проблемным вопросам, неосознанно вырабатываются такие качества, как умение анализировать ситуацию, объективность, оперативность, способность адаптироваться и некий опыт в различных сложных ситуациях. Все это, безусловно, можно назвать важными качествами для эффективного лидерства.
  • 2) Жизненный пример. Популярность среди преподавателей и студентов кейсовых заданий вовсе не предполагает полного перехода на этот метод. В учебном процессе, как и прежде, основную роль играют лекции, теоретические знания. Многие преподаватели используют в своих лекциях примеры из реально существующих компаний для того, чтобы сделать теоретические знания более доступными и понятными слушателям курсов, участникам тренингов и семинаров.

В ходе лекций важно часто приводить примеры по способностям и лидерским навыкам наиболее успешных руководителей известных компаний, подчеркивать их качества, и тот факт, что зачастую совсем не обязательно быть идеально подходящим специалистом для эффективного руководства, важно отмечать и невозможность для личности обладать всеми необходимыми лидерскими качествами от рождения, ведь многие свойства личности можно с успехом развивать» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 110..

3) Элементы тренингов и упражнений. Тренинг означает приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии и т. д. Тренинг - это интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии. Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе.

Так, К. Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта в процессе развития лидерских качеств, а в ряде случаев - единственным успешным методом обучения и изменения человека» Рудестам К. Групповая психотерапия. - 3-е издание. - Издательство: Питер, 2012. - С. 98.. На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

4) Суггестивные методы. Сугестопедагогика - психотерапевтическое течение мировой педагогики, прошедшее длительный путь развития, в течение которого изменялись ее суггестивные учебные методы: гипнопедический и ритмопедический. Отличительной особенностью этих методов является необычный способ подачи учебного материала, ориентированного на быстрое запоминание

Воздействие на обучаемого оказывает внешний вид преподавателя (ведущего тренинг), его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие коллектива, окружающая атмосфера. Отношение обучаемого к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений преподавателя, но и тем, кто ведет это объяснение (имеет огромное значение степень авторитета). Следует отметить, что в высших учебных заведениях, в рамках преподавания такой дисциплины как «психология общения», в календарно-тематический план специалисты рекомендуют внедрять элементы социально-психологического тренинга для развития лидерских качеств и накопления лидерского потенциала личности.

Кроме того, следует развивать лидерские качества и в рамках стандартных лекций, практических занятий. При составлении планов обучения сотрудников организаций, следует учитывать все вышеописанные методы, элементы и формы. При этом крайне значимую роль следует отводить упражнениям и деловым играм в соответствие с профилем деятельности каждой конкретной организации.

Что касается развития лидерских качеств и лидерского потенциала личности менеджера, - в этом плане целесообразно организовывать социально-психологические упражнения для развития определенных черт характера. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для обеспечения эффективности процесса формирования лидерских качеств, необходимо соблюдение следующих организационных и педагогических условий:

  • - выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях личностно-ориентированного подхода, что позволит им проявлять позицию субъекта управленческой деятельности;
  • - ориентация преподавателей (ведущих тренинги) на новые профессиональные роли (сопровождение и консультирование обучающихся), что способствует более эффективной организации обучающимся самостоятельной деятельности;
  • - обеспечение оперативной диагностики и оценки эффективности процесса формирования лидерских качеств.

По мнению С.О. Пожарского, с позицией которого мы абсолютно согласны - «наиболее благоприятными для формирования личности лидера будут условия личностно-ориентированного подхода.

Под личностно-ориентированным подходом следует понимать методологическую ориентацию в педагогической и управленческой деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности как уже состоявшегося менеджера, так и студента-будущего управленца, с целью развития его неповторимой индивидуальности» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 111.. Данный подход учитывает, прежде всего, интересы сотрудника организации, и способствует развитию личностных качеств.

Применение такого подхода, позволит, по убеждению Е.Н. Степановой, - «выявить зарождающиеся лидерские качества обучающегося, создать условия для их успешного формирования. Предоставление возможности выбора способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, ответственности за принимаемые решения, укрепление позиций субъекта. Разнообразие видов деятельности и повышение требований к результатам этой деятельности способствуют постоянному росту личности, саморазвитию, что является неотъемлемой чертой лидера» Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - Москва: ТЦ «Сфера», 2012 - С. 62-63..

Таким образом, логично будет заключить, что наиболее эффективным, даже несмотря на кажущуюся долгосрочность, будет именно метод воздействия на развитие лидерских качеств менеджеров непосредственно в процессе обучения (переподготовки, повышения квалификации), причем это должны быть целенаправленные и осознанные действия по выявлению и совершенствованию необходимых характеристик для облегчения их практической работы.



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...