Литосфера как элемент географической оболочки. Горная порода магматического происхождения

Литосфера. Земная кора. 4,5 млрд. лет назад, Земля представляла собой шар, состоящий из одних газов. Постепенно тяжелые металлы, такие как железо и никель, опускались к центру и уплотнялись. Легкие породы и минералы всплывали на поверхность, охлаждались и отвердевали.

Внутреннее строение Земли.

Принято делить тело Земли на три основные части – литосферу (земную кору), мантию и ядро .

Ядро — центр Земли , средний радиус которого около 3500 км (16,2 % объема Земли). Как предполагают, состоит из железа с примесью кремния и никеля. Наружная часть ядра находится в расплавленном состоянии (5000 °С), внутренняя, по-видимому, твердая (субъядро). Перемещение вещества в ядре создает на Земле магнитное поле, защищающее планету от космического излучения.

Ядро сменяется мантией , которая простирается почти на 3000 км (83 % объема Земли). Считают, что она твердая, в то же время пластичная и раскаленная. Мантия состоит из трех слоев : слоя Голицына, слоя Гуттенберга и субстрата. Верхняя часть мантии, называемая магмой , содержит слой с пониженной вязкостью, плотностью и твердостью - астеносферу, на которой уравновешиваются участки земной поверхности. Граница между мантией и ядром называется слоем Гуттенберга.

Литосфера

Литосфера – верхняя оболочка «твердой» Земли, включающая земную кору и верхнюю часть подстилающей ее верхней мантии Земли.

Земная кора – верхняя оболочка «твердой» Земли. Мощность земной коры от 5 км (под океанами) до 75 км (под материками). Земная кора неоднородна. В ней различают 3 слоя осадочный, гранитный, базальтовый . Гранитный и базальтовый слои названы так потому, что в них распространены горные породы, похожие по физическим свойствам на гранит и базальт.

Состав земной коры: кислород (49 %), кремний (26 %), алюминий (7 %), железо (5 %), кальций (4 %); самые распространенные минералы - полевой шпат и кварц. Граница между земной корой и мантией называется поверхностью Мохо .

Различают континентальную и океаническую земную кору. Океаническая отличается от континентальной (материковой) отсутствием гранитного слоя и значительно меньшей мощностью (от 5 до 10 км). Толщина континентальной коры на равнинах 35-45 км, в горах 70-80 км. На границе материков и океанов, в районах островов толщина земной коры составляет 15-30 км, гранитный слой выклинивается.

Положение слоев в континентальной коре свидетельствует о разном времени ее образования . Базальтовый слой является самым древним, моложе его – гранитный, а самый молодой – верхний, осадочный, развивающийся и в настоящее время. Каждый слой коры формировался в течение длительного отрезка геологического времени.

Литосферные плиты

Земная кора находится в постоянном движении. Первым гипотезу о дрейфе материков (т.е. горизонтальном движении земной коры) выдвинул в начале ХХ века А. Вегенер . На ее основе создана теория литосферных плит . Согласно этой теории, литосфера не является монолитом, а состоит из семи крупных и нескольких более мелких плит, «плавающих» на астеносфере. Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами - это самые «беспокойные» области планеты.

Земная кора разделяется на устойчивые и подвижные участки.

Устойчивые участки земной коры - платформы - образуются на месте геосинклиналей, потерявших подвижность. Платформа состоит из кристаллического фундамента и осадочного чехла. В зависимости от возраста фундамента выделяют древние (докембрийские) и молодые (палеозойские, мезозойские) платформы. В основании всех материков лежат древние платформы.

Подвижные, сильно расчлененные участки земной поверхности называются геосинклиналями (складчатыми областями ). В их развитии выделяют два этапа : на первом этапе земная кора испытывает опускания, происходит накопление осадочных горных пород и их метаморфизация. Затем начинается поднятие земной коры, горные породы сминаются в складки. На Земле было несколько эпох интенсивных горообразований: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская, кайнозойская. В соответствии с этим выделяют различные области складчатости.

Литосфера – наружная твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Литосфера включает осадочные, изверженные и метаморфические породы.Нижняя граница литосферы нечеткая и определяется по уменьшению вязкости среды, скорости сейсмических волн и повышению теплопроводности. Литосфера охватывает земную кору и верхнюю часть мантии толщиной несколько десятков километров до астеносферы, в которой изменяется пластичность пород. Основные способы определения границы между верхней границей литосферы и астеносферой – магнитотеллурический и сейсмологический.Толщина литосферы под океанами составляет от 5 до 100 км (максимальное значение на периферии океанов, минимальное – под Срединно-океаническими хребтами), под материками – 25-200 км (максимум – под древними платформами, минимум – под сравнительно молодыми горными массивами, вулканическими дугами). Строение литосферы под океанами и континентами имеет существенные различия. Под материками в структуре земной коры литосферы различают осадочный, гранитный и базальтовый слои, толщина которых в целом достигает 80 км. Под океанами земная кора неоднократно подвергалась процессам частичного плавления в ходе формирования океанической коры. Поэтому она обеднена легкоплавкими редкими соединениями, лишена гранитного слоя, а толщина ее значительно меньше, чем континентальной части земной коры. Толщина астеносферы (слоя размягченных, тестообразных горных пород) составляет около 100-150 км.Образование атмосферы, гидросферы и земной корыОбразование произошло в ходе высвобождения веществ из верхнего слоя мантии молодой Земли. В настоящее время на океаническом дне в срединных хребтах продолжается процесс образования земной коры, что сопровождается выделением газов и небольших объемов воды. В составе современной земной коры в большой концентрации присутствует кислород, далее по процентному содержанию следуют кремний и алюминий. В основном, литосферу формируют такие соединения, как диоксид кремния, силикаты, алюмосиликаты. В формировании большей части литосферы принимали участие кристаллические вещества магматического происхождения. Они образовались при остывании вышедшей на поверхность Земли магмы, которая в недрах планеты находится в расплавленном состоянии.В холодных областях мощности литосферы наибольшие, а в теплых – наименьшие. Мощность литосферы может повышаться при общем понижении плотности теплового потока. Верхний слой литосферы упругий, а нижний пластичный по характеру реакции на постоянно воздействующие нагрузки. В тектонически активных участках литосферы выделяют горизонты сниженной вязкости, где сейсмические волны проходят с более низкой скоростью. По мнению ученых, по данным горизонтам одни слои по отношению к другим «проскальзывают». Этот феномен называют расслоением литосферы. В структуре литосферы различают подвижные участки (складчатые пояса) и сравнительно стабильные области (платформы). По относительно пластичной астеносфере передвигаются блоки литосферы (литосферные плиты), достигающие в поперечнике размеров от 1 до 10 тысяч километров. В настоящее время литосфера делится на семь главных и ряд малых плит. Границами, отделяющими плиты друг от друга, являются зоны максимальной вулканической и сейсмической активности.

Вулканы - геологические образования, имеющие конусообразную или куполовидную форму. Вулканы, об извержении которых имеются исторические данные, называются действующими, те, о которых нет сведений, - потухшими.

Геохронология - обозначение времени и последовательности образования горных пород. Если залегание горных пород не нарушено, то каждый слой моложе того, на котором он залегает. Верхний слой образовался позднее всех лежащих ниже. Древнейший интервал гео­логического времени, включающий архей и протерозой, называется докембрием. Он охватывает почти 90 % всей геологической истории Земли.

В геологической истории Земли выделяется несколько эпох интенсивного горообразования (складчатости) - байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская, кайнозойская.

Горы - участки земной поверхности с большими резкими колеба­ниями высот. По абсолютной высоте различают высокие горы (выше 2000 м), средние (от 1000 до 2000 м), низкие (до 1000 м).

Земная кора (ЗК) - верхняя твёрдая слоистая оболочка Зем­ли, неоднородная и сложноустроенная, её мощность составляет от 30 км (под равнинами) до 90 км (под высокими горами). Выделяют два вида земной коры - океаническую и континентальную (матери­ковую). Континентальная земная кора имеет три слоя: верхний - осадочный (самый молодой), средний - «гранитный» и нижний - «базальтовый» (самый древний). Её мощность достигает 70 км под горными системами. Океаническая кора имеет мощноеть 5-10 км, состоит из «базальтового» и осадочного слоев, она более тяжелая, чем континентальная.

Литосфера - каменная оболочка Земли, которая включает земную кору и верхнюю часть мантии и состоит из крупных блоков - лито- сферных плит. Литосферные плиты могут нести на себе материки и океаны, но их границы не совпадают. Литосферные плиты медлен­но перемещаются, вдоль разломов образуются срединно-океанические хребты, в осевой части которых находятся рифты.

Минералы - сочетания различных химических элементов, ко­торые образуют однородные по физическим свойствам природные тела. Из минералов состоят горные породы, которые различаются по происхождению.

Нагорья - обширные горные территории, характеризующиеся сочетанием горных хребтов и выровненных участков, высоко распо­ложенных над уровнем моря.

Остров - небольшой (по сравнению с материком) участок суши, окруженный со всех сторон водой. Архипелаг - группа островов. По происхождению острова бывают континентальные (находящиеся на шельфе), вулканические и коралловые (атоллы). Самые крупные острова - материковые. Коралловые острова расположены в тропи­ческой зоне, т. к. для жизнедеятельности кораллов необходима тёплая солёная вода.

Платформа - обширный, малоподвижный и наиболее устойчи­вый участок земной коры, в рельефе они обычно выражены рав­нинами. Материковые платформы имеют двухъярусное строение: фундамент и осадочный чехол. Участки выхода кристаллического фундамента на поверхность называют щитами. Различают древние (докембрийский фундамент) и молодые (палеозойский или мезозой­ский фундамент) платформы.

Полуостров - участок суши, вдающийся в море.

Равнина - обширный участок земной поверхности с малыми колебаниями высот и незначительными уклонами, приуроченные к устойчивым тектоническим структурам. По абсолютной высоте среди равнин различают низменности (до 200 м над уровнем океана), возвышенности (от 200 до 500 м), плоскогорья и плато (свыше 500 м). По характеру рельефа различают плоские и холмистые равнины.

Рельеф дна Мирового океана - формы рельефа поверхности дна океана, развитые в пределах различных типов земной коры. Первая зона - подводная окраина материков (представлена материковым типом ЗК) - состоит из шельфа (до 200 м), относительно крутого материкового склона (до 2500 м), переходящего в континенталь­ное подножие. Вторая зона - переходная (на стыке материковой и океанической ЗК) - состоит из окраинных морей, вулканических островов и глубоководных желобов. Третья - ложе океана с ЗК океа­нического типа. Четвертая зона выделяется в центральных частях океана - это срединно-океанические хребты.

Рельеф - это совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, происхождению, возрасту и истории развития. Он формируется под влиянием внутренних и внешних факторов.

Сейсмические пояса - места столкновения литосферных плит. В процессе их столкновения более тяжёлые (с океанической земной корой) опускаются под менее тяжёлые (с материковой земной ко­рой). В местах изгиба уходящей вниз плиты образуются глубоковод­ные желоба, а на краю происходит горообразование (на материках появляются горы, а в океанах - острова). Горообразование происхо­дит и в местах столкновения плит с одинаковой материковой земной корой.

Экзогенные процессы (внешние) - геологические процессы, про­исходящие на поверхности и в верхних частях земной коры под воз­действием солнечной энергии и силы тяжести.

Эндогенные процессы (внутренние) - геологические процессы, происходящие в недрах земли и обусловленные её внутренней энер­гией. Проявляются в виде тектонических движений, сейсмических процессов (землетрясений), вулканизма.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Тема урока «Литосфера»

Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры.

Оборудование на уроке: план на доске, проектор для просмотра слайдов (презентация), таблица: «Внутреннее строение Земли».

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

План :

    Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

    Литосфера.

    Методы изучения Земли.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку) .

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

II этап. Актуализация знаний .

Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.

Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

СЛАЙД 2.

Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри Земли.

Тема сегодняшнего урока. «Строение Земли и методы его изучения. Литосфера».

СЛАЙД 3.

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера.

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

Мотивация. Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля».

Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

Какая, Вась?

Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

Ну да...

Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Побежали!

Баааааабушка!

Что, Коленька?

Бабушка, где у нас лопата лежит?

В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Вы хотя бы знаете, как она устроена?

А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала .

Учитель. Прослушав рассказ и используя (наглядное пособие) ТАБЛИЦА «Внутреннее строение Земли», ответьте на вопросы.

СЛАЙД 4.

Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

СЛАЙД 5.

Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

СЛАЙД 6.

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Используя материал учебника (стр.38 §16 абзац 3, определить температуру), (рисунок 22, стр.39 §16, определить толщину мантии), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка).

СЛАЙД 7.

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

Земная кора

5–80 км

Твердое

Разная, от -7°С, до +57°С

760 мм. рт. ст.

Мантия верхняя

200–250 км

Пластичное, размягчённый

2000°С

1,3 млн. атм.

82%

Мантия нижняя

2900 км

Твердое, кристаллическое

Ядро внешнее

2250 км

Расплавленное, жидком

2000–5000°С

3,6 млн. атм.

17%

Ядро внутреннее

1250 км

Твёрдое

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

Физкультминутка

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера.

Литосфера: « литос » – камень, « сфера » – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

СЛАЙД 8.

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

СЛАЙД 9.

    Назовите виды земной коры?

    Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Как происходило образование земной коры? Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко–жидкого вещества мантии – магмы.Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества – кремний и алюминий – застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа –густая грязь) – расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.

Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли? Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу Землю . Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор – сейсмограф . Уникальную информацию о недрах Земли ученые–сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология – наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.

Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

СЛАЙД 10.

Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину.

Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

IV этап. Закрепление .

Задание. Найдите соответствие (метод перетаскивания).

Ядро

Толщина слоя 5–10 км

Мантия

Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое

Материковая земная кора

Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев

Океаническая земная кора

Состоит из гранита, базальта и осадочных пород.

Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А

СЛАЙД 11.

V этап. Обобщение .

Задание.

Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

    Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

    Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

    Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

    Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли (« литос » – камень, « сфера » – шар).

    Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.

    Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую…

VI этап. Домашнее задание

§ 16, творческое задание. Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере.

VII этап. Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия .

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

В технологической карте напечатаны смайлики, которые показывают настроение. Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

СЛАЙД 12.

Похвалы. Скажи друг другу доброе слово. Положительная оценка класса с аплодисментами себе за хорошую работу на уроке.

СЛАЙД 13.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...